тест керна йирасека на готовность к обучению в школе интерпретация
Диагностика готовности ребенка к школе (Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека)
Диагностика готовности ребенка к школе (Определение школьной зрелости по тесту Керна-Йирасека).
Этот тест широко распространен и может применяться психологами, педагогами, родителями и другими заинтересованными лицами. Инструкция разработана Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР, но актуальность теста сохраняется до сих пор.
Ориентационный тест Керна-Йирасека применяется для обследования 6-летних детей.
До проведения теста на листе бумаги записывается имя, фамилия ребенка, возраст и дата проведения теста. Также готовятся образцы письменной фразы и точек.
1 задание. Рисование фигуры человека.
Ребенку дается лист нелинованной белой бумаги и набор цветных карандашей (либо простой карандаш).
Предлагается следующее задание: «Здесь (показывается где) нарисуй какого-нибудь дядю в полный рост, так как ты умеешь». Других пояснений ребенку не дается. Вмешиваться в процесс рисования, комментировать, помогать взрослому не разрешается. Если ребенок говорит: «Я не умею», взрослый ободряет: «Я понимаю, что ты не художник. Но нарисуй как умеешь!» Если ребенок хочет нарисовать кого-либо другого (например, тетю), разрешите ему это сделать, но потом настаивайте на том, чтобы он нарисовал дядю.
Для наблюдательного человека, либо специалиста и сам процесс рисования вызывает интерес, подбираемые ребенком цвета, а также размеры и расположение фигуры на листе. Если цвет противоестественный (допустим, волосы синие или зеленые, или красные) и т.п. – это повод для дополнительного изучения особенностей ребенка.
Оценка результатов теста:
1 балл. У нарисованной фигуры должна быть голова (с глазами, ртом, носом), на голове волосы, либо шапка, нарисованы уши. Голова не должна быть больше туловища и соединяется с ним шеей. На руках прорисованы по 5 пальцев. Ноги пропорциональны туловищу; нередко подготовленные к школе дети прорисовывают обувь. Присутствуют признаки мужской одежды. Конечности не подрисовываются ребенком, рисунок имеет некую цельность и даже объемность.
2 балла. Имеется голова, туловище, руки, ноги, но изображение не цельное (“синтетическое”). Отдельно рисуется голова, туловище, к туловищу прикрепляются руки и ноги. Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
3 балла. Есть голова, туловище, конечности (руки и ноги должны быть нарисованы между двумя линиями). Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни (либо обувь) на ногах.
4 балла. Примитивный рисунок головы с туловищем и конечностями. По принципу “палка-палка-огуречик, вот и вышел человечек”.
5 баллов. Отсутствует ясное изображение туловища и конечностей (“каракули”).
1 балл: высокий уровень интеллектуального развития;
2 балла: средний уровень;
3 балла: ниже среднего;
4 балла: низкий уровень;
5 баллов: очень низкий уровень.
2 задание. Написание фразы.
Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое.» Обычно ребенку предлагают скопировать фразу, написанную письменными буквами: «Он ел суп», либо «Ей дан чай», иногда предлагают фразу на иностранном языке.
1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в 3 слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30°.
2 балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
3 балла. Явная разбивка надписи на 3 части. Можно понять хотя бы 4 буквы образца.
4 балла. С образцом совпадают хотя бы 2 буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
3 задание. Срисовывание группы точек.
Третье задание можно представить следующим образом: «Посмотри на точки на картинке и нарисуй тоже самое рядом».
1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки (.) от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое.
2 балла. Число и расположение точек соответствует образцу. Можно не учитывать отклонение не более 3 точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть более 20 и меньше 7 (если в образце дается 10 точек). Допускается любой разворот – даже на 180°.
4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.
После завершения тестирования вычисляется суммарный итог по 3 заданиями. Развитие детей, получивших в сумме по 3 заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12-15 баллов как ниже нормы. Детей, получивших от 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать, т.к. среди них могут быть умственно отсталые дети.
Удовлетворительный результат ориентационного теста школьной зрелости является относительно надежным основанием для вывода о школьной зрелости с прогнозом хорошей школьной успеваемости, но неудовлетворительный результат не может служить достаточным основанием для вывода о школьной незрелости с прогнозом плохой успеваемости.
Как правило, большинство учащихся, показавших по тесту уровень развития выше среднего и средний, хорошо адаптируются к школьным требованиям и успешно овладевают всеми разделами школьной программы в 1-2 классах. Те же учащиеся, которые по тесту показали уровень развития ниже среднего, в большинстве своем испытывают трудности в адаптации к школьным требованиям и овладении письмом, но уже к концу 2 класса почти половина из них хорошо успевает по родному языку и математике. Вероятно, это дети с нормальным интеллектом, которые к моменту поступления в школу обладали слабым развитием произвольности и мелкой моторики руки. Без дополнительного обследования трудно сделать вывод о том, что является причиной плохого выполнения теста – низкое интеллектуальное развитие, слабое развитие произвольности или неразвитость сенсомоторных связей и тонкой моторики руки.
Другие статьи по подготовке к школе:
Тест ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека
Данный тест был предложен Я. Йирасеком как модификация существующей методики А. Керна и получил объединенное название. В 1978 г. графический тест Керна—Йирасека впервые опубликован на русском языке, однако массовое применение получил лишь спустя 6-10 лет. Исключительная простота тестирования, максимальная доступность сделали его любимым инструментом не только среди психологов, но и учителей, и даже воспитателей детских садиков.
К сожалению, некоторые горе-специалисты весьма вольно интерпретировали результаты обследования, навешивая детям, не набравшими нужное количество баллов, ярлыки “неуспевающий”, “отстающий”, и даже применяли более крепкие выражения, ставящие крест на ребенке, которому “не повезло” качественно выполнить тест. Между тем Я. Йирасек предостерегал от подобного толкования, он снабдил методику весьма ясными инструкциями и дал точные пояснения к интерпретации.
О чем расскажет тест Керна—Йирасека и для кого он предназначен?
Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).
Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.
Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: “Он ел суп”.
Внизу вы рисуете группу точек так, как показано у меня на образце бланка. У меня посредине отмечена линия сгиба для большей наглядности (естественно, вам ее рисовать не нужно). Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.
Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.
Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д.
1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.
2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т. е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: “He eats soup”.
3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.
Итак, мы выполнили тест. Давайте посмотрим, как нужно подсчитывать результаты.
Каждое задание оценивается по пятибальной шкале (1 балл – высший, 5 – низший), затем баллы суммируются и сравниваются с нормативом.
Сумма баллов 3-6 расценивается как высокий показатель развития.7-11 – средний показатель.
12-15 – ниже нормы. Если были получены такие результаты, требуется дополнительное обследование, т. к. в этой категории могут быть умственно отсталые дети.
Считаем баллы
По первому заданию
* 1 балл – фигура мужчины имеет голову, шею, туловище, конечности. Голова не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или они закрыты шапкой или кепкой), уши; на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги как бы “растут из туловища”, а не прикреплены к нему и внизу отогнуты. Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим, другими словами, контурным способом, т. е. как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не отрывая карандаш от бумаги.
* 2 балла – все требования, присущие 1 баллу, кроме синтетического способа (фигура нарисована аналитическим способом – из отдельных частей). Можно не учитывать три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица), если способ рисования – синтетический.
* 3 балла – фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями, допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
* 4 балла – примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы одной линией. Их может быть одна пара.
* 5 баллов – отсутствует четкое изображение туловища типа “головоножка” и обеих пар конечностей.
По второму заданию:
* 1 балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной не более чем на 30 градусов.
* 2 балла – достаточно разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитывается.
* 3 балла – явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
* 4 балла – с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку записи.
* 5 баллов – каракули.
По третьему заданию:
* 1 балл – почти совершенное копирование группы точек. Допускается небольшое отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца разрешается, а увеличение – не более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллелен образцу.
* 2 балла – число и расположение точек соответствует образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
* 3 балла – рисунок в целом похож на образец, не превышая по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, хоть на 180 градусов.
* 4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) – не разрешаются.
* 5 баллов – каракули.
ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ Я. ЙИРАСЕКА
1. Какое животное больше — лошадь или собака?
Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.
2. Утром вы завтракаете, а днем.
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.
3. Днем светло, а ночью.
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
4. Небо голубое, а трава.
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это.
Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.
6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?
Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.
7. Что такое Москва, Ростов, Киев?
Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
8. Который час показывают часы (показать на часах)?
Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это. маленькая овечка — это.
Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?
На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.
11. Почему во всех автомобилях тормоза?
Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов.
Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла.
Неправильный ответ = 0 баллов.
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?
У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это.
Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
16. Какие ты знаешь транспортные средства?
Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.
Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?
Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины,
уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит,
чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.
1 или 2 различия = 2 балла.
Неправильный ответ (у него палка, он курит и т. д.) = О
18. Почему люди занимаются спортом?
Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.
Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?
Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?
Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:
1 группа — плюс 24 и более;
2 группа — плюс 14 до 23;
3 группа — от 0 до 13;
4 группа — от минус 1 до минус 10;
5 группа — менее минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.
Общая оценка результатов тестирования
Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9—11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.
Существует много других тестов и методик по определению школьной готовности. В школе могут создать и свой пакет для собеседования или тестирования детей.
Обязательно исследуется память ребенка, внимание, логическое мышление, уровень его представлений об окружающем мире, мелкая моторика, уровень развития речи и умение читать, развитие математических представлений. Читайте об этом в других разделах сайта.
Тест Керна-Йирасека.
В своей работе с будущими первоклассниками я достаточно часто использую ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека,являющийся модификацией теста А.Керна.
Тест Керна-Йирасека позволяет достаточно быстро определить, насколько у ребенка сформированы функции, необходимые для школы: речь, умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки изобразительной деятельности. Особенности выполнения заданий теста позволяют выявить уровень волевой организации ребенка, так как ему придется выполнять малопривлекательную работу в течение необходимого времени.
Когда ребенок воспроизводит письменные буквы и геометрические фигуры (для детей дошкольного возраста это исключительно абстрактные формы), выявляется, достиг ли он такого уровня психического развития, чтобы понять принцип задания, «подражать образцу» и «усвоить образец». Задания теста также дают представления о развитии мелких мышц кисти и выраженности тонкой двигательной координации, столь необходимых для становления навыков письма и совершенствования рисунка.
Тест Керна – Йирасека может применяется как в группе, так и индивидуально.
Тест состоит из трех заданий: рисование фигуры по представлению, графическое копирование написанной фразы и точек в определенном пространственном положении. Время на выполнение каждого задания не ограничено, не торопите ребенка, пусть он покажет все, на что способен.
При выполнении данного теста помощь оказывать запрещается.
Если ребенок не может высидеть выполнение всех заданий, за время выполнения теста встает, убегает, машет руками и т.п.,это может говорить о незрелости эмоционально-волевой сферы.
Задание 1.
«Нарисуй какого-нибудь дядю так, как ты умеешь». Никаких дополнительных уточнений делать не надо. Помощь или исправление ошибок недопустимы.
Результат.
1 балл – у нарисованной фигуры есть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она должна быть не больше, чем туловище). На голове должны быть волосы (возможно, шляпа или шапка), уши. На лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться кистью с пятью пальцами. Должны присутствовать детали мужской одежды.
2 балла – выполнение всех требований, как при оценке 1 балл. Возможно отсутствие трех деталей – шея, волосы, один палец руки, — но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.
3 балла – у фигуры на рисунке есть голова, туловище, руки, ноги, которые нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни ног.
4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями. Каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.
5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища, рук и ног. Каракули.
Задание 2.
Когда рисунок закончен, попросите, чтобы ребенок перевернул лист, на обратной стороне которого написан образец фразы.
«Посмотри, что здесь написано. Ты еще писать не умеешь. Представь, что это рисунок, и попробуй скопировать его как можно точнее».
Результат.
1 балл – срисованную ребенком фразу можно прочитать. Буквы больше образца не более чем в два раза и образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30 градусов.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу, стройность букв необязательна.
3 балла – буквы должны быть разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы четыре буквы.
4 балла – с образцом схожи хотя бы две буквы. Вся группа букв хотя бы отдаленно напоминает письмо.
5 баллов – каракули.
Задание 3.
«Здесь нарисованы точки. Попробуй сам также нарисовать их на листочке».
Результат.
1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигур, увеличение возможно не более чем вдвое.
2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла – группа точек отдаленно напоминает образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, перевернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек.
4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек несущественны. Другие изображения, например, линии, недопустимы.
5 баллов – каракули.
Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.
Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.
6-7 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.
8-9 баллов – уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.
Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.
Образец бланка для выполнения теста Керна-Йирасека: