термин e learning заменил понятие дистанционное обучение
Чем отличается дистанционное обучение от электронного и онлайн
Сегодня учиться можно по-разному: вузы, колледжи, школы и учреждения дополнительного профессионального образования предлагают дистанционное, электронное и онлайн-обучение. Чем эти способы получения знаний отличаются друг от друга и что у них общего? Все ответы – в этой статье.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Эти два понятия определяет ФЗ № 273 в статье 16. Из длинного и запутанного официального определения следует, что:
Электронное обучение (electronic learning, e-learning) необязательно должно быть дистанционным (на расстоянии) и онлайновым. Если студент приходит на занятия в университет, садится за компьютер, входит в оцифрованную вузовскую библиотеку, не выложенную в свободном доступе в Сети, читает виртуальный учебник, а потом сдает тесты на этом же не подключенном к интернету компьютере, то это тоже будет электронным обучением.
Дистанционные образовательные технологии – термин еще более многозначный. Так можно назвать всё что угодно – хоть пересылку заданий и выполненных контрольных работ обычными почтовыми операторами, хоть курьерскую доставку переписки студентов и преподавателей, хоть голубиную почту. И все это тоже будет одной их технологий дистанционного обучения. Но главным образом под ДОТ понимаются методы и средства, основанные на использовании информационных телекоммуникационных сетей (ИТС) – современных систем передачи информации: интернета, сотовой связи – для дистанционного обучения.
Фактически ДОТ и электронное обучение могут существовать по отдельности, но современное образование предполагает их тесную взаимосвязь, на которой строится дистанционное обучение и в вузах, и в колледжах, и в школах.
Дистанционное обучение
Итак, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС, главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.
Синхронно
Это онлайн-обучение в режиме реального времени, когда студенты (ученики) и преподаватели контактируют «здесь и сейчас». То есть в прямом эфире разбирается материал, проводится опрос, беседа, практикум, лабораторная и т. д. В таком формате проходят онлайновые трансляции, вебинары с прямой связью в чатах, конференции в Skype, Zoom и других мессенджерах и на образовательных платформах.
Асинхронно
Для этого вида онлайн-обучения используют заранее составленные курсы. В них могут входить записи лекций, видеоматериалы, презентации, текстовые файлы, ссылки на дополнительные материалы из открытого интернета, обучающие задания и контрольные тесты.
Дистанционное обучение, проходящее асинхронно, бывает двух типов:
Смешанно
Такой формат называется blended learning. У смешанного дистанционного обучения тоже может быть два типа.
По второму принципу разрабатываются многие очно-заочные или заочные программы в вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.
Blended learning постоянно развивается, уже появились его новые формы. Например, занятия могут проводиться одновременно для студентов, собравшихся в аудитории, и для слушателей, подключившихся к онлайн-трансляции с домашних компьютеров или из аудитории в другом вузе – своеобразный телемост. Больше того, те, у кого не получилось присутствовать онлайн, могут изучить запись вебинара и все дополнительные материалы в системе дистанционного обучения.
В целом в современных реалиях дистанционное обучение предполагает обязательное использование интернета, который дает возможность применять в электронной среде самые разные дистанционные образовательные технологии.
Правовая база дистанционного обучения
В приложении к приказу № 816 есть ссылки на методические рекомендации о применении в электронного обучения и ДОТ в учебном процессе.
E-learning: модный тренд
или образование будущего?
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и режим самоизоляции привели к настоящему ажиотажу в сфере электронного обучения (е-learning от англ. electronic learning). По данным платформы GetCourse, на которой размещают дистанционные курсы сотни онлайн-школ, уже во второй половине марта 2020 года продажи электронных курсов выросли на 20% по сравнению с первой половиной месяца. Так, если с 1 по 16 марта курсов было продано на 1,2 млрд руб., то с 17 по 31 марта – уже на 1,5 млрд руб.
Число пользователей, пытавшихся организовать собственные курсы, увеличилось при этом на 30%. Но даже в обычных условиях интерес к е-learning активно растет из года в год. Давайте попробуем вместе разобраться, с чем это связано, а заодно попытаемся ответить на главный вопрос: является ли электронное обучение данью моде или это наше прогрессивное будущее?
Несмотря на богатую историю развития, в мире до сих пор не существует единого определения для понятия е-learning, которое было бы принято большинством специалистов. В России путаница усиливается из-за введения в 1995 году таких терминов, как «дистанционное образование» и «дистанционные образовательные технологии».
В результате на сегодняшний день подавляющее большинство россиян считают, что электронное и дистанционное обучение – это аналогичные понятия, но на самом деле это не так, поэтому во избежание любых недопониманий мы начнем с того, что дадим определения этим понятиям.
Чаще всего, при пояснении термина е-learning используют определение, которое дали специалисты ЮНЕСКО: «обучение с помощью Интернет и мультимедиа», но существуют и другие, которые наиболее наглядно отражают основополагающие принципы электронного обучения.
Например, Марк Дж. Розенберг (англ. Marc J. Rosenberg), доктор философии, дал в 2001 году следующее определение: е-learning – «использование интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда».
Михаэль Керрес (нем. Michаel Kerres), профессор немецкого университета Дуйсбург-Эссен, определил понятие «e-learning», как «все виды обучения, в процессе которого принимают участие электронные или цифровые устройства, представляющие и распределяющие образовательные материалы и поддерживающие межчеловеческую коммуникацию».
В России термин «электронное обучение» был определен только в 2012 году, когда вступил в силу Федеральный закон N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Позднее он был заменен Федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Стоит отметить, что специалисты ЮНЕСКО не рекомендуют вместо термина и понятия e-learning использовать перевод на национальные языки, поскольку за этим термином закрепилось вполне конкретное содержание, не всегда адекватно передаваемое переводом.
Профессор Е. С. Полат определяет дистанционное обучение, как самостоятельную форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, а также учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий или других интерактивных технологий.
Профессор А. А. Андреев формулирует дистанционное обучение, как «целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия учащихся и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».
Дистанционное образование же определяется им как «система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза».
В целом дистанционное обучение и e-learning имеют общие точки пересечения, но все-таки это не синонимы. Дистанционное обучение предполагает, прежде всего, то, что учитель и обучающиеся находятся на расстоянии, при этом совершенно неважно, в каком виде используются (письменный или электронный) и каким образом доставляются учебные материалы (почта, курьер, интернет-технологии, телевидение). В свою очередь, e-learning не обязательно производится на расстоянии, но предполагает использование учебных материалов только в электронном виде, реализуемом посредством цифровых технологий. Е-learning может осуществляться при помощи персонального компьютера, смартфона, VR-тренажера и другими способами.
Развитие гибких навыков (от англ. soft skills – мягкие навыки), таких как лидерство, креативность, ответственность, критическое мышление, дисциплинированность, работа в команде и другие. Ежегодно все больше задач автоматизируют, поэтому по оценкам Всемирного экономического форума уже к 2022 году 54% всех работников потребуют переподготовки. Профессиональные навыки (от англ. hard skills – жесткие навыки) уходят на второй план, и в будущем при устройстве на работу ключевую роль будут играть именно гибкие навыки.
Искусственный интеллект – свойство искусственно-созданных систем и программ выполнять творческие функции, которые традиционно считаются прерогативой человека. Наиболее распространенным вариантом использования искусственного интеллекта являются чат-боты (от англ. chatbot) – программы, которые выясняют потребности пользователей, а затем помогают удовлетворить их.
Ярким примером чат-бота является Siri – умный помощник для владельцев устройств Apple. Джо Ганчи (от англ. Joe Ganci), президент американской консалтинговой и обучающей компании электронного обучения eLearningJoe, отмечает: «Чат-боты способны принести огромную пользу для обучения. Например, можно усилить диалоговый тренажер искусственным интеллектом. Представьте, насколько сложнее и реалистичнее станет задача по отработке возражений виртуальных клиентов».
Для лучшего понимания определения е-learning рассмотрим решения, которые сегодня наиболее часто используют учебные заведения при подготовке школьников и студентов, а также компании при обучении и переподготовке специалистов.
Первое место в этом рейтинге, несомненно, занимают электронные курсы, которые представляют собой тематически завершенный, структурированный учебный материал, включающий цели обучения, соответствующий им образовательный контент и инструменты итогового контроля. Популярность курсов обусловлена их небольшой стоимостью, простотой разработки и высокой эффективностью обучения. Для большинства из них не требуется даже наличие хорошего компьютера или Интернета.
Обучение на базе электронных курсов может проводиться в формате как online, так и offline. Причем, как показало исследование Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ, на базе российских университетов эффективность форматов не различается.
На втором месте по популярности находятся видеоконференции и видеоуроки, которые представляют собой вид групповых телекоммуникаций между группой людей. В случае видеоконференций все участники видят и слышат друг друга, тогда как во время видеоурока участники видят и слышат только одного лектора, а он, при этом, видит и слышит всех обучающихся. Занятия на базе видеотрансляций сегодня используются повсеместно. Благодаря им можно научиться готовить или делать маникюр, выучить иностранные языки, позаниматься спортом с инструктором и многое другое.
Наивысшая эффективность и незаменимость тренажеров при подготовке некоторых специалистов давно уже оценена учебными заведениями и компаниями всего мира. Существует множество примеров их успешного использования.
Например, в компании Hyundai Mobis после внедрения программы по управлению клиентами (CRM) многие новички из-за сложного интерфейса стали совершать ошибки при обработке заказов. Убытки компании доходили до нескольких миллионов долларов за неправильное действие. Для решения этой проблемы компания внедрила симулятор по работе с CRM.
В сентябре 2018 года американская компания Walmart, являющаяся крупнейшей в мире сетью оптовой и розничной торговли, купила 17 000 VR-гарнитур Oculus Go. Теперь более одного миллиона ее сотрудников почти в 5000 магазинах по всему миру используют очки виртуальной реальности для обучения. В частности, их учат быстро обслуживать клиентов во время «Чёрной пятницы», когда число посетителей зашкаливает.
В корпорации Boeing, которая является крупнейшим мировым производителем авиационной, космической и военной техники, инженеры при помощи AR-программы устанавливают электропроводку в самолетах. Как отмечают в компании, это на 25% сокращает время работы и страхует от ошибок.
В ОАО «Российские железные дороги», крупнейшем перевозчике российской сети железных дорог, используют симулятор, который позволяет учить персонал ремонтировать станочный электропривод, а также AR-приложение для проверки узлов локомотивов.
В подразделениях ПАО «Газпром», российской транснациональной энергетической компании, при помощи компьютерных тренажеров и симуляторов операторы отрабатывают аварийные и внештатные ситуации в безопасных условиях.
В связи с развитием торговли и сферы услуг многие компании сегодня применяют диалоговые тренажеры для обучения менеджеров отдела продаж правильным вариантам ведения бесед с клиентами.
Несмотря на огромные плюсы и успешные примеры, тренажеры и симуляторы распространены далеко не повсеместно. Причиной является их дороговизна. Не многие организации обладают достаточными ресурсами для покупки таких обучающих продуктов.
На сегодняшний день наибольшее количество потребителей е-learning решений сконцентрировано в США и Канаде, а среди европейских стран – в Великобритании, Германии, Италии, Испании и Франции.
В США дистанционное обучение предлагают более двухсот университетов и тысячи колледжей, а количество онлайновых курсов увеличивается ежегодно приблизительно на 40%. По мнению некоторых американских специалистов, к 2025 году «половина из нынешних колледжей закроется, пойдет на слияние со своими конкурентами или кардинально изменит свою миссию», более того, «половина всех вузовских программ США скоро будет доступна в online».
Американцам уже недостаточно одного диплома, выданного 10-15 лет назад, поэтому многие студенты частных и государственных высших учебных заведений старше 25 лет. Рост конкуренции за высокооплачиваемые рабочие места в сочетании с переходом на дистанционный труд и стремительным развитием технологий вынуждают их учиться постоянно.
Вместе с тем, по данным Министерства труда США, около 40 % работающих американцев меняют работу ежегодно. Вследствие этого резко возрастает потребность в обучении, переобучении, повышении квалификации персонала, и именно поэтому 85% ведущих американских корпораций выделяет средства на переподготовку своих сотрудников.
Для многих американцев традиционная форма подачи информации в виде лекций становится неприемлема. Они предпочитают интерактивные формы обучения и более ответственно относятся к самостоятельной работе. Их целью является приобретение и развитие конкретных знаний, которые помогут им в дальнейшей работе. Вместо диплома многие из них предпочитают получить сертификат, подтверждающий знание конкретных дисциплин и методик. В связи с этим сейчас в мире особое внимание уделяется достоверности и качеству знаний, которые предлагают те или иные е-learning решения.
В европейских странах, в отличие от США, в сфере образования е-learning развивается в основном за счет государственных дотаций. Например, одна из программ Франции гласит: «Каждому студенту – ноутбук по стоимости чашки кофе». Финляндия, страна без каких-либо природных ресурсов, сейчас имеет статус лидирующей в Европейском союзе, именно потому, что ее главными целевыми направлениями являются образование и исследовательская работа в информационном сообществе. Ирландия за последние несколько десятилетий вышла в число крупных экспортеров высоких технологий и программного обеспечения, в основном за счет e-learning в высшем и среднем профессиональном образовании.
Еще одним аспектом развития е-learning в образовательной сфере является то, что мировая экономика сегодня переживает не лучшие времена. Учебным заведениям не хватает средств для развития своих материальных возможностей и увеличения численности студентов, поэтому они все чаще задумываются о переносе части своих программ в Интернет.
Всего два десятилетия назад e-learning для большинства российских компаний и учебных заведений представлялся чем-то экзотическим и не всегда нужным. Такой вид обучения применялся только в крупных передовых компаниях, которые перенимали опыт зарубежных коллег, на отдельных факультетах высших учебных заведений, а также в некоторых школах, где были компьютерные классы.
С тех пор многое изменилось. Сегодня практически все крупные и средние компании, а также центры переподготовки кадров используют e-learning в процессе обучения персонала. По данным HeadHunter, крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента, 70% компаний использует digital-инструменты, в том числе e-learning, в корпоративном обучении, и с каждым годом это количество растет. Связано это не только с активным развитием цифровых технологий. Во-первых, из года в год меняется кадровая политика компаний, и все больше внимания уделяется квалификации персонала. Во-вторых, давно известно, что обучение традиционными способами более затратно с точки зрения как временных, так и материальных ресурсов. В-третьих, раньше компании сдерживала высокая стоимость продуктов для e-learning, так как в основном их разработчиками были зарубежные компании. Сейчас российский рынок таких продуктов хорошо развит, их качество не уступает зарубежным аналогам, а стоимость, при этом, гораздо ниже. В качестве примера можно привести компанию «Прометей», создавшую доступную по цене и по технологиям для дистанционного обучения систему LMS; компанию «Е-learning-center», которая активно развивается в области создания контента в основном для корпоративных заказчиков; фирмы Competentum, REDLAB, «АйТи», WebSoft и многих других.
В образовательной сфере e-learning также используется повсеместно, с каждым днем все больше ломая сопротивление консервативных преподавателей, которые поддерживают традиционные методы обучения. Однако есть множество и других барьеров, которые сильно замедляют этот процесс. Во-первых, отсутствует поддержка со стороны государства, как на законодательном уровне, так и с точки зрения инвестирования. Во-вторых, у персонала образовательных учреждений зачастую просто не хватает соответствующих навыков и умений, что приводит к низкой мотивации в использовании электронных систем и продуктов. В-третьих, в США и Европе давно укоренилась идея непрерывного, на протяжении всей жизни, обучения человека. Именно e-learning является неотъемлемым инструментом такого подхода к получению знаний. В России же эту концепцию разделяет сравнительно малая часть населения. Большинство россиян придерживаются стандартной модели образования, которая предполагает конечность учебного процесса при достижении какой-либо утилитарной цели (освоения профессии, получения диплома и т.д.).
Лидерами отечественного рынка e-learning, в том числе в сфере дистанционного обучения, являются Томский государственный университет управления и радиоэлектроники, Московский университет экономики, статистики и информатики, Российский новый университет, Moscow Business School и другие.
Права традиционных и электронных методов обучения в нашей стране были уравнены только в 2012 году, после принятия Федерального закона N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Несмотря на это, до сих пор остается множество аспектов, которые требуют государственного регулирования. Например, отсутствуют стандарты качества и методики осуществления электронного образования, не прояснены моменты с авторскими правами и записью дистанционных материалов. Однако, следует отметить, что после перехода в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на дистанционное обучение всех учебных заведений государство Российской Федерации обратило внимание на многие недостатки и решило внести некоторые изменения в Федеральный закон «Об образовании».
К другим причинам слабого развития е-learning в России можно отнести отсутствие хороших каналов передачи данных, а также недостаточную подготовку населения в области использования современных информационных технологий при прохождении обучения.
Тем не менее, e-learning в России активно развивается. Сегодня его успешно применяют такие крупные промышленные корпорации, как ОАО НК «Сибнефть», ПАО «ГМК «Норильский никель»», ПАО «Сбербанк», ПАО «Северсталь», ПАО «Газпром» и другие. При этом явное предпочтение отдается электронным курсам и симуляторам. Больше половины высших учебных заведений России предоставляют возможность получения образования дистанционным путем и предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям, идет активный процесс локализации зарубежного контента от ведущих поставщиков, разрабатываются российские продукты для е-learning.
Термин e learning заменил понятие дистанционное обучение
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 273-ФЗ под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся
и педагогических работников
ДОТ и электронное обучение
Мнения специалистов
. Существовавшие до недавнего времени пробелы в законодательном обеспечении понятий, связанных с дистанционным образованием, устранены с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Так статья № 16 нового закона «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» закрепляет следующие понятия:
Электронное обучение — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Данный подход к определению понятий позволяет разделить процесс дистанционного обучения, определяемый в законе как электронное обучение от методических основ применения технологий дистанционного обучения.
Следует отметить, что в педагогической практике термин «электронное обучение» является лишь формальной заменой термина «дистанционное обучение» и таким образом «электронное обучение» в методике и дидактике может также определяться как синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению