тезис обучение активный а не пассивный процесс
ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Теория обучения утверждает, что существует десять основных условий, необходимых, чтобы профессиональное обучение было эффективным:
1. Работники должны быть мотивированы обучаться.
Обучающимся следует установить стандарты выполнения работы. Обучающиеся должны ясно определить цели и стандарты, которые они считают приемлемыми и могут использовать для оценки своего развития. 3.
У обучающихся должно быть руководство. Им необходимо руководство и обратная связь о том, как они учатся. Самомотивированные работники большую часть этого могут обеспечить себе сами, но все же должен быть преподаватель, чтобы поддерживать их и помогать, когда это необходимо. 4.
Обучающиеся должны получать удовлетворение от обучения. Они способны учиться в самых тяжелых условиях, если обучение удовлетворяет одну или несколько их потребностей. И наоборот, самые лучшие программы обучения могут не оправдать ожиданий, если обучающиеся не видят в них пользы. 5.
Обучение — активный, а не пассивный процесс. Необходимо, чтобы обучающиеся были увлечены своими преподавателями, соучениками и предметом программы обучения. 6.
Следует применять подходящие методы. Преподаватели имеют большой запас учебных тем и средств обучения. Но они должны разборчиво их использовать, в соответствии с потребностями должности, работника и группы. 7.
Методы обучения должны быть разнообразными. Использование разнообразных методик, при условии, что все они одинаково подходят для конкретных условий, способствует обучению, поддерживая интерес обучающихся. 8.
Следует выделить время на усвоение новых навыков. На то, чтобы усвоить, проверить и принять новые навыки, требуется время. Его следует предусмотреть в программе обучения. Очень многие преподаватели чрезмерно переполняют свои программы новой информацией и не дают достаточных возможностей для ее практического освоения. 9.
Правильное поведение обучающихся должно подкрепляться. Обычно обучающиеся хотят незамедлительно знать, правильно ли они делают то, чему их учат. В длительных программах обучения требуются промежуточные шаги, на которых могут быть закреплены новые навыки.
10. Необходимо понимать, что существуют разные уровни обучения, и что они требуют разных методов и занимают разное время. Ниже перечислены четыре уровня в порядке возрастания сложности: •
На простейшем уровне обучение требует непосредственных физических реакций, запоминания и элементарных упражнений. •
На более высоком уровне обучение подразумевает адаптацию существующих знаний или навыков к новой задаче или среде. •
На следующем уровне обучение становится сложным процессом, когда принципы определяются в сфере практики или действий, когда должна быть составлена серия отдельных заданий, или когда обучение затрагивает навыки межличностного общения. •
Самая сложная форма обучения имеет место тогда, когда оно связано с ценностями и установками людей и групп. Это не только самая сложная сфера, но и самая опасная.
Систематическое повышение квалификации
Теорию систематического повышения квалификации предложили Советы производственного обучения (Industrial Training Boards) в конце 1960-х. Систематическое профессиональное обучение — это обучение, которое специально предназначено для удовлетворения определенных потребностей. Его планируют и проводят люди, которые знают, как обучать, а результаты обучения тщательно оцениваются.
Систематическое профессиональное обучение основано на простой четырех-этапной модели, выраженной следующим образом: •
Определить потребности в обучении. •
Решить, какого рода обучение требуется для удовлетворения этих потребностей. •
Привлечь к планированию и проведению обучения опытных и подготовленных преподавателей. •
Изучить и оценить программу обучения, чтобы гарантировать, что оно будет эффективно.
Эта модель является хорошей основой для планирования программ обучения; однако, она слишком упрощена: обучение — более сложный процесс.
Планомерное профессиональное обучение
Планомерное профессиональное обучение, соглласно определению Дж. Кеннея и М. Рейда (Kenney and Reid, 1994), представляет собой «обдуманное вмешательство, нацеленное на успешное проведение обучения, необходимого для улучшения показателей труда». Процесс планомерного обучения, как показано на рис. 36.1, состоит из следующих шагов: 1.
Выявить и определить потребности в обучении — это подразумевает анализ корпоративных, групповых, профессиональных и индивидуальных потребностей в приобретении новых навыков или знаний либо в повышении имеющегося уровня компетентности. Анализ охватывает не только проблемы, которые надо решить, но и будущие требования. На этом этапе принимается решение о том, в какой степени обучение представляет собой лучший и наиболее эффективный способ решения проблемы. 2.
Определить, что требуется изучать — необходимо, как можно точнее определить, какие навыки и знания должны быть усвоены, какие компетенции должны быть развиты, и какие установки должны быть изменены. 3.
Определить цели профессионального обучения — цели обучения устанавливаются так, чтобы было ясно не только, что должно быть изучено, но и что обучающиеся должны уметь делать после прохождения учебной программы.
Тезис обучение активный а не пассивный процесс
По характеру связи между педагогом и обучающимися на учебном занятии можно выделить три основных модели обучения (Г.О. Аствацатуров):
Модель пассивного обучения
Модель пассивного обучения построена на субъект-объектной связи между педагогом и обучающимся. В субъект-субъектных отношениях обратная связь (от ученика к учителю) выражена слабо, она осуществляется лишь эпизодически. При пассивном обучении субъектом является учитель, преподаватель, а объектом – сразу все ученики класса или вся академическая группа. Схематично это изображено на рисунке.
Педагог работает со всеми преимущественно в едином темпе. Учёт индивидуальных особенностей обучающихся в данной модели не предусмотрен. Педагог может использовать индивидуальные задания, однако даже в этом случае он не стремится учесть индивидуальные особенности каждого ученика, руководствуясь другими соображениями (чтобы увеличить интенсивность упражнений и самостоятельность их выполнения, увеличить количество опрошенных учеников, повысить накопляемость оценок и т.д.).
Конечно, у этой модели есть и свои достоинства. Так, она значительно упрощает методику преподавания, экономит учителю время на подготовку к уроку и проверку ученических работ, и в то же время с её помощью можно добиться хорошего запоминания материала, правильного воспроизведения действий.
Однако в современных условиях модель пассивного обучения неэффективна. Она досталась нам в наследство от тех времён, когда главной ценностью образования являлись знания, а не активная развивающаяся личность, как сегодня, а залогом успешного обучения были послушание и пассивное следование за учителем.
Модель активного обучения
Модель активного обучения также основана на субъект-объектной связи. Отличие от предыдущей модели состоит в том, что объект обучения – не класс в целом, а каждый ученик (см. рисунок).
Стремясь активизировать деятельность всех обучающихся, педагог использует индивидуальный подход к каждому из них, например, подбирая задания в соответствии с учебными возможностями ребёнка, с характером его учебных затруднений, с наиболее предпочтительными для него видами учебной работы. При активном обучении сильный ученик на уроке не скучает, поскольку учитель даёт ему задания повышенной сложности, развивая его способности. Слабый же не отстаёт, а сокращает отставание, подтягиваясь до среднего уровня.
Кроме того, в модели активного обучения у педагога появляется возможность выявить у обучающихся такие качества, которые могут способствовать повышению их учебных возможностей. Например, среди «середнячков» могут выявиться дети с нераскрытым потенциалом, которые со временем пополнят число сильных учеников или окажутся способными к творчеству, к уникальному в своём роде результату.
Индивидуализация учебного процесса, активизация учебной деятельности относятся к достоинствам активного обучения.
Однако и эта модель не свободна от недостатков.
Модель интерактивного обучения
Модель интерактивного обучения коренным образом отличается от двух предыдущих тем, что основана на субъект-субъектной связи между обучающим и обучающимися. Оба они являются полноправными субъектами, вектор активности направлен как от учителя к ученику, так и от ученика к учителю (см. рисунок).
Это означает, что обучающийся участвует в планировании и организации своей учебной деятельности, в её оценивании. Он может выбирать способы освоения учебного материала, средства и источники обучения. Его активность в учебном процессе максимальна.
Педагог выступает в большей степени не как источник информации, ведущий ученика, а как организатор и координатор самостоятельной учебной деятельности. Однако за красивыми словами о самостоятельности и познавательной активности в модели интерактивного обучения по-прежнему стоит большой труд педагога. Так, педагог создаёт для учащихся разные маршруты с разным уровнем сложности и разным темпом освоения учебного материала, для каждого маршрута формирует комплекты учебных заданий с использованием различных средств, включая информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы, интернет-источники. Иначе говоря, при интерактивной модели ученик свободен в выборе способов и средств, однако педагог заранее позаботился, чтобы сделанный выбор привёл к поставленной цели обучения.
В модели интерактивного обучения используются технологии организации учебного процесса, предусматривающие самостоятельный поиск и осмысление информации, проявление обучающимися инициативы и творчества, создания нового продукта деятельности, обсуждение плана действий и достигнутого результата с учителем и с одноклассниками.
Главные достоинства модели интерактивного обучения: наибольшие возможности для развития личности обучающихся, формирование у них познавательной самостоятельности, навыков самообразования и саморазвития с применением современных средств и способов деятельности.
Тезис обучение активный а не пассивный процесс
ПЕДКАМПУС | ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ запись закреплена
Пример итогового теста с ответами
Какая модель учебного процесса обеспечивает такой подход к его проектированию, при котором в условиях реального мира определяются «точки привязки» к конкретной проблеме или ситуации?
Теория когнитивной гибкости
Проблемно-ориентированное обучение
Ситуативное обучение
+ «Заякоренный» учебный процесс
Что представляет собой ассимиляция?
+ усвоение нового опыта, который пополняет уже приобретенные учащимся знания
приобретение исключительно позитивного опыта
утрату старого опыта, но приобретение нового опыта
приобретение исключительно негативного опыта
Новое «общество глобальной компетентности» характеризуется следующими особенностями:
+ объем информации, пересылаемой через искусственные спутники Земли в течение двух недель, достаточен для заполнения 19 миллионов томов
+ объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые два-три года
объем знаний, порождаемых в мировом сообществе, удваивается каждые двадцать лет
+ ежедневно в мире публикуется 7000 научных и технических статей
Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис «Обучение – активный, а не пассивный процесс»?
+ В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения
Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах
В рамках каких теорий проводятся исследования в области когнитивного обучения?
+ теория конструктивистских моделей учебного процесса
+ ситуативная модель процессов познания
+ социокультурная теория
модель учебного процесса «мастер–мастер»
Принцип интерактивности при обучении с применением ДОТ заключается в том, что (укажите наиболее полный ответ):
+ в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения и/или преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
в процессе обучения преподаватель постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения
в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения
Что представляет собой аккомодация?
разрушение сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
формирование новой системы понятий с учетом приобретенного опыта
+ модификация сложившейся системы понятий с учетом приобретенного опыта
формирование ложной системы понятий с учетом приобретенного негативного опыта
Укажите основные недостатки очной формы обучения:
+ сложность организации обучения социально-защищенных групп учащихся
обучение в традиционной форме, используемой в России в высших и средних учебных заведениях
+трудоемкость осуществления преподавателем контроля действий каждого ученика при выполнении практических заданий
+субъективизм в оценке работы учащихся и интерпретации программы обучения
Как и Пиаже, Брюэр подчеркивал, что обучение – это активный процесс, в ходе которого учащиеся создают новые идеи и концепции на базе ранее полученных знаний и опыта. Он выявил основополагающие принципы преподавания. Какие?
+ содержание учебного процесса необходимо спланировать так, чтобы облегчить учащимся экстраполяцию и/или заполнение пробелов в знаниях (возможность выхода за пределы предоставляемой учителем информации)
учебный процесс должен иметь максимальную эффективность, какой бы ценой это ни достигалось
+ учебный процесс следует структурировать таким образом, чтобы учащемуся было легко учиться (спиральная организация)
+ преподавание должно быть основано на опыте и контексте, которые обуславливают желание и способность детей учиться (готовность);
В противовес традиционной парадигме преподавания и учения сегодня формируется новая парадигма этого процесса, которая характеризуется следующими тезисами:
+Обучение – активный, а не пассивный процесс
+Обучение – естественный процесс
+Обучение – социальный процесс
Что в рамках информационно-коммуникационного подхода к образованию и воспитанию означает тезис «Обучение – естественный процесс»?
Обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах
Обучение тесно связано с интеграцией знаний и учетом контекста
+Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер
В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения.
Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие ключевые условия:
+следует предоставить в распоряжение преподавателей и учащихся высококачественные, значимые и представляющие общекультурную ценность цифровые учебные ресурсы
-учащимся надлежит ограничить доступ к сети Интернет
+преподаватели должны обладать достаточными знаниями и умениями для того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать высоких стандарты успеваемости учащихся
+преподавателям надлежит обеспечить доступ к цифровым технологиям и сети Интернет
Информационно-коммуникационные технологии в обучении и воспитании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Котелевская Елена Александровна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Белокалитвинский многопрофильный техникум»
Информационно-коммуникационные технологии в обучении и воспитании
Во всем мире системы образования стоят перед необходимостью использовать новые информационные и коммуникационные технологии для формирования у обучающихся знаний и умений, которые потребуются им в XXI веке. Во Всемирном докладе ЮНЕСКО по образованию «Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии» (Teachers and Teaching in a Changing World), посвященном ситуации в области образования, рассмотрены радикальные перемены, которые влечет за собой применение информационных и коммуникационных технологий в традиционных образовательных моделях. В докладе прогнозируются изменения в процессах преподавания и обучения, а также в способах получения доступа к информации со стороны преподавателей и учащихся. Отмечаются новые возможности удовлетворения базовых образовательных потребностей, потенциал которых в обучении практически не используется. Эти новые возможности возникли под влиянием двух взаимодополняющих факторов, представляющих собой побочный продукт общего процесса развития. Прежде всего, объем информации, имеющейся в мире, растет по экспоненте и в настоящее время существенно превышает тот, который был несколько лет тому назад, причем темпы его роста ускоряются.
Воздействие этого фактора усиливается и подкрепляется еще одним современным достижением – новыми средствами коммуникации между жителями нашей планеты. Можно поставить этот фактор под контроль, чтобы сознательно и последовательно направлять его на содействие удовлетворению выявленных образовательных потребностей.
Для эффективного использования новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие ключевые условия:
• обучающимся и преподавателям надлежит обеспечить доступ к цифровым технологиям и Интернету;
• следует предоставить в распоряжение преподавателей и обучающихся высококачественные, значимые и представляющие общекультурную ценность цифровые учебные ресурсы;
• преподаватели должны обладать достаточными знаниями и умениями для того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать высоких стандарты успеваемости обучающихся.
Перед учреждениями, занимающимися обучением преподавателей, стоит задача подготовки нового поколения педагогов, которые могли бы эффективно включать новые средства обучения в свою практику. Для многих программ подготовки преподавателей эта непростая задача требует освоения новых ресурсов, накопления опыта и тщательного планирования
При выработке подходов к решению данной задачи полезно обсудить следующий круг вопросов:
• воздействие технологии на глобальное общество и последствия этого для образования;
• появление новых знаний о том, как происходит обучение людей, и роль этих знаний в процессах создания более эффективных систем обучения, ориентированных на активное вовлечение обучающихся;
• взаимосвязь между уровнями профессиональной подготовки преподавателей и стадиями освоения ими возможностей информационных и коммуникационных технологий;
• важность учета при планировании внедрения новых технологий в процесс обучения преподавателей таких критических факторов, как содержание учебного процесса, специфика культурной среды, а также наличие у преподавателей и студентов лидерских навыков и широты кругозора, готовности к постоянному повышению квалификации и восприимчивости к переменам;
• требования к уровню компетентности преподавателей и студентов в области информационных и коммуникационных технологий (умение пользоваться цифровыми учебными ресурсами, новыми педагогическими инструментами и техническими средствами; знание социальных аспектов применения информационных и коммуникационных технологий; умение организовать процессы сотрудничества, в том числе с помощью сетевых ИКТ);
• роль стандартов, регламентирующих работу с информационными и коммуникационными технологиями при обучении преподавателей;
• условия успешного внедрения ИКТ в процессы обучения преподавателей;
• значение ключевых стратегий планирования процессов освоения информационных и коммуникационных технологий при обучении преподавателей (в том числе процессов управления их развитием).
В противовес традиционной парадигме преподавания и учения сегодня формируется новая парадигма этого процесса, опирающаяся на результаты трех десятилетий исследований в области обучения человека и охватывающая описанную далее совокупность точек зрения.
• Обучение – естественный процесс. Изучение чего-либо – это естественное состояние мозга, однако процесс обучения для каждого носит индивидуальный характер. Существуют различные стили обучения, восприятия и индивидуального поведения, которые необходимо учитывать при организации учебного процесса для конкретного обучающегося. Если удается создать интересные и насыщенные системы обучения, работая с которыми преподаватели смогут помогать учащимся и стимулировать их, учащиеся будут учиться. Преподаватели неоднократно отмечали, что дети, которые кажутся возмутителями спокойствия или бывают невнимательными при обучении традиционными методами в условиях классно-урочной модели, подолгу занимаются выполнением серьезных и интересных задач, связанных с использованием компьютера.
• Обучение – социальный процесс. Сейчас исследователи вновь приходят к выводу, что обучение, рассматриваемое как формирование системы знаний, должно происходить в коллективах. Об этом свидетельствует быстрый рост популярности «кружков качества» и моделей совместной работы с применением компьютеров в таких областях, как предпринимательство, государственная служба, здравоохранение и высшее образование.
Использование информационных и коммуникационных технологий открывает перед преподавателями и обучающимися возможности сотрудничества с коллегами в своей стране и во всем мире. Эти технологии предоставляют также в их распоряжение новый инструментарий для совместного обучения как в традиционной аудитории, так и с помощью Интернета
. • Обучение – активный, а не пассивный процесс. В большинстве областей деятельности люди оказываются перед необходимостью создания знаний, а не их воспроизведения. Чтобы учащиеся смогли повышать свой уровень знаний, они должны стать активными участниками учебного процесса – деятельности, связанной с решением реальных задач, созданием собственных произведений, выполнением исследовательских проектов (не следует путать эти виды деятельности с изучением научных методов познания), участием в дискуссиях и самодеятельных выступлениях, конструированием реальных объектов.
Традиционные учебные планы требуют от обучающихся только умения вспоминать и описывать чужие произведения и достижения, в то время как создание новых знаний должно строиться на понимании уже имеющихся знаний. Простое воспроизведение знаний, не связанное с созданием новых, сводится преимущественно к пассивной деятельности, которая не обеспечивает подлинного вовлечения обучающихся в учебный процесс, не ставит перед ними трудных, но интересных задач.
Они хотят стать активными участниками процесса обучения. Растет понимание того, что современный мир требует от учащихся умения работать совместно с другими, а также развивать в себе критический и творческий стиль мышления и способность к рефлексии (к размышлению о собственных мыслительных процессах).
Стремительный рост количества цифровых ресурсов и устройств за прошедшее десятилетие практически сформировал ландшафт новой эпохи – эпохи цифровых устройств, ресурсов и услуг, с одной стороны, и развертывания глобальной информационной медиа среды – с другой. При этом отмечается рост влияния глобальной медиа среды на человечество как системы трансляции, передачи, накопления, создания и распространения знаний в информационном обществе. Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.
Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг.
Цифровая грамотность способствует успешному обучению: обучающиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая обучающимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в учебное время, когда преподаватель выступает как эксперт по оценке информации.
Благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении стало возможно проводить следующие виды уроков:
1. Уроки, основанные на веб-серфинге
2. Мультимедийные презентации
3. Дистанционная проектная деятельность
4. Онлайн-дискуссии (чаты, видео-конференции)
В рамках ведения учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях с использованием информационно-коммуникационных технологий целесообразно использовать следующие формы обучения:
1.очную, с информационной поддержкой;
2.очно-заочную, с применением дистанционных образовательных технологий – ДОТ
Подводя итог, хотелось бы отметить, что применение средств ИКТ в образовании, прежде всего, направлено на совершенствование существующих технологий обучения и управления.
Вместе с тем необходимо отметить, что они привносят в известные методы обучения и управления специфический момент за счет усиления исследовательских, информационно- поисковых и аналитических методов работы с информацией. Средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса обучающихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий студентов.
Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, особенно в домашних условиях, требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание преподавателям и родителям.
Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции образовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта.
Кроме того, использование средств ИКТ в качестве объекта обучения порождает новые методы обучения.
1. Тряпицына А.П. Современные тенденции развития педагогической науки //Педагогика в ВУЗе: наука и учебный предмет. СПб: РГПУ. 2000.
2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании : монография / Под.редакциеи ̆ : Бадарча Дендева – М. : ИИТО ЮНЕСКО. 2013. – 320 стр.
3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. ЮНЕСКО. 2005
5. Рекомендации по работе с открытыми образовательными ресурсами (ООР) в сфере высшего образования. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Содружество обучения, 2011