тест по ветхому завету
Тест: Книга Бытия
Лилит (якобы первая жена Адама) не упоминается в Библии вообще (в Ис. 34:14 это слово переводится как «ночное привидение»), она появляется лишь в послебиблейских иудейских преданиях. О Моисее впервые сказано лишь в следующей книге Библии, Исход. Обо всех остальных повествует книга Бытия.
Святые Отцы выступали против произвольного аллегорического толкования Священного Писания: прп. Ефрем Сирин считал, что словом «небо» здесь обозначено именно небо. Однако в Священном Писании небом называется и горний мир, место обитания Ангелов и особого присутствия Божия, и материальное небо. Но второе названо «твердью» и сотворено не в начале, а во второй день. Итак, «можно здесь разуметь небеса небес ( 3Цар.8:21 ), или мир невидимый ( Кол.1:16 ). Ибо небесам не приписывается здесь того нестроения, в каком представляется новосотворенная земля и сам Бог говорит у Иова ( Иов.38:4–7 ), что «когда Он основывал землю, тогда уже восклицали сыны Божии» (свт. Филарет Московский).
Так как Бог – чистейший Дух, образ Божий в человеке относится не к телу, а к душе, которая обладает существенными свойствами духа – бессмертием, разумом и свободой воли. Кроме того, в книге Бытия образ Божий связан с господством над животным миром ( Быт.1:26 ). По образу Божию сотворён и мужской, и женский пол ( Быт.1:27 )
В повествовании главы 1 акцент сделан на общей истории сотворения мира, во 2‑й в центре внимания сотворение человека: «Факт создания человека уже упоминался раньше ( Быт.1:27 ) в истории творения мира, но именно только упоминался в этой общей истории мироздания, в качестве составной её части; здесь же он подробно передаётся в виде особого, самостоятельного предмета повествования. «Упомянув в начале II гл. о том, что было уже сказано, Моисей обширно излагает то, чего не было досказано», – говорит святой Ефрем Сирин в своём толковании на это место» (профессор А. П. Лопухин).
«Древо познания должно было служить некоторым испытанием и искушением для человека и упражнением его послушания и непослушания. Поэтому оно и было названо древом познания добра и зла. Впрочем, это название, возможно, было дано ему потому, что оно сообщало вкушающим способность познавать свою собственную природу. Это было хорошо для совершенных, но худо для не достигших совершенства и одержимых сладострастными влечениями, подобно тому, как твёрдая пища вредна для младенцев, имеющих нужду в молоке. В самом деле для человека не было полезно, чтобы он, будучи ещё не испытанным, получил нетление, дабы он не впал в гордость и не подвергся осуждению, одинаковому с диаволом, который после своего произвольного падения нераскаянно и неизменно утвердился в зле. Соответственно этому и Ангелы, произвольно избрав добродетель, приобрели, при содействии благодати, незыблемую твёрдость в добре» (архим. Алипий (Кастальский-Бороздин)).
Тест: Ветхий Завет
Если вы приступаете к чтению Библии впервые — начните читать с книг Нового Завета (в условиях которого мы живём), хотя ранее были написаны книги Ветхого Завета и именно с них начинается Библия. Так же, как никто из современных педагогов не станет учить школьников геометрии сначала по учебникам Эвклида, а потом по современным пособиям, хотя Эвклид написал свою геометрию исторически раньше. Аналогично мы должны сперва изучить Новый Завет — т.е. непосредственное для нас с вами руководство ко спасению, и лишь затем переходить к его предвестнику — Ветхому Завету.
Смысл Ветхого Завета хорошо выразил апостол Павел, назвав его «детоводителем ко Христу» ( Гал. 3:24 ). Использованный в оригинальном тексте греческий эквивалент этого слова «παιδαγωγὸς», имет также значение: пестун, педагог, воспитатель. В античные времена педагогом мог называться, в частности, тот, кто водил ребёнка в школу и смотрел, чтобы ребёнок не безобразничал. Ветхозаветный период был периодом подготовки человека к Пришествию Спасителя. О пришествии же Спасителя говорится в Новом Завете.
Назначение Ветхого Завета с его заповедями – привести человека, в лице множества представителей человечества, к тому состоянию, в котором он способен принять Богочеловека Христа с тем, чтобы затем приобщиться к плодам совершённого Им Искупления, вступить в Его Церковь, спастись.
В шестой, последний, день творения созданы животные, живущие на земле и человек.
И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих ( Быт.3:20 ).
«И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама» ( Быт.3:23–24 ); «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина» ( Быт.4:1 ).
Св. Иоанн Златоуст: «Не упоминается о браке в раю… брак не был необходим. После греха явился и брак… Почему брак не раньше обмана, почему совокупление не в раю… потому, что брак был излишен, а потом сделался необходим вследствие нашей слабости» (О девстве, гл. 15).
Бог создал человека по образу и подобию Своему. Но человек своим неповиновением нарушил волю Божью и отпал от Создателя.
После изгнания из рая человек все более и более стал укореняться во зле и идолопоклонстве. В наказание Бог послал потоп на землю, от которого был спасен единственный праведник — Ной и его семья.
После потопа Бог заключил с Ноем завет о том, что Он более не будет уничтожать род человеческий. Через некоторое время, вознамерившись добраться до неба, люди принялись строить Вавилонскую башню. Но Бог разрушил их планы.
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. ( Быт. 22:1–2 )
Пророк Исаия возвестил о многих событиях, связанных с Рождеством и служением Господа Иисуса Христа, например, о происхождении Его (по человеческому естеству) от Иессея (отца Давида) ( Ис.11:1–5 ), о рождении Его от Девы ( Ис.7:14–15 ), о сотворении Им множества чудес ( Ис.35:4–9 ), о страданиях и смерти Спасителя (53 гл.), о призвании в Церковь язычников ( Ис.2:2 ). Вместе с тем Исаия отразил в своей проповеди и некоторые положения, отмеченные в Евангельском учении, например, положение о будущем воскресении мёртвых ( Ис.26:19–21 ). И это — несмотря на то, что он жил почти за 800 лет до Христа.
Согласно Библии, заповедь, разрешившая человеку употреблять в пищу мясо, впервые была дана Ною. Церковь осуждает, даже отделяет от себя тех, кто считает, что брак, вино и мясо нечисты сами по себе, хотя и благословляет добровольное временное или постоянное воздержание от них ради личного или соборного духовного подвига.
священник Георгий Кочетков
В Древнем Израиле это был первоначально земледельческий праздник Жатвы, день радости и благодарения, когда в жертву Богу приносились «начатки» собранного к концу мая первого урожая. Затем он стал отмечать и памятную годовщину древнего («ветхого») Синайского Союза-Завета, заключенного Богом с Моисеем и всем израильским народом через пятьдесят дней после исхода (выхода) из Египта, драматические события которого и стали основой еврейской Пасхи. Так Пятидесятница стала Днем рождения Ветхозаветной Церкви.
См. Исход 19,20,24,32–34. Второзаконие 5.
Для служения при скинии, Моисей, по повелению Божию, назначил колено Левиино и определил к скинии первосвященника, священников и левитов, то есть прислужников. Первосвященником был поставлен Аарон, брат Моисеев, священниками — четыре сына Аарона, а прочие потомки Левия — левитами. Первосвященник соответствовал нашим епископам (архиереям), священники — иереям, а левиты — диаконам и прислужникам. Бог положил, чтобы на будущее время старший из рода Ааронова был первосвященником, а прочие из его рода были священниками.
Ещё одно астрономическое чудо, когда Бог продлил день, описано в Библии, в книге Иисуса Навина (10:12–14).
Соломон был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 г. до Р.Х. ( 1Пар 3:5 ). Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида ( 1Пар 22:8–10 ).
Моисей постился 40 дней на Синае, перед тем как получить от Бога скрижали с десятью заповедями ( Исх.34:28 ). Пророк Илия, идя к горе Божией Хорив, постился сорок дней и сорок нощей ( 3 Цар. 19,8 ).
Когда евреи утвердились в Палестине, Давид задумал построить в Иерусалиме величественный стационарный храм, однако, по слову Божию, его план был осуществлён его сыном, Соломоном, (по некоторым оценкам) в 1014—1007 гг. до н. э.
Первоначальным храмом, сопровождавшим израильтян в их странствовании по пустыне и в первую пору по завоевании земли обетованной, была скиния Завета – переносная палатка. В собранном виде она имела два отделения: Святилище и Святое Святых. Скиния была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синай ( Исх.25:9–10 ).
Храм, построенный Соломоном, существовал с 1007 до 588 г. до н.э. В храме, как и в скинии, было два отделения: Святилище и Святое Святых. В первом стояли жертвенник для воскурения фимиама, по обе стороны от него по пяти семисвечников ( 2Пар.4:7 ), а у стен – по пяти «столов предложения хлеба» ( 2Пар.4:8 ). Святая святых отделялась от святилища стеной ( 3Цар.6:16 ) и завесой ( 2Пар.3:14 ); здесь хранился Ковчег Завета, в котором лежали скрижали Завета.
Храм неоднократно разграблялся и восстанавливался. Наконец, Навуходоносор вывез все сокровища храма ( 4Цар.24:13 ), и, когда Иерусалим был разрушен его войсками, храм Соломонов сгорел до основания ( 4Цар.25:9 ; 2Пар.36:19 ).
Когда персидские цари Ксеркс и Дарий позволили иудеям возвратиться в их отечество в 536 г. до н.э., Иерусалимский Храм был восстановлен Зоровавелем на прежнем месте и в прежнем виде, но уже далеко не в прежнем великолепии. Строительство было завершено к 516 г. до н.э.
Поскольку во Втором Храме уже не было ковчега Завета, во Святом Святых на его месте был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу раз в году, в великий день очищения.
Второй Храм был ограблен и осквернен Антиохом Епифаном в 167 году до н.э., что привело к восстанию евреев под предводительством Маккавеев, которое закончилось изгнанием сирийцев и восстановлением храма после трехлетнего осквернения. Позднее Ирод Великий с римскими войсками взял его штурмом и сжег некоторые из надворных построек.
За 20 лет до н. э. царь Ирод начал перестраивать храм. Ко времени, когда в храме проповедовал Иисус Христос, строительство продолжалось уже почти полвека. Храм был завершен только при Агриппе II, в 64 г. н.э., т.е. всего за за 6 лет до его окончательного разрушения — в 70 г. н.э. храм был разрушен при взятии Иерусалима римскими войсками под командованием Тита.
Сыны израильские прогневали Бога и преданы были в руки аммонитян. Тогда князья народа просят быть военачальником на войне с аммонитянами Иефеая, сына блудницы, изгнанного братьями из отеческого дома, и предоставляют ему власть. Он согласился и, прежде всего, отправил послов к царю аммонитян, но не убедил его; дав обет Богу принести в жертву первого, кто встретит его, если он возвратится с войны, нападает на врагов; победив их, он приносит в жертву собственную дочь, потому что она первая вышла ему навстречу.
святитель Иоанн Златоуст
Но, давая обет Богу за себя ли, за другого ли человека, за грехи или из благодарности, человек должен быть очень осторожен, чтобы не переоценить свои силы и не обещать то, что сверх его сил и неразумно. Из Библии мы знаем о неразумном обете Иеффая: дал он Богу обет, что в случае победы над аммонитянами принесет Ему в жертву первое, что увидит, вернувшись с войны. И победил Иеффай, и, когда возвращался он домой, дочь его первая вышла навстречу ему. Увы, дочь моя, зарыдал отец, как раненый лев, дал я обет Господу и не могу нарушить его.
святитель Николай Сербский
Ветхозаветная Церковь во Второзаконии прообразует новозаветную. Ее основателями Господь тоже избрал несильных и немудрых ( Мф. 11:25 ); ( 1 Кор. 1:26 ), которые становятся Его “уделом” ( Еф. 1:11–14 ), поэтому в Новом Завете Второзаконие цитируется чаще, чем другие книги Писания (ок. 83 раз). Те обетования, заповеди и предостережения, которые некогда относились к древнему Израилю, относятся сейчас ко всей Церкви Христовой.
в середине Ветхого Завета стоит слово «искать».
Прародители человечества имели возможность прямого, непосредственного общения с Творцом. Грехопадение отделило падшее человечество от Всесвятого Бога и закрыло для людей видение мира духовного. Тем не менее, Бог не оставил Своё творение. Священное Писание даёт нам примеры, когда Бог говорил с избранными Им праведниками непосредственно ( Исх.33:11 ), во сне ( 3Цар.3:5 ), через посредство Ангелов ( Быт.22:11 ; Тов.5:4 ), пророков ( 2Цар.12:1 ) и даже животных ( Чис.22:28 ). Новый Завет свидетельствует о воплощении, вочеловечении Бога, Бог становится человеком и общается со множеством людей.
В Ветхом Завете сказано, что в Ноевом ковчеге было восемь человек: Ной с женой, их сыновья Сим, Хам, Иафет со своими женами. При этом имена женщин в Священном Писании не названы.
Олоферн – военачальник царя ассирийского Навуходоносора, после покорение соседних с Иудею народов явился под стенами города Ветилуи и довел его до последней крайности; но был поражен рукою мужественной и богобоязненной иудеянки Иудифи, спасшей таким образом свой город от погибели ( Иудиф.13:6–8 ).
Голиаф – исполин-силач, на поединок с которым вышел Давид. Молодой Давид, будущий царь Иудеи и Израиля победил Голиафа с помощью пращи, а затем отрубил ему голову ( 1Цар.17:49–51 ). Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян ( 1Цар.17:52 ).
В тюрьме, где сидел Иосиф, сидели виночерпий и хлебодар. Однажды они видели сны. Виночерпию снилось, что он собрал с трех виноградных лоз ягоды, выжал из них сок в чашу и подал фараону. Хлебодар же видел, будто он нес на голове три корзины с хлебом, и птицы прилетали и клевали из них. Иосиф объяснил эти сны. Виночерпию он сказал, что через три дня фараон простит его, и он снова будет виночерпием, а хлебодару сказал, что фараон через три дня велит его повесить, и птицы будут клевать его тело. И все исполнилось так, как сказал Иосиф ( Быт.40:16–19 ).
Иаиль – жена Хевера кенеянина, поразившая Сисару, военачальника Иавина, царя асорского. Разбитый и преследуемый победоносным Вараком, военачальник враждебного евреям ханаанского царя Иавина Сисара укрылся в шатре Иаили, которая сперва напоила его молоком, а после того как он уснул, взяла кол от шатра и молот, подошла к спящему Сисаре и вогнала кол ему в висок с такой силой, что он пробил череп Сисары и пригвоздил его к земле ( Суд.4:21 ). Последующие сорок лет были мирными для Израиля. Подвиг Иаили запечатлен в библейской песне Варака и Деворы.
Тест на знание Библии
Моисея.
«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню и пришёл к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Господь увидел, что он идёт смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице своё, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошёл до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» ( Исх.3:1–10 )
Царь Саул был первым коронованным царём Израиля. До него народом Божьим управляли судьи. Царь был поставлен по просьбе народа. «И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царём над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа» ( 1Цар.15:1 ).
Вифлеем. «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля» ( Мф.2:1–6 ).
Галилейское море. «А лодка была уже на средине моря, и её било волнами, потому что ветер был противный. В четвёртую же стражу ночи пошёл к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Пётр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Пётр пошёл по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простёр руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую» ( Мф.14:24–34 ).
Пётр. «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» ( Мф.4:18–20 ).
Авраам. «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё. И пал Авраам на лице своё, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречёшь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него» ( Быт.17:15–19 ).
Стефан. «…и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил» ( Деян.7:59–60 ).
Дамаск. «Савл же, ещё дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдёт последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» ( Деян.9:1–9 ).
Шил палатки. «После сего Павел, оставив Афины, пришёл в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришёл к ним; и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток» ( Деян.18:1–3 ).
Сепфора. «Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору» ( Исх.2:21 ).
Хеттура. «И взял Авраам ещё жену, именем Хеттуру. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха» ( Быт.25:1–2 ).
13 раз. «Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нём людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдёт в город, устремившись каждый с своей стороны» ( Нав.6:1–4 ).
21. Послание Иакова; 1–2 Послания Петра; 1–3 Послания Иоанна; Послание Иуды; Послание к Римлянам; 1–2 Послания Коринфянам; Послание к Галатам; Послание к Ефесянам; Послание к Филиппийцам; Послание к Колоссянам; 1–2 Послания Фессалоникийцам; 1–2 Послания Тимофею; Послание к Титу; Послание к Филимону; Послание к Евреям
Иоппия. «В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: “серна”; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь» ( Деян.9:36 ).
В Дамаске. «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится» ( Деян.9:10–11 ).
Гамалиил. «Я – Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сём городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне» ( Деян.22:3 ).
«Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать» ( Деян.5:34–35 ).
Денница, сын зари (Люцифер). «Денница» означает «утренняя звезда».
О падении денницы сообщается в Книге пророка Исаии: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» ( Ис.14:12–15 ).
К деннице относили отцы Церкви и пророчество Иезекииля: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершён был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония… Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» ( Иез.28:13–17 ).
Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И ещё родила брата его, Авеля» ( Быт.4:1–2 ).
Пастух. «И был Авель пастырь овец» ( Быт.4:2 ).
Земледельцем. «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» ( Быт.4:2 ).
Животное. «…и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его» ( Быт.4:4 ).
Плоды земли. «Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу» ( Быт.4:3 ).
Пророк Исаия. «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ).
Пророка Иону. «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём, ибо злодеяния его дошли до Меня» ( Ион.1:1–2 ).
Топор. «И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живём при тебе, тесно для нас; пойдём к Иордану и возьмём оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказал: пойдите. И сказал один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказал он: пойду. И пошёл с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья. И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание! И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он кусок дерева и бросил туда, и всплыл топор. И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его» ( 4Цар.6:1–7 ).
Пророк Илия. «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо» ( 4Цар.2:11 ).
Елисея. «…Илия сказал Елисею: проси, что́ сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошёл назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешёл Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» ( 4Цар.2:9–15 ).
Мудрости. «В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон: Ты сделал рабу Твоему Давиду, отцу моему, великую милость; и за то, что он ходил пред Тобою в истине и правде и с искренним сердцем пред Тобою, Ты сохранил ему эту великую милость и даровал ему сына, который сидел бы на престоле его, как это и есть ныне; и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царём вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим? И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, — вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои» ( 3Цар.3:5–14 ).
Иисуса Навина. «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь [Бог] Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» ( Нав.10:12–14 ).
Соломон.
«И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю. И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живёт царь Соломон! Потом проводите его назад, и он придёт и сядет на престоле моём; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождём Израиля и Иуды» ( 3Цар.1:32–35 ).
«И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твёрдо» ( 3Цар.2:12 ).
Бегемот. Начиная примерно c XVII в. упоминаемого в Книге Иова бегемота ( Иов.49:10 ) традиционно идентифицируют как гиппопотама (хотя оригинальный эквивалент этого слова пытались перевести и иначе, к примеру, как «слон»). Эти животные в изобилии водились в Египте и на большей части Африки, и как показывают многочисленные рельефы, египетские фараоны охотились на них. Гиппопотам играл определённую роль в египетских мифах, символизируя враждебные престолу силы. Существовал даже египетский праздник, на котором совершалось ритуальное умерщвление гиппопотама в знак победы над врагами фараона. Трудность идентификации состоит в том, что данное в тексте описание не совсем соответствует особенностям гиппопотама. Толкования, составленные в период между двумя заветами, склонялись в пользу мифического животного.
Ветхий Завет:
«… люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ).
«… люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ).
Авда — 1) отец Адонирама ( 3Цар.4:6 ); 2) левит, сын Шаммуя ( Неем.11:17 ). Иоиль, сын Вафуила — библейский пророк, пророчествовал о сошествие Святого Духа на Апостолов и Страшном Суде ( Иоил.2:28–3:21 ). Авида — потомок Авраама по линии Мадиана, сына Хеттуры ( Быт.25:4 ; 1Пар.1:33 ). Неемия — еврейский наместник Иудеи под властью Персии, много потрудившийся над восстановлением Иерусалима и Храма (См. Книга Неемии). Хуза — домоправитель Ирода Антипы. Его жена Иоанна служила ученикам Иисуса «своим имением» ( Лк.8:3 ).
Авигея, Иаиль, Прискилла – женщины. Авигея – одна из жён царя Давида, родила ему сына Далуия ( 2Цар.3:3 ). Иаиль – её имя упоминается в Библии в связи с совершённым ею убийством Сисары, военачальника враждебного евреям царя Иавина ( Суд.4 ). Прискилла – жена иудея из Понта Акилы, познакомившегося в Коринфе с Апостолом Павлом. Была обращена вместе со своим мужем в христианство ( Деян.18:1–3 ).
Ему сказали: вчера в седьмом часу горячка оставила его. Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: сын твой здоров, и уверовал сам и весь дом его. Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею» ( Ин.4:53–54 ).
«Съесть книгу» означает усвоить себе содержание книги. Слово правды есть пища для души; поэтому пророк Иеремия говорит: «Обретены слова Твои и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего» (Иер.15:16; срав. Иез.3:1 и дал. Ин.4:14, Откр.10:9).
Сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его была над ним. ( 1Ездр.7:6 ).
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете.
Похожие тесты
Оставить комментарий
Отменить ответ
25 комментариев
Спасибо за тест очень интересный и он понуждает чаще обращаться к Библии.
Очень интересный и полезный тест. Спасибо большое
Спасибо за вашу работу. Хороший тест. Чтобы его создать, нужно быть в теме.
31 вопрос, на мой взгляд, не корректно составлен ряд ответов, т.к. в предлагаемой цитате нет указание на мудрость. Сердце разумное и мудрое не тоже что и мудрость в нашем понимании.
Не стОит мудрить — предлагаемые варианты ответов вполне корректны. Соломон говорит именно о мудрости, он просит Бога даровать ему разумное сердце, чтобы мудро и справедливо править народом Израиля, мудро и справедливо судить народ и различать, где добро, а где зло (3Цар.3:9), а также премудрость и знания (2Пар.1:10). Важно, что мудрость Соломона является ветхозаветным прообразом Премудрости Спасителя мира, о мудрости Соломоновой говорит Сам Господь Иисус Христос (Мф.12:42).
«И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его» (3Цар.4:30–34).
В толковании на приведенные выше стихи в блж. Феодорит Кирский пишет: «Ибо, когда Соломон из всех, и действительных и мнимых в жизни благ, предпочтительно избрал мудрость, великодаровитый Бог дал ему благодать мудрости, сколько вместима естеству человеческому, а также богатство, и могущество, и мирное царствование преимущественно пред всеми тогдашними царями, почему слава Соломонова пронеслась по целой вселенной».
Спасибо большое очень интересный тест.