судебная практика простой по вине работодателя
Как ввести простой в организации в период повышенной готовности
эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства
Трудовое законодательство скудно на какие-либо правила, по которым устанавливают простой. У нас есть только определение простоя и порядок его оплаты. Расскажем, как действовать на практике
Что такое простой
Простой — временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Можно ввести простой или нет — ответ зависит от того, как работодатель в приказе обоснует причины, по которым необходимо ввести простой.
Кто может ввести простой
Решение принимается индивидуально в отношении каждого конкретного случая — единых алгоритмов здесь быть не может.
Вспомним, как развивались события на фоне эпидемиологической обстановки.
Этап 1. До выхода Указа Президента от 25.03.2020 № 206 о нерабочих днях
В этот период вышли нормативные правовые акты глав субъектов Российской Федерации. Приостановили деятельность кафе, ресторанов, салонов красоты и других организаций. Было невозможно обеспечить работников работой. В этом случае простой — корректное правовое решение. Ссылка на соответствующий указ, постановление или распоряжение главы региона позволяла квалифицировать простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя.
Работодатель в этом случае имел право ввести простой по причинам, не зависящим от работника и работодателя. И заплатить 2/3 тарифной ставки или оклада.
Несколько другая ситуация возникла, когда появился названный выше указ и работодатель подпадал под его пункт 1, то есть был тем работодателем, на которого распространяются нерабочие дни с сохранением заработной платы.
Этап 2. Появился Указ Президента от 02.04.2020 № 239, нерабочие дни продлили
Главам регионов РФ предоставили право приостановить или ограничить деятельность отдельных организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также ИП, за исключением организаций, названных в п. 4 Указа от 02.04.2020 № 239.
Можно вводить простой? Мнения среди экспертов разделились:
В обычной ситуации, когда есть возможность выбирать среди нескольких точек зрения, мы рекомендуем то решение, которое наименее рискованно для работодателя. Нужно учитывать инспекционную практику и возможные трудовые споры с работниками.
Ориентируясь на такой подход, рекомендуем тем работодателям, на которых распространяется Указ о нерабочих днях и деятельность которых приостановлена на этот период, не продлевать простой, введенный до указов, и не вводить его сейчас. Это будет наиболее безопасным для работодателя решением! Издайте приказ о нерабочих днях с сохранением заработной платы. Такие разъяснения также приводятся на сайте онлайнинспекция.рф.Но оценим реальность объективно. Если обойтись без формального подхода. Что сейчас происходит в бизнес-процессах большинства работодателей, которые фонд оплаты труда брали в основном из выручки? Выручки просто нет.
Поэтому рассмотрим еще один подход, как можно обосновать простой в нынешних условиях.
Как обосновать простой в нерабочие дни?
Теперь вспомним о статье 5 Трудового кодекса:
По какой причине вводить простой — экономического, технологического, технического или организационного характера — решать работодателю.
Рекомендация: когда вводите простой, подробно опишите определение и вид простоя:
Квалифицировать вид простоя нужно, чтобы понять, как его оплачивать.
Оплата времени простоя
Как оформить простой
Трудовое законодательство не регламентирует порядок введения простоя. Есть только определение и информация о порядке его оплаты. На практике простой оформляется приказом.
В приказе о простое нужно отразить:
Обратите внимание: срок введения простоя можно определить конкретными датами или же наступлением события, например, до особого распоряжения главы субъекта об отмене режима повышенной готовности. В этом случае рекомендуем в приказе прописать:
Пример формулировки в приказе о простое
«Работники структурных подразделений, указанных в п. 1 настоящего приказа, не должны присутствовать на рабочих местах в период простоя. Работникам в соответствии с п. ___ Постановления Губернатора _______________рекомендована самоизоляция на дому в связи с угрозой массового распространения коронавируса COVID-19».
Рекомендация: ознакомьте работника под роспись с приказом о введении простоя. Иначе потом будет сложно доказать, что работника проинформировали об обязанности не присутствовать на рабочем месте.
Если работника невозможно ознакомить с приказом под роспись
Например, если в связи с эпидемситуацией в регионе работник уже находится дома, то в приказе можно написать формулировку, которую предложил Минтруд в письме от 27.03.2020:
И направьте приказ по электронной почте работникам для ознакомления.
Обязан ли работодатель уведомлять центр занятости о введении простоя
Да. При приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).
Нужно ли уведомлять центр занятости о введении простоя в целом по организации или при любом введении простоя даже по отдельным работникам некоторых структурных подразделений?
Специалисты Роструда в Письме от 19.03.2012 № 395-6-1 полагают, что речь идет о приостановлении производства в целом. На практике рекомендуют уведомлять центры занятости при любом введении простоя.
Если работодатель не уведомит центр занятости, грозит предупреждение или административный штраф (ст. 19.7 КоАП РФ):
Форма уведомления службы занятости — произвольная.
Выводы
При введении простоя в режиме повышенной готовности важно обосновать причины введения простоя. В приказе объясните, почему требуется именно приостановка работы.
В отличие от введения простоя в «обычной» ситуации, сейчас важно приказом запретить нахождение работников на рабочих местах.
В зависимости от того, насколько работодатель корректно пропишет обоснование необходимости введения простоя, определит, по вине работодателя простой или по не зависящим от него и работника причинам, будет решен вопрос его дальнейшей оплаты.
Если на работодателя распространяется Указ Президента о нерабочих днях с сохранением заработной платы, простой вводить нежелательно — нужно соблюсти правило о нерабочих днях с сохранением заработной платы. В крайнем случае можно рассмотреть вариант простоя по причинам экономического характера, но нужно быть готовым отстаивать свою позицию в судебном порядке при возникновении споров с работниками или проверяющими.
Вынужденный простой: правила применения
В условиях пандемии только некоторая часть компаний смогла перевести сотрудников на удаленную работу и продолжила вести дела. Для большинства бизнесов такой режим оказался, к сожалению, неприменим, и они приостановили деятельность. Из-за этого возник вопрос — а можно ли при нынешних обстоятельствах и ограничениях объявить простой?
Этот вопрос среди прочих пользователи задают на сайте Онлайнинспекция.рф, где появился раздел «Коронавирус: горячая линия». Эксперты сервиса отвечают на него утвердительно. Таким образом, бизнес, к которому неприменим удаленный режим работы, действительно вправе объявить простой. Причины, по которым можно это сделать (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ), следующие:
При этом для простоя есть обязательное условие: приостановка деятельности должна быть не номинальной, а фактической.
Простой может распространяться на одного работника, группу работников структурного подразделения или всей компании.
Допустим, из-за пандемии коронавируса компания перестала получать от поставщиков необходимые для работы материалы, так как поставки «заморожены». Соответственно, компания не может обеспечить работой некоторые должности структурного подразделения. И тогда она объявляет простой для этих должностей.
Виды простоя
Основная сложность, связанная с простоем, заключается в том, что трудовое законодательство не определяет предельный перечень обстоятельств, которые могут стать причиной приостановки деятельности компании. При этом эксперты напоминают, что причиной объявления простоя могут быть лишь обстоятельства временного характера. Но ни минимальный, ни максимальный период простоя законом не ограничен. Поэтому приостановка деятельности может быть как краткосрочной, так и длительной (объявленной на неопределенный срок). Срок простоя может продлеваться.
В ст. 157 ТК РФ названы три вида простоя. Они отличаются размером оплаты или ее отсутствием.
По вине работодателя
Такой простой может быть связан, например, с отсутствием заказов.
Он оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, которая определяется за предшествующие простою 12 календарных месяцев.
Конкретный размер оплаты устанавливается коллективным договором, положением об оплате труда, трудовым договором.
По вине работника
Пример: неисправность автомобиля компании в результате ДТП, произошедшего по вине работника-водителя.
Законодательство не предусматривает оплату такого простоя.
По причинам, не зависящим от работодателя и работника
Простой оплачивается в размере двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Так же, как и в случае с простоем по вине работодателя, конкретный размер оплаты прописывается в коллективном договоре, положении об оплате труда, трудовом договоре.
Простой может учитываться в сутках, днях или часах. Средний заработок рассчитывается в соответствии со ст. 139 ТК РФ.
Вынужденный простой по обстоятельствам, не зависящим от сторон, может возникнуть как раз из-за коронавируса. В примере, приведенном выше, перебой в поставках необходимых материалов происходит по причине введения ограничительных мер, которые негативно сказываются на деятельности поставщика и тех компаний, которые с ним сотрудничают.
Как оформить простой из-за коронавируса
Если ваша компания относится к тем, которые в силу обстоятельств не могут продолжать деятельность и обеспечивать людей работой, то для введения простоя у вас есть причина организационного характера. Всю ситуацию вам нужно правильно отразить в документах.
Евгения Конюхова, эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства, в вебинаре «Режим повышенной готовности: действия и ответственность работодателей» рекомендует даже не пытаться искать единые образцы документов, а создавать их под свои конкретные ситуации.
Ситуации сегодня могут быть разными: какие-то организации вообще не работают (например, театры, кинотеатры), другие должны обеспечить режим самоизоляции для части сотрудников старшего возраста. Какие-то компании столкнулись с ситуацией, когда сотрудник уехал в командировку и не может вернуться, так как закрыли границы. Поэтому к составлению документов нужно подходить индивидуально.
Какими правилами руководствоваться
При составлении документов вам поможет прежде всего само определение простоя, которое дается в ст. 72.2 ТК РФ. Несмотря на то, что оно обтекаемое, в нем сформулированы причины.
Четко обоснуйте причину простоя
В зависимости от того, насколько четко вы обоснуете в своем приказе об объявлении простоя организационную причину (а это в том числе и невозможность обеспечить работника работой), тем меньше вопросов к вам возникнет.
Обязанность доказывания причин простоя лежит на работодателе. И если работнику ситуация покажется подозрительной и необоснованной, то он вправе оспорить наличие каких-либо причин, влекущих временную приостановку работы, и с этой целью обратиться с жалобой в инспекцию труда, прокуратуру или даже прийти в суд с иском о признании приказа о направлении его в простой незаконным. Если суд примет сторону работника, то встанет вопрос о взыскании разницы в оплате времени простоя до полного среднего заработка.
По сути, приказ об объявлении простоя должен отвечать на вопрос о типе вашего простоя — по вине работодателя или по обстоятельствам, не зависящим от сторон.
Ответ на этот вопрос крайне важен, поскольку от него зависит оплата. Если по вине работодателя, то это будет две трети заработка, а если по независящим обстоятельствам, то две трети оклада.
Ориентируйтесь на официальные документы
Это поможет вам подобрать правильные формулировки при создании приказа. Так, например, текущая ситуация с коронавирусом хорошо прописана в Указе Мэра Москвы от 23.03.2020 N 26-УМ. В частности, в п. 14 используется термин «непреодолимые обстоятельства». И вам нужно упомянуть об этом.
Алгоритм действий работодателя в связи с простоем
1. Изучение условий введения простоя и порядка его оплаты. Обратите внимание на ст. 157 ТК РФ и ст. 72.2 ТК РФ.
2. Определение причины простоя и того, по чьей вине произошла приостановка деятельность.
3. Издание приказа об объявлении простоя. Основанием приказа является акт о простое, докладная записка или иной документ.
В приказе указывается следующая информация:
Дело в том, что период простоя считается рабочим временем. И законодательство дает компаниям возможность для маневров, чтобы они могли как-то минимизировать свои потери.
Одна из возможностей указана в ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ – перевод сотрудников на другую работу при условии, что она не противопоказана ему по состоянию здоровья, на срок до одного года. Но для этого потребуется письменное согласие сотрудника.
При этом, если простой вызван чрезвычайными обстоятельствами, при которых под угрозу ставится жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, то для перевода согласие сотрудника не требуется, за исключением только ситуации, когда речь идет о переводе на работу более низкой квалификации (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).
Сотрудник знакомится с приказом под роспись. На основании заявления ему может быть выдана заверенная копия документа. Если сотрудник физически не может подписать приказ (допустим, не может вернуться из командировки), то вы объявляете простой в одностороннем порядке или решаете вопрос о продлении командировки.
4. Письменное оповещение территориальной службы занятости (в случае полной приостановки деятельности компании, а не какого-либо подразделения).
В течение 3-х рабочих дней с момента объявления простоя работодатель обязан известить об этом территориальную службу занятости. Это требование обозначено в п. 2 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1.
5. Внесение сведений о простое в табель учета рабочего времени и оплата работнику времени простоя.
Поскольку ст. 91 ТК РФ обязывает компании вести учет времени, фактически отработанного каждым работником, то время простоя тоже нужно фиксировать в табеле учета рабочего времени. Записи вносятся на основании приказа о введении простоя.
Простой и пособие по временной нетрудоспособности
Иногда случаются ситуации, когда временная нетрудоспособность возникает до простоя и далее продолжается в период простоя.
В этом случае пособие за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время зарплата, но не выше размера пособия, которое сотрудник получал бы по общим правилам (ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Оформление вынужденного простоя по вине работодателя
Простой – временная приостановка рабочих процессов на предприятии. Подразделяется на несколько видов: по вине работодателя, по вине сотрудника и по независящим причинам. Определение вида простоя принципиально, так как от этого зависит начисление компенсаций работникам.
Вопрос: Незаконно уволенный работник восстановлен на работе по решению суда. Как определить сумму выплат работнику за время вынужденного прогула, если весь период вынужденного прогула в организации был объявлен простой по вине работодателя?
Посмотреть ответ
Простой по вине работодателя согласно ТК РФ
Вопросы, касающиеся приостановки рабочих процессов, изложены в статье 72 пункте 2 ТК. Согласно кодексу, простой – это временная остановка работ по техническим, экономическим или управленческим причинам. В ТК не изложены все нюансы этого явления. В частности, отсутствуют сведения о вероятных причинах простоя, его сроках. Все это определяется руководителем компании в индивидуальном порядке. Согласно части 1 статьи 157 ТК, в процессе приостановки рабочих процессов по вине работодателя сотрудникам начисляются компенсации.
Вопрос: Как оформить простой по вине работодателя? Могут ли работники во время простоя отсутствовать на рабочем месте?
Посмотреть ответ
Остановка деятельности предприятия может произойти по следующим причинам:
ВНИМАНИЕ! Далеко не всегда в простое виновен работодатель. Иногда приостановка возникает из-за форс-мажора. В этом случае считается, что виновное лицо отсутствует, так как проблема возникла из-за причин, независящих от представителей организации. Также простой часто возникает по вине работника. К примеру, такая ситуация возможна при поломке оборудования сотрудником.
Пошаговое оформление простоя
Простой обязательно нужно оформить. Просто приостановить работу предприятия и отправить всех сотрудников в отпуск не получится. Рассмотрим основные шаги по оформлению простоя:
Еще один обязательный пункт – расчет компенсаций сотрудникам.
ВАЖНО! Если предполагается, что сотрудники должны выходить на работу в период простоя, это нужно оговорить в приказе. Если в приказе ничего сказано не будет, работники могут не выходить на свое место службы. Увольнение их за прогул в данном случае будет незаконным.
Оплата простоя по вине работодателя
Приостановка рабочих процессов по вине работодателя оплачивается. Рассмотрим порядок начисления компенсаций:
Компенсация выплачивается после выхода на работу.
Пример расчета
Сотрудник Сидоров В. И. получает за отработанную смену 900 рублей. Длительность простоя составляет 10 дней. 900 умножается на 10. Результат составит 9 000 рублей. Размер компенсации 9 000 * 2/3 = 6 000 рублей.
Оплата больничного
Больничный будет оплачиваться только в том случае, если человек вышел на него до первого дня простоя. Выплаты производятся по ставке 2/3 от средней зарплаты. Выход на больничный в период приостановки работ не предполагает выплаты компенсаций.
Обязанности работодателя
Работодатель имеет следующие обязанности в период простоя:
Работодатель не имеет права отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск.
Перевод сотрудника на другое место в период простоя
Руководитель имеет право на перевод сотрудника в другой отдел или на другую должность. Это наиболее оптимальный выход и для работодателя, и для работника. Однако подобное решение принимается редко, так как для его реализации нужны свободные места на предприятии.
ВАЖНО! Перевод лица без его согласия возможен только в том случае, если простой длится не более месяца, а сотруднику предлагается должность, равная его квалификации. Также на новом месте работник должен получать зарплату, размер которой аналогичен его прежней оплате труда. Если одно из этих условий не выполняется, на перевод требуется согласие служащего.
Максимальная продолжительность перевода – 12 месяцев. После истечения года руководитель должен или вернуть сотруднику его прежнюю должность, или официально оформить его на новой.
Что делать, если работодатель нарушает права сотрудника?
Рассмотрим самые распространенные нарушения со стороны работодателя:
Во всех этих случаях сотрудник вправе обратиться сначала в трудовую инспекцию, а затем в прокуратуру.
К недобросовестному руководителю могут быть применены следующие санкции:
Судебные тяжбы – это длительный процесс. Поэтому перед ним рекомендуется попытаться решить конфликт с руководителем мирным путем. Вполне возможно, что работодатель нарушает закон не из злого умысла. Не все предприниматели хорошо знают положения ТК.
Судебная практика простой по вине работодателя
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Из-за сложных экономических обстоятельств на предприятии возникает вынужденный простой. Приостановка работы в данной организации обусловлена экономическим кризисом, отсутствием заказов, снижением объемов выручки. Как выглядит процедура уведомления сотрудников об этих обстоятельствах и предстоящих выплатах не более 2/3 оклада, а также каковы сроки уведомления? Какие кадровые документы в этом случае необходимо оформить? Какие причины могут быть обоснованием вынужденного простоя (по вине работодателя)?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter