титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои

Титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои

титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Смотреть фото титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Смотреть картинку титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Картинка про титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Фото титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои

Имя римского философа Луция Аннея Сенеки (4 г. до н. э. – 65 г. н. э.) давно стало одним из символов стоицизма, хотя он не был основателем этого течения в философии.

Стоицизм родился в Афинах за три века до наступления нашей эры, а свое название получил благодаря архитектурным сооружениям, которые в Античности назывались «стоя» или «стоа»: длинная крытая галерея с рядами колонн. Их можно было использовать для разнообразных заседаний должностных лиц, для торговли и, конечно же, для философских бесед в компании единомышленников.

Стоики представляли окружающий нас мир как своеобразный организм, которым управляет логос – божественный закон. Бесполезно бороться с судьбой, бессмысленно противоречить логосу, считали они, поэтому идеалом человека должен стать спокойный, рассудительный мудрец. Но при этом стоики отнюдь не проповедовали безволие и слепое подчинение. Да, сопротивляться року невозможно. Но с достоинством пройти этот путь может только человек с мощным внутренним стержнем. Безнравственный поступок – саморазрушение. Воздержанность – ступенька на пути к истинно свободной личности…

Произведения Сенеки – предельно откровенный и развернутый «кодекс чести» античного приверженца умеренности и стойкости. Да и сама его жизнь – это путь человека, всегда жившего в соответствии со своими идеалами. Государственный деятель, член сената, выдающийся оратор и писатель – Сенека был наставником юного Нерона и не боялся противоречить сумасбродному правителю. Увы, ученик, славившийся жестокостью, а также мнивший себя гениальным актером и поэтом, в итоге предложил Сенеке выбор – смертная казнь или самоубийство. Как истинный стоик, философ предпочел оборвать свою жизнь собственными руками.

И… кто ныне помнит произведения Нерона? А труды Сенеки пережили века и тысячелетия. И мы предлагаем вам познакомиться с избранными творениями великого мыслителя: «Нравственные письма к Луцилию», трактат «О счастливой жизни» и несколько трагедий – «Медея», «Федра» и другие.

«Нравственные письма к Луцилию» сохранились в отдельных списках, систематизировали их уже переводчики и поклонники Сенеки эпохи Средневековья и Нового времени. Доподлинно не известно, нумеровал ли их сам Сенека и сколько их было на самом деле. Русскоязычному читателю большую их часть впервые представил в 1893 году Платон Краснов. О мотивах выбора им писем известно мало. По одной из версий, он перевел именно те, которые показались ему наиболее достоверными.

Кому адресованы «Нравственные письма»? Нам сейчас неизвестно, существовал ли Луцилий реально (есть версия, что это некий зажиточный римлянин, ученик Сенеки). Возможно, философ просто использовал для изложения своих взглядов формат писем к хорошему знакомому.

Любое произведение Сенеки разворачивает перед нами подробную картину его философии. Не только «Нравственные письма» или «О счастливой жизни», но и трагедии, основанные на античных мифах… Вопросы жизни и смерти, добра и зла, нравственного и безнравственного – философ поясняет, предлагает аргументы и приглашает к диалогу. Можно ли вести беседу с человеком, которого отделяют от нас две тысячи лет? Да. Работы Сенеки настолько увлекают и затягивают, что это уже не просто чтение, а самый настоящий диалог. Соглашаться ли с человеком, который когда-то сказал: «Если не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру»? Решать вам…

Нравственные письма к Луцилию

титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Смотреть фото титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Смотреть картинку титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Картинка про титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Фото титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои

Письмо I. Об употреблении времени

титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Смотреть фото титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Смотреть картинку титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Картинка про титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Фото титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои

Все, о Луцилий, не наше, а чужое; только время – наша собственность. Природа предоставила в наше владение только эту вечно текущую и непостоянную вещь, которую вдобавок может отнять у нас всякий, кто только этого захочет. Люди настолько глупы, что считают себя в долгу, если получат какой-либо подарок, как бы мал и ничтожен он ни был, хотя притом они всегда имеют еще возможность отдарить за него, и решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно единственная вещь, которой нельзя возвратить обратно при всем на то желании. Ты спросишь, может быть, как же поступаю я, поучающий тебя на этот счет? Сознаюсь откровенно: я поступаю как люди расточительные, но аккуратные: веду счет своим издержкам. Не могу сказать, чтобы я ничего не терял, но всегда могу отдать себе отчет, сколько я потерял, каким образом и почему. Я могу объяснить причины моей бедности. И ко мне относятся как к людям, впавшим в нищету не по своей вине: все жалеют, но никто не помогает. Впрочем, я не могу еще считать нищим человека, которому хватает того, что у него осталось. Поэтому береги то, что у тебя есть, и примись за это заблаговременно. Недаром говорили наши предки: поздно беречь вино, когда уже видно дно. Ведь на дне его остается не только мало, но и самый остаток – плохого качества.

Письмо II. О чтении книг

титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Смотреть фото титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Смотреть картинку титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Картинка про титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Фото титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои

На основании того, что ты мне пишешь, и того, что я о тебе слышу, я возлагаю на тебя большие надежды. Ты не разбрасываешься и не мечешься, не находя себе места. Такое разбрасывание – признак больного духа. Лучшим признаком уравновешенного ума я считаю умение сосредоточиваться и терпеливо ожидать.

Смотри, однако, как бы чтение многих авторов и книг всякого рода не сделало тебя слишком поверхностным и неустойчивым. Если ты хочешь извлечь из чтения какую-либо прочную пользу, то останавливайся подолгу только на несомненных авторитетах и «питайся» исключительно ими. Тот, кто всюду, тот нигде. У людей много странствующих бывает обыкновенно много знакомых, но совсем нет друзей. То же непременно случается и с тем, кто не изучает внимательно никакого одного писателя, но прочитывает всех мельком и спеша. Нет пользы от пищи, которую желудок, едва восприняв, извергает; ничто не вредит так выздоровлению, как частая перемена лекарств; никогда не затянется рана, если на ней пробовать разные средства; не поправляется растение, если его часто пересаживают; ничто вообще не приносит пользы, если влияет мимоходом, на лету, – такие книги в большом количестве только обременительны, раз ты не можешь прочесть столько книг, сколько их есть у тебя, то довольствуйся столькими, сколько ты можешь прочесть. «Но, – возразишь ты, – если я хочу читать то одну книгу, то другую?» Признак расстроенного желудка – пробовать много кушаний, которые, несмотря на свое обилие и разнообразие, не питают его, а засоряют. Итак, читай всегда лучшие, признанные сочинения, а если и случится когда-нибудь просматривать другие, то все-таки вернись потом к первым. Старайся приобретать ежедневно хоть что-нибудь, чтобы обеспечить себя ввиду бедности, смерти и других бедствий. И если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу. Сегодня, например, я вычитал у Эпикура – так как я не гнушаюсь заходить иногда и во вражеский лагерь, не в качестве перебежчика, но в роли лазутчика, – что «почтенна веселая бедность». Впрочем, можно ли назвать бедностью такую бедность, которая весела? Кто хорошо уживается с бедностью, тот, в сущности, богат. Не тот беден, у кого мало, а тот, кто хочет большего. Что пользы ему, что у него в сундуках много денег, в житницах много пшеницы, на лугах много скота, много денег отдано в рост, если он жаждет чужого имущества и считает не то, что уже приобрел, а то, что ему еще надо приобрести? Условий богатства, по-моему, два: во-первых, иметь необходимое и, во-вторых, довольствоваться им.

Источник

СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ (лат. Lucius Annaeus Seneca)

Римский философ-стоик, государственный деятель и писатель.

Сын ритора Луция Аннея Сенеки Старшего и Гельвии, принадлежал к сословию всадников. Учился философии у стоика Аттала, Сотиона, Секстия и Фабирия Папиана. В конце 20-х гг. совершил путешествие в Египет. В 31 г. возвращается в Рим и делает карьеру. В 34 г. получает квестуру. При Клавдии в 41 г. Сенека в результате интриг отправлен на Корсику, где начал заниматься литературными трудами, в 49 г. возвращен в Рим, получил претуру и стал воспитателем будущего императора Нерона. Консул-суффект 56 г. В первый период правления Нерона достиг вершины могущества, но с 62 г. отношения между ними стали портиться и в 65 г. Сенека был обвинен в причастности к заговору Пизона и был вынужден покончить с собой.

Сенека – ключевой представитель римского стоицизма. Основную место в его философии занимает нравственно-религиозное учение. Мудрость для Сенеки – «знание вещей божественных и человеческих», ведущее к постижению «искусства жизни». Философия – стремление к этой мудрости, она самодостаточна, а другие науки служат ей и не делают человека лучше. Логика и физика для Сенеки имеют вспомогательный, но все же необходимый характер, так как не понимая природы космоса и мирового разума, нельзя понять и самого себя.

Конечная цель жизни – жить согласно природе, т.е. мировому разуму; в этом и заключается счастье, а внешние блага только предпочтительны. Сенека проповедует продвижение к свободе и покорность промыслу: «Согласного судьба ведет, несогласного принуждает». Мудрец не лишен чувств, но умеет подавлять свои страсти. Для того, чтобы жить счастливо, мудрец ни в ком не нуждается. Он не принимает во внимание мнение других людей, он сам себе судья и закон. Внутренний критерий становится основанием нравственности, и Сенека формулирует «золотое правило» – не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. Сенека признает, что стать таким мудрецом крайне непросто, поэтому высоко ценит само стремление стать лучше.

Латиноязычные христиане с большим уважением относились к философии Сенеки, Тертуллиан даже называл его «наш Сенека». В IV в. получила распространение переписка Сенеки и ап. Павла. В Средние века сочинения Сенеки были основным источником знаний о стоицизме.

Сочинения:

Opera quae supersunt / Ed. E. Hermes et al. Vol. I-III. Lipsiae, 1905-1914;

Seneca. Vol. 1-10. London, 1970-1979;

Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию / Перевод, статья и примечания С. А. Ошерова. М., 1977;

Луций Анней Сенека. Трагедии / Перевод и статья С. А. Ошерова. М., 1983;

Луций Анней Сенека. Философские трактаты / Перевод Т. Ю. Бородай. СПб., 2001.

Источник

СЕНЕКА, ЛУЦИЙ АННЕЙ

титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Смотреть фото титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Смотреть картинку титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Картинка про титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои. Фото титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои

Все сохранившиеся тексты Сенеки написаны по латыни, их можно разделить на философские и художественно-литературные. К первым относятся т.н. Диалоги – сборник морально-наставительных трактатов (Утешение к Полибию, О гневе, О постоянстве мудреца, О скоротечности жизни, О блаженной жизни, О безмятежности души, О промысле и др.), трактаты О снисходительности, О благодеяниях, Исследования о природе и получившие наибольшую известность Нравственные письма к Луцилию – этот сборник из 124 писем был одним из последних произведений философа (закончен в 64). Сенека наряду с Цицероном принадлежит основная заслуга в переводе на латынь греческих философских (и, в частности, стоических) терминов.

В мировоззрении Сенеки как философа реализовалось основное направление эволюции стоической школы. Теоретические вопросы уступают место нравственно-религиозному учению, философия в конечном счете сводится к этике. Философия – «лекарство» для души, она «учит делать, а не говорить». Век человека недолог, и нельзя растрачивать его мелочи, когда мы не знаем, «как жить и как умирать».

Между тем знание физики необходимо постольку, поскольку, не понимая природы космоса и мирового божественного разума, нельзя понять и самого себя. Согласно традиционному стоическому учению, мировым правящим божественным началом является пневма, пронизывающая космос во всех его частях, оно персонифицируется с Логосом и Юпитером, отождествляется с благим промыслом и активной творческой природой. Познавая единичные причины, человеческий разум восходит к божественной первопричине.

В этике конечная цель формулируется как «жизнь согласно природе», т.е. мировому разуму и собственному разумному началу. В этом заключено счастье, для которого достаточно одной лишь добродетели; внешние блага относятся к безразличному (они могут быть, но их может и не быть). Главная задача нравственной философии – объяснить, как вести себя в различных жизненных ситуациях (особенно таких сложных, как угроза смерти, болезнь, страдание). Мудрец умеет подавлять страсти и не доступен аффекту. Для того, чтобы жить добродетельно, мудрец ни в ком не нуждается: его цель – собственное совершенство, и он сам себе судья. Внутренний моральный закон, совесть (conscientia) как внутренний критерий нравственности требует поступать в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе самому, не следует причинять зла. Излюбленная тема Сенеки – мудрая покорность промыслу: «Согласного судьба ведет, несогласного тащит». И только так, в руках божественного промысла и вдали от мирской суеты, возможна человеческая свобода.

Социальный статус человека как разумного морального индивида не имеет значения, и рабы – такие же люди, граждане «государства рода человеческого», а «человек для человека свят». Поскольку люди в массе своей слабы и мудрецы встречается очень редко, то принципиально важно само стремление стать лучше и заслужить божественное содействие: «Кто без божественной помощи способен возвыситься над превратностями?». Наилучшее почитание божества – это собственная добродетельная жизнь, и нужно спешить делать добро, ибо природа постоянно напоминает о неизбежности смерти. Эти мотивы, значительно усилившиеся к концу жизни Сенеки, созвучны христианскому мирочувствию, – что, вероятно, и породило легенду о личном знакомстве Сенеки с ап. Павлом.

Тексты: Нравственные письма к Луцилию. М., 1977; Философские трактаты [О блаженной жизни, О скоротечности жизни, О стойкости мудреца, О провидении, О гневе, О природе]. СПб, 2000; Трагедии, пер. С.А.Ошерова. М., 1983.

Источник

Титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои

Сенека
(глава из «Курса лекций по древней и средневековой философии»)

Овладев Римом, Цезарь начал войну с Помпеем и был провозглашен в Риме диктатором. Продолжая войну с Помпеем, разгромив его в битве при Фарсале, Цезарь, преследуя Помпея, оказался во все еще суверенном Египте, в Александрии, где вмешался в династическую борьбу за престол между Птолемеями, к тому времени уже выродившимися (по примеру египетских фараонов они женились на своих сестрах), и в ходе сражений невольно сжег Мусейон и значительную часть помещавшейся там Александрийской библиотеки. Так что расправа с Цезарем была оправдана, хотя заговорщики менее всего думали о сгоревшей библиотеке.

Катон, философ-стоик и политический деятель, был страстным защитником Римской республики. Сенека пишет о Катоне Утическом, или Младшем, так: «. когда трепетало все государство. один лишь Катон составил партию приверженцев республики. Он и погиб по собственному приговору» ( Люций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Кемерово, 1986. С. 319.). Катон Утический пытался организовать сопротивление Цезарю в Северной Африке.

В I в. до н. э. стоическое мировоззрение разделяли и Варрон, и Колумелла, и Вергилий, и многие-многие другие образованные римские граждане. В нем они черпали силы для полной непредсказуемыми опасностями жизни.

Ведь даже во времена «мирного» правления Августа то и дело случались неожиданные и странные смерти. Так, почему-то умерли все те, кого Октавиан Август прочил в свои преемники: и первый муж дочери Октавиана Августа, ее двоюродный брат, кузен Марк Клавди Марцелл, и второй ее муж Марк Випсаний Агриппа, сыновья Агриппы и Юлии Гай Цезарь и Луций Цезар

Став императором в возрасте более пятидесяти лет пасынок Октавиана Августа Тиберий слыл лицемерным и подозрительным, жестоким и недоверчивым к окружавшим его людям тираном, замкнувшимся в конце жизни на острове Капри. Как только Тиберий стал императором, он умертвил, как было уже сказано выше, последнего, самого младшего внука Августа Агрипы Цезаря (Постума). При подозрительных обстоятельствах умирает популярный полководец, племянник Тиберия Германик.

Однако после смерти Тиберия (а ему удалось ум реть своей смертью) императором становится сын Германика и внучки Октавиана Агриппины Старшей Гай (Калигула), выросший при своем отце в военных лагерях, носивший одежду легионера и маленькие легионер-с.кие сапожки, т. е. не калиги, а Калигулы, отчего он и был прозван солдатами Калигула. В условиях неограниченной власти молодой человек, перенесший к тому же в первый год своего принципата тяжелое заболевание, быстро превратился в тирана, требующего себе божеские почести. Его статуи были установлены во всех храмах империи. Установка статуи Калигулы в Иерусалимском храме вызвала первое иудейское восстание, по причине которого Филон Александрийский в составе александрийской еврейской делегации ездил в Рим. За четыре года до того, как Гай Калигула стал императором-принцепсом (37 г.), умерла от голода сосланная Тнберием его мать Агриппина Старшая.

В такой обстановке и протекала жизнь и деятельность выдающегося римского стоика, латинского писателя Луция Аннея Сенеки Младшего.

В Риме Сенека избирает адвокатское поприще, входит в сенат, становится квестором. Он приближен ко двору императора Калигулы. Но завистливый Калигула (он завидовал и Гомеру, и Тациту) чуть было не предал его смерти за вызвавшую всеобщее восхищение речь в сенате. Сенеку спасла одна женщина, приближенная Калигулы, сказав, что он болен и все равно скоро умрет.

При императоре Клавдии Сенека был обвинен в связи с младшей дочерью давно уже покойного Германика Юлией Ливиллой (младшая сестра только что убитого Гая Калигулы и Агриппины Младшей) и сослан на остров Корсику, где пробыл целых восемь лет. Его спасла ставшая императрицей Агриппина Младшая. Она вернула Сенеку ко двору, дабы он воспитывал ее единственного сына от Гая Домиция Агенобарба Нерона. Нерону было тогда двенадцать лет, и Сенека в течение пяти лет был одним из его воспитателей.

Размышление Сенеки о знании (науках) и мудрости весьма актуально. Сейчас в нашем мире все больше знаний и все меньше мудрости, т. е. умения применять эти знания на благо людям. Знания и связанная с ним» техника вовсе не рассматриваются мудро, т. е. с точки-д зрения добра и зла для человека, они вырываются из рук человека и обращаются против него, не говоря уже о военной технике, которая прямо направлена на причинение наибольшего вреда противнику, но при современной технике всему человечеству, в том числе и самим себе. Они как бумеранг могут поразить того, кто применил их против своего врага.

Однако и то, и другое начало, и материя, и разум телесны.

Отсюда следует, что различение между материей и разумом проходит внутри телесности.

Сенека не наблюдает и не исследует природу, как Плиний Старший, который и погиб-то во время знаменитого извержения Везувия в 79 г., когда все, кто мог, бежали от ожившего вдруг чудовища, а он к нему стремился поближе, чтобы наблюдать грозное явление природы. Сенека философствует по поводу природы в духе облегченного и всеядно-эклектического стоицизма, примиряющего все и вся.

Сенека пытается и этим богам римского политеизма придать более возвышенный, философский характер, чем тот, который они имеют в обыденных верованиях. Он выступает против всех тех глупостей, которые богам приписали поэты, и против мистерий. Он отвергает обыденные способы чтить богов, жертвоприношения и молитвы, говоря, что «богу не нужны прислужники» (95, 47). Истинное богопочитание состоит в познании бога ( «бога чтит тот, кто его познал» (95, 47)).

Сенека, как и все стоики, начиная с самоубийцы Зенона из Китиона, допускал добровольное прекращение своей жизни, самоубийство, но при определенных условиях. Так, Сенека пишет Луцилию: «Если тело не годится для своей службы, то почему бы не вывести на волю измученную душу? И может быть, это следует сделать немного раньше должного, чтобы в должный срок не оказаться бессильным это сделать» (58, 34). Вместе с тем Сенека предостерегает против «сладострастной жажды смерти», которая иногда овладевает людьми и становится чуть ли не эпидемией. Для самоубийства должны быть веские основания, иначе это малодушие и трусость!

Всему этому и должна учить философия, мудрость. Таково ее высшее и единственное предназначение.

Этика Сенеки противоречива. Зачем нужна энергия, если все же от нас ничего не зависит? Если нет большой цели? Это противоречие стоики так и не смогли разрешить. Культ разума и силы духа и признание бессилия человека перед непонятной человеческому разуму судьбой, от которой всего можно ожидать, перед волей бога как личного мирового разума, идущего непознаваемыми для человека путями, несовместимы.

Такова философия Сенеки, его наука о жизни [«Философия. наука о жизни» (95, 7)].

Сенека одинок. И самое главное, чему может научить философия, это не только стойко переносить все превратности жизни и удары судьбы, но и большому искусству быть другом самому себе. Сенека пишет Луцилию: «Вот что понравилось мне нынче у Гекатона: «Ты спросишь, чего я достиг? Стал самому себе другом!» Достиг он немалого, ибо теперь никогда не останется одинок. И знай: такой человек всем будет другом» (6, 7). Таким образом, дружба с самим собой, по Сенеке, не эгоистична! И это так, ибо под такой дружбой Сенека понимает внутренний мир и гармонию внутри человека, господство в нем высшего (разума) над низшим (страстями), а такой гармоничный и самоуспокоенный человек действительно может быть другом и для других людей.

Источник

Титаренко и н философия луция аннея сенеки и ее связь с учением ранней стои

Лу́ций А́нней Се́не́ка (лат. Lucius Annaeus Sĕnĕca minor), Сенека Младший или просто Сенека. Родился 4 до н. э., Кордуба. Дата смерти — 65, Рим. Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель.

Воспитатель Нерона и один из крупнейших представителей стоицизма.

Будучи стоиком, Сенека настаивал на телесности всего сущего, однако верил в возможность безграничного развития человеческого знания. Основу для душевного равновесия Сенека искал в пантеистических воззрениях стоической физики, или натурфилософии («О счастливой жизни»: 15, 5). В отличие от классического стоицизма, в философии Сенеки присутствует чёткий религиозный элемент, а мысли Сенеки настолько сильно совпадали с христианством, что он считался тайным христианином и ему приписывали переписку с апостолом Павлом. Ощутимое влияние на Сенеку оказали взгляды Посидония, в поздние годы Сенека изучал также Эпикура, однако его установок не разделял.

Смерть Сенеки
Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки Паулина сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом.

Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты — с большею славой».

Споры об этом велись уже давно и, во всяком случае, не менее долго, чем существовала первая версия. А своим происхождением она обязана итальянскому гуманисту, историку Ф. Урсину (1529—1600), с лёгкой руки которого римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате была идентифицирована как портрет философа (оба произведения к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа»), ныне за этой скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода.

В 1764 году И. Винкельман опроверг выводы Ф. Урсина. И, как вскоре выяснилось, совершенно справедливо — в Геркулануме была найдена ещё одна копия этого античного портрета, а в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма с двойным изображением — Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca). С 1878 года она находится в Берлине. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме — подделка, и что он не мог быть таким полным, каким изображен, — ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел».

Историки и искусствоведы окончательно утвердились в том, что первый портрет не имеет отношения к Сенеке после того, как было обнаружено несколько других копий этой скульптуры (предполагается, что портрет Гесиода был предназначен для фриза Пергамона). Сенека был известным государственным деятелем и философом, но не до такой степени, чтобы его портреты создавались в Риме в столь значительном количестве.

Споры по данному вопросу давно утихли, решение, к которому пришли исследователи, представляет собой своеобразный компромисс, а в виде ироничной дани былой полемике монетный двор Испании выпустил монету с «гибридным» портретом философа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *