тихвинская икона история обретения
История явления Тихвинской иконы Божией Матери
Обретение иконы в Тихвине совпадает по времени с исчезновением из Царьграда иконы Богоматери, которая ранее пребывала в Иерусалиме. Для святыни в Царьграде поставили необыкновенной красоты Влахернский собор. В Тихвин икона переместилась за 70 лет до падения Царьграда под натиском иноверцев. Икона Влахернская и Тихвинская – не одна ли это святыня? Есть все основания дать на это положительный ответ. Новгородские купцы, видевшие икону в Тихвине, были в Царьграде на приеме у патриарха. И тот посетовал об исчезновении иконы Богоматери, покидавшей, оказывается, и прежде собор, но возвращавшейся. Купцы описала патриарху Тихвинскую икону словесно и рассказали о чудесном ее обретении. Патриарх понял то, что Владычица повелела оставить иконе пышный Влахернский собор за грехи и несправедливости, творящиеся на царьградской земле.
Через год после победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.
Во время Великой Отечественной войны Тихвин был занят немецкими войсками, и, спасая чудотворный образ, настоятель храма отец Иоанн бежал в Ригу, а 1949 году – в США. В городе Чикаго, где он был избран архиепископом, он поместил икону в Свято-Троицкий собор. Умирая, он отдал реликвию на хранение своему приемному сыну Сергию Гарклавсу, завещая вернуть икону России, если Тихвинский монастырь будет возрожден.
8 июля 2004 года произошло знаменательное событие в жизни нашего государства. Из США в Россию, в свою обитель – Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь – возвратилась православная святыня, Тихвинская икона Божией Матери. 21 июня чудотворную икону крестным ходом и торжественной литургией встретили более тысячи православных в столице Латвии Риге. 23 июня 2004 года Тихвинская икона вернулась в Россию, а 8-го июля ее торжественно перенесли в Тихвин.
Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью 9 июля в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.
Тихвинская икона Божьей Матери: в чем помогает святыня, значение, история образа
Образ Божьей Матери – один из самых почитаемых в христианстве. В частности, в православии ее ставят превыше ангелов и святых угодников. Царица Небесная – самая совершенная женщина со времен сотворения мира.
Считается, что Богородица сама выбрала Русь и взяла ее под покровительство. Она всемерно защищает нашу землю и всех живущих на ней. И неудивительно, что на Руси испокон веков было множество храмов, посвященных Приснодеве, а ее иконы зачастую становились чудотворными.
Эта публикация посвящена одному из самых почитаемых образов Царицы Небесной – Тихвинской иконе Божьей матери.
История обретения Тихвинской иконы Богоматери
Предания приписывают создание этой иконы евангелисту Луке. Он, вдохновляемый Господом, написал образ Приснодевы с натуры еще при ее жизни. Царица Небесная залюбовалась этим шедевром, благословила его и наделила властью творить чудеса.
Этот иконописный тип получил название Одигитрия, в переводе с греческого – «Путеводительница». Как гласят предания, самая первая икона этого типа (та самая, от Луки), была перевезена в Константинополь примерно в V веке. По некоторым данным, евангелист-иконописец подарил этот образ Феофилу Антиохийскому, своему ученику и последователю. Таким образом икона несколько столетий радовала прихожан в Иерусалиме и лишь потом попала в Византию.
Икона хранилась то ли во Влахернском храме, то ли в монастыре Одигон – данные противоречивы. Но имеются сведения, что она погибла во время завоевания Константинополя турками – ее просто порубили саблями, чтобы забрать золотой оклад и драгоценные каменья.
Скорее всего, известная нам Тихвинская икона была написана гораздо позднее. Некоторые исследователи относят ее к VIII столетию, то есть, периоду духовного владычества патриарха Генриха, ярого противника иконоборчества, охватившего Византию в этот период. Якобы сам владыка сделал список с Лиддской иконы Богоматери, которая считается нерукотворной, то есть, созданной по воле Божьей без участия человека.
Сторонники движения иконоборчества считали поклонение образам признаком идолопоклонничества, что противно духу истинного христианства. В результате действий фанатиков погибли тысячи бесценных икон, скульптур, фресок, алтарей и других религиозных символов, представляющих собой выдающиеся произведения искусства того времени.
Именно с иконоборчеством, а также гордыней и многочисленными грехами византийцев и связано явление Богоматери в Тихвине. Считается, что чудесный образ разгневался на жителей Константинополя и по воздуху перенесся в русский городок Тихвин, что в новгородских землях. Было это в 1383 году.
Многочисленные свидетели указывали, что икону, которую несли ангелы, видели на Руси ровно семь раз. Божья Матерь сама выбрала место на берегу реки Тихвинки, где впоследствии специально для нее был построен храм, а еще позже – основан монастырь.
Несмотря на все усилия князей и представителей духовенства, Русь оставалась преимущественно языческой. Считается, что икона Тихвинской Богоматери выбрала эти края потому, что здесь еще не слишком верили в истинного Бога.
Тихвин быстро стал центром паломничества и поклонения божественной реликвии. К иконе съезжались как простые богомольцы, исповедующие новую веру, так и вельможи, в том числе и князья.
Первый храм Богородицы в Тихвине был деревянным. Он вскоре сгорел, но чудесная икона не пострадала и получила новое пристанище – роскошный каменный храм – Тихвинский Успенский собор, который стоит и поныне.
К усилению почитания иконы приложил вельможную десницу великий князь Василий III. Он приезжал помолиться Богоматери с супругой, дабы она ниспослала княжеской чете наследника. Через два года у супругов родился сын Иван, впоследствии ставший самодержцем Иоанном Грозным. С тех пор эту икону и величают Тихвинской.
В течение многих столетий икона пребывала в Успенском храме при монастыре. Однако события 1917 года все изменили: в России начались религиозные гонения, священников расстреливали, храмы и монастыри оскверняли и разрушали, иконы уничтожали.
Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
Тихвинский мужской монастырь был закрыт, но чудесная икона вновь избежала печальной участи: ее передали в краеведческий музей. Из запасников музея ее извлекли во время немецкой оккупации, переправили в Псков, затем в Литву, Германию…
Словом, в середине прошлого столетия образ Тихвинской Богоматери чудесным образом оказался в США, а конкретнее – в православном храме в Чикаго.
Настоятель храма прямо указал в завещании: икона должна вернуться на родину, но только тогда, когда храм и монастырь будут восстановлены и освящены. Это произошло в 1995 году, а спустя девять лет Тихвинская Богоматерь вернулась на намоленное место.
Икону везли в Тихвин через Ригу, Москву и Санкт-Петербург, и по дороге ей воздавали почести сотни тысяч людей. В Тихвин Божью Матерь доставляли спецпоездом, а в храм несли со всеми почестями, по дороге, усыпанной живыми цветами.
Иконография
Как уже говорилось выше, Тихвинская Богоматерь относится к типу Одигитрия, то есть «Указующая путь» или «Путеводительница». Это поясная икона (Приснодева изображена по пояс). Она одета в багряные одежды и мафорий с тремя звездами, символизирующими непорочность.
На коленях царственной матери восседает Иисус, облаченный в златое одеяние. Одной рукой он благословляет молящихся, в другой — сжимает свиток с Евангелием. Видно, что Мать и Сын общаются, но приглашают к разговору и молящихся.
Тип Одигитрия близок к Илеусе («Умилению»), то есть иконографии, присущей, например, Владимирской Божьей Матери – та же пара, подобное облачение и повернутая к зрителю пяточка Спасителя. Однако в Одигитрии центром композиции является Христос, причем в образе отрока, да и лирики в изображениях поменьше – мать и сын изображены дистанцированными, а не прильнувшими друг к другу.
Значение образа в православии
Значение образа Богоматери в православном христианстве неимоверно огромно: как уже было сказано выше, Приснодева является заступницей Руси. В России действует более полутысячи храмов, освященных именем Марии, а число ее чудотворных икон исчисляется сотнями.
В православном церковном календаре насчитывается более десятка Богородичных праздников, причем большинство из них – непереходящие, то есть, с фиксированной датой. Помимо этого, имеется множество праздников, посвященных особо чтимым образам Богоматери.
Праздник Тихвинской иконы
День празднования Тихвинской иконы приходится на 9 июля. Это день памяти явления святого образа рыбакам на Ладожском озере – они узрели светлый лик, несомый ангелами еще до появления иконы в Тихвине.
К этому дню приурочили и возвращение чудотворного образа из Чикаго в Тихвин.
Праздничная литургия
В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери
Чудотворная икона помогает молящимся во многих сферах жизни. Ее можно просить практически обо всем:
Как защитница Святой Руси, Тихвинская Богоматерь часто обороняла наши земли от захватчиков. Считается, что она положила начало перемирию в русско-шведской войне XVII столетия. Шведам явились страшные видения, и они в страхе бежали от монастыря.
Где находится святыня
Как уже упоминалось выше, оригинал иконы сейчас находится в Тихвине (Ленинградская область), в храме Богородичного Успенского монастыря. К святыне ежегодно съезжаются десятки тысяч паломников из России, ближнего и дальнего зарубежья.
Помимо главного образа-прототипа, в России существуют сотни списков, десятки из которых почитаются как чудотворные. Только в Москве имеется не менее десятка образов Тихвинской Богоматери с подтвержденными чудодейственными свойствами.
Источник и часовня Тихвинской Богоматери близ Ильинского
Под Москвой, неподалеку от Ильинского, находится небольшая часовня и святой источник, посвященный Тихвинской Божьей Матери. Несмотря на то, что святое место расположено вдали от людных мест и наезженных дорог, к нему постоянно стекаются паломники. Это поистине сказочное место, где можно поклониться Приснодеве, попросить защиты, утолить печали, отдохнуть телом и духом, укрепиться в вере.
Согласно преданию, на этом месте была обнаружена икона Тихвинской Богоматери. Еще до революции ее нашел местный крестьянин, копавший колодец. Как только он извлек образ из земли, из-под него забил чудесный источник.
Как правильно молиться образу
Домашний иконостас обычно обустраивают на восточной стене жилища, подальше от бытовых приборов, картин и книг мирского содержания.
Образ Богоматери обычно располагают справа от иконы ее божественного отпрыска, однако если других икон нет, можно расположить его обособленно. Главное, чтобы перед образом было достаточно свободного места для коленопреклонения и молитвы.
Тексты молитв
Молиться Богородице нужно предельно сосредоточенно и серьезно. Желательно надеть чистую, аккуратную одежду, женщине – повязать платок в знак смирения и уважения перед ликом. Если таковой возможности не имеется, можно молиться и в обычной одежде, в которой вы ходите дома.
Желательно зажечь церковную свечу или лампаду и предварительно прочесть «Отче наш».
Молитва о заступничестве и утолении печалей (на все случаи жизни)
О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя, разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва о здоровье и благополучии детей
О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим. Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.
Молитва о зачатии чада и благополучном родоразрешении
О, Всемилосердная, Благая и Истинная Защитнице наша, Госпоже Богородице, счастье Материнства познавшая, в коем волнения, надежды, тревоги и скорби всех матерей земных приявшая, не остави молитвами Твоими припадающих к святей и чудотворней иконе Твоей раб сих (имена) и испроси у Сына Твоего и всех Бога безплодства разрешение, в родах поможение и благочадие, младенцем же их надежный покров и защишение. Призри, Пречистая Мати, на рабов Твоих сих, союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих до третьего и четвертого рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.
После молитвы не забудьте поклониться и осенить себя крестным знамением. Если ваши слова шли от души и сердца, Царица Небесная наверняка их услышит!
Явление Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы
Празднование явлению Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы совершается 9 июля (26 июня ст. ст.). Перед Тихвинской иконой Богородицы молятся о даровании здравия.
Содержание
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. История
В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI вв., ее появление в новгородской земле относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона семь раз являлась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте последнего явления иконы в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.
С середины XVI века чудотворную Тихвинскую икону Богоматери стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лидского образа, сделанного патриархом Германом в начале VIII века. Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками, явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы — Святой Руси, ставшей третьим Римом. В 1507-1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской. В XVI веке Тихвин становится известным местом для паломников. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 году, накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство — Иоанн IV, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где ее как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году икона была торжественно возвращена на ее историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.
Чудеса Тихвинской иконы Божией Матери
Предание сообщает о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 году, возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николой Чудотворцем. «Скажи воеводам и всем людям», — сказал Чудотворец, — «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу». Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско.
Тропарь, кондак и канон празднику
Тропарь, глас 4
Д несь ћко сlнце пресвётло во€сиS нaмъ на в0здусэ, всечcтнaz и3к0на твоS вLчце. и3 лучaми млcти своеS просвэти2 вeсь мjръ. сію2 же вели1каz рwссjz, ћкw нёкіи дaръ бжcтвенныи, с8вhше бlгоговёйнэ воспріeмши, воспрославлsетъ тz бGом™и дв7о, и3 t тебE р0ждьшагосz хrтA бGа нaшего. є3мY же моли1сz, q гжcе цRце бцdе, да и3збaвитъ всS грaды и3 страны2 хrтіaнскіz, невреди1мы t всёхъ навётъ врaжіихъ, и3 спасeтъ всёхъ и4же вёрою покланsющихсz, пречcтому твоемY џбразу, дв7о не и3скусобрaчнаz.
Днесь яко солнце пресветло возсия нам на воздусе, всечестная икона Твоя Владычице, и лучами милости Твоея просевти весь мир. Сию же великая Россия, яко некии дар божественный, свыше благоговейне приимши, воспрославляет Тя Богомати Дево, и от Тебе рождьшагося Христа Бога нашего: Ему же молися, О! Госпоже Царице Богородице, да избавит вся грады и страны християнския невредимы от всех навет вражиих, и спасет всех иже верою покланяющихся, Пречистому Твоему образу, Дево неискусобрачная.
Кондак, глас 8
П ритецeмъ лю1діе в8 д0мъ спаси1тельныи цRцы и3 бцdы: занеизречeнную млcть є3S, подътоS бlгоутр0біе прибёгше вёрно. пречcтому є3S џбразу припaдающе, и3 бlгочeстно вопію1ще: вLчце, за спаси1тельное смотрeніе мjра, премjрно и3 свэтозaрно к8 нaмъ пришeдши, просвэти2 нaсъ свётло сотворsющихъ прaзднество пришeствіz твоего2. и3 ўкрэпи2 слaвzщіz тS лю1ди, и3зрsдно навраги2 побэди1тельнаz и4мъ подаю1щи, и3 всS притекaющыz к8 тебЁ, и3 вёрою пою1щыz тz спаси2. да зовeмъ ти, рaдуисz дв7о мjру спасeніе.
Притецем людие в дом спасительныи Царицы и Богородицы за неизреченную милость Ея. Под Тоя благоутробие прибегше верно, Пречистому Ея образу припадающе, и благочестно вопиюще: Владычице за спасительное смотрение мира, премирно и светозарно к нам пришедши, просвети нас светло сотворяющих празднество пришествия Твоего. И укрепи славящия Тя люди, изрядно на враги победительная им подающи, и вся притекающая к Тебе, и верою поющая Тя спаси, да зовем Ти, радуяся Дево миру спасение.
Библиотека Русской веры
Канон Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы →
Иконография Тихвинского образа Пресвятой Богородицы
Тихвинская икона относится к иконографическому типу икон Богородицы Одигитрия, характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращенность друг к другу. Изображение Богородицы поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие — в наклоне головы.
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. XII–XIII вв. Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, Тихвин Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Парная икона — «Никола Мирликийский». Середина XVI века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва, Россия Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI века с поновлениями второй половины XVII века (икона); середина XVII века (доска с клеймами). Церковь Илии Пророка, Ярославль Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Вторая половина XVI века. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Середина — вторая половина XVI века. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Тихвинская икона Богоматери, с житием Иоакима, Анны и Богоматери. Около 1500 года. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород Тихвинская икона Богоматери с чудесами. 1560-е годы. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва Тихвинская икона Богоматери. Русский Север. Конец XVI века. Государственный исторический музей, Москва
Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Картины
Храмы в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы
Тихвинская церковь находится в Суздале на месте давно исчезнувшего Андреевского монастыря, основанного в XIII веке. Здание самой церкви построено в XVII веке. Ранее на месте Тихвинской церкви существовал Андреевский мужской монастырь; теплый придел во имя святого апостола Андрея Первозванного служит памятником бывшей здесь некогда обители. В описи г. Суздаля 1617 г. об этом монастыре не упоминается, следовательно, монастырь в это время уже не существовал. В описи показан Андреевский луг, принадлежавший означенному монастырю, а о жителях близ лежащей местности сказано, что они разорены и побиты литовцами в 1611 г. Вероятно, в это время был разграблен и разрушен Андреевский монастырь. Когда основана существующая Тихвинская церковь — неизвестно с точностью, но можно предположить, что она основана не раньше XVII века, потому что в описи г. Суздаля 1617 года она не значится. В церкви имеется старинная икона Тихвинской Божией Матери, местно чтимая. Об этой иконе Ананий Федоров говорил: «Икона Тихвинской Богородицы в 1513 году Царем Великим Князем Василием Иоанновичем брата в Москву и возвращена в сию церковь икона Пресвятой Богородицы Тихвинской чудотворная с украшениями и присланы священнические ризы, которые хранятся в церкви в ризнице».
Тихвинская церковь в Суздале
Храм РПсЦ в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы расположен в Республике Татарстан, Верхнеуслонском районе, в с. Соболевское. На месте нового храма в селе Соболевское находилась деревянная однопрестольная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1903 году на пожертвованные средства.
Храм РПсЦ в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы в с. Соболевское
Бывший старообрядческий храм РПсЦ в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы располагается в Москве.
Бывший старообрядческий храм РПсЦ в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы
Единоверческая часовня Тихвинской иконы Божьей Матери располагается в п. Павлово-на-Неве Ленинградской области. Приход основан в 1991 году. К концу 90-ых построен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.