тестирование как средство оценивания результатов обучения

Тестирование как средство оценки результатов обучения

Термин «тест» может использоваться для обозначения 1) метода педагогического измерения; 2) инструмента педагогического измерения.

Тест как метод предполагает технологию измерения, которая включает в себя разработку системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками для объективного и надежного оценивания учебных достижений испытуемых, стандартизированную процедуру проведения тестирования, методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов.

Тест как инструмент измерения определяется как система заданий (в большинстве случаев возрастающей трудности) специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Отличия теста от других форм контроля

Структура теста

Тест, предъявляемый испытуемому, состоит из инструкции и тестовых заданий. В инструкции даются указания из скольких частей состоит тест, какое количество времени дается на его выполнение, какой стратегии должен придерживаться испытуемый (например, если не знаете ответ на задание, приступайте к выполнению следующего), что надо сделать, чтобы записать правильный ответ. Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания.

Далее, после инструкции, располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания в тесте, в соответствии с теорией тестирования, должны располагаться по нарастанию трудности, т.е. в начале теста включаются легкие задания, потом более сложные. Эта стратегия объясняется тем, что слабым испытуемым дается возможность выполнить какое-то количество заданий. Если же тест начинать со сложных заданий, то может возникнуть ситуация, когда испытуемый не может справиться со сложным заданием, но и не выполняет и более простые, потому что у него не хватит времени, соответственно мы не можем измерить уровень его учебных достижений.

Тест всегда сопровождается подробной инструкцией для организаторов и наблюдателей тестирования. Данная инструкция должна обеспечить равные условия для всех, кто выполняет тест. Поэтому в этой инструкции четко оговариваются условия тестирования (требования, предъявляемые к помещению, где будет проходить тестирование, количество испытуемых в группе, время тестирования), форма заполнения тестовых бланков (данные испытуемого: имя, возраст, пол, школа и др.; как заносить правильные ответы и т.д.).

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

В отечественной и зарубежной тестологии предлагаются различные классификации педагогических тестов в зависимости от выбранного основания: цели тестирования, формы предъявления теста, однородности содержания, подход к разработке теста.

По целям использования: (классификация предложена Гронлундом, ее же придерживаются ЧелышковаМ.Б., Майоров А.Н.)

Входное тестирование проводится в начале обучения или следующего его этапа, для того чтобы определить степень владения необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины, т.е. входное тестирование позволяет выявить готовность к усвоению новых знаний у учащихся. С помощью входного тестирования также определяют степень владения новым материалом до начала его изучения.

Использование входного тестирования тесно связано с повышением эффективности учебного процесса. Анализ его результатов помогает преподавателю выбрать правильную обучающую стратегию при работе на новом этапе. Входное тестирование дает возможность определить, есть ли слабые обучаемые, для которых новый материал давать еще рано, соответственно для них необходимо обеспечить повторение базовых знаний и устранение пробелов, прежде чем приступить к дальнейшему обучению. Это поможет избежать хронического отставания учащихся. Чтобы определить готовность обучаемых к новому этапу, предлагаются предварительные тесты (претесты), которые нацелены на проверку базовых (необходимых) знаний и умений.

Для сильных учащихся, предположительно уже имеющих некоторые знания из области дисциплины, которая только будет изучаться, предлагается также входной тест (претест). Но его содержание уже базируется на новом материале. Анализ результатов этого тестирования помогает преподавателю определить, как он будет работать с сильными учащимися. Если тест выполнен хорошо, то их следует перевести на более высокий уровень обучения, а если нет, то освоение нового материала и для сильных учеников будет проходить по плану. Таким образом, входное тестирование помогает педагогу выбрать наиболее эффективную стратегию обучения, при этом учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Текущий контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения можно проводить, используя формирующее и диагностическое тестирования.

Формирующий тест (т.е. помогающий формировать качественные знания) используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Задания, включенные в тест, нацелены на проверку изучаемого или только что изученного материала или темы. Он выполняет функцию обратной связи между преподавателем и обучаемым. Если большинство тестируемых не справляется с формитующим тестом, то следовательно необходимо дополнительное повторение, детализация и закрепление изучаемого материала. Если несправившихся с тестом меньшинство, то освоение новых тем и разделов дисциплины продолжается по плану, а с отстающими (несправившимися) проводится индивидуальная дополнительная работа. Формирующий тест способствует своевременному выявлению и устранению пробелов в процессе обучения. В отличие от традиционных средств контроля формирующее тестирование эффективнее, так как экономит время и усилия преподавателя.

Формирующий тест может быть представлен в компьютерном варианте, что позволяет учащимся самостоятельно контролировать свои знания и умения. Формирующий тест зачастую сопровождается конкретными рекомендациями для исправления допущенных ошибок и обучающими модулями по каждой единице материала. Обучающие модули могут содержать определения, правила, формулы, алгоритмы выполнения заданий, фактический материал, примеры.

Диагностический тест, используемый в текущем контроле, направлен на выявление причин допущенных ошибок, на выяснение, почему возникли те или иные пробелы в знаниях учащихся, систематические ошибки. Диагностический тест состоит из заданий, на определенную конкретную область содержания, такие задания отличаются предельной детализацией, это помогает отследить на каком этапе возникают ошибки. Диагностический тест проводится после формирующего, когда определены систематические ошибки, устойчивые пробелы. Анализ результатов диагностического теста помогает установить причины ошибок и пути их устранения.

Итоговое тестирование проводится по окончании обучения и служит для оценки результатов обучения, т.е. определяет его эффективность: насколько реальные результаты совпадают с ожидаемыми, планируемыми, насколько они соответствуют стандарту. Итоговый тест охватывает достаточно широкую область содержания изученной темы, раздела, дисциплины, этапа обучения. В итоговый тест включаются задания на проверку знаний самых важных элементов содержания, сформированность необходимых навыков.

Преимущества тестов

Недостатки тестов

В своей работе я использую следующие виды тестов:

Приведу примеры тестовых заданий, применяемых на уроках русского языка.

1. Задания с выбором ответов

Задания с выбором одного правильного ответа:

Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие

а) глагола и прилагательного
б) наречия и прилагательного
в) глагола и наречия
г) причастия и наречий

Задания с выбором одного неправильного ответа (это задания на поиск ошибки, они проверяют уровень сознательности усвоения программного материала, степень развития самоконтроля, лингвистическую “зоркость”, умение применять знания в нестандартной ситуации)

Укажите неверное утверждение.

а) деепричастие – неизменяемая часть речи
б) деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида
в) деепричастие в предложении обычно бывает обстоятельством
г) деепричастие – изменяемая часть речи.

Задания на установление соответствия (проверяют понимание, узнавание учащимися известного, выявляют готовность к установлению соответствия предлагаемых ответов с их собственными представлениями)

Укажите суффиксы, с помощью которых образуются деепричастия несовершенного вида.

Задания с выбором нескольких правильных ответов

Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется Е

а) ветер обв..вает
б) вьюн обв..вает
в) посв..тить фонариком

2. Задания с открытым ответом (предполагают самостоятельный поиск правильного ответа)

Задания на завершение (дополнение) высказывания (проверяют готовность учащихся устанавливать причинно следственные связи фактов языка, закономерности, знание формулировок определений, правил)

Причастный оборот – это…

Задания на установление правильной последовательности

Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:
Орел (1) расправив (2) крылья (3) взлетел со скалы.

а) 1, 2, 3 в) 1, 3
б) 1, 2 г) 1

3. Практические задания.

Они достаточно разнообразны, приведу лишь некоторые из них:

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Ребята, сбежавшись наверх смотрели на новенького.
б) Виноград вился, карабкаясь по соседним деревьям.
в) Вот бегает дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив…
г) Карабкаясь по соседним деревьям, вился виноград.

Укажите предложение, в котором НЕ пишется слитно.

а) Сидели все (не)шевелясь.
б) Он работал (не)покладая рук.
в) Я ушёл, (не)годуя на друзей.
г) Он шел (не)думая ни о чём.

В каком варианте ответа указаны все наречия из предложения:

Бабушка говорила певуче, и я ясно представлял себе это по-летнему теплый день.
а) говорила, теплый, бабушка
б) певуче, ясно, себе
в) певуче, ясно, по-летнему
г) певуче, ясно

В каком ряду все наречия пишутся с НЕ слитно?

а) ничуть, (не)скучно, (не)выразительно читать
б) (не)плохо танцевать, (не)весело, а грустно
в) (не)лепо двигаться, говорить совсем (не)искренне
г) говорил (не)искренне, сделать (не)брежно.

Рекомендации при проведении тестирования

При проведении тестирования, учителю необходимо предусмотреть:

Источник

Тест как форма оценивания результатов обучения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест как форма оценивания результатов обучения.

Необходимость реформирования отечественного образования была вызвана возрастающей ролью науки, внедрением во все сферы человеческой деятельности современных информационных технологий, переходом к рыночным отношения. Изменились требования к содержанию и качеству образования. Возникла необходимость интеграции в мировую систему образования, потребность адаптировать учащихся к современным требованиям к качеству знаний.

Одним из направлений реформирования стала разработка стандартов образования. Стандарты должны явно выделить уровень обязательной подготовки, который задает нижнюю границу усвоения материала. На его основе формируются повышенные уровни овладения курса. Стандарты призваны также обеспечивать требования г подготовке учащихся как в школе, таки в ссузе и вузе. При этом возникла необходимость в системе диагностики, которая обеспечила бы объективную оценку результатов обучения. Традиционная система контроля для этих целей не совсем годится. Учитывая, что уровень обучения в образовательных учреждениях разный, практически отсутствует критерий, на основании которого можно судить о качестве знаний учащихся. Стандарты призваны решить эту проблему, но при одном условии: если система диагностики будет отражать реальное положение вещей.

Образовательные учреждения заинтересованы сегодня в современных методиках и программах, обеспечивающих качественный уровень подготовки, в объективных средствах контроля (а не в технологии «Сам учу, сам проверяю»)

Инновационные тенденции в современном образовании затрагивают не только процесс образования, но и контрольно-оценочную систему. Для обновления контрольно-оценочной системы необходимо:

— минимизировать субъективизм в итоговом контроле и перейти к расширенному использованию стандартизированных тестов;

— снизить долю авторитарности и принуждения в текущем контроле, создать условия для самоконтроля и самооценки учащихся;

— отказаться от преимущественной ориентации текущего и итогового контроля на оценку результатов заучивания, деятельности по образцу, алгоритмических знаний и перейти инновационным измерителям, обеспечивающим оценку компетентностей, способностей к творческой и практической деятельности.;

— заменить привычную ориентацию на «среднего ученика» индивидуализированными методами коррекции учебной деятельности в процессе текущего контроля, систематически использовать входной контроль;

— снизит долю традиционных письменных проверок за счет введения аутентичных форм оценивания, предполагающих использование тестов практических умений, ситуационных заданий и портфолио.

В последнее время наблюдается усиление связи между контролем и обучением. Процесс обучения строится так, чтобы активизировать обучающие и развивающие функции контроля за счет оптимизации содержания и трудности учебных задач. В контроле значительно усилилось внимание к метапознанию, которое предполагает формирование межпредметных знаний, умений переноса знаний из одного предмета в другой и общеучебных умений. На первое место вышли умения применять знания в нестандартных или практических ситуациях.

В современном контроле появились новые виды измерителей (портфолио, тесты). Тесты разрабатываются для оценки практической деятельности учащихся.

Понятие педагогического теста.

В настоящее время в педагогическом сообществе понятие теста трактуется по-разному.

1- проба, испытание, исследование (БСЭ);

2- инструмент, который состоит из задания на деятельность данного уровня, позволяющего выявить факт усвоения (Беспалько В.П.);

3- стандартизированный метод диагностики уровня подготовленности (Аванасов В.С.);

4- система специально составленных заданий, решение которых имеет однозначный правильный ответ (Михайлычев Е.А.);

5- инструмент, составленный из системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки т анализа результата (Майоров А.Н.).

2- что он является объективным методом контроля качества знаний учащихся, инструментом, позволяющим выявить факт усвоения;

3- что он состоит из контрольного задания и эталона. Задание дается испытуемому, а эталон используется преподавателем или заложен в техническое средство для сравнения с ответом испытуемого и выведения оценки.

Еще одним атрибутом теста является расположение заданий по мере возрастания трудности (от самого легкого до самого трудного).

Другими словами, тест – это совокупность специальных заданий, с помощью которых проводиться испытание, инструкция по его применению и алгоритма интерпретации результатов.

Тестирование выполняет следующие функции:

Самое существенное требование, отличающее тест от экзамена- это обязательная проверка его качества. Существуют научно обоснованные критерии, которые позволяют оценить качество теста: объективность, надежность, валидность, трудность.

Объективность тестирования достигается путем стандартизации процедуры его проведения и проверки показателей качества знаний. Объективность требует, чтобы все учащиеся были подвергнуты одному и тому же испытанию в аналогичных условиях. Для большей объективности процессу обработки данных заранее устанавливают критерии сбора результатов, учат пользоваться ими тех, кто проводит оценку. Снабженные ключами задания практически исключают расхождения при обработке.

Надежность показывает в какой степени стабильны результаты тестирования при неоднократном обследовании. Обычно для оценки надежности тест проводят два раза и сравнивают полученные тестовые баллы. Чем более схожи результаты двух тестирований, тем более высок уровень надежности теста.

Валидность – зто пригодность теста для достижения поставленной цели: пригодность по содержанию к применению в конкретных обстоятельствах, пригодность по какому-либо критерию.

Тест может быть валидным, если средние результаты соответствуют большей части учащихся группы. Валидность зависит и от длины теста: чем длиннее тест, ухудшается внимание и мотивация, снижается надежность и валидность.

Трудность – это степень сложности заданий. В процессе создания теста мера трудности проверяется на случайной выборке из того контингента, для которого предназначается тест. Совершенствование теста идет по пути замены ряда заданий. Чем труднее тест, тем пригодность теста для оценки знаний будет ниже.

1. делается вывод освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта);

2. дается уровень или освоения проверяемого материала ( на каком уровне освоен или какой требований стандарта усвоен).

Нормативно – ориентированный тест ориентирован на статистические нормы, определяемые для группы учащихся. Учебные достижения отдельного ученика интерпретируются в зависимости от достижений всей совокупности учащихся, выше или ниже среднего показателя – нормы. Происходит распределение учащихся по рангам. Не дает информацию об овладении учащимися определенной системы знаний и умений, о достижении ими конкретных целей.

Виды тестовых заданий.

В заданиях открытого типа готовые ответы не даются, ответы надо дописать. В заданиях на дополнение заранее определяется то, что считается правильным ответом, задается степень полноты его представления. Ответ обычно бывает кратким: слово, число, формула. Учащиеся должны самостоятельно дать ответ на вопрос, однако их возможности ограничены. С их помощью проверяются умения воспроизводить и применять знания в знакомой ситуации. В силу однозначности ответа проверка результата носит довольно объективный характер.

Задания со свободно конструируемым ответом ( свободного изложения ) не имеют ограничений по содержанию и форме представления ответов. За отпущенное время ученик может писать что угодно. С их помощью можно выявить способы решения задачи, увидеть этапы мыслительного процесса. Для проверки таких заданий надо стандартизировать процедуру проверки, т.е. нужны инструкции, содержащие эталон ответа, и оценочные категории для выставления оценки:

2 б. – верная последовательность шагов решения, все вычисления и преобразования верные, получен верный ответ;

0 б. – все случаи решения, не соответствующие п.1 и 2.

В заданиях закрытого типа правильный ответ представлен.

В заданиях множественного выбора учащимся предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных. Это может быть как один правильный ответ, так и несколько.

В заданиях альтернативных ответов предлагается два варианта «да-нет», «является –не является», «верно-неверно». Преимущества таких заданий: быстрота выполнения, простота подсчета итоговых баллов, возможность автоматизации процедур проверки. Эта форма годится для любого предмета. Недостатки: эффект угадывания, невозможно использовать для проверки умений, связанных с применением знаний в незнакомой ситуации. Надо тщательно подбирать дистракторы. (дистрактор – неверный правдоподобный ответ)

Задания на восстановление последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов. Элементы, связанные с определенной задачей, приводятся в задании в произвольном порядке, а ученик должен установить правильный порядок этих элементов и указать его заданным способом.

Преимущества и недостатки тестового контроля.

Тестирование имеет ряд положительных характеристик, позволяющих

— учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;

— проверять качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;

— оживить процесс обучения, вводя новую форму контроля, различные виды тестов;

— использовать тесты для компьютеризации;

— проверить большой объем изученного материала малыми порциями;

— быстро диагностировать овладение учебным материалом большим массивом учащихся;

— всем тестируемым находиться в равных условиях.

Однако тестирование обладает рядом недостатков:

— большая вероятность выбора ответа наугад при использовании закрытой формы тестовых заданий, т.е. нет гарантии наличия знаний у учащихся;

— проверка лишь конечных результатов, невозможность проследить логику рассуждений;

— категоричность оценки выполнения задания (выполнено – не выполнено)

— трудность создания хорошего теста, проверенного эмпирически, имеющего устойчивые коэффициенты надежности и валидности.

Поэтому тестирование не может служить единственной формой контроля качества знаний. Главное достоинство традиционной проверки посредством дидактических материалов в ее основательности.

Создание дидактического теста.

В настоящее время кратковременный опрос всех учащихся на уроке с помощью тестов используют многие педагоги. Учителя все чаще заменяют традиционные письменные работы тестами, но выявляются проблемы:

— использование своих тестов без определения показателей качества тестовых заданий;

— несоблюдение требований к процедуре тестирования.

Учителя стараются использовать тестовые задания из различных методических пособий. Но часто они являются объемными и сложными, учитывая уровень подготовки учащихся. Поэтому возникает необходимость в составлении тестов.

В разработке дидактического теста выделяют 4 основных этапа:

— этап написания тестовых заданий;

— этап выбора модели обработки результатов тестирования;

— этап анализа заданий теста.

Перед подбором заданий надо выяснить те дидактические цели, уровень достижения которых должен быть проверен. Определение учебных целей называется спецификацией.

Спецификация проводится в три этапа.

1. Выделяются цели учебного предмета.

2. Цели конкретизируются по учебным разделам и темам.

3. Определяются цели текущей повседневной учебной деятельности.

Это удобно делать в таблице.

Этап написания тестовых заданий.

На этом этапе конкретизированные цели преобразуют в тестовые задания различных типов. Надо определить :

1. Какой тип заданий лучше всего соответствует цели и спецификации тестируемой информации.

2. Будет тест состоять из заданий одного типа или нескольких.

3. На какой уровень обученности (узнавания, воспроизведения, применения) будет рассчитан тест.

4. Соответствует ли он уровню подготовленности испытуемых.

Затем осуществляется подбор заданий с учетом общих правил, устанавливается соответствие требованиям, предъявляемым к дидактическим тестам.

Этап выбора модели обработки результатов тестирования.

Имеются различные методики обработки результатов тестовых испытаний: дихотомная и политомная. Дихотомная проводится по принципу « все или ничего». Итоговый показатель фиксирует наличие либо отсутствие ЗУН. Политомная модель позволяет выйти за пределы дихотомного решения посредством введения гибких шкал с начальной, конечной и промежуточной оценками.

Этап анализа заданий теста.

В заданиях анализируется качественная сторона (их содержание и форма) и количественная (статистические свойства). Качественный анализ включает рассмотрение валидности по содержанию. Количественный анализ определяет трудности и валидность заданий. Апробация теста неоднократно повторяется. После статистической обработки результатов проводится коррекция содержания и формы заданий, чистка теста, его корректировка по повышению качества. Обычно на разработку теста уходит не менее 3-4 лет. Убирая, добавляя или пересматривая задания, можно усовершенствовать тест. При конструировании тестов используется математико- статистическое обоснование тестов.

В учебном процессе используются тесты для входного и текущего контроля, не нуждающиеся в серьезном статистическом обосновании. Надо владеть методикой отбора содержания, знать требования к тестовым формам и простейшим показателям статистики, необходимых для выполнения основных требований к качеству тестов.

Источник

Тестирование как средство оценки результатов обучения на уроке

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тестирование как средство оценки результатов обучения

Термин «тест» может использоваться для обозначения 1) метода педагогического измерения; 2) инструмента педагогического измерения.

Тест как метод предполагает технологию измерения, которая включает в себя разработку системы тестовых заданий с заданными качественными и количественными характеристиками для объективного и надежного оценивания учебных достижений испытуемых, стандартизированную процедуру проведения тестирования, методы статистической обработки, анализа и интерпретации полученных результатов.

Тест как инструмент измерения определяется как система заданий (в большинстве случаев возрастающей трудности) специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений и навыков учащихся.

Отличия теста от других форм контроля

Содержание теста подвергается четкому планированию. На стадии разработки теста проходит отбор содержания, которое будет подвергаться проверке, планируется форма заданий, их количество и расположение. Содержательный план теста анализируется экспертами.

Наличие статистических характеристик у тестовых заданий. Заранее известно, какова трудность предлагаемого задания, будет ли оно одинаково выполняться слабыми и сильными испытуемыми или нет (дифференцирующая способность) и др.

Наличие специальных шкал, которые соотнесены со стандартизированными нормами, для подведения результатов тестирования.

Наличие оценок точности измерения (ошибки измерения). С помощью статистических методов мы можем оценить ошибку измерения, а по результатам оценки принять или не принять результаты тестирования.

Отличительные особенности теста определяют преимущества теста перед традиционными формами контроля учебных достижений: объективность, надежность, точность, экономичность измерений.

Тест, предъявляемый испытуемому, состоит из инструкции и тестовых заданий. В инструкции даются указания из скольких частей состоит тест, какое количество времени дается на его выполнение, какой стратегии должен придерживаться испытуемый (например, если не знаете ответ на задание, приступайте к выполнению следующего), что надо сделать, чтобы записать правильный ответ. Если тест включает различные формы заданий, то при смене форм, перед каждым субтестом дается дополнительная инструкция по выполнению данной формы задания.

Далее, после инструкции, располагаются пронумерованные тестовые задания. Задания в тесте, в соответствии с теорией тестирования, должны располагаться по нарастанию трудности, т.е. в начале теста включаются легкие задания, потом более сложные. Эта стратегия объясняется тем, что слабым испытуемым дается возможность выполнить какое-то количество заданий. Если же тест начинать со сложных заданий, то может возникнуть ситуация, когда испытуемый не может справиться со сложным заданием, но и не выполняет и более простые, потому что у него не хватит времени, соответственно мы не можем измерить уровень его учебных достижений.

Тест всегда сопровождается подробной инструкцией для организаторов и наблюдателей тестирования. Данная инструкция должна обеспечить равные условия для всех, кто выполняет тест. Поэтому в этой инструкции четко оговариваются условия тестирования (требования, предъявляемые к помещению, где будет проходить тестирование, количество испытуемых в группе, время тестирования), форма заполнения тестовых бланков (данные испытуемого: имя, возраст, пол, школа и др.; как заносить правильные ответы и т.д.).

Классификация педагогических тестов

В отечественной и зарубежной тестологии предлагаются различные классификации педагогических тестов в зависимости от выбранного основания: цели тестирования, формы предъявления теста, однородности содержания, подход к разработке теста.

По целям использования: (классификация предложена Гронлундом, ее же придерживаются ЧелышковаМ.Б., Майоров А.Н.)

входное тестирование обеспечивает проверку знаний и умений в начале обучения;

формирующее и диагностическое тестирование предполагает контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения;

тематическое, итоговое, рубежное тестирование обеспечивает определение итоговых достижений.

Входное тестирование проводится в начале обучения или следующего его этапа, для того чтобы определить степень владения необходимыми (базовыми) знаниями и умениями для изучения предлагаемой дисциплины, т.е. входное тестирование позволяет выявить готовность к усвоению новых знаний у учащихся. С помощью входного тестирования также определяют степень владения новым материалом до начала его изучения.

Использование входного тестирования тесно связано с повышением эффективности учебного процесса. Анализ его результатов помогает преподавателю выбрать правильную обучающую стратегию при работе на новом этапе. Входное тестирование дает возможность определить, есть ли слабые обучаемые, для которых новый материал давать еще рано, соответственно для них необходимо обеспечить повторение базовых знаний и устранение пробелов, прежде чем приступить к дальнейшему обучению. Это поможет избежать хронического отставания учащихся. Чтобы определить готовность обучаемых к новому этапу, предлагаются предварительные тесты (претесты), которые нацелены на проверку базовых (необходимых) знаний и умений.

Для сильных учащихся, предположительно уже имеющих некоторые знания из области дисциплины, которая только будет изучаться, предлагается также входной тест (претест). Но его содержание уже базируется на новом материале. Анализ результатов этого тестирования помогает преподавателю определить, как он будет работать с сильными учащимися. Если тест выполнен хорошо, то их следует перевести на более высокий уровень обучения, а если нет, то освоение нового материала и для сильных учеников будет проходить по плану. Таким образом, входное тестирование помогает педагогу выбрать наиболее эффективную стратегию обучения, при этом учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Текущий контроль за формированием новых знаний и умений в процессе обучения можно проводить, используя формирующее и диагностическое тестирования.

Формирующий тест (т.е. помогающий формировать качественные знания) используется для определения качества усвоения материала по отдельному разделу или теме. Задания, включенные в тест, нацелены на проверку изучаемого или только что изученного материала или темы. Он выполняет функцию обратной связи между преподавателем и обучаемым. Если большинство тестируемых не справляется с формитующим тестом, то следовательно необходимо дополнительное повторение, детализация и закрепление изучаемого материала. Если несправившихся с тестом меньшинство, то освоение новых тем и разделов дисциплины продолжается по плану, а с отстающими (несправившимися) проводится индивидуальная дополнительная работа. Формирующий тест способствует своевременному выявлению и устранению пробелов в процессе обучения. В отличие от традиционных средств контроля формирующее тестирование эффективнее, так как экономит время и усилия преподавателя.

Формирующий тест может быть представлен в компьютерном варианте, что позволяет учащимся самостоятельно контролировать свои знания и умения. Формирующий тест зачастую сопровождается конкретными рекомендациями для исправления допущенных ошибок и обучающими модулями по каждой единице материала. Обучающие модули могут содержать определения, правила, формулы, алгоритмы выполнения заданий, фактический материал, примеры.

Диагностический тест, используемый в текущем контроле, направлен на выявление причин допущенных ошибок, на выяснение, почему возникли те или иные пробелы в знаниях учащихся, систематические ошибки. Диагностический тест состоит из заданий, на определенную конкретную область содержания, такие задания отличаются предельной детализацией, это помогает отследить на каком этапе возникают ошибки. Диагностический тест проводится после формирующего, когда определены систематические ошибки, устойчивые пробелы. Анализ результатов диагностического теста помогает установить причины ошибок и пути их устранения.

Итоговое тестирование проводится по окончании обучения и служит для оценки результатов обучения, т.е. определяет его эффективность: насколько реальные результаты совпадают с ожидаемыми, планируемыми, насколько они соответствуют стандарту. Итоговый тест охватывает достаточно широкую область содержания изученной темы, раздела, дисциплины, этапа обучения. В итоговый тест включаются задания на проверку знаний самых важных элементов содержания, сформированность необходимых навыков.

Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.

Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.

Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.

Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс.

Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М.: Исследовательский центр.-1994.- с.112

Аванесов В.С. Тесты: теория и методика их разработки. Управления школой.-1999.-№29.-с.8-14

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *