теория методов обучения географии
Методы обучения географии.
Проблема методов обучения является одной из центральных. В современной дидактике существует убеждение о комплексном подходе, который учитывает функции методов и реализацию целей обучения (образовательных, развивающих, воспитательных).
Существует множество классификаций методов обучения.
по способам приобретения знаний,
по общим методам научного познания,
по дидактическим целям…
Исторически сложилась классификация по источникам знаний – словесные методы, наглядные, практические. Она не учитывает уровень познавательной деятельности учащихся.
По характеру познавательной деятельности учащихся, выделяют 5 методов обучения
Под методом обучения понимают (Панчешникова Л.М.) способ вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, формирования их мировоззрения и развития познавательных способностей. И.С.Матрусов определяет метод обучения как совокупную деятельность учителя и учащегося, которая обеспечивает освоение учащимися учебного содержания и на его основе развитие и воспитание последнего.
Характеристика методов обучения.
Объяснительно-иллюстративный. Используется для организации усвоения знаний учащихся. Учащиеся запоминают готовую информацию – чтение учебника, прямой информации с карты (например, климатических поясов), устное изложение материала учителем, подбор учащимися необходимых сведений из таблиц и графиков…
Репродуктивный.Используется для применения знаний и умений по образцу. Например, самостоятельные задания, предлагаются школьникам из темы в тему – определение географического положения материка. Это задания с использованием типовых планов, инструкций.
Проблемное изложение. Метод проблемного изложения используют для показа образца доказательного решения проблемы. Учитель формулирует проблему и сам её решает через научное рассуждение. Например, формирование островных дуг современных Японских островов.
Частично-поисковый. Используется для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен. Основная форма данного метода – эвристическая беседа. Например, почему в пустыне Атакама выпадает всего 3 мм. Осадков в год, несмотря на то, что она лежит на побережье?
Ученики не могут сразу ответить, учитель делит вопрос на несколько подвопросов –
В каком климатическом поясе лежит пустыня?
Какое течение располагается вблизи побережья?
Как холодное течение влияет на ВМ?
Затем учитель снова предлагает основной вопрос и получает ответ.
Исследовательский.Имеет сходную цель с предыдущим, но ученики решают проблему не поэтапно, а в целом. Школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведёт к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания. Например, задания на уроке:
Какой район России наиболее благоприятен для жизни населения и почему?
Где в Сибири вы бы проложили новую дорогу и почему, с какими трудностями столкнулись строители?
Почему Охотское море холоднее Баренцева, хотя располагается южнее?
Большое значение имеет использование в обучении проблемного подхода.
Суть проблемного обучения в систематическом включении учащихся в процесс поиска решения новых задач, в результате чего они учатся самостоятельно получать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.
Проблемой называется задание, способ выполнения которого или результат заранее не известен, но ученик обладает исходными ЗУН для того, чтобы осуществить их поиск.
В психологии и дидактике существует понятие проблемная ситуация, Это ситуация, вызывающая у учащихся осознанное затруднение, путь решения которого следует искать. Но не всякая проблемная ситуация становится проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию, Нередко встречаются в практике обучения вопросы учителя, понятные по содержанию, создающие затруднения, но поиск ответа на которые учащимся недоступен. Тем самым создаётся проблемная ситуация не переходящая в проблему.
Так, учитель спрашивает учащихся, почему высоко в горах человек заболевает горной болезнью. Если этот вопрос задан до изучения соответствующей темы, то при всей ясности вопроса это будет только проблемной ситуацией, разрешение которой в значительной мере ляжет на плечи учителя. Если же он задаст вопрос после изучения темы, то он явится и проблемой, доступной учащимся.
Проблема отличается еще и тем, что для ее решения не указываются точно условия поиска, исходные данные. Все это должен определить решающий. Поэтому проблема может иметь множество решений. Но всякая проблема принимает форму задачи, хотя не всякая задача носит проблемный характер. Проблемная, или поисковая, задача представляет собой задание, содержащее условие, из которого надо исходить, вопрос или требование, и возможность ее решения на основе имеющегося условия путем самостоятельного поиска.
Внедрение проблемного обучения обеспечивает выполнение им трех функций: 1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения, 2) овладение методами познания и научного мышления, 3) овладение опытом, операциями творческой деятельности.
Поисковые методы, рассмотренные выше, довольно широко используются при проблемном обучении, которое предполагает последовательно и целенаправленно выдвигать перед учащимися познавательные задачи, разрешая которые они под руководством учителя усваивают новые знания. Познавательные проблемы ставятся перед учащимися с помощью формулирования задач, наиболее характерных для школьной географии. Эти задачи используются для того, чтобы подвести учащихся к новой теме и активизировать процесс познания. Они обычно предшествуют сообщению теоретических положений. По мнению Ю. К. Бабанского, задача трансформируется в познавательную проблему лишь в том случае, если она отвечает следующим требованиям:
1. Содержит познавательную трудность для учащихся.
2. Определяет познавательный интерес школьников.
3. Опирается на ранее усвоенные знания.
2. Практически или теоретически проверить гипотезу.
3. Выбрать реальную гипотезу.
4. Сформулировать вывод.
Основную роль в постановке познавательных задач имеют проблемные вопросы. Они должны представлять определенную трудность для учащихся и в то же время быть посильными для них.
Познавательная задача должна вызывать интерес у учащихся, что влияет на весь характер психической деятельности ученика. Чтобы познавательная задача не только требовала размышлений учащихся, но и глубоко заинтересовывала их, учителя используют универсальные эффекты возбуждения интереса: эффект новизны, познавательного спора, удивления, занимательности и др.
Методы обучения, используемые на уроках географии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы обучения, используемые на уроках географии
1. По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:
2. По уровню познавательной деятельности выделяют 3 группы методов обучения:
1) объяснительно-иллюстративный метод;
2) частично-поисковый метод обучения географии;
3) исследовательский метод обучения географии
4. Методы самостоятельной работы
(более подробно предлагаю познакомиться с каждым методом)
1. Словесные методы обучения географии
Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.
2. Наглядные методы обучения
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран) обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
— анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
По уровню познавательной деятельности выделяю 3 группы методов обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения географии.
2. Частично-поисковый метод обучения географии
Эвристическую беседу можно строить по результатам выполнения практических работ по картам, таблицам, на основе предварительного знакомства с текстом учебника, просмотра учебного видеофильма и т.д.
3. Исследовательский метод обучения географии
Наиболее благоприятные возможности для «исследования» учащимися географических объектов, процессов, территорий имеются при завершении изучения региональных разделов курсов, в конце общих обзоров на уроках обобщения знаний и умений. Например, при изучении экономической и социальной географии России учащимся целесообразно предложить самостоятельно изучить географию современной пищевой промышленности или одного из видов транспорта страны, перспектив его развития.
Методы самостоятельной работы
Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя, как отмечалось ранее, выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.
Все описанные ранее методы (словесные, наглядные, практические и др.) в том случае, когда они применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, выступают в данной классификации как методы учебной работы под руководством учителя. В том случае, когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Как правило, без предварительного использования первого вида самостоятельной работы невозможен впоследствии ее более сложный второй вариант.
Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала учебник не следует закрывать, как это делают многие учителя, а, наоборот, нужно просить учеников внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, мысленно выделять по совету учителя главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике отдельные учебные тексты, например, можно вообще предложить ученикам прочитать в ходе урока самостоятельно Особенно это касается несложных параграфов, в которых рассказывается о применениях тех или иных явлений, даются исторические справки и т. п.
Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы учеников с учебником. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное на соответствующем уроке с помощью учеников.
«Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии и ИКТ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии и ИКТ»
« Система средств обучения географии и методика их использования »
Мельник Александр Васильевич
1. Средства обучения географии и их классификация
2.Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности.
Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения и такой проектирующий процесс, который имеет чётко заданный материал. Технология обучения гарантирует достижение учащимися запланированных результатов, т.к. стремится определить все то, что способствует реализации заданной цели. Технология обучения требует постановки учебной цели и построения последовательной поэлементной процедуры, с помощью определенных методов и средств обучения и форм организации учебной деятельности, специально сформированных для этих целей, которые должны быть решены учащимися входе выполнения контрольных, самостоятельных работ.
Предмет технологии обучения географии – это школьная дисциплина, где ее содержание и структура представляет собой особую педагогическую конструкцию, а также процесс овладения учащимися содержания географического образования при взаимной деятельности учителя и учащихся. Технология обучения географии дает ответ на вопрос: «Зачем учить географию, каково должно быть содержание этого школьного предмета, с помощью каких средств, методов и форм организации осуществляют и рассматривают в школах эту дисциплину».
Как наука технология географии имеет два аспекта: теоретический и прикладной (практический). К основам методологии и теоретическим проблемам, которая она рассматривает, относят предмет и методы научного исследования, цели обучения предмета, принципы отбора содержания, психологию педагогических основ обучения географии.
Средства обучения географии и их классификация
Средства обучения необходимы для формирования подлинных научных знаний о природе и обществе, для решения основных задач обучения и воспитания школьников. Одной из основных функций средств обучения является обеспечение наглядности в ходе усвоения знаний.
Средства обучения служат одним из важнейших источником знаний. Работа, с которыми развивает познавательные способности, их мышление, речь.
Все средства обучения делятся на 4 группы:
натуральные объекты: а) природные объекты и предметы (коллекции, гербарии); б) природные объекты и предметы, изучающиеся на экскурсиях
Эти средства обучения служат цели образование непосредственных представлений об изученных предметах и явлениях, их свойств, связей.
Изображение натуральных географических объектов и явлений: а) модели объемные; б) иллюстративные пособия (карты, лопаты)
3. Описание и изображение предметов и явлений условными средствами (слова, знаки, цифры): а) вербальный (учебники); б) картографические пособия; в) схематические пособия; г) статистические пособия (графики); д) вербальный (учебник.)
4) предметы для воспроизводства и анализа явлений природы.
Методы изучения географии: картограф, статистический, наблюдение, сравнит, полевых географических исследований.
1.Теоретические: применяется на этапе осмысления фактов и построения теории. Литературный, исторический, сравнительный, системно-структурный, статистико-математический.
2. Эмпирические: используется на этапе когда идет накопление фактов о проблеме исследования лабораторные, наблюдения, анкетирование, изучение и обобщение переданного опыта, изучение школьных документов, беседы.
3. Эксперимент различают:
1) по времени действия (длительные и кратковременные)
2) по составу изучения явлений (простой и сложный)
3) по организации (лабораторный и естественный)
4) по целям. Самый распространенный метод наблюдения
Первое и непременное условие всякого исследования – начало выявления проблемы, которое начинается со знакомством с литературой. Применяется анализ методической литературы позволяющий выяснить, что уже достигнуто по данной проблеме. С целью учёта результатов опыта применяется статистико-математический метод. Методом сравнения проводится критический анализ отдельных систем знаний. Суть системно-структурного вопроса состоит в том, что предмет исследования рассматривается в целостной системе, состоит из взаимосвязи элементов, разработанных не один урок, а целая система уроков. Объектом наблюдения могут быть приёмы учебной работы организация самостоятельной деятельности учащихся на уроке, постановка домашнего задания и т.д. Анкетирование. Разработка анкет для методистов, учителей, учащихся с целью сбора информации по различным проблемам. К методам изучения передового опыта школы относятся: беседа, изучение документации школы, результаты аттестации учителей, результаты массовых проверок.
Успешная организация работы с учебником возможна лишь при условии, если учитель хорошо знаком с его содержанием, особенностями построения и владеет приемами работы с этим средством обучения. В учебниках выделяются два структурных «блока»: учебный текст и внетекстовые компоненты.
Основу учебника составляет текст, органически связанный с внетекстовыми компонентами.
Большинство терминов, обозначающих понятия, выделено шрифтом, даны определения многих понятий, т. е, названы их существенные признаки.
Изложение учебного материала в тексте учебников сопровождается большим количеством логических связок типа: поэтому, таким образом, значит, если, следовательно, и т. д. По ходу самого текста нередко встречаются задания типа: объясните почему; скажите, как влияет; подумайте, почему и т. д.
Внетекстовые компоненты учебника выполняют и обучающую и контролирующую функцию. В каждом учебнике помещено несколько сотен вопросов и заданий, направленных на усвоение понятий.
Вопросы и задания расположены в разных местах учебника. Задания, предшествующие параграфу, рассчитаны на активизацию ранее усвоенных знаний по географии и другим предметам. Вопросы и задания, помещенные в тексте, помогают направить мыслительную деятельность учащихся в ходе усвоения нового учебного материала, а тe, что стоят и конце параграфов, требуют применения полученных знаний и умений, контролируют усвоение нового материала.
Иллюстративный материал имеет разнообразный вид и форму: различные по содержанию карты в тексте, на форзаце, диаграммы и графики, схемы и таблицы, рисунки и фотографии .
Изучение практики массовой школы показывает, что большинство учителей правильно понимает функции учебников географии и широко использует их на всех этапах обучения, особенно при изучении нового материала. В работе с учебником имеются типичные недостатки: учителя чаще всего обращаются к иллюстративному материалу, но мало организуют работу учащихся с текстом. Учителя мало занимаются формированием у учащихся умений работать с учебником. В результате этого многие школьники часто работают с учебником нерационально, затрачивая на подготовку уроков чрезмерно много времени.
Географическая карта есть чертеж земной поверхности, построенный на плоскости (математически точный), дающий уменьшенное, плановое, условное, генерализованное изображение предметов и явлений с целью точной передачи их размещения.
Карта отличается от других наглядных пособий (например, от картин) тем, что природные явления и объекты показаны на ней не в своем натуральном виде, а с помощью условных знаков. Школьные географические карты приспособлены к возрасту и развитию учащихся, что достигается посредством их упрощения и увеличения наглядности.
Школьные карты делятся по способу использования (стенные, вкладные, приложенные к учебнику, контурные, рельефные и атласы), по масштабу (крупномасштабные и мелкомасштабные), по содержанию (общегеографические и специальные), по нагрузке и оформлению.
И. И. Заславский указывает, что в учительской практике следует различать четыре основных понятия, составляющих «знание карты»: 1) построение карты, 2) ее чтение, 3) понимание и 4) представление о пространственном размещении географических предметов и явлений на поверхности Земли. Он также отмечает, чти понятие «чтение карты» подчинено понятию «понимание карты», хотя их часто неправомерно смешивают, так как, для того чтобы читать карту, надо знать ее условные обозначения, а чтобы понимать, надо уметь и читать и обладать к тому же определенным запасом географических знаний.
Уметь читать карту — это значит уметь уяснять географическую действительность по сочетанию условных знаков, т. е. «видеть местность так, как она есть на самом деле»,
Географические карты подразделяются:
— по территориальному охвату: мировые карты, карты материков, карты государств и др.;
— по содержанию: общегеографические (примерно с одинаковой подробностью основные элементы местности: рельеф, реки, озера, растительность, населенные пункты и т. п. – это топографические карты.) и тематические карты (один или два компонента природы, например, рельеф и вода; климат и почвы);
— по масштабу: крупно- (в 1:200000 и крупнее), средне- (в 1:200000 и до 1:1000000 включительно) и мелкомасштабные карты (в 1:1000000 и мельче);
— по назначению : справочные, учебные, туристские карты.
Современное обучение географии в школе подразделяется:
1. изучение типов карт, атласов
2. освоение языка карты
3. умение работы с картами.
Любой урок географии не мыслим без наглядных средств.
Наиболее используемые: картины, таблицы.
В зависимости от способа изображения таблицы делятся – 1) иллюстративные, 2) графические, 3) смешанные.
Основная функция наглядных методов — обеспечение конкретным образным материалом процессов формирования теоретических знаний, а при изучении единичных объектов и территорий — обеспечение формирования представлений о географических объектах (горах, реках, ландшафтах природных зон, городах и т. д.).
Наглядные пособия в преподавании географии имеют огромное значение, тем более что большинство географических объектов и явлений недоступно для непосредственного восприятия учащихся. Учить географии без наглядных пособий невозможно, так как даже самые красочные словесные описания ничего не дадут умственно отсталому ученику, если у него нет образа предмета.
Картины, муляжи, учебные фильмы и другие наглядные пособия помогают образовать в сознании детей отчетливое представление о предмете, закрепить знание карты.
Картины, фотографии, иллюстрации применяются учителем как при объяснении нового материала, так и при повторении и опросе учащихся. Хорошими наглядными пособиями могут быть и репродукции с картин известных художников: Шишкина, Левитана, Айвазовского.
Работа по картине связывается с картой (например, определить по карте, где расположено изображенное на картине место, в каком тепловом поясе). Полезно предложить детям устно дополнить содержание картины.
В работе с картиной у учащихся развивается мышление, внимание, наблюдательность, создается более ясное представление об изучаемом, воспитываются эстетические чувства.
Объемные наглядные пособия (модели, макеты, коллекции полезных ископаемых, гербарии) по сравнению с другими наглядными пособиями дают более полное представление учащимся об изучаемых объектах. Этих пособий обычно значительно меньше в распоряжении учителя, чем картин.
Методика работы с картинами и экранными пособиями
Учитель может начать ознакомление детей с отдельных деталей картины, а потом привести их к воссозданию в уме содержания картины в целом.
Школьные картины можно разбить на группы: 1. Стенные картины. 2. Альбомы мелких картин. 3. Стереоскопические картины. 4. Раздаточные мелкие картины, открытки, фотокарточки. 5. Наборы иллюстраций из журналов, книг, газет. 6. Рисунки учебника.
Ко всем этим картинам, употребляемым в учебных целях, предъявляются свои требования. Картины могут изображать или вид географического объекта с натуры, или воображаемый тип объекта, например, типичный вид степи, тайги и т. д.
Учитель руководит процессом восприятия картины посредством вопросов. Так, вывешивая картину, учитель обращается ко всему классу с вопросом, что они видят на картине? Делается пауза, чтобы дать ученикам время на самостоятельное рассмотрение картины. Затем вызываются отдельные ученики и им предлагается рассказать, что они видят. Один ученик дополняет другого. Спрашивание продолжается до тех пор, пока не будет охарактеризована картина в целом и в деталях. Вопросами учитель мобилизует внимание учащихся на содержание картины и дальше руководит их наблюдением, осознанием и истолкованием того, что они видят. Всё рассматривание картины непременно должно заканчиваться обобщением, подытоживанием. При повторном показе картины можно обойтись и без подробного анализа её.
Когда следует применять картину при обучении географии? Использование картины должно быть творческое. Учитель сам должен решать, когда целесообразнее включить картину в педагогический процесс.
Методика применения экранных средств обучения
Технические средства можно использовать практически на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, актуализации опорных знаний, мотивации учебной деятельности, изложении и усвоении нового материала, обобщении и систематизации изучаемого материала. Содержание экранных пособий и методика их использования определяются дидактической целью того структурного элемента урока, на котором их будут применять. На уроке статические экранные пособияредко используют самостоятельно, обычно комбинируя их с другими техническими средствами (кино, звукотехника) или традиционными наглядными пособиями. Они чаще всего выполняют функции иллюстрации учебного материала в процессе его изучения, обобщения и систематизации. Их применяюткак зрительную опору для последующей самостоятельной работы учащихся, каквспомогательное средство при опросе, они могут служить материалом для проверки знаний учащихся, для проведения устных и письменных сочинений.
После демонстрации учитель проводит беседу, в ходе которой он выясняет, как усвоен материал, уточняет и дополняет полученные представления. На этом этапе целесообразно использовать другие средства наглядности. Продолжительность показа пособий определяется в зависимости от того, насколько учащиеся успевают понять каждый кадр и выполнить, если потребуется, работу с ним.
Стадии восприятия кадра:
1) целостный охват всего кадра. Необходимо сообщить название кадра и дать его для целостного восприятия, выдержав некоторую паузу;
2) рассматривание. Объяснение кадра;
3) синтез деталей. Возвращение к целостному восприятию после анализа.
При подготовке к уроку необходимо:
Определить место и время демонстрации экранного пособия.
Наметить места остановок для проведения беседы, опроса, самостоятельной работы и других видов работ.
Наметить и отобрать другие виды учебных средств для возможного комплексного использования.
Наметить места, где надо дать дополнительные объяснения в ходе демонстрации.
Определить содержание учебной работы в классе и дома, предшествующей демонстрации данного экранного пособия, в ходе демонстрации и после завершения.
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности.
1. Объяснительно – иллюстративный предназначен для передачи учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности. С помощью этого метода закладывается основной запас теоретических знаний, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу школьников. Учитель объясняет и показывает, используя все имеющиеся наглядные средства обучения, а ученики воспринимают, осмысливают, запоминают, т.е. принимают пассивное участие.
2. Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и формирование умений и навыков. Роль учителя заключается в том, что он системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению знаний и умений. Таким образом, учитель организует и побуждает школьников к деятельности. Дети повторяют, выполняют свои действия по образцу (репродуцируют), логика их рассуждений определяется планом, инструкцией.
3. Метод проблемного изложения имеет своей целью показать учащимся сложный путь познания, движения к истине, продемонстрировать образец доказательного решения, какого – либо сложного вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее, формулируя перед учащимися, и сам же ее решает. Дети следят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая образец научного рассуждения.
В действующих программах есть темы с проблемным изложением материала, которые могут быть использованы при применении рассматриваемого метода, так как он пока мало применим в обучении.
4. Частично-поисковый метод имеет своей целью обучить учащихся поиску решения проблемы или ее отдельных этапов. Задача учителя – научить школьников самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у школьников знания и умения, полученные в предшествующих темах. Большую роль в этом методе играет эвристическая беседа, которая представляет собой систему логически взаимосвязанных вопросов, соединенных так, что каждый последующий логически вытекает из содержания ответа на предыдущий вопрос.
5 . Исследовательский метод. Суть этого метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них материал, приобщаясь к творческой деятельности. На практике технология применения данного метода выглядит так: дети наблюдают и изучают факты, ставят проблему, выдвигают гипотезу, строят план решения, осуществляют этот план, формулируют результаты, выполняют их проверку, и делают вывод, где можно применить результаты проведенного исследования.
В реальном учебном процессе этот метод применяется крайне редко, так как он требует большие затраты времени и готовность учащихся к исследовательской работе посредством выполнения все усложняющихся заданий.
Современный урок географии невозможно представить себе без использования средств наглядности. Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география. В то же время, ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. Поэтому каждый преподаватель географии должен осознать всю значимость наглядности, знать её разновидности, методику использования на уроках.
Очень важно понимать теоретические основы принципа наглядности в обучении географии. В данной курсовой мы рассмотрели и систематизировали понятия, связанные с наглядным обучением географии, познакомились с различными классификациями средств обучения географии, а также дали характеристику их основных видов, раскрыли сущность наглядных методов обучения географии.