типовые модели обучения в театрально образовательном контексте
Практическая технология творческой педагогики.
М.А. Чехов, назвавший итоговую работу своей творческой жизни «О технике актера», начинает ее с эпиграфа-цитаты И. Яссера: «Техника в искусстве способна иной раз как-то притушить искру вдохновения у посредственного художника, но она же раздувает эту искру в великое и неугасимое пламя у подлинного мастера».
В общей педагогике также остро ставится вопрос об «алгоритмах» и «системах организации творчества»: это «свобода личности в условиях душевного подъема–вдохновения» или «освоение способов и методов достижения творческого продукта». В контексте этой дилеммы очень актуально основное положение «Системы Станиславского» – «метод» есть только способ освобождения творческого потенциала личности.
Размышляя о балансе соотношения искусства режиссуры (сценической педагогики) и искусства театральной педагогики,М.О. Кнебель назвала свою известную книгу «Поэзия педагогики», подразумевая под этим владение «техникой педагогики». В сочетании поэзии и ремесла, теории (науки о театре) и практики (искусство театра) вызревает искусство педагогики.
Широко известна, но подчас подлежит сознательному забвению, та истина, что общее значение научно-теоретического анализа определяется не степенью практического использования (практической апробации), а возможностью создания эвристических технологий, которые, в свою очередь, конкретно реализуются в технологических процессах.
3.1.1. Понятие «творческая технология». В античной культуре термином «Techne» определялся характер единства художественной и технической работы, предполагающей участие и разума, и руки: ремесло и искусство в одно и то же время. Удивительный этап истории, когда художник не мог не быть инженером, а конструктор не мог не быть художником. Античная школа обучала воспроизведению единства тех начал, которые мы теперь по отдельности именуем наукой и искусством.
Древняя Греция заложила традицию разделения искусств, как самого процесса «делания», требующего умения и мастерства, на две категории – приобретающие и творческие. То есть искусства овладения готовыми формами культуры (воспроизводство и потребление) – «приобретающие» и искусства продуктивного созидания форм культуры (производство) – «творческие».
«Приобретающие» искусства опираются на знание «практическое и точное» – «искусства, основанные на счёте» и «искусства, основанные на упражнениях и навыке». Творческие искусства, которые также имеют в своей основе «точное» знание (творческое и воспитательное), но возникают они по большей степени спонтанно, вдохновенно (экстатически), в них подразумевается наличие неожиданности. Приобретенные искусства направлены «вовне» на предмет технического внешнего овладения, т.е. они объектные. Творческие искусства обращены «вовнутрь» субъекта действия.
То есть, творческим искусствам присущи качества поиска, непредсказуемости, интуитивной спонтанности, развитие которых требует особого труда в процессе воспитания. В «приобретающих» искусствах необходимо точное количественное освоение знаний, умений и навыков. Таким образом, применительно к категории технология, по платоновской дифференциации, получаем рабочие категории «технологии приобретающие» (ремесленно специализированные) и «технологии творческие» (интуитивные).
В наше время так называемые «интеллектуальные производства», в число которых входит и воспитание человека, обходились без понятия технологии, относя ее к области материального производства. Современная педагогическая теория, «созревшая» для технологического подхода в воспитании, признает его целесообразность и рационализм, не соглашаясь, впрочем, с механическим переносом производительной технологии в обучение.
По словарному определению «технология» – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Соответственно, как научная дисциплина, технология изучает физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющейся частью общего производственного процесса.
Итак, под термином технология подразумевается: 1) продуктивные методы организации процесса деятельности; 2) научно-теоретическое исследование и изучение закономерностей технологических процессов деятельности; 3) технологические операции как часть общего процесса деятельности. В целом технология – это оптимальный алгоритм (последовательность) организации процессов деятельности на основе выявления их закономерностей.
В педагогической практике применение понятия «технология» вызвало к жизни новые направления в развитии общего процесса обучения и воспитания. Но в отличие от производственных процессов педагогическая система несет в себе ту целостность, которую трудно разорвать на пошаговые операции последовательного формирования отдельных качеств. Воспитательные воздействия осуществляются не по последовательно-параллельной схеме, а комплексно.
Факторы специализации и профессионализации в процессе «приобретающего» обучения отдельным «технологическим операциям» или методикам формирования отдельных качеств оказывают разрушающее воздействие на общий комплекс развития личности. При данном «технологическом» подходе процесс обучения и воспитания осуществляется в традиции средневекового ремесленно-цехового метода, основанного на модульном принципе соотношения «максимум – из минимума».
В творческой педагогике наиболее существенной движущей силой является соотношение природосообразного принципа (индивидуальный подход) с личностно-ориентированной направленностью – «только личность создает личность». Здесь мы имеем и всегда будем иметь дело с индивидуальным мастерством, опирающимся на общую технологию.
Динамическая модель становления и развития может и должна выступать в роли практической технологии творческой педагогики. Поскольку природа творчества есть генезис всякой технологии, – с творчества все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала. Общим технологиям или так называемому «коллективному мастерству» предшествует искусство «индивидуального мастерства». В конце концов, интуиция и вдохновение вновь прорываются наружу, чтобы создать новые оптимально эффективные способы решения насущных проблем. Возникает правомерный вопрос, – может ли технология балансировать на грани творчества и ремесла. И ответом здесь должен быть категорический императив, – всякая технология, связанная с гуманистическими процессами «живого производства» (как творческого, так и репродуктивного воспроизводства) обязана быть творческой.
Итак, под термином «технология» понимается творческая комбинаторика (соединение-сочетание) возможных вариантов создания моделей предметного содержания в определённой последовательности операций и действий, которые исходят из общих оснований (принципов). Технология есть организационно-методический инструментарий творческо-педагогического процесса. Общие теоретические принципы выступают в качестве гипотетической (индивидуальной) основы будущей профессиональной деятельности театрального педагога.
В контексте динамической системы «универсум – общее – специальное» категория технология определяется как регулятор соотношения и взаимодействия «универсального» и «специализированного», что находит свое подтверждение в генезисе становления.
3.1.2. Принципы «практической технологии». Значение рабочего термина «практическая технология» в педагогике более всего связана с процессами творческого обучения и обучения творчеству. Поскольку имеет ту необходимую свободу ориентировки на общие методологические (и значит – мировоззренческие) принципы, а не объективировано отчуждённые «шаблоны», «предписания» и «практические руководства» к действию. Субъектная значимость «практических технологий» предполагает наличие основополагающих принципов гуманистической направленности в понимании «антропологической» ориентации на творческую природу человека (природосообразный принцип):
· Принцип «управление без управления», в основе которого заложено развитие принципа самодеятельности и самоорганизации по линии «личность – личность».
· Принцип «совместного развития» учителя и ученика – «обучая, обучаюсь» по линии «индивидуальность – индивидуальность», т.е. принцип «совместного творчества» («синергия»).
Итак «практическая технология», в отличие от дифференцированного и систематического набора методического материала, требует личностного (мотивационно ценностного) и субъектного (когнитивного, познавательного) включения в содержательно предметную, операционную область. Т.е. эта содержательная область рассматривается как идеальная модель, субъектно созданная, а не «реально отражённая».
Содержание конкретно-исторического материала по театральной педагогике может нас заинтересовать в плане создания «идеальной модели» воспроизводства творческой ситуации в теории и практике. Понятие «идеальная модель» представляет собой аналогово-ассоциативную цепь ситуаций и проблем, которые замыкаются (информационно и энергетически) в некий целостный объём (образ-гештальт), действующий не только на уровне сознания, но в поле напряжения целостного человека (в структуре «личность – индивидуальность – субъект – индивидуум»). Идеальная модель не работает в системе отражений (рецепция). Она создаёт реальные возможности прогнозирования и предвидения. По возможности, целостная, единая и общая модель задаёт внутреннюю телеологию (индивидуально субъектную), т.е. личностное целеполагание по организации творческого процесса деятельности. Таким образом преодолевается механизм отчуждения объекта деятельности (предметной сферы) и субъекта деятельности (индивидуально личностной заинтересованности). В этом случае может идти речь о творчестве в каком-либо роде деятельности.
Во всём объёме содержательного материала мы имеем несколько типовых моделей обучения в театрально-образовательном контексте:
1) закрытая модель – «цеховая» и «монастырская»;
2) открытая модель– «культурно-просветительская», «общеобразовательная»;
3) открытая – «художественная» и «художественно эстетическая»;
4) открытая – «клубно-публицистическая»;
5) закрытая – «творческая», студийная.
Относительно данных предметных ориентаций можно, в перспективе, определить основные критерии и качества профессиональной деятельности в области театральной педагогики («профессиограмма»).
В общей педагогике существует понятие «профессиограммы», т.е. идеальное моделирование специалиста в сфере педагогической деятельности. «Модель специалиста» представляет идеальную модель-соотношение образа личности педагога и специфики его профессиональной деятельности. Поэтому при рассмотрении проблематики предметного содержания, необходима, прежде всего, субъектная ориентация на возможность формирования идеальной модели личностной и индивидуально-творческой направленности «себя-как-специалиста-на-свой-тип-деятельности». Субъектно-поисковая установка на формирование «автопрофессиограммы» требует усиленного режима по работе рефлексии «второго уровня». Т.е. осознание и понимание не только предмета исследования (рефлексия первого уровня), но и познание самого себя в предмете исследования («диалогическое отчуждение»).
«Театральная педагогика и педагогические технологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Театральная педагогика и педагогические технологии.
Технологический компонент профессиональной педагогической подготовки составляют методы воспитания актера и режиссера, которые заимствованы из театральной педагогики: упражнения на освобождение мышц, действие, общение, развитие воображения, внимания, эмоциональной памяти. Используются методы и приемы обучения актеров: изучение и библиография великих людей, воображаемые путешествия [4, 37], способ образного иносказания: метафоры, перенесения, включающие такие элементы как действенность, гиперболизацию, метафоричность [3, 98]. Данные методы позволяют развивать такие профессионально – творческие способности будущих учителей как творческое воображение, метафорическое, действенное, пространственно – временное, композиционное мышление, т.е. мышление интегративное лежащие в основе креативности.
Поскольку термин педагогическая технология имеет много разночтений, мы считаем, его необходимым уточнить. Имеется несколько подходов к определению данного понятия:
1. отрицание его применительно к педагогическому процессу и замена его понятием “педагогическая техника” (Востроилова Е. А.);
2. сведение педагогической технологии лишь к тенденции учебного процесса, внедрению аудиовизуальных средств и компьютеризации обучения (Никандров Н.Д.);
3. рассмотрение педагогической технологии применительно к творческому процессу формирования личности, ее эмоциональной, действенно – волевой сферы в двух смыслах: как структуру и организацию педагогического процесса на основе ведущих идей и принципов и как совокупность способов, приемов, действий, операций в обучении и воспитании, которые должны привести к определенному результату (Щуркова Н.Е.).
Педагогическая студия – новое явление в сфере образования. Родилась она как новая форма совершенствования профессионализма учителей, практикуемая в настоящее время на уровне школьных районных и городских объединений учителей.
Основное назначение студии состоит в формировании и развитии педагогических умений, научно – обоснованных и практически проверенных. Суть студийных занятий в обучении ( studio – изучение, старание), но это обучение специфично. Оно создано на фундаменте приобретаемых педагогических знаний, получающих свое профессиональное воплощение тут же, на занятиях, на основе подлинного педагогического опыта мастеров педагогического труда, описанного в литературе.
То, что у студентов еще не сформировались профессиональные привычки, умения взгляды, является, по нашему мнению, благоприятным условием для развития творческих способностей, формирования педагогического мышления студентов. Соглашаясь с точкой зрения Б.З. Вульфова о наличии педагогического мышления у всех людей, творческие студийные занятия, действительно не являются неразрешимыми для студентов, но зато в процессе выполнения задания обнаруживается преобразование индивидуальной системы педагогических взглядов будущего учителя.
Центральным вопросом методики студийного обучения является вопрос структуры занятия. Он важен потому, что требует сохранять на протяжении всего учебного времени особую психологическую атмосферу в аудитории. Этапы аналогичны структуре классической драмы. Студийное действие разворачивается как будто бы по заданному драмой алгоритму: сначала “экспозиция”, потом “реализация” (осуществление действия), затем “кризис”, а потом “перипетия” (выяснение) и итоговое “разрешение”. Им соответствуют следующие этапы студийных занятий: пролог, этюд, экспликация, дискурсия, коррекция, рефлексия. Названия заимствованы из методики проведения социально – психологических тренингов.
Обязательным этапом каждого занятия является пролог – цель данного этапа установление межличностных контактов. Задание тональности занятия. Это необходимо для установления атмосферы доверия, эмоционально окрашенного настроя на работу. Выполнению этих задач способствуют такие театральные упражнения как Передача хлопка; используются такие театральные упражнения как “Канон хлопками”, “Музыкальная карусель”.
Например, “Канон хлопками” способствует пристройке друг к другу, сплочению группы на работу. Руководитель задает ритм хлопками одной микрогруппе студентов, остальные микрогруппы должны подстроится в данный ритм, но в своем темпе.
Как известно, общение начинается с контакта глаз. “Музыкальная карусель” – упражнение, развивающее контактность. Студенты образуют два круга – внешний и внутренний – под музыку оба круга начинают движение вправо. На хлопок руководителя круги останавливаются, партнеры, оказавшиеся лицом друг к другу, должны соединяться глазами, взяться за руки и держать паузу, попытавшись выразить глазами свои чувства.
Другой вариант – сказать комплимент.
Третий вариант – перемещение в аудитории происходит подобно “броуновскому движению” – по хлопку надо быстро найти партнера и выполнить заданное действие (соединиться глазами, повторить один и тот же жест, делать вдвоем одно и то же) – по хлопку – продолжать движение.
Современный нам дидактический театр унаследовал из прошлого то, что создается спектакль в первую очередь в интересах школьной практики. Основой для создания литературного сценария являются необходимые для усвоения учащимися понятия, факты, явления.
Этапы дискурсия и коррекция – служат направлению внимания на совершенствование тех или иных профессиональных умений, обсуждению стратегий взаимодействия. Как правило, это проводится после проигрывания педагогических этюдов.
Обращение к театральной педагогике здесь не случайно. Как писал П.В. Симонов в предисловии к книге П.М. Ершова “Режиссура как практическая психология” – “…откройте любой учебник психологии – и вас постигнет разочарование. Вы сможете там прочесть о воспитании, представлении, памяти… и т.д., но о законах взаимодействия людей между собой вы не найдете практически ничего (2, с.5).
1. Вульфов Б.З. Харькин В.Н. Педагогика рефлексии / Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин. – М. : ИЧП “Издательство Магистр”, 1995. – 112 с.
3. Клековкин А.Ю. Событийно – зрелищное мышление в структуре режиссерской деятельности: дис…канд. Искусствоведения / А.Ю. Клековкин. – М., 1991. – 166 с.
4. Мейерхольд В.Э. Мейерхольд репетирует: 2-х т. (Сост. и коммент. М.М. Ситковецкой). – М. : Артист. Режиссер. Театр., 1993. – Т.1 – 217 с.
«Использование педагогических технологий в театральной педагогике – как эффективный метод повышения качества образовательного и воспитательного процессов»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Билибинский районный Центр дополнительного образования»
педагогических технологий в театральной педагогике – как эффективный метод повышения качества образовательного и воспитательного процессов»
Концепция дополнительного образования в театральной студии
педагог дополнительного образования
руководитель театральной студии
Анализ образовательной ситуации
В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социо-культурные навыки, которые помогают обществу быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи.
Формирование современного общества должно быть основано на коммуникативной культуре, высоком уровне образования и личностных гражданских ориентирах. На развитие всех этих качеств и должна быть нацелена вся педагогическая система.
Сегодня для нашего общества характерно снижение уровня коммуникативной культуры, что обусловлено глобализацией средств массовой информации. Результаты опроса, проведенного среди обучающихся, свидетельствуют о том, что многие дети мало общаются друг с другом, с взрослыми, даже с родителями. Социальные сети заменяют им живое общение, что способствует утрачиванию коммуникативных навыков, навыков публичного общения, сотрудничества, самореализации в творчестве.
В настоящее время наша образовательная система обогащается новыми процессами обучения, способностью оперировать информацией,
творчески решать проблемы науки и рыночной практики, опираясь на
индивидуальные образовательные программы, использование компьютерных и телекоммуникационных сетей.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированная взаимосвязь педагога и ученика, а духовное воспитание личности выводится на первый план.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», возникает острая необходимость в новых подходах и в театральной педагогике.
Чтобы соответствовать современным требованиям, педагогу необходимо овладевать педагогическими технологиями, в частности, методами, основанными на интерактивности.
Таким образом, интеграция педагогических технологий в театральную педагогику, как средство повышения качества образовательного и воспитательного процессов является одной из основных целей дополнительного образования в театральной студии.
Одной из основных задач в театральной деятельности является развитие навыков сотрудничества в художественно-творческом направлении,
способности к познанию мира через чувства и эмоции.
Поэтому в образовательном и воспитательном процессах в театральной студии первоочередными ставятся следующие задачи:
Воспитание у детей самоконтроля эмоциональной сферы.
Воспитание у обучающихся навыков самовыражения.
Развитие креативности мышления, у обучающихся.
Создание условий для игровой импровизации;
Создание условий для продуктивного партнерского общения;
Создание условий для овладения средствами выразительности (интонацией, выразительностью и естественностью речи, жестов, мимики, пластики).
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Использование педагогических технологий в театральной педагогике значительно повышают эффективность в достижении целей и решении задач в детском театральном коллективе. Но, при использовании интерактивных методов педагогу необходимо учитывать, что такие методики требуют определенных условий их применения. Педагог должен ясно представлять себе, с какой целью он использует тот или иной метод и, обучая детей определенному методу, в то же время обучается сам, каждый раз импровизируя в готовности прийти на помощь ребенку в случае затруднения.
Интерактивное обучение позволяет критически мыслить, решать
сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей
информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Для этого необходимо разделить способы работы на индивидуальную,
парную и групповую.
Выделим основные особенности интерактивных технологий в театральной педагогике:
привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к предмету;
целостность учебного и воспитательного процессов;
снятие напряженности взаимоотношений внутригруппового взаимодействия;
активное вмешательство педагога, в случае затруднений;
использование результатов индивидуальных занятий в групповых
создание атмосферы, способствующей раскрепощению детей;
создание условий для сотворчества педагога и обучающегося для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
Анализируя функции интерактивных технологий обучения, можно
выделить так называемую социализирующую функцию – формирование
у обучающихся качеств, способствующих самореализации человека в том
обществе, к которому он принадлежит.
Социализация – процесс не единовременный. Если в младшем
школьном возрасте учащиеся театральной студии лишь примеряют на
себя выполнение различных социальных ролей, то педагогу надо построить свою работу так, чтобы создать предпосылки к социализации.
Театральная педагогика создает максимальные условия для свободного эмоционального контакта, раскованности, взаимного доверия и
творческой атмосферы. Этому способствуют игровые технологии, главная задача которых –понять жизнь, уметь решать вопросы жизни с помощью игры. Одной из разновидностей игры в театральной педагогике являетсяэтюд.
Существует несколько видов этюдов: одиночный или парный на память физических действий; одиночный этюд на эмоциональную память; одиночный и групповой этюд на физическое состояние; одиночный или парный, на действие с воображаемыми предметами; групповые этюды, имеющие разнообразные методические цели; этюд на сценическое движение; этюды с использование черт характеров персонажей; этюды на изображение животных и т.д. Этюды являются основой актерского мастерства, поэтому в нашей театральной студии эта работа проводится на постоянной, системной основе.
При постановке спектакля, миниатюры или театрализованной композиции, работая над произведением, дети учатся полноценно воспринимать художественный текст. Им необходимо с помощью воображения войти в описываемые автором события, пережить их как реальные, отозваться на переживания героев и соотнести их со своими переживаниями и таким образом, понять идею автора.
Читая и анализируя произведение, дети задумываются о важных жизненных вопросах: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его предназначении.
Повышению результативности в образовательном и воспитательном процессах в театральном студии, также способствуют такие педагогические технологии как:
– мозговой штурм (умение составлять и разрабатывать художественные номера и мини-спектакли);
– технология творческой групповой работы (постановка спектаклей и
работа с партнерами);
– личностно-ориентированное обучение (участие в фестивалях и кон-
– проектно-исследовательская технология (разработка эскизов, декораций, костюмов, распределение обязанностей в постановочном процессе
– здоровье сберегающие технологии (стремление вести и пропагандировать здоровый образ жизни, физическое развитие на занятиях по сценическому движению);
– информационные технологии (использование интернет ресурсов,
выбор фонограмм к спектаклям, мультимедийные презентации);
– технология развивающего обучения (постановка художественных
номеров, умение ориентироваться в пространстве).
В достижении первоочередных задач театральной деятельности в нашем объединении помогают и следующие приемы:
— Выстраивание событийного ряда произведения (пьесы, отрывка, миниатюры).
— Определение исходного события произведения.
— Определение сквозного действия (произведения, герев).
— Определение сверхзадачи автора произведения и героев.
— Определение кульминационного момента.
— «Воплощение в пластике».
Основные принципы выбора материала для постановки:
Учет возрастных особенностей участников объединения.
Учет индивидуальных особенностей и интересов каждого ребенка.
Высокая нравственность идейного смысла произведения.
Обеспечение ситуации «успеха» и творческих достижений.
Идея автора произведения, которое выбирается педагогом для постановки, должна быть актуальна и интересна для исполнителей. Чувства, эмоции и переживания должны быть знакомы и понятны для них, поэтому необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности и интересы участников постановки. Переживания героев, должны глубоко затрагивать и волновать ребят. Только тогда они будут по-настоящему переживать, и чувствовать происходящее событие, смогут быть органичными, а значит, спектакль сможет добиться настоящего успеха.
Театральная педагогика – это система образования, организованная по законам импровизационной игры и подлинного продуктивного действия, протекающим в увлекательных для участников предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве педагога и обучающихся, способствующая познанию окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающая систему цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах.
Многообразие форм и методов театральной работы с детьми призвано решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, присущие педагогической практике.
Для достижения хороших результатов в театральном творческом коллективе должны создаваться определенные педагогические условия:
— на занятиях должна быть создана доброжелательная атмосфера, в которой активно происходит взаимный обмен разных мнений, у детей воспитывается потребность поделиться с товарищами своими мнениями о произведении.
— использование разнообразных форм и методов работы, осуществление анализа произведения – это поиск ответов на вопросы, обмен мнениями, определение сквозного действия, пронизывающего все произведение, определение сверхзадачи для героев и исполнителя.
— совершенствование дикции и актерского мастерства: умение действовать словом в предлагаемых обстоятельствах, пользоваться приемом «мысленная» (внутренняя) речь, воплощение эмоций в пластике.
— совершенствование эмоциональной памяти: умение вспомнить свои личные эмоции, пережитые в разных ситуациях и перенести их в ситуацию, переживаемую героями спектакля.
Результатом данной концепции в нашем объединении стали следующие достижения ребят в различных конкурсах:
«Всероссийская творческая олимпиада» Диплом 1 степени
Номинация «Театральное творчество»
( ФОУ «Межрегиональный центр развития
и поддержки одаренной и талантливой молодежи)
«Всероссийский экологический конкурс» Диплом 1 степени
Номинация «Театр нам откроет дверь в мир
Всероссийский конкурс «Защитники Диплом 1 степени
Номинация «От мальчишек до защитников»
II Всероссийский конкурс «Река весны – Диплом 3 степени
номинация «мультимедийные издания»
IV Всероссийский конкурс в формате Диплом 3 степени
ФМВДК «Таланты России»
Всероссийский конкурс юных чтецов 1 место
В 2018 году ребята нашего творческого объединения приняли участие в 15-ти Всероссийских конкурсах юных чтецов и получили 19 дипломов 1 степени; 1 диплом 2 степени.
Список используемой литературы.
Гиппиус С. В. «Гимнастика чувств Тренинг творческой психотехники.»- С-П, «Веды», 2010.
Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М., 1974.
Современные педагогические технологии как объективная потребность.http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11.html
Станиславский К. С. Собрание сочинений в 8 томах. М., «Искусство» 1962.
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» М., «Генезис», 1998.
Эфрос А. Репетиция – любовь моя. М.: Искусство, 1975.