ткаченко специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте
Ткаченко специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте
УМНЫЕ КНИГИ родителю логопеду педагогу запись закреплена
Подготовка дошкольников к чтению и письму
1. Ткаченко Т. А. Звуки и знаки. Гласные.,
Использование дошкольником зрительных символов (знаков):
— улучшает восприятие звуков речи;
— способствует нормализации произношения;
— обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза;
— совершенствует внимание и память;
— повышает готовность к чтению и письму.
2. Ткаченко Т. А., Звуки и знаки. Легко произносимые согласные,
К Легко произносимым согласным относятся звуки, которые обычно правильно произносятся малышами даже в возрасте 2—3 лет: М, Н, В, Ф, Б, П, Д, Т, Г, К, X. На материале именно этих звуков построены упражнения по подготовке к чтению и письму в предлагаемом пособии.
3. Ткаченко Т. А., Звуки и знаки. Легко произносимые согласные
Третьей ступенью в этом процессе является — нахождение в словах трудно произносимых согласных звуков (III часть).
К ним относятся звуки, которые чаще других искажаются детьми: С, 3, Ц, Ш, Ж, Л, Р. Слова именно с эти¬ми звуками мы использовали в упражнениях, цель которых — развить навыки звукового анализа у детей. Без них грамотное чтение и письмо не возможны.
4. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей
Содержит: методические рекомендации, планы занятий в массовых и логопедических группах, конспекты занятий, объяснение артикуляции звуков в игровой форме, описание игр и упражнений, подборку стихов, наглядный материал (изображение специальных символов).
Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте, Ткаченко Т.А., 2000
Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте, Ткаченко Т.А., 2000.
В пособии известного московского логопеда-практика, автора 10 книг, представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми 4-летнего возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии и без таковых к усвоению чтения и письма. В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий, которые рекомендуется проводить с дошкольниками в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи. Адресовано воспитателям массовых и коррекционных групп, дефектологам и логопедам, студентам педагогических вузов и колледжей, а также гувернерам и родителям детей дошкольного возраста.
Вступление.
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребенка к чтению и письму является чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь. В 4 года многие дети правильно произносят все звуки родного языка без вмешательства специалиста-логопеда, и казалось бы нет препятствий к усвоению ими грамоты. Вместе с тем в процессе обучения чтению и письму таких дошкольников взрослые могут сталкиваться с определенными трудностями. Преодолеть их, превратить обучение звуковому анализу в интересную и в то же время результативную игру, ответить на многие теоретические и практические вопросы педагогов и родителей поможет использование данного пособия. Если у 4-летнего ребенка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, алалия, общее недоразвитие речи), то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьезно осложняется.
Содержание.
Вступление.
Сведения, которые полезно знать педагогам и родителям, готовящимся обучать дошкольника грамоте.
Роль символов в подготовке дошкольников к обучению грамоте.
Планирование и проведение занятий по подготовке к обучению грамоте в массовых группах детских образовательных учреждений.,
Проведение занятий по формированию фонетической стороны речи в логопедических группах.
Конспекты занятий.
Список литературы.
Приложение. Наглядный материал (изображения специальных символов).
Ткаченко специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте
УМНЫЕ КНИГИ родителю логопеду педагогу запись закреплена
Подготовка дошкольников к чтению и письму
1. Ткаченко Т. А. Звуки и знаки. Гласные.,
Использование дошкольником зрительных символов (знаков):
— улучшает восприятие звуков речи;
— способствует нормализации произношения;
— обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза;
— совершенствует внимание и память;
— повышает готовность к чтению и письму.
2. Ткаченко Т. А., Звуки и знаки. Легко произносимые согласные,
К Легко произносимым согласным относятся звуки, которые обычно правильно произносятся малышами даже в возрасте 2—3 лет: М, Н, В, Ф, Б, П, Д, Т, Г, К, X. На материале именно этих звуков построены упражнения по подготовке к чтению и письму в предлагаемом пособии.
3. Ткаченко Т. А., Звуки и знаки. Легко произносимые согласные
Третьей ступенью в этом процессе является — нахождение в словах трудно произносимых согласных звуков (III часть).
К ним относятся звуки, которые чаще других искажаются детьми: С, 3, Ц, Ш, Ж, Л, Р. Слова именно с эти¬ми звуками мы использовали в упражнениях, цель которых — развить навыки звукового анализа у детей. Без них грамотное чтение и письмо не возможны.
4. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей
Содержит: методические рекомендации, планы занятий в массовых и логопедических группах, конспекты занятий, объяснение артикуляции звуков в игровой форме, описание игр и упражнений, подборку стихов, наглядный материал (изображение специальных символов).
Ткаченко специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте
«В моих книгах и пособиях представлены инновационные, наиболее эффективные педагогические технологии. Они проверены многолетней практикой, базируются на классических научных принципах, содержат описание методики, систему игровых упражнений и наглядный материал для занятий с ребёнком.»
Логопед Татьяна Александровна Ткаченко
Татьяна Александровна Ткаченко – потомственный логопед, заслуженный учитель РФ, с 2000 по 2005 год эксперт секции коррекционной педагогики Федерального экспертного совета при Министерстве образования и науки РФ, отличник народного просвещения, имеет высшую квалификационную категорию, 50-ти летний опыт работы с детьми – дошкольниками.
Подготовка дошкольников к чтению и письму. Серия пособий «Звуки и знаки»
В пособии представлена оригинальная и эффективная система упражнений для работы на самом ответственном, пусковом этапе коррекции фонетических нарушений у детей 4-7 лет.
Пособие адресовано логопедам дошкольных, школьных и медицинских учреждений для работы с детьми, имеющими любые, в том числе самые сложные речевые нарушения. Будет полезно специалистам, занимающимся коррекцией фонетических нарушений в различных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, задержкой психического развития).
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/91764/
Логопедический набор состоит из книги и диска с персональными упражнениями.
В книге представлена уникальная, высокоэффективная система упражнений для исправления недостатков произношения у дошкольников и младших школьников. Диск содержит запись занятий, персонально адресованных каждому ребенку.
Рабочая тетрадь содержит 23 занимательных упражнения, которые позволяют активизировать словарь дошкольника, увеличить скорость и точность подбора слов.
Помимо расширения словарного запаса, упражнения направлены на развитие речевого мышления, грамматической правильности речи, внимания и воображения ребенка.
Рабочая тетрадь адресована воспитателям, логопедам, психологам, гувернерам и родителям для занятий с детьми 4-7 лет.
Серия «Логопедическая школа Татьяны Ткаченко»
В пособии известного московского логопеда-практика представлены теоретические положения и практические рекомендации, а также система занятий с детьми дошкольного возраста по обучению их навыкам звукового анализа и синтеза, без которых невозможно овладение грамотой. Использование оригинальной авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии и без таковых к усвоению чтения и письма.
В пособии собраны занимательные игры и упражнения, а также конспекты занятий, которые рекомендуется проводить с дошкольниками в условиях детских образовательных учреждений и в кругу семьи.
Адресовано воспитателям массовых и коррекционных групп, дефектологам и логопедам, студентам педагогических вузов и колледжей, а также гувернерам и родителям детей дошкольного возраста.
Роль специальных символов Т. А. Ткаченко при подготовке к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
Многие родители полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Для того чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели» [5]. К. Д. Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко – слоговое строение слова» [4]. То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и то же, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни, при понимании речи, ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия, при нормальном речевом развитии, требует специального планомерного обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания.
А. Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится» [1]. И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно малышу без помощи взрослых. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, современной.
Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребёнка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Одним из показателей готовности ребёнка к чтению и письму является чистая, правильная во всех отношениях речь. Если у ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (общее недоразвитие речи, задержка психического развития, то процесс обучения грамоте такого дошкольника серьёзно осложняется. Использование специальных символов:
• Обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком;
• Усиливает речевые кинестезии (базальный компонент второй сигнальной системы);
• Улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи;
• Ускоряет нормализацию произношения дошкольников;
• Расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счёт раннего овладения навыками звукового анализа.
Использование авторской символики позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии к усвоению чтения и письма. В своей работе данный метод мы используем с 2001года с детьми старшего дошкольного возраста. Применение зрительных символов гласных и согласных звуков, позволило добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа у детей не только с ОНР, но и с задержкой психического развития. Слияние звуков, материализованных с помощью символов, есть моделирование чтение, а составление слов с помощью тех же символов – аналог письма. Только и то и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте.
Детям, имеющим общее недоразвитие речи, доступна далеко не вся символика. Например, условные обозначения в виде стрелок, сложных геометрических форм, частей предметов, элементов букв или цифр не воспринимается детьми данной категории. Автор данной методики предложил такие символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются детьми с соответствующими звуками родного языка. Причём, при выборе логических связей автор учитывал характерные особенности детей, имеющих недоразвитие речи, а также своеобразие их внимания, восприятия, мышления и памяти.
Т. А. Ткаченко увязывает цвет символов с общепринятой символикой (красные квадраты для гласных звуков и синие для согласных). Такой подход даёт возможность детям перейти от зрительного символа, который вызывает прямую аналогию со звуком, к общепринятым квадратам.
Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, отдифференцировать в словах, чем согласные.
При выборе условных обозначений для гласных звуков автор подбирал аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.
Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Т. А. Ткаченко предложила к зрительному символу использовать дополнительно жестовый символ. Жестовый символ обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию. Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления ребёнка.
Таким образом, развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза.
Вот пример вариантов игр с символами,которые мы используем:
Игра «Узнай звук по беззвучной артикуляции» или «Сломанный телевизор» Эта игра для уточнения артикуляционных гласных звуков.
Игра «Поймай шпиона»
Игра «Подбери символ»
Игра «Магазин» Здесь дети покупают предметы, утрированно произнося соответствующий звук в названии покупаемого предмета.
Упражнение «Назови первый и последний звук в слове»
Игра «Рассели картинки в дома»
Игра «Найди место картинке»
Игра «Звуковая дорожка»
Упражнение «Определение в слове двух гласных звуков»
Игра «Пишем символами»
Игра «Подбери слово к схеме»
2. Ткаченко, Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 48 с.
3. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 112 с.
5. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. – 85 с.
Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача дошкольных.
Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.1) Подготовила: Шкруднева О. Д. учитель-логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 13 г. Шебекино Белгородской области» Большие трудности.
Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ч.2) Четвёртый уровень речевого развития характеризуется остаточными проявлениями нерезко выраженного недоразвития лексики, грамматики, фонетики.
Консультация для воспитателей «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи» При общем недоразвитии нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Наряду с нарушением.
Развитие мелкой моторики, как средство подготовки руки к письму у дошкольников с общим недоразвитием речи Актуальность: В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с нарушениями речи. У всех детей, имеющих.
Игровой материал для развития лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дидактические игры применяются на фронтальных и подгрупповых занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной.
Доклад «Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи» Теоретические подходы к изучению словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это различные сложные.
Взаимосвязь лексики и словообразовательных процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопрос о взаимосвязи словообразовательных процессов и лексики вызывает много споров. Одни учёные считают, что процессы словообразования.
Этапы работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Словообразование представляет собой, особый путь развития словаря и является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование.