тихвинский храм на тихвинском переулке
Тихвинский храм в Сущеве
Страница храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве
Москва, ул. Тихвинская, д. 13.
проезд: метро Новослободская или Менделеевская
Тихвинский храм в Сущеве запись закреплена
Проповедь иерея Максима Никитского в день празднования Казанской иконы Божией Матери
Тихвинский храм в Сущеве запись закреплена
В ТИХВИНСКОМ ХРАМЕ СОВЕРШЕНО ПОМИНОВЕНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН, ПОСТРАДАВШИХ В ГОДЫ РЕПРЕССИЙ
30 октября в России ежегодно отмечается День памяти жертв политических репрессий. В нынешнем году решением Священного Синода на этот день установлено совершение заупокойных богослужений «о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении».
Показать полностью. Синод подчеркнул, что Русская Православная Церковь «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории».
Среди поминаемых в этот день звучали имена протопресвитера Василия Виноградова и протоиерея Михаила Труханова. Отец Василий был настоятелем Тихвинского храма в 1923-1930 годах, неоднократно арестовывался, находился в лагерях на Колыме, в Красновишерске, Архангельске, Перми и Владимире, отошел ко Господу, уже находясь в эмиграции 24 октября 1968 года. Отца Михаила помнят многие сегодняшние прихожане нашего храма, ведь батюшка неоднократно бывал в Тихвинском храме после его открытия в 1992 году. Отец Михаил молился за богослужениями в нашем храме, беседовал с прихожанами, наставляя и утешая их. Арестован за веру и отправлен в заключение он был еще до принятия священного сана в 1941 году, освобожден и реабилитирован в 1956-м. Рукоположен во священника в 1958 году, преставился ко Господу 16 марта 2006 года.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве (Москва)
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Новой слободе в Сущёве — православный храм, принадлежащий к Иверскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Памятник архитектуры.
Содержание
История [ править ]
С конца XVIII века огромные владения между Банковским переулком и Камер-Коллежским валом (ныне Сущевский) принадлежали вдове Действительной Тайной Советнице Надежде Васильевне Шепелевой. На территории имения, находившегося по соседству с церковью Тихвинской иконы Божией Матери, был огромный тенистый парк, состоящий из различных пород деревьев. Там же находился пруд, который именовался Васильевским, в память о юродивом Святом Василии Блаженном, который любил уединяться и этом парке. Являясь прихожанкой храма Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве, Н. В. Шепелева «Щедро наделяла богатыми вкладами свою приходскую Тихвинскую церковь». До 1812 года владения Н. В. Шепелевой и прилегающая местность именовалась Новым Сущевым и состояла из загородных домов родовитых фамилий: князей Вадковских, Скавронских, Ляпунова, Толстого и др.
Во время Отечественной войны 1812 года пожаром было уничтожено две трети построек города. «Император Наполеон, приказав сжечь Москву, совершил варварский поступок. ». Во время пребывания неприятеля церкви Москвы были разграблены, разорены и поруганы. Бедствия войны не прошли и мимо Тихвинской в Сущеве церкви: «Означенная наша церковь с приделом Апостола Андрея Первозванного врагами веры и человечества ограблена и лишена своего благолепия. Святые престолы разорены». Главный придел церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери был поврежден очень сильно и к отправлению священнослужения была приготовлена только придельная церковь во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, «но как пособили прихожане и доброхотные датели придельная церковь возобновлена, иже к отправлению священноcлужения нужное приготовлено». 5 декабря 1812 года придел во имя Святого Апостола Андрея Первозванного был освящен заново, о чем в своем «Рапорте» сообщал «церкви Тихвинской Пресвятыя Богородицы, что в Сущеве», священник Тимофей Иоаннов.
Летом 1820 года церковь Тихвинской иконы Божией Матери с приделом Святого Апостола Андрея Первозванного на средства Н. В. Шепелевой «снаружи возобновлена наилучшим образом, но колокольня при ней находящаяся осталась без поправки и благолепию церкви совсем несоответственна». В 1825 году стараниями богатой прихожанки была возведена новая колокольня. В эти же годы на средства Н. В. Шепелевой был сделан резной вызолоченный иконостас и написаны святые образы для иконостаса. Внутри стены были украшены писанием. Также ею были «пожертвованы облачения священнические и диаконовские, шитые по бархату золотом и жемчугом и таковые же покрова для священных сосудов». Храм был полностью восстановлен и обновлен. А в 1850 году с южной стороны храма симметрично северному приделу пристраивают придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», также на средства Н. В. Шепелевой.
К середине XIX века церковь Тихвинской иконы Божией Матери внутри и снаружи полностью возобновлена и расширена благодаря значительным пожертвованиям Н. В. Шепелевой. В храме теперь три придела: главный — во имя Тихвинской иконы Божией Матери и придельные — северный во имя Св. Ап. Андрея Первозванного, южный — во имя иконы «Всех скорбящих Радость».
После смерти Н. В. Шепелевой (1761-1854) ее владения переходят князьям Голицыным, а в 1900 году все владения по завещанию Голицыной А. В. переходят монастырю «Всех скорбящих Радость», основанному ею же в 1890 году. (Сейчас перед «Станкином» на ул. Новослободской стоит обезглавленный храм Всемилостивого Спаса, единственный уцелевший от монастыря).
В 1905 году внутри храма на средства прихожан Никиты Николаевича Королькова и Михаила Ивановича Никифорова устраиваются еще два придела; во имя Святителя Феодосия Черниговского и во имя Преподобного Серафима Саровского. Престолы были освящены благочинным протоиереем Н. Ф. Вознесенским 19 июля 1905 года — «в этот день православная Россия праздновала редкое духовное торжество — прославление Преподобного Серафима Саровского подвижника» спустя 70 лет после его кончины. (В этот день совершилось открытие многоцелебных мощей Преподобного о. Серафима и сопричтение его к лику святых). Для двух устроенных вновь приделов живописцем Кулаковым были написаны иконы Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского, а мастером Стажаровой были выполнены серебряные ризы на эти иконы.
С этого времени в церкви Тихвинской иконы Божией Матери пять престолов: главный — во имя Тихвинской иконы Божией Матери и придельные — во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», во имя Святителя Феодосия Черниговского, во имя Преподобного Серафима Саровского. На колокольне храма было семь колоколов. Самый большой праздничный колокол весил 342 пуда, полилейный — 100 пудов, а остальные пять колоколов весом поменьше. Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть и только можно представить величественное бпагозвучание этих мощных семи колоколов.
На протяжении последующих лет вплоть до 1917 года храм постоянно подновлялся и благоустраивался стараниями церкви и прихожан: были переделаны своды трапезной части храма, отремонтирован мозаичный пол, живописцем Кулаковым был сделан 2-й ярус у вновь устроенных придельных иконостасов, живописцем Филипповым расписаны стены над иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и над иконой Св. Ап. Андрея Первозванного во вновь построенных боковых приделах; произведено подновление и промывка храмовой стенописи в главном приделе, перепозолочено паникадило. Двор храма был заасфальтирован. Храм располагал большой библиотекой, которая ежегодно пополнялась подписными изданиями духовной литературы. Храм подписывался на журналы и газеты, такие как «Троицкий листок», «Русский паломник», «Странник», «Душеполезное чтение» и др.
Но наступил 1917 год. После революции начались гонения на Церковь: храмы отбирают у верующих и используют их под склады, заводы, клубы, гаражи или просто сносят — древние памятники уничтожают, а «Памятник, — говорил Митрополит Филарет, — есть безмолвный проповедник, который и некотором отношении может быть превосходнее говорящего, потому, что не прекращает порученной ему проповеди, и таким образом доходит до целого народа и до многих последующих родов».
Колокола с колоколен уцелевших храмов сбрасывают и отправляют на переплавку — казалось, навсегда умолкли голоса сотен московских церквей. Преследуются священнослужители: только в 1919 году в заключении и ссылках находилось высшего духовенства 66 человек: 6 Митрополитов, 3 Архиепископа, 57 Епископов. Было вскрыто 59 мощей — шло глумление над Церковью.
В 1922 году по «Постановлению ВЦИК» от 22.02.22 г. из уцелевших храмов и монастырей изымаются церковные ценности. Высокохудожественная церковная утварь из драгоценных металлов, создаваемая веками народом, безжалостно уничтожается — все эшелонами вывозится на запад для распродажи как металлолом. Так в телеграмме от 22 августа 1922 года сообщается, что в витринах Риги «появилось значительное количество церковных ценностей привезенных из России, среди них обращают внимание: митра с бриллиантами, наперсные кресты, старинные иконы, церковные облачения в распоротом виде». По «Акту от 5 апреля 1922 года» из церкви Тихвинской иконы Божией Матери было изъято 11 пудов 26 фунтов 54 золотника серебряных изделий. Прихожане церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Заявлении от 5 апреля 1922 года просили вернуть (взятые при изъятии ценностей 5 апреля) два старинных Евангелия 18 столетия и одну ризу с Тихвинской иконы Божией Матери как чтимую всеми прихожанами. » Возвращено, конечно, ничего не было. Никого из проводивших изъятие церковных ценностей не интересовали древние иконы старых мастеров, художественная ценность предметов. Цель была одна — изъять золото, серебро, драгоценности. Может это и спасло икону Тихвинской Божией Матери, которая сейчас возвратилась в свой храм в Сущеве (без ризы конечно).
В архивах сохранились документы, где описывается благолепие Тихвинской иконы Божией Матери в церкви в Сущеве до разорения, которому она подверглась 5 апреля 1922 года: «Храмовая икона Тихвинской Божией Матери Греческого письма, на ней: 1. Риза с венцом серебряная вызолоченная, весом двадцать пять фунтов и шесть золотников. На сей ризе агнец украшен множеством простых и мелких камней и несколькими таковыми же крупными. 2. Убрус на картине из жемчуга, в нем жемчуга крупного восемьсот зерен, весом тридцать четыре золотника, — среднего триста восемьдесят семь зерен, весом девять золотников, — мелких три с половиною золотника. Между сим жемчугом вделано а) на верхней части убруса три перстня золотые: первый перстень из них с бирюзовым в середине камнем, обложенным вокруг бриллиантами, коих числом двадцать один; второй украшен тридцатью семью бриллиантами, в середине коих изумрудный камень; третий — украшен, с осыпью розами шестнадцатью бриллиантами, в середине коих камень венюса; б) по сторонам шесть серебряных средней величины запонок: три из них украшены алмазами, коих числом двадцать пять, три — яхонтами, в двух из последних по одному изумруду; в) в нижней части небольшие запонки, в каждой из них по семь алмазов».
В 50-е годы начинают закрывать уцелевшие храмы и монастыри. Эта горькая участь не минует и храм Тихвинской иконы Божией Матери. 25 января 1955 г. выходит «Постановление № 73» Презид. Мособлисполкома «о закрытии церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. А 31 января в культовую комиссию ВЦИК обращается совет «Православной Христианской общины Тихвинской в Сущеве церкви» — прихожане все еще надеются вернуть свой храм. В «Прошении» указывалось, что церковь обслуживает очень большую территорию: от Лазаревского кладбища до Башиловки и от Александровской площади до линии Виндавской железной дороги (ныне Рижская); также указывалось, что «храм посещают верующие, которые ранее обслуживались церквями: бывшего Скорбященского монастыря, б. Казанской, б. Миусского кладбища, б. Лазаревского кладбища и др. (К этому времени многие уцелевшие храмы и монастыри были осквернены или «ликвидированы»).
Несмотря на убедительные просьбы прихожан 5 апреля 1955 года Президиум ВЦИК постановил «Церковь в Тихвинском переулке ликвидировать». Храм закрывают и отдают Станкоинструментальному институту (Станкину) под механические мастерские. Станкин перестраивает храм под нужды учебно-экспериментального завода. С этой целью внутри храма были сделаны три дополнительных перекрытия вплоть до восьмерика, сделаны вторые этажи в южном и северном приделах, а получившийся первый этаж был перепланирован — сделаны ряд нелепых перегородок. Алтари были осквернены — в них было устроено чугунолитейное производство, в связи с чем грунт в алтарях был пропитан мазутом на глубину 2 метров, стены также пострадали и частично были разрушены. Безжалостно уничтожена великолепная роспись стен. Снаружи к зданию храма были пристроены строения, а во дворе храма было нагромождение разного рода сараев, которые превращали территорию в огромную свалку.
С 1984 года церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве числится под № 557 как памятник архитектуры и стоит на государственной охране, но никаких мероприятий за эти годы по сохранению храма не предпринималось.
В 1991 году уцелевшие храмы возвращаются Московской Патриархии, поэтому Указом Святейшего Патриарха от 5 июля 1991 года протоиерей храма Преподобного Пимена Еремин Владимир Васильевич назначается настоятелем уцелевшего, но поруганного храма Тихвинской иконы Божией Матери, что в Сущеве, с продолжением служения в храме Пимена Великого. Но только через год 26 мая 1992 года Распоряжением Правительства г. Москвы храм Тихвинской иконы Божией Матери был возвращен. Возвращенный храм был настолько разрушен и изранен, что производил тягостное впечатление. Но возрождать храм надо было. Станкин не торопился вывозить свое громоздкое оборудование, которого насчитывалось более 200 единиц, поэтому первая всенощная и молебен в праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля 1992 г. были совершены на небольшом пространстве, расчищенном от станков. С этого дня возобновляется церковно-приходская жизнь; по субботам вечером и накануне праздников стали совершаться всенощные, а в дни больших праздников по утрам — молебны: в остальное время ведется работа своими малочисленными силами по расчистке территории: из оскверненного главного алтаря храма был вручную вынут едкий, пахучий грунт, для вывоза которого потребовалось более 30 машин.
Единственный придел, который можно было за короткий срок подготовить к проведению Богослужения, был придел во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость», но он был заполнен все еще оборудованием. Наконец, в октябре Станкин вывозит оборудование, а уже через месяц 5 декабря 1992 года было проведено малое освящение придела во имя Божией Матери Всех скорбящих Радость» Благочинным протоиереем Владимиром Диваковым; в этот же день была совершена всенощная. К большой радости прихожан 4 декабря в день праздника «Введения во храм Пресвятой Девы Марии» была совершена первая Божественная Литургия. После почти 60-летнего поругания в храме возобновлено регулярное Богослужение: вновь звучит Слово Божие, возносятся молитвы, теплятся перед святыми иконами лампады — храм духовно возрождается.
8 июля 1993 года накануне праздника Тихвинской иконы Божией Матери была возвращена храмовая икона Тихвинской Божией Матери, которая находилась в храме Преподобного Пимена с 1935 года после закрытия храма в Сущеве. Удивительно, что эта икона является той древней иконой писанной для этого храма, чудом уцелевшая и возвратившаяся в свой разрушенный храм через 60 лет. В праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля была совершена первая Божественная Литургия перед возвратившейся храмовой иконой. Образ Тихвинской Божией Матери, находящийся сейчас в нашем храме, издревле почитаемый, трогателен тем, что напоминает Чудотворный Образ Божией Матери, «благоизволившей явиться в 1383 году рыбакам над водою без земных украшений, которые позднее были принесены в дар усердием христиан».
Через некоторое время храм пополняется несколькими большими древними иконами, переданными из храма Преподобного Пимена; это иконы: Святителя Николая, Преподобного Серафима Саровского, Святого Благоверного кн. Александра Невского, Святого Великомученика Георгия Победоносца. С этих икон и началось пополнение церкви большими и малыми образами, попадавшими от прихожан и доброхотов-покровителей.
В 1999 году из Оптиной Пустыни были приведены частицы мощей 12-ти Старцев Оптинских (по нашей просьбе), а в 2000 году настоятель Храма протоиерей Владимир Ерёмин привез частицу мощей Феодосия арх. Черниговского, нетленные мощи которого находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Чернигова.
А 2 марта 2002 года к большой радости прихожан было проведено малое освещение центрального алтаря и престола настоятелем храма «Большое вознесение» зав. канцелярией Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Москва, Тихвинская ул. дом 13
Проезд: до метро Новослободская или Менделеевская
История храма
Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве насчитывает около 325 лет истории. Церковь была основана в 1694-1696 г.г. на окраине столицы, в Сущевской слободе, а от Кремля ее отделяли пять верст. Строительство шло два года в основном на средства мецената, московского купца Ивана Федорова Викторова и завершилось в 1696 году.
Храмовая икона, «Тихвинская икона Божьей Матери», была написана придворным живописцем в период возведения храма в 1695 году, о чем свидетельствует надпись, гласящая: «7203 года 11 марта сей образ писал Великих государей уставщик Феодот Феофанович сын Ухтомский в новопостроенную церковь во имя Пресвятыя Богородицы, что по конец Сущевской слободы, по обещанию Сретенского Собора». Росписи в храме принадлежат также придворным живописцами, судя по следующему упоминанию: «Древние образа храма, похожие на те, которые в иконостасе Успенского собора по личным крестам, по колориту и фигурам: Симеона Богоприимца, Иоанна Крестителя, Св. Ап. Андрея Первозванного, Свящ. Муч. Власия».
XVII век
В XVII – XVIII веках Сущевская улица была главной дорогой в Сущевской слободе, а церковь – центральным храмом. Наш храм запечатлен и на исторической гравюре голландского путешественника Корнелиса де Брюйна, который рисовал Москву с Воробьевых гор в 1702 году. На рисунке изображены храм и колокольня. Чуть позже, в 1710 г., с северной стороны храма был сооружен придел Святого Апостола Андрея Первозванного.
XVIII
век В XVIII столетии обширные земли, в которых находилась Сущевская слобода, стали принадлежать действительной тайной советнице Надежде Васильевне Шепелевой. В ее имение входила и церковь Тихвинской иконы Божьей матери, и расположенный рядом с ней парк с Васильевским прудом, названном в честь юродивого Святого Василия Блаженного, который любил уединяться и этом парке. Н. В. Шепелева сделала существенный вклад в развитие своей приходской церкви, будучи состоятельной вдовой. До двадцатых годов XIX века эта местность именовалась Новым Сущевым, а окружали ее загородные дома именитых дворянских фамилий: князей Вадковских, Скавронских, Ляпунова и Толстого.
XIX век
В период Отечественной войны 1812 года пожаром была уничтожена большая часть деревянных построек города, а многие храмы разорены и ограблены. Эта участь коснулась и нашего храма, о котором можно прочесть, что «означенная наша церковь с приделом Апостола Андрея Первозванного врагами веры и человечества ограблена и лишена своего благолепия. Святые престолы разорены». Однако уже в начале декабря 1812 года придел во имя Святого Апостола Андрея Первозванного был освящен заново.
В двадцатых годах XIX столетия местность вокруг церкви Тихвинской иконы Божией Матери существенно изменяется. Этот район начинают заселять ремесленники и огородники, которые селятся в небогатых домиках. «К северо-востоку, вблизи прихода Тихвинской церкви начиналась и темною широкою лентою терялась вдали сосновая Марьина роща, тогда еще никем не заселенная – любимое место гулянья небогатых москвичей».
В 1825 году стараниями Н. В.Шепелевой была построена новая колокольня и возведен резной позолоченный иконостас, обновлена церковная утварь. К 1850 г. с южной стороны храма симметрично северному приделу пристраивают второй придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Таким образом, к середине XIX века храм приобретает современный вид и три придела: центральный — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, северный – во имя Святого Апостола Андрея Первозванного и южный — во имя иконы «Всех скорбящих Радость».
После кончины Н. В. Шепелевой (1761-1854), так много сделавшей для храма, ее земли становятся владениями князей Голицыных, а к началу XX века, согласно завещанию Голицыной А. В., переходят монастырю «Всех скорбящих Радость», основанному ей в 1890 году. (До наших дней монастырь не сохранился, но перед МГТУ Станкин, на улице Новослободская, можно видеть храм Всемилостивого Спаса, единственный сохранившийся из ансамбля всего Скорбященского монастыря).
XX век
В связи с резким увеличением населения в этих местах в начале XX века Московская Духовная Консистория положительно отвечает на прошения прихожан и духовенства храма о его расширении. В 1902 году церковь была капитально перестроена по проекту С. Яковлева, а повторное освещение было совершено в октябре-ноябре 1902 года благочинным протоиереем Н.Ф.Вознесенским.
Уже через три года, летом 1905 года, на средства прихожан Н.Н.Королькова и М.И.Никифорова устраиваются еще два придела. Первый – во имя Святителя Феодосия Черниговского, а второй – во имя Преподобного Серафима Саровского. Для этих приделов художник Кулаков написал две ростовые иконы святых, а мастер Стажарова выполнила серебряные ризы для этих икон.
С 1905 года храм имеет пять престолов: центральный— во имя Тихвинской иконы Божией Матери, северный — во имя Святого Апостола Андрея Первозванного, южный – во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а также во имя Святителя Феодосия Черниговского и во имя Преподобного Серафима Саровского.
Некоторые архивные документы сохранили описание роскоши главной святыни храма, Тихвинской иконы Божьей матери, до разорения. «Храмовая икона Тихвинской Божией Матери Греческого письма, на ней: 1. Риза с венцом серебряная вызолоченная, весом двадцать пять фунтов и шесть золотников. На сей ризе агнец украшен множеством простых и мелких камней и несколькими таковыми же крупными. 2. Убрус на картине из жемчуга, в нем жемчуга крупного восемьсот зерен, весом тридцать четыре золотника, — среднего триста восемьдесят семь зерен, весом девять золотников, — мелких три с половиною золотника. Между сим жемчугом вделано а) на верхней части убруса три перстня золотые: первый перстень из них с бирюзовым в середине камнем, обложенным вокруг бриллиантами, коих числом двадцать один; второй украшен тридцатью семью бриллиантами, в середине коих изумрудный камень; третий — украшен, с осыпью розами шестнадцатью бриллиантами, в середине коих камень венюса; б) по сторонам шесть серебряных средней величины запонок: три из них украшены алмазами, коих числом двадцать пять, три — яхонтами, в двух из последних по одному изумруду; в) в нижней части небольшие запонки, в каждой из них по семь алмазов».
В революционный период времени храм претерпел многие беды и лишения, а в 1920-х годах были изъяты многие ценности. Так согласно акту от апреля 1922 года из церкви Тихвинской иконы Божией Матери было изъято 11 пудов 26 фунтов 54 золотника серебряных изделий. Прихожане церкви просили вернуть два старинных Евангелия XVIII столетия и одну ризу с Тихвинской иконы Божией Матери как чтимую всеми прихожанами. Однако их просьбы не были услышаны. Кто знает, но, может быть, это и спасло икону Тихвинской Божией Матери, которая, спустя несколько десятилетий, возвратилась в свой храм в Сущеве.
В тридцатые годы XX столетия по стране прокатилась очередная волна закрытий храмов. В январе 1935 г. вышло постановление Мособлисполкома и о закрытии церкви Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. Здание было передано Станкоинструментальному институту под мастерские. Храм переделывался для нужд производства, уничтожалась роспись стен, в алтарь были установлены станки, а снаружи пристроены хозяйственный постройки.
Однако с наступлением так называемого периода «Перестройки» многие исторические здания становятся объектами культурного наследия и причисляются к памятникам архитектуры, получая защиту государства. Хотя бы от сноса. Под номером №557 числится и наш храм, однако, до его восстановления оставалось около10 лет. Девяностые годы XX столетия были трудными для страны, однако, благодатными для ее духовного возрождения. Сохранившиеся храмы в это время передаются Московской патриархии.
Возрождение храма.
Указом Святейшего Патриарха (5 июля 1991 г.) протоиерей Еремин Владимир Васильевич, ранее служивший в храме преподобного Пимена, назначается настоятелем храма Тихвинской иконы Божией Матери.
Первое всенощное бдение и молебен были совершены в престольный праздник Тихвинской иконы Божией Матери 9 июля 1992 г. Именно с этого года начинается новая жизнь нашего храма: проводятся всенощные и молебны в канун больших праздников, а также силами прихожан – работы по расчистке территории.
После вывоза заводского оборудования из алтаря, в декабре 1992 года, был вновь освещен малым чином южный предел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» благочинным протоиереем Владимиром Диваковым. А первая Божественная Литургия после 60-летнего перерыва состоялась уже 4 декабря в день праздника «Введения во храм Пресвятой Девы Марии».
8 июля 1993 г., в престольный праздник Тихвинской иконы Божией Матери возвращается главная храмовая икона – образ Тихвинской Божией Матери, которая с 1935 года находилась в храме преподобного Пимена, расположенного неподалеку. Из этого храма переносятся еще некоторые древние иконы: образ святителя Николая, преподобного Серафима Саровского, святого благоверного кн. Александра Невского и святого великомученика Георгия Победоносца.
В самом конце 1990-х годов по просьбе прихожан храма из Оптиной Пустыни привозятся частички мощей двенадцати Оптинских Старцев, которые сейчас представлены в ковчеге перед солеей в центральном пределе. В 2000 году настоятель храма, отец Владимир Ерёмин привозит частицу мощей святителя Феодосия (архиепископа Черниговского) из Черниговского Свято-Троицкого кафедрального собора.
2 марта 2002 г. настоятель храма «Большое Вознесение» у Никитских ворот, протоиерей Владимир Диваков малым чином освещает центральный предел алтаря и престол. В это время многое меняется: практически восстановлены внешний вид храма и его внутренне убранство, звонят колокола, проводятся службы, на клиросе поют певчие.
14 августа 2017 года иерей Максим Никитский, бывший клирик храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево, назначается настоятелем нашего храма. Открываются классы воскресной школы, ведется активная молодежная и социальная работа, регулярно проводится целый ряд интереснейших встреч и мероприятий.
В декабре 2017 года между Тихвинским храмом и Российским университетом транспорта (МИИТ) был заключен Договор о сотрудничестве, а находящийся на его территории (внутри главного административного здания) домовый храм в честь святителя Николая Чудотворца получил статус приписного к Тихвинскому храму. В Никольском храме ныне регулярно совершаются богослужения, сопровождаясь песнопениями клироса, который состоит из студенческой молодежи вуза.
В нашем храме удивителен и отраден взору состав прихожан – от самых маленьких, только-только крещеных в Тихвинском храме, до почтенных и умудренных «благими летами» пожилых людей. Во многом это является отражением благодатной преемственности поколений и единодушия совершения совместной молитвы и общеприходских дел, ярким образом которых является прежде всего совместное служение двух настоятелей: 89-летнего Почетного настоятеля нашего храма отца Владимира Еремина и отца Максима Никитского.