термин дидактика в значении искусство обучения ввел

ДИДАКТИКА

Тер­мин «Дидактика» впер­вые ис­поль­зо­вал немецкий пе­да­гог В. Рат­ке, на­звав­ший свой курс лек­ций «ди­дак­ти­кой» или «ис­кус­ст­вом пре­по­да­ва­ния». Дидактика как сис­те­му на­учных зна­ний пред­ста­вил Я.А. Ко­мен­ский («Ве­ли­кая ди­дак­ти­ка», 1657). На раз­ви­тие дидактики ока­за­ли влия­ние идеи Ж.Ж. Рус­со, И. Пес­та­лоц­ци, И.Ф. Гер­бар­та, Ф. Дис­тер­ве­га.

В Рос­сии це­ло­ст­ную ди­дак­тическую сис­те­му соз­дал К.Д. Ушин­ский. В советскую дидактику зна­чительный вклад вне­сли ис­сле­до­ва­ния Ю.К. Ба­бан­ско­го, М.А. Да­ни­ло­ва, Б.П. Еси­по­ва, И.К. Жу­рав­лё­ва, В.И. За­гвя­зин­ско­го, Л.Я. Зо­ри­ной, В.В. Кра­ев­ско­го, И.Я. Лер­не­ра, В.С. Лед­нё­ва, М.И. Мах­му­то­ва, М.Н. Скат­ки­на, Н.М. Шах­мае­ва и других.

Про­цесс обу­че­ния в дидактике оп­ре­де­ля­ет­ся как це­ле­на­прав­лен­ная взаи­мо­свя­зан­ная дея­тель­ность учи­те­ля и уча­щих­ся, на­прав­лен­ная на дос­ти­же­ние це­лей обу­че­ния; име­ет дву­сто­ронний ха­рак­тер: в нём взаи­мо­свя­за­ны и взаи­мо­обу­слов­ле­ны пре­по­да­ва­ние и уче­ние. Тра­ди­ци­он­но вы­де­ля­ют­ся его обу­чаю­щая, раз­ви­ваю­щая, вос­пи­ты­ваю­щая функ­ции.

Про­цесс обу­че­ния ис­пы­ты­ва­ет влия­ние многих фак­то­ров, как вне­пе­да­го­ги­че­ских (например, об­щественные ус­ло­вия), так и пе­да­го­ги­че­ских (например, со­став клас­са, свое­об­ра­зие учеб­но­го ма­те­риа­ла). Спе­ци­фи­ку ди­дак­тических за­ко­но­мер­но­стей ха­рак­те­ри­зу­ет за­ви­си­мость ме­ж­ду пре­по­да­ва­ни­ем, уче­ни­ем и со­дер­жа­ни­ем об­ра­зо­ва­ния. В.В. Кра­ев­ский, И.Я. Лер­нер вы­де­ли­ли два ви­да ди­дак­тических за­ко­но­мер­но­стей: 1) при­су­щие про­цес­су обу­че­ния и не­из­беж­но про­яв­ляю­щие­ся, как толь­ко он воз­ни­ка­ет в какой-либо фор­ме, не­за­ви­си­мо от спо­со­бов дея­тель­но­сти обу­чаю­ще­го и обу­чаю­щих­ся (например, ос­вое­ние под­рас­таю­щи­ми по­ко­ле­ния­ми со­ци­аль­но­го опы­та стар­ших по­ко­ле­ний, взаи­мо­дей­ст­вие учи­те­ля и уче­ни­ка в про­цес­се обу­че­ния) и 2) про­яв­ляю­щие­ся в за­ви­си­мо­сти от пред­при­ни­мае­мой обу­чаю­щим и обу­чаю­щи­ми­ся дея­тель­но­сти и средств обу­че­ния.

Прин­ци­пы обу­че­ния воз­ник­ли из пе­да­го­гической прак­ти­ки как ре­зуль­тат её обоб­ще­ния, они объ­ек­тив­но обу­слов­ле­ны об­ществ. по­треб­но­стя­ми и в то же вре­мя ва­риа­тив­ны. В дидактике вы­де­ля­ют­ся прин­ци­пы на­уч­но­сти и дос­туп­но­сти, сис­те­ма­тич­но­сти и по­сле­до­ва­тель­но­сти, на­гляд­но­сти, свя­зи тео­рии с прак­ти­кой, обу­че­ния с жиз­нью, проч­но­сти и дей­ст­вен­но­сти ре­зуль­та­тов, по­ло­жительного эмо­цио­наль­но­го фо­на обу­че­ния, творческой ак­тив­но­сти и са­мостоя­тель­но­сти уча­щих­ся при ру­ко­во­дя­щей ро­ли учи­те­ля, со­че­та­ния кол­лек­тив­ных и ин­ди­ви­ду­аль­ных форм учеб­ной ра­бо­ты, пе­ре­хо­да от обу­че­ния к са­мо­об­ра­зо­ва­нию.

В про­цес­се об­ра­зо­ва­ния про­ис­хо­дит пе­ре­да­ча но­вым по­ко­ле­ни­ям ра­нее на­ко­п­лен­но­го со­ци­аль­но­го опы­та; его ча­стью яв­ля­ет­ся со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния. Су­ще­ст­ву­ют различные под­хо­ды к от­бо­ру со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния. В пред­мет­но-ори­ен­ти­ро­ван­ном под­хо­де со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с ос­но­ва­ми на­ук. Праг­ма­тический под­ход вклю­ча­ет в со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния толь­ко те зна­ния, уме­ния, на­вы­ки, ко­то­рые при­го­дят­ся уче­ни­ку не­по­сред­ст­вен­но в жиз­ни. Со­ци­аль­но-цен­три­ро­ван­ный под­ход пред­ла­га­ет при от­бо­ре со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния ру­ко­во­дство­вать­ся пре­ж­де все­го ин­те­ре­са­ми об­ще­ст­ва, го­су­дар­ст­ва. Лич­но­ст­но-цен­три­ро­ван­ный под­ход во гла­ве все­го об­ра­зо­ват. про­цес­са ста­вит раз­ви­ваю­щую­ся лич­ность ре­бён­ка. Со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния при этом не яв­ля­ет­ся фик­си­ро­ван­ным, ре­бё­нок сам ре­ша­ет, что ему ин­те­рес­но и что он бу­дет изу­чать.

В 1970-е годы бы­ла раз­ра­бо­та­на куль­туро­ло­гическая кон­цеп­ция со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния (В.В. Кра­ев­ский, И.Я. Лер­нер, М.Н. Скат­кин), со­глас­но ко­то­рой ис­точ­ни­ком со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния слу­жит ма­те­ри­аль­ная и ду­хов­ная куль­ту­ра об­ще­ст­ва. Уче­ни­ку пе­ре­да­ёт­ся пе­да­го­ги­че­ски адап­ти­ро­ван­ный со­ци­аль­ный опыт, в струк­ту­ру ко­то­ро­го вхо­дят зна­ния, спо­со­бы дея­тель­но­сти, опыт творческой дея­тель­но­сти, опыт эмо­цио­наль­но-цен­но­ст­но­го от­но­ше­ния к ми­ру. Обя­зательный ми­ни­мум со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния, основные об­ра­зо­вательные про­грам­мы об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, максимальный объ­ём учеб­ной на­груз­ки обу­чаю­щих­ся, уро­вень под­го­тов­ки вы­пу­ск­ни­ков об­ра­зо­вательных уч­ре­ж­де­ний, а так­же основные тре­бо­ва­ния к обес­пе­че­нию об­ра­зо­вательного про­цес­са оп­ре­де­ля­ют государственные стан­дар­ты об­ще­го об­ра­зо­ва­ния.

К сред­ст­вам обу­че­ния от­но­сят­ся объ­ек­ты, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют ре­зуль­та­тив­ное про­те­ка­ние учеб­но­го про­цес­са: учеб­ни­ки, учеб­ные по­со­бия, спра­воч­ни­ки, эн­цик­ло­пе­дии, мо­де­ли, ма­ке­ты, тех­нические сред­ст­ва обу­че­ния: диа- и эпи­про­ек­то­ры, гра­фо­про­ек­то­ры, ки­но- и ви­део­ап­па­ра­ту­ра, ком­пь­ю­те­ры, Ин­тер­нет.

Основной фор­мой учеб­но­го про­цес­са яв­ля­ет­ся урок.

За ру­бе­жом, в стра­нах Западной Ев­ро­пы и США дидактика зна­чи­тель­но пси­хо­ло­ги­зи­ро­ва­на. В ря­де слу­ча­ев ди­дак­тические под­хо­ды стро­ят­ся как пря­мая про­ек­ция пси­хо­ло­гических кон­цеп­ций на учеб­ный про­цесс (например, «пси­хо­ло­гическая ди­дак­ти­ка» Х. Эб­ли, Фран­ция), как би­хе­вио­ри­ст­ская тео­рия обу­че­ния Б.Ф. Скин­не­ра и другие. В бо­лее опо­сре­до­ван­ном ви­де воз­дей­ст­вие пси­хо­ло­гии на дидактику про­ис­хо­дит че­рез вклю­че­ние на­учного ап­па­ра­та пси­хо­ло­гии в изу­че­ние и кон­ст­руи­ро­ва­ние обу­че­ния; например, влия­ние би­хе­вио­риз­ма на раз­ви­тие про­грам­ми­ро­ван­но­го обу­че­ния; влия­ние ког­ни­тив­ной пси­хо­ло­гии на кон­цеп­цию стерж­не­вых идей в со­дер­жа­нии обу­че­ния (Дж.С. Бру­нер, Х. Та­ба, Дж. Шваб, США) и другие. Ана­ли­тический ап­па­рат пси­хо­ло­гии ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в изу­че­нии эм­пи­рических ди­дак­тических по­ис­ков (например, изу­че­ние опы­та от­кры­то­го обу­че­ния в раз­ных стра­нах ми­ра; ха­рак­те­ри­сти­ка сти­лей пре­по­да­ва­ния (Н. Бен­нет и другие, Вели­ко­бри­та­ния); син­тез «мо­де­лей обу­че­ния» как об­ще­ди­дак­тических стра­те­гий под­бо­ра приё­мов и ме­то­дов обу­че­ния (Б. Джойс, М. Уэйл, США)). За­мет­ное влия­ние на дидактику ока­зал сис­тем­ный под­ход к кон­ст­руи­ро­ва­нию обу­че­ния (от це­ле­по­ла­га­ния до оцен­ки дос­тиг­ну­тых ре­зуль­та­тов), про­явив­ший­ся в об­ще­ди­дак­тическом те­че­нии пе­да­го­гической тех­но­ло­гии.

Современная за­ру­беж­ная дидактика раз­ви­ва­ет­ся в ус­ло­ви­ях ши­ро­ко­мас­штаб­но­го пе­ре­смот­ра учеб­ных про­грамм, об­нов­ле­ния со­дер­жа­ния и стра­те­гии школь­но­го обу­че­ния, со­ци­аль­но-пе­да­го­гической ори­ен­та­ции на мас­со­вое, сред­нее и по­слес­ред­нее об­ра­зо­ва­ние. Американской ас­со­циа­ци­ей пе­да­го­гических ис­сле­до­ва­ний под­го­тов­лен ме­ж­ду­народный свод ис­сле­до­ва­ний про­блем обу­че­ния «Ме­ж­ду­народная эн­цик­ло­пе­дия по во­про­сам обу­че­ния и под­го­тов­ки учи­те­лей» («The international encyclopedia of teaching and teacher education», 1987).

Источник

Дидактика

Содержание

Определение дидактики [ ]

Дидактика как научное знание [ ]

Дидактика является сферой подлинно научного знания, а как всякая подлинная наука, оперирует определенными понятиями, выделяя из них основополагающие, поскольку обучение это совместная познавательная деятельность, то оно включает в себя 3 плана:

1. уровень физического взаимодействия психический, зависит от физического состояния, но при этом имеет свой особенности и поведенческие и мыслительные

2. уровень духовного взаимодействия, когда коммуникативный характер такого взаимодействия реализуется на глубинном бессознательном уровне, посредством рождения ассоциаций на те звуки и знаки которые есть способ реализации языка.

Образование можно рассматривать как:

· процесс формирования той или иной закономерности

· результат той или иной степени научности/обученности

· форма организации системы обучения

В определении предмета дидактики ключевую роль играет слово «деятельность».

Дидактика является сферой подлинно научного знания и потому, как всякая подлинная наука, представляет собой систему знаний соответствующих объективной реальности.

В самом общем виде, обучение – это совместная познавательная деятельность учителя и ученика, их реальное, прежде всего психическое и физическое, а затем уже духовное взаимодействие, имеющее коммуникативный характер и реализуемое посредством звуков и знаков, т.е. с помощью языка.

Анализируя с позиции этимологии и семиотики, смысловые области (предметные поля смыслов), основных категорий дидактики развития, воспитания, образования и обучения, только на трех языках, мы можем сделать вывод:

Меше, Живкович, Назарова, Кузнецов

История дидактики [ ]

Дидактика как теория обучения и образования своими корнями уходит в глубь веков. Обучение было всегда, когда существовал человек. Теория обучения начала формироваться уже тогда, когда возникла осмысленная необходимость передать потомкам не только накопленные достижения, но и то, как их передавать дальше.

Впервые, насколько известно, термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения.

В 1657 г. великий чешский педагог Ян Амос Коменский опубликовал в Амстердаме свой труд «Великая дидактика». Значение его исследований неисчерпаемо. Именно ему принадлежит мысль – «учить всех всему». Коменский вывел некоторые принципы и правила обучения детей. В то время существовало жестокое противостояние между феодальным обществом и представителями нового поколения, выдвигавшими революционные идеи в области науки и философии. Тогда Коменским и была создана дидактика, воплотившая в себе все новые идеи. Более того, дидактика продолжила на практике осуществлять воспитание и обучение детей.

Коменскому удалось вывести ряд закономерностей, или основоположений (термин Коменского), природы, являющихся общими для каждого отдельного человека и играющих важную роль в воспитании и обучении.

Дидактические исследования Иоганна Генриха Песталоцци (1746—1827) были тесным образом связаны с педагогическими. По мнению Песталоцци, высшей целью воспитания является стремление «пробуждать дремлющие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах». Для решения этой задачи Песталоцци предложил три главных средства:

Самым главным путем воспитания Песталоцци считал обучение. Сначала человек должен получить общее образование, а затем уже специальное. Целью обучения исследователь считал воспитание человечности и трудолюбия, гармоническое сочетание способностей и сил индивида.

Дидактическая система [ ]

Компоненты дидактической системы:

Режимы работы дидактической системы:

Движущая сила творческого саморазвития учителя:

Источник

Термин дидактика в значении искусство обучения ввел

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

термин дидактика в значении искусство обучения ввел. Смотреть фото термин дидактика в значении искусство обучения ввел. Смотреть картинку термин дидактика в значении искусство обучения ввел. Картинка про термин дидактика в значении искусство обучения ввел. Фото термин дидактика в значении искусство обучения ввел

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

термин дидактика в значении искусство обучения ввел. Смотреть фото термин дидактика в значении искусство обучения ввел. Смотреть картинку термин дидактика в значении искусство обучения ввел. Картинка про термин дидактика в значении искусство обучения ввел. Фото термин дидактика в значении искусство обучения ввел

Характерные черты учебного процесса как системы:

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагогаДеятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обученияСобственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и уменийАнализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практикеПриобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельностиПрактическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихсяСамоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Источник

Дидактика. Учебник для вузов

термин дидактика в значении искусство обучения ввел. Смотреть фото термин дидактика в значении искусство обучения ввел. Смотреть картинку термин дидактика в значении искусство обучения ввел. Картинка про термин дидактика в значении искусство обучения ввел. Фото термин дидактика в значении искусство обучения ввел

В учебнике излагаются новейшие достижения дидактики, направленные на самореализацию учащихся в процессе обучения. Классические понятия, принципы, формы и методы обучения получают современную трактовку с позиций образования, сообразного человеку. Учебник построен на компетентностной основе: каждый параграф содержит дискуссионные вопросы, упражнения, задания дидактического практикума, которые направлены на освоение профессиональных компетенций. Диагностике и оценке подлежат создаваемые студентами фрагменты уроков, учебных программ, образовательные ситуации, разработки систем занятий и др. В учебник включена рабочая программа дисциплины «Дидактика», соответствующая Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования третьего поколения по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психологопедагогическое образование» (уровень бакалавриата). Для студентов и преподавателей учреждений высшего профессионального образования. Рекомендовано к изданию Ученым советом Института образования человека (Москва). В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дидактика. Учебник для вузов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Дидактика как наука

Одни педагоги под дидактикой понимают теорию обучения и образования. Другие — искусство обучения. Должно быть, и те и другие по-своему правы. Иначе не было бы многолетних споров о том, зависит ли обучение исключительно от таланта педагога или существуют объективные научные закономерности, позволяющие предвидеть и обеспечивать необходимый результат.

Я. А. Коменский неслучайно назвал дидактику великой, поскольку она позволяет «учить всех всему». В данной главе мы попытаемся отыскать научные основания этого величия, рассматривая теоретические, философские, методологические предпосылки дидактики.

§ 1. Происхождение и развитие дидактики

• Находить в борьбе идей источники развития науки и обучения.

• Наблюдать и выявлять в любой окружающей деятельности аспект обучения.

• Отличать объект и предмет педагогики как науки об образовании.

• Анализировать фрагменты обучения, происходящие в жизни, выделять в них цели, методы, результаты.

• Объяснять причины создания дидактических знаний, выделять этапы развития дидактики в историческом процессе.

• Сравнивать альтернативные дидактические концепции, анализировать основы различных систем обучения.

• Представлять структуру дидактики как науки.

Обучение может происходить систематически и планомерно, например в школе, вузе, на курсах или в кружках, а может быть случайным, стихийным. Дидактика исследует прежде всего процесс обучения, который организуется сознательно, систематически и планомерно как в самом учебном заведении, так и вне его. И в данном контексте речь нужно вести уже о науке.

Принято различать объект и предмет науки. Объект — это область действительности, которую исследует наука. Предмет — способ видения объекта с позиций этой науки. Это как очки, сквозь которые мы смотрим на мир, выделяя в нем определенные элементы в зависимости от задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные нашей науке, для описания области действительности, или, иными словами, объекта изучения.

Дидактика — одна из педагогических наук (входит в состав педагогики). Объектом педагогики является образование. Правда, образование изучают и другие науки: педагогическая психология, философия образования, социология образования. Но педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности. Только эта научная дисциплина изучает образование в единстве всех составляющих его частей.

Дидактика — это наука об обучении. Именно наука об обучении, а не теория обучения, как иногда пишут в учебниках. Дело в том, что теорий обучения существует множество, а наука — одна.

Некоторые ученые считают дидактику наукой об обучении и образовании. Мы же будем считать наукой об образовании педагогику, а наукой об обучении — дидактику.

Между обучением и образованием связь такая же, как между дидактикой и педагогикой. В образование входят, кроме обучения, воспитание, развитие, самореализация человека.

Обучение — это прежде всего процесс. Его называют иногда учебным процессом или учебно-воспитательным. Действительно, обучение связано с воспитанием, а также с развитием человека. Дидактика выделяет в качестве объекта именно обучение.

Предметом дидактики является не только процесс обучения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, средства, методы обучения, коммуникации между педагогом и учениками и др.), а также получаемые результаты, их диагностика и оценка.

Дискуссия. Является ли дидактикой теория самообразования, где учитель в реальном виде отсутствует? Существует ли дидактика «дворового обучения»?

В дидактике, в ее научных теориях на основе концептуальных положений строятся модели обучения. Эти модели бывают разные, например личностно-ориентированная, человекосообразная, эвристическая. Моделирование педагогических явлений и процессов — ведущий метод любого теоретического исследования.

Дидактика исследует особенности обучения применительно к ученикам и педагогам, учебным предметам и педагогическим системам, отдельным образовательным учреждениям и целым социальным общностям.

В дидактике как науке выявляются закономерности обучения, определяются ключевые понятия, устанавливаются принципы обучения, формируется его содержание, предлагаются технологии, формы и методы, позволяющие осуществлять образовательный процесс в целом и в конкретных условиях, контролировать и оценивать его результаты.

Дидактика решает следующие задачи:

• отвечает на вопросы, зачем, чему и как необходимо обучать;

• описывает и объясняет процесс и условия обучения;

• исследует сущность, закономерности и принципы обучения в связи с воспитанием и образованием учащихся, их творческой самореализацией и развитием способностей;

• определяет педагогические основы содержания образования;

• разрабатывает новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения;

• конструирует системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов;

• предсказывает и прогнозирует результаты обучения на основе разных концепций образования.

Разумеется, перечисленные задачи дидактика решает не сама по себе, а с помощью ученых, педагогов, дидактов, которые исследуют обучение, осмысливают его, фиксируют его закономерности, принципы, строят дидактические теории.

Дидактика — результат осмысления обучения. Как же возникла дидактика? Рассмотрим кратко историю данного вопроса, опираясь на отечественные корни дидактики.

Во все времена обучение являлось непременным условием ориентации человека в окружающем мире, способом формирования его взаимодействия с другими людьми и природой, возможностью включения в социально-экономическую и культурную жизнь народа.

Многие приемы, формы и методы обучения имеют тысячелетнюю историю и сохранились до наших дней. Педагогический опыт в древности закреплялся в обрядах, ритуалах, традициях, а также в мифах и устном народном творчестве.

Народные методы обучения основывались на устной передаче детям традиционных представлений о мире, природе, космосе, человеке с помощью системы, приспособленной для лучшего запоминания: колыбельные песни, сказки, загадки, небылицы, скороговорки, байки, потешки, песенки-перевертыши, обрядовые песни, исторический эпос. Обучающая роль детского фольклора остается значимой и сегодня.

Языческая система обучения построена на органичном вплетении мифологии в повседневную жизнь и деятельность человека. Мифические персонажи и их поступки являются своеобразным учебником, по которому развивается ребенок, проходя соответствующие этапы взросления.

Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы природы и космоса, другие — в Рода и Рожаниц, третьи — в души умерших предков и в духов, четвертые — в тотемных животных-пращуров. Основой образования детей являлись идеальные языческие образы богов, духов, героев, а также различных ситуаций, в которых разворачивались события с участием этих персонажей. Многочисленные языческие божества заполняли окружающий мир ребенка, предлагая образцы действий, отношений, правила поведения. Чтобы изучить их, требовалась собственная деятельность ребенка в виде мифологических и фольклорных игр.

Введение христианства на Руси сопряжено с появлением летописей, которые несли в себе дидактическую функцию сохранения и передачи информации о событиях. Ведущую роль в развитии образования играли монастыри. Формы обучения в них базировались на чтении и переписывании книг религиозного содержания.

Древнерусское учебное средство — поучения, то есть наказы и заветы именитых людей своим детям и внукам. «Поучение» Владимира Мономаха — не только исторический, но и педагогический документ. Дидактизм — один из главных принципов средневековой «учительной» литературы, цель которой — воспитание христианина.

Берестяные грамоты и церы (дощечки с углублением для воска) использовались в XI–XV вв. для обучения грамоте как детей духовенства и администрации, так и городского населения. Более высокая ступень образования («книжное учение») была доступна только для знати. В 1574 г. книгопечатник Иван Федоров издает «Азбуку» — первый восточнославянский учебник.

Обучение арифметике в Древней Руси состояло в овладении нумерацией и счетом на абаке. Изучались следующие арифметические действия: запись чисел в древнерусской нумерации, удвоение, раздвоение, сложение, вычитание, умножение, деление. Развитие ремесел в XII в. повлияло на повышение общей грамотности ремесленников.

Нравственные и семейные правила и нормы закрепил Домострой — свод поучений средневековой эпохи на Руси. В Домострое есть три отдельные главы, посвященные проблемам воспитания: глава 19 «Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии», глава 20 «Как дочери воспитати, с наделком и замуж выдати», глава 21 «Како детей учити и страхом спасти». Домашнее обучение и воспитание, описанное в Домострое, обязывает отца и мать учить своих детей знаниям («вежеству») и рукоделию, уважению к старшим, страху перед Богом и родителями. За нарушения рекомендуется применять телесные наказания, что характерно для всей средневековой педагогики. Обучение строго регламентировано и почти исключает самодеятельность, хотя родителям и предлагается учить «по детям смотря и по возрасту… какие кому Бог способности даст».

Всего в Древней Руси было восемь разновидностей педагогической деятельности:

В современных дидактических системах и методиках можно найти отголоски и продолжения старинных подходов, методов и приемов обучения.

Термин «дидактика» происходит от греческих слов didactios — поучающий, didasko — изучающий. Считается, что этот термин был введен в употребление в 1613 г. немецким языковедом и педагогом Вольфгангом Ратке (1571–1635). Его работа называлась «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Ратке (латинизированное имя — Ратихий) был сторонником природосообразного обучения, хотя и недооценивал роль активности учащихся; например, он считал возможным строить обучение в школах почти исключительно на лекционных формах, следуя от абстрактного к конкретному с использованием наглядности и руководствуясь другими сформулированными им правилами обучения.

Первой фундаментальной работой по теории обучения является «Великая дидактика» чешского педагога и философа-гуманиста Яна Амоса Коменского (1592–1670), написанная им в 1632 г. и опубликованная в 1657 г. Приведем непривычно длинный для современного читателя заголовок этого труда, отражающий вместе с тем его специфику и содержание:

содержащая универсальное искусство учить всех всему,

верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни,

КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО,

где для всего, что предлагается,

ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей;

ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами из области механических искусств;

ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается

ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике.

Заметим, что Я. А. Коменский под дидактикой понимал искусство не только обучения, но и воспитания. В настоящее время область воспитания в большей мере закреплена за педагогикой, чем за дидактикой, хотя определить точные границы, где кончается обучение и начинается воспитание, пожалуй, невозможно. Например, иногда говорят о воспитывающем обучении.

Я. А. Коменский в своем труде кропотливо, с использованием многочисленных разделов и пунктов рассматривает особенности обучения, формулирует принципы и «основоположения» обучения, опираясь прежде всего на природу вещей. Приведем пример принципа, обозначенного им как «все из собственных корней». Этот принцип взят автором «из природы», а также «из человеческого ремесла» и выражен соответствующим образом: «Ибо, сколько на дереве ни появляется древесины, коры, листьев, цветов, плодов — все это рождается только от корня… От корня у дерева является все, и нет необходимости приносить со стороны и прививать ему листья и ветви. Точно так же оперение птицы не составляется из перьев, которые побросали другие птицы, но происходит из самых внутренних ее частей… Так и предусмотрительный строитель все устраивает таким образом, чтобы здание опиралось исключительно на свой фундамент и поддерживалось своими связями, без подпорок со стороны». [11] Отсюда великий педагог делает вывод, что «правильно обучать юношество — это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит — раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами». [12]

Написанное Я. А. Коменским более трех веков тому назад актуально и сегодня. В подтверждение этого прочитаем отрывок, озаглавленный им «Огромное отклонение в школах»: «На самом деле до сих пор школы не достигли того, чтобы приучать умы, точно молодые деревца, развиваться из собственного корня, но приучали учащихся только к тому, чтобы, сорвав ветки в других местах, навешивать их на себя и, подобно эзоповской вороне, одеваться чужими перьями. В школах прилагали старание не столько к тому, чтобы открыть скрывающиеся в создании источники познания, сколько к тому, чтобы орошать этот источник чужими ручьями. Это значит, что школа не показывала самые вещи, как они происходят из самих себя и каковы они в себе, но сообщала, что о том и другом предмете думает и пишет один, другой, третий и десятый автор. И величайшей ученостью казалось знать о многом противоречивые мнения многих. Поэтому и получилось то, что весьма многие занимаются тем, что, копаясь в авторах, извлекают фразы, сентенции, мнения, составляя науку наподобие лоскутного платья. К ним с упреком обращается Гораций: “О, подражатели, рабский скот!” И действительно, рабский скот, привыкший к тасканию чужих тяжестей». [13]

К сожалению, в современной школе, в том числе в высшей, до сих пор учащимся предлагают «таскать чужие тяжести», то есть изучать чужие работы больше, чем создавать свои собственные.

Я. А. Коменский критиковал школы своего времени за то, что они учат детей чужим знаниям вместо развития собственного взгляда на мир. Причиной этого он называл применение ошибочного метода: «Метод преподавания всех предметов показывает, что школы стремятся к тому, чтобы научить смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Школы учат не тому, чтобы открывать источники и выводить оттуда различные ручейки, но только показывают ручейки, выведенные из авторов, и согласно с ними предлагают идти по ним к источникам назад». [14]

Решение этой проблемы пытались и пытаются найти многие современные ученые-педагоги. Разрабатываются дидактические теории, технологии обучения, позволяющие детям вырастать «из собственных корней», исследуя своим личностным взором источники главных течений окружающего мира. Например, с этой целью нами разработана дидактическая эвристика. [15]

Понимание дидактики как искусства обучения сохранялось до XIX в. В начале века немецкий философ, психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841) приступил к разработке теории обучения, целью которой стало прежде всего умственное развитие учащихся, формирование их интеллектуальных умений. Основная роль в обучении отводилась учителю и таким методам преподавания, которые предусматривали систематическую передачу учащимся знаний. Деятельность ученика состояла в углублении и осмысливании получаемых от учителя знаний. Передаваемые знания увязывались с развитием чувств и воли учащихся, что выражалось в воспитывающем характере обучения, чему Гербарт придавал особое значение.

Активным в такой школе являлся учитель, ученики же должны были «сидеть тихо, быть внимательными и выполнять распоряжения учителей». Большая роль в обучении отводилась внешнему порядку, дисциплине, в частности таким средствам управления, как надзор, приказание, запрещение, наказания, в том числе телесные, а также умению учителя занять ребенка.

Для усвоения учениками преподаваемого материала Гербарт предложил четыре ступени обучения:

1) ясность (первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом);

2) ассоциация (усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы);

3) система (связное изложение учителем материала);

4) метод (выполнение упражнений, применение новых знаний на практике).

Дидактика Гербарта имела сильные стороны, особенно в отношении разработки принципов конструирования содержательной стороны обучения, использования воспитательных возможностей учебных предметов, методов развития произвольного внимания учеников. Впоследствии его дидактика и педагогика были развиты его учениками и широко распространились во многих странах.

До сих пор принципы Гербарта действуют в школах, которые придерживаются авторитарной модели обучения, ставшей, по сути, традиционной. Эта модель и заданные общие формальные принципы организации обучения позволяют получать высокие, хотя и единообразные результаты по усвоению учениками изучаемого материала. Главными недостатками данной системы обучения являются пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся, их интересами и потребностями, отсутствие самостоятельности и творчества в обучении.

В начале XX в. действующая в школах традиционная дидактическая система была подвергнута повсеместной массированной критике за авторитарность, односторонний интеллектуализм и отрыв от жизни. Наиболее радикальным и последовательным сторонником обновления школы в направлении активизации деятельности учащихся выступил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859–1952). Он предложил реформу школьной системы, главной дидактической целью которой должна стать не передача знаний, а создание условий для развития врожденных способностей детей, обучение на основе их личного опыта.

В 1895 г. Дьюи основал в г. Чикаго экспериментальную школу, особенностью которой были практические занятия, воплощавшие концепцию учения через деятельность. Основными принципами его дидактической системы стали следующие:

1) учет интересов учащихся;

2) учение через деятельность (обучение мысли и действию);

3) познание и знание — следствие преодоления трудностей;

4) свободная творческая работа и сотрудничество.

Традиционной дидактической системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи противопоставил обучение «путем делания», то есть такое обучение, при котором все знания извлекались из практической самодеятельности и личного опыта ребенка. Внешнюю учебную информацию ученик получал лишь тогда, когда она была ему необходима для решения практических задач. Цель обучения, по мнению Дьюи, не подготовка к профессии или усвоение определенных знаний, а развитие деятельной активности ученика.

Элементы учебной системы Дьюи следующие:

• обнаружение и определение трудности;

• формулировка выводов (проверка гипотезы);

• наблюдения и эксперименты.

В школе, работавшей по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся. Роль учителя сводилась к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности.

Средоточием всей учебно-воспитательной работы в школе Дьюи являлся труд. Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности навыки, дети тем самым готовились к предстоящей жизни.

Наряду с трудовыми процессами в данной методике большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Большое значение Дьюи придавал семейному воспитанию и вовлечению родителей в решение педагогических задач.

Недостатки данной системы: пренебрежение аксиоматическими методами наук, отсутствие системности образования, отсутствие закрепления и повторения, переоценка спонтанности в деятельности детей.

Концепция, которую вместе со своими сторонниками разработал Дьюи, в противоположность традиционной системе обучения стала называться прогрессивистской. Дидактика прогрессивистов во многом опиралась на идеи свободного природосообразного воспитания, выдвинутые французским философом-просветителем Жан-Жаком Руссо (1712–1778), немецким педагогом Ф. А. Дистервегом (1790–1866), и сопрягалась с идеями других прогрессивных педагогов того времени, к числу которых принадлежит русский писатель, мыслитель и педагог Л. Н. Толстой, реализовавший идеи свободного развития детей в яснополянской школе.

Свободная школа Л. Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) создал в Ясной Поляне частную школу для крестьянских детей, в основе которой лежал опыт естественного взаимодействия детей и педагогов, превращающий школу в лабораторию жизни. Толстой отрицал заранее установленные программы, твердое учебное расписание, требовал, чтобы содержание учебных занятий в школе определялось интересами и потребностями детей. Считал, что невозможно заранее знать сущность образования, ставил под сомнение необходимость педагогики как науки, знающей, каким образом следует воспитывать человека; ему принадлежит фраза: «Воспитание портит, а не исправляет людей».

Специально путешествуя по странам Западной Европы для изучения системы образования, встречался с Ф. А. Дистервегом, в разговоре с которым выразил несогласие с формализованными педагогическими установками западных школ: «Лучшая система — не иметь никакой системы».

Основная задача школы, по Толстому, — чтобы дети учились хорошо и охотно. «Единственный метод образования есть опыт, а единственный критериум его есть свобода» — такой вывод сделал Л. Н. Толстой на основе анализа истории развития педагогики и философии.

Чтобы понять систему обучения Толстого, кратко охарактеризуем его школу. В яснополянской школе (1862) в трех классах занималось около 40 детей. Четверо учителей вели в общей сложности 12 предметов:

1) чтение механическое и постепенное;

5) священная история;

11) беседы из естественных наук;

Толстой так описывает планирование занятий: «Учителя составляют дневники своих занятий, которые сообщают друг другу по воскресеньям, и сообразно тому составляют свои планы преподавания на будущую неделю. Планы эти каждую неделю не исполняются, а изменяются сообразно требованиям учеников». [16]

Уроков на дом не задают. Идя в школу, ученики не обязаны помнить то, что изучалось вчера. За опоздания не ругают. Ученик имеет право не ходить в школу либо покидать ее при необходимости, а учитель имеет право не пускать к себе ученика.

Дискуссия. Нарушает ли система обучения Л. Н. Толстого традиционные дидактические принципы? Ответ обоснуйте.

Дети увлеченно возятся в куча-мала, а когда приходит учитель — с тем же увлечением читают розданные им книжки, делая замечания неугомонившимся. В первом классе все обступают учителя у доски или на лавках, могут сесть или лечь вокруг него на столе, когда идет чтение. Во время письма усаживаются спокойнее. За выполнение заданий ученикам выставляются отметки.

По расписанию до обеда значатся четыре урока, а выходит иногда три или два. Учитель может начать священную историю, а закончить грамматикой. Иногда ученики и учитель увлекутся — и вместо одного часа урок продолжается три часа. Регулярно проводятся только закон Божий и рисование, тогда все ученики собираются вместе, занося лавки в общую комнату.

Благодаря человеческой природе и желанию детей учиться кажущийся беспорядок «самоестественно» переходит в порядок, который оказывается прочнее внешних правил. «Вначале, — пишет Толстой в “Общем очерке характера Яснополянской школы 1862 г.”, — нельзя было подразделить ни на классы, ни на предметы, ни на рекреации и уроки — все само собой сливалось в одно, и все попытки распределений оставались тщетны. Теперь же в 1 классе есть ученики, которые сами требуют следования расписанию, недовольны, когда их отрывают от урока». [17]

После обеда проводятся уроки русской или священной истории, когда учитель читает вслух, затем ученики стараются пересказать содержимое — учителю, товарищу, даже постороннему; они сами собираются группами по двое-трое и высказывают друг другу свои впечатления. Кроме чтения после обеда бывают пение, беседы, физические опыты и писание сочинений, а также «столярство», для чего в школе установлен верстак. Классы (уроки) заканчиваются в 8–9 вечера, после чего ученики расходятся по домам.

Для развития своей дидактической системы Л. Н. Толстой подготовил комплекс учебных книг с методическими указаниями для учителя под названием «Азбука», материалы которой отражали жизнь русского крестьянства, фольклор, басенные сюжеты, этнографические и географические сведения. Из этого комплекса затем были отдельно изданы «Арифметика», «Русские книги для чтения». Издавался также журнал «Ясная Поляна», в котором наряду с педагогическими статьями публиковались рассказы для детей (всего вышло 12 номеров).

С критикой педагогических идей Толстого резко выступил Н. Г. Чернышевский, который предлагал тому «или перестать писать теоретические статьи, или учиться, чтобы стать способным писать их». [18] Примечательно, что подобная критика основывалась на тех положениях, которые как раз и подвергались Толстым сомнению: построение школы на основе изучения опыта прошлого, внешняя формальная заданность учебного процесса, разделение учебы и жизни.

Л. Н. Толстой высоко ценил свободное развитие природных способностей детей, замечая, что в сочинениях крестьянских детей можно найти «такую сознательную силу художника, какой по всей своей необъятной высоте развития не может достичь и Гете».

Дискуссия. В чем смысл расхождений позиций Л. Н. Толстого и Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого и Л. С. Выготского? Возможно ли решение этих противоречий?

Ориентацию Л. Н. Толстого на детское творчество критиковал советский психолог Л. С. Выготский: «Несомненная ошибка этого взгляда заключается в чрезмерном преувеличении и поклонении образцам детского творчества и непонимании того, что стихийная сила творчества хотя и способна создать образцы величайшего напряжения, тем не менее навсегда обречена оставаться в узком кругу самых элементарных, примитивных и, в сущности, бедных форм». [19] Подобная полемика между гуманистическим и социально ориентированным подходами к образованию узнаваема и сегодня, например, в спорах о роли ученика в его образовании, о его праве на индивидуальную образовательную траекторию, о первичности личности или социума в обучении.

Идеи Л. Н. Толстого о свободном образовании развиты его последователями. В конце XIX — начале XX в. эти идеи оформились в особое педагогическое течение под названием «свободная школа». Один из последователей Л. Н. Толстого, автор «религии творческой личности» К. Н. Вентцель (1857–1947) подчеркивал: «Общее образование, которое построено не на фундаменте свободного творческого производительного труда, а воздвигнуто как бы на самом себе, есть стебель без корня, которому суждено зачахнуть и завянуть, не принося ни цветов, ни плодов». [20]

Педагогический опыт Л. Н. Толстого, опирающегося на наблюдения за специально организуемым учебным процессом, положил в России начало экспериментальной педагогической работе в условиях повседневных школьных занятий.

Дидактика П. Ф. Каптерева

Петр Федорович Каптерев (1849–1922) опубликовал около 40 монографий и более 500 статей в области педагогики и психологии, среди которых такие фундаментальные труды, как «Дидактические очерки. Теория образования», «Педагогический процесс», «Основные начала семейного обучения (дидактика семьи)», «История русской педагогики».

Основанием теории общего образования П. Ф. Каптерев считал антропологию, прежде всего психологию и физиологию ребенка. Исходя из положения о существовании различных «типов умов» (склонных к теории или практике, к усвоению или творчеству, быстро или медленно соображающих, индуктивных или дедуктивных, отвлеченных или образных, бесстрастных или эмоционально зависимых и т. д.), ученый обосновал необходимость множественности общеобразовательных систем, дифференциации учебных курсов и всей структуры учебного процесса в школе.

Для того чтобы удовлетворить умы различного склада, в культуре, по мнению Каптерева, имеются четыре категории средств: науки, языки, искусства и ремесла. Каждое из этих средств позволяет реализоваться соответствующей натуре ученика. Разнообразие умов, культурных средств и жизненных призваний детей делает необходимой не единую для всех общеобразовательную систему, а систему, построенную на принципе единства образования в разнообразии.

Данный дидактический принцип П. Ф. Каптерев раскрывает через соотношение универсального и особенного в целях, методах и содержании общеобразовательных курсов. Такие курсы должны включать две составляющие: общую и факультативную. Общеобразовательная часть курса занимает не менее его половины, например изучается четыре года из восьми лет, которые отводятся на весь курс. В то же время общая часть курса не является однородной. Чтобы помочь ученикам обнаружить свою индивидуальность, затронуть различные умы и разные их стороны, общая часть курса должна включать в себя достаточное количество разнородных элементов.

После половины срока изучения курса общая их часть не прекращается, но постепенно уступает место факультативным предметам, которые в последние годы обучения сосредотачивают на себе преимущественное внимание учащихся.

Факультативные предметы суть предметы общего, а не специального образования, свойственного университетам. «Факультативные предметы более частного значения по сравнению с общеобразовательными, но они служат целям общего образования известной группы личностей», — пишет П. Ф. Каптерев в «Дидактических очерках». [21] Цель факультативных курсов — не приобретение специальных знаний, а всестороннее развитие специфических черт ума учащихся и подготовка к последующему специальному образованию.

Факультативные предметы, например математика, могут быть взяты из общих предметов, но в их более широком виде, в высших отделах и областях.

Число групп факультативных предметов, по мнению П. Ф. Каптерева, должно быть достаточным, чтобы отвечать главнейшим различиям в складе человеческих умов и богатству современной культуры. Нельзя ограничиваться лишь двумя группами факультативов, так называемой бифуркацией. Существующие в школах общеобразовательные курсы, а также психологические соображения указывают на необходимость и возможность 4–5 ветвей факультативных курсов.

Обосновывая вариативность общего образования, П. Ф. Каптерев идет дальше — к индивидуализации обучения. «Строго говоря, обучение, вполне применимое к свойствам личности, может быть построено только для данной личности, поэтому справедливо, что сколько обучающихся личностей, столько должно быть и образовательных курсов». [22] Однако школа, по его мнению, не предоставляет таких возможностей, поэтому «правильное образование может быть получено только в семье, когда к одному учащемуся приходят многие учителя, а не в школе, где многие учащиеся учатся у одного учителя». [23] Заметим, что в современной дидактике разработаны технологии и средства для индивидуализации обучения именно в школе.

Дискуссия. Может ли разработанная П. Ф. Каптеревым система общеобразовательных курсов с их общей и факультативной частями быть применена для организации обучения в современной старшей профильной школе?

Каптерев ввел в дидактику понятие «педагогический процесс», рассматривая его с внешней и внутренней стороны. Внешнее образование выглядит как передача культуры от старшего поколения к младшему. Но более значимым является процесс внутренний — самообразование, саморазвитие людей через их собственную деятельность.

Ученый критикует школу, которая формирует детей по шаблону без соответствия естественному ходу их самообразования. Он ссылается на многочисленные факты отставания в школах выдающихся деятелей науки, искусства и практики, которым школа дала очень мало, а иногда противодействовала развитию их способностей.

Школа, по мнению Каптерева, окажет глубокое и полезное влияние на учеников тогда, когда будет следовать их природным расположениям, вкусам, склонностям и способностям, когда предоставит свободу в занятиях любимыми предметами. В противном случае «первые в школе окажутся последними в жизни и наоборот, что обыкновенно и бывает с нашими школами при их однообразных учебных курсах и свойственной им принудительности занятий». [24]

В качестве необыкновенно сильного способа влияния на развитие интеллектуальных сил учащихся П. Ф. Каптерев рассматривает эвристическую форму обучения. В данной форме обучения «научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя». [25] Будучи ученым и педагогом-практиком, П. Ф. Каптерев показывает, что эвристическая форма обучения, связанная с наглядностью, вполне сообразна детской природе, по силам детям и сообразна с природой преподаваемых в школе предметов.

Развивая эвристический метод Сократа, Каптерев предлагает учителю следующие рекомендации: «Не сообщай детям общих понятий, общих правил, общих законов и формул догматически; заставляй их самих сравнивать предметы, находить между ними черты сходные и различные и на основании найденного сходства и различия группировать их в роды и виды, составлять о них понятия, определение; заставляй их самих наблюдать связь и отношения между предметами и замеченные постоянные отношения между ними выражать в общих формулах и законах. Сам же не сообщай им этих формул и законов, а только наблюдай за правильной выработкой их, руководи ими, чтобы они не сбились с прямого пути». [26]

Идеи П. Ф. Каптерева по усилению творческого компонента обучения нашли свое воплощение в эвристическом подходе к образованию, разработанном впоследствии отечественными психологами и педагогами.

Дидактические исследования и выводы П. Ф. Каптерева актуальны также для определения принципов организации и содержания современной профильной старшей школы (11–12 классы) и для разработки личностно-ориентированной системы обучения в ней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *