тихвинская икона в исаакиевском соборе всевидящее око
Войдите в ОК
К числу снимков с древней Тихвинской иконы, прославленных чудесами, принадлежит икона, находящаяся в Исаакиевском соборе.
Она прославилась в самый год основания собора.
Икона эта была родовой иконой семьи Ивановых, живших в 50-х годах в собственном доме по 2-ой улице Песков. По смерти больного брата девица Иванова, продав дом, наняла маленькую комнату по соседству и, умирая, поручила напутствовавшему ее приходскому священнику взять в церковь принадлежащую ей икону. При этом она заявила, что икона древняя и чудотворная. Так как документов на передачу иконы в церковь не было написано, то икона перешла к квартирохозяину, а от него к одной бедной женщине, Востоковой, зарабатывавшей хлеб чтением псалтири по усопшим. Востокова обновила икону.
Как-то она услыхала от одного сборщика рязанской губернии, что в их селе сгорела церковь с утварью и иконами. В желании помочь этому приходу Востокова предложила сборщику передать икону в этот приход. В то же время неизвестная женщина пришла к ее племяннице и сказала: «Отдай деньги своей тетке и скажи, чтобы не отсылала она своей иконы, а купила бы для отсылки в ее же меру другую». При этом женщина дала 6 рублей.
В лавке запросили за икону 15 рублей, а она могла дать только 6 и решила в себе, если не уступят, пожертвовать в сельскую церковь стоявшую у нее икону. Купец немедленно согласился на предложенные ему 6 рублей, и новая икона была послана к сборщику.
Первое очевидное исцеление от этой иконы совершилось над двухлетним сыном Ершовых (владельцев того дома, где жила Востокова) Анатолием, который был от рождения расслаблен, не мог ни ходить, ни сидеть и страдал английской болезнью. Доктора не могли помочь ему. А по молитвам матери перед Тихвинской иконой ребенок стал ходить и совершенно выздоровел.
Это было летом 1858 г. Осенью пришла к Востоковой неизвестная женщина и, помолясь на икону, дала ей 6 рублей со словами: «Купи киот для святой иконы. А остальное употреби на масло». Востокова спросила у посетительницы ее имя. «Господь знает мое имя, — отвечала та, — а ты сделай, что сказано».
Была куплена лампада и засвечена, чтоб теплиться неугасимо.
Неизвестно как, слухи о чудотворной иконе разнеслись по Петербургу, и в убогую, помещавшуюся на чердаке комнату Востоковой стало приходить много лиц — и все больше и больше, так как от иконы шли знамения.
Двухлетняя дочь князя Ш. Ш. не могла ходить. Бабушка ее Б., услыхав об исцелении мальчика Ершова, послала денег на масло перед иконой. В тот день и час, когда в лампаду влили масло, купленное на эти деньги, и засветили, девочка стала ходить. Обрадованные родители приезжали служить молебен перед иконой и засвидетельствовали чудесное исцеление.
Вслед за тем было еще несколько исцелений.
Одна неизвестная женщина принесла 25 рублей на венец для иконы. Другая принесла 90 рублей; когда Востокова отказывалась принять их, она сказала: «Мне в самом видении велено отдать эти деньги на ризу к иконе Богоматери Тихвинской, находящейся у Востоковой».
Много неизвестных лиц приходили к ней, жертвуя на свечи и масло, иногда рассказывая о чудесной помощи.
Во время Великого поста 1859 г. стечение богомольцев усилилось до того, что иногда трудно было подойти к воротам дома. Опасались за прочность лестницы, ведшей в квартиру, а также того, что сама квартира осядет.
Востокова решилась просить о перенесении иконы в церковь, и 2 марта 1859 года, после вечерни, икона была перенесена в Христорождественскую церковь, а пятого числа — в Исаакиевский собор.
С тех пор икона служит предметом благоговейного почитания жителей Петербурга.
Из чудотворений, совершившихся по молитвам перед этой иконой, памятны следующие.
Купеческая жена Мочалова страдала несколько лет ногами, в которых чувствовала страшную ломоту. Врачи признали, по преклонности лет больной, ее недуг неизлечимым.
Через несколько дней по перенесении иконы в Исаакиевский собор больная отправилась помолиться перед Тихвинской иконой, и вот ее рассказ: «При входе в собор я чувствовала что-то необыкновенное: точно все суставы трепетали во мне и колыхались. Ноги мои едва переступали с места на место; я боялась упасть. Я с верой подошла к чудотворной иконе, молилась перед ней Пресвятой Богородице и после молебна, приложившись к иконе, почувствовала легкость и бодро встала с колен на ноги».
В 1860 г. произошло исцеление лютеранки, дочери доктора медицины, 16 летней Екатерины Левестам.
От рождения она была слабого здоровья и страдала кровохарканьем, головной болью и беспамятством. Потеряв родителей, она была 14 лет помещена в частный пансион в Гатчине. На 16 году разбил ее паралич правой стороны тела; появились спазмы и судороги. Тогда ее перевели к надзирательнице лазарета Гатчинского сиротского института. Тут и левая нога подверглась параличному состоянию, так что больная не чувствовала боли от пропускаемой в ногу иголки. 10 дней она была в бесчувственном состоянии, из которого доктора не могли ее вызвать. Только вечером она просила пить и после нескольких глотков опять впадала в забытье.
Родные не могли без слез смотреть на ее страдания. В половине декабря начались у больной припадки сильной мигрени и признаки «пляски св. Витта»; в феврале открылась, кроме того, каменная болезнь. Четыре раза в день с больной происходили припадки такие сильные, что ее подбрасывало вверх аршина на полтора и на несколько аршин в сторону.
Хотя лютеранка по вероисповеданию, девица Левестам любила обряды православной церкви. Она молилась перед иконами, осеняла себя крестным знамением, строго соблюдала посты. Особенно молилась она перед стоявшей в ее комнате иконой Богоматери и стоявшим через комнату образом Николая Чудотворца; приглашала также священника для совершения перед этими иконами молебна.
Вследствие усиления болезни осенью 1860 г. ее перевезли в больницу св. Ольги у Смольного монастыря. Здесь припадки «пляски св. Витта» стали повторяться каждые 5—10 минут. Малейший внезапный шум возбуждал судороги. Больную подбрасывало вверх почти на аршин. При этом тело представляло то вытянутую линию, то дугу, поднятую кверху; то тело изгибалось назад в виде колеса, так что затылок прикасался к пяткам. 12 дней больная не принимала никакой пищи.
18 октября в разгар этой невыносимой болезни больная увидела в забытьи старца монаха, сказавшего ей: «Встань, поезжай в Исаакиевский собор. Там есть чудотворная Тихвинская икона Богоматери. Отслужи ей молебен и поставь свечи: Ей, Николаю Чудотворцу и образу всех святых и при выходе из церкви подай всем нищим. Поспеши скорей, и исцелишься».
Больная рассказала свой сон своему брату, потом больничному священнику. Брат прислал для перевоза ее карету, куда ее и посадили вместе с фельдшером и двумя священниками. По дороге произошли два сильнейшие припадка. Почти на руках в бесчувственном состоянии больную внесли в церковь. Во время службы больная пришла в себя и сидела, поддерживаемая сиделками. Затем просила священника отслужить молебен и стояла за ним с помощью сиделок, делая даже земные поклоны. При чтении Евангелия она преклонила голову под священную книгу и почувствовала, что будто кто облил ее холодной водой. В это время ее члены прохватила дрожь. По окончании молебна, осененная священником крестом, она решилась сделать шаг вперед, приложилась ко кресту, затем без помощи подошла к иконе. Приложившись к священному лику, она почувствовала в себе силы и отошла от образа совсем здоровой. Затем прикладывалась она к местным иконам, подала милостыню всем нищим и вернулась в больницу, где ее ждали с нетерпением, зная, что она поехала в собор в надежде исцеления. Вскоре она вернулась к родным совершенно здоровой.Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]
#музыка
Тихвинская икона Исаакиевского собора
Тихвинская икона Божией Матери, как и многие чудотворные иконы, имеет множество копий. Некоторые из этих списков наделены, как и их первообраз, чудотворными свойствами. К таковым относится и список с Тихвинской иконы, пребывающий в Исаакиевском соборе
В год освящения Исаакиевского собора Петербург обрел новую святыню — чудотворный список с древней Тихвинской иконы Божией Матери. Образ находился в доме М. Д. Востоковой, женщины благочестивой и бедной (настолько бедной, что и обедать она временами ходила в странноприимный дом у Знаменского моста). Когда стали очевидны чудотворные свойства хранившегося у нее Тихвинского образа, в убогую квартирку Марьи Востоковой открылось настоящее паломничество.
«Постоянное стечение богомольцев с каждым днем увеличивалось от чудесных исцелений, совершавшихся нередко после молитвы пред святою иконою», — говорится в «Сказании о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся в Исаакиевском соборе» (1898). Видя это, Востокова попросила приходского священника взять икону Божией Матери в местную церковь, но слава о ней была уже столь велика, что перенесли ее сначала в Александро-Невскую Лавру, а затем — в Исаакиевский кафедральный собор.
По свидетельству современников, перед чудотворным образом постоянно горели «десятки свеч, зажженных любовию и благодарностию к Царице Небесной». Это и неудивительно: уже в первые месяцы (да что там — в первые дни) пребывания Тихвинской иконы в Исаакиевском соборе верующие имели возможность убедиться в ее чудотворных свойствах. Следующее свидетельство опубликовано в «Сказании»: «Жена С.-Петербургскаго купца Матрена Семенова Молчалова страдала несколько лет ногами, чувствовала страшную ломоту, появилась и опухоль. Врачи признали болезнь, по летам Молчаловой, неизлечимою. 8 марта 1859 г., на третий день по перевезении иконы в Исаакиевский собор, Молчалова, не говоря никому ни слова, отправилась в собор помолиться пред чудотворною иконою. “При входе в святый храм, — писала Молчалова, — я чувствовала что-то необыкновенное: точно все суставы трепетали во мне и колыхались. Ноги мои едва переступали с места на место; я боялась упасть, но ободряемая крепкою верою я подошла к чудотворной иконе, молилась пред нею Пресвятой Богородице, отслушала молебен и потом, приложившись к святой иконе, почувствовала всю легкость и бодро встала с колен на ноги. Тотчас я поняла, что мне, грешной, дано исцеление от моей тяжкой болезни. Со слезами возблагодарив Матерь Божию, я с радостию, совсем здоровою, возвратилась домой”».
В Исаакиевском соборе Тихвинская икона Пресвятой Богородицы находилась до 1928 года, когда ее изъяли из храма. На свое место она вернулась уже в наши дни.
Первообраз Тихвинской иконы Исаакиевского собора Санкт-Петербурга
Тихвинская икона Божией Матери очень древняя. По преданию, в Константинополе она находилась с V века, а в 1383 году исчезла из столицы Византии и явилась в пределах Новгородской Руси.
Как уже говорилось, Тихвинский образ Божией Матери из Исаакиевского собора является копией гораздо более древней чудотворной иконы — по преданию, написанной апостолом Лукой и находившейся долгое время в Константинополе, а затем исчезнувшей оттуда. Исчезнувшей, чтобы летом 1383 года явиться рыбакам на Ладожском озере.
Спустя краткое время после этого чудесного явления Тихвинская икона Божией Матери обнаружилась на берегу реки Тихвинки. Местные жители построили для нее храм, а вскоре вокруг него вырос монастырь, на долгие годы ставший «домом» для одной из главных святынь Руси.
Как ни странно, в монастыре чудотворная икона оставалась вплоть до Великой Отечественной войны (хотя драгоценный оклад с нее большевики все же сняли). Но во время боев за Тихвин фашисты, осведомленные о ценности иконы вывезли ее из города — сначала в Псков, где она находилась до 1944 года, а затем в Ригу. В латвийской столице образ Пресвятой Богородицы встретил епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Пройдя вместе с ним все тернистые беженские пути, в конце 1940-х годов Тихвинская икона оказалась в США и начиная с 1950-х годов постоянно пребывала в Свято-Троицком соборе Чикаго, где служил владыка Иоанн.
Нужно сказать, что ни епископ Иоанн, ни его приемный сын протоиерей Сергий Гарклавс не ставили себе цели навсегда «удержать» чудотворную икону Божией Матери как можно дальше от России. Напротив, они всегда надеялись вернуть ее в Тихвинский монастырь. Владыка Иоанн до такой возможности не дожил, скончавшись в 1982 году. Возвращение Тихвинской иконы в свой «дом» из-за океана состоялось только летом 2004 года
Тихвинская икона Божией Матери
Икона была родовой, хранилась в одной петербургской семье, переходила по наследству и совершала исцеления. О чудотворной иконе стало известно в городе, и 2 марта 1859 г. она была перенесена в Христо-Рождественскую церковь, а затем в Александро-Невскую лавру. Через три дня ее перевезли в Исаакиевский кафедральный собор, где икона продолжала служить источником исцелений и благодатных утешений.
В мае 1861 г. на икону Богоматери была возложена золотая риза, украшенная драгоценными камнями. Внизу ризы надпись: «Златая риза на икону Тихвинской Богоматери устроена в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, при Митрополите Новгородском и Санкт-Петербургском Исидоре, усердным приношением Боголюбивых дателей, тщанием соборного причта и старосты Г.И.Раудзе, трудами же художника Ф.Верховцева, 1860 г. декабря 22 дня. Золота 84-й пробы 30 ф. 39 золотников».
В 1863 г. чудотворная икона была поставлена в юго-восточной части храма, напротив проповеднической кафедры, в великолепном бронзовом вызолоченном киоте. В 1875 г. перед ней была установлена беломраморная балюстрада с золочеными бронзовыми балясинами и подсвечником, сохранившаяся до наших дней.
После создания в храме антирелигиозного музея в 1930-х годах икона была убрана в запасники.
Реставрационные раскрытия живописного слоя показали, что находящийся в Исаакиевском соборе образ представляет собой точный список XVIII в. с первоначальной, «чудесно явленной» иконы, возвращенной летом 2004 г. в Успенский Тихвинский монастырь.
Источник: Подготовлено А.В.Квятковским, сайт «Государственный музей-памятник Исаакиевский собор» [после 2004]
Тихвинская – в Исаакиевском соборе
Тихвинская – в Исаакиевском соборе
Предание. История этого образа такова. Был много лет назад в Санкт-Петербурге дом Ивановых – очень бедных брата и сестры.
После смерти брата сестра продала дом и сняла комнату у бондаря. Через некоторое время и она умерла, но успела поручить священнику, причащавшему ее перед смертью, взять у нее в комнате икону Божией Матери Тихвинской и поставить в церковь, уверяя, что эта икона с давних времен принадлежит их роду, что она древняя и чудотворная.
Но законного акта на передачу иконы в церковь у священника не было, и все имущество, в том числе и икона, остались у бондаря.
Бондарь же был раскольник, икона была ему не нужна, и он вместе с ненужным хламом отнес ее в сарай. Там, в сарае, от сырости на иконе появилась глубокая трещина. А еще бондарь был бедный человек, у него была жена и четверо детей. Однажды он не мог уплатить за квартиру в срок, и жена его обратилась к тетке домохозяина, Марье Денисовне Востоковой, с просьбой дать ей 3 рубля под залог иконы Тихвинской Божией Матери, пообещав через неделю выкупить ее.
Время проходило, а бондарю так и нечем было выкупить икону. Тогда он упросил Востокову оставить ее у себя. Востокова отдала икону мастеру – скрепить расколотый образ и почистить его. Затем поставила икону в доме и зажгла пред ней лампаду.
И стали являться благодатные знамения от иконы…
Неизвестно, как распространилась в Санкт-Петербурге весть о пребывании у Востоковой чудотворной иконы, но со всех сторон стали стекаться к образу больные. Видя такое множество приходящих, Востокова стала просить приходское духовенство перенести святую икону в приходскую Рождественскую церковь (на Песках). С разрешения митрополита Григория 2 марта 1859 года чудотворная икона была перенесена в Рождественскую церковь местным духовенством в сопровождении множества народа, между которыми было много больных, получивших во время этого перенесения исцеление от недугов.
В 1859 году, 5 марта, по распоряжению митрополита Григория чудотворную икону Тихвинскую, так быстро прославившуюся в Санкт-Петербурге, перенесли в новоосвященный кафедральный Исаакиевский собор. Здесь ее поставили справа, позади клироса. После этого в Исаакиевский собор стало собираться много народа, причем не только во время богослужения или в праздники, отныне храм святого Исаакия буквально ни на минуту не оставался без богомольцев.
И неисчислимы были чудесные исцеления многих больных…
Празднование установлено 26 июня (9 июля).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Божией Матери перед иконой Ее «Тихвинская»
Божией Матери перед иконой Ее «Тихвинская» Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана апостолом евангелистом Лукой. До XIV века эта икона пребывала в Константинополе, но внезапно в 1383 году образ Пречистой Девы исчез, объявившись на Руси, на Ладожском озере.