Что такое мессия в христианстве

Значение слова «мессия»

Что такое мессия в христианстве. Смотреть фото Что такое мессия в христианстве. Смотреть картинку Что такое мессия в христианстве. Картинка про Что такое мессия в христианстве. Фото Что такое мессия в христианстве

[От др.-евр. mašī’ah — помазанник]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В иудаизме слово «машиах» иносказательно означает «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить политическое освобождение народа Израиля из-под власти других народов. В христианстве чаще используется греческая форма термина «машиах» — Христос, а также термин «Спаситель». В христианском богословии роль Христа-Мессии значительно выходит за пределы представлений иудаизма о спасении Израиля и распространяется на всё человечество.

МЕССИ’Я, и, м. [от др.-евр. maši’ah — помазанный] (религ.). В иудейской религии — ожидаемый избавитель еврейского народа. || У христиан — эпитет Христа, как избавителя от грехов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Месси́я

1. религ. у христиан эпитет Иисуса Христа как избавителя от грехов, спасителя человечества ◆ Апостолы, которые были до нас, называли [его] так: Иисус Назареянин Мессия, то есть Иисус Назареянин Христос. Последнее имя Христос. Первое Иисус. То, которое в середине — Назареянин. Мессия имеет два значения: и Христос, и измеренный. Иисус по-еврейски искупление. Назара — истина. Назареянин — [тот, кто] от истины. Христос — тот, кто измерен. Назареянин и Иисус — те, которые измерены. Евангелии от Филиппа, «Стих 47»

месси́я

1. религ. в иудейской религии · ожидаемый избавитель еврейского народа ◆ Согласно верованиям иудеев, изначально все деревья были плодоносящими и все они будут плодоносящими, когда придет мессия. И.Сокольский, «Что есть что в мире библейских растений», 2006 г. // «Наука и жизнь» (цитата из НКРЯ)

2. перен. книжн. о том, в ком видят спасителя, избавителя ◆ Завершаются такие повествования, в зависимости от политических воззрений автора, либо выводом, что реформаторы в России потерпели жестокое поражение, либо ― в последнее время особенно часто ― что Россия после ряда лет блужданий в потемках все же выбирается на столбовую дорогу цивизизации, благо новый мессия у нее уже есть. Владимир Абаринов, «Страна, которая нас потеряла», 2003 г. // «Совершенно секретно» (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое мессия в христианстве. Смотреть фото Что такое мессия в христианстве. Смотреть картинку Что такое мессия в христианстве. Картинка про Что такое мессия в христианстве. Фото Что такое мессия в христианствеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: выдаваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Мессия

Месси́я (от еврей­ского «машиах» — пома­зан­ник) — Гос­подь Иисус Хри­стос; Сын Божий, воче­ло­ве­чив­шийся ради спа­се­ния людей, при­нес­ший Себя в Иску­пи­тель­ную Жертву на Кресте, вос­крес­ший и воз­нес­шийся на Небо; Глава Церкви.

Почему Гос­подь Иисус Хри­стос назван Мес­сией?

Во вре­мена Вет­хого Завета пома­за­нием особым веще­ством — освя­щён­ным елеем или миром — сопро­вож­да­лось посвя­ще­ние чело­века на три рода обще­ствен­ной дея­тель­но­сти. Это дей­ствие было утвер­ждено самим Богом. Счи­та­лось, что при совер­ше­нии обряда пома­за­ния на чело­века низ­во­ди­лись Божьи бла­го­сло­ве­ния, дары Свя­того Духа. По этой при­чине роль пома­зан­ника ста­ви­лась в связь со слу­же­нием Богу.

О При­ше­ствии Вели­кого Пра­вед­ника, Кото­рый изба­вит людей от тления и смерти, власти диа­вола и греха, чело­веку было известно с глу­бо­кой древ­но­сти. Этот Пра­вед­ник неод­но­кратно обо­зна­чался в Свя­щен­ном Писа­нии то как Свя­щен­ник ( Пс.109:4 ), то как Пророк ( Втор.18:15 ), то как Царь ( Пс.44:2 ). Вместе с тем о Нем сооб­ща­лось как о Боге ( Пс.109:1-2 ), Кото­рый, не пере­ста­вая быть Гос­по­дом неба и земли, вос­при­мет в Свою Вечную Ипо­стась чело­ве­че­ское есте­ство и родится, как Чело­век ( Мих.5:2-3 ). И именно как Чело­век Он примет пол­ноту даров Свя­того Духа ( Ис.11:2 ). Речь во всех этих про­ро­че­ствах шла, конечно же, о Гос­поде Иисусе Христе).

Поэтому Он и был назван Мес­сией или, что то же, Пома­зан­ни­ком: «Дух Гос­пода Бога на Мне, ибо Гос­подь пома­зал Меня…» ( Ис.61:1 ). Правда, там имелся в виду не обряд пома­за­ния Спа­си­теля освя­щен­ным миром: под­ра­зу­ме­ва­лось, что Дух будет почи­вать на Мессии, как на Чело­веке, в силу осо­бого обла­го­дат­сво­ва­ния, причем почи­вать в пол­ноте, насколько это воз­можно для чело­ве­че­ского есте­ства ( Пс. 44:8-9 ). Позд­нее апо­стол заме­тит, что «в Нем оби­тает вся пол­нота Боже­ства телесно» ( Кол.2:9 ).

В чем состо­яли мес­си­ан­ские ожи­да­ния вет­хо­за­вет­ного Изра­иля?

Тотчас по гре­хо­па­де­нии Адама и Евы, повлек­шем за собой тяг­чай­шие послед­ствия, Бог сооб­щил пра­ро­ди­те­лям о гря­ду­щем Спа­си­теле, Кото­рый, придя, сотрёт главу змия ( Быт. 3:15 ). С тече­нием вре­мени, по мере умест­но­сти, Бог всё больше и больше посвя­щал чело­века в детали и цели пред­сто­я­щего При­ше­ствия Христа.

Сперва Гос­подь сооб­щил Авра­аму, что Спа­си­тель про­изой­дёт из его рода ( Быт.12:3 ). Затем Бог посте­пенно довёл родо­слов­ную до Исаака, Иакова ( Быт.28:14 ), Иуды ( Быт.49:9-10 ), Давида ( Ис.11:1 ).

Пат­ри­арх Иаков обо­зна­чил один из при­зна­ков явле­ния Спа­си­теля — утрату власти коле­ном Иуды ( Быт.49:10 ). А пророк Даниил назвал более точное время ( Дан.9:24-27 ). Пророк Михей воз­ве­стил о месте рож­де­ния Христа, Виф­ле­еме ( Мих.5:2 ), а Исаия отме­тил, что это Рож­де­ние будет чудес­ным, от Девы ( Ис.7:14 ). Как Исаия, так и Михей под­черк­нули, что в Цер­ковь Хри­стову будут при­званы все без исклю­че­ния народы ( Ис.2:2-3 ; Мих.4:1-2 ).

Помимо мно­го­чис­лен­ных про­ро­честв, на Мессию ука­зы­вали и про­об­разы: скиния, ковчег, ряд людей: свя­щен­ни­ков, про­ро­ков и царей.

Исто­рия сви­де­тель­ствует, что ко вре­мени окон­ча­ния вет­хо­за­вет­ного пери­ода ожи­да­ние Мессии было все­об­щим. Не только на тер­ри­то­рии Иудеи, но и в других стра­нах ощу­ща­лось при­бли­же­ние Его явле­ния в мир.

Источник

Мессия

В иудаизме слово «машиах» иносказательно означает «царь». Иудеи верят, что идеальный царь, потомок царя Давида, будет послан Богом, чтобы осуществить «избавление» (духовное и/или физическое) народа Израиля и спасение человечества. В христианской традиции используется также термин «Спаситель». В определенных направлениях ислама мессией именуется пир — глава общины, духовный учитель у суфиев и некоторых других конфессиональных групп.

Содержание

Мессия в Ветхом Завете (Танахе)

Что такое мессия в христианстве. Смотреть фото Что такое мессия в христианстве. Смотреть картинку Что такое мессия в христианстве. Картинка про Что такое мессия в христианстве. Фото Что такое мессия в христианстве

Что такое мессия в христианстве. Смотреть фото Что такое мессия в христианстве. Смотреть картинку Что такое мессия в христианстве. Картинка про Что такое мессия в христианстве. Фото Что такое мессия в христианстве

Критерии прихода Мессии в Ветхом Завете (Танахе)

Понятие прихода Мессии введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.

С точки зрения иудаизма, в Ветхом Завете (Танахе) главным критерием прихода Мессии является пророчество Исайи, который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:

Что такое мессия в христианстве. Смотреть фото Что такое мессия в христианстве. Смотреть картинку Что такое мессия в христианстве. Картинка про Что такое мессия в христианстве. Фото Что такое мессия в христианствеИ перекуют все народы мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.

Тем самым, согласно библейским пророчествам, во времена Машиаха прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию.

Еврейская традиция

В еврейской традиции Машиахом (Мессией) считается царь, потомок царя Давида, который будет послан Богом для избавления народа Израиля и спасения человечества.

В Мидраше [7] можно увидеть параллель между Моисеем как «первым Избавителем» и Мессией как «последним Избавителем», поэтому можно предположить, что образ Моисея явился зародышем мессианской идеи. Однако подлинными историческими мессиями (и прототипом эсхатологического Мессии) стали Давид — царь, пророк и псалмопевец, и особенно его сын Соломон.

Танах содержит представление о Мессии как в историческом (текущие цари Израиля), так и в эсхатологическом смысле.

Согласно представлениям иудаизма, при Машиахе весь еврейский народ будет жить согласно законам Торы. Сплав духовных ценностей, справедливости, цельности и любви создаст идеальное общество, которое будет служить примером для подражания всему человечеству. Когда это будет достигнуто, Машиах сможет перейти к завершающей стадии мессианского процесса, то есть привлечь все народы мира к выполнению духовных задач, стоящих перед человечеством.

Трактование мессианских пророчеств Танаха (Ветхого Завета)

В галахическом труде Мишнэ Тора Маймонид описывает три стадии наступления эры Машиаха следующим образом:

Согласно еврейским комментаторам, «царь» может означать вождя или религиозного лидера; «из дома Давида» — возможно означает «в традиции Давида», то есть подобно Давиду, он будет обладать харизмой (вдохновением, благодаря которому он будет удостоен глубокого уважения и восхищения народа); благодаря личному примеру и силе своего воздействия на людей он побудит всех евреев вернуться к Торе. (Впрочем, согласно буквальному значению текстов древних еврейских пророчеств, Мессия должен быть также и прямым потомком царя Давида по мужской линии через его сына Соломона [8] ).

В этом контексте «битвы Бога», возможно, означают духовные битвы, неминуемые при воспитательной деятельности такого масштаба, но могут иметься в виду и войны против соседних народов, если те нападут на еврейское государство.

Пророк Иеремия говорит о Мессии, потомке Давида, так:

Что такое мессия в христианстве. Смотреть фото Что такое мессия в христианстве. Смотреть картинку Что такое мессия в христианстве. Картинка про Что такое мессия в христианстве. Фото Что такое мессия в христианствеВот, наступят дни, — сказал Господь, — когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Иеуда будет спасён, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: Господь — справедливость наша.

Маймонид также подчеркивает, что приход Машиаха не будет сопровождаться чудесами, всё будет происходить естественным путем. Лишь дальнейшее развитие событий покажет, можно ли быть уверенным, что это Машиах. Когда этот человек продемонстрирует Божественный источник своей власти и, как предсказано пророками, соберёт всех изгнанников в Эрец Исраэль и восстановит Храм — лишь тогда все сомнения отпадут, и он без всяких оговорок будет признан Машиахом. Поскольку библейские пророчества до сих пор не были реализованы, иудаизм считает, что Мессия ещё не пришёл.

В «Послании в Йемен» Маймонид также добавляет, что Мессия впервые появится в Израиле и добавляет ещё некоторые детали.

Мессия в Талмуде

Ожидание прихода Мессии

Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно Маймониду, этот принцип занимает 12 место среди «13 принципов иудаизма»:

Что такое мессия в христианстве. Смотреть фото Что такое мессия в христианстве. Смотреть картинку Что такое мессия в христианстве. Картинка про Что такое мессия в христианстве. Фото Что такое мессия в христианствеБезоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать егоЧто такое мессия в христианстве. Смотреть фото Что такое мессия в христианстве. Смотреть картинку Что такое мессия в христианстве. Картинка про Что такое мессия в христианстве. Фото Что такое мессия в христианстве

В древности, в случаях, когда было сомнение, кто должен быть царём (например, после междоусобной войны или если у царя не было прямого наследника, или если царская власть была по иной причине прервана) царя назначал пророк. Однако считается, что со времён разрушения Первого Храма пророческий дар был утрачен. Выходом из положения является приход пророка Илии (Элияһу һа-Нави), который не умер, а живым был забран на небо. Традиционно считается, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование. Во время пасхального седера есть обычай ставить налитый бокал вина, пустую тарелку и приборы и оставлять открытую дверь в ожидании прихода пророка Илии, предвестника прихода Мессии.

Лже-мессии в еврейской истории

Лжемессии в еврейской истории появлялись неоднократно и с переменным успехом.
Надежды многих евреев были связаны с Бар-Кохбой, который объявил себя Мессией и в 131—135 годах повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Рима. Многие мудрецы, в том числе и Рабби Акива, поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить Иерусалим, однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором Адрианом. Неудача восстания серьёзно пошатнула веру евреев в близкий приход Мессии. Тем не менее, согласно Маймониду, Бар-Кохба не являлся в полном смысле ложным Мессией, а скорее кандидатом на эту роль, не сумевшим её сыграть. [12]

Наиболее известны объявившие себя мессией Давид Реувени, Шабтай Цви, Якоб Франк. В «Послании в Йемен» Маймонид приводит список известных ему ложных мессий, действовавших в Йемене, Ираке, Франции, Марокко, Испании и др.

В религиозном сионизме

Рав Авраам Ицхак Кук отождествил период создания Израиля со временем «начала мессианского процесса» («Мессии из рода Иосифа») и подготовкой к конечному избавлению.

В ультра-ортодоксальных кругах

Представители религиозного антисионизма, такие как р. Тейтельбаум, напротив, обвинили сионизм в еретической подмене истинного мессианства.

В движении Хабад

См. также Мессианство в движение Хабад (англ.).

Мессия в еврейском фольклоре

Согласно преданию, основанном на библейском пророчестве, Мессия должен въехать в Иерусалим верхом на осле.

Вместе с тем еврейский народ создал большое количество идиом и поговорок с упоминанием Мессии, выражающих сильное сомнение в том, что тот придёт очень уж скоро. Вот некоторые из них из еврейского фольклора Нью-Йорка:

Рассказывают, что магид и чудотворец Зуся из Аннополя на вопрос учеников, почему он ложится спать в талесе и тфилине, отвечал, что он ждёт приход Мессии, который может прийти в каждый момент, в том числе и ночью. И когда он придёт, то нельзя задерживаться, а нужно сразу пойти за ним, взяв лишь самое необходимое. А что необходимо еврею даже в лучшем мире — только принадлежности для молитвы. [источник не указан 793 дня]

Христианская традиция

Христианская религиозная традиция считает Мессией Иисуса из Назарета.

В отличие от иудейской традиции, в христианстве приход Мессии разделен на две стадии — два пришествия. В первый раз Мессия пришёл в начале н. э. в лице Иисуса (первое пришествие), а в будущем ожидается Второе пришествие Иисуса с окончательным установлением Царства Божьего.

Трактование мессианских пророчеств Ветхого Завета

Христиане верят, что пророчества Ветхого Завета (ТаНаХа), относящиеся к Мессии, говорят об Иисусе из Назарета. Эта вера опирается на следующие пророчества (но не ограничивается лишь перечисленными ниже):

Родословная. Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина (Быт.49:10). Быть «корнем Иессея» и потомком Давида (ЗЦар 2:4). Согласно текстам Нового Завета (Лк.3:23-38), родословная Иисуса полностью соответствует этим требованиям. При этом следует отметить, что родословные записи в древности хранились в Храме, который был разрушен в 70 году н. э.; таким образом, с момента разрушения Храма и до сих пор не представляется возможным прослеживать чьи-либо родословные с приемлемой достоверностью.

Место рождения. Тот, которого происхождение от дней вечных и кто должен быть Владыкою в Израиле, должен родиться в Вифлееме (Мих.5:2).

Рождение девой. Вера в то, что Мессия должен родиться от девы, основана на тексте Книги пророка Исайи (Ис.7:14).

Оценка в 30 сребреников. Мессия должен быть оценен в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма. (Зах.11:12-13).

Страдания за грехи людей. Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна 53 глава Книги пророка Исайи, которая содержит описание отвержения, страданий и смерти Мессии. Страдания Мессии описывают также пророк Захария (Зах.12:10) и израильский царь Давид (Пс.21:17) предсказывая, что Мессия будет пронзён.

Воскресение из мертвых. Вера в то, что Мессия воскреснет из мертвых, основывается на Псалме 15, а также на завершающих стихах 53 главы Книги пророка Исайи, которые описывают жизнь Мессии после казни (Пс.15:10), (Ис.53:10,12).

Оправдывает людей от грехов. Оправдание от грехов связано с познанием Мессии (Ис.53:11).

В Новом Завете жизнь Иисуса Христа описана как исполнение пророчеств Ветхого Завета и в тексте приводятся многочисленные цитаты из этих пророчеств как евангелистами, так и самим Иисусом.

Свидетельства Нового Завета

Источник

Новое в блогах

Что такое мессия в христианстве. Смотреть фото Что такое мессия в христианстве. Смотреть картинку Что такое мессия в христианстве. Картинка про Что такое мессия в христианстве. Фото Что такое мессия в христианстве

Часть 7 Что такое «Мессия»?

Мессия иудеев или Бог христиан?

Многие христиане не осознают, что главное отличие христианина от иудея заключено не в вопросе «кто такой Мессия?», а в вопросе «что такое Мессия?».

Когда мы предлагаем иудею «принять Иисуса», мы отнюдь не просим о принятии иудейского Мессии, но предлагаем принять христианского Бога.

Аиме Паллиере в книге «Неизвестное святилище» (The Unknown Sanctuary) цитирует М. Лойсона:

Главная причина неприятия евреями христианства заключается в том, что оно отступило от своих корней, сотворив Бога, второстепенного по значению, как выразился Иустин Мученик. Постепенно приравняв Иисуса к Отцу небесному, не заменили ли мы им на практике небесного Отца?

Может ли вера в Иисуса-Бога быть «отступлением от наших корней»?

Разве не в это верили основоположники христианства?

В книге «Этот еврейский Господь» (This Hebrew Lord), Джон Шелби Спонг пишет:

Упрощенное заявление о том, что Иисус — Бог, не встречается нигде в Библии. Нигде!

Разве это возможно?

Если же первые последователи Йешуа (которые все были иудеями) не верили, что Мессия — Бог, во что же они тогда верили?

И почему у христиан и иудеев такие разные взгляды на то, ЧТО такое «Мессия»?

Если в этом заключается фундаментальное отличие между нами, имеет смысл изучить иудейскую концепцию Мессии и рассмотреть вопросы о том, КОГДА и ПОЧЕМУ христианство приняло иной взгляд на божественность Мессии.

Снова, мы должны ответить на вопрос: придерживались ли первые верующие той же концепции Мессии, что и современные христиане?

Иудейский взгляд

Молитва «Шема» иногда называется «иудейским символом веры», поскольку она вводит фундаментальнейшую из иудейских концепций: «Слушай, Израиль, Господь наш Бог, Господь один».

Мессией никогда не заменяли Бога, и никогда не считали его Богом.

В описании первых верующих Нового Завета вы найдете много споров по поводу обращения язычников в веру и общения с ними.

Вам откроются подробности многих обсуждений и дискуссий, относящихся к другим темам.

Однако вы ни разу не встретите полемики относительно божественности Йешуа.

Причиной очевидного отсутствия дискуссий на эту тему является тот факт, что первые верующие не разделяли подобного воззрения.

Если бы вероисповедание первых последователей включало в себя теорию божественности Йешуа, Новый Завет изобиловал бы описанием конфликтов вокруг такого верования.

Исторические свидетельства говорят о том, что первые ученики не считали Мессию Богом. Если это так, тогда КТО же такой Мессия и Что такое «Мессия»?

Два Мессии

В ортодоксальном иудаизме считается, что в конце времен служение будут вести два Мессии: Мессия, сын Иосифа (страждущий раб), и Мессия, сын Давида (победоносный царь).

Согласно традиции, Мессия бен Иосиф сделает так, что воссоединятся Иуда и Израиль. Однако в результате этих усилий Мессия бен Иосиф умрет.

После этого Мессия бен Давид будет править обоими домами Израиля, а в Иерусалиме будет восстановлен Третий Храм, который станет центром поклонения для всего мира.

В Талмуде (Суккот 52а) мы читаем:

По какому поводу произойдет рыдание [в Книге Захарии 12:10]? Мнения Р. Досы и других учителей расходятся по этому поводу. Один толковал, что поводом станет убиение Мессии, сына Иосифа, другой говорил, что поводом станет убиение Склонности ко злу.

Прав тот, кто говорит, что поводом является убиение Мессии, сына Иосифа, поскольку это соответствует стиху Писаний: «И они воззрят на Меня, потому что пронзили его, и будут рыдать о нем, как рыдают об единородном сыне».

В трактате Суккот 52а мы также читаем [толкование Псалма 2:7]:

Наши раввины учили, что Святой, благословен Он, скажет Мессии, Сыну Давида (да явит он себя скоро, во дни наши): «Проси у Меня, и Я дам тебе», как сказано: «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе». Но когда он увидит, что убит Мессия, сын Иосифа, то скажет Ему: «Господь вселенной, я прошу у Тебя дар жизни». «Что касается жизни, — ответит Он, — твой отец Давид уже пророчествовал о тебе», как сказано: «Он просил жизни у Тебя, Ты дал ему [и даже долготу дней на веки и веки]».

Значение понятия «Мессия»

Прежде чем продолжить обсуждение иудейского представления о Мессии, необходимо ответить на вопрос: что же означает слово «Мессия»? Древнееврейское слово «Машиах» означает «помазанник» (или избранник).

Этот титул употребляется по отношению к первосвященнику, царям Израиля и к самому Израилю. В книге «Ранний иудаизм» (Early Judaism) Мартин Джаффи пишет:

Слово «Мессия» является переводом древнееврейского «машиах».

Прямое значение этого слова — «помазанный маслом».

В Торе Моисея, в Книге Левит, этим термином часто описывается Аарон, первосвященник, на которого возложена обязанность проводить служения жертвоприношения в Скинии Собрания.

Мессией также называется тот, кто помазан на царствование над народом Израиля в его земле. Впервые таким помазанником стал Саул, который первым был поставлен царем над Израилем.

1 Царств 24:6-8

Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула. И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень. И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу.

Здесь Давид называет Саула «Мессией Яхве».

Итак, в течение всей истории существовал целый ряд людей, носивших имя «мессия» (помазанник).

Однако, говоря о Мессии, вы прежде всего имеете в виду Мессию бен Давида, правителя конца времен, когда будет построен Третий Храм, и Мессию бен Иосифа, который умирает, чтобы восстановить единство царств Израиля и Иуды.

Связь с Богом

Для ответа на вопрос о том, кто такой или что такое Мессия, имеет смысл прочитать слова, которые Бог говорит Моисею о связи между Ним и Мессией.

В Книге Второзакония 18:18 Бог говорит Моисею:

Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу.

Как видим, Мессия должен был произойти «из среды братьев» и быть таким, как Моисей. Связь с Богом заключается в том, что Он вложит Свои СЛОВА в уста Мессии.

Важно осознавать, что за всю свою историю иудаизм никогда не пытался приписать Мессии божественность. Почему тогда христианство посчитало Мессию Богом?

Языческий фактор

Напомним, что после 70 г. н. э. лидирующие позиции в «христианском» движении стали принадлежать язычникам, которые прежде поклонялись идолам. В Новой Энциклопедии Фанка и Уогнэллза (том 6/ Христианство) (Funk & Wagnalls New Encyclopedia (volume 6/ Christianity) читаем:

Происхождение Церкви

Немаловажной причиной отчуждения христианства от его иудейских корней стало изменение в составе церквей, имевшее место в конце II века (где именно и как это происходило — неизвестно).

В какой-то момент христиане из язычников стали превосходить числом христиан из иудеев.

Языческая или греческая культура выстраивалась вокруг философии и мифологии.

Она вся была пронизана идеей многобожия.

Самым естественным выводом, который могли сделать язычники, было предположение о том, что Йешуа (Иисус) — бог.

Но откуда тогда появились в Евангелиях все отрывки, подобные Иоанну 1, где также сказано, что Иисус — Бог?

Напомним, что наше толкование Писаний находится под сильным влиянием ранних «отцов Церкви», среди которых ко второму веку оказались в основном язычники, хорошо знавшие греческую философию.

В книге «История Бога» (A History of God), Карен Армстронг пишет:

Как и в случае с божественной Премудростью, под «Словом» подразумевался изначальный план творения.

Когда Павел и Иоанн говорили о предвечном существовании Иисуса, они не предлагали идею второй «личности» Божества, как это делает более поздняя тринитарная доктрина.

Они указывали на то, что Иисус превосходит временные и личностные рамки существования.

В силу того, что «власть» и «мудрость», которые он представлял, являются атрибутами и деятельностью Бога, он в каком-то смысле выразил «то, что было от начала».

Эти мысли воспринимались и толковались исключительно как часть иудейского учения до тех пор, пока не попали к христианам из греческой среды.

В Книге Деяний апостолов, написанной приблизительно в 100 г. н. э., мы обнаруживаем, что первые христиане по-прежнему целиком и полностью придерживаются иудейской концепции Бога.

И снова цитата из Мартина Джаффи:

Каноническая Книга Притчей изображает премудрость как Божьего сотрудника, существующего от начала времен.

Этот образ присутствовал во всех направлениях древнего иудаизма. Во многом он напоминает описания Филона Александрийского, который видел в Торе божественный логос (слово, устав), посредством которого Сущность произвела на свет мир.

Все существующее существует благодаря тому, что мироздание опирается на фундамент божественной мысли, Торы.

Во втором столетии лидерство в христианстве перешло от еврейского большинства (хорошо знавшего Тору) к большинству греческому (хорошо знавшему греческую культуру, философию и мифологию).

Чем сильнее становилось греческое присутствие в иудейской секте, тем больше она склонялась к принятию политеистической концепции Бога.

Энциклопедия «Британника» сообщает:

Тринитаристы и унитаристы продолжали противостоять друг другу, при этом унитаристы все еще составляли подавляющее большинство.

Со временем то, что называлось мнением большинства, превратилось во мнение меньшинства.

И, наконец, божественность Мессии стала официальной доктриной церкви, закрепившись благодаря символам веры, различным церковным соборам и утверждению христианства в качестве государственной религии.

Новая Энциклопедия Фанка и Уогнэллза (том 6/ Христианство) (Funk & Wagnalls New Encyclopedia (volume 6/ Christianity):

Соборы и символы веры

Ранние символы веры инициировали процесс создания доктрины божественности Христа в ее соотношении с божественностью Отца и с человеческой природой Христа.
Формулы-определения этих отношений появились в документах нескольких церковных соборов IV-го — V-го веков, наиболее известными из которых являются Никейский собор 325 г. н. э. и Халкедонский собор 451 г. н. э.

На них были утверждены учения о Троице и двойной природе Христа в том виде, в котором они принимаются большинством христиан по сей день.

Создание таких формулировок стало возможным после того, как христианство изменило свой идеологический и терминологический аппарат, создав в процессе философскую теологию, как на греческом, так и на латинском языках, поскольку именно эти две интеллектуальные системы доминировали в Европе в течение более тысячи лет.

Вера в триединое Божество стала единственно признанным пониманием природы Бога.

Всякий, кто осмеливался верить иначе, приговаривался к смертной казни.

Однако на протяжении всей истории находились смельчаки, которые не считали тринитарную концепцию верной.

Карл Гиберсон в статье «Благочестивый еретик, разгадавший космический код», посвященной сэру Исааку Ньютону (Журнал христианской истории [Christian History Magazine]), пишет:

Ньютон предпринял серьезное исследование христианских доктрин и пришел к выводу, что статус кво теологии англиканской церкви был создан в результате изощренного искажения истины первоначального христианства. Эти размышления привели к тому, что он написал более миллиона слов на богословские и библейские темы, — больше, чем на любую другую тему.

Теологические изыскания Ньютона убедили его в том, что доктрина Троицы — это подделка, обман, успешно внедренный Св. Афанасием в четвертом веке. Ньютон считал, что текст Писаний подвергся изменениям, а перу первых христианских авторов были приписаны не принадлежащие им слова и цитаты, чтобы выдать тринитаризм за изначальное христианское учение.

Откуда у Ньютона появилось убеждение в том, что писания подверглись правке?

Говорит ли он это от отчаяния, или для этого есть основания?

Мы обратимся к этому вопросу чуть позже в этой главе. Гиберсон продолжает:

Он [Ньютон] почувствовал отвращение к окружавшей его религии, которую стал считать ложной, — верой идолопоклонников, поклонявшихся Христу как Богу, хотя он был всего лишь посредником между Богом и человеком.

Ньютон был вынужден скрывать свои взгляды, хотя бы частично.

Унитарная точка зрения (вера в Одного Бога), тем не менее, начала приобретать сторонников в Американских колониях.

Унитаристами были такие достопочтимые люди, как Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон. Джефферсон высказывается о Троице так:

«. Малопонятное предположение платонического мистицизма о том, что три — это один, а один — три; и все же один это не три, а три — это не один».

«Мне никогда недоставало сообразительности, чтобы понять смысл Троицы, а прежде чем принять что-то, как мне кажется, необходимо это понять».

Джефферсон считает, что движение «Единого Бога» могло бы развернуться по всей стране, если бы получило религиозную свободу, о которой мечтали отцы-основатели.

В письме Джеймсу Смиту от 8 декабря 1822 года он говорит:

Чистая и простая весть о том, что Творец один, уже почти восходит в Восточных Штатах; она зарождается на Западе и продвигается на Юг; и я с надеждой ожидаю, что нынешнее поколение будет свидетелем того, как унитаризм станет основной религией Соединенных Штатов.

Учение о троице, тем не менее, проникло гораздо глубже, и на его развенчание требовались большие усилия.

Те же, кто не принимал это учение, получали клеймо нехристиан.

Хотя концепция «Одного Бога» не часто встречается в современном христианстве, первые последователи Йешуа (Иисуса) не находили в ней ничего неприятного.

Первые учения

В книге «Исследование истории Церкви» (Exploring Church History) Говард Вос пишет:

Одним из самых ранних заблуждений был эвионизм. Своего расцвета это учение достигло во втором веке, будучи всего лишь продолжением оппозиционного апостолу Павлу иудейского движения.

Некоторые группы, похоже, имели совершенно ясные представления об основах спасения, но настаивали на исполнении закона как на стиле жизни.

Большинство из них отвергали божественность Христа.
Таких взглядов они придерживались для того, чтобы сохранить истинный монотеизм.

Они делали особое ударение на исполнении закона в целом и на обрезании и соблюдении Субботы в частности.

Эвионизм исчез как практика к пятому веку. Он не оказал абсолютно никакого влияния на церковь.

Кем были эвиониты?

Энциклопедия «Британника» (11-е издание) утверждает:

Епифаний с характерной для него путаницей говорит о двух различных сектах: эвионитах и назарянах.

Однако оба названия относятся к одним и тем же людям, причем последнее (назаряне) появилось еще во времена апостолов (Деян. 24:5):

[Мы нашли] сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси…

Первым именем (эвиониты) они обычно называются в церковных документах II-го и III-го веков.

История образования отдельной секты назарян, или эвионитов, не ясна, но с достаточной степенью вероятности можно говорить о том, что это произошло после издания эдикта Адриана, который в 135 году окончательно рассеял первую церковь Иерусалима.

Как указывалось ранее, между Павлом и верующими в Иерусалиме, которые названы в Новом Завете и исторических документах «иудействующими» или верующими «из обрезанных», было заметное расхождение во взглядах. Необходимо, однако, обратить внимание на то, что темой их дебатов было исполнение закона.

Они НИКОГДА не касались вопроса божественности Йешуа (Иисуса).

Почему? Потому что точка зрения Павла по этому вопросу не отличалась от их позиции.

Спор о божественности Иисуса возник гораздо позже, после смерти Павла.

Если же первые последователи Иисуса не считали, что Иисус — Бог, тогда какой концепции они придерживались?

Адопционисты

В книге «Ортодоксальное искажение Писаний» (The Orthodox Corruption of Scripture) Барт Эрман пишет:

Принято считать, что христиане второго и третьего века, независимо от их теологических предпочтений, в целом, разделяли взгляды первых последователей Иисуса.

Современные ученые в большинстве своем соглашаются, что, по крайней мере, адопционисты могли исповедовать это учение.

Эти христиане не были авторами новых взглядов на природу Христа; христология адопционистов формировалась на основе документов, предшествовавших написанию книг Нового Завета.

Далее Эрман утверждает:

Стилистический анализ теологических, литургических и гомилетических отрывков Нового Завета явно указывает на существование более раннего пласта традиции, элементы которой, претерпев изменения, были включены в дошедшие до нас тексты.

Многие из этих дотекстуальных учений несут свидетельства адопционистского влияния.

Относительно эвионитов Эрман пишет:

Согласно ортодоксальным источникам, эвиониты считали себя прямыми последователями апостолов и, подобно первым ученикам Иисуса, прилагали усилия к тому, чтобы сохранить характерные признаки своего иудейства и традиции, включая соблюдение заповеди об обрезании и кашрута.

Бог избрал его Своим Сыном во время водного крещения и поручил ему мессианское служение.

Это служение Иисус завершил смертью на кресте, после которой Бог воскресил его из мертвых и вознес на небеса.

По поводу того, каким Евангелием пользовались эвиониты, мнения различных источников расходятся. Большинство отцов с первой половины второго века (Папий) по вторую половину четвертого века (Иероним) утверждают, что оно представляло собой укороченную версию Евангелия от Матфея (наиболее еврейского по своим внешним признакам), написанного на иврите и не включавшего в себя начальные главы.

Мы не обладаем никакими историческими свидетельствами в пользу того, что в этой группе было принято изменять тексты или исключать из них места, дабы сообразовать их со своей системой верования.

Наоборот — существует огромное количество подтверждений тому, что сторонники доктрины божественности Иисуса не просто изменяли или дополняли тексты, но воспринимали эту практику как нечто само собой разумеющееся.

Делалось это не для того, чтобы ввести в заблуждение или обмануть читателя.

Это были вполне искренние попытки «прояснить» смыл текста.

Однако в результате мы имеем тысячи явно искаженных документов, которые использовались для составления того, что сегодня мы называем Новым Заветом.

Сын Божий

Многие древнееврейские выражения и абстрактные концепции были незнакомы новым языческим лидерам. Возникновение путаницы по поводу божественности Йешуа во многом было связано с популярным в первом веке мессианским званием «Сын Божий».

Язычники видели в этом словосочетании «Бога Сына».

Снова следует сказать, что в этом не было умысла обмануть кого-либо.

Просто этот путь осмысления был наиболее естественным для человека в греческой культуре.

В книге «Учение о Троице» сэр Энтони Баззард и Чарльз Хантинг пишут:

Ответственные историки, как светские, так и религиозные, соглашаются с тем, что евреи времен Иисуса строго придерживались веры в одноличного Бога.

История Церкви свидетельствует о том, что даже концепция двух равных личностей в Боге — Отца и Сына — не имела формальной поддержки в христианских общинах в течение трехсот лет после завершения служения Иисуса, вплоть до Никейского собора в 325 году нашей эры.

Мы, безусловно, не забываем о споре, который произошел после заявления Иисуса о том, что он «Сын Божий». Однако это заявление не следует путать с более поздним учением Церкви о «Боге Сыне» (с. 30, 6, 37).

Иоанн 1:32-48

И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.

И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.

И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.

Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа.

Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.

Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр).

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе?

Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

Разве Иоанн и Нафанаил объявили Йешуа Богом?

Нет, выражение «Сын Божий» является титулом Мессии.

Они объявили, что Йешуа — Мессия, но НИЧЕГО НЕ говорили о том, что он Бог.

Давайте исследуем другие места, где говорится о сыне (сынах) Бога.

В Книге Исход мы обнаруживаем, что дети Израиля названы Божьим сыном.

Исход 4:22-23

И скажи фараону: так говорит Господь [Бог Еврейский]: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.

Словосочетание «сын Божий» встречается в Библии 46 раз (лишь единожды в Танахе/ Ветхом Завете). Словосочетание «сыны Божьи» (форма множественного числа) встречается в Библии 11 раз (пять из них — в Танахе/ Ветхом Завете).

Одним из случаев употребления словосочетания «сын Божий» является отрывок в Книге Даниила 3:92. Он часто используется в качестве доказательства предсуществования Йешуа.

Поскольку Йешуа назван в Новом Завете «Сыном Божьим», то, видимо, это ветхозаветное упоминание также должно относиться к нему. Но разве об этом идет речь в данном отрывке?

Данил 3:92

На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию.
В иудейской традиции четвертый человек, ходящий посреди огня, — это ангел Божий.

Те места Ветхого Завета, в которых встречается словосочетание «сыны Божьи», особенно в Книге Иова (1:16, 2:1 и 38:7), также толкуются как упоминания об ангелах.

Однако это словосочетание может также подразумевать Божьих учеников и избранников. Безусловно, практически все подобные места в Новом Завете именно так и понимаются.

Иоанн 1:12

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами (сынами) Божиими.

Римлянам 8:14

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

Филиппийцам 2:15

. Чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами (сынами) Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире.

1 Иоанна 3:1-2

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми (сынами) Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети (сыны) Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

Павел говорит (Римлянам 8:14), что всякий человек, водимый духом, является «сыном Божьим»; а Иоанн утверждает (1 Иоанна 3:1-2), что «мы теперь сыны Божьи». Павел и Иоанн, конечно же, не имели в виду что мы — Бог.

Вы за кого почитаете Меня?

Иногда полезно рассмотреть не одно, а несколько свидетельств, описывающих то или иное событие, чтобы в полной мере понять то, что было сказано. Когда Йешуа спросил своих талмидим (учеников) о том, кем они его считают, мы обнаруживаем, что Марк, Лука и Матфей несколько по-разному описывают это событие.

Марк 8:29

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

Лука 9:20

Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа (или помазанника) Божия.

Матфей 16:15-16

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Здесь Петр объявляет Йешуа Мессией, но не говорит, что он Бог.

Возвращение изгнанников

Где еще в Писаниях встречается словосочетание «сын(ы) Бога Живого»? Мы находим его в первой главе Книги Осии. Осия был пророком Израиля (Северного царства) во времена, когда царство было разделено.

Осия 1:10-11

Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога Живаго». И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения; ибо велик день Изрееля!

В этом отрывке говорится о народе Северного царства (дома Израиля), который потерял свою самоидентификацию, потому что перестал следовать Божьим наставлениям.

Он будет возвращен из изгнания в конце веков. В это время люди покаются (вернутся к Богу), вновь объединятся в один народ с Южным царством (Иудеей) и поставят «одну главу», «Мессию, сына Давида», который будет управлять миром из Иерусалима. Но прежде чем Мессия, сын Давида, приступит к правлению, Северное царство, Израиль, должно вернуться из изгнания. Об этом говорит Павел в Послании к Римлянам, глава 8.

Римлянам 8:19

Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих.

Итак, мы видим, что словосочетание «сын Божий» не тождественно выражению «Бог Сын».

Это, скорее, мессианский титул, связанный с возвращением изгнанников.

Но если речь идет лишь о неверном толковании древнееврейского термина «сын Божий», тогда почему вера в Иисуса-Бога удерживалась в течение последних 2000 лет?

Одной из причин является тот факт, что мы, глядя на жизнь сквозь определенную призму, приводим все наши толкования, разъяснения и «исправления» в соответствие с принятым нами углом зрения.

Мы просто видим то, что хотим увидеть.

Искажение Писания

Начало второго века — это именно то время, когда зародилась большая часть церковных ортодоксальных учений.

В течение второго и третьего веков документы, составившие Новый Завет, подверглись редактированию в целях утверждения ортодоксии.

Эрман документально подтверждает многие случаи подобного редактирования.

Именно христологические дебаты второго и третьего веков в конечном счете привели к созданию доктрины о Троице.

Ортодоксальные переписчики нередко вносили изменения в те отрывки, которые могли бы подтвердить, что Иисус стал Сыном Божьим только во время крещения (Лук. 3:22; Деян. 10:37, 38; Иоан. 1:34), либо после воскресения (Рим. 1:4), либо в какой-то определенный момент, который не уточняется (напр., Лук. 9:35; 1 Иоан. 5:18).

Соответственно, они изменяли и другие отрывки, дабы подчеркнуть свою точку зрения, согласно которой Иисус был Сыном Божьим до своего крещения (Мар. 1:1) или даже до своего прихода в этот мир (Мат. 1:18).

Наиболее часто встречающееся искажение текста, направленное против учения адопционистов, — это использование слова «Бог» по отношению к Иисусу. Иногда подобные изменения становятся широко признанными (1 Тим. 3:16; Иоан. 1:18); чаще они ограничиваются только частью традиции (напр., Мар. 1:3; 1 Иоан. 3:23; Иоан. 10:33; 19:40) или же встречаются исключительно в ранних версиях (напр., Лук. 1:17, 76; 2:26). Время от времени подобные изменения обнаруживаются в рукописях, датируемых как раз интересующим нас периодом (напр., 2 Петр. 1:2; Иуд. 5).

Даже в тех случаях, когда все свидетели, говорящие в поддержку того или иного прочтения, принадлежат к более позднему периоду, они, судя по всему, отражают мнение более раннего времени (напр., Мар. 3:11; Лук. 7:9; 8:28).

Кроме того, божественная природа Христа иногда доказывалась путем приписывания Богу качеств Христа и его деяний (например, слова о крови и страданиях Бога, ср. Деян. 20:28; 1 Петр. 5:1) или, наоборот, путем приписывания Божьих качеств Христу (напр., слова о Христе как о «судье всей земли», ср. 1 Кор. 10:5, 9). Наконец, особое ударение на божественности Христа, свойственное ортодоксальному учению, нередко приводило к недооценке его человеческой природы.

Насколько мы можем судить, переписчики никогда не отвергали идею о том, что Иисус был человеком в полном смысле слова.

В противном случае они столкнулись бы с совершенно иной проблемой, поскольку в тексте стали бы находить подтверждения доцетистской христологии, с которой ортодоксы сражались на другом фронте.

Однако переписчики все же изменяли отрывки, которые могли показывать человеческие слабости и несовершенства Христа, не приставшие тому, кого почитают как божество.

Они вносили поправки в тексты, подразумевавшие, что Христос не всеведущ (Мат. 24:36) или несовершенен в духовном смысле (Лук. 2:40), а также в те, которые указывали на то, что он смертен (Иоан. 19:5) и подвержен человеческим искушениям и грехам (Евр. 2:18; 10:29).

Ниже приведены несколько примеров изменений, внесенных в первоначальный текст:

И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!

И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты сын Мой. Сегодня Я родил Тебя.

И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте.

И был из облака глас, глаголющий: Сей есть сын Мой, избранник; Его слушайте.

И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.

И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть избранник Божий.

И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…

И беспрекословно — великая благочестия тайна: Тот, Кто явился во плоти…

Ранние языческие «отцы Церкви» прилагали неимоверные усилия к тому, чтобы утвердить статус Иисуса как Бога.

Евреи, даже те, которые жили в первом веке, НИКОГДА не имели концепции Мессии-Бога.

Мессия должен быть помазанным царем и сыном Божьим, но он НЕ должен быть Богом.

Псалом 2:2, 6-7

Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; Возвещу определение: господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя.

Если Мессия не Бог (ставший человеком, дабы искупить грехи всего мира), тогда кто же он?

Мессия бен Иосиф

Мессия — это Божий посланник, через которого осуществляется искупление Израиля. Давайте вновь обратимся к еврейскому пониманию Мессии.

Обратите внимание на тот факт, что в иудейской теологии существуют два Мессии: Мессия бен Иосиф и Мессия бен Давид.

Смерть Мессии бен Иосифа способствует объединению двух царств Израиля.

Первые последователи Йешуа были убеждены в том, что Исаия пророчествовал о Йешуа в таких отрывках, как Ис. 53:5.

В наши дни эти отрывки зачастую толкуются как относящиеся к Израилю. Тем не менее, Мартин Джаффи отмечает:

Божественный слуга отождествляется с Израилем, однако этот слуга, кроме всего прочего, придет «для восстановления колен Иаковлевых».

Означает ли это, что Израиль является своим собственным искупителем?

Поскольку первым должен прийти Мессия бен Иосиф, что нам следует искать и как нам распознать его, когда он придет?

Мы знаем, что Мессия бен Давид будет потомком царя Давида, но что нам известно о Мессии бен Иосифе?

Будет ли он потомком Иосифа?

Нет, не по этой причине он именуется Мессией бен Иосифом.

Одной из причин подобного титула является тот факт, что сначала его не узнают.

Подобно Иосифу, который не сразу открылся братьям, Мессия бен Иосиф также сначала не будет узнан, но позже обнаружится, кто он такой.

Девятая глава Книги Даниила часто называется «Пророчеством о семидесяти седьминах» (490 лет). Люди, жившие в первом столетии, верили, что это пророчество предсказывает время прихода Мессии.

Даниил жил в Иудее через сто лет после пленения северного царства (Израиля) ассирийцами.

Когда Даниил был еще молод, Иерусалим и первый Храм были разрушены, а народ Иудеи был также уведен в плен. Даниил вырос в Вавилоне, где и записал свое пророчество.

Даниил 9:26

И по истечении шестидесяти двух седьмин (434 года) предан будет смерти Христос, и не будет; а город (Иерусалим) и святилище (Храм) разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.

Не забывайте, что Даниил написал это пророчество уже после того, как первый Храм был разрушен. Следовательно, это пророчество относится к разрушению ВТОРОГО Храма.

Даниил получил это пророчество ЕЩЕ ДО ТОГО, как второй Храм был построен.

Кроме того, это пророчество НЕ о Мессии бен Давиде, так как Мессия, упомянутый здесь, умирает.

Это пророчество о Мессии бен Иосифе.

Именно благодаря его смерти изгнанники вернутся в свою землю, в результате чего северное и южное царства снова объединятся.

Обратите внимание на то, что второй Храм будет разрушен после прихода Мессии.

Второй Храм был разрушен в 70 году нашей эры. Как это могло произойти, если изгнанники северного царства еще не возвратились, и случится это только в конце времен?

О чем конкретно сообщает нам пророчество? Оно утверждает, что Мессия бен Иосиф умрет прежде разрушения второго Храма, но ничего не говорит о возвращении изгнанников.

Тем не менее, из других источников нам известно, что именно благодаря его смерти возвращение это станет возможным, но произойдет оно не ранее конца времен. Мог ли Йешуа быть Мессией бен Иосифом?

Были такие люди, которые это допускали, в том числе и Каиафа, первосвященник, живший в первом веке.

Иоанн 11:47-53

Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб.

Йешуа упоминает о составленном против него заговоре (цитируя Псалом 34:19) несколькими главами ниже, в Иоан. 15:25.

Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

Время скорбных событий

Первый век был отмечен рядом знаменательных исторических событий.

Для иудаизма одним из наиболее горестных событий стало разрушение второго Храма.

Иоанн 2:19-20

Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего.

Обратите внимание на то, какой необычный ряд обстоятельств привел к смерти Йешуа.

Хотя фактически он был казнен язычниками (римлянами), приговор ему был вынесен его собственным народом (Синедрионом).

Тем не менее, в 30 году нашей эры случилось нечто такое, что вынудило Синедрион (иудейский верховный суд в первом веке) физически покинуть Храм, так что они не могли больше выносить смертные приговоры.

В самом деле, больше они никого уже не приговаривали к смерти.

Надо отметить, что это не единственное изменение, произошедшее в Храме в то время. В Талмуде, в трактате Йома, сказано:

За сорок лет до разрушения Храма произошло следующее: жребий козла на Йом Кипур перестал выпадать на правую сторону; красная шерстяная лента, раньше менявшая цвет на белый (что символизировало Божье прощение), перестала белеть; западный семисвечник стал сам по себе гаснуть, а ворота храма открывались сами собой. [Йома 39б]

Храм был разрушен в 70 году нашей эры. Разве не является удивительным совпадением то, что все это начало происходить за сорок лет до разрушения Храма, в 30 году нашей эры?

В Вавилонском Талмуде сказано:

Но не нашли ничего в его защиту, и его повесили в канун Пасхи. [Сангедрин 43а]

Вера в то, что Йешуа был Мессией бен Иосифом, что он воскрес из мертвых и однажды возвратится как Мессия бен Давид, вполне укладывается в рамки толкований иудейских пророчеств, однако вера в то, что Мессия — Бог, является в корне неверным пониманием учений и терминологии первого века.

Однако, как мы говорили выше, термин «Сын Божий» был мессианским титулом и не подразумевал,

Что же произошло? Ведь первостепенной целью и заданием Мессии Бен Иосифа является спасение Израиля (Божьих детей, рассеянных по всему миру), и задача эта до сего дня остается невыполненной. Как отмечает Мартин Джаффи:

Ранние еврейские последователи Иисуса из Назарета, безусловно, видели в нем исполнение мессианских обетований. Однако он умер, словно преступник, и оставил мир в Изгнании, таким, каким он был и прежде, несмотря на все разговоры о его воскресении.

Что это означает? И в чем заключается смысл спасения?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *