тобольск церковь спаса преображения

ТОБОЛЬСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ХРАМ

тобольск церковь спаса преображения. Смотреть фото тобольск церковь спаса преображения. Смотреть картинку тобольск церковь спаса преображения. Картинка про тобольск церковь спаса преображения. Фото тобольск церковь спаса преображения
Тобольский Преображенский храм в Архиерейской роще. Фотография 1891 г.

Тобольский храм в честь Преображения Господня в Архиерейской роще (недейств.)

Единственный храм в Тобольске, выполненный в стиле классицизма.

Храм был заложен в загородной Архиерейской роще (северное предместье Тобольска) весной 1845 года [1] преосвященным Владимиром (Алявдиным), где он был погребен, согласно завещанию в мае того же года.

Строился на сумму, пожертвованную действительным статским советником Алексеем Петровичем Кичуровым, и на деньги, собранные преосвященными Владимиром (Алявдиным) и Георгием (Ящуржинским) от доброхотных дателей.

Изначально церковь предполагалось освятить во имя свт. Алексий Московского и свт. Митрофана Воронежского.

В советское время в здании церкви разместился летний детский лечебный лагерь. По воспоминаниям очевидца, в 1939 году «в храме не было иконостаса, на Горнем месте находились предметы пионерского инвентаря. В храме располагались спальные места на балконах (бывших клиросах): на левой стороне спали девочки, на правом клиросе – мальчики» [2].

На начало XXI века в здании бывшего храма располагалось наркологическое отделение Тобольского филиала ГБУЗ Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница».

Священники

Некрополь

Литература

Использованные материалы

[2] Воспоминания пенсионера Алексея Георгиевича Долгушина. См. Страшное воспоминание // Сибирская Православная газета, 2004, № 8:

[3] Тобольские епархиальные ведомости, 1898, № 19, отдел офиц., с. 200.

Источник

Тобольск. Знаменский монастырь. Собор Спаса Преображения (старый).

Карта и ближайшие объекты

тобольск церковь спаса преображения. Смотреть фото тобольск церковь спаса преображения. Смотреть картинку тобольск церковь спаса преображения. Картинка про тобольск церковь спаса преображения. Фото тобольск церковь спаса преображения

Статьи

Фотографии собора как на данной странице, так и в учебном пособии «Архитектура Сибири XVIII века» Л.К. Масиеля-Санчеса датируются началом XX в., т.е. к периоду, когда исторический собор конца XVII века был снесён и вскоре заменён новым. Датировка 1900 и 1901 годами в корне неверна, т.к. собор в это время не существовал вовсе, его воспроизведение только начиналось. Есть основания предполагать, что приложенные к странице фотографии относятся именно к историческому храму, разобранному в 1897 г. Это подтверждается осями окон на фасадах: их расположение на архивной фотографии принципиально отличается от того, которое мы видим на сохранившемся здании нового собора постройки 1900-1905 гг.

Первой была возведена деревянная церковь «во имя Знамения Пресвятые Богородицы, яже в великом Новеграде», а в 1685 году заложили первую каменную холодную Преображенскую церковь (освящена в 1691 году).

Преображенский собор имеет ясную пластическую выразительность, достигнутую сопоставлением кубичного объёма и лёгких барочных глав, венчающих купола. Колокольня Знаменского монастыря возвышалась на 38 метров. Тобольский Знаменский монастырь был известен как центр духовного образования в Сибири в связи с размещением в нём с 1770 года по указанию епископа Варлаама Тобольской духовной семинарии. Знаменский монастырь — второй, после Софийского двора Тобольского кремля, ансамбль культовых и гражданских построек города. Сейчас монастырь частично разрушен.

Обитель часто посещали различные бедствия. В 1659 г. во время грозы от молнии загорелся храм Знамения и сгорел до основания. 29 мая 1677 г. новый пожар истребил почти все монастырские постройки. В 1788 г. Большой пожар уничтожил все деревянные постройки обители. Пострадали Преображенский собор и Казанская церковь.

Кроме пожаров много бед приносили и наводнения. В 1784 г. вода в монастыре стояла на аршин. Вода повредила пол и фундаменты храмов. Хотя в наводнении 1794 г. монастырь пострадал меньше, капитальный ремонт обошелся обители на сумму более 3 тысяч рублей. Деньги были предоставлены архиепископом Варлаамом I (Петровым). Под Преображенский собор был подведен новый фундамент, стены укреплены и отштукатурены, храм покрыт новой железной крышей. Ремонт собора закончился в 1801 году.

Большие средства на обустройство обители жертвовали тобольские купцы и мещане. В 1846 г. купец Пиленков (дядя П.П. Ершова) выписал из Москвы новый иконостас. Однако после капитального ремонта храм не простоял и ста лет. Песчаный грунт со слоями ила и частые наводнения были причинами постепенного его разрушения. В 1893 г. при осмотре храма специальной комиссией было принято решение собор разобрать. В 1897 г. Преображенский собор был разобран, причем весь его ценный иконостас был передан в Иоанно-Введенский монастырь.

Источник

Тобольск. Церковь Спаса Преображения при загородном архиерейском доме.

Церковь Преображения в Архиерейской роще

Карта и ближайшие объекты

тобольск церковь спаса преображения. Смотреть фото тобольск церковь спаса преображения. Смотреть картинку тобольск церковь спаса преображения. Картинка про тобольск церковь спаса преображения. Фото тобольск церковь спаса преображения

Статьи

Преображенская церковь – единственная, выполненная в духе классицизма. Она находилась на северной окраине Тобольска в Архиерейской роще. Здесь располагалась летняя дача архиерея, основанная в середине XVIII в. Обновление строений в Архиерейской роще состоялось при Епископе Тобольском и Сибирском Владимире (Алявдине). Каменную церковь заложили весной 1845 года.

На церемонии, как и положено в таких случаях, Преосвященный Владимир опустил первый камень для будущего фундамента храма. Когда он наклонился, то его панагия упала в ров. Владыка принял это за предзнаменование скорой смерти и, обозначив место своего погребения, тихо промолвил: «Ну, верно, мне тут и лежать». Епископ тяжело болел, сильно простудившись зимой 1845 году, а 20 мая этого же года соборный колокол возвестил о кончине архипастыря. Согласно завещанию, Преосвященного погребли в недостроенной Преображенской церкви в Архиерейской роще. Еще при жизни епископа по его указанию были разобраны старинные каменные башни и стены Софийского двора, которые к тому времени обветшали и оказались полуразрушенными. Кирпич решено было использовать для постройки загородной церкви.

Деньги на строительство храма были собраны жителями со всей губернии в знак глубокого почитания всенародно любимого архипастыря. Строительство храма благодаря этому быстро закончили.

В январе 1930 года церковь была закрыта. Впоследствии при перестройке она была искажена до неузнаваемости. В перестроенном помещении размещается психоневрологическая больница.

Единственный храм в Тобольске, выполненный в стиле классицизма. Храм был заложен в загородной Архиерейской роще (северное предместье Тобольска) весной 1845 года преосвященным Владимиром (Алявдиным), где он был погребен, согласно завещанию в мае того же года. Строился на сумму, пожертвованную действительным статским советником Алексеем Петровичем Кичуровым, и на деньги, собранные преосвященными Владимиром (Алявдиным) и Георгием (Ящуржинским) от доброхотных дателей. Изначально церковь предполагалось освятить во имя свт. Алексий Московского и свт. Митрофана Воронежского.

В советское время в здании церкви разместился летний детский лечебный лагерь. По воспоминаниям очевидца, в 1939 году «в храме не было иконостаса, на Горнем месте находились предметы пионерского инвентаря. В храме располагались спальные места на балконах (бывших клиросах): на левой стороне спали девочки, на правом клиросе – мальчики».

На начало XXI века в здании бывшего храма располагалось наркологическое отделение Тобольского филиала ГБУЗ Тюменской области «Областная клиническая психиатрическая больница».

Источник

Тобольск. Церковь Спаса Преображения.

Спасская церковь

Карта и ближайшие объекты

тобольск церковь спаса преображения. Смотреть фото тобольск церковь спаса преображения. Смотреть картинку тобольск церковь спаса преображения. Картинка про тобольск церковь спаса преображения. Фото тобольск церковь спаса преображения

Статьи

С.П. Заварихин «В древнем сердце Сибири». М., 1987

Сохранившаяся доныне в полуразрушенном виде Спасская церковь (церковь Спаса Нерукотворного Образа) – одна из самых ранних каменных приходских церквей г. Тобольска. Одноименный деревянный храм на этом месте был построен в 1587 году, в год основания города. В этот храм в 1593 году был прислан из Углича тот самый колокол, в который там били в набат по случаю убиения св. царевича Димитрия. Храм этот 1 июня 1701 года сгорел, а в 1702 году был заложен и в том же году построен и освящен новый деревянный. Но он не долго существовал, нашелся благочестивый и усердный жертвователь, местный купец Стефан Третьяков, и «в 1706 году на горе была заложена церковь каменная Всемилостивого Спаса, подле деревянной».

Интересно, что храм этот созидался с благословения и молитвенной помощью двух величайших сибирских святителей: митрополитов Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича), занимавших последовательно в то время Тобольскую кафедру.

В 1706 году основание этого храма освятил святитель Филофей, а освящение уже выстроенной церкви совершил святитель Иоанн в 1713 году. Во второй половине XVIII века к западному фасаду храма была пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела.

В законченном виде храм имел четыре престола: во Имя Святой и Живоначальной Троицы, в честь Нерукотворенного Образа Спасителя и во имя Предтечи Господня Иоанна – в летнем храме, а в зимнем, теплом, – во имя Иоанна Милостивого, Патриарха Иерусалимского.

Небольшой объем этого храма состоит из трех частей: церкви, трапезной и колокольни. Пластика внешних стен удивляет своей живописностью. В ней воплотилось сочетание древнерусского архитектурного стиля XVII в., архитектуры петровского времени и азиатских художественных вкусов. В декоре этой церкви отразился самобытный стиль – сибирское барокко, которое в дальнейшем получит развитие в архитектуре Сибири.

После прихода к власти большевиков печальная участь российских церквей постигла и Спасский храм. В 1922 году по всему Тобольску произошло изъятие из церквей дра- гоценных металлов. В Спасском храме было изъято серебро. В конце 20-х сняты колокола, причем, как известно, пожилые женщины, «бабушки»-прихожанки этой церкви дали настоящий бой властям, протестуя против снятия колоколов.

В 1940 году храм был передан под гараж школы комбайнеров. Тогда же храм лишился своих главных украшений – купола и колокольни, позднее появилась нелепая шиферная крыша, которая придает древнейшему приходскому храму Тобольска вид богатыря без головы.

После Великой Отечественной войны Спасский храм постепенно разрушается, здание приходит в совершенную негодность и долгое время пустует. В конце 1970-х годов власти решили отремонтировать здание храма для использования в мирских целях. Как показывают нам архивные источники, на 1 августа 1980 года храм хотя и находился в разрушенном состоянии, но ремонтировался. Тобольский исполком намеревался использовать бывшее здание Спасской церкви под художественные мастерские.

После крушения советского строя в 1990-х годах начались переговоры о передаче здания Спасской церкви в пользование местной церковной организации. В марте 1996 года создан был православный приход Спасского храма, костяк прихода составляли тобольские казаки, в храме планировалось создать духовный центр Сибирского казачества. В июне 1996 года приходская организация, по благословению Епископа Тобольского и Тюменского Димитрия, подала два «Обращения» в Государственный комитет Российской Федерации по Управлению Государственным имуществом и в Министерство Культуры РФ с просьбой передать храм в пользование верующих. Через некоторое время храм был передан Тобольско-Тюменской епархии. Но казацкий приход к тому времени уже развалился, и здание с 1999 года после продолжительного внутреннего ремонта стали использовать под учебные классы иконописной школы. Богослужения в храме, пока еще не обновленном, совершаются нерегулярно.

Особенный декор храма, смешение древнерусского стиля с барочными украшениями позволяет назвать и зодчего этой церкви, здесь виден особый почерк, мало где повторяющийся. Точно такой же стиль был применен в строительстве Тюменского Троицкого собора, который возводился одновременно со Спасской церковью каменщиками тобольского мастера Матвея Максимова. Отсюда вытекает вполне разумное и вероятное предположение, что зодчим Спасского храма также является сей известный тобольский храмостроитель.

О внутреннем убранстве Спасского храма ныне можно только строить догадки, почти никаких визуальных данных не сохранилось, осталось только пустое помещение с подпорченной штукатуркой. Но то, что осталось, производит определенное впечатление, как замечает выдающийся сибирский искусствовед С.П. Заварихин: «Внутреннее пространство церкви оставляет впечатление простора и внушительности. Из тесного и низкого притвора попадаешь в квадратную, перекрытую цилиндрическим сводом трапезную, а из нее – в пространство собственно храма, вытянутое поперек главной оси церкви. Три глубоких предалтарных отсека обогащают его пространство. Лишившиеся штукатурки стены демонстрируют кирпичную кладку, и это усиливает суровость интерьеров».

Приписная к Богоявленской церкви Спасская церковь города Тобольска, каменная, построена в 1713 г. В церкви 4 престола: во имя св. Животворящей Троицы, св. Нерукотворенного образа Спасителя, св. Предтечи Иоанна, св. Иоанна Милостивейшего, патриарха Александрийского.

Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. /Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/ Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

В церкви находился образ «Спаса Нерукотворного». Первоначально икона находилась в Троицкой церкви. Но в 1791 г., после того как церковь была из-за ветхости разобрана, икона была перенесена в Спасскую церковь.

В 1844 г. в церкви отпевали декабриста Александра Барятинского. После революции 1917 г. церковь была закрыта. В 1930-е г.г. церковь была обезглавлена. В советские годы в церкви находился ЗАГС. Позднее в нее была помещена иконописная мастерская.

В 1975 г. в кладке стены Спасской церкви был найден клад бумажных денежных знаков 1898-1921 г.г.

В 2007-2013 г.г. проводилась реставрация храма, в ходе которой была воссоздана колокольня.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Деревянная Спасская церковь была построена еще в 1587 г. после сооружения первого острога и постройки первой церкви – Троицкой. В 1593 г. на колокольню этой церкви был поднят ссыльный Углический колокол, что набатом возвестил людей об убиении малолетнего царевича Дмитрия.

В 1655 г. в Тобольск прибыл лидер старообрядцев протопоп (протоиерей) Аввакум (Петров). Тобольский архиепископ Симеон очень нуждался в опытных священнослужителях, поэтому Аввакум был назначен служителем церкви Всемилостивейшего Спаса. В Тобольске Аввакум продолжал обличать «ересь Никона» и велел держать древнего благочестия. Он настроил против себя горожан, во главе которых встал архиерейский служитель Иван Струна. Горожане хотели даже посадить протопопа в мешок и утопить в Иртыше. От расправы Аввакума защищало покровительство владыки Симеона.

Однажды Симеон по служебной надобности отбыл из Тобольска. Воспользовавшись этим, Струна собрал горожан, которые пришли разобраться с Аввакумом. Протопоп со служителями заперся в церкви Спаса. Толпа встала вокруг храма. В церковь, под предлогом переговоров, Аввакум разрешил войти Ивану Струне и двум его товарищам. Едва они вошли в храм, двери за ними захлопнулись. В центре церкви Аввакум поставил Струну на колени и отхлестал кожаным ремнем, после взял покаяние, отпустил.

Когда Симеон вернулся в Тобольск, Иван Струна пошел к нему жаловаться на протопопа. Вопреки ожиданиям Струны, архиерей велел посадить его в яму. Струна избежал наказания, побежал к воеводе Петру Бекетову и с порога закричал «Слово и дело государево», что означало дело государственной важности. Бекетов с казаками и стрельцами пошел разобраться с Симеоном. Пришли в Софийский собор, где шла служба, встали на пороге, начали шуметь, ругаться. В гневе архиепископ проклял Струну и Петра Бекетова. Воевода пришел домой, лег на постель и скончался. Через непродолжительное время Аввакум был отправлен из Тобольска в Енисейск, а затем с отрядом казаков в область Даурию, на Амур.

В конце XVII в. церковь сгорела, была восстановлена, но просуществовала в новом виде совсем недолго. В 1709 г. при митрополите Филофее (Лещинском) рядом с деревянным был заложен новый каменный храм. Возведен он был «тщанием» купца Стефана Третьякова. В 1772 и 1791 г.г. у храма появилось два придела – северный и южный. Колокольню построили только во второй половине XIX в.

В церкви находился образ «Нерукотворного Спаса». Эта икона была прислана в Тобольск во время правления царя Федора Иоанновича, в Троицкую церковь. В 1791 г, после того как церковь была из-за ветхости разобрана, икона была перенесена в Спасскую церковь. Икона имела длину 1 аршин и ширину ¾ аршина. Сверху была покрыта позолоченной ризой с венцом из чистого золота.

В 1844 г. в церкви отпевали декабриста Александра Петровича Барятинского, отбывавшего ссылку в Тобольске с 1839 г.

В 1930-х г.г. церковь подверглась разрушении в результате чего утрачены верхние объемы. В таком виде церковь дошла до них дней. 7 октября 1975 г. в кладке стены Спасской церкви был найден клад бумажных денежных знаков 1898-1921 г.г.

Источник

Преображенка. Церковь Спаса Преображения.

Карта и ближайшие объекты

тобольск церковь спаса преображения. Смотреть фото тобольск церковь спаса преображения. Смотреть картинку тобольск церковь спаса преображения. Картинка про тобольск церковь спаса преображения. Фото тобольск церковь спаса преображения

Статьи

Церковь Преображения Господня в селе Преображенка была заложена в 1843 году, а в 1845 году было завершено ее строительство. Из архивных данных известно, что в 1939 году Тобольский окружной совет постановил использовать здание под детский санаторий ОРК здравотдела. В 1997 году образована община, приписанная к Абалакскому мужскому монастырю. Храм находится в аварийном состоянии. Был оборудован для богослужений один придел. В 2004 году начались противоаварийные работы храма.

Село Преображенское (Преображенка): церковь каменная, построена в 1803 г.; в ней три престола: во имя Преображения Господня, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, во имя Евфимия Суздальского. Приписной церкви нет. В приходе село Абалакское и 31 деревня.

Часовни четыре в деревнях: Бакшеевой (12 верст), Ярковой (8 верст), Бобровке (8 верст), Полуяновой (23 версты). Дворов 1058, прихожан муж. пола 3435, жен. пола 3461. Земли усадебной 3 дес., пахотной 70 дес., сенокосной 18 десятин 2,120 кв. саж.; при селе Загваздинском церковной земли 30 дес. 130 кв. саж., всего 118 дес. 2,250 кв. саж. Церковный капитал 414 руб. 49 коп. Жалованье священнику 300 руб., диакону 150 руб., псаломщику 100 руб. Домов для причта четыре, деревянные, общественные. Штат: священник, диакон, два псаломщика и просфорня.

Церковно-приходская школа помещается в собственном доме, построена в 1884 г. Министерская школа в селе Абалакском, построена в 1874 г. Вторая министерская школа передвижная. Расстояние от Консистории 23 версты, от благочинного 80 верст.

Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. /Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/ Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

Преображенская церковь в селе Преображенском – один из характерных образцов позднего этапа архитектуры «сибирского барокко» конца XVIII – начала ХIХ в., отмеченный устойчивыми композиционными и архитектурно-пластическими приемами местной тобольской школы каменного культового зодчества. Несмотря на давний интерес к этому памятнику (как ценное произведение церковной архитектуры, он упоминался еще в дореволюционных публикациях сибирских историков), среди исследователей существуют расхождения в датировке храма (называются 1761 г., 1773 г., 1784 г.), практически не освещена строительная периодизация. Проведенные нами изыскания, выявленный круг документов позволяют восполнить эти данные, важные для понимания особенностей объекта. Любопытна также предыстория существующего здания.

Старинное село Преображенское в окрестностях города Тобольска началось в 1590-х г.г. с основания на берегу Иртыша, между Искером и Абалаком, небольшого погоста. Известно, что первоначально на погосте была деревянная церковь. Но в 1691 г., в разгар масштабного каменного строительства на тобольском Софийском архиерейском дворе, по царскому повелению здесь, в пригородном владении митрополичьего дома в селе Преображенском, заложили каменную церковь во имя Преображения Господня. В условиях, когда даже в столичном Тобольске недоставало средств и материалов, такое разрешение могло показаться странным. Источники объясняют этот факт выгодным местоположением села на пути ежегодных июльских крестных ходов с популярной чудотворной иконой Абалакской Божией Матери из Абалака в Иоанно-Введенский монастырь и в Тобольск – Софийский собор и Знаменский монастырь. Точных сведений об архитектуре Преображенского храма не сохранилось, известно лишь, что это был небольшой кубический храм, однопрестольный. Не исключено, что его строили те же мастера, которые работали тогда в Тобольске на архиерейском дворе и в Абалаке – на сооружении Знаменской церкви (окончена в 1691 г.).

Судьба первого каменного Преображенского храма (в начале XVIII в. переименованного в Евфимиевский), современника самых ранних каменных построек Сибири, сложилась проблемно: он был поставлен вблизи обрывистого берега Иртыша, подвергаясь опасности оползней и обрушения, был холоден, тесен для богослужения, особенно в зимнее время. По этим причинам в 1744 г. прихожане в лице старосты Тимофея Зубова обратились с «доношением» к митрополиту Антонию: «Имеем мы намерение такое, чтоб вместо имеющейся в селе Преображенском каменной во имя Преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца церкви, которая стоит на самом яру, к тому ж в зимнее время священнослужить в ней с немалой неудобностью…, построить новую деревянную на удобном месте». Согласно документам, летом того же года церковь была срублена и освящена в честь Преображения Господня. Таким образом, к середине ХVIII в. в селе существовало две церкви – почти бездействующая каменная Евфимиевская и деревянная Преображенская.

Спустя четверть века прихожане вновь вернулись к идее постройки нового храма, но уже в каменном исполнении. 18 июля 1773 г. священник подгородного села Преображенского Иван Зубов сообщал архиепископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму, что «во оном селе здешнем месте построенная в давних годах каменная холодная церковь однопрестольная во имя Евфимия Суздальского чудотворца состоит на самом опасном месте не далее 2-х сажень от яру, к тому же немалые в самой церкви с полуденною сторону алтаря также через весь алтарь имеются разщелины, почему оная к дальней прочности уже ненадежна, и вместо которой желают прихожане построить вновь трехпрестольную, настоящую во имя Преображения Господня с приделами: 1-й Покрова пресвятой Богородицы, 2-й преподобного Евфимия Суздальского чудотворца каменного здания церковь, употребляя к тому строению по разобрании оной Евфимия церкви потребные материалы… Того ради вашего Преосвященства милости просим … об обложении оной церкви пожаловать благословенную грамоту, также и для сбора с боголюбцев прикладов».

Идя навстречу прихожанам, Варлаам благословил новое здание «на удобном и неводоподъемном и от пожарных случаев безопасном месте по чиноположению обложить, и по обложению велеть строить по подобию прочих грекороссийских церквей и с поспешением». В то же лето 1773 г. состоялась закладка нового храма, однако из-за долгих сборов средств и подготовки необходимых материалов, строительные работы отодвинулись на несколько лет. Вероятно, в какой-то момент прихожане даже изменили свое намерение и решили сохранить старую каменную церковь, увеличив ее лишь пристройкой северного придела. Об этом свидетельствует прошение старосты Преображенской церкви Тимофея Еларина архиепископу Варлааму от 22 июня 1776 г., где говорится следующее: «Состоящая во оном селе каменная Евфимия Суздальского Чудотворца церковь холодная, в коей в зимнее время службы производить неможно, почем прихожане экономические и государственные крестьяне желают при оной церкви с северной стороны пристроить придельную теплую во имя Евфимия Суздальского Чудотворца, а настоящую каменную Евфимиевскую переименовать во имя Преображения …К посему строению потребные материалы в готовности». Спустя год придел был выстроен и освящен 16 июля 1777 г. в честь преподобного Евфимия Суздальского, главный же престол переименовали во имя Преображения. О судьбе же деревянного храма в документах не упоминается.

Очевидно, что переломным моментом в строительстве новой каменной церкви в Преображенском стал 1783 г. Это случилось в связи с закрытием и переводом сюда церковного прихода из Абалака; по Высочайшему указу от 2 июля 1783 г. в Абалак из слободы Невьянской Пермской губернии был переведен Богоявленский мужской монастырь. Вскоре, в 1784 г., последовала грамота архиепископа Варлаама «о разобрании старой Преображенской церкви и обложении новой на новом месте». С этого времени строительство здания активизировалось – большому приходу требовалась большая церковь. Первым в 1790 г. был освящен Евфимиевский придел. Накануне этого события церковный староста Василий Ширяев доносил в духовную консисторию: «Обложенная во оном селе каменная церковь во имя Преображения с двумя приделами – преподобного Ефимия Суздальского чудотворца и Покрова Богородицы, из которых придел Ефимия Суздальского в совершенное строением окончание приведен и по освящению состоит в готовности». Позже, в 1794 г., освятили Покровский придел. Главный же храм неторопливо и тщательно достраивался в последующие годы, его престол – Преображенский был освящен в 1813 г. На последнем этапе всем ходом строительства руководил староста церкви крестьянин Александр Зубов, непосредственными же исполнителями каменных работ в документах называются тобольские ямщики. Приблизительно к 1810-1813 г.г., т.е. к периоду окончания и подготовке главного храма к освящению, относится создание главного иконостаса.

Такова строительная периодизация церкви. В общей сложности она возводилась, украшалась около тридцати лет – срок вполне обычный для сибирских каменных приходских церквей. Общий итог состояния ее здания приводится в «Описи имущества Тобольского уезда Преображенского села и церкви, учиненной по Указу Тобольской духовной консистории» 1846 г. В документе значится: «Церковь каменная одностоянная, разделена на холодную и теплую. Покрыта тесом и выкрашена алой краской. На ней две главы и два креста вызолоченные листовым золотом. Двадцать одно окно с оконцами. В теплой церкви по две рамы, а в холодной по одной. Нижние окна с решетками. Одни двери в холодной церкви, окованы железом, окрашены зеленой краской. Пол деревянный в холодной церкви выкрашен желтой краской, а теплой пять чугунных плит. Одна в ней простая печь. Изнутри церкви три престола, из которых главный в холодной церкви во имя Преображения Господня, другой в теплой во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Третий во имя Преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца. Колокольня каменная трехъярусная связана с церковью и покрыта тесом. Купол и шпиц на ней выкрашены зеленой краской. Глава и крест вызолочены золотом. На ней шесть колоколов медных, из коих большой по надписи весит 18 пудов и десять фунтов, второй 13 пудов и 30 фунтов, третий 5 пудов, четвертый 2 пуда и 30 фунтов, пятый 1 пуд и 6 фунтов, шестой 13 фунтов. Ограда кругом церкви деревянная, решетчатая выкрашенная зеленой краской, с такими же двоими воротами на железных крючьях. Дом для училища построен прихожанами в 1840 г. с тесовою кровлею и шестью окнами, а рам в каждом по одной, одна печь и две двери на железных крюках».

Ряд новых данных приводится в аналогичной описи за 1865 г. В частности, отмечается, что церковь уже покрыта железом и ее крыша выкрашена зеленой краской. Пол в холодной церкви все также деревянный, а во всей теплой настелены чугунные полы, устроена еще одна железная печь. В описи за 1871 г. зафиксированы еще ряд изменений. «С западной и южной стороны приделаны к колокольне два навеса на столбах, крыты железом и выкрашены зеленой краской. Под навесом сделаны помосты с перилами и ступенями. Столбы у ограды выкрашены белилами. Парадные ворота створчатые на английских крючьях».

Последний и более существенный ремонт произошел в 1901-1902 г.г. Речь идет о проекте епархиального архитектора Б.Б. Цинке «на уборку столбов и арок и подводку шпренверка» под деревянные потолки в теплой части церкви. В пояснительной записке Цинке сообщал: «По поручению Епархиального Начальства было мною тщательно осмотрена вышеназванная каменная церковь и по осмотре оказалось: что в теплой церкви, где помещаются два придела с деревянными потолками из бревен плотно притесанных одно к другому, бревна эти направлены поперек церкви основаны на двух каменных арках, которые во многих местах треснули и для поддержки арок построены каменные столбы слишком больших размеров, … каковые столбы не только безобразят внутренний вид храма, но даже загораживают вид иконостаса, почему и богослужение видно не всем молящимся; почему Его Преосвященство и поручил мне убрать означенные столбы, но так как деревянные потолки необходимо поддержать, то для этой цели проектировано подвести деревянные шпренверки… Старые каменные арки Преображенской церкви имеют ширину 1 ¼ аршина, а потолки основаны на них и положены концами лишь только 4 или 5 вершков на краях арки, и чтобы избежать перестройки потолков предполагаю подвести под каждый конец балки по одному шпренверку и в отверстия между шпренверками устроить черный пол со смазкой, а нижнюю сторону обшить и оштукатурить».

В ХХ в., с наступлением советской эпохи, церковь была закрыта, однако никаким внешним и внутренним разрушениям, за исключением конфискации убранства, здание не подвергалось. К 1990-м г.г. сохранялись даже венчающие главки и кресты, а в интерьере – иконостас главного храма. В 2000-х г.г. Преображенская церковь впервые обследовалась специалистами с целью проведения реставрации ее здания, осуществленной в 2008–2011 г.г. по проекту тюменского объединения «СибСпецСтройРеставрация».

По словам С.П. Заварихина, в разгар развития столичного классицизма Преображенская церковь получила формы, характерные для сибирского барокко, демонстрируя исключительную устойчивость барочных традиций в архитектуре Сибири. Центром осевой троечастной композиции здания служит бесстолпный одноглавый храм в виде крупного двусветного четверика, перекрытого восьмидольным куполом с крутым подъемом и переломом граней в верхней части. Покоящийся на тромпах свод прорезан отверстием для восьмигранного фонаря, увенчанного прихотливой по силуэту главкой. Как и в других тобольских церквях, купол здесь непосредственно опирается на четверик, на его полукружия, образуя с ним слитную форму. Яркой индивидуальной особенностью этого привычного для местных барочных сооружений построения храмового объема является преувеличенная массивность и даже огромность купола, придающая значительность сооружению. С западной стороны к храму примыкает широкая одноэтажная трапезная и тоже массивная трехъярусная колокольня с легким шпилеобразным завершением над пучинистым куполом. Обращает на себя внимание скругление по плавной кривой западной стены притвора, симметрично отвечающее такому же скруглению апсиды. В противоположность барочным верхам фасады церкви относительно просты и отличаются плоскостным графичным рисунком декора. Однако карнизы с полукружиями имеют очень тонкую, тщательную и мелкую профилировку, окна, обработанные плоскими наличниками, в верхнем ярусе дополнены филенками и круглыми медальонами, углы четверика отмечены сгущением пилястр, а членения алтаря – тонкими колонками. Выразителен мотив арочного окна с круглым люкарном, примененный в алтарной части. Определяющие особенности объемно-пространственной композиции церкви во многом обусловлены ее местоположением: она стоит открыто, на широкой равнине, в непосредственной близости от Иртыша. Благодаря куполу общий силуэт здания исключительно выразителен и активен. Храм выглядит громадным монументом среди окружающего ландшафта. Главы церкви хорошо просматриваются с далеких полей и от стен Абалакского монастыря.

Примечательной частью памятника является сохранившийся (без икон) главный иконостас Преображенского храма, выполненный в барочно-классицистической стилистике в начале ХIX в. Иконостас в своем основном убранстве существовал до 1970-х г.г., после чего все его иконы были сняты и вывезены. Однако конструкция и убор (за исключением царских врат) уцелели. Высокий, пятиярусный, он имеет вид стройного, вертикально развитого сооружения, увенчанного полукруглым фронтоном. Согласно описи имущества, предалтарный иконостас главного храма «деревянный столярной работы с колоннами, выкрашен темно-желтою краскою под ясень, по местам вызолоченный», включал 44 иконы. К особенностям иконостаса относятся: почти одинаковая высота чинов, расположение икон-«праздников» под деисусным чином, а не над ним, завершение иконостаса праздничной иконой, а не Распятием. В первом, местном ряду помещались иконы с изображением Спасителя, Богоматери, Преображения Господня и святителей. Второй ярус – праздничный, включал также иконы святителей. Третий – деисусный с центральной иконой Господа Вседержителя с предстоящими, образами апостолов. В четвертом ярусе помещалось Распятие с предстоящими, пророки, праотцы. И, наконец, пятый ярус – фронтон – украшала икона «Коронование Божией Матери». Все иконы, кроме центральных, были заключены в прямоугольные рамы.

Каркас иконостаса образован стоечно-балочной системой, облеченной в четкие ордерные формы. Предалтарная преграда занимает всю ширину восточной стены, благодаря стройной организации, подчеркнутому движению ввысь обладает чертами приподнятой торжественности, созвучной динамичному пространству храма. Все ярусы (за исключением нижнего и центральной части) расчленены пилястрами и карнизами с гладкими подкарнизными фризами, раскреповками (выступами), отвечающими постаментам и капителям пилястр. Третий и четвертый ярусы, соседствующие с угловыми тромпами на переходе от четверика к восьмерику, соединены фигурной доской с барочным обрамлением в виде ломаных волют. Аналогичные волюты симметрично «скрепляют» высокий центральный полукруглый фронтон. Последний оформлен архивольтом, опирающимся на колонны. Профиль архивольта и венчающего верхний чин карниза украшен зубцами. На стенке фронтона находится полукруглое фигурное углубление для иконы, так называемый «ковчег». Этот же мотив круглящейся арки повторен в обрамлении нижних ярусов центральной части, где помещались главные иконные изображения, и над царскими вратами. Кроме того, анализ деталей конструкции показывает, что значение средней вертикальной оси подчеркивалось круглыми колоннами, фланкировавшими все звенья центральной части. Такими же колоннами был оформлен первый ярус местного чина, который кроме царских врат включал северные и южные врата. По фрагментам утраченной цокольной части иконостаса можно утверждать, что она была решена в виде глухого постамента-стенки, разбитого горизонтальными и вертикальными прямоугольными филенками.

Наиболее существенным для иконостаса является утрата царских врат. Данные об их облике скудные, однако, несомненно, что это была двустворчатая конструкция, вероятно – арочная, высотой не менее 2 м, особо украшенная, имевшая собственные колонны. Как явствует из описи, «Царския врата резныя, по местам вызолоченные. В них образа: в середине Благовещение Пресвятой Богородицы на доске длиною 1 аршин. и 2 вершка, шириною 2 ½ четверть вершка, внизу по сторонам четыре Евангелиста, длиною 2 четверти, шириною 9 вершков». Самая крупная икона Благовещение помещалась в верхней части врат, традиционно в таких случаях разделяясь створками на две части композиции (с одной стороны – архангел Гавриил, с другой – дева Мария), образы Евангелистов внизу – в небольших клеймах по два на каждой створке. Все композиции были прямоугольные, заключены в прямоугольные рамки. Резные детали могли заполнять свободные участки врат, либо концентрироваться в определенных местах, служа тактичными декоративными акцентами.

Кроме царских врат в иконостасе имелись две боковые (северная и южная) одностворчатые двери. Северные двери украшал образ архангела Михаила «длиною 3 аршина без 2 вершков, шириною 1 аршин», южные – изображение архангела Гавриила «длиною 3 аршина 2 вершка, шириною 1 аршин». Обе двери размещались симметрично через один интервал – иконную ячейку – от царских врат. Важной составляющей декоративного решения иконостаса являлся цвет. Описи говорят, что иконостас выкрашен темно-желтой краской под ясень, местами – вызолочен. Анализ красочного слоя деталей не только подтверждает эти сведения, но и дополняет их другими данными: в карнизах присутствуют следы зеленой краски.

Предалтарные иконостасы приделов не сохранились, но судя по описям, они были меньшего размера и состояли из трех ярусов. Каждый из иконостасов имел свое архитектурно-декоративное решение, характеризующие разные периоды и типы конструкций. Наиболее древним и простым был иконостас Евфимиевского придела, перенесенный сюда из старого каменного Евфимьевского храма и относящийся, очевидно, к первой половине XVIII в.в. Как явствует из описания, выполненный в три яруса, «гладкий, выкрашенный желтою краской, местами вызолоченный» с гладкими царскими вратами, «крашеными желтою краской», он представлял собой традиционный невысокий тябловый иконостас, имевший простую стоечно-балочную конструкцию с горизонтальными балками-тяблами. При отсутствии резьбы главными акцентами иконостаса являлись иконы.

Наиболее многодельным был иконостас Покровского придела, отличавшийся сложной барочной декоративно-пластической разработкой. Витые колонны, поддерживающие креповки карнизов, резные богато украшенные царские врата с образами Благовещения, Введения во храм и евангелистов, 18 резных ликов херувимов, иконы в круглых медальонах-картушах создавали сильный декоративный эффект. В традициях барочных иконостасов композицию венчало резное Распятие с предстоящими (коленопреклоненными Богородицей и Иоанном). Не располагая сведениями о пластике скульптуры, можно однако предположить, что по аналогии с другими памятниками подобного рода (несколько иконостасных Распятий с предстоящими хранятся в фондах Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника) это могли быть раскрашенные скульптуры, выполненные либо в народно-экспрессивной манере, преломившей барочные украинские черты, или в более строгом и сдержанном плоскостном духе, свойственном северным мастерам. Упомянутые в описи херувимы, украшавшие узловые детали конструкции иконостаса – карнизы, кронштейны, капители, тоже представляли собой объемные резные раскрашенные изображения. Обогащали иконостас царские врата с пышным растительным орнаментом рельефной резьбы. В 2012 г. главный иконостас Преображенского храма реставрирован по проекту «СибСпецСтройРеставрация» (автор Д. Бунда).

Е.М. Козлова-Афанасьева, Преображенская церковь в селе Преображенском Тобольского уезда Тобольской губернии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *