толерантное сознание и формирование толерантных отношений теория и практика

Проект для учащихся старшего школьного возраста «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде»

толерантное сознание и формирование толерантных отношений теория и практика. Смотреть фото толерантное сознание и формирование толерантных отношений теория и практика. Смотреть картинку толерантное сознание и формирование толерантных отношений теория и практика. Картинка про толерантное сознание и формирование толерантных отношений теория и практика. Фото толерантное сознание и формирование толерантных отношений теория и практика Бутлицкая Елена
Проект для учащихся старшего школьного возраста «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде»

«ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

Актуальность темы формирования толерантного поведения подрастающего поколения не вызывает сомнений в силу того, что системные кризисы, которые испытала наша цивилизация на рубеже XXI века, требуют оперативного решения проблем во всех направлениях, в частности и во взаимоотношениях между людьми различных наций, культур, вероисповедания и социальных групп.

В последние годы тема толерантности стала одной из наиболее актуальных и широко востребованных во всем мире. Она обсуждается на различных уровнях, в разных аспектах, включает пласт разнообразных проблем, связанных с отношениями людей.

В связи с национальными конфликтами на территории Российской Федерации и активной миграцией населения остро обозначилась проблема выживания, которая заставляет задуматься о характере складывающихся взаимоотношений между людьми различных культур, наций и социальных групп, поскольку, именно от характера отношений зависят возможности сохранения мира и жизни на Земле.

Особенность формирования толерантности, учащихся заключается в том, что процесс формирования толерантного сознания происходит не только на специально организованных занятиях, но и в большей степени в повседневной жизни, в процессе общения со сверстниками и педагогами. А в коллективе спортсменов – подростков, имеющих разные национальности, собранных под одной крышей образовательного учреждения и нацеленных на агрессивное достижение спортивных побед эта проблема приобретает особую актуальность.

На основе изучения современных подходов к решению данной проблемы построено исследование особенностей воспитания толерантности подростков-спортсменов 14-16 лет средствами социально – культурной деятельности в колледже олимпийского резерва.

Цель проекта:

Создание условий для формирования толерантной личности

Задачи проекта:

1. Развитие социальных навыков в процессе групповых взаимодействий.

2. Формирование опыта коллективной деятельности.

3. Выработка правил толерантного поведения в социуме.

4. Повышение культуры общения подростков.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 3 месяца (февраль, март, апрель).

Предусмотрено 4 этапа реализации проекта:

• подготовительный (определение темы и целей проекта)

проектировочный (построение плана деятельности, продумывание хода деятельности, определение источников информации).

• исследовательский (сбор информации, решение промежуточных задач).Основные инструменты: опросы, анкетирование, наблюдения.

• рефлексивно-оценочный (сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы).

В рамках реализации проекта предусмотрено:

• проведение серии классных часов о толерантности;

• диагностика подростков с целью выявления уровня их толерантности;

• внедрение правил толерантного общения в практику социальных отношений.

По окончанию проекта подростки смогут:

• определиться с жизненными приоритетами;

• выстроить свою активную жизненную позицию;

• справляться с трудными ситуациями;

• налаживать контакты со сверстниками и старшими товарищами;

• находить пути выхода из конфликтных ситуаций;

• самостоятельно принимать решения.

Методы и организация реализации проекта

Проект реализовывался в Санкт-Петербургском бюджетно образовательном учреждение среднего профессионального образования «Колледжа Олимпийского резерва №1» с детьми старшего школьного возраста.

Принимали участие 30 человек.

Методы реализации проекта:

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

• анализ психолого-педагогической литературы;

• методы математической статистики.

Работа проходила в четыре этапа.

1. На подготовительном (мотивационном) этапе была определена тема, цели и задачи проекта.

2. На проектировочном (планирующем) этапе изучалась литература по проблеме исследования, определялись источники информации.

3. На исследовательском (информационном) этапе проводилась диагностика подростков с целью выявления уровня их толерантности. Для исследования применялась диагностика Клепцовой Е. Ю., апробированная на 2780 респондентах. Низкий уровень терпимого отношения выявлен у 25% подростков, средний уровень у 40%, и высокий уровень терпимого отношения к субъектам реальности показали 35% детей.

Также была проведена диагностика степени толерантности по поведению людей. Низкий уровень толерантности имели 20% детей, средний уровень 60 % опрошенных и высокий уровень развития толерантности показали 20% подростков.

Далее был составлен план мероприятий, способствующих развитию толерантности.

Проводились классные часы, тренинги, ролевые игры и психотехнические упражнения.

После проведенных мероприятий была проведена повторная диагностика подростков. Низкий уровень терпимого отношения выявлен у 10% подростков, средний уровень имели 48% подростков и терпимое отношение к субъектам реальности показали 42% детей.

Также была проведена повторная диагностика степени толерантности по поведению людей. Низкий уровень развития толерантности показали 10% детей, средний уровень 50% и высокий уровень 40%.

4. На аналитическом (рефлексивно-оценочном) этапе были выявлены изменения уровня развития толерантности, обработаны результаты эксперимента и подведены итоги.

В результате проведенных мероприятий можно сделать вывод о том, что программа по повышению уровня толерантности обучающихся «Колледжа Олимпийского резерва №1» оказалась эффективной. Улучшились взаимоотношения между детьми, сплотился коллектив.

Коллектив становится настоящей семьей, когда из россыпи характеров возникает содружество.

5. Баскакова Е. В. Психологические исследования и диагностика толерантного сознания на экспериментальных площадках Москвы. //Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С. К. Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М. : Издательство Московского психолого-социального института;Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 251-268.

6. Бондырева С. К. Толерантное сознание: проблемы формирования и воспитания. //Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) Ответственный редактор С. К. Бондырева Сб. науч. – метод. ст. – М. : Издательство Московского психолого-социального института;Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – с. 31-40.

Формирование основ экологического сознания у детей среднего возраста путем обогащения знаний о жизни и повадках птиц ОПЫТ РАБОТЫ на тему: «Формирование основ экологического сознания у детей средней возраста путем обогащения знаний о жизни и повадках птиц».

Особенности духовно-нравственного развития учащихся младшего школьного возраста «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Мы все разные» Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «Мы все равные» Цели: развивать у детей терпимость к различиям между людьми, формировать.

Кинолекторий для учащихся среднего и старшего школьного возраста «С книжных страниц на большой экран» МКОУ «Издешковская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области Литературный кинолекторий «С книжных страниц.

Сценарий внеурочного мероприятия по безопасности движения для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Конспект внеурочного мероприятия по безопасности движения для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста квест «Бегущий.

толерантное сознание и формирование толерантных отношений теория и практика. Смотреть фото толерантное сознание и формирование толерантных отношений теория и практика. Смотреть картинку толерантное сознание и формирование толерантных отношений теория и практика. Картинка про толерантное сознание и формирование толерантных отношений теория и практика. Фото толерантное сознание и формирование толерантных отношений теория и практикаМастер-класс «Пасхальный сувенир» с пошаговыми фотографиями для учащихся младшего школьного возраста Мастер-класс:»Пасхальный сувенир» с пошаговыми фотографиями. Предлагаю попробовать создать забавного цыпленка из одноразовой ложки. Такой.

Новогодний праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Новогодние приключения» Новогодние приключения Новогодний праздник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Под музыку выходят дети в карнавальных.

Опыт работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде» Опыт работы ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ Актуальность В обществе.

Программа дополнительного образования по хореографии для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа имеет художественную направленность и раскрывает основы изучения классического танца. Новизна и.

Источник

Формирование толерантности «Толерантность – гармония многообразия»

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Мне кажется, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Мне хочется показать различные суждения по поводу толерантности. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. Не является исключением и школа. Хочется рассказать о развитии этнической политики в школе. Толерантности и его производным отводится главное место при решении проблемы развития культуры межнациональных отношений.

Так что же такое толерантность?

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкреции.

Я считаю, что толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во французиком – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Для демократии очень важна социальная ответственность каждого человека осмысленно следовать моральным нормам при принятии решений.

Принципы толерантности

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии. В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – “культурная” направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. В педагогической литературе – это решение проблемы развития культуры межнациональных отношений. Например, Б.С. Гершунский вводит понятие, как “менталитет толерантности”, “мировоззрение толерантности”, “толерантное поведение”. Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости “межнациональной толерантности”. По его определению “толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и следовательно взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу”. Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Психологический уровень

а) добровольный индивидуальный выбор;
б) приобретается через воспитательнуюинформацию;
в) личный жизненный опыт.

Политический уровень

а) активная позиция намеренного невмешательства;
б) добровольное согласие на взаимную терпимость разных и
противодействующих в несогласии субъектов.

Наиболее точное в современной отечественной педагогике трактовка толерантности, у Б.З. Вульфова в книге “Воспитание толерантности: сущность и средства” Это способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, образ жизни”. Под процессом воспитания он подразумевает создание пространства взаимодействия с другими по взглядам или поведению людьми, их сообществами.

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Этническая толерантность считается доминантой культуры межнациональных отношений. Развивать ее как направленность личности следует в процессе образования, создавая условия для конструктивного взаимодействия с представителями иных этносов.

Профессор Т.Д. Дмитриев в своей работе “Многокультурное образование” выделил следующие уровни развития толерантности в образовании.

IV. Утверждение культурных различий.

Уровень поликультурного образования и культурного становления. Это утверждение учителя и ученика в процессе деятельности. На этой стадии к ним приходит понимание необходимости активной позиции.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпиость – значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. При этом следует поговорить о личности толерантной и интолерантной. В современной психологической литературе это весьма условно, так как каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. В психологии рассмотрели основные четры и отличия:

1. Знание самого себя.
Толерантные люди

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди.

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность.
Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность.
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.
4. Потребность в определении.
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).
5. Способность к эмпатии (способность формировать верные суждения о других людях).
Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
6. Чувство юмора.
Толерантный человек способен посмеяться над собой.Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.
7. Авторитаризм
Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Задания могут быть разные: учащимся сравнить представление о себе с портретом толерантной личности; может создать представление о толерантной личности одного из членов группы. Главное ребята поняли, что толерантный человек и интолерантный человек – это две противоположности и в человеке, как частичке этого безграничного мира, также уживается добро и зло, правда и ложь, активность и пассивность, доброта и жесткость, свобода и независимость. Примеров множество: в школе я пассивен, а на улице активен, люблю один предмет, не понимаю другой. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества. Ведь не бывает в жизни идеального человека. Важно стараться принимать себя и других, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что есть в человеке. Педагог должен помочь ребенку отыскать то, что является его наивысшим достижением, и так как каждый человек является носителем только ему присущих индивидуальных позитивных качеств, то эти наивысшие достижения помогут ему выстоять в любых ситуациях. Учитель должен помочь ребенку решить его проблему, которая мешает ребенку свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Наша задача донести до наших воспитанников, что мир, окружающий нас разнообразен, а человек, как его частичка, многообразен. И чем богаче внутренний мир человека, тем интереснее жить.

Применение различных приемов на практике предполагает наличие гуманной позиции учителя, по отношению к детям; большую степень доверительности в отношениях, их принятие и поддержку. Любая педагогическая ситуация рождает новые приемы, а учитель использует те приемы, которые соответствуют его индивидуальному стилю.

Хочется вернуться к вопросу о развитии этнической толерантности в школе- как доминанте культуры межнациональных отношений, как исторически наша страна складывается, как сообщество разных этносов, культур и религий. В современных условиях происходит рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому обособлению, часто переходящему в национальную непримиримость. Государство уделяет особое внимание развитию культуры межнациональных отношений, улучшению этнических взаимоотношений.

Предлагается проводить работу по развитию этнической толерантности по следующим направлениям:

урочная работа – национально-региональный компонент содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности;

внеурочная работа – специалисты предлагают ввести специальный курс, который выполнит ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную т. К. располагает большим временем.

Реализовать эти два направления они предлагают при помощи известных педагогических технологий:

тренинг общения. Это вид групповой психологической работы, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков для успешного общения в различных сферах жизнедеятельности, в том числе в межэтническом взаимодействии. Участвуя в практическом тренинге в ситуациях общения, которые воспроизводятся в группе, ученик лучше видит свои ошибки. Он помогает учащимся:

а) овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений;
б) обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с людьми различных национальностей;
в) способствует правильной оценке себя и окружающих, в том числе и представителей других национальностей;
г) через диагностику и коррекцию личностных качеств и умений школьников способствует снятию барьеров, которые мешают реальному межэтническому общению.

Если тренинг индивидуальный, то можно дать такое задание. Например, есть ли в классе (группе) ребята, которые принадлежат к различным этнокультурным группам и выразить свое отношение. Пусть они проанализируют свой жизненный опыт и опишут причины, которые способствовали возникновению и формированию отношений (даже если они негативные). Что помогло (помогает) им преодолеть их? Индивидуальный тренинг – как одна из форм представляет собой самоподготовку, которая дает эффективный результат, так как вызывает интерес у ребят. Но групповой тренинг (так и хочется назвать КУД) коллективная учебная деятельность представляет более высокий уровень, социально-психологической подготовки, где специальные психологические упражнения одновременно являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе. Эта технология применяется с целью снять напряжение, раскрепощение выявление лидера (это перед началом тренинга). Самым известным тренингом является ролевая игра, учащиеся усваивают общественный опыт самоуправления поведения.

При этом использование “национального” решения, национальных мотивов, традиционных национальных иллюстраций. Посещение этнического музея, выставок декоративно-прикладного творчества, что вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

Вывод: Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Толерантность – это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми другой культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

1. Сафонова В.В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.

2. Краткая философская энциклопедия М., Прогресс. Энциклопедия, 1994 г.

3. Вульфов Б.З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

4. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61.Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

5. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.

6. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.

7. “Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

8. Громова Е.Л. “Развитие этнической толерантности в школе” Ульяновский университет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *