терпимость и толерантность философско этических учениях

Терпимость и толерантность философско этических учениях

терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть фото терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть картинку терпимость и толерантность философско этических учениях. Картинка про терпимость и толерантность философско этических учениях. Фото терпимость и толерантность философско этических учениях

Процессы глобализации ставят перед образованием задачу формирования такой личности, которая обладала бы толерантностью, была готова и способна жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Ее формирование превращается для отечественного образования в стратегически значимую цель, и потому проблема исследования сущности данного понятия требует поиска философских и психолого-педагогических оснований.

Необходимость разработки парадигмы толерантности в России обосновывает А.Г. Асмолов. Характеризуя образование как институт социализации личности и признавая наличие двух «методологий»: психологии жизни («культуры достоинства») и психологии выживания («культуры полезности»), он подчеркивает, что только «культура достоинства» включает в себя ценностные установки на развитие индивидуальности, свободы и саморазвитие личности [5].

Отметим, что понятие толерантность – сравнительно новое в отечественной и западной науке, появившееся в 80-е годы ХХ века. Однако идеи терпимости, ненасилия и гуманности, достаточно близкие к этому понятию, обнаруживаются в разнообразных философских, психологических и педагогических учениях.

Основы проблемы толерантности как общечеловеческой ценности заложены в философском учении о ценностях – аксиологии. Ключ к пониманию феномена дает анализ таких взаимосвязанных ценностей, как «ненасилие», «свобода», «равенство», «человек», «другой».

Проблема ненасилия, терпимости была поставлена в различных религиозных концепциях, в философских, психологических и этических учениях. Примеры ее теоретической разработки обнаруживаются у Аристотеля, Ф. Вольтера, И. Канта, М.Л. Кинга, Н. Кузанского, Дж. Локка, У. Оккама, Платона, Н.К. Рериха, Ж.-Ж. Руссо, Сократа, Л.Н. Толстого и др.

Большое разнообразие представленных в них взглядов можно объединить в четыре направления в рассмотрении данного феномена: ненасилие как:

1) нравственный принцип взаимодействия людей;

2) форма общественно-политической борьбы;

3) отношение человека к природе и всему живому;

4) способ разрешения глобальных проблем человечества.

Идеи ненасилия как ценности и основы формирования толерантных отношений получают свое дальнейшее развитие в гуманистической психологии в работах А. Маслоу, К. Роджерса, В. Сатир, Э. Шострома и др. Представителями данного направления признается уникальность личности, способной самостоятельно выбирать свой жизненный путь. С позиций гуманистической психологии понимание и принятие себя, гармония с собственными переживаниями позволяют жить в согласии с окружающими людьми, устанавливать доверительные отношения. Таким образом, позиция ненасилия выражает стремление человека строить отношения с людьми без открытых и скрытых форм принуждения.

Актуализация такого качества, как толерантность, неразрывно связана с другими человеческими свойствами – стремлением к свободе и признанием ценности другого человека. Рассмотреть процесс формирования толерантного отношения к «другому» позволяет экзистенциальная философия. В учениях Н. Бердяева, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса гуманное отношение к другому человеку связано с феноменом свобода. Анализ взглядов экзистенциалистов на проблему свободы и другого человека приводит нас к выводу о том, что формирование ценностного отношения человека к другому можно связать с процессом конструирования самого себя, открытия собственной способности быть свободным. Следовательно, с точки зрения экзистенциализма, толерантность – это особый принцип существования того мира, который человек строит на основе понимания и принятия множественности бытия и признания неизбежности существования различий. Осознание силы многообразия делает богаче жизнь человека, он стремится быть открытым для сосуществования с другими.

Таким образом, современное представление о толерантности было подготовлено деятельностью философов и психологов, важнейшими результатами трудов которых является признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между различными социальными группами. Феномен толерантности связан с внутренним ощущением человеком собственной свободы, позволяющим ему самостоятельно определить свою позицию в сфере человеческих отношений, противостоять предрассудкам, восприятию «инаковости» как отклонения от нормы.

Следует отметить, что понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, в различных культурах, вследствие чего имеет разные смысловые оттенки [4]. Термин «толерантность» происходит от латинского глагола tolerо («нести», «держать», «терпеть»). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в английской интерпретации – tolerance – где наряду с терпимостью он означает «допускать».

В настоящее время это понятие имеет широкий диапазон интерпретаций в разных языках. И в каждом из этих определений, с одной стороны, обнаруживается различие культур, исторического опыта, с другой стороны, выражается сущность толерантности – требование уважать права других быть такими, какие они есть; восприятие человеческого рода как единого и взаимозависимого.

Поскольку проблема толерантности является междисциплинарной, понятие «толерантность» имеет широкий диапазон смысловой нагрузки. Следует заметить, что в настоящее время не существует единого, всеми признанного определения толерантности. А.Г. Асмолов [5] предлагает рассматривать толерантность в следующих контекстах: эволюционно-биологический, медицинский, биосоциальный, социальный, этический, политический, философский, психологический.

Анализ современных источников по рассматриваемой проблеме показал, что понятие толерантность трактуется авторами как личностное свойство, означающее принятие другого человека, взаимную помощь и доверие, признание ценности многообразия человеческой культуры (А.Г. Асмолов); критический диалог, позволяющий расширить «горизонты своего собственного опыта» (В.А. Лекторский); интуитивное восприятие единства человечества, всеобщая взаимосвязь людей и уважение прав другого (Г.У. Солдатова); настроенность человека на понимание и диалог с другими (Р.Р. Валитова); привилегия сильных и умных людей продвигаться по пути к истине через диалог и разнообразие мнений и позиций (В.А. Тишков); терпимость к ино-культуре, ино-мыслию, ино-верию (С.К. Бондырева) и др.

В новой философской энциклопедии, толерантность определяется «как качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности, и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом «иное». Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с «другим», признание и уважение права на отличие».

Таким образом, понятие толерантности, хотя и отождествляется с понятием терпения или терпимости, имеет более яркую активную направленность и диалогическую основу.

В качестве пассивной и активной позиции рассматривают толерантность Р.Р. Валитова, М.В. Соколов, О. Хеффе и др. Если суть толерантности – незнание «другого», безразличие к нему или снисхождение, тогда речь идет о пассивной позиции. Если же толерантность предполагает заинтересованное отношение к «другому», понимание другого и признание его прав, в данном случае позиция активная.

Сходной позиции придерживается М.Б. Хомяков, выделяя «сильное» и «слабое» определения этого понятия. В «слабом» определении под толерантностью понимается любое ненасильственное допущение существования другого, от уважения и принятия до вынужденного дозволения [12, с. 100]. «Сильные» определения максимально фокусируют это понятие и, по мнению О. Хеффе, признают толерантность как потребность сделать ее составной частью личности, а именно позицией [11, с. 27].

На важность диалога в становлении толерантности указывают многие философы и психологи. В качестве примера можно назвать диалогическую культурологию М.М. Бахтина или М. Бубера. «Диалог – это наиболее естественный и полноценный способ бытия человека как личности, конструктивный потенциал межличностных отношений» [12, с. 110–111].

Согласно В.А. Лекторскому [4], переосмысление «я» в процессе диалога, опирающееся не только на понимание и восприятие «другого», но и критическое осмысление своего «я», формирует толерантное отношение к «другому» и направлено на свободную самореализацию индивида. Таким образом, способность к диалогу, т.е. понимание естественности и неизбежности различий между людьми, готовность уважать эти различия, а также признание прав и свобод каждого человека, способности к со-существованию с другими людьми, выступает главным условием толерантности.

Исследуя проблему толерантности с социально-педагогических позиций, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, П.Ф. Комогоров, В.И. Таланов, И.В. Шеламова подчеркивают, что сфера образования должна инициировать интерес общества к проблеме толерантности. Образование должно быть заинтересовано в поддержке диалога культур, акцентировать внимание на взаимовыгодном сотрудничестве во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Так, Б.С. Гершунский считает, что «формирование менталитета толерантности – важнейшая стратегическая задача образования в XXI веке» [2, с. 8].

Анализируя источники по проблеме исследования, мы обратили внимание на то, что феномен толерантности в педагогике, как в философии и психологии, также рассматривается в качестве социокультурной основы ненасилия [1]. Согласно Е.А. Ямбургу, в современной ситуации ключевая ценность, вокруг которой должен строиться воспитательный процесс, – ненасилие. Ненасильственная модель межличностных отношений в школе базируется на принципах гуманистической педагогики, признающей личность главной ценностью, целостной системой, способной к самоактуализации.

Проблему толерантности, на наш взгляд, следует анализировать с позиций гуманной педагогики, где приоритетами являются стремление к развитию, свободе, сотрудничеству (в подходе Ш.А. Амонашвили); гуманитарной парадигмы, связанной с именами Д. Дьюи, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого и др. (в подходе И.А. Колесниковой); понимающей педагогики Н.Б. Крыловой, педагогики поддержки, представленной О.С. Газманом, Н.Н. Михайловой, С.Д. Поляковым, С.М. Юсфиным, целью которой является создание условий для поддержки ребенка в построении личной траектории жизненного пути.

Целью гуманистической педагогики является сам ребенок, который осуществляет свободный выбор. Главная задача – помочь ребенку максимально полно реализовать его возможности, познать свою идентичность и предназначение. О важности свободы для развития личности высказывались как зарубежные, так и отечественные педагоги: К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, И.И. Давыдов, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский.

Ключевой характеристикой педагогики поддержки, созданной в 90-х годах ХХ века О.С. Газманом, является свободоспособность – способность к автономному нонконформистскому существованию, стремление самостоятельно и независимо строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать свое предназначение, осуществляя индивидуальный выбор.

Явление толерантности можно исследовать также с позиции понимающей педагогики Н.Б. Крыловой. Идея толерантности соприкасается в ней с идеями свободы, сотрудничества и поддержки как основных ценностей. Понимающая педагогика основывается на признании того, что за ребенком остается право на выбор и самоопределение в измерениях: «Свобода» – «Не-свобода», «Самость» – «Другие». Основанием этого подхода является идея, что свобода – это независимость от произвола другого, а категория «понимание» означает понимание и принятие другодоминантности с помощью опыта, интуиции и эмпатии [3, с. 281].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в прогрессивной педагогической мысли за ребенком признается право на обладание свободоспособностью – способностью самостоятельно принимать решения относительно своего жизненного пути и нести ответственность за свой выбор.

Дальнейшее освещение проблемы толерантности в ракурсе педагогической теории требует осмысления содержания понятия «толерантность», которое имеет в педагогике неоднозначное толкование. В педагогическом словаре Б.М. Бим-Бада приводится психологическая трактовка толерантности: «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации» [6].

В современном словаре по педагогике Е.С. Рапацевич под толерантностью понимается терпеливость, выносливость, устойчивость при наличии фрустраторов и стрессоров, сформировавшаяся в результате снижения чувствительности к их повторяющемуся воздействию; терпимость к различным мнениям, непредубежденность к оценке людей и толпы [9].

Ни одно из этих понятий не отвечает полностью тому содержанию, на котором выстраивается наше исследование по формированию гендерной толерантности у школьников [13]. Анализ современных источников по изучаемой проблеме позволил установить, что толерантность трактуется различными исследователями как принятие, уважение и утверждение культурных различий, осознание того, что мир является многомерным (Г.Д. Дмитриев); ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании представителей иных культур (П.В. Степанов); уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного и группового взаимодействия (Н.А. Асташова); реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и разными группами, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения (Л.В. Байбородова).

Важное для нашего исследования дополнение внесено Б.З. Вульфовым, согласно которому, толерантность – это реализуемое состояние личности, двуединство готовности и подготовленности. Готовность – это внутреннее состояние, мотивация, способность положительного отношения к объекту, подготовленность – практические умения коммуникации и понимания другого [1, с. 14].

Исчерпывающее определение этому понятию дается И.В. Понкиным. Толерантность, согласно автору, – это искренняя, осознанно уважительная терпимость, специфическая психологическая установка, ориентирующая на уважительное восприятие чужой этнической или религиозной самобытности, других культур, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей, мировоззренческих убеждений и мнений, проявлений человеческой индивидуальности как достойных уважения. Она связана с активным психологическим процессом, направленным на внутреннее психологическое преодоление или ослабление нетерпимости и неприятия отличающегося на уровне собственного менталитета, с волевыми усилиями по ослаблению реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межрелигиозных, межнациональных и в целом межличностных отношениях и стремлению к мирному сосуществованию и взаимопониманию [7, c. 25–26].

Анализируя вышеизложенные определения, можно сделать вывод о том, что в педагогическом ракурсе толерантность свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов) и позиции другого; определение тактики поведения с другими; взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с другими и сохранять свое «Я»); анализ результатов взаимодействия.

Таким образом, анализ философской и психолого-педагогической литературы по данной проблематике позволил нам сделать следующие выводы: общим методологическим принципом изучения феномена толерантности выступает принцип гуманизма, так как толерантность не приемлет насилия, жестокости, посягательства на свободу личности; толерантность – это проявление свободоспособности человека как способности осуществлять осмысленный, ответственный и свободный выбор собственной позиции в отношении «других». Толерантность как особый способ взаимоотношения и взаимодействия людей возможна на основе диалога с иными точками зрения и позициями. Толерантность формируется на базе социокультурного опыта народа и проявляется в различных формах и границах; культура выступает в качестве аксиологической основы толерантноcти.

Рецензенты:

Лукьянова М.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой менеджмента и образовательных технологий факультета дополнительного образования, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск;

Калинина Н.В., д.псх.н., доцент, заведующая кафедрой педагогических технологий дошкольного и начального образования факультета дополнительного образования, ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск.

Источник

Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте

терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть фото терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть картинку терпимость и толерантность философско этических учениях. Картинка про терпимость и толерантность философско этических учениях. Фото терпимость и толерантность философско этических учениях терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть фото терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть картинку терпимость и толерантность философско этических учениях. Картинка про терпимость и толерантность философско этических учениях. Фото терпимость и толерантность философско этических учениях терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть фото терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть картинку терпимость и толерантность философско этических учениях. Картинка про терпимость и толерантность философско этических учениях. Фото терпимость и толерантность философско этических учениях терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть фото терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть картинку терпимость и толерантность философско этических учениях. Картинка про терпимость и толерантность философско этических учениях. Фото терпимость и толерантность философско этических учениях

терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть фото терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть картинку терпимость и толерантность философско этических учениях. Картинка про терпимость и толерантность философско этических учениях. Фото терпимость и толерантность философско этических учениях

терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть фото терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть картинку терпимость и толерантность философско этических учениях. Картинка про терпимость и толерантность философско этических учениях. Фото терпимость и толерантность философско этических учениях

ВВЕДЕНИЕ

Человечество перешагнуло порог третьего тысячелетия. Мы живем в век глобализации экономики и всё большей мобильности, формирования общемирового экономического пространства, интенсивности развития средств массовой коммуникации, приведших к интернационализации всех сторон человеческого бытия, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальной структур. Эти изменения среды обитания людей послужили предпосылкой необходимости выведения мышления подрастающего поколения человечества на новый «планетарный» уровень. «Планетарное сознание» должно способствовать формированию у каждой личности таких качеств как способность понимания, толерантность, доброжелательность по отношению ко всем людям в мире. (А.С. Кочарян, В.Э. Савенок, Д. Хадсон и другие).

Актуальность научных исследований, посвященных толерантности, представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим другую религию и придерживающимся другой систему ценностей, долго накапливающаяся сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев – результаты действия разрушительной и испепеляющей силы, имя которой нетерпимость. Она бушует сегодня во всем мире. Что касается России, то в ней нетерпимость приобрела в последние годы чудовищную силу. (В.А. Лекторский).

В интересах международного сотрудничества существенно важно, чтобы отдельные люди, общины, нации признавали и уважали культуру, плюрализм человеческого сообщества. Толерантность является не только важным принципом, но и необходимым условием мира и социально- экономического развития всех народов.

Человечество в целом уже породило внутри себя настоятельную потребность во взаимопонимании и терпимости различных народов друг к другу. Неслучайно 1995 год был объявлен ООН «Годом Толерантности», а каждый год 16 ноября – Международный день, посвященный толерантности.

Главную роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

Необходимо разработать простые и привлекательные принципы педагогики Толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы. (Г.Д. Дмитриев, В.А. Тишков).

Данное положение распространяется и на дошкольный возраст, которому принадлежит огромное значение в первичном складывании личности. В дошкольном и младшем школьном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и другие).

Стремление изменить мышление человека в сторону глобальности характерно не только для современного этапа развития отечественной педагогики. Международные семинары педагогов показывают, что этими проблемами занимаются многие ученые различных стран. Несмотря на различный уровень экономического развития, в области воспитания встают одни и те же вопросы, поскольку мы живем в мире взаимозависимости. Ученые Франции, Японии, США и других стран считают, что воспитывать уважительное отношение к другим людям, проявлять к ним интерес необходимо с дошкольного детства, когда ребенок «открыт» влиянию многих культур.

Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного возраста и отсутствие научно обоснованных технологий этого процесса, что и обусловило выбор темы исследования: «Формирование толерантности как качества личности детей старшего дошкольного возраста».

терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть фото терпимость и толерантность философско этических учениях. Смотреть картинку терпимость и толерантность философско этических учениях. Картинка про терпимость и толерантность философско этических учениях. Фото терпимость и толерантность философско этических учениях

Объект нашего исследования – старшая группа в ДОУ.

Предмет – особенности формирования толерантности у детей старшего возраста дошкольного возраста.

Цель – обосновать содержание, пути и средства формирования и воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.

2. Выявить особенности старшего дошкольного возраста.

3. Выявить специфику формирования толерантности в дошкольном возрасте.

4. Рассмотреть характер организации педагогической деятельности в старшем дошкольном возрасте и выявить педагогические условия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Понятие «толерантность» в философском и социальном контексте

Потребность поиска элементов, способствующих «сглаживанию» противоречий и конфликтов реальной жизни привела к возникновению понятия «терпимость».

В греческой философии требование меры в удовольствиях и поведении стало одной из основных нормативных установок античной этики, связанной тесно с идеей равенства людей. Гераклит и софисты делают вывод о произвольно характере человеческих суждений и оценок, с одной стороны, а с другой – об объективности человеческого знания.

В исследования В.М. Золотухина, посвященных генезису понятия «терпимость», мы можем проследить историю возникновения и развития понятия «толерантность».

С момента обоснования Протагором того, что «человек есть мера всех вещей», изменяется взгляд на человека, т.е. доминирующим становится самосовершенствование человека, определяющего его жизнедеятельность и выработку норм собственного поведения. Протагор также подчеркивает, что людям не хватает «умения жить обществом», которое возможно только при условии введения среди людей «стыда» и «дружественных связей», обуславливающих основу объединения людей.

Демокрит особо акцентирует внимание на то, что «стыд» и «долг» определяют внутренние ограничители действий человека и различает право и мораль. Платон в своем диалоге «Горгий» воспроизводит идеи Сократа и формулирует понятие «терпение», связанное с интеллектуальным аскетизмом, вписывающимся в человекоутверждающее мировосприятие и являющимся предпосылкой духовного и социального сплочения.

В практической направленности этики Аристотеля, где основой добродетели является «середина», Золотухин находит обоснование «терпимости» как безотносительного понятия к чему-либо, предполагающее возможность равноценного существования различных вещей, а, в сфере нравственности, определяющее моральное поведение человека и его соотнесенность с другими людьми. Отождествляясь с воздержанностью, «терпимость» способствует достижению «высшего блага» и выступает как один из моральных принципов.

Представитель позднего стоицизма Сенека рассматривает «терпимость» как основу для мужества, ибо в ней есть разумность, упорство и относится к тем благам и желаниям, исполнение и прославление которых осуществляется не «толпой поздравителей», а благоговением коленопреклоненных.

Тертуллиан, представитель ранней патристики, в своем трактате «О терпении» отводит терпимости первостепенную роль. Общезначимость и практическая ценность «терпения» для него несомненны. Оно существует виде Божественного, определяющего смирение и аскетизм.

Наряду с единообразием в душе, «терпимости» свойственно и многообразие, находящееся в образе телесной добродетели, где принимает формы «жертвенного самоуничтожения» и «телесного воздержания».

Христианская концепция «терпимости» складывалась в результате реализации потребности человека в гуманности и достижении равенства между людьми. Основанное на «любви», «смирении» и «всепрощении», терпение находится под охраной суровой стыдливости, которая способствует воспитанию христиан как добродетельных и послушных граждан по отношению к тем, кого Бог поставил над ними.

В эпоху Просвещения происходит актуализация «терпимости».

Дж. Локк связывает «терпимость» с проявлением насилия, для которого необходимо определить предел существования. «Терпимость» связывается с обеспечение и сохранение справедливости, а в случае её нарушения, государство имеет право подавлять эти попытки путем допустимого «принципом терпимости» наказания.

Терпимость, для И. Канта, противопоставлена ненависти, характеризует достоинство и честь человека и воспитывается как обязанность, проявляемая через дисциплину.

И.В. Гёте, а в последующем Шиллинг и Гегель, эстетический характер добра ставит исходным пунктом критики общества, где мораль предохраняет человека от деградирования, чему в немалой степени способствует толерантность.

Ч. Дарвин, опираясь на то, что нравственное чувство основано на «общественных инстинктах» где «нравственная совесть» заставляет рефлексировать собственное «Я», подчеркивает самоопределение, выражающееся у человека в форме стыда, сожаления, раскаяния или жестокого упрека и, в конечном итоге, способствует развитию «терпимости» как к самому себе, так и к другим, особенно к тем, к кому человек питает чувство симпатии. Терпимость приобретается в зависимости от условий усложнения инфраструктуры общества.

На основе вышесказанного можно заметить, что возникновение понятия «терпимость», а затем понятия «толерантность» связано, прежде всего, со стремлением человека к саморазвитию, самосовершенствованию, а так же с желанием жить в гармоничном гуманном обществе и с идеей равенства людей.

Сегодня толерантность предполагает проявление уважения к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их, что нет народа лучше или хуже других. Главное в каждом – каков он «человек», а не к какой национальности принадлежит. Достоинства и недостатки людей – их личные, а не относятся к данному народу. Кичиться своей принадлежностью к той или иной национальности – признак бескультурья, невоспитанности. Надо искать не пороки, а ценности человека или народа и на них опираться в общении и деятельности.

Терпимость вовсе не означает «всеядность» или безразличие к любым взглядам и действиям. Очевидно, аморально и преступно мириться, например, с расизмом и призывами к насилию. Но важно уважительно, спокойно, взвешенно относиться к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Признание права на отличие – основа терпимости, в особенности, когда речь идет о правах меньшинств.

Декларация принципов толерантности, утвержденная на генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года, гласит: толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Толерантность – обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма, демократии и правопорядка. Толерантность – это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это так же означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *