толкование деяний апостолов олега стеняева глава 20

Беседы на Книгу Деяний Святых Апостолов

Беседы про­то­и­е­рея Олега Сте­ня­ева, кли­рика храма Рож­де­ства Иоанна Пред­течи в Соколь­ни­ках, на Книгу Дея­ний Свя­тых Апостолов.

Рекомендуемые записи

Оставить комментарий

Отменить ответ

16 комментариев

Какой же это тяже­лый труд,в кре­ще­нии под­нять и опу­стить 50 детей ‚всего лишь 400–500 кг.он про­сто груз­чи­ком не работал.

Думаю, что еди­ницы свя­щен­ни­ков рабо­тали грузчиками.

Здрав­ствуйте ува­жа­е­мые администраторы!
Не появи­лось ли про­дол­же­ние курса лек­ций? Ведь навер­няка уже нача­лить заня­тия пре­рван­ные лет­ними каникулами.

Дио­ни­сий, здравствуйте!
Пока про­дол­же­ния курса лек­ций нет.

Дио­ни­сий, пока про­дол­же­ния нет.

Бла­го­дарю за вни­ма­ние и отклик!
Будем тер­пе­ливо с нетер­пе­нием ждать!

Хри­стос Вос­кресе, доро­гой Батюшка! Насла­жда­юсь Вашими лек­ци­ями и бесе­дами! Нако­нец-то при­ня­лась за Биб­лию! Только с тол­ко­ва­ни­ями от Вас смогла мно­гое понять!! Ска­жите, как можно запи­саться на Ваши лек­ции и где и когда они будут про­хо­дить в этом году? Кстати, толь­котна пор­тале Азбука Веры наи­бо­лее полно пред­став­лены Ваши беседы! Можно и про­чи­тать, конечно, но на слух лучше вос­при­ни­ма­ется! С ува­же­нием РБ Елена

Ува­жа­е­мые администраторы!
Огром­ная к вам просьба: если есть воз­мож­ность, выло­жите, пожа­луй­ста, про­дол­же­ние бесед по кн. Дея­ний св. Апостолов.

Дио­ни­сий, здрав­ствуйте! Пока про­дол­же­ния бесед нет, но по мере появ­ле­ния будем выкладывать.

Бла­го­дарю за вни­ма­ние и быст­рый отклик!
Будем тер­пе­ливо с нетер­пе­нием ждать! 🙂

О. Олег! Будет ли про­дол­же­ние на осталь­ные главы? Где можно послу­шать Вас не в записи?

Отец Олег, а про­до­же­ние на осталь­ные главы будет?

Мир вам отец Олег. Ска­жите пожа­луй­ста. Чем отли­ча­ются поня­тия бла­го­дать (плоды) Божии- Духа Свя­таго, от дара Божия- духа Свя­таго? И может ли явля­ется бла­го­дать пло­дами или это раз­ные поня­тия? Спаси вас Христос.

Источник

Глава двадцатая

Павел наставил учеников, потому что после смятения они нуждались в большом утешении.

Тогда был праздник Пятидесятницы и день воскресный. И ночью не успокоивался Павел, но беседовал тогда более, так как было досужное время. Посмотри, как долго говорил он даже после ужина.

Отягчив сном слушателя, диавол нарушил праздник. Юноша сидел на окне ночью – так велико было желание слушать. И достойно удивления, что, будучи юношей, он не был беззаботен и, отягчаемый сном, не ушел, даже не испугался того, что его могут столкнуть, потому что он заснул не от невнимательности, а по требованию природы.

Сам пошел пешим, предоставляя им то, что легче, а себе выбирая то, что труднее, и с тем вместе поучая многому и приучая их разлучаться с собою.

Видишь, и при желании и при старании Павел часто не достигал желаемого, чтобы мы не подумали, что он был выше человеческой природы. Святые и великие мужи были одной с нами природы, но не одной воли, поэтому и имели много благодати.

«Аз связан Духом». Слово «связан» следует отделить запятою, чтобы вышла следующая мысль: иду во Иерусалим, будучи связан, не узнав предварительно от Духа, что будет со мной. Замечательно, что пророки знают не все, но только то, что внушает им Дух Святый. Вот и Павел, предсказав, как пророк, обо всем, что имело случиться с ним, и о том, что среди ефесян будут плохие верующие и еретики, сказал, что одного не знает, – какой конец будет всего этого, потому что, объявив ему все, Господь скрыл от него одно это, именно: что будет с ним после уз и скорбей. Это для того, чтобы, зная, что именно ему следует преследовать, и возгордившись, он не пал от гордости. Святый Дух оставил его в сомнении, чтобы, страшась плотской немощи, он молил Бога об избавлении от искушений.

Это значит: кто не говорит всей воли Божией, тот виновен в крови, то есть в убийстве. По видимости оправдываясь, он, однако же, заставляет их остерегаться.

Не можете укрываться незнанием. Я показал вам самим делом, что нужно трудиться и памятовать это слово Господа Иисуса. Но где сказал Господь это? Быть может, апостолы передали это неписьменно или это ясно по умозаключению. Одна степень – отказаться от всего, другая – доставлять себе необходимое, третья – доставлять не только себе, но и другим, четвертая – не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано, однако же, что брать – худое дело, но – что лучше не брать.

Источник: Издается по: Благовестник, Толкование на Деяния святых апостолов и на Соборные послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна и Иуды блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб., 1911.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Глава 20

Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Триады (1–6). Воскрешение Павлом Евтиха в Триаде (7–12). Дальнейшее путешествие до Милита (13–17). Прощальная беседа Павла с пресвитерами Ефеса (18–38)

«Пробыл три месяца» – вероятно, значительную часть этого времени апостол провел в Коринфе, где впервые должен был встретиться с Аполлосом. Не видно, чтобы он заходил и в Афины; тяжелое впечатление от этого города, вероятно, удерживало его от вторичного посещения (Деян.17и д.).

«Возмущение иудеев» против апостола было, вероятно, также в Коринфе, откуда апостол и решил отправиться в Сирию, избрав туда путь через Македонию и Малоазийские общины.

Почему спутники Павла были отправлены вперед, не указывается; вероятно, для приготовления удобнейшего плавания Павла от Троады далее, из описания чего можно догадываться, что у Павла был нарочито приготовленный для путешествия корабль.

«Дней в пять прибыли. в Троаду» В первый раз – из Троады в Филиппы, вызванный видением, апостол совершил этот переезд еще скорее (ср. Деян.16и дал.).

«Было довольно светильников» – для придания особой торжественности собранию, а не только для простого освещения места собрания.

Богослужебное собрание происходило в горнице «третьего» этажа, «ибо Церкви, замечает Златоуст, еще не было».

«И потом вышел» – точнее слав.: «и тако изыде» – «и так», т. е. не дав себе отдыха.

«Асс» – гавань при Троадском море в 8 милях от Троады, к югу.

«Хиос», «Самос» – острова в виду Малоазийских берегов.

«Трогилли я» – прибрежный город к югу от Ефеса.

«Милит» – приморский город (ныне Палатия), милях в 9 к югу от Ефеса.

Боязнь замедления в Ефесе была для Павла весьма основательна, так как с этим главным Малоазийским христианским обществом апостол стоял в особо тесных отношениях и здесь же имел много и противников ( 1Кор.16:9 ), что все неизбежно увлекло бы его на промедление здесь более, чем ему было можно. Посему он минует Ефес вызывая к себе для свидания (в Милит) лишь предстоятелей-пресвитеров ефесских, с которыми и ведет столь трогательную беседу.

«Призвал пресвитеров церкви» – по свидетельству Иринея (против ерес. 111, 14, 2), не только ефесских, но и других соседних церквей, что не невероятно, ввиду того, что апостол в последний уже раз был в этих пределах ( Деян.20:25 ).

Апостол начинает свою речь засвидетельствованием своих апостольских подвигов, бывших его главною и почти единственною заботою, с которою тесно связаны были и все его приключения, лишения, труды и тяготы. Цель такого откровенного заявления не та, чтобы поразить слушателей изображением своего духовного величия, а проповедание Христа и желание вызвать в других ту же ревность и ту же любовь ко Христу и делу Его.

«Вы знаете» – «Достойно удивления, говорит Златоуст, как он (Павел) был поставлен в необходимость сказать о себе что-либо великое, старается сохранить смирение. Так же поступает и Бог: не без причины говорит о Самом Себе, но когда не веруют Ему, тогда и исчисляет свои благодеяния ( Иез.16:6 ). Смотри, что и здесь делает Павел: во-первых, он ссылается на их свидетельство, дабы ты не подумал, что он хвалит сам себя, называет слушателей свидетелями сказанного в удостоверение того, что он не лжет пред ними. Вот истинная добродетель учителя, когда он может представить учеников свидетелями добрых дел своих!»

«Покаяние пред Богом и веру в Господа» – сущность апостольской проповеди в практическом ее приложении (ср. Деян.20:2:37–38 ).

Апостол предсказывает ожидающую его участь, «чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу» (Златоуст).

«Дух Святый по всем городам свидетельствует» – вероятно, чрез пророков в роде Агава, который в последнем пред Иерусалимом городе Кесарии предрек апостолу узы ( Деян.21:10–11 ).

«Чист я от крови всех» – неповинен ни в чьей погибели ( Деян.18:6 ), так как для предотвращения ее он не упустил ничего из своих обязанностей учителя. «По-видимому, оправдывая себя, он однако же заставляет их остерегаться. Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от рук убийцы душ, потому что я исполнил обязанность учителя» (Феофил., ср. Златоуст).

«Внимайте себе» – это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу» (Феофил).

«Дух Святый поставил вас» – не человеками поставлены вы, но Духом Святым через избрание и рукоположение ( Деян.16:23 ), и в этом особенное побуждение внимать себе и всему стаду.

Под образным выражением «пасти церковь» – стадо Божие (Ин.10и д.; Ин.21:15–17 ) означаются обязанности пресвитеров, как учителей веры и нравственности вверенного им частного христианского общества ( 1Тим.5:17, 3:2 ; Еф.4:11 ; 1Пет.5:2 ), вообще – как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада.

Нет сомнения, что Боговдохновенный взор апостола мог проникать в будущее без всяких указаний или признаков его в настоящем. Но, возможно, было и то, что само это настоящее уже носило в себе признаки тревожного будущего, что, может быть, еще укрывалось от других, менее проницательных, но не укрывалось от Павла. Он мог уже в это время примечать те семена, незаметные для других, из коих со временем должны были вырасти опасные плоды. Ефес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение важнейшие религиозные и философские системы востока и запада. Появления лжеучителей посему здесь естественнее всего было ожидать, особенно имея в виду то, что апостолу всего через каких-нибудь три года после сего уже пришлось писать против появившихся волков в Колоссах, а затем и в Ефесе (посл. к Тимофею). Следы появления лжеучителей в Ефесе в ближайшее к данному время подтверждаются также апокалипсическими письмами Иоанна Богослова, посланием Иуды и первым посланием Иоанна Богослова. Очевидно, предречение Ап. Павла исполнилось в точности.

«Три года» – круглое общее число вместо определенного: собственно «три месяца» в синагоге ( Деян.19:8 ) да «дв а года» в училище Тиранна ( Деян.19:10 ).

«Со слезами. » ( Деян.20:19 ). «Довольно сделано с моей стороны: я три года оставался здесь; довольно они наставлены, довольно утверждены» (Златоуст).

«Со всеми освященными» – т. е. благодатью Господнею и предназначенными к вечной славе в Царствии небесном ( Мф.13:43 ).

В заключение своей сердечной речи апостол, опять призывая во свидетели присутствующих, указывает на свое полное бескорыстие, способствовавшее ему в успехах проповеди, и других увещевает к тому же.

«Когда томимому голодом дают пищу, или дрожащему от холода теплую одежду: не чувствует ли он себя на то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти сие блаженство? В Боголюбивом и человеколюбивом сердце. В чем состоит сие блаженство? В чувстве делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести, в исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе, хотя не в совершенстве, образ всеблагого Бога, по Которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем: посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное» (Филарет, Митр. Моск.).

«Одна степень блаженства – отказаться от всего, другая – доставлять себе необходимое, третья – доставлять не только себе, но и другим, четвертая – не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано, однако же, что брать – худое дело, но что лучше не брать». (Феофил., ср. Златоуст).

В применении к данному случаю – проповеди апостольской – разбираемое общее изречение Господа имеет следующий частный смысл: блаженнее давать духовные блага, чем принимать воздаяние за них временными благами; блаженнее – полное бескорыстие в деле проповеди, нежели – хотя и не несправедливое пользование воздаяниями поучаемых.

Трогательное описание прощания возлюбленного учителя с учениками.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Выделите ее мышкой и нажмите

Деяния святых апостолов. Глава 1

Дея́ния апо́столов (др.-греч. Πράξεις Ἀποστόλων, лат. Actus Apostolorum или Acta Apostolorum), полное название «Деяния святых апостолов» — книга Нового Завета, повествующая о событиях, происходивших вслед за евангельскими. Автором книги является апостол от 70 Лука, написавший третье Евангелие (Евангелие от Луки). Деяния начинаются с описания события Вознесения, которым заканчивается Евангелие от Луки, тем самым показывая что связь между книгами не теряется. Деяния Святых апостолов — единственная книга Нового Завета, которая отличается тем, что происходящие в ней события рассказываются в формате исторической хроники.

О каких событиях говорится нам в первой главе Деяний апостолов?

Кто такой Феофил, к которому обращается апостол и евангелист Лука?

Что означает это имя в контексте пролога?

Почему Христос являлся 40 дней апостолам, а не вознесся сразу?

О самой главной христианской молитве.

«Я крещу вас в воде, но тот, кто идет за мною, будет крестить Вас Духом Святым и огнем.»

Как это все взаимосвязано?

Почему Дух Святой не мог сойти на человечество до Воскресения Христа?

Христос есть тот, кто крестит нас Духом Святым.

Когда происходит День Рождения Церкви? И какие события можно понимать под этим?

Какое наименование получает Дух Святой?

Что происходит с апостолами, после схождения на них Духа Святого?

Как выбирают апостолы нового апостола вместо погибшего Иуды?

Что значит донести свидетельство Иисуса до края земли?

Кем были два мужа, которые появились сразу за Вознесением Господнем?

Что означает Гора Елеон? Почему это место имеет большую важность для происходящих событий?

Почему Апостолы перечисляются попарно?

Что такое Реймис? о чем нам говорит перечисление всех присутствующих в горнице?

Об избрании апостола Матфия.

Земля смерти Иуды называется Акелдама. Что это значит на местном наречии?

Почему подчеркивается, что новый апостол должен быть свидетелем Воскресения Христа?

Избирается человек по имени Матфий.

Обо всем этом рассуждаем со священником Олегом Стеняевым в цикле Толкования Деяний Апостолов.

Источник

Глава 20

Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Триады (1–6). Воскрешение Павлом Евтиха в Триаде (7–12). Дальнейшее путешествие до Милита (13–17). Прощальная беседа Павла с пресвитерами Ефеса (18–38)

«Пробыл три месяца» – вероятно, значительную часть этого времени апостол провел в Коринфе, где впервые должен был встретиться с Аполлосом. Не видно, чтобы он заходил и в Афины; тяжелое впечатление от этого города, вероятно, удерживало его от вторичного посещения (Деян.17и д.).

«Возмущение иудеев» против апостола было, вероятно, также в Коринфе, откуда апостол и решил отправиться в Сирию, избрав туда путь через Македонию и Малоазийские общины.

Почему спутники Павла были отправлены вперед, не указывается; вероятно, для приготовления удобнейшего плавания Павла от Троады далее, из описания чего можно догадываться, что у Павла был нарочито приготовленный для путешествия корабль.

«Дней в пять прибыли. в Троаду» В первый раз – из Троады в Филиппы, вызванный видением, апостол совершил этот переезд еще скорее (ср. Деян.16и дал.).

«Было довольно светильников» – для придания особой торжественности собранию, а не только для простого освещения места собрания.

Богослужебное собрание происходило в горнице «третьего» этажа, «ибо Церкви, замечает Златоуст, еще не было».

«И потом вышел» – точнее слав.: «и тако изыде» – «и так», т. е. не дав себе отдыха.

«Асс» – гавань при Троадском море в 8 милях от Троады, к югу.

«Хиос», «Самос» – острова в виду Малоазийских берегов.

«Трогилли я» – прибрежный город к югу от Ефеса.

«Милит» – приморский город (ныне Палатия), милях в 9 к югу от Ефеса.

Боязнь замедления в Ефесе была для Павла весьма основательна, так как с этим главным Малоазийским христианским обществом апостол стоял в особо тесных отношениях и здесь же имел много и противников ( 1Кор.16:9 ), что все неизбежно увлекло бы его на промедление здесь более, чем ему было можно. Посему он минует Ефес вызывая к себе для свидания (в Милит) лишь предстоятелей-пресвитеров ефесских, с которыми и ведет столь трогательную беседу.

«Призвал пресвитеров церкви» – по свидетельству Иринея (против ерес. 111, 14, 2), не только ефесских, но и других соседних церквей, что не невероятно, ввиду того, что апостол в последний уже раз был в этих пределах ( Деян.20:25 ).

Апостол начинает свою речь засвидетельствованием своих апостольских подвигов, бывших его главною и почти единственною заботою, с которою тесно связаны были и все его приключения, лишения, труды и тяготы. Цель такого откровенного заявления не та, чтобы поразить слушателей изображением своего духовного величия, а проповедание Христа и желание вызвать в других ту же ревность и ту же любовь ко Христу и делу Его.

«Вы знаете» – «Достойно удивления, говорит Златоуст, как он (Павел) был поставлен в необходимость сказать о себе что-либо великое, старается сохранить смирение. Так же поступает и Бог: не без причины говорит о Самом Себе, но когда не веруют Ему, тогда и исчисляет свои благодеяния ( Иез.16:6 ). Смотри, что и здесь делает Павел: во-первых, он ссылается на их свидетельство, дабы ты не подумал, что он хвалит сам себя, называет слушателей свидетелями сказанного в удостоверение того, что он не лжет пред ними. Вот истинная добродетель учителя, когда он может представить учеников свидетелями добрых дел своих!»

«Покаяние пред Богом и веру в Господа» – сущность апостольской проповеди в практическом ее приложении (ср. Деян.20:2:37–38 ).

Апостол предсказывает ожидающую его участь, «чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу» (Златоуст).

«Дух Святый по всем городам свидетельствует» – вероятно, чрез пророков в роде Агава, который в последнем пред Иерусалимом городе Кесарии предрек апостолу узы ( Деян.21:10–11 ).

«Чист я от крови всех» – неповинен ни в чьей погибели ( Деян.18:6 ), так как для предотвращения ее он не упустил ничего из своих обязанностей учителя. «По-видимому, оправдывая себя, он однако же заставляет их остерегаться. Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от рук убийцы душ, потому что я исполнил обязанность учителя» (Феофил., ср. Златоуст).

«Внимайте себе» – это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу» (Феофил).

«Дух Святый поставил вас» – не человеками поставлены вы, но Духом Святым через избрание и рукоположение ( Деян.16:23 ), и в этом особенное побуждение внимать себе и всему стаду.

Под образным выражением «пасти церковь» – стадо Божие (Ин.10и д.; Ин.21:15–17 ) означаются обязанности пресвитеров, как учителей веры и нравственности вверенного им частного христианского общества ( 1Тим.5:17, 3:2 ; Еф.4:11 ; 1Пет.5:2 ), вообще – как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада.

Нет сомнения, что Боговдохновенный взор апостола мог проникать в будущее без всяких указаний или признаков его в настоящем. Но, возможно, было и то, что само это настоящее уже носило в себе признаки тревожного будущего, что, может быть, еще укрывалось от других, менее проницательных, но не укрывалось от Павла. Он мог уже в это время примечать те семена, незаметные для других, из коих со временем должны были вырасти опасные плоды. Ефес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение важнейшие религиозные и философские системы востока и запада. Появления лжеучителей посему здесь естественнее всего было ожидать, особенно имея в виду то, что апостолу всего через каких-нибудь три года после сего уже пришлось писать против появившихся волков в Колоссах, а затем и в Ефесе (посл. к Тимофею). Следы появления лжеучителей в Ефесе в ближайшее к данному время подтверждаются также апокалипсическими письмами Иоанна Богослова, посланием Иуды и первым посланием Иоанна Богослова. Очевидно, предречение Ап. Павла исполнилось в точности.

«Три года» – круглое общее число вместо определенного: собственно «три месяца» в синагоге ( Деян.19:8 ) да «дв а года» в училище Тиранна ( Деян.19:10 ).

«Со слезами. » ( Деян.20:19 ). «Довольно сделано с моей стороны: я три года оставался здесь; довольно они наставлены, довольно утверждены» (Златоуст).

«Со всеми освященными» – т. е. благодатью Господнею и предназначенными к вечной славе в Царствии небесном ( Мф.13:43 ).

В заключение своей сердечной речи апостол, опять призывая во свидетели присутствующих, указывает на свое полное бескорыстие, способствовавшее ему в успехах проповеди, и других увещевает к тому же.

«Когда томимому голодом дают пищу, или дрожащему от холода теплую одежду: не чувствует ли он себя на то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти сие блаженство? В Боголюбивом и человеколюбивом сердце. В чем состоит сие блаженство? В чувстве делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести, в исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе, хотя не в совершенстве, образ всеблагого Бога, по Которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем: посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное» (Филарет, Митр. Моск.).

«Одна степень блаженства – отказаться от всего, другая – доставлять себе необходимое, третья – доставлять не только себе, но и другим, четвертая – не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано, однако же, что брать – худое дело, но что лучше не брать». (Феофил., ср. Златоуст).

В применении к данному случаю – проповеди апостольской – разбираемое общее изречение Господа имеет следующий частный смысл: блаженнее давать духовные блага, чем принимать воздаяние за них временными благами; блаженнее – полное бескорыстие в деле проповеди, нежели – хотя и не несправедливое пользование воздаяниями поучаемых.

Трогательное описание прощания возлюбленного учителя с учениками.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *