тиссо джеймс иллюстрации к ветхому завету
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О художнике
В свои 17 лет Тиссо уже точно знал, что хочет построить карьеру художника. Тиссо-старший, кажется, не испытывал энтузиазма по поводу перспективы иметь сына-художника. Отец все же хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Но молодой Тиссо получил поддержку своей матери, и впоследствии художественные таланты сына стали неизбежны.
В 1856 году Тиссо отправился в Париж, чтобы пройти обучение в Школе изящных искусств. Там молодой художник нарабатывает опыт, копируя работы в Лувре. И там же встречает Джеймса Уистлера, одного из самых знаменитых и необычных деятелей искусства XIX века. Уистлер — светский лев, начавший свое образование в Академии Художеств в Санкт-Петербурге, оказывает на Тиссо такое сильное влияние, что тот начинает называть себя Джеймсом. Примерно в это же время Тиссо стал другом Эдгару Дега и Мане, художникам-импрессионистам.
Один из самых успешных художников
В 1859 году работы Тиссо были впервые выставлены в парижском салоне. Знаковой в этом периоде стала его картина «Встречи Фауста и Маргариты», за которую в 1860 году французское правительство заплатило 5000 франков. Коммерческая жилка отца оказала свое позитивное влияние на Тиссо: он полностью унаследовал проницательные коммерческие инстинкты и был успешным художником-предпринимателем. У него было необычайно острое понимание рынка. Он всегда осознавал, что будет модно и что будет продаваться. Тиссо постоянно получал заказы, его клиентура активно росла.
Кроме того, художник стал путешественником. Тиссо посетил Италию и Лондон, где впервые продемонстрировал свои полотна в Королевской академии. Тиссо рано осознал потенциал Лондона как источника богатых покровителей для творческих людей.
Религиозные работы
«Что видел наш господь с креста»
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Джеймс Тиссо — ИЛЛЮСТРАТОР БИБЛИИ
Блестящий живописец Джеймс Тиссо, интересен мне прежде всего своим библейским циклом работ. Долгое время он проводит в Палестине, стремясь передать свои личные впечатления от увиденного. Начав свою творческую карьеру с салонной живописи, Тиссо посвящает весь свой талант творческому исследованию Св.Писаний. В этой статье я коротко хочу взглянуть на его путь к теме, которая стала для него важнейшей.
James Tissot. The Waters Are Divided
все картинки кликабельны
James Tissot. The Egyptians Are Destroyed
James Tissot: 1. Aaron 2. Passover Door 3. Isaiah the Prophet
Жак Жозеф Тиссо (1836 — 1902 г.) — французский художник и иллюстратор, более известен как Джеймс Тиссо.
1. James Tissot — Self Portrait 2. Colonel Frederick Gustavus Barnaby
Он родился в портовом городе Нанте, Франция. Учился в Парижской школе изящных искусств.
В 1871 году он уезжает из Парижа в Лондон будучи уже успешным парижским художником. Он был известен изображениями модно одетых женщин в различных сценах повседневной жизни.
James Tissot. Young Lady in a Boat
Критики считают, что его картины имеют определенное сходство с работами импрессионистов в передаче воздушной среды и характере композиций. Однако изящные полотна Тиссо более напоминают иллюстрации к светским модным журналам. По работам Тиссо можно изучать одежду того времени, настолько тщательно прописаны мельчайшие детали платьев и многочисленные аксессуары.
Темы, избираемые художником для своих работ, его манера письма имели большой успех у коллекционеров, уже к 1870 году живописец прилично зарабатывал.
James Tissot — Still on Top
Во время франко — прусской войны Тиссо, будучи преуспевающим художником, вступает в Национальную гвардию (1871 г.).
С 1871 до 1882 Тиссо находит убежище в Лондоне, спасаясь от преследования французских властей за его сочувствие Парижской Коммуне.
В Англии он продолжает развивать свою любимую тему — сцены от жизни общества, но применительно к английским вкусам. Очень скоро он занимает высокое положение среди социальной элиты Лондона. Более того, именно в Англии Тиссо был признан непревзойденным мастером, певцом общественной жизни викторианской элиты. Как писали газеты той эпохи «…есть некая ирония в том, что непревзойденным по элегантности, блеску, отточености деталей среди английских художников считается француз…».
The Ball on Shipboard, James Tisso
Не смотря на успех художника, выставленные в 1875 году новые картины Тиссо, среди которых были «Ball on Shipboard» (1874) и «Hush», подверглись резкой критике специалистов от искусства, увидевших в его «цветных фотографиях» картины вульгарной роскоши. Но и такая оценка критиков не смогла нанести ущерб его популярности и спросу на его творчество. К 1872 году Tissot смог купить свой собственный дом в очень популярной среди художников того времени местечке Сент-Джонс-Вуд около Лондона.
В 1873 году он получает членство в престижном Клубе Искусств.
Картины Тиссо обращались прежде всего к состоятельным британским промышленникам, и в течение 1872 г. он заработал 94 515 франков. Такие доходы обычно были характерны для высших классов.
1. James Tissot. October 2. Promenade dans la Neige 3. Mavourneen (Portrait of Kathleen Newton (1877)
Но в 1882г. его мир обрушился. Умирает от туберкулеза его спутница жизни, возлюбленная и муза (Kathleen Newton), с которой он жил 12 лет. Он был раздавлен, потрясен, потерян. Он метался между своим католическим воспитанием и обращением к оккультной практике в попытках вернуть свою возлюбленную хотя бы на время спиритуалистических сеансов. Ни что не могло утолить его боли, он искал спасения…
Многие из его друзей-художников скептически относились к его обращению, — оно совпало с французским католическим возрождением, ставшим реакцией на светское перерождение Третьей французской республики.
Уже не верой своей матери, но своим собственным откровением в 1885 году Тиссо находит путь к Своему Отцу. Теперь это уже осознанное и выстраданное обращение перевернуло всю его жизнь. И творчество свое он целиком посвящает Создателю. Он задумывает создать серию работ, связанных с текстам Священного Писания.
С этой целью он не раз посещает (в 1886-87 и в 1889г.) Палестину и живет там по-долгу. Обетованная земля становиться последней любовью его жизни. Практически все работы Тиссо, посвященные библейской тематике, писались или задумывались на Святой земле. Он не изображает европейцев, переодетых в «театральные» старинные костюмы. В его работах — подлинные люди пустыни…
Его цикл «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» («Vie de Notre Seigneur Jesus-Christ») составил 365 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне Марсова Поля (Париж). Сейчас они принадлежат Бруклинскому Музею (Brooklyn Museum).
James Tissot Raising of Jairus’ daughter
Цикл по В.Завету Тиссо закончить не успел — завершены были лишь его работы к Пятикнижию, Историческим книгам и кн. Иова. Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904.
В 1902 г. Джеймс Тиссо вернулся из Палестины в Париж лишь для того, чтобы умереть на родине.
В следующей статье мы более подробно рассмотрим его библейский цикл, действительно ли права в своей оценке критика, не слишком высоко оценивая «духовный уровень» иллюстраций Тиссо к Библии.
Джеймс Тиссо: «Жизнь Христа»
Он воображал себе Святую Землю такой, как будто она ничуть не изменилась со времен рождения Христа. Хотя при этом у него не было иллюзий о том, что она могла осталться неизменной.
Даже для самых восторженных и смелых ревизионистов, религиозное искусство девятнадцатого века уже давно перестало быть последним рубежом. В значительной степени это было связано с его (религ.иск-ва) упорными попытками выживания, часто в деградировавшей форме. Это выражалось в характерных для того времени формах религиозной визуальной культуры, таких, как массовое искусство, молитвенные карточки, иллюстрации к катехизисам, религиозные календари, вышивки и т.п. Это в свою очередь привело к тому, что большинство искусствоведов даже в разгаре исторического ревизионизма истории искусств в 1970-х и 1980-х годов стали отвергать религиозное искусство девятнадцатого века или игнорировали его совершенно.
Tissot Sketches 1887
С конца 1980-х годов тенденция изучать искусство не изолированно, а в более широком контексте визуальной культуры, помогла вновь обратить внимание на ранее забытые направления искусства. Одним из них является религиозное искусство девятнадцатого века. По иронии судьбы, популярное религиозное изобразительное искусство и его история стали предметом исследования искусствоведов. Возродился также интерес к религиозному искусству девятнадцатого века. Искусствоведы пришли к выводу о бессмысленности бесконечных перепевов итальянского ренессанса и таких тем в стиле барокко как Сикстинская Мадонна Рафаэля или Голова Христа, увенчанная терновым венком Гвидо Рени. Религиозное искусство девятнадцатого века является частью широкой и разнообразной составляющей визуальной культуры, которая не только включает в себя богослужебные образы, нои также иллюстрированные Библии, гравюры и фотографии в путеводителях о Святой Земле, и иллюстрации в книгах и статьях по библейской археологии. Кроме того, религиозное искусство того времени не может быть отделено от наиболее важных богословских поисков девятнадцатого века и критического исследования жизни Иисуса.
Tissot Sketches 1887
Недавнюю выставку 124 из 350 акварелей Джеймса Тиссо, о жизни Христа, состоявшуюся в 2010г. в Бруклинском музее, следует рассматривать как часть такого переосмысления религиозного искусства девятнадцатого века, новый взгляд через широкую призму визуальной культуры в целом. Это была также возможность показать целый пласт работ, ошеломляющий визуально и, как стало понятно после просмотра этой выставки, которые невозможно адекватно репродуцировать. Действительно, даже самые лучшие современные репродукции не могут передать завораживающего мастерства этих миниатюрных картин, наибольший размер которых редко превышает 25 см.
James Tissot. Ordaining of the Twelve Apostles 1894
Акварели Тиссо давно считались странной аномалией в творчестве художника, известного своими ослепительными виньетками модной парижской и лондонской жизни. Ученые, изучавшие этого художника, по большому счету, не обращали на них особого внимания. И Бруклинский Музей не выставлял их с 1980 года, несмотря на то, что не проходит и недели, чтобы об акварелях не задавали бы вопросов в основном посетители, которые знают его иллюстрации по репродукциям в учебниках воскресных в школ и катехизисах.
О художнике
В свои 17 лет Тиссо уже точно знал, что хочет построить карьеру художника. Тиссо-старший, кажется, не испытывал энтузиазма по поводу перспективы иметь сына-художника.
Отец все же хотел, чтобы он продолжил семейное дело. Но молодой Тиссо получил поддержку своей матери, и впоследствии художественные таланты сына стали неизбежны.
Джеймс Тиссо
В 1856 году Тиссо отправился в Париж, чтобы пройти обучение в Школе изящных искусств. Там молодой художник нарабатывает опыт, копируя работы в Лувре. И там же встречает Джеймса Уистлера, одного из самых знаменитых и необычных деятелей искусства XIX века. Уистлер — светский лев, начавший свое образование в Академии Художеств в Санкт-Петербурге, оказывает на Тиссо такое сильное влияние, что тот начинает называть себя Джеймсом. Примерно в это же время Тиссо стал другом Эдгару Дега и Мане, художникам-импрессионистам.
Один из самых успешных художников
В 1859 году работы Тиссо были впервые выставлены в парижском салоне. Знаковой в этом периоде стала его картина «Встречи Фауста и Маргариты», за которую в 1860 году французское правительство заплатило 5000 франков. Коммерческая жилка отца оказала свое позитивное влияние на Тиссо: он полностью унаследовал проницательные коммерческие инстинкты и был успешным художником-предпринимателем. У него было необычайно острое понимание рынка. Он всегда осознавал, что будет модно и что будет продаваться. Тиссо постоянно получал заказы, его клиентура активно росла.
Кроме того, художник стал путешественником. Тиссо посетил Италию и Лондон, где впервые продемонстрировал свои полотна в Королевской академии. Тиссо рано осознал потенциал Лондона как источника богатых покровителей для творческих людей.
Работы Тиссо
Религиозные работы
Эта трагическая ситуация привела к тому, что художник резко сменил направление своего творчества. Если раньше предметом его живописи были самые богатые жители Лондона и Парижа, самые модные места и красивые женщины в роскошных одеждах, то отныне ракурс полотен Тиссо приобрел ярко выраженный религиозный характер. Тиссо начал глубоко изучать сюжеты Библии и истории Иисуса Христа, он даже посетил Ближний Восток, чтобы увидеть места действий сюжетов воочию. Он совершил несколько поездок на Святую Землю и произвел около 400 акварельных работ по сюжетам Нового Завета.
«Что видел наш господь с креста»
Фрагменты
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Джеймс Тиссо. Два пути и одна трагедия
Когда я впервые увидела ранние и поздние работы Джеймса Тиссо (1836—1902), сильно удивилась. Я несколько раз проверила, на самом ли деле это работы одного и того же художника.
Тиссо — художник-хамелеон. Не такой, конечно, масштабный, как Пикассо, который за свою жизнь сменил множество стилей и направлений.
Тиссо мутировал лишь однажды. Но эта мутация была полномасштабной. Это то же самое, как если бы Клод Моне за одну ночь превратился в Мунка. Вчера — маковые поля, а наутро — перекореженные ужасом лица.
У человека должно кардинально перевернуться сознание, чтобы настолько по-другому начать писать…
Ранний Джеймс Тиссо
Джеймс Тиссо до сих пор славится своими красотками в элегантных нарядах, окруженными пышной природой и мелкими собачонками.
Джеймс Тиссо. Леди в лодке. 1876. Частная коллекция.
По его картинам можно изучать моду XIX века. Пышные юбки. Эффектные шляпки. Банты и рюши.
Его работы можно смело использовать как пособие для создания костюмов к сериалу, действие которого происходит в ту эпоху.
Джеймс Тиссо. Букет сирени. 1875. Частная коллекция.
Но Тиссо не просто салонный художник. Он стремился идти в ногу со временем.
Он тоже останавливает мгновение, когда его героини что-то шепчут соседке или подносят ножку к камину для обогрева.
Джеймс Тиссо. Дымоход. Вторая половина XIX века.
А некоторые работы и вовсе похожи своими мотивами на картины коллег-импрессионистов.
У Тиссо есть работа «Подружка невесты». Она чем-то напоминает «Зонтики» Ренуара.
Слева: Джеймс Тиссо. Подружка невесты. 1883. Художественная галерея Лидса. Справа: Пьер Огюст Ренуар. Зонтики. 1881—1886. Национальная галерея Лондона.
А свою жену он однажды изобразил с зонтиком под необычным углом обзора — снизу. У Клода Моне есть подобный портрет первой жены Камилы.
Слева: Джеймс Тиссо. Миссис Ньютон с зонтиком. 1876. Частная коллекция. Справа: Клод Моне. На прогулке. 1876. Национальная галерея Вашингтона.
После подавления Красной Коммуны в Париже Тиссо уезжает в Англию. Он сочувствовал оппозиции, поэтому его могли за это привлечь.
В Англии его ждал оглушительный успех. Его умение показать красивую, наполненную хорошим вкусом жизнь буржуа приводила к нему массу клиентов.
Джеймс Тиссо. На Темзе. 1874. Частная коллекция.
Англичане до сих пор считают Тиссо своим художником. Гордятся им и любят его творчество. И даже размещают репродукции его работ на пачках знаменитой английской марки чая (очень популярной в России).
И вдруг… все это резко исчезает.
Живописная трансформация Тиссо
Нет-нет, художник не умирает.
В его жизни произошло событие, которое перечеркнуло все.
Несколько лет он ничего не пишет. А потом… появляются совсем другие работы.
Буквально вчера — кокетки в огромных шляпах. А сегодня — мальчик у колодца и его ангел-хранитель.
Джеймс Тиссо. Опека ангела. 1886—1894. Бруклинский музей.
Вместо праздной жизни — библейские сюжеты. Вместо цветущих садов — каменистые равнины. Вместо пышных юбок — восточные, непривычные для англичан одеяния.
А главное — его работы несут совсем иные эмоции. Легкомыслие и радость сменились обволакивающей грустью и ощущением душевного надрыва.
Джеймс Тиссо. Кающаяся Мария Магдалина. 1889. Бруклинский музей.
Тут уж ясно: произошло что-то ужасное. Не может человек вот так просто переключиться с кокеток с их бесчисленными оборками и зонтиками на плачущего Христа.
Джеймс Тиссо. Серия «Жизнь Иисуса Христа». 1889. Бруклинский музей.
Только человек, переживший сильнейшее горе, мог написать, как Христос смотрит на нас с креста.
Джеймс Тиссо. Библейский цикл: Что видел Христос на кресте. 1889. Бруклинский музей.
Как ангелы прикасаются к Иисусу.
Джеймс Тиссо. Библейский цикл: Христос в окружении ангелов. 1889. Бруклинский музей.
Трагедия в жизни Тиссо
За 10 лет до этих невероятных работ он без памяти влюбился. Очаровательная ирландка Кэтлин Ньютон ответила ему взаимностью.
Она была для него ангелом во плоти. Он, ни секунды не сомневаясь, променял свою холостяцкую разгульную жизнь на тихие семейные вечера. Она стала его главной музой и моделью.
Именно Кэтлин мы видим чаще всего на его открыточных картинах.
Джеймс Тиссо. Леди в лодке (Кэтлин Ньютон). 1876. Частная коллекция.
Но через 6 лет брака она… отравилась, не дав возможности супругу с ней попрощаться.
Кэтлин не было и 30.
Она не в силах была терпеть физические страдания, вызванные затяжным туберкулёзом.
Джеймс Тиссо. Кэтлин Ньютон. 1877. Частная коллекция.
Тиссо просидел у ее гроба 4 дня. Он страдал. Он не мог смириться с ее смертью. Живопись была заброшена, несмотря на оглушительный успех у публики.
Сначала его кидало в крайности: посещал модные тогда спиритические сеансы в надежде пообщаться с любимой. Он не мог вот так ее отпустить…
Джеймс Тиссо. Библейский цикл: Явление. 1889. Бруклинский музей.
Но потом он уехал в Палестину. И начал писать там свой цикл работ на сюжеты из Ветхого и Нового Завета.
В его работах — та земля, по которой ходил Христос. Те люди, чьи предки жили рядом с Иисусом. В остальном — переживание своей беды через веру. В создании чего-то уникального и неповторимого…
Может, его жена и правда была ангелом? Без неё не было бы этих удивительных шедевров…
Джеймс Тиссо. Библейский цикл: Благовещение. 1889. Бруклинский музей.
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Главная иллюстрация: Эдгар Дега. Портрет Джеймса Тиссо. 1868. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.