тест по ветхому завету

Тест: Книга Бытия

Лилит (яко­бы пер­вая жена Ада­ма) не упо­ми­на­ет­ся в Биб­лии вооб­ще (в Ис. 34:14 это сло­во пере­во­дит­ся как «ноч­ное при­ви­де­ние»), она появ­ля­ет­ся лишь в после­биб­лей­ских иудей­ских пре­да­ни­ях. О Мои­сее впер­вые ска­за­но лишь в сле­ду­ю­щей кни­ге Биб­лии, Исход. Обо всех осталь­ных повест­ву­ет кни­га Бытия.

Свя­тые Отцы высту­па­ли про­тив про­из­воль­но­го алле­го­ри­че­ско­го тол­ко­ва­ния Свя­щен­но­го Писа­ния: прп. Ефрем Сирин счи­тал, что сло­вом «небо» здесь обо­зна­че­но имен­но небо. Одна­ко в Свя­щен­ном Писа­нии небом назы­ва­ет­ся и гор­ний мир, место оби­та­ния Анге­лов и осо­бо­го при­сут­ствия Божия, и мате­ри­аль­ное небо. Но вто­рое назва­но «твер­дью» и сотво­ре­но не в нача­ле, а во вто­рой день. Итак, «мож­но здесь разу­меть небе­са небес ( 3Цар.8:21 ), или мир неви­ди­мый ( Кол.1:16 ). Ибо небе­сам не при­пи­сы­ва­ет­ся здесь того нестро­е­ния, в каком пред­став­ля­ет­ся ново­со­тво­рен­ная зем­ля и сам Бог гово­рит у Иова ( Иов.38:4–7 ), что «когда Он осно­вы­вал зем­лю, тогда уже вос­кли­ца­ли сыны Божии» (свт. Фила­рет Мос­ков­ский).

Так как Бог – чистей­ший Дух, образ Божий в чело­ве­ке отно­сит­ся не к телу, а к душе, кото­рая обла­да­ет суще­ствен­ны­ми свой­ства­ми духа – бес­смер­ти­ем, разу­мом и сво­бо­дой воли. Кро­ме того, в кни­ге Бытия образ Божий свя­зан с гос­под­ством над живот­ным миром ( Быт.1:26 ). По обра­зу Божию сотво­рён и муж­ской, и жен­ский пол ( Быт.1:27 )

В повест­во­ва­нии гла­вы 1 акцент сде­лан на общей исто­рии сотво­ре­ния мира, во 2‑й в цен­тре вни­ма­ния сотво­ре­ние чело­ве­ка: «Факт созда­ния чело­ве­ка уже упо­ми­нал­ся рань­ше ( Быт.1:27 ) в исто­рии тво­ре­ния мира, но имен­но толь­ко упо­ми­нал­ся в этой общей исто­рии миро­зда­ния, в каче­стве состав­ной её части; здесь же он подроб­но пере­да­ёт­ся в виде осо­бо­го, само­сто­я­тель­но­го пред­ме­та повест­во­ва­ния. «Упо­мя­нув в нача­ле II гл. о том, что было уже ска­за­но, Мои­сей обшир­но изла­га­ет то, чего не было доска­за­но», – гово­рит свя­той Ефрем Сирин в сво­ём тол­ко­ва­нии на это место» (про­фес­сор А. П. Лопу­хин).

«Дре­во позна­ния долж­но было слу­жить неко­то­рым испы­та­ни­ем и иску­ше­ни­ем для чело­ве­ка и упраж­не­ни­ем его послу­ша­ния и непо­слу­ша­ния. Поэто­му оно и было назва­но дре­вом позна­ния добра и зла. Впро­чем, это назва­ние, воз­мож­но, было дано ему пото­му, что оно сооб­ща­ло вку­ша­ю­щим спо­соб­ность позна­вать свою соб­ствен­ную при­ро­ду. Это было хоро­шо для совер­шен­ных, но худо для не достиг­ших совер­шен­ства и одер­жи­мых сла­до­страст­ны­ми вле­че­ни­я­ми, подоб­но тому, как твёр­дая пища вред­на для мла­ден­цев, име­ю­щих нуж­ду в моло­ке. В самом деле для чело­ве­ка не было полез­но, что­бы он, будучи ещё не испы­тан­ным, полу­чил нетле­ние, дабы он не впал в гор­дость и не под­верг­ся осуж­де­нию, оди­на­ко­во­му с диа­во­лом, кото­рый после сво­е­го про­из­воль­но­го паде­ния нерас­ка­ян­но и неиз­мен­но утвер­дил­ся в зле. Соот­вет­ствен­но это­му и Анге­лы, про­из­воль­но избрав доб­ро­де­тель, при­об­ре­ли, при содей­ствии бла­го­да­ти, незыб­ле­мую твёр­дость в доб­ре» (архим. Али­пий (Касталь­ский-Бороз­дин)).

Источник

Тест: Ветхий Завет

Если вы при­сту­па­е­те к чте­нию Биб­лии впер­вые — нач­ни­те читать с книг Ново­го Заве­та (в усло­ви­ях кото­ро­го мы живём), хотя ранее были напи­са­ны кни­ги Вет­хо­го Заве­та и имен­но с них начи­на­ет­ся Биб­лия. Так же, как никто из совре­мен­ных педа­го­гов не ста­нет учить школь­ни­ков гео­мет­рии сна­ча­ла по учеб­ни­кам Эвкли­да, а потом по совре­мен­ным посо­би­ям, хотя Эвклид напи­сал свою гео­мет­рию исто­ри­че­ски рань­ше. Ана­ло­гич­но мы долж­ны спер­ва изу­чить Новый Завет — т.е. непо­сред­ствен­ное для нас с вами руко­вод­ство ко спа­се­нию, и лишь затем пере­хо­дить к его пред­вест­ни­ку — Вет­хо­му Завету.

Смысл Вет­хо­го Заве­та хоро­шо выра­зил апо­стол Павел, назвав его «дето­во­ди­те­лем ко Хри­сту» ( Гал. 3:24 ). Исполь­зо­ван­ный в ори­ги­наль­ном тек­сте гре­че­ский экви­ва­лент это­го сло­ва «παιδαγωγὸς», имет так­же зна­че­ние: пестун, педа­гог, вос­пи­та­тель. В антич­ные вре­ме­на педа­го­гом мог назы­вать­ся, в част­но­сти, тот, кто водил ребён­ка в шко­лу и смот­рел, что­бы ребё­нок не без­об­раз­ни­чал. Вет­хо­за­вет­ный пери­од был пери­о­дом под­го­тов­ки чело­ве­ка к При­ше­ствию Спа­си­те­ля. О при­ше­ствии же Спа­си­те­ля гово­рит­ся в Новом Завете.

Назна­че­ние Вет­хо­го Заве­та с его запо­ве­дя­ми – при­ве­сти чело­ве­ка, в лице мно­же­ства пред­ста­ви­те­лей чело­ве­че­ства, к тому состо­я­нию, в кото­ром он спо­со­бен при­нять Бого­че­ло­ве­ка Хри­ста с тем, что­бы затем при­об­щить­ся к пло­дам совер­шён­но­го Им Искуп­ле­ния, всту­пить в Его Цер­ковь, спастись.

В шестой, послед­ний, день тво­ре­ния созда­ны живот­ные, живу­щие на зем­ле и человек.

И нарек Адам имя жене сво­ей: Ева, ибо она ста­ла мате­рью всех живу­щих ( Быт.3:20 ).

«И выслал его Гос­подь Бог из сада Едем­ско­го, что­бы воз­де­лы­вать зем­лю, из кото­рой он взят. И изгнал Ада­ма» ( Быт.3:23–24 ); «Адам познал Еву, жену свою; и она зача­ла, и роди­ла Каи­на» ( Быт.4:1 ).

Св. Иоанн Зла­то­уст: «Не упо­ми­на­ет­ся о бра­ке в раю… брак не был необ­хо­дим. После гре­ха явил­ся и брак… Поче­му брак не рань­ше обма­на, поче­му сово­куп­ле­ние не в раю… пото­му, что брак был изли­шен, а потом сде­лал­ся необ­хо­дим вслед­ствие нашей сла­бо­сти» (О дев­стве, гл. 15).

Бог создал чело­ве­ка по обра­зу и подо­бию Сво­е­му. Но чело­век сво­им непо­ви­но­ве­ни­ем нару­шил волю Божью и отпал от Создателя.
После изгна­ния из рая чело­век все более и более стал уко­ре­нять­ся во зле и идо­ло­по­клон­стве. В нака­за­ние Бог послал потоп на зем­лю, от кото­ро­го был спа­сен един­ствен­ный пра­вед­ник — Ной и его семья.
После пото­па Бог заклю­чил с Ноем завет о том, что Он более не будет уни­что­жать род чело­ве­че­ский. Через неко­то­рое вре­мя, воз­на­ме­рив­шись добрать­ся до неба, люди при­ня­лись стро­ить Вави­лон­скую баш­ню. Но Бог раз­ру­шил их планы.

И было, по­сле сих про­исше­с­т­вий Бог иску­шал Авра­ама и ска­зал ему: Авра­ам! Он ска­зал: вот я. Бог ска­зал: возь­ми сына тво­е­го, един­ствен­ного тво­е­го, кото­ро­го ты любишь, Иса­а­ка; и пой­ди в зем­лю Мориа и там при­неси его во всесожже­ние на одной из гор, о кото­рой Я ска­жу тебе. ( Быт. 22:1–2 )

Про­рок Иса­ия воз­ве­стил о мно­гих собы­ти­ях, свя­зан­ных с Рож­де­ством и слу­же­ни­ем Гос­по­да Иису­са Хри­ста, напри­мер, о про­ис­хож­де­нии Его (по чело­ве­че­ско­му есте­ству) от Иес­сея (отца Дави­да) ( Ис.11:1–5 ), о рож­де­нии Его от Девы ( Ис.7:14–15 ), о сотво­ре­нии Им мно­же­ства чудес ( Ис.35:4–9 ), о стра­да­ни­ях и смер­ти Спа­си­те­ля (53 гл.), о при­зва­нии в Цер­ковь языч­ни­ков ( Ис.2:2 ). Вме­сте с тем Иса­ия отра­зил в сво­ей про­по­ве­ди и неко­то­рые поло­же­ния, отме­чен­ные в Еван­гель­ском уче­нии, напри­мер, поло­же­ние о буду­щем вос­кре­се­нии мёрт­вых ( Ис.26:19–21 ). И это — несмот­ря на то, что он жил почти за 800 лет до Христа.

Соглас­но Биб­лии, запо­ведь, раз­ре­шив­шая чело­ве­ку упо­треб­лять в пищу мясо, впер­вые была дана Ною. Цер­ковь осуж­да­ет, даже отде­ля­ет от себя тех, кто счи­та­ет, что брак, вино и мясо нечи­сты сами по себе, хотя и бла­го­слов­ля­ет доб­ро­воль­ное вре­мен­ное или посто­ян­ное воз­дер­жа­ние от них ради лич­но­го или собор­но­го духов­но­го подвига.
свя­щен­ник Геор­гий Кочетков

В Древ­нем Изра­и­ле это был пер­во­на­чаль­но зем­ле­дель­че­ский празд­ник Жат­вы, день радо­сти и бла­го­да­ре­ния, когда в жерт­ву Богу при­но­си­лись «начат­ки» собран­но­го к кон­цу мая пер­во­го уро­жая. Затем он стал отме­чать и памят­ную годов­щи­ну древ­не­го («вет­хо­го») Синай­ско­го Сою­за-Заве­та, заклю­чен­но­го Богом с Мои­се­ем и всем изра­иль­ским наро­дом через пять­де­сят дней после исхо­да (выхо­да) из Егип­та, дра­ма­ти­че­ские собы­тия кото­ро­го и ста­ли осно­вой еврей­ской Пас­хи. Так Пяти­де­сят­ни­ца ста­ла Днем рож­де­ния Вет­хо­за­вет­ной Церкви.
См. Исход 19,20,24,32–34. Вто­ро­за­ко­ние 5.

Для слу­же­ния при ски­нии, Мои­сей, по пове­ле­нию Божию, назна­чил коле­но Леви­и­но и опре­де­лил к ски­нии пер­во­свя­щен­ни­ка, свя­щен­ни­ков и леви­тов, то есть при­служ­ни­ков. Пер­во­свя­щен­ни­ком был постав­лен Аарон, брат Мои­се­ев, свя­щен­ни­ка­ми — четы­ре сына Ааро­на, а про­чие потом­ки Левия — леви­та­ми. Пер­во­свя­щен­ник соот­вет­ство­вал нашим епи­ско­пам (архи­ере­ям), свя­щен­ни­ки — иере­ям, а леви­ты — диа­ко­нам и при­служ­ни­кам. Бог поло­жил, что­бы на буду­щее вре­мя стар­ший из рода Ааро­но­ва был пер­во­свя­щен­ни­ком, а про­чие из его рода были священниками.

Ещё одно аст­ро­но­ми­че­ское чудо, когда Бог про­длил день, опи­са­но в Биб­лии, в кни­ге Иису­са Нави­на (10:12–14).

Соло­мон был деся­тый сын Дави­да и родил­ся от Вир­са­вии, быв­шей сна­ча­ла женою Урии, в 1033 г. до Р.Х. ( 1Пар 3:5 ). Имя Соло­мо­на дано ему роди­те­ля­ми, соглас­но про­ро­че­ству Нафа­на, в знак воз­вра­ще­ния к ним мира и мило­сти Божи­ей и в озна­ме­но­ва­ние мир­но­го его цар­ство­ва­ния, в про­тив­ность воин­ствен­но­му цар­ство­ва­нию Дави­да ( 1Пар 22:8–10 ).

Мои­сей постил­ся 40 дней на Синае, перед тем как полу­чить от Бога скри­жа­ли с деся­тью запо­ве­дя­ми ( Исх.34:28 ). Про­рок Илия, идя к горе Божи­ей Хорив, постил­ся сорок дней и сорок нощей ( 3 Цар. 19,8 ).

Когда евреи утвер­ди­лись в Пале­стине, Давид заду­мал постро­ить в Иеру­са­ли­ме вели­че­ствен­ный ста­ци­о­нар­ный храм, одна­ко, по сло­ву Божию, его план был осу­ществ­лён его сыном, Соло­мо­ном, (по неко­то­рым оцен­кам) в 1014—1007 гг. до н. э.

Пер­во­на­чаль­ным хра­мом, сопро­вож­дав­шим изра­иль­тян в их стран­ство­ва­нии по пустыне и в первую пору по заво­е­ва­нии зем­ли обе­то­ван­ной, была ски­ния Заве­та – пере­нос­ная палат­ка. В собран­ном виде она име­ла два отде­ле­ния: Свя­ти­ли­ще и Свя­тое Свя­тых. Ски­ния была устро­е­на по образ­цу, ука­зан­но­му Богом на горе Синай ( Исх.25:9–10 ).

Храм, постро­ен­ный Соло­мо­ном, суще­ство­вал с 1007 до 588 г. до н.э. В хра­ме, как и в ски­нии, было два отде­ле­ния: Свя­ти­ли­ще и Свя­тое Свя­тых. В пер­вом сто­я­ли жерт­вен­ник для вос­ку­ре­ния фимиа­ма, по обе сто­ро­ны от него по пяти семи­свеч­ни­ков ( 2Пар.4:7 ), а у стен – по пяти «сто­лов пред­ло­же­ния хле­ба» ( 2Пар.4:8 ). Свя­тая свя­тых отде­ля­лась от свя­ти­ли­ща сте­ной ( 3Цар.6:16 ) и заве­сой ( 2Пар.3:14 ); здесь хра­нил­ся Ков­чег Заве­та, в кото­ром лежа­ли скри­жа­ли Завета.

Храм неод­но­крат­но раз­граб­лял­ся и вос­ста­нав­ли­вал­ся. Нако­нец, Наву­хо­до­но­сор вывез все сокро­ви­ща хра­ма ( 4Цар.24:13 ), и, когда Иеру­са­лим был раз­ру­шен его вой­ска­ми, храм Соло­мо­нов сго­рел до осно­ва­ния ( 4Цар.25:9 ; 2Пар.36:19 ).

Когда пер­сид­ские цари Ксеркс и Дарий поз­во­ли­ли иуде­ям воз­вра­тить­ся в их оте­че­ство в 536 г. до н.э., Иеру­са­лим­ский Храм был вос­ста­нов­лен Зоро­ва­ве­лем на преж­нем месте и в преж­нем виде, но уже дале­ко не в преж­нем вели­ко­ле­пии. Стро­и­тель­ство было завер­ше­но к 516 г. до н.э.
Посколь­ку во Вто­ром Хра­ме уже не было ков­че­га Заве­та, во Свя­том Свя­тых на его месте был поло­жен камень, на кото­рый пер­во­свя­щен­ник ста­вил кадиль­ни­цу раз в году, в вели­кий день очищения.
Вто­рой Храм был ограб­лен и осквер­нен Антиохом Епи­фа­ном в 167 году до н.э., что при­ве­ло к вос­ста­нию евре­ев под пред­во­ди­тель­ством Мак­ка­ве­ев, кото­рое закон­чи­лось изгна­ни­ем сирий­цев и вос­ста­нов­ле­ни­ем хра­ма после трех­лет­не­го осквер­не­ния. Позд­нее Ирод Вели­кий с рим­ски­ми вой­ска­ми взял его штур­мом и сжег неко­то­рые из надвор­ных построек.

За 20 лет до н. э. царь Ирод начал пере­стра­и­вать храм. Ко вре­ме­ни, когда в хра­ме про­по­ве­до­вал Иисус Хри­стос, стро­и­тель­ство про­дол­жа­лось уже почти пол­ве­ка. Храм был завер­шен толь­ко при Агрип­пе II, в 64 г. н.э., т.е. все­го за за 6 лет до его окон­ча­тель­но­го раз­ру­ше­ния — в 70 г. н.э. храм был раз­ру­шен при взя­тии Иеру­са­ли­ма рим­ски­ми вой­ска­ми под коман­до­ва­ни­ем Тита.

Сыны изра­иль­ские про­гне­ва­ли Бога и пре­да­ны были в руки аммо­ни­тян. Тогда кня­зья наро­да про­сят быть вое­на­чаль­ни­ком на войне с аммо­ни­тя­на­ми Иефе­ая, сына блуд­ни­цы, изгнан­но­го бра­тья­ми из оте­че­ско­го дома, и предо­став­ля­ют ему власть. Он согла­сил­ся и, преж­де все­го, отпра­вил послов к царю аммо­ни­тян, но не убе­дил его; дав обет Богу при­не­сти в жерт­ву пер­во­го, кто встре­тит его, если он воз­вра­тит­ся с вой­ны, напа­да­ет на вра­гов; побе­див их, он при­но­сит в жерт­ву соб­ствен­ную дочь, пото­му что она пер­вая вышла ему навстречу.
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Но, давая обет Богу за себя ли, за дру­го­го ли чело­ве­ка, за гре­хи или из бла­го­дар­но­сти, чело­век дол­жен быть очень осто­ро­жен, что­бы не пере­оце­нить свои силы и не обе­щать то, что сверх его сил и нера­зум­но. Из Биб­лии мы зна­ем о нера­зум­ном обе­те Иеф­фая: дал он Богу обет, что в слу­чае побе­ды над аммо­ни­тя­на­ми при­не­сет Ему в жерт­ву пер­вое, что уви­дит, вер­нув­шись с вой­ны. И побе­дил Иеф­фай, и, когда воз­вра­щал­ся он домой, дочь его пер­вая вышла навстре­чу ему. Увы, дочь моя, зары­дал отец, как ране­ный лев, дал я обет Гос­по­ду и не могу нару­шить его.
свя­ти­тель Нико­лай Сербский

Вет­хо­за­вет­ная Цер­ковь во Вто­ро­за­ко­нии про­об­ра­зу­ет ново­за­вет­ную. Ее осно­ва­те­ля­ми Гос­подь тоже избрал несиль­ных и немуд­рых ( Мф. 11:25 ); ( 1 Кор. 1:26 ), кото­рые ста­но­вят­ся Его “уде­лом” ( Еф. 1:11–14 ), поэто­му в Новом Заве­те Вто­ро­за­ко­ние цити­ру­ет­ся чаще, чем дру­гие кни­ги Писа­ния (ок. 83 раз). Те обе­то­ва­ния, запо­ве­ди и предо­сте­ре­же­ния, кото­рые неко­гда отно­си­лись к древ­не­му Изра­и­лю, отно­сят­ся сей­час ко всей Церк­ви Христовой.

в сере­дине Вет­хо­го Заве­та сто­ит сло­во «искать».

Пра­ро­ди­те­ли чело­ве­че­ства име­ли воз­мож­ность пря­мо­го, непо­сред­ствен­но­го обще­ния с Твор­цом. Гре­хо­па­де­ние отде­ли­ло пад­шее чело­ве­че­ство от Все­свя­то­го Бога и закры­ло для людей виде­ние мира духов­но­го. Тем не менее, Бог не оста­вил Своё тво­ре­ние. Свя­щен­ное Писа­ние даёт нам при­ме­ры, когда Бог гово­рил с избран­ны­ми Им пра­вед­ни­ка­ми непо­сред­ствен­но ( Исх.33:11 ), во сне ( 3Цар.3:5 ), через посред­ство Анге­лов ( Быт.22:11 ; Тов.5:4 ), про­ро­ков ( 2Цар.12:1 ) и даже живот­ных ( Чис.22:28 ). Новый Завет сви­де­тель­ству­ет о вопло­ще­нии, воче­ло­ве­че­нии Бога, Бог ста­но­вит­ся чело­ве­ком и обща­ет­ся со мно­же­ством людей.

В Вет­хом Заве­те ска­за­но, что в Ное­вом ков­че­ге было восемь чело­век: Ной с женой, их сыно­вья Сим, Хам, Иафет со сво­и­ми жена­ми. При этом име­на жен­щин в Свя­щен­ном Писа­нии не названы.

Оло­ферн – вое­на­чаль­ник царя асси­рий­ско­го Наву­хо­до­но­со­ра, после поко­ре­ние сосед­них с Иудею наро­дов явил­ся под сте­на­ми горо­да Вети­луи и довел его до послед­ней край­но­сти; но был пора­жен рукою муже­ствен­ной и бого­бо­яз­нен­ной иуде­ян­ки Иуди­фи, спас­шей таким обра­зом свой город от поги­бе­ли ( Иудиф.13:6–8 ).

Голиаф – испо­лин-силач, на поеди­нок с кото­рым вышел Давид. Моло­дой Давид, буду­щий царь Иудеи и Изра­и­ля побе­дил Голиа­фа с помо­щью пра­щи, а затем отру­бил ему голо­ву ( 1Цар.17:49–51 ). Побе­дой Дави­да над Голиа­фом нача­лось наступ­ле­ние изра­иль­ских и иудей­ских войск, кото­рые изгна­ли со сво­ей зем­ли фили­стим­лян ( 1Цар.17:52 ).

В тюрь­ме, где сидел Иосиф, сиде­ли вино­чер­пий и хле­бо­дар. Одна­жды они виде­ли сны. Вино­чер­пию сни­лось, что он собрал с трех вино­град­ных лоз яго­ды, выжал из них сок в чашу и подал фара­о­ну. Хле­бо­дар же видел, буд­то он нес на голо­ве три кор­зи­ны с хле­бом, и пти­цы при­ле­та­ли и кле­ва­ли из них. Иосиф объ­яс­нил эти сны. Вино­чер­пию он ска­зал, что через три дня фара­он про­стит его, и он сно­ва будет вино­чер­пи­ем, а хле­бо­да­ру ска­зал, что фара­он через три дня велит его пове­сить, и пти­цы будут кле­вать его тело. И все испол­ни­лось так, как ска­зал Иосиф ( Быт.40:16–19 ).

Иаиль – жена Хеве­ра кене­яни­на, пора­зив­шая Сиса­ру, вое­на­чаль­ни­ка Иави­на, царя асор­ско­го. Раз­би­тый и пре­сле­ду­е­мый побе­до­нос­ным Вара­ком, вое­на­чаль­ник враж­деб­но­го евре­ям хана­ан­ско­го царя Иави­на Сиса­ра укрыл­ся в шат­ре Иаи­ли, кото­рая спер­ва напо­и­ла его моло­ком, а после того как он уснул, взя­ла кол от шат­ра и молот, подо­шла к спя­ще­му Сиса­ре и вогна­ла кол ему в висок с такой силой, что он про­бил череп Сиса­ры и при­гвоз­дил его к зем­ле ( Суд.4:21 ). После­ду­ю­щие сорок лет были мир­ны­ми для Изра­и­ля. Подвиг Иаи­ли запе­чат­лен в биб­лей­ской песне Вара­ка и Деворы.

Источник

Тест на знание Библии

Мои­сея.
«Мои­сей пас овец у Иофо­ра, тестя сво­е­го, свя­щен­ни­ка Мади­ам­ско­го. Одна­жды про­вёл он ста­до дале­ко в пусты­ню и при­шёл к горе Божи­ей, Хори­ву. И явил­ся ему Ангел Гос­по­день в пла­ме­ни огня из сре­ды тер­но­во­го куста. И уви­дел он, что тер­но­вый куст горит огнём, но куст не сго­ра­ет. Мои­сей ска­зал: пой­ду и посмот­рю на сие вели­кое явле­ние, отче­го куст не сго­ра­ет. Гос­подь уви­дел, что он идёт смот­реть, и воз­звал к нему Бог из сре­ды куста, и ска­зал: Мои­сей! Мои­сей! Он ска­зал: вот я, [Гос­по­ди]! И ска­зал Бог: не под­хо­ди сюда; сни­ми обувь твою с ног тво­их, ибо место, на кото­ром ты сто­ишь, есть зем­ля свя­тая. И ска­зал [ему]: Я Бог отца тво­е­го, Бог Авра­ама, Бог Иса­а­ка и Бог Иако­ва. Мои­сей закрыл лице своё, пото­му что боял­ся воз­зреть на Бога. И ска­зал Гос­подь [Мои­сею]: Я уви­дел стра­да­ние наро­да Мое­го в Егип­те и услы­шал вопль его от при­став­ни­ков его; Я знаю скор­би его и иду изба­вить его от руки Егип­тян и выве­сти его из зем­ли сей [и вве­сти его] в зем­лю хоро­шую и про­стран­ную, где течёт моло­ко и мёд, в зем­лю Хана­не­ев, Хет­те­ев, Амор­ре­ев, Фере­зеев, [Гер­ге­се­ев,] Еве­ев и Иеву­се­ев. И вот, уже вопль сынов Изра­и­ле­вых дошёл до Меня, и Я вижу угне­те­ние, каким угне­та­ют их Егип­тяне. Итак пой­ди: Я пошлю тебя к фара­о­ну [царю Еги­пет­ско­му]; и выве­ди из Егип­та народ Мой, сынов Изра­и­ле­вых» ( Исх.3:1–10 )

Царь Саул был пер­вым коро­но­ван­ным царём Изра­и­ля. До него наро­дом Божьим управ­ля­ли судьи. Царь был постав­лен по прось­бе наро­да. «И ска­зал Саму­ил Сау­лу: Гос­подь послал меня пома­зать тебя царём над наро­дом Его, над Изра­и­лем; теперь послу­шай гла­са Гос­по­да» ( 1Цар.15:1 ).

Виф­ле­ем. «Когда же Иисус родил­ся в Виф­ле­е­ме Иудей­ском во дни царя Иро­да, при­шли в Иеру­са­лим волх­вы с восто­ка и гово­рят: где родив­ший­ся Царь Иудей­ский? ибо мы виде­ли звез­ду Его на восто­ке и при­шли покло­нить­ся Ему. Услы­шав это, Ирод царь встре­во­жил­ся, и весь Иеру­са­лим с ним. И, собрав всех пер­во­свя­щен­ни­ков и книж­ни­ков народ­ных, спра­ши­вал у них: где долж­но родить­ся Хри­сту? Они же ска­за­ли ему: в Виф­ле­е­ме Иудей­ском, ибо так напи­са­но через про­ро­ка: и ты, Виф­ле­ем, зем­ля Иуди­на, ничем не мень­ше вое­водств Иуди­ных, ибо из тебя про­изой­дёт Вождь, Кото­рый упа­сёт народ Мой, Изра­и­ля» ( Мф.2:1–6 ).

Гали­лей­ское море. «А лод­ка была уже на сре­дине моря, и её било вол­на­ми, пото­му что ветер был про­тив­ный. В чет­вёр­тую же стра­жу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И уче­ни­ки, уви­дев Его иду­ще­го по морю, встре­во­жи­лись и гово­ри­ли: это при­зрак; и от стра­ха вскри­ча­ли. Но Иисус тот­час заго­во­рил с ними и ска­зал: обод­ри­тесь; это Я, не бой­тесь. Пётр ска­зал Ему в ответ: Гос­по­ди! если это Ты, пове­ли мне прий­ти к Тебе по воде. Он же ска­зал: иди. И, вый­дя из лод­ки, Пётр пошёл по воде, что­бы подой­ти к Иису­су, но, видя силь­ный ветер, испу­гал­ся и, начав уто­пать, закри­чал: Гос­по­ди! спа­си меня. Иисус тот­час про­стёр руку, под­дер­жал его и гово­рит ему: мало­вер­ный! зачем ты усо­мнил­ся? И, когда вошли они в лод­ку, ветер утих. Быв­шие же в лод­ке подо­шли, покло­ни­лись Ему и ска­за­ли: истин­но Ты Сын Божий. И, пере­пра­вив­шись, при­бы­ли в зем­лю Ген­ни­са­рет­скую» ( Мф.14:24–34 ).

Пётр. «Про­хо­дя же близ моря Гали­лей­ско­го, Он уви­дел двух бра­тьев: Симо­на, назы­ва­е­мо­го Пет­ром, и Андрея, бра­та его, заки­ды­ва­ю­щих сети в море, ибо они были рыбо­ло­вы, и гово­рит им: иди­те за Мною, и Я сде­лаю вас лов­ца­ми чело­ве­ков. И они тот­час, оста­вив сети, после­до­ва­ли за Ним» ( Мф.4:18–20 ).

Авра­ам. «И ска­зал Бог Авра­аму: Сару, жену твою, не назы­вай Сарою, но да будет имя ей: Сар­ра; Я бла­го­слов­лю её и дам тебе от неё сына; бла­го­слов­лю её, и про­изой­дут от неё наро­ды, и цари наро­дов про­изой­дут от неё. И пал Авра­ам на лице своё, и рас­сме­ял­ся, и ска­зал сам в себе: неуже­ли от сто­лет­не­го будет сын? и Сар­ра, девя­но­сто­лет­няя, неуже­ли родит? И ска­зал Авра­ам Богу: о, хотя бы Изма­ил был жив пред лицем Тво­им! Бог же ска­зал: имен­но Сар­ра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наре­чёшь ему имя: Иса­ак; и постав­лю завет Мой с ним заве­том веч­ным и потом­ству его после него» ( Быт.17:15–19 ).

Сте­фан. «…и поби­ва­ли кам­ня­ми Сте­фа­на, кото­рый молил­ся и гово­рил: Гос­по­ди Иису­се! при­и­ми дух мой. И, пре­кло­нив коле­ни, вос­клик­нул гром­ким голо­сом: Гос­по­ди! не вме­ни им гре­ха сего. И, ска­зав сие, почил» ( Деян.7:59–60 ).

Дамаск. «Савл же, ещё дыша угро­за­ми и убий­ством на уче­ни­ков Гос­по­да, при­шёл к пер­во­свя­щен­ни­ку и выпро­сил у него пись­ма в Дамаск к сина­го­гам, что­бы, кого най­дёт после­ду­ю­щих сему уче­нию, и муж­чин и жен­щин, свя­зав, при­во­дить в Иеру­са­лим. Когда же он шёл и при­бли­жал­ся к Дамас­ку, вне­зап­но оси­ял его свет с неба. Он упал на зем­лю и услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он ска­зал: кто Ты, Гос­по­ди? Гос­подь же ска­зал: Я Иисус, Кото­ро­го ты гонишь. Труд­но тебе идти про­тив рож­на. Он в тре­пе­те и ужа­се ска­зал: Гос­по­ди! что пове­лишь мне делать? и Гос­подь ска­зал ему: встань и иди в город; и ска­за­но будет тебе, что тебе надоб­но делать. Люди же, шед­шие с ним, сто­я­ли в оце­пе­не­нии, слы­ша голос, а нико­го не видя. Савл встал с зем­ли, и с откры­ты­ми гла­за­ми нико­го не видел. И пове­ли его за руки, и при­ве­ли в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» ( Деян.9:1–9 ).

Шил палат­ки. «После сего Павел, оста­вив Афи­ны, при­шёл в Коринф; и, най­дя неко­то­ро­го Иудея, име­нем Аки­лу, родом Пон­тя­ни­на, недав­но при­шед­ше­го из Ита­лии, и При­с­кил­лу, жену его, — пото­му что Клав­дий пове­лел всем Иуде­ям уда­лить­ся из Рима, — при­шёл к ним; и, по оди­на­ко­во­сти ремес­ла, остал­ся у них и рабо­тал; ибо ремеслом их было дела­ние пала­ток» ( Деян.18:1–3 ).

Сеп­фо­ра. «Мои­сею понра­ви­лось жить у сего чело­ве­ка; и он выдал за Мои­сея дочь свою Сеп­фо­ру» ( Исх.2:21 ).

Хет­ту­ра. «И взял Авра­ам ещё жену, име­нем Хет­ту­ру. Она роди­ла ему Зим­ра­на, Иок­ша­на, Меда­на, Мади­а­на, Ишба­ка и Шуа­ха» ( Быт.25:1–2 ).

13 раз. «Тогда ска­зал Гос­подь Иису­су: вот, Я пре­даю в руки твои Иери­хон и царя его, и нахо­дя­щих­ся в нём людей силь­ных; пой­ди­те вокруг горо­да все спо­соб­ные к войне и обхо­ди­те город одна­жды в день; и это делай шесть дней; и семь свя­щен­ни­ков пусть несут семь труб юби­лей­ных пред ков­че­гом; а в седь­мой день обой­ди­те вокруг горо­да семь раз, и свя­щен­ни­ки пусть тру­бят тру­ба­ми; когда затру­бит юби­лей­ный рог, когда услы­ши­те звук тру­бы, тогда весь народ пусть вос­клик­нет гром­ким голо­сом, и сте­на горо­да обру­шит­ся до сво­е­го осно­ва­ния, и весь народ пой­дёт в город, устре­мив­шись каж­дый с сво­ей сто­ро­ны» ( Нав.6:1–4 ).

21. Посла­ние Иако­ва; 1–2 Посла­ния Пет­ра; 1–3 Посла­ния Иоан­на; Посла­ние Иуды; Посла­ние к Рим­ля­нам; 1–2 Посла­ния Корин­фя­нам; Посла­ние к Гала­там; Посла­ние к Ефе­ся­нам; Посла­ние к Филип­пий­цам; Посла­ние к Колос­ся­нам; 1–2 Посла­ния Фес­са­ло­ни­кий­цам; 1–2 Посла­ния Тимо­фею; Посла­ние к Титу; Посла­ние к Фили­мо­ну; Посла­ние к Евреям

Иоп­пия. «В Иоп­пии нахо­ди­лась одна уче­ни­ца, име­нем Тавифа, что зна­чит: “сер­на”; она была испол­не­на доб­рых дел и тво­ри­ла мно­го мило­стынь» ( Деян.9:36 ).

В Дамас­ке. «В Дамас­ке был один уче­ник, име­нем Ана­ния; и Гос­подь в виде­нии ска­зал ему: Ана­ния! Он ска­зал: я, Гос­по­ди. Гос­подь же ска­зал ему: встань и пой­ди на ули­цу, так назы­ва­е­мую Пря­мую, и спро­си в Иуди­ном доме Тар­ся­ни­на, по име­ни Савла; он теперь молит­ся» ( Деян.9:10–11 ).

Гама­ли­ил. «Я – Иуде­я­нин, родив­ший­ся в Тар­се Кили­кий­ском, вос­пи­тан­ный в сём горо­де при ногах Гама­ли­и­ла, тща­тель­но настав­лен­ный в оте­че­ском законе, рев­ни­тель по Боге, как и все вы ныне» ( Деян.22:3 ).
«Встав же в синед­ри­оне, некто фари­сей, име­нем Гама­ли­ил, зако­но­учи­тель, ува­жа­е­мый всем наро­дом, при­ка­зал выве­сти Апо­сто­лов на корот­кое вре­мя, а им ска­зал: мужи Изра­иль­ские! поду­май­те сами с собою о людях сих, что вам с ними делать» ( Деян.5:34–35 ).

Ден­ни­ца, сын зари (Люци­фер). «Ден­ни­ца» озна­ча­ет «утрен­няя звезда».
О паде­нии ден­ни­цы сооб­ща­ет­ся в Кни­ге про­ро­ка Иса­ии: «Как упал ты с неба, ден­ни­ца, сын зари! раз­бил­ся о зем­лю, попи­рав­ший наро­ды. А гово­рил в серд­це сво­ём: «взой­ду на небо, выше звёзд Божи­их воз­не­су пре­стол мой и сяду на горе́ в сон­ме богов, на краю севе­ра; взой­ду на высо­ты облач­ные, буду подо­бен Все­выш­не­му». Но ты низ­вер­жен в ад, в глу­би­ны пре­ис­под­ней» ( Ис.14:12–15 ).
К ден­ни­це отно­си­ли отцы Церк­ви и про­ро­че­ство Иезе­ки­и­ля: «Ты нахо­дил­ся в Еде­ме, в саду Божи­ем; твои одеж­ды были укра­ше­ны вся­ки­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми… Ты был пома­зан­ным херу­ви­мом, что­бы осе­нять, и Я поста­вил тебя на то; ты был на свя­той горе Божи­ей, ходил сре­ди огни­стых кам­ней. Ты совер­шён был в путях тво­их со дня сотво­ре­ния тво­е­го, доко­ле не нашлось в тебе без­за­ко­ния… Я низ­верг­нул тебя, как нечи­сто­го, с горы Божи­ей, изгнал тебя, херу­вим осе­ня­ю­щий, из сре­ды огни­стых кам­ней. От кра­со­ты тво­ей воз­гор­ди­лось серд­це твоё, от тще­сла­вия тво­е­го ты погу­бил муд­рость твою» ( Иез.28:13–17 ).

Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зача­ла, и роди­ла Каи­на, и ска­за­ла: при­об­ре­ла я чело­ве­ка от Гос­по­да. И ещё роди­ла бра­та его, Аве­ля» ( Быт.4:1–2 ).

Пас­тух. «И был Авель пас­тырь овец» ( Быт.4:2 ).

Зем­ле­дель­цем. «И был Авель пас­тырь овец, а Каин был зем­ле­де­лец» ( Быт.4:2 ).

Живот­ное. «…и Авель так­же при­нёс от пер­во­род­ных ста­да сво­е­го и от тука их. И при­з­рел Гос­подь на Аве­ля и на дар его» ( Быт.4:4 ).

Пло­ды зем­ли. «Спу­стя несколь­ко вре­ме­ни, Каин при­нёс от пло­дов зем­ли дар Гос­по­ду» ( Быт.4:3 ).

Про­рок Иса­ия. «Итак Сам Гос­подь даст вам зна­ме­ние: се, Дева во чре­ве при­и­мет и родит Сына, и наре­кут имя Ему: Емма­ну­ил» ( Ис.7:14 ).

Про­ро­ка Иону. «И было сло­во Гос­подне к Ионе, сыну Ама­фи­и­ну: встань, иди в Нине­вию, город вели­кий, и про­по­ве­дуй в нём, ибо зло­де­я­ния его дошли до Меня» ( Ион.1:1–2 ).

Топор. «И ска­за­ли сыны про­ро­ков Ели­сею: вот, место, где мы живём при тебе, тес­но для нас; пой­дём к Иор­да­ну и возь­мём отту­да каж­дый по одно­му брев­ну и сде­ла­ем себе там место для житель­ства. Он ска­зал: пой­ди­те. И ска­зал один: сде­лай милость, пой­ди и ты с раба­ми тво­и­ми. И ска­зал он: пой­ду. И пошёл с ними, и при­шли к Иор­да­ну и ста­ли рубить дере­вья. И когда один валил брев­но, топор его упал в воду. И закри­чал он и ска­зал: ах, гос­по­дин мой! а он взят был на подер­жа­ние! И ска­зал чело­век Божий: где он упал? Он ука­зал ему место. И отру­бил он кусок дере­ва и бро­сил туда, и всплыл топор. И ска­зал он: возь­ми себе. Он про­тя­нул руку свою и взял его» ( 4Цар.6:1–7 ).

Про­рок Илия. «Когда они шли и доро­гою раз­го­ва­ри­ва­ли, вдруг яви­лась колес­ни­ца огнен­ная и кони огнен­ные, и раз­лу­чи­ли их обо­их, и понёс­ся Илия в вих­ре на небо» ( 4Цар.2:11 ).

Ели­сея. «…Илия ска­зал Ели­сею: про­си, что́ сде­лать тебе, преж­де неже­ли я буду взят от тебя. И ска­зал Ели­сей: дух, кото­рый в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И ска­зал он: труд­но­го ты про­сишь. Если уви­дишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не уви­дишь, не будет. Когда они шли и доро­гою раз­го­ва­ри­ва­ли, вдруг яви­лась колес­ни­ца огнен­ная и кони огнен­ные, и раз­лу­чи­ли их обо­их, и понёс­ся Илия в вих­ре на небо. Ели­сей же смот­рел и вос­клик­нул: отец мой, отец мой, колес­ни­ца Изра­и­ля и кон­ни­ца его! И не видел его более. И схва­тил он одеж­ды свои и разо­драл их на две части. И под­нял милоть Илии, упав­шую с него, и пошёл назад, и стал на бере­гу Иор­да­на; и взял милоть Илии, упав­шую с него, и уда­рил ею по воде, и ска­зал: где Гос­подь, Бог Илии, — Он Самый? И уда­рил по воде, и она рас­сту­пи­лась туда и сюда, и пере­шёл Ели­сей. И уви­де­ли его сыны про­ро­ков, кото­рые в Иери­хоне, изда­ли, и ска­за­ли: опо­чил дух Илии на Ели­сее. И пошли навстре­чу ему, и покло­ни­лись ему до зем­ли» ( 4Цар.2:9–15 ).

Муд­ро­сти. «В Гава­оне явил­ся Гос­подь Соло­мо­ну во сне ночью, и ска­зал Бог: про­си, что дать тебе. И ска­зал Соло­мон: Ты сде­лал рабу Тво­е­му Дави­ду, отцу мое­му, вели­кую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и прав­де и с искрен­ним серд­цем пред Тобою, Ты сохра­нил ему эту вели­кую милость и даро­вал ему сына, кото­рый сидел бы на пре­сто­ле его, как это и есть ныне; и ныне, Гос­по­ди Боже мой, Ты поста­вил раба Тво­е­го царём вме­сто Дави­да, отца мое­го; но я отрок малый, не знаю ни мое­го выхо­да, ни вхо­да; и раб Твой — сре­ди наро­да Тво­е­го, кото­рый избрал Ты, наро­да столь мно­го­чис­лен­но­го, что по мно­же­ству его нель­зя ни исчис­лить его, ни обо­зреть; даруй же рабу Тво­е­му серд­це разум­ное, что­бы судить народ Твой и раз­ли­чать, что доб­ро и что зло; ибо кто может управ­лять этим мно­го­чис­лен­ным наро­дом Тво­им? И бла­го­угод­но было Гос­по­ду, что Соло­мон про­сил это­го. И ска­зал ему Бог: за то, что ты про­сил это­го и не про­сил себе дол­гой жиз­ни, не про­сил себе богат­ства, не про­сил себе душ вра­гов тво­их, но про­сил себе разу­ма, чтоб уметь судить, — вот, Я сде­лаю по сло­ву тво­е­му: вот, Я даю тебе серд­це муд­рое и разум­ное, так что подоб­но­го тебе не было преж­де тебя, и после тебя не вос­ста­нет подоб­ный тебе; и то, чего ты не про­сил, Я даю тебе, и богат­ство и сла­ву, так что не будет подоб­но­го тебе меж­ду царя­ми во все дни твои; и если будешь ходить путём Моим, сохра­няя уста­вы Мои и запо­ве­ди Мои, как ходил отец твой Давид, Я про­дол­жу и дни твои» ( 3Цар.3:5–14 ).

Иису­са Нави­на. «Иисус воз­звал к Гос­по­ду в тот день, в кото­рый пре­дал Гос­подь [Бог] Амор­рея в руки Изра­и­лю, когда побил их в Гава­оне, и они поби­ты были пред лицем сынов Изра­и­ле­вых, и ска­зал пред Изра­иль­тя­на­ми: стой, солн­це, над Гава­о­ном, и луна, над доли­ною Аиа­лон­скою! И оста­но­ви­лось солн­це, и луна сто­я­ла, доко­ле народ мстил вра­гам сво­им. Не это ли напи­са­но в кни­ге Пра­вед­но­го: «сто­я­ло солн­це сре­ди неба и не спе­ши­ло к запа­ду почти целый день»? И не было тако­го дня ни преж­де ни после того, в кото­рый Гос­подь [так] слу­шал бы гла­са чело­ве­че­ско­го. Ибо Гос­подь сра­жал­ся за Изра­и­ля» ( Нав.10:12–14 ).

Соло­мон.
«И ска­зал царь Давид: позо­ви­те ко мне свя­щен­ни­ка Садо­ка и про­ро­ка Нафа­на и Ванею, сына Иода­е­ва. И вошли они к царю. И ска­зал им царь: возь­ми­те с собою слуг гос­по­ди­на ваше­го и поса­ди­те Соло­мо­на, сына мое­го, на мула мое­го, и све­ди­те его к Гио­ну, и да пома­жет его там Садок свя­щен­ник и Нафан про­рок в царя над Изра­и­лем, и затру­би­те тру­бою и воз­гла­си­те: да живёт царь Соло­мон! Потом про­во­ди­те его назад, и он при­дёт и сядет на пре­сто­ле моём; он будет цар­ство­вать вме­сто меня; ему заве­щал я быть вождём Изра­и­ля и Иуды» ( 3Цар.1:32–35 ).
«И сел Соло­мон на пре­сто­ле Дави­да, отца сво­е­го, и цар­ство­ва­ние его было очень твёр­до» ( 3Цар.2:12 ).

Беге­мот. Начи­ная при­мер­но c XVII в. упо­ми­на­е­мо­го в Кни­ге Иова беге­мо­та ( Иов.49:10 ) тра­ди­ци­он­но иден­ти­фи­ци­ру­ют как гип­по­по­та­ма (хотя ори­ги­наль­ный экви­ва­лент это­го сло­ва пыта­лись пере­ве­сти и ина­че, к при­ме­ру, как «слон»). Эти живот­ные в изоби­лии води­лись в Егип­те и на боль­шей части Афри­ки, и как пока­зы­ва­ют мно­го­чис­лен­ные релье­фы, еги­пет­ские фара­о­ны охо­ти­лись на них. Гип­по­по­там играл опре­де­лён­ную роль в еги­пет­ских мифах, сим­во­ли­зи­руя враж­деб­ные пре­сто­лу силы. Суще­ство­вал даже еги­пет­ский празд­ник, на кото­ром совер­ша­лось риту­аль­ное умерщ­вле­ние гип­по­по­та­ма в знак побе­ды над вра­га­ми фара­о­на. Труд­ность иден­ти­фи­ка­ции состо­ит в том, что дан­ное в тек­сте опи­са­ние не совсем соот­вет­ству­ет осо­бен­но­стям гип­по­по­та­ма. Тол­ко­ва­ния, состав­лен­ные в пери­од меж­ду дву­мя заве­та­ми, скло­ня­лись в поль­зу мифи­че­ско­го животного.

Вет­хий Завет:
«… люби Гос­по­да, Бога тво­е­го, всем серд­цем тво­им, и всею душею тво­ею и все­ми сила­ми тво­и­ми» ( Втор.6:5 ).
«… люби ближ­не­го тво­е­го, как само­го себя» ( Лев.19:18 ).

Авда — 1) отец Адо­ни­ра­ма ( 3Цар.4:6 ); 2) левит, сын Шам­муя ( Неем.11:17 ). Иоиль, сын Вафу­и­ла — биб­лей­ский про­рок, про­ро­че­ство­вал о соше­ствие Свя­то­го Духа на Апо­сто­лов и Страш­ном Суде ( Иоил.2:28–3:21 ). Ави­да — пото­мок Авра­ама по линии Мади­а­на, сына Хет­ту­ры ( Быт.25:4 ; 1Пар.1:33 ). Нее­мия — еврей­ский намест­ник Иудеи под вла­стью Пер­сии, мно­го потру­див­ший­ся над вос­ста­нов­ле­ни­ем Иеру­са­ли­ма и Хра­ма (См. Кни­га Нее­мии). Хуза — домо­пра­ви­тель Иро­да Анти­пы. Его жена Иоан­на слу­жи­ла уче­ни­кам Иису­са «сво­им име­ни­ем» ( Лк.8:3 ).

Ави­гея, Иаиль, При­с­кил­ла – жен­щи­ны. Ави­гея – одна из жён царя Дави­да, роди­ла ему сына Далу­ия ( 2Цар.3:3 ). Иаиль – её имя упо­ми­на­ет­ся в Биб­лии в свя­зи с совер­шён­ным ею убий­ством Сиса­ры, вое­на­чаль­ни­ка враж­деб­но­го евре­ям царя Иави­на ( Суд.4 ). При­с­кил­ла – жена иудея из Пон­та Аки­лы, позна­ко­мив­ше­го­ся в Корин­фе с Апо­сто­лом Пав­лом. Была обра­ще­на вме­сте со сво­им мужем в хри­сти­ан­ство ( Деян.18:1–3 ).

Ему ска­за­ли: вче­ра в седь­мом часу горяч­ка оста­ви­ла его. Из это­го отец узнал, что это был тот час, в кото­рый Иисус ска­зал ему: сын твой здо­ров, и уве­ро­вал сам и весь дом его. Это вто­рое чудо сотво­рил Иисус, воз­вра­тив­шись из Иудеи в Гали­лею» ( Ин.4:53–54 ).

«Съесть кни­гу» озна­ча­ет усво­ить себе содер­жа­ние кни­ги. Сло­во прав­ды есть пища для души; поэто­му про­рок Иере­мия гово­рит: «Обре­те­ны сло­ва Твои и я съел их; и было сло­во Твое мне в радость и в весе­лие серд­ца мое­го» (Иер.15:16; срав. Иез.3:1 и дал. Ин.4:14, Откр.10:9).

Сей Езд­ра вышел из Вави­ло­на. Он был книж­ник, све­ду­щий в законе Мои­се­е­вом, кото­рый дал Гос­подь Бог Изра­и­лев. И дал ему царь все по жела­нию его, так как рука Гос­по­да Бога его была над ним. ( 1Ездр.7:6 ).

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

Похожие тесты

Оставить комментарий

Отменить ответ

25 комментариев

Спа­си­бо за тест очень инте­рес­ный и он понуж­да­ет чаще обра­щать­ся к Библии.

Очень инте­рес­ный и полез­ный тест. Спа­си­бо большое

Спа­си­бо за вашу рабо­ту. Хоро­ший тест. Что­бы его создать, нуж­но быть в теме.

31 вопрос, на мой взгляд, не кор­рект­но состав­лен ряд отве­тов, т.к. в пред­ла­га­е­мой цита­те нет ука­за­ние на муд­рость. Серд­це разум­ное и муд­рое не тоже что и муд­рость в нашем понимании.

Не стО­ит муд­рить — пред­ла­га­е­мые вари­ан­ты отве­тов вполне кор­рект­ны. Соло­мон гово­рит имен­но о муд­ро­сти, он про­сит Бога даро­вать ему разум­ное серд­це, что­бы муд­ро и спра­вед­ли­во пра­вить наро­дом Изра­и­ля, муд­ро и спра­вед­ли­во судить народ и раз­ли­чать, где доб­ро, а где зло (3Цар.3:9), а так­же пре­муд­рость и зна­ния (2Пар.1:10). Важ­но, что муд­рость Соло­мо­на явля­ет­ся вет­хо­за­вет­ным про­об­ра­зом Пре­муд­ро­сти Спа­си­те­ля мира, о муд­ро­сти Соло­мо­но­вой гово­рит Сам Гос­подь Иисус Хри­стос (Мф.12:42).

«И была муд­рость Соло­мо­на выше муд­ро­сти всех сынов восто­ка и всей муд­ро­сти Егип­тян. Он был муд­рее всех людей, муд­рее и Ефа­на Езра­хи­тя­ни­на, и Ема­на, и Хал­ко­ла, и Дар­ды, сыно­вей Махо­ла, и имя его было в сла­ве у всех окрест­ных наро­дов. И изрек он три тыся­чи прит­чей, и пес­ней его было тыся­ча и пять; и гово­рил он о дере­вах, от кед­ра, что в Ливане, до иссо­па, вырас­та­ю­ще­го из сте­ны; гово­рил и о живот­ных, и о пти­цах, и о пре­смы­ка­ю­щих­ся, и о рыбах. И при­хо­ди­ли от всех наро­дов послу­шать муд­ро­сти Соло­мо­на, от всех царей зем­ных, кото­рые слы­ша­ли о муд­ро­сти его» (3Цар.4:30–34).

В тол­ко­ва­нии на при­ве­ден­ные выше сти­хи в блж. Фео­до­рит Кир­ский пишет: «Ибо, когда Соло­мон из всех, и дей­стви­тель­ных и мни­мых в жиз­ни благ, пред­по­чти­тель­но избрал муд­рость, вели­ко­да­ро­ви­тый Бог дал ему бла­го­дать муд­ро­сти, сколь­ко вме­сти­ма есте­ству чело­ве­че­ско­му, а так­же богат­ство, и могу­ще­ство, и мир­ное цар­ство­ва­ние пре­иму­ще­ствен­но пред все­ми тогдаш­ни­ми царя­ми, поче­му сла­ва Соло­мо­но­ва про­нес­лась по целой вселенной».

Спа­си­бо боль­шое очень инте­рес­ный тест.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *