святыни калужской области монастыри
Обзоры
Куда пойти молиться. Храмы и монастыри Калужской области.
И около Боровска отмечу несколько интересных церквей
— в центре города стоит огромный Никольский собор, но самое интересное ближе к реке Луже, где находится
Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь
Место историческое, будет интересно всем,к ак и Боровский монастырь.
3. Жуковский район. Храмы на Протве.
Вдоль Протвы раскинулось немало сел. Люди жили с древности здесь. На правом берегу протвы от Спас-Загорья и ниже по течению храмы стоят каждые 3-4 километра. Особенно хороши храмы в Трехсвятском, Кутепово, Трубино, Оболенском.
Храм в центре города переделан был в советское время, а вот церковь Воскресения Христова прекрасно сохранилась. Рядом с ней замечательный источник.
Нескольких километрах от Тарусы старинная усадьба Истомино, от которой остался парк, главный дом, ныне школа, небольшой грот, и церковь Успения Богородицы.
Рядом построена новая церковь в честь Всех Святых.
В Медыни есть несколько старинных храмов, но они довольно простые.
Построен храм во времена Лужкова и по его же желанию. Богатый московский мэр денег не жалел. Взял и построил огромный храм в селе, где жителей меньше чем вмещает этот храм.
В Мосальске прекрасный Свято-Никольский собор
, отличный образец классической архитектуры. Был восстановлен в 90-е годы на средства ЮКОСа. Есть в городе еще три храма. Стоит совершить прогулку по городу и увидеть их все.
Когда-то богатый город Мещовск смог построить огромный Собор Благовещения Богородицы и еще несколько церквей поменьше.
Собор впечатляет. Он достоит Санкт-Петербурга или Москвы, но оказался в небольшом калужском райцентре. Но будущее у Мезщовска есть. Он входит в маршруты паломнических туров на Родина Трех Цариц. Даже есть небольшой музей в честь женщин, когда-то ставшими женами русских царей.
Город приятный во всех отношениях. В нем немало и храмов.
Но все едут сразу в Оптину Пустынь!
Другое дело Казанская Амвросиевская пустынь в
Шамордино! После Боровского монастыря, на мой взгляд, самое «старинное» по духу место в нашем крае. Тут тоже бывал Толстой, а насельницей была его сестра. Да и сам монастырь возник во времена Толстого, во времена расцвета Российской империи и русской культуры.
— в Шамордино красиво всегда. Оно по дороге в Козельск из Калуги и Москвы, не пропустите.
Клыково. Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково по сути новостройка. В старые времена монастыря здесь не было. Но место особенное, и с каждым годом все более популярное благодаря покойной ныне матушка Сепфора, творившей и творящей чудеса.
Неожиданное открытие, место которое очень рекомендую посетить:
Неподалеку также есть бывшая земская больница, ныне скит: Дракуны, Козельский район
Между Калугой и Козельском немало интересного. Можно посмотреть по дороге в Козельск.
В самом Перемышле (Перемышль. ч.2) многих интересует храм Рождества Пресвятой Богородицы и собор Успения Богородицы
. Сейчас идут разговоры о его восстановлении. Оно будет трудным.
Напротив Перемышля, на другом берегу Оки, стоит село Гремячево с небольшим и уютным Лихвинским Успенским Гремячевым монастырем.
Из церквей также заслуживает внимания церковь Николая Чудотворца в селе Нижние Подгоричи.
К сожалению, памятник архитектуры пока не собираются восстанавливать.
10. Кондрово и Угра
В Кондрово и около него интересных церквей нет.
Привлекает внимание расписанный «под гжель» храм в Товарково. Сам храм находится на правом берегу Угры, а Товарково на левом.
Монастыри
Особенное значения для духовной жизни Калуги имеет мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова Пустынь в селе Льва Толстого.
Его мы посещали не раз.
Сам Тихон обитал неподалеку в лесу, жил в дупле огромного дуба и выкопал источник, один из самых популярных в области в наше время
11. Храмы и монастыри Калуги
До революции Калуга была богатым купеческим городом. Строились и церкви. Часть из них была уничтожен во время войны, но большая часть в мирное советское время была разобрана на кирпич. В наше время почти все сохранившиеся церкви восстановлены или будут восстановлены в ближайшее время.
Церквей в Калуге более трех десятков. Отмечу самые интересные и доступные для обычного туриста или паломника
Троицкий собор в городском парке. Его вы увидите обязательно. Колокольня Троицкого собора в Пасху
15 главных монастырей Калужской области
Православие в Калужской области, как и во всей центральной России, имело системообразующее значение. Начиная со средних веков, здесь создавались монастыри в честь памятных событий или на основе общин. Например, Тихонова Успенская пустынь появилась на месте стояния на Угре. Это военное противостояние с Большой Ордой ознаменовало освобождение и объединение Руси.
В области есть обители с удивительной историей. Так Свято-Лаврентьев монастырь тесно связан с биографией Лжедмитрия II. Сначала он укрылся здесь от преследователей и перестроил стены и здания в подобие крепости, а потом был убит неподалёку. Рядом со старыми монастырями возникают и новые, вроде Феклиной пустыни, основанной уже в нашем веке.
Самые известные монастыри Калужской области
Оптина пустынь
Монастырь независим от местной епархии и подчиняется непосредственно патриарху. Основан в XV веке недалеко от Козельска. Пустынь закрыли после революции, ненадолго сделали музеем, а потом использовали для непрофильных нужд. В конце 80-х обитель вернули РПЦ. Жизнь в монастыре постепенно закипела. Восстановлены 4 храма и Введенский собор. На территории много других объектов, в том числе гостиница для священнослужителей.
Тихонова Успенская пустынь
Находится в селе Льва Толстого. Дата основания – 1485 год. Повод – стояние на Угре – военные действия между русской армией и войском Большой Орды. С 1918 по 90-е годы обитель была закрыта. После восстановительных работ и череды реконструкций здания монастыря признали памятником исторического и культурного наследия местного значения. В скиту в 2017 году открыт первый в стране памятник Ивану III.
Адрес: с. имени Льва Толстого, ул. Советская, 19
Пафнутьев-Боровский монастырь
Мужской монастырь основали в 1444 году на окраине Боровска. В советские годы ценности вывезли. Благодаря тому, что территория некоторое время была в распоряжении музея, часть оригинально оформления храмов удалось сохранить. Уцелел и один из колоколов, но его из-за хрупкости оставили в музее. Религиозный объект вновь стал действующим в 1991 году. Главная реликвия – мощи основателя обители, возведённого в ранг святых.
Адрес: г. Боровск, ул. Дмитрова, 1
Николаевский Черноостровский монастырь
Точная дата основания женского монастыря в Малоярославце неизвестна. Историки называют промежуток между XIV и XVI веками. За время правления коммунистов обитель лишилась не только реликвий, но и привычного антуража. С 90-х годов началось поэтапное восстановление. При монастыре открыт приют для девочек. Здешний хор известен не только в России, но и в Европе, так как ездит туда для выступлений.
Адрес: г. Малоярославец, ул. Кутузова, 23
Спаса Нерукотворного пустынь
Мужской монастырь впервые упомянут в 1829 году. Впоследствии в село Клыково перебралась часть братии из разорённых большевиками обителей. В нынешнем виде пустынь существует с 2001 года. Освоение территории продолжается. Уже построены главный храм, трёхъярусная колокольня, кельи для братии. Монастырь принимает паломников, ведёт просветительскую деятельность и покровительствует козельскому детскому центру.
Адрес: с. Клыково, ул. Монастырская, 33
Спасо-Преображенский Воротынский монастырь
Стоит на берегу Угры, недалеко от её соединения с Окой. По преданиям на месте нынешнего женского монастыря в прошлом было становище жён татарских ханов. Упоминается обитель впервые в 1511 году. Её упразднили в XVIII веке, а после Октябрьской революции закрыли и ещё действовавшие церкви. Старт возрождению монастыря дали только в первые годы нынешнего столетия. Реставрация осложнилось тем, что постройки просели в грунт.
Адрес: Калуга, с. Спас
Казанская Амвросиевская пустынь
Другое наименование – Шамординский монастырь – дано по названию деревни, рядом с которой находится. Изначально на этом места образовалась в 1884 году женская община. Первой настоятельницей основанного чуть позже монастыря стала схимонахиня Софья. После смерти она её причислили к списку местночтимых святых. Обитель закрыли в 1923 году, а восстановили в 1990. Сейчас территория монастыря включает 22 здания.
Адрес: с. Старое Шамордино
Гремячев монастырь
Расположен в одноименном селе, эта местность прозвана «Святой конец». Точная дата основания монастыря неизвестна, но он уже существовал в XVII веке. В 30-е года прошлого века обитель закрыли. Иконы были вынесены местными жителями, одна из них в 90-х вернулась в храм. Службы стали проходить тогда же, а монашескую жизнь восстановили только в 2008 году. Святыни монастыря – чтимые иконы и частица мощей Георгия Победоносца.
Свято-Георгиевский Мещовский монастырь
Датирован концом XV века. Расположен в селе Искра. Основывался в честь Георгия Победоносца. В советские годы территория пришла в запустение, среди прочего уничтожили и монастырское кладбище. Хотя восстанавливать здания пришлось практически с нуля, за эту кропотливую работу взялись в 2001 году. Главное достижение – реконструкция собора Петра и Павла в близком к оригиналу виде.
Адрес: г. Мещовск, ул. Монастырская, 1
Свято-Лаврентьев монастырь
Калужский мужской монастырь основан в XVI веке. Перестраивался в военное укрепление Лжедмитрием II. Рядом с этими местами самозванец и погиб. Монастырь был разрушен в 1929 году, и с 90-х годов ведутся восстановительные работы. Особое внимание уделено архитектурному наследию храма Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время обитель имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
Адрес: г. Калуга, ул. Широкая, 49
Шаровкин Успенский монастырь
Женский монастырь села Ильинское существует с XVI века. Был закрыт после революции и постепенно превращался в руины вплоть до 90-х годов. Главная святыня – икона «Благодатное небо». Реликвии – частицы мощей и распятие с частицей Животворящего Древа Креста Господня и камнем с Голгофы. Успенская церковь находится в аварийном состоянии, ведётся сбор средств на её восстановление.
Свято-Успенский Ферапонтов монастырь
Основан монастырь в XV столетии учеником Сергия Радонежского. В настоящее время относится к селу Боровенск. Другое название – Ферапонтова пустынь. Местные храмы были популярны вплоть до закрытия в 30-х годах. С 2007 года ведутся восстановительные работы, но территория настолько в упадке, что на крышах редких зданий растёт трава. План застройки обещает не только религиозные объекты на территории, но и обширный парк.
Феклина пустынь
Названа в честь первомученицы равноапостольной. Образован монастырь в 2016 году в деревне Сенино-2. За более чем 10 лет до этого тут основали женскую общину. К территории обители относятся 2 храма. Также здесь большое хозяйство: огороды и сады, пасека, места для содержания скота. При монастыре имеется корпус, где живут престарелые и больные монахини, которым требуется уход. Главная реликвия – чудотворная икона «Троеручица».
Адрес: д. Сенино-Первое, ул. Центральная
Казанский монастырь
Женский калужский храм возник из небольшой общины после Смутного времени. Первоначально у него даже не было своего храма. Развивалась обитель вплоть до 1922 года. Второе рождение датировано 90-ми. Сейчас на территории монастыря три храма, службы проходят в домовом храме в честь иконы Казанской Богоматери. Сёстры занимаются общественной работой, помогают детям-инвалидам и их семьям.
Адрес: Калуга, пер. Монастырский, 1
Крестовский монастырь
Находится в черте Калуги с 70-х годов позапрошлого века. Упразднён в 1924 году, часть строений и зданий разобрали, часть – передали для непрофильного использования. Оставшиеся помещения так сильно преобразились за десятилетия, что о монастыре ничего не напоминало. Его начали восстанавливать в 2006 году. Первым оборудовали домовой храм. Сейчас при обители работает образовательный центр «Купина».
Калуга
Содержание
Общее описание [ править ]
Центр области в 188 км к юго-западу от Москвы. На р. Ока. Население – 365 тыс. человек.
Живой город, где русская старина не выглядит декорацией. Декорацией в Калуге кажутся космические ракеты за спинами рыбаков, молча сидящих на берегу Калужского водохранилища.
Минимальное время знакомства с Калугой – два дня.
История города [ править ]
«Старинное владение Литвы»
Впервые Калуга упоминается в 1371 г., в литовской грамоте. Калуга была пограничным городом и временами находилась под властью Литвы. В конце XIV в. город вошёл в состав Можайского княжества, а в 1518 г. отошёл к Московскому, но литовские набеги продолжались ещё долго. В 1578 г. король Стефан Баторий требовал у Москвы возвращения Калуги как «старинного владения Литвы».
Ров для гостей с Крыма
Для защиты от крымцев через калужские земли была проведена засека, состоявшая из глубокого рва и палисада с бойницами, длиной 193 км. Татары на время перестали беспокоить Калугу после того, как калужский воевода Безнин в 1595 г. разбил их под Воротынском.
Примерно в 25 км от Калуги, недалеко от впадения Угры в Оку, стоит село Спас. Говорят, именно здесь в 1480 г. было историческое стояние на Угре. Хан Ахмат пришёл, чтобы снова подчинить Русь Золотой Орде. Вынуждаемый народом, поучаемый архиепископом Ростовским Вассианом (Рыло), великий князь Иоанн Васильевич вышел навстречу с войском.
Долго обменивались посланиями два царя. Хан всё уменьшал свои требования. А тем временем Угра замерзала, а союзники монголов – поляки – не шли на помощь. И бежали босые и оборванные монголы в свои тёплые степи. Так кончилось монгольское владычество на Руси.
В XVI в. князь Димитрий Воротынский основал здесь Спасский монастырь. Этот монастырь был упразднён уже к 1764 г., а к нашему времени две церкви (двухшатровая Введенская XVII в. и одношатровая Преображенская XVI в.) и колокольня и вовсе обветшали. Северную стену Введенского храма прихожанин Николай подпёр брёвнами, чтобы не упала.
Тем не менее, место дивное по красоте. В 2001 г. остатки обители стали подворьем Калужского Казанского девичьего монастыря, и монахини начинают его восстанавливать. В Преображенском храме уже идут службы.
Проезд. На машине из Москвы по дороге на Калугу, повернуть на Резвань, после переезда через Угру повернуть налево. Автобусом с калужского автовокзала в направлении Воротынска (каждый час с 6.00 до 18.30), выйти после переезда через Угру, затем пешком налево.
О величине города к Смутному времени говорит то, что в нём было лишь 5 храмов, тогда как в Козельске – 40.
Учитывая неспокойствие места, в Калуге селились не самые мирные и благочестивые люди. Поэтому бунтари находили здесь поддержку.
В 1606 г. пришёл мятежник Болотников с 10 тыс. вооружённых крестьян, и калужане пообещали содержать его в течение года. Болотников обнёс Калугу тыном и окопал двойным рвом. Царские воеводы, начиная с Ивана Шуйского, в течение полугода много раз ходили на приступ, пытались поджечь Калужский острог, постепенно двигая к нему дровяную гору. Но Болотников отбивал все приступы и своевременно сжигал все горы, а потом свободно ушёл в Тулу с вдвое увеличившимся воинством.
Второму Лжедимитрию Калуга присягнула, когда он ещё только продвигался к Москве. Когда «Тушинскому вору» пришлось бежать из Тушина на навозных санях вместе с шутом, он направился в верный ему город, хорошо укреплённый и близкий к казацкому югу. 1 января 1610 г. он прибыл в загородный Лаврентьевский монастырь, откуда с почётом был препровождён калужанами в город. Вслед за ним в Калугу из Тушина потянулся всякий сброд, а в середине января прискакала переодетая в мужское платье «царица» Марина Мнишек.
Прожив в Калуге почти год, Лжедимитрий был убит 11 декабря на охоте крещёным татарином князем Петром Урусовым. Это была месть за убийство старика Урмамета, Касимовского хана. Пётр прострелил самозванца насквозь, а потом отрубил ему голову, молвив: «Я научу тебя топить ханов…».
Беременная Марина, кое-как одетая, металась по острогу с факелом в руках, призывая к мщению. Казаки атамана Заруцкого «несчастных татар гоняли из улицы в улицу, хуже, чем зайцев в поле, дубинами и саблями» и перебили до 200 человек. Лжедимитрия похоронили в Троицком соборе. А Марина соединилась с Заруцким.
Зачатого в Калуге младенца, сына Лжедимитрия, через четыре года публично повесили в Москве. Там же, в тюрьме, умерла польская красавица, мечтавшая стать русской царицей.
Будто в отместку за татарский погром, в 1615 и 1616 гг. крымцы совершили два опустошительных набега, после которых в Калуге осталось лишь 2 тыс. жителей.
В 1617 г. по просьбе калужан воеводой в Калугу был назначен Димитрий Пожарский. С 7-тысячным гарнизоном он отбивал нападения польских и казацких банд, рыскавших по Руси. Весной 1618 г. из-за болезни Пожарский вернулся в Москву, а вскоре через тайный лаз в город пробрались запорожские казаки гетмана Сагайдачного, сожгли острог, разорили церкви (в том числе сожгли Троицкий собор), вырезали много жителей. Оставшихся в живых калужан царь освободил от податей на 3 года.
Как раз спустя три года, едва город немного оправился, случился пожар: «Город, и острог, и дворы жителей, и лавки со всеми их животы погорели без остатку».
В конце XVIII в. при закладке фундамента семинарии рабочие нашли могилу Лжедимитрия. Останки закопали где-то около скотобоен.
После таких страшных бедствий началось духовное возрождение Калуги. В 1626 г. в городе было 20 храмов, 493 двора, из них духовенства – 107, против 38 боярских, 65 стрелецких и пушкарских. По вносимому в казну налогу город занимал 12-е место в государстве. Основной доход приносили поставки в Москву хлеба и леса. Не первый уже век славились изделия калужских резчиков по дереву. С Литвой же Калуга торговала солью.
Когда в 1723 г. Калугу постиг голод, некоторые купцы кормили во славу Божию по 3 тыс. человек.
При Петре была учреждена Калужская провинция, а Екатерина в 1776 г. повысила её до губернии. В губернском центре было 120 фабрик, а полный наряд калужской купчихи стоил до 15 тыс. руб.
Перед революцией 1917 г. в городе было 38 храмов и 1 монастырь.
Мятежный дух калужан не унялся совсем, а направился в другом направлении. Калужская земля стала одним из оплотов раскола. Дремучие калужские леса, которые являлись естественной защитой российских рубежей, послужили надёжным укрытием для многих старообрядцев.
Калужане в войне с Наполеоном
В первые недели войны губерния собрала 15 тыс. ратников. Калужские купцы в два дня дали свыше 100 тыс. рублей.
Первый отпор интервенты на Калужской земле получили от мирных крестьян. 24 августа на с. Любунь напал небольшой отряд французских фуражиров. По сигналу протопопа Якова Чистякова, зазвонившего в колокол, дворовые помещика Хлюстина бросились отражать атаку; ранили одного из нападавших, остальные разбежались. Через несколько дней атака повторилась; на этот раз некоторые испуганные пожаром сельчане поднесли французам хлеб-соль, но тот же протопоп Чистяков поднял крестьян на борьбу, и они продержались до прибытия подкрепления. На торжественной службе по случаю этой маленькой победы крестьяне, поднесшие французам хлеб-соль, не были допущены к целованию креста, что было для них сильным моральным наказанием.
Отступать из Москвы Наполеон решил не по разорённой им Смоленской дороге, а по хлебной Калужской. Кутузов преградил ему дорогу, обещав, что «Калуга есть и будет в совершенной безопасности». Тем не менее, калужане совершили крестный ход со своей чудотворной иконой Божией Матери вокруг Калуги и две ночи после Малоярославецкого сражения провели на правом берегу Оки у горящих костров. Они направили в армию нарочного, чтобы узнать, что ждёт город. Кутузов успокоил калужан: «Цель моя не в том состоит, чтобы выгнать неприятеля из пределов наших, но чтобы… изрыть им в недрах России могилы».
Семинария, гимназия, присутственные места Калуги наполнились замерзавшими, голодными, больными и ранеными пленниками.
В день Малоярославецкой битвы – 12 (25) октября – повелением императора был установлен второй день празднования Калужской иконы Божией Матери.
Святые [ править ]
Секира святого Лаврентия
Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский Чудотворец Хижина юродивого Лаврентия стояла в двух верстах от Калуги. В 1512 г., когда крымские татары впервые напали на Калугу, 25-летний калужский князь Симеон вышел навстречу новому врагу с войском. Лаврентий во время битвы находился в доме князя и вдруг «внезапу возопи голосом велиим: «Дадите мне мою секиру острую; нападоша псы на князя Симеона; да обороню от псов его» и, схватив топор, вышел. Вскоре так же неожиданно явился, «аки юродствуя и говоря: «Обороних от псов князя Симеона». Князь Симеон потом подтвердил, что бился в судне (насаде), окружённый татарами, как вдруг появился в насаде Лаврентий, укрепляя русских воинов словами «Не бойтесь!». Воспрявшие духом калужане прогнали татар.
Лаврентий почил в 1515 г. и был похоронен в Лаврентьевом монастыре, возможно, специально построенном в его память по воле князя Симеона. Монастырь советской властью был практически уничтожен. А св. Лаврентия народ считает покровителем Калуги, празднуя его память 10 (23) августа.
Тихон Медынский (Калужский)
Тихон Медынский (Калужский) постригся в молодости в московском Чудовом монастыре, после чего поселился в глухом лесу близ р. Вепрейки в дупле исполинского дуба. После того как его богоугодная жизнь привлекла к нему несколько учеников, владелец лесов вознамерился прогнать его. Охотясь, князь Василий встретил святого в лесу и замахнулся на него плетью; рука с плетью мгновенно была парализована. Вразумлённый князь попросил у отшельника прощения и был исцелён им.
Впоследствии Тихон Медынский в 17 км от Калуги основал монастырь. Сейчас монастырь называется так же по имени преподобного Свято Успенская Свято-Тихонова пустынь.
Преподобный скончался здесь в глубокой старости около 1492 г., окружённый учениками. Дуб, в дупле которого жил Тихон, сохранялся монахами до 1917 г. Описания жизни святого и первых веков монастыря погибли в литовских и татарских набегах. Память святого – 16 (29) июня.
Монастыри [ править ]
Калужская Успенская Свято-Тихонова мужская пустынь [ править ]
Монастырь Калуги находится в 17 км от Калуги в населённом пункте с довольно странным названием: село Льва Толстого.
Преподобный Тихон Медынский скончался здесь около 1492 г. Память святого – 16 (29) июня.
Реформы Екатерины подорвали благосостояние монастыря Калуги. В 1812 г. обедневшая обитель смогла пожертвовать на военные нужды лишь «один фунт серебра лому, золотое кольцо, двести пудов сена и корову для больных».
Возрождение началось в 1837 г., когда настоятелем был назначен оптинский иеромонах Геронтий, ученик преподобного Льва Оптинского. После Геронтия монастырь возглавлял оптинский иеромонах Паисий, а с 1857 по 1895 г. – оптинский старец Моисей. При оптинских старцах монастырь был заново отстроен, а к 1917 г. число монашествующих выросло до 236.
Убийства монахов начались уже в 1918 г.
Сейчас монастырь Калуги снова в силе. Он делится на часть, закрытую для паломников, и часть, гостеприимную к ним. Радует сердце и сам вид обители. Величественный Успенский собор (1895) в византийском стиле отражается в старых прудах.
Мощи прп. Тихона Медынского находятся в действующем Преображенском храме (1886), под спудом. Действуют также церковь свт. Николая в трапезной и больничная церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
Источник прп. Тихона. В 3 км от монастыря, в лесу, находится скит, в ограде которого – церковка в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и колодец, выкопанный самим прп. Тихоном. Ледяная вода святого источника исцелила множество людей. Поэтому при советской власти его пытались закрыть бетонной плитой и огораживали колючей проволокой. В наше время обстановка у купальни праздничная, каждый день из Калуги сюда прибывает несколько свадебных кортежей. Скит открыт с 8.00 до 20.00.
В обители около 20 братьев. Калужский монастырь принимает паломников и трудников.
Проезд. Автобусом с автовокзала Калуги автобусом до Товарково, Дворцы, Кондрово или Медынь – до ост. «Село Льва Толстого». (Рейсы каждые полчаса.) Из Москвы: на автобусе, следующем в Калугу, до поворота на Медынь, дальше пешком 3 км. До ж/д станции «Тихонова пустынь» (участок Москва-Калуга), потом пешком – 4 км до скита и ещё 3 км до монастыря.
Адрес: 249860, Калужская обл., Дзержинский р-н, с. Льва Толстого Тел.: 8(48434) 4-43-11
Время работы: Богослужения. В будни утреннее богослужение – в 5.30, литургия – около 7.00. В праздники исповедь – в 8.00, литургия – в 9.00. Вечернее богослужение – в 17.00.
Казанский женский монастырь [ править ]
Монастырь Калуги над Окой основан в XVII в., при царе Михаиле Феодоровиче. В 1903 г. в обители был освящен прекрасный Казанский собор в византийском стиле; в нём до сих пор государственный архив. Перед революцией в обители было до 200 сестёр.
Теперь монастырь Калуги делит здании дореволюционной семинарии с возобновленным духовным училищем. В обители около 30 сестер. Действующий храм обители – церковь свт. Гурия, архиепископа Казанского. Главная святыня монастыря – ковчег с мощами свт. Гурия.
Адрес: 248600, г. Калуга, ул. Дарвина, 13/33 Время работы: Богослужения. В 9 и 17 ч.
Храмы [ править ]
Свято-Троицкий собор (Калуга) [ править ]
После того Троицкого собора, в котором был похоронен Тушинский вор, обветшал второй, за ним третий, и в 1786 г. началось строительство нового. Храм в стиле русского классицизма был освящён только в 1819 г. Одной из причин задержки было то, что местный архитектор Ясныгин решил возвести необыкновенно широкий купол – 17 м в диаметре – без дополнительных подпорок, а Совет Академии Художеств доказывал, что такой купол обрушится. Впечатляющий купол держится до сих пор. (Диаметр купола Санкт-Петербургского Казанского собора – только 14,5 м.)
В соборе у южного входа погребены три калужских епископа. Епископ Евлампий (Введенский) управлял епархией в 1809-1813 гг.; он вёл переписку с Кутузовым, многое сделал для организации обороны в губернии. Николай (Соколов) был калужским епископом с 1834 по 1851 г.; он был духовником многих калужан, был любим и почитаем ими. Aрхиепископ Григорий (Миткевич) возглавлял епархию с 1851 до 1881 г.; он не раз отказывался от предложений перейти в более крупные епархии и оставил своим наследникам средства только на своё погребение.
Свято-Георгиевский собор (Калуга) [ править ]
Храм Космы и Дамиана (Калуга) [ править ]
Храм пророка Иоанна Предтечи (Калуга) [ править ]
Храм святых Жен-Мироносиц (Калуга) [ править ]
Покровский храм на рву (Калуга) [ править ]
Святыни [ править ]
Калужская икона Божией Матери [ править ]
Две дворовые девушки боярина Хитрово на чердаке хозяйского дома разбирали старые вещи. Одна из них, по имени Евдокия, злословила. Другая, развернув свёрток, увидела на доске изображение женщины в тёмном одеянии, благоговейно читающей книгу; и пригрозила первой гневом этой «игумении». Евдокия плюнула на икону и сказала: «Вот как я боюсь твою игумению!». И тут же лишилась чувств.
В ту же ночь Божия Матерь, икону которой оскорбила дерзкая девица, явилась родителям Евдокии и повелела совершить молебен перед иконой и окропить больную освящённой на молебне водой. После исполнения сказанного дочь выздоровела. Было это в 1748 г.
Записано множество исцелений от иконы людей разного сословия. Дважды икону приносили к оптинскому старцу Амвросию, и святой получал облегчение в своей хронической болезни. Особенно прославился образ в 1771 г., когда снова пришла чума как напоминание о Боге, ведь против эпидемий не было средств, кроме молитв и крестных ходов. Три дня обносили Калугу чудотворной иконой. День, когда прекратилась чума, – 2 (15) сентября – стал праздником Калужской иконы.
Не исчислить всех случаев небесной помощи, за которые калужане благодарили Божию Матерь и свою икону: спасение от холеры в 1892-1894 и 1898 гг., прекращение пожара в 1893 г., в 1900 – ливней, которые длились больше месяца и угрожали губернии голодом…
Калужская икона Божией Матери, одна из главных достопримечательностей Калуги. Сейчас икона находится находится в Свято-Георгиевском кафедральном соборе (бывшая церковь Георгия «за верхом») (1701), что на улице Кирова.
Проезд из Москвы [ править ]
От метро Юго-Западная один-два автобусных рейса в час. Также автобусы отправляются от Киевского ж/д вокзала. В пути – 3 ч.
На машине по А101, после Обнинска – М3. 174 км, 2,5 ч пути.
Прочая информация [ править ]
Куда дальше из Калуги [ править ]
В Калуге два ж/д вокзала – Калуга-1 и Калуга-2.
Калуга-2 находится за городом, до вокзала можно добраться на автобусе за 15 мин. Ж/д вокзал «Калуга-1»: (4842) 16-22-36. Ж/д кассы: (4842) 16-23-90.
Автовокзал: (4842) 57-72-40. (В центре города, в 15 мин езды от Калуги-1.)
1 электропоезд, 4 ч 40 мин в пути. 1 автобусный рейс вечером.
10 автобусных рейсов в день. На машние по Р132, затем Р92, затем Р94. 71 км, 1 ч пути.
Электропоезда до Малоярославца следуют несколько реже одного раза в час, проезд на обычном электропоезде занимает 1 ч 20 мин, на «экспрессе» Калуга-Москва – 1 ч. На машине 56 км, 50 мин пути.
7 автобусных рейсов. На машине 107 км, 1,5 ч пути.
От автовокзала 3 рейса в день, около 3 ч в пути. На машине через Тарусу. 117 км, 2 ч пути.