толгский монастырь сколько лет
Толгский монастырь
В кедровой роще под Ярославлем, там, где в Волгу впадает река Толга, сияют увенчанные крестами купола Толгского монастыря, основанного в 1314 году. В те времена Русь, попавшая в вассальную зависимость от татаро-монгольского ханства, была раздроблена на множество княжеств, ведущих междоусобные войны. При Узбек-хане, правившем Золотой Ордой в 1313–1341 годах, ислам стал официальной религией государства Джучидов, и феодальный гнет на порабощенные народы усилился. Однако татаро-монголы не ставили задачи обращать славян в мусульманство и проводили политику веротерпимости, чтобы не провоцировать народные бунты. Завоеватели лояльно относились к представителям других конфессий в покоренных странах. Русская православная церковь имела особый статус и неоднократно получала ярлыки (охранные грамоты) от великих ханов на освобождение от выплаты дани и защиту от притеснений.
Толгская икона Божией матери
Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.
Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.
В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.
В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.
Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.
В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.
Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.
Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).
Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.
Ансамбль Толгского монастыря
Памятники русской архитектуры пришлось восстанавливать из руин. Большая часть сооружений находилась в аварийном состоянии, почти полностью были утрачены настенные росписи и церковная утварь, разрушены иконостасы.
В настоящее время в архитектурный комплекс входят храмы, монастырское подворье, монашеские кельи, школа-интернат для девочек и регентский класс, иконописная, позолотная, швейная, столярная мастерские, пекарня, просфорня и трапезная. Для водоснабжения сада и огородов выкопан пруд и налажена поливочная система.
В гостевом доме для паломников есть номера на 1–12 человек, с санузлом на этаже и комнатой для приема пищи. За питание и проживание принимаются пожертвования по договоренности с администрацией монастыря, также эти услуги могут предоставляться за послушание.
Самая ранняя из сохранившихся построек — Крестовоздвиженская церковь, возведенная в 1620 г. В 1670-х годах были сооружены Святые врата с Никольской надвратной церковью и настоятельский корпус. В 1681—1685 гг. построены новый Введенский собор и звонница.
Спасская церковь появилась на рубеже XVII—XVIII вв. В больничной палате при Спасской церкви скончался герой Отечественной войны 1812 года, генерал-лейтенант Николай Тучков, получивший генеральский чин за переход с Суворовым через Альпы. После тяжелого ранения на Бородинском поле его удалось переправить в Ярославль, на ранения оказались несовместимыми с жизнью. Эта трагическая история легла в основу сюжета о смерти Андрея Болконского в романе «Война и мир» Льва Толстого.
Каменные стены и башни монастыря на месте более ранних, деревянных, возводились в 90-х годах XVII века.
Толгский монастырь в Ярославле на панораме Google Maps
Введенский собор
Собор возвели в ярославской традиции зодчества: четырехстолпный, с тремя апсидами, перекрытый сводами, с тремя галереями, на высоком подклете, с большим нарядным крыльцом. Это единственный храм на территории монастыря, в котором сохранилась монументальная живопись 1690 г. Престолы: главный — Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный — Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Богослужения совершаются только в летнее время. Здание соединено переходом с колокольней и Крестовоздвиженской церковью.
Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня
Крестовоздвиженский храм построен в 1625 г. В западной части имеется пристройка — «Одностолпная палата», где находится главная святыня обители — Толгская икона Божией Матери. В 1914 году к 600-летию монастыря церковь отремонтировали. Северный придел расширен за счет галереи, свод которой подняли на значительную высоту, также сделано новое крыльцо. В 2000 году изготовлен иконостас. Иконы для него писали сестры обители и мастера Ростовской школы иконописи. Богослужения совершаются в осенне-зимнее время.
Надвратный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая
В 1990-х годах Никольский храм, построенный в 1672 году, восстановили как летний, который служит домовой церковью при монастырских кельях. Царские врата и иконы для него переданы Ярославским музеем-заповедником. В ходе реставрационных работ интерьер храма был расписан. На алтарную стену нанесено изображение семьи последнего императора России — Николая II, выполненное к канонизации страстотерпцев. Службы проходят по четвергам, если нет полиелея.
Храм в честь Нерукотворного Образа Спасителя
Спасский храм построен в конце XVII — начале XVIII века. В убранстве фасадов использована лепнина и скульптурные элементы. Купол увенчан девятью главами: одной большой и восемью маленькими. Неусыпаемая Псалтирь читается круглосуточно.
Храм в честь святой великомученицы Варвары
Построен в 2006 г. в восточной части подклети Крестовоздвиженского храма. Главный престол сооружен в честь святой великомученицы Варвары, небесной покровительницы матушки игумении.
Часовня убиенных в Смутное время иноков (Красная)
Построена в 1893 г. на месте погребения убитых поляками монахов. Ежегодно 31 мая, в день убийства иноков, совершается панихида. Паломники увозят с братской могилы горстки земли, считая ее святой. На мраморных плитах высечены имена погибших братьев.
Колокольня
Построена в 1683 г. В настоящее время Толга имеет девять колоколов: самый большой — праздничный, весом около 5 тонн; полиелейный, отреставрированный в Инсбруке, весит около 2-х тонн; постный, отлитый в 1832 году на заводе Финляндского в Москве, — свыше 700 кг.
Кедровник
Доступ в кедровую рощу Толгского монастыря открывается для посетителей только один раз в год — в Толгин день, который празднуется 21 августа. Природная достопримечательность площадью около 4 га строго охраняется. По легенде, казачий атаман Ермак привез из Сибири кедровые шишки в подарок Иоанну Грозному, а царь пожаловал их монастырю в благодарность за чудесное исцеление.
Центром садово-парковой композиции сада является круг лип возрастом 120–160 лет, символизирующий 12 апостолов (сохранилось 11 деревьев). Вокруг них растут кусты малины и сирени. Новые посадки включают куртины молодых яблонь и клена ясенелистного, саженцы лиственниц и дубов.
Свято-Введенский Толгский женский монастырь на Гугл-панораме
Как добраться до Толгского монастыря
Доехать можно на маршрутках № 93г, которые отправляются от железнодорожного вокзала Ярославль-Главный.
Автобус № 34 от Красной площади идет прямо до обители, а если сесть на маршрутки № 21 и № 21к, то выйти нужно на остановке «Улица Железнодорожная села Толгоболь» и далее пройти пешком еще 2 км.
Водный транспорт курсирует только в теплое время года. Сезон навигации продолжается с апреля по октябрь, сроки начала и окончания судоходства зависят от погодных условий.
Теплоход «Москва» ходит от Речного вокзала Ярославля до Толги, время в пути составит около 1 часа. Продажа билетов осуществляется как в кассах, так и непосредственно на борту судна. Билет для взрослых стоит 35 руб., для детей от 5 до 10 лет — 17,50 руб.
Для комфортного передвижения по городу можно воспользоваться мобильными приложениями Яндекс. Такси, Uber, Maxim, Gett, TaxSee, а также местным онлайн-сервисом Yar-taxi.
Толгский женский монастырь
Свято-Введенский Толгский монастырь основан в XIV веке, известен своей святыней — Толгской иконой Божией Матери. Расположен в Ярославле на левом берегу Волги. Принадлежит Ярославской епархии Русской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Свято-Введенский Толгский монастырь был основан в XIV веке епископом Ростовским Прохором при Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче.
Епископ Прохор (в схиме Трифон), возвращаясь по Волге в Ярославль из Белозерской страны, 7 августа 1314 года вместе с бывшими при нем священниками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. В полночь святитель, пробудившись от сна, увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку.
Утром 8 августа на этом месте была обретена икона Пресвятой Богородицы. На месте явления чудотворного образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу…». К полудню здесь была построена церковь, а к вечеру владыка Прохор освятил ее во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В церковь был внесен образ Божией Матери, названный «Толгским» по небольшой речке Толге, протекавшей в том месте и впадавшей в Волгу. Тогда же было установлено празднование явления Богородицы — в восьмой день августа. В тот же день при архипастырь благословил быть при церкви монастырю и определил в него настоятеля-игумена.
16 сентября 1392 года в Толгской обители было явлено чудо истечения от иконы Богоматери цельбоносного мира. Многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся миром, получили исцеление.
В начале XV века в монастыре произошел большой пожар. Сгорели кельи, ограда, пламя мгновенно объяло и церковь. Насельники ничего не смогли спасти из церковной утвари. Но когда пожар окончился, святую икону обрели вне монастыря, в лесу, совершенно невредимую и сияющую светом. Обитель не прекратила своего существования, что случалось после пожаров со множеством тогдашних монастырей.
В 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный. Поводом к посещению было путешествие царя на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни его ног. На обратном пути царь остановился у Толги. Он много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Ноги у него укрепились и он смог встать с кресла, на котором его носили. Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм, который был впоследствии возведен при игумене Феодосии.
В Смутное время Толгская обитель была полностью разорена, однако чудотворная икона уцелела. 1612 год отмечен в летописи монастыря древнейшим из известных крестных ходов с Толгской иконой Богородицы в Ярославль, назначенный тогда сборным пунктом для народных ополчений, собиравшихся для спасения Москвы и Русского государства. От чрезвычайного стечения народа в городе началось моровое поветрие, гибли тысячи людей. Князь Дмитрий Пожарский, духовенство и власти города решили обратиться за помощью ко всегдашней Заступнице земли Русской и послали за Ее чудотворной иконой в Толгский монастырь. Чудотворная икона была принесена и после всеградского крестного хода с ней болезнь утихла.
Ужасные стихийные бедствия — голод, моровая язва, великие пожары посещали Ярославль неоднократно. После поразительной благодатной помощи, полученной в тяжких бедах, постигших Ярославль в 1654-1657 годах, жители города исходатайствовали установление ежегодного крестного хода с чудотворной Толгской иконой в Ярославль.
Бурный расцвет обители в последней четверти XVII века связан с именем игумена Гордиана, при котором была завершена постройка святых монастырских врат и возведена величественная Введенская соборная церковь на месте древней маловместительной и уже обветшавшей. Игумен Гордиан скончался в 1700 году и погребен при северо-западной стене алтаря сооруженного им соборного монастырского храма.
Под соборным храмом находится также усыпальница почетных граждан города, которые при жизни своей вносили пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Мельгуновы и другие.
В XVIII —– нач. XX века. обитель не раз посещали члены царской семьи. В 1763 году здесь была императрица Екатерина Великая, в 1913 году Толгский монастырь посетил император Николай II вместе со своим семейством.
В 1914 году обитель отметила 600-летний юбилей. Юбилейные торжества возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, †1928г).
В 1928 году монастырь был закрыт. В 1932 году кельи были переданы для расселения горожан.
Возрождение обители началось в 1987 году.
Современное состояние [ править ]
26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала радостное событие — обретение и перенесение честных мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), почивающих в монастыре по сей день.
29 июля 1988 года во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена архиерейским чином праздничная Божественная литургия.
В сентябре 1988 года Толгский монастырь был передан верующим. По решению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая за многие десятилетия и на тот момент единственная в России женская обитель (после 1917 года на территории РСФСР были постепенно закрыты все православные женские монастыри).
Архитектура [ править ]
На территории монастыря действуют следующие храмы:
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Фото [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Как доехать до Свято-Введенского Толгского монастыря в Ярославле: от остановки «Красная площадь» до Толгского монастыря на автобусном маршруте № 34; от железнодорожного вокзала Ярославля на маршрутном такси № 93 Г до остановки «Улица Железнодорожная села Толгоболь». Далее пешком до монастыря около 2 км; от железнодорожного вокзала Ярославля на троллейбусе № 1 до остановки «Красная площадь», перейти на другую остановку на автобусный маршрут № 21, № 21к, № 34 или на маршрутное такси № 93 до остановки «Улица Железнодорожная села Толгоболь». Далее пешком до монастыря около 2 км.
Как доехать до Свято-Введенского Толгского монастыря из Москвы: от Ярославского вокзала Москвы (ст. м. «Комсомольская») до Ярославля в дневное время можно добраться на поездах дальнего следования Ярославского направления, расписание см. на вокзале; от Центрального Автовокзала Москвы (ст. м. «Щелковская») на автобусе Москва — Ярославль.
Более подробная информация представлена на сайте монастыря.
Адрес: 150034, г. Ярославль, пос. Толга, 1, Толгский монастырь
Расписание богослужений [ править ]
в 6:00 утренние молитвы, полунощница, акафист (если накануне была простая служба, богослужение начинается в 5:30 молебном перед Толгской иконой Божией Матери);
в 7:00 Божественная Литургия;
в 17:00 вечернее богослужение;
в 7:00 утренние молитвы, полунощница, акафист;
в 8:00 Божественная Литургия;
в 17:00 вечернее богослужение.
Если нет полиелея за вечерним богослужением поется акафист:
В воскресенье Толгской иконе Божией Матери, в понедельник святителю Игнатию Брянчанинову, в четверг святителю Николаю Чудотворцу.
Исповедь совершается ежедневно после полунощницы.
Информация для паломников [ править ]
Приезжающим в Свято-Введенский Толгский женский монастырь паломникам предоставляется возможность поселения. Паломнические корпуса отремонтированы, имеют комнаты на 5–7–9–12 человек и несколько 1–2–3 местных комнат.
Пожертвование за проживание и питание по договоренности.
Возможно проживание и питание с несением послушания в монастыре.
Предварительное бронирование мест производится по телефонам:
Группы обязаны заранее предупреждать о своем прибытии.
Толгский монастырь: с любовью к людям
Инокиня Спиридона (Жевлакова)
Инокиня Спиридона – насельница Толгского монастыря. Многие из посещавших возрожденную древнюю обитель встречались с ней как с увлеченным – и увлекающим своим рассказом экскурсоводом. Участники монашеских конференций знают, что она много занимается историей Толги, стремясь воссоздать «духовные лики» тех, кто столетиями созидал здесь иноческую жизнь. В публикации, которую мы хотим предложить вниманию читателей, мать Спиридона выступает прежде всего как человек глубоко, всем сердцем любящий свой монастырь – свой дом. В этом живом монологе все проникнуто любовью – и к старинным стенам, и к послушаниям, которые несут сестры у святынь обители, и, главное – к тем, кто Промыслом Божиим приходит к Толгским святыням для исцеления души.
Восьмое столетие белокаменный богатырь – обитель Божией Матери в Ярославле – стоит на левом берегу Волги, подобно крепости. Проплывают мимо четырехпалубные лайнеры, доносится из динамика стремительно мчащейся иномарки громкая музыка. А люди по-прежнему едут, идут, плывут в Толгу. Здесь они обретают духовный дом, находят самих себя, открывая подлинную суть христианства.
Ярославский Толгский женский монастырь является одним из ведущих центров православия и духовной жизни, памятником истории и культуры. Наши соотечественники и путешественники из разных стран приезжают прикоснуться к духовному наследию, почувствовать особую атмосферу и намоленность древних стен.
Чего человек ждет от Церкви? Прежде всего, мудрости. Ответов на волнующие сердце вопросы. Он ждет от нас, служителей Божиих, молитвы и приятия, сочувствия и понимания. Терабайты информации, поток суеты, необходимость выжить в бедности или не потерять себя в богатстве размывают в человеке смыслы: для чего я живу? Зачем это все? Есть на земле справедливость, а после смерти бессмертие? В чем причина страданий миллионов? Из чрезмерно земной реальности может вывести внезапное горе, потеря близких, стресс. Или чудо. Человек, оказываясь в одиночестве и бессилии, начинает ощущать себя пылинкой, ничтожеством, не может найти выход из тупика. В такие минуты как никогда рядом Господь. И Он Сам направляет к стенам храмов и монастырей, посылает удивительные ситуации и встречи с духовными людьми, способные нас изменить.
Монастырь – «консульство Божие» на земле
В нашей обители не бывает ни одного человека, приехавшего сюда случайно, мы верим в Промысл Божий о человеческой душе. Каждая личность находит здесь что-то, созвучное своему сердцу. Кто-то откликается на красоту природы и архитектуры, у иного наворачиваются на глаза слезы при пении монашеского хора или при взгляде на икону. Кого-то переворачивает встреча с монахинями – «невестами Христовыми», «земными ангелами».
Каждый год в конце августа тысячи верующих устремляются в обитель, чтобы поклониться чудотворной иконе Божией Матери «Толгская», явленной на месте будущего монастыря в лесной дубраве епископу Трифону 21 августа 1314 года. Пожилые и молодые, воцерковленные и светские гости находят время и силы, чтобы посвятить этот день Божией Матери. Люди приезжают с огромным желанием приложиться к Образу, поставить свечи и воздохнуть о своих скорбях, помянуть близких, постоять на богослужении. Еще с вечера в обители встречают крестный ход с древним списком Толгской иконы, и под колокольный звон сотни богомольцев проходят через Святые врата. Храмы не могут вместить желающих – торжественные всенощное бдение и Литургия совершаются на улице. Всматриваясь в лица людей, понимаешь: их сердца полны надежды и веры, и жив еще наш народ, силен духом. Отцы приводят детей, внуки сопровождают любимых дедов. По многолетней традиции, после службы все желающие могут посетить старинную кедровую рощу. Человек, оказавшись на лоне природы, словно снимает с себя маску суеты. Радостно видеть сияние глаз, наблюдать, как спадает с людей груз возраста и проблем.
В такие большие церковные праздники как «Толгин День» ощущаешь, как же Господь любит и бережет матушку Россию, и насколько людям необходимо услышать слово Божие. 21 августа 2020 года во время пения Херувимской песни богомольцы увидели над монастырем Пресвятую Богородицу, держащую Покров над обителью. А сколько в этот день совершается чудес перед Чудотворным образом! Паломники выстаивают длинную очередь, и, ожидая встречи со святыней, пересматривают свою жизнь. Заглядывая в глубину своего сердца, понимают, что надо просить помощи и заступничества не в сиюминутном. Несколько лет назад, в марте 2018 года, пятилетняя девочка, сидевшая напротив Чудотворной Толгской иконы, увидела Божию Матерь, вышедшую из образа. Царица Небесная Сама обходила храм и молящихся. О ком-то Она вздыхала, а кому-то что-то давала. Но, как призналась девочка, «тети и дяди ничего не заметили».
А однажды сестры увидели необычную группу паломников, слезно все как один молившихся перед иконой. Матушки осмелились спросить, что привело к Матери Божией этих людей, и в ответ услышали поразительный рассказ. Группа из Москвы направлялась на экскурсию в Кострому. И водитель, и экскурсовод впервые ехали по Ярославской трассе. Навигаторов, а дело происходило в начале двухтысячных годов, не имелось, что-то напутали с картой. Благочестивые люди, направлявшиеся к Федоровской иконе Божией Матери поняли, что едут они не туда. И вдруг всем автобусом увидели по левой стороне стоящую на облаках Женщину. Она воздевала руки и пламенно молилась о чем-то. Пораженные свидетели явления Царицы Небесной решили ехать к тому месту, над которым они видели Божию Матерь. И оказались перед стеной Толгской обители.
Печален взгляд Пресвятой Богородицы на нашей иконе, явленной в период татаро-монгольского нашествия. Столетиями народ приходил к Ней со своими скорбями. Никого Богородица не оставляла без утешения. И сейчас люди делятся с монахинями свидетельствами об исцелениях и исполненных просьбах. У бесплодных пар рождаются дети, больные с кожными, костными, онкологическими недугами получают исцеление. Одна моя знакомая вмиг избавилась от многолетней страсти табакокурения. У других знакомых младенец исцелился от врожденного порока развития. В начале 2021 года обитель посетил мужчина средних лет. Он приехал вместе с женой и друзьями и поведал о том, что хочет заказать благодарственный молебен Господу и Божией Матери в благодарность за избавление от внезапной смерти. В декабре 2020 года он ехал на деловую встречу из Вологды в Тверь, через Ярославль. Не являясь «особенно воцерковленным», решил поставить свечу о благополучии предстоящего мероприятия перед Чудотворной Толгской иконой, о которой много слышал. Приложившись к иконе, мужчина обнаружил, что его облила лампада, висящая довольно высоко перед образом. Единственная одежда оказалась испорченной, но необходимо было ехать дальше. И в тот же день, не доехав нескольких километров до Твери, он попал в автомобильную аварию. Его спутники и водитель соседней машины погибли на месте. А наш знакомый получил лишь сотрясение мозга. Он уверен, что Божия Матерь не позволила ему умереть в тот страшный день, поставив на нем своего рода знак, печать, и при первой возможности приехал вновь в монастырь.
С левой стороны от Толгского образа для поклонения выставлена икона Божией Матери «Знамение», написанная в XIX веке монахинями Серафимо-Понетаевского монастыря. На глазах богомольцев два десятка лет происходит чудо мироточения: по лику Божией Матери текут слезы. Когда малоцерковные посетители видят этот знак присутствия Богородицы, что-то в их душах переворачивается.
Паломники едут также поклониться мощам святителя Игнатия (Брянчанинова), известного духовного писателя и аскета XIX столетия. Он был подлинным пастырем душ, и с отеческим участием наставлял каждого в вопросах духовной жизни. Благодаря тому, что в обители находятся его мощи, к нам приезжают многие деятели Русской Православной Церкви, монашествующие, богословы и семинаристы. Творения святителя переведены на множество иностранных языков. Нас посещают его почитатели из Сербии и Америки, Австралии и Румынии. Святитель Игнатий – духовный отец и наставник всех монашествующих, и мы, недостойные продолжатели его пути, счастливы тем, что являемся хранителями его мощей.
У нас пребывают частица Ризы Господней, частицы мощей святителей Николая и Спиридона, любимых и почитаемых в народе, частицы мощей братии Киево-Печерской лавры, раннехристианских мучеников и многих великих русских святых. Говорят, что если в храме пребывает частица мощей хотя бы одного святого, то и сам святой молится и за сие место, и за приходящих богомольцев. Сколько же святых ходатайствуют за нашу обитель и паломников! Как шутят богомольцы из других городов: «Матушки, вам и ехать никуда не надо – у вас тут и Иерусалим, и Греция, и Рим». Действительно, монастырь – уголочек рая на земле, «консульство Божие», в чем может убедиться любой желающий.
Обитель представляет также отдельный интерес для историков и искусствоведов. На монастырском кладбище находятся семейные усыпальницы князей Урусовых и Голицыных. Под Спасским храмом нашли место упокоения генерал Николай Тучков, ставший прототипом Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого, и первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов (1722–1788), выдающийся государственный деятель эпохи Екатерины II.
На могиле князя Тучкова до революции находился венок, отлитый из чистого серебра. На нем по просьбе родной сестры императора Александра Первого Екатерины Ольденбургской была выгравирована надпись: «Весь мир был его любящее сердце». Многие, услышав об этом, задумываются: «А какую надпись можно будет прочесть на моем собственном надгробии?» Я наблюдала картину, как падали осенние листья с кленов, а молодой человек, вынув из ушей наушники, стоял, прислонившись к стволу старого дерева, и смотрел на древние могилы. Его взгляд был задумчив и покоен.
Главная Хозяйка здесь – Пресвятая Богородица
Если мы обратим внимание на архитектурный ансамбль храмов, келейных корпусов, стен и башен, то удивимся, сколько здесь одновременно эпох и направлений – от русского стиля до классицизма и барокко. Храмы обители словно парят над землей. И, созерцая старинную архитектуру, человек прикасается к подлинной и вечной красоте. А Свято-Введенский собор, построенный на месте обретения Чудотворной иконы, знаменит своими фресками XVII столетия и охраняется ЮНЕСКО. Его строительство в 1680 году благословил Патриарх Никон.
В дореволюционный период монастырь посещали такие значимые личности как Иван Грозный, Михаил Федорович Романов, царевна Софья и Федор Алексеевич Романовы, Екатерина II, Павел I, святители Филарет (Дроздов) и Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский и Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Патриарх Тихон. Дважды приезжал Государь император Николай II. В новейший период Толга принимала Святейших Патриархов Пимена, Алексия II и Кирилла, а в последние десятилетия и руководителей государства.
Тридцатилетний опыт возрождения Толгского монастыря свидетельствует о том, что благодать этого места особым образом воздействует на души приезжающих к нам людей. Современники узнают об обители через средства массовой информации – передачи и документальные фильмы, статьи и монастырский сайт (montolga.ru). Многие открывают для себя это место, посещая достопримечательности «Золотого кольца России». Путешественники часто признаются сестрам, что «будто в рай попали» – все ухожено, чувствуется, что монахини любят свой дом и с готовностью исполняют заповедь о гостеприимстве. Но не мы здесь являемся подлинными хозяевами. Главная Хозяйка этого места, как и других православных монастырей, – Пресвятая Богородица. Именно Она управляет всеми делами, а мы, сестры, лишь «обслуживающий персонал», Ее служанки. Однажды турист спросил монахиню: «У вас столько трудов! Вам не тяжело?» На что она ответила: «Монахи – это дети Божии. А дети, если по-настоящему любят родителей, будут делать всё, чтобы радовать и их, и их гостей».
Духовной семьей Толгских сестер с 1988 года бессменно руководит Матушка игуменья Варвара (Третьяк) – человек удивительной мудрости и силы, молитвы и действия. Через Матушку-настоятельницу мы имеем возможность соприкоснуться с опытом дореволюционного монашества. В 1967 году 20-летняя Александра стала послушницей в Киевской Флоровской обители у монахинь, принявших постриг еще в царской России. А призвание к ангельскому жительству она ощутила в раннем детстве. Матушка Варвара воспитывает в сестрах доброжелательность к приезжающим в монастырь паломникам и туристам и сама являет пример радушия и гостеприимства.
Многие люди восторгаются, когда видят восстановленный буквально из руин архитектурный ансамбль монастыря и утопающую в цветах территорию, похожую на райский сад. Чудо возрождения было бы невозможно без нашей неутомимой молитвенницы и труженицы, вдохновляющей своим горением по Боге на ежедневный подвиг.
Место духовного пристанища и отдохновения
Историческое, архитектурное, духовное наследие Толги многогранно. Обитель пережила польско-литовское нашествие XVII столетия. Подвергалась пожарам и наводнениям, находилась в состоянии экономического расцвета в период царствования Романовых, и полнейшего разорения в десятилетия советского безбожия. Наш монастырь, бывший до революции мужским, коммунисты закрывали при отчаянном сопротивлении местных жителей. Целых десять лет, с 1918 по конец 1928 года жители окрестных сел несли добровольное дежурство на въездах в Толгскую волость, и не пропускали сюда представителей советской власти. На территории деревень Трофимково и Толгоболь в семьях местных жителей проживали священнослужители и монашествующие из разоренных и закрытых к тому времени монастырей и храмов. Участие простых советских граждан в судьбе обители явилось для властей неожиданностью и стало свидетельством народной веры в Бога, а также благодарности монахам за многовековое участие в жизни людей.
В 1987 году Толгскую обитель решили возродить как первый действующий на территории РСФСР женский монастырь. Восстановление поруганной святыни легло на хрупкие женские плечи. Про женское служение в Церкви высказалась игуменья Серафима (Шевчик): «Женщина в Церкви – это полнота чувств, это полнота жизни. Женщина в Церкви это, в том числе, и мужество, и отвага, и огромная преданность Христу». С этими словами нельзя не согласиться, глядя на фотографии возрождения из руин обители в конце 80-х – середине 2000-х годов. Монахини сами разгружали грузовики с кирпичом, мешали цемент и восстанавливали стены. Сами водили трактора и обслуживали скотный двор, котельную и огороды. При этом с огромной любовью и вниманием принимали приезжающих людей, ищущих духовной поддержки. И, конечно же, молились. Молитва – это смысл существования монашества.
Монахи и монахини являются для наших современников духовными отцами и матерями, их образ жизни влияет на духовный климат общества. Примером своей жизни и самим фактом существования они поддерживают нравственный уровень не только верующих людей, но и далеких от церковной жизни светских посетителей. Видя труды матушек по благоукрашению своего монастырского дома, их самоотверженное служение, люди проникаются глубоким уважением к традициям православия.
Монастырь может стать для человека местом духовного пристанища и отдохновения. Приезжая в Толгскую обитель, человек приобретает внутренние силы и получает Божие Благословение на дальнейшую жизнь. Многие постоянные паломники не могут представить свой отпуск или выходные без поездки в обитель. К нам приезжают на послушание из самых разных регионов России: из Москвы и Петербурга, из Екатеринбурга и Краснодара, из Благовещенска и Хабаровска. Паломники трудятся вместе с монахинями. Видя, как сестры молятся и несут послушание, люди напитываются особой благодатью и радостью и сохраняют эту радость, приобретенную в совместном труде, на долгие годы. Есть паломники, которые приезжают семьями не один десяток лет. Имена постоянных прихожан поминаются сестрами на ежедневной молитве, и наши друзья ощущают Божие заступление в самых сложных жизненных ситуациях.
Ярославцы часто посещают в монастырь в выходные – для них Толгская обитель не только святыня, но и архитектурно-природный парк, и музей под открытым небом. Многие люди среднего и пожилого возраста, бывая в монастыре, вспоминают, как работали здесь на восстановлении стен и храмов в начале 1990-х годов. Они вложили в эту красоту свои силы. У некоторых наших прихожан их предки посещали монастырь до революции, и в этих семьях сохранились семейные предания об общении с монахами, о посещении обители Царской Семьей Николая II и о слезных молитвах под стенами монастыря в годы его разорения.
«К пустому колодцу люди не пойдут»
Не секрет, что многие монастыри выживают за счет паломников и экскурсантов. Но нам важно, чтобы человек не просто заказал требы и выслушал информацию, а чтобы он почувствовал особую благодать святого места, над чем-то задумался и захотел остаться в Церкви. Поэтому на экскурсиях мы говорим не только об исторических событиях, но и обращаемся к опыту жизни наших современников, пытаемся найти ответы на философские и богословские вопросы.
Святейший Патриарх Кирилл, понимая важность миссионерского служения монастырей и потребность в священнослужителях и клириках, способных раскрывать глубины православного вероучения невоцерковленным гражданам, особенно представителям интеллигенции и молодежи, благословил создать богословские курсы для монашествующих. Наши сестры, ежедневно общающиеся с десятками, а то и сотнями людей, вновь сели за парты, чтобы освежить в памяти учение Церкви. «К пустому колодцу люди не пойдут», и не потянутся к нам, если мы не будем являть образец мудрости или хотя бы образованности.
В современном мире монашество не может остаться безучастным к проблемам людей. Сестры вкладывают всю душу в общение с людьми и надеются, что брошенные семена благовестия Христова дадут всходы в частной жизни человека. Проведение экскурсии по монастырю – это искусство. Встречая группу, монахиня должна понять настрой, культурный уровень и запросы аудитории. Светским туристам мы больше рассказываем об интересных фактах и архитектуре, а для верующих людей акцент делается на святынях, находящихся в монастыре. Отрадно видеть, как человек, впервые приехавший к нам, духовно преображается, переосмысливает что-то в жизни и уезжает от нас окрыленный надеждой и верой. Иногда, впервые побывав у нас, приходит на первую исповедь и приступает ко Причащению.
Однажды на экскурсии молодой человек сильно мешал рассказу сестры, вставляя нелестные комментарии по поводу убранства и архитектуры. В конце экскурсии, попрощавшись с основной частью группы, сестра решила найти подход к душе слушателя и попросила его объяснить, что же так задело его в рассказе. Вместо аргументации он начал высказывать свое несогласие с общецерковной политикой вообще и «неправильным» устройством церковной иерархии. Выслушав его, сестра предположила, что причина в личном неудачном опыте встречи со священником. Действительно, однажды в трудный момент жизни Михаил отправился в ближайший храм и, попытавшись заговорить со спешащим на требу священником, не получил с его стороны участия и утешения. Так бывает, к сожалению. Мы оказываемся неготовыми к внимательному выслушиванию проблем других людей, и часто по уважительным причинам. В тот день сестра-экскурсовод долго разговаривала с Михаилом, сколько позволило время. И он успокоился, «отпустил» ситуацию. Монахини не всегда имеют возможность или силы уделить внимание для ответов на вопросы туристов. Но мы стараемся на всякий день хранить мирный дух и поддерживать людей молитвой.
Нередко бывает и так: тот, кто приехал получить новые внешние впечатления и «отметиться», сделав селфи на фоне древних стен, останавливается и переключает внимание на свое внутреннее состояние. Словно шоры снимаются с его глаз, и он замирает перед открывшейся красотой. Однажды на моих глазах светские парень с девушкой, режиссер и журналистка, приехавшие записать проходной репортаж о монастыре, почувствовали присутствие Божие и оба заплакали перед Толгской иконой. Их души словно прозрели и стали очищаться в присутствии святыни.
Отдельная категория посетителей – это юные экскурсанты. Очень важно поговорить с маленькими собеседниками. Обсудить с ними вечные вопросы и образно рассказать про монастырь. С детками, чтобы им было не скучно, мы проводим подвижные игры, но, войдя в храм, приглашаем их тихо сесть на скамеечки, чтобы внимание было сконцентрировано на созерцании и беседе. А сколько вопросов у юных правдоискателей: «Живет ли Бог на облачках?», «Есть ли рай для хомячков?», «Можно ли молиться за любимую кошку?», «Может ли Бог помирить маму с папой?» Порой эти вопросы заводят в тупик. Но непременное условие во встречах с детьми – искренность. Очень важно, какой фундамент будет заложен в душу маленького человека, на каких примерах будет формироваться его мировоззрение. Детки, вернувшись с экскурсии домой, рассказывают близким о монастыре и продолжают задавать мамам и папам сложные вопросы. Те, в свою очередь, тоже задумываются и, бывает, вновь приезжают к нам со своими чадами.
В современном мире важно иметь единомышленников
У нас, как и во многих приходах, действует воскресная школа. Пока дети занимаются с монахинями и их помощницами, мамы и папы слушают лекцию батюшки. Важно, когда при монастыре или храме создан крепкий приход. Люди не просто приезжают на богослужение, но продолжают общаться вне монастырских стен. Начинают дружить дети – знакомятся и родители. В современном мире важно иметь единомышленников. Наши прихожане организуют совместные выезды за город, участвуют в спортивных соревнованиях, обретают крестных и крестников. Приход живет единым духом. И, видя высокую «духовную планку», заданную монахинями, люди в частной жизни являют пример настоящих христиан. Годами наблюдаешь за одним и тем же человеком: вот юноша оканчивает университет и приходит причаститься перед защитой диплома. А через год он стоит в очередь на исповедь уже с молодой женой. Еще через несколько лет отец семейства ровняет своих пострелят перед Чашей. А потом малыши идут в первый класс, и к нам в воскресную школу…
Сейчас в России более 800 монашеских обителей. Мы все плывем на одном большом церковном корабле, глава которого – Христос. И мы хотим, чтобы как можно большее количество людей почувствовали Церковь своей духовной матерью, а страну – Родиной. Верим, что Пресвятая Богородица благословляет каждого человека, с верой приложившегося к Ее чудотворному Толгскому образу. Пусть Благословение Царицы Небесной пребудет с Вами!
Фото из архива Толгского монастыря