торцевые шпонки на иконе

Купить икону – разбираемся со шпонками при покупке старинных икон.

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

03.10.2017 год.

Если Вы решили купить старинную икону и хотите узнать больше о том, как она создавалась более ста лет назад, еще в имперской России, наверняка возникнет вопрос не только о самой живописи, но и об основе любой деревянной старой иконы – доске!

Казалось бы – чего тут может быть интересного – доска она и есть доска, но любопытному Покупателю мы хотим рассказать о том, что на самом деле, иконная доска служит своеобразной летописью каждого религиозного произведения и опытный любитель старины обязательно начнет составление мнения о конкретном памятнике именно с подробного созерцания, изучения его деревянной основы!

торцевые шпонки на иконе. Смотреть фото торцевые шпонки на иконе. Смотреть картинку торцевые шпонки на иконе. Картинка про торцевые шпонки на иконе. Фото торцевые шпонки на иконе

Особое внимание любой коллекционер икон уделит шпонкам – особым деревянным скрепам, установленным в доску, ибо их форма, тонкость, длина, ширина и сам способ монтировки скажут ему о многом, и в том числе, помогут и здесь более точно говорить о датировке деревянной основы и о ее местечковом происхождении. О шпонках мы и хотели рассказать Покупателям в этом материале.

торцевые шпонки на иконе. Смотреть фото торцевые шпонки на иконе. Смотреть картинку торцевые шпонки на иконе. Картинка про торцевые шпонки на иконе. Фото торцевые шпонки на иконе

Для чего нужны шпонки в иконной доске? Традиция устанавливать шпонки в иконную основу пришла из глубокой древности и сделано это было не случайно. Основная задача шпонок – устранить, скомпенсировать или замедлить искривление самой иконной доски вследствие ее усыхания. Само же изгибание основы происходит практически неизбежно с подавляющим большинством старых живописных икон, поскольку усыхание доски происходит неравномерно: лицевая сторона, покрытая жестким грунтом, тканной паволокой и, наконец, слоем живописи деформируется, в отличие от «голого» задника совсем незначительно, вследствие чего и образуется характерный выгиб иконной доски.

Волокна иконных досок всегда (за редким исключением) располагаются вертикально, в то время как деревянные клинья (шпонки) устанавливаются в перпендикулярном направлении, то есть горизонтально.

Наиболее часто при этом клинышки врезаются в массив задника иконы, либо монтируются в пазы, пропиленные в верхнем и нижнем торце иконной доски.

торцевые шпонки на иконе. Смотреть фото торцевые шпонки на иконе. Смотреть картинку торцевые шпонки на иконе. Картинка про торцевые шпонки на иконе. Фото торцевые шпонки на иконе

Разновидности шпонок:

1. Старинная икона 19 века с врезными не сквозными шпонками (одна утрачена).

2. Старинная икона 19 века с врезными сквозными фигурными шпонками.

3. Старинная икона 19 века с врезными торцевыми шпонками.

Способ врезки в задник также может быть различным. Например, для святых старинных икон 17 века характерно встречное их расположение, причем тонкий конец конусообразной шпонки не выходит за боковой край доски. Сквозные же конусообразные шпонки, да еще и сонаправленные, то есть вставляемые в доску с одного бока, характерны для поздней иконы 19-го века.

Ширина шпонок также может быть подвержена исследованию и некоторой стандартизации. Например, коллекционеры икон знают, что наличие узких поперечных шпонок характерно для произведений 16-17 века, позже такие шпонки уже не применяются, они становятся шире и тоньше.

Врезные торцевые шпонки обычно очень узкие, это обусловлено самой конструктивной схемой, и различаются лишь своей шириной. Такие шпонки характерны больше для икон 18 века, особенно их любили устанавливать в доски на Русском Севере, но встречается такая схематика и в образах из Средней полосы России, и на иконах Юга, Сибири.

Следует отметить и тот факт, что у очень многих старинных икон 19 века шпонок не было вовсе. Это и иконы, написанные на небольших сосновых дощечках в иконописном центре слобода Борисовка, и, например, многочисленные памятники Холуя, иконы, написанные на тонкой щепе.

Вопрос, который особенно часто волнует наших Покупателей звучит так – почему на некоторых иконах шпонки частично или полностью отсутствуют, плохо ли это и надо ли озадачиваться восполнением утраченных шпонок, изготовив новые на заказ?

Ответ на этот вопрос мы разобьем на части, подробно ответив на каждую из них.

Шпонки на иконах, как мы уже сказали, должны были скомпенсировать процесс усушки доски и вызванное этим, ее коробление, выгиб. Но шпонки и сами были подвержены усыханию, кроме того, доска, выгибаясь, частенько просто выдавливала из своего «тела» поперечные врезные клинья, так что обратно их уже вставить не было никакой возможности, именно поэтому многие старинные иконы встречаются сегодня либо с одной (вместо двух), либо и вовсе без поперечин.

Ничего трагического в том, что в антикварной иконе нет шпонок, нет, это надо усвоить любому Покупателю. Шпонки выполнили свою задачу, доска за сто лет усохла практически окончательно (хотя небольшие «гуляния» в иконной доске продолжаются всю ее жизнь и связаны с изменением атмосферы – перепадами влажности и температуры), и теперь не стоит переживать за целостность иконной основы, она уже не изменит своих линейных параметров.

Часто можно констатировать и другой факт – шпонки сохранились, но в своих пазах они не держатся, «ездят» по ним свободно, выпадают. Такие шпонки также не несут на себе своей первоначальной нагрузки, выполняя просто роль чисто эстетическую, дополняя икону в ее исторической первоначальной комплектности, не более того.

Поэтому, если Вы решили купить старинную икону и видите, что в ней не хватает или нет вовсе шпонок, не стоит об этом переживать, ничего страшного в будущем с иконной основой такого произведения религиозного искусства не случится, оно будет долгие годы, десятилетия и даже столетия радовать Вас и Ваших детей, внуков, правнуков.

Что же касается изготовления новых шпонок для старинной иконы, то мы делать этого не советуем по многим причинам, но если говорить коротко, то такая процедура может не помочь сохранить старинную икону, а наоборот, поспособствует ее разрушению, иконная доска может попросту лопнуть сразу, или в процессе дальнейшего хранения иконы, ведь новая шпонка будет сделана из «свежего» дерева, которое также будет подвержено активной усушке, короблению, а предусмотреть эти процессы в долгосрочной перспективе просто невозможно, и если нет непосредственной необходимости (например, когда доска у иконы уже лопнула и для ее скрепления нужны новые клинья), заниматься подбором или изготовлением шпонок не нужно.

В завершении хочется отметить, что в иконах с врезными торцевыми шпонками они сохраняются наиболее часто, сама конструкция обеспечивает эту сохранность: доска, даже чуть изогнувшись, надежно фиксирует в себе шпонки, не давая им выпасть даже через сто, двести лет.

Существуют и другие разновидности шпонок, встречающиеся гораздо реже описанных вариантов, например, накладные или диагональные, но о них мы не стали рассказывать в этой статье по причине их чрезвычайной редкости.

Источник

Торцевые шпонки на иконе

От возраста иконы зависит ее конечная цена — за иконами XIV–XVI веков охотятся все коллекционеры мира. Хотите узнать, насколько стара ваша семейная икона? Наши подсказки помогут вам в этом нелегком деле.

Подписи на иконе

Иконописцы довольно часто подписывали и датировали свои иконы. Встречаются иконы с владельческими, авторскими, дарственными и полковыми надписями, по которым можно определить возраст иконы.

Проба и клеймо мастера на окладе

На окладах из драгоценных металлов ставили клеймо мастера и пробу. По ним с максимальной точностью определяется время изготовления данного оклада. Но и тут есть небольшой нюанс — встречаются иногда иконы XIV–XVII веков с окладами XIX–XX веков, когда владельцы заказывали новый оклад на икону или подбирали оклад из уже готовых.

Способ обработки

На Руси доски для икон вытесывали только топором. Начиная с XVII века, начали использовать продольную распиловку бревна для икон. Различные инструменты оставляли свой характерный след на дереве — по ним и определяют ориентировочный возраст иконы. Но бывало и так, что при поновлениях иконы тыльную часть доски стесывали, иконописцы писали на очень старых досках или рубили их топором в XVIII–XIX веках за неимением другого подходящего инструмента.

Виды и способ крепления шпонок

С торцевой или тыльной стороны доску укрепляли длинными рейками — шпонками. В разные времена использовали различные виды шпонок и способы крепления. В XI–XII веках в ходу были кованые гвозди и деревянные шипы. Позже их заменили на врезные шпонки, которые ставили в специальные пазы с тыльной стороны будущей иконы. В XIV–XV веках пазы на досках делали от одного края к другому, но потом они стали более короткими, а шпонки обрели форму клиньев. В XVI веке шпонки были тонкими и плоскими, с XVII века – стали широкими и плоскими. Но с конца XVII века начали использовать шпонки, врезанные в торцы доски.

Тип красок

Для древнерусских икон иконописцы использовали темперные краски, а с XIX века в обиход вошли масляные. Масляные краски делают икону максимально похожей на картину, так как присутствует тщательная проработка, тени, полутени мазки, подрисовки.

Сюжет

Для примера, икона с Преподобным Серафимом Саровским никак не могла быть написана в XVII–XVIII веках — так как он был прославлен в лике преподобных в 1903 году. А иконы Царственных мучеников стали писать только сейчас после того, как церковь причислила их в 2000 году к лику святых.

Печать

Иконы, напечатанные на бумаге и жести вошли в обиход только с XIX века

Источник

Шпонка. Зачем?

Здравствуйте, коллеги!
Большинство людей, связанных с иконописью, считают, что иконная доска без шпонок не жизнеспособна. Мне тоже так казалось и выглядело всё довольно логичным, пока хорошенько не задумался.
И сейчас меня раздирают сомнения.

Уважаемые, а зачем нужны шпонки?

Заранее спасибо за реакцию, хотя, возможно, здесь уже отвечали на этот вопрос, но я, честно, не нашел.

Элeмeнт конструкции-это понятно.
Вопрос: зaчeм? Т.e. Кaкой смысл в этом элeмeнтe конструкции?

При короблeнии щитa создaётся нaпряжeниe. Шпонкa, создaвaя нaпряжeниe, ломaeт доску.

Уже в XI—XII веках в России появляются иконы, высота которых иногда достигает двух метров и более. Размеры их обусловливались величиной церковных помещений. Например, икона XI— XII веков с изображением Петра и Павла, написанная для новгородского Софийского собора, имеет размер 236 х 147 см, «Благовещение» XII века для Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде — 229 х 144 см, «Георгий» из того же собора — 230 х 142 см.

Представьте размер, и вес..

\\ создает напряжение и ломает доску.. \\- смотря как сделано, см.:

Основу для иконы малого размера вырезали из одной доски; чтобы изготовить икону большого размера, соединяли несколько досок в один щит.
Для большей прочности между внутренними боковыми сторонами досок врезали небольшие, короткие планочки. Планочки различной конфигурации врезали в лицевую или тыльную сторону доски. Называли их в зависимости от формы — «карасиками», «сковородниками» или «ласточками». Врезанные в лицевую сторону доски «ласточки» изготовлялись с XVI века.
С тыльной стороны иконы или с торцевых ее сторон доски дополнительно скреплялись длинными рейками с различными поперечными сечениями — шпонками. В разное время применялись различные как по своей конфигурации, так и по способам крепления шпонки. Для византийских и русских иконных досок XI и последующих двух веков характерно прикрепление шпонок на торцевых частях и тыльной стороне доски посредством деревянных шипов или кованых железных гвоздей. Такие шпонки называются накладными торцевыми и накладными с тыльной стороны.

Видите, есть варианты правильного скрепления досок.

пс. Потом, не сама шпонка «создает» напряжение.

При короблeнии щитa создaётся нaпряжeниe. Шпонкa, создaвaя нaпряжeниe, ломaeт доску.[/quote]

Илья, сплаченные доски «скрепляются» клеем, шпонка им в этом не помогает.

А что же создает напряжение? Коробящийся щит сам по себе со своим напряжением справляется, изгибаясь. Шпонка препятствует изгибанию и создает напряжение.

С другой стороны, как ведут себя крупные иконы без шпонок?
Я слышал, что не трещат, вроде.

Izograf, согласен, создает жесткость и препятствует короблению. Короблению щита в целом. Т.е. по ширине, на которую установлена шпонка.
В итоге щит не коробится, а трескается, сбрасывая напряжение и сохраняя общую относительную прямолинейность.

Кстати, про правильность сплачивания и подбора направления волокон.
Что-то, я не видел, что-бы иконные доски пытались выгнуться в обратную сторону(вернее, бывает, но редко). Т.е. Вы ведь не будете отрицать, что классический изгиб иконной доски-вовнутрь? Если так, то, возможно, дело тут не в направлении волокон, а в наличии красочного слоя с лицевой стороны, и неправильных условиях хранения?

Илья, сплаченные доски «скрепляются» клеем, шпонка им в этом не помогает.

Илья.,тут мудрить нечего. Что бы шпонка играла свою роль, ее геометрия должна точно соответствовать геометрии паза+правильно выбранный угол ласточкина хвоста+оптимально, для каждой доски, подобраны размеры сечения +врезка на оптимальную глубину+быть изготовленной из более твердой древесины.До Никона это прекрасно понимали. Ну а 18-19 века-шпонки делались абы как, скорее как декоративный элемент, не все, конечно, но много.И еще раз повторюсь, главное-правильно собранный щит.

Что бы шпонка играла свою роль, ее геометрия должна точно соответствовать.

главное-правильно собранный щит.

Кстати, про правильность сплачивания и подбора направления волокон.
Что-то, я не видел, что-бы иконные доски пытались выгнуться в обратную сторону(вернее, бывает, но редко). Т.е. Вы ведь не будете отрицать, что классический изгиб иконной доски-вовнутрь? Если так, то, возможно, дело тут не в направлении волокон, а в наличии красочного слоя с лицевой стороны, и неправильных условиях хранения?

Икона- это деревянная доска с категорически неравномерно защищенными поверхностями от воздействия влаги и температуры.
И в связи с деревянными же материалом в данной доске происходит два процесса:
1. Динамическое изменение доски за счет общего высыхания доски в течение 30-50 лет ( причем самые активные процессы происходят в первые 10 лет).

Первый процесс шпонка может лишь частично компенсировать. Но если доска сделана изначально неправильно, то есть неправильно выбрана, неправильно высушена ( пока не буду углубляться, но доски 16-17 века показывают, как надо было доски готовить).
При неправильной подготовке при последующем покрытии лицевой стороны паволочно- левкасно- красочным слоем доску всенепременно будет выгибать.
Причем шпонка сдержать такой процесс не может. А в какой- то момент, если шпонка крепкая, она может сыграть и отрицательную роль- икона может разломаться из-за превышения крепости шпонки над крепость доски.

А вот малые колебания шпонке подвластны и она спасает икону от мелких разрушений, которые, суммируясь, уже могут создать крупные разуршения даже для хорошей доски.

В больших щитах шпонка не компенсирует динамические изменения доски на вогнутость, а сдерживает доски в сборке.
И опять же, онатлишь компенсирует малые динамические изменения. Если доски собраны разнонаправлено, подготовлены правильно и склеены правильным клеем, то шпонка работает правильно и достаточно.

Если нет, то понятно, что силы внутреннего напряжения все равно найдут воход в какой- то момент бытования иконы.

Считаю, что в старых иконах, если шпокни выпали, их наличие уже почти не имеет смысла. Доска уже не является губкой, способной впитывать и отдавать влагу с изменением геометрии. Скорее напоминает пемзу.

А вот для новых икон шпонка однозначно необходима.
Мне кажется, что сегодня попросту никто не делает доски по старинным технологиям, основой которых являлось. Время!
Выдержка доски даже для мебели должна составлять не менее 5-10 лет!

Источник

Иконная доска и шпонки.

Порылся в Википедии и в других источниках,
Пишут:
Между примыкающими друг к другу краями досок врезались небольшие фигурные шпонки, в зависимости от конфигурации именуемые «ласточками», «сковородниками» и «карасиками».
Для византийских и русских икон до XI в. характерно крепление тыльных и торцевых шпонок на деревянных шипах или железных гвоздях. К XIV в. накладные шпонки постепенно вытесняются врезными, вставляемыми в специально подготовленные пазы.

Толстые оклады стали применять с появлением барокко и рококо, где-то середина 17 века. Бурное увлечение Западом, дань моде связана с появлением раззолоченных роскошных рам, обрамление чего-то, одежды обрамляли людей, рамы обрамляли вещи, лепнина и решетки обрамляли дом, прихоть интерьера, будь то зеркало, портреты и др. все кругом обвешивалось и придавало вес богатства. Оттуда и пошло желание украсить и иконы подобным образом, покрывать что-то вроде рам, называемые окладами иконы, увесистые, с богатым рельефом и тонкой чеканкой. Как правило, чем ранее, тем толще. Хотя бывают исключения. Со временем, конечно, утоньшались в целях экономии. Правда, публика первое время испытывала культурный шок от этих украшательных новшеств, но зато иконопись вновь обрела в их глазах небывалую высоту и ценность.
Судя по обработке тыльника доски, она у Вас нескобленная, а обработанная механическим путем, и края скорее всего опилены, а это значит, уже в то время появились деревообрабатывающие станки, инструменты, делающих пов-сть почти идеально ровной. Тогда возраст этой иконы можно дать где-то не ранее первой трети-половины 18 века и самое позднее вплоть до 19.

На фото гвозди у Вас кованые, их делали до конца 17 века вручную, пока не стали быстро вытесняться заводскими. Кому интересна история гвоздей, можно почитать вот здесь:
http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dictionary/026/26198.htm

Хорошо бы посмотреть и лицевую сторону, потому как она написана, можно точнее определить возраст. Если на иконе изображение провинциального письма, то опять же можно отнести ко второй половины 18 века и позже, просто до деревень и провинции гораздо позднее доходит технологии и новшества обработки дерева. И долго еще там продолжали делать как в старинку и свозились на продажу в столицу. Тогда эта икона скорее всего появилась на свет между второй трети 18го и его конца. Хотя и в 20 веке тоже делали накладные шпонки, несмотря на возможность делать врезные.

Источник

Труд иконописца

[II.3] Техника иконописи


[II.3.1] Выбор основы и ее обработка

Доска для иконы готовится из таких пород дерева, как липа, сосна, ель, ольха, лиственница (в северных районах России), пихта, кипарис, бук (в южных районах). Предпочтение надо отдать кипарису, липе и ольхе.

Кипарисовые доски не коробятся от воздействия атмосферных изменений, и в них не заводится жучок-точильщик (благодаря специфическому запаху кипариса). Липовые и ольховые доски удобны своей легкостью, так как иконопись требует горизонтального положения доски (в отличие от станковой живописи) и позволяет, для удобства иконописца, поворачивать икону в разных направлениях.

Доски березовые, особенно осиновые, еловые, сосновые и других малоценных пород, непрактичны (хотя и постоянно употребляются): они или очень смолисты (смола может выступать из доски и после просушки, даже иногда через лицевую сторону), или очень рыхлы (береза, осина) и восприимчивы к переменам температуры и влажности воздуха, отчего сильно коробятся и трескаются.

Совсем непригоден дуб из-за своей особой структуры, способной трескаться под левкасом.

Доска, предназначенная для иконы, должна быть из хорошо высушенного дерева. В древности просушка велась на открытом воздухе и весьма длительное время. В настоящее время сушка древесины ускоряется искусственным образом в особых сушильнях, но прежних результатов этот способ не дает.

В цельной или склеенной из нескольких частей доске, с целью предохранения ее от покоробления, в тыльной стороне, поперек древесного волокна, делаются расширяющиеся в глубь доски прорезы, в которые вставляются шпонки — узкие дощечки, сделанные по форме паза и приготовленные из более крепкого дерева, чем сама доска (например, из дуба).

Наиболее распространенные шпонки известны под названиями «сквозных», «встречных», «рельефных», «плоских». Форма паза, в который они вставляются, носит название «ласточкин хвост».

Но свое назначение — противодействовать покороблению доски — шпонки выполняют не всегда. Доска ссыхается, коробится, шпонки часто выпадают из пазов. Поэтому в конце XVII века их стали врезать в торцы досок, откуда выпасть им почти невозможно.

Шпонки ни в коем случае не приклеиваются к доске, а для прочности или приклеиваются самым кончиком, или прибиваются одним гвоздиком, чтобы при колебаниях влажности атмосферы, способствующей расширению и сужению доски, она не могла лопнуть. Иногда в щит, состоящий из нескольких досок, склеенных между собой, врезаются дополнительные шипы — планки различной формы, называемые «ласточками», «карасиками», «сковородниками». Они врезаются в смежные доски. К такому креплению приходится прибегать особенно в тех случаях, когда икону пишут на старой, сильно выгнутой доске.

На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом» или «корытом»; уступ, образуемый ковчегом, носит название «лузги». Встречаются иконные доски, вынутые с лицевой стороны два раза, то есть имеющие двойной ковчег. Глубина ковчега для икон небольших размеров должна быть около 2–2,5 мм и не более 3–4 мм для крупных досок.

Картину, для цельности впечатления, вставляют в раму, отделяя ее таким образом от окружающего и направляя внимание зрителя в мир, открывающийся на холсте за рамой, как бы за окном. В иконе роль рамы исполняют поля. Изолируя изображенное на иконе от земного окружения, они способствуют сосредоточенности молящегося.

Размер доски, соотношение ее длины и ширины и величина полей имеют большое значение, так как, если пропорции не соблюдены, потеряется впечатление и от самой хорошей работы.

Ранее дощаник с иконником работали в контакте. Дощаник в столярном деле был таким же мастером, каким художник в красочном. Если ему говорили: «Поля в красу, пошире или поуже», — это значило, что целиком полагаются на его вкус, а вкус у хорошего столяра был таким же утонченным, как и у художника. В различные времена способы обработки доски, крепления шпонок, профиль шпонок, пропорции досок, ширина полей изменялись.

Все эти особенности иконной доски имеют большое значение при установлении даты произведения. В древности доски изготовлялись с помощью топора и тесла, поэтому до нашего времени сохранилось такое название для доски, как «тес». Часто даже поперечную обработку досок, как и бревен, производили топором. Колотые доски имели то преимущество, что они очень редко трескались и почти никогда не коробились, особенно, когда они были расколоты по радиусу, вдоль по волокнам. Затем колотые доски начали заменять пилеными.

Пила в России была известна уже в X веке, но, по-видимому, до XVII века в обработке древесины применялась только для поперечной распиловки. Продольная же распиловка, имеющая целью получение из бревна нескольких досок, стала, вероятно, применяться значительно позднее. Об употреблении продольной пилы из письменных источников известно только с XVII века.

II-5 Филатов В. В. Указ. соч., с. 7.

Форма шпонок и способы их крепления также имеют свою историю. В XII–XIII веках шпонки не врезали в доски икон, как в последующие века, а прикрепляли их с помощью деревянных штырей или железных кованых гвоздей. Местом крепления шпонок были торцы досок и их тыльные стороны.

В XIV веке к доскам, состоящим из одного куска дерева, шпонки не прикрепляли. Когда щит делали из нескольких досок, использовали накладные шпонки, прикрепляя их железными коваными гвоздями. С конца XIV века встречаются доски с врезными шпонками.

В XV–XVI веках шпонки только врезали в тыльную сторону доски, и они высоко выступали над поверхностью доски; в иконы малого размера врезали только одну шпонку.

В XVII веке шпонки также врезали в доску, но их делали низкими и широкими, частью изготовляли из дуба, со сложным профилем. В самом конце XVII века стали врезать шпонки в торцы досок.

Формат досок, ширина полей, глубина ковчега также имеют характерные для своего времени особенности. Древние иконы, как правило, имеют ковчег. Иконы XIV–XV веков отличаются удлиненной формой и узкими полями. Доски в полтора метра имеют поля шириной 4–4,5 см, на досках небольшого размера они суживаются до 1,5–2 см.

С конца XVI века в иконах, главным образом, московских мастеров доска видоизменилась. Пропорции сторон как будто обычные, мерные, но стороны ковчега приблизились к квадрату, поля стали шире (иногда они доходят до 5–6 см на иконах малого формата), а глубина ковчега и на ощупь едва приметна. Появился и распространился двойной ковчег.

В конце XVIII и начале XIX веков эпоха империи выработала стиль «ампир» (стиль империи). Следы этого стиля остались и на иконной доске, придав ей форму некоторых геометрических фигур — эллипса, треугольника и т. п. Это наблюдается, главным образом, в иконах Царских врат, иногда — иконостаса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *