теория маклина о триедином мозге

Павел Зыгмантович

Психолог. Делаю сложное понятным

Забудьте о рептильном мозге — у вас его нет!

теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозге

В 1973 году один учёный совершил ошибку, которая аукается до сих пор.

Учёного звали Пол Маклин, а ошибку — триединый мозг.

Пол Маклин изучал лимбическую систему головного мозга человека. Он заметил, что она крепко связана с эмоциями. Связана, решил он, значит, за них и отвечает. От этого вывода легко было дойти до более общей концепции.

У человека, решил Маклин, мозг состоит как бы из трёх частей — рептильной, лимбической и неокортекса.

Рептильная часть якобы занимается дыханием и движением. Задачи лимбической системы якобы в управлении эмоциями. Ну а неокортекс якобы делает нас людьми — даёт нам возможность разговаривать и планировать на много лет вперёд.

Концепция — этого не отнять — получилась очень красивой. И интуитивно понятной.

Каждый из нас сталкивался с ситуациями, когда эмоции твердили одно, а разум другое. Побеждают чаще всего эмоции. Легко представить, что дело в древности — что древнее, то и сильнее. Разума у животных не наблюдается, значит, эмоции древнее. Всё сходится!

Эти выкладки повлияли даже на нобелевского лауреата Даниэля Канемана. Он продвигал разделение мышления на быстрое и медленное (Система-1 и Система-2, соответственно). И провёл множество качественных экспериментов, которые вроде бы подтверждали существование такого разделения.

На самом же деле тут колоссальная ошибка.

В вашем мозгу нет ящериц

В 2020 году в журнале «Current Directions in Psychological Science» вышла статья двух психологов и одного биолога из США — Джозефа Цезарио, Дэвида Джонсона и Хизера Эйстена. Название статьи говорящее — «Your Brain Is Not an Onion With a Tiny Reptile Inside» («Ваш мозг не луковица с ящеркой внутри»). [1]

Строго говоря, концепцию опровергли ещё в 1990, но ею до сих пор активно пользуются. Поэтому Цезарио, Джонсон и Эйстен и забили тревогу.

Они подробно и наглядно объясняют, что не так с концепцией триединого мозга Пола Маклина. Я лишь кратко перескажу статью, а ознакомиться с ней можно по ссылке в самом конце статьи.

Главный укор концепции триединого мозга таков: биология — не геология. Это в геологии слои накладываются друг на друга, что легко можно увидеть.

В эволюции новое — это лишь переделанное старое. Крылья летучих мышей — не новый орган. Это видоизменённая кисть.

Так и с мозгом. У всех позвоночных существуют одни и те же области среднего и переднего мозга. И все они прекрасно работают.

Посмотрите на птиц. У них небольшой мозг и он отличается от нашего. Но при этом они умудряются летать, что вообще-то требует серьёзных вычислений. А новокаледонские вороны, например, умеют изготавливать орудия. [2]

Концепция триединого мозга тотально противоречит всему, что мы знаем об эволюции. Вот её главная проблема.

Красноречивый факт — когда Пола Маклина цитируют нейроучёные, они обращаются к его экспериментальным статьям. Но его выкладки о триедином мозге они игнорируют. Зато эти выкладки любят учёные, не работающие с мозгом.

Канеман ошибся

Всё просто — Канеман неверно интерпретировал результаты экспериментов. Мы сталкиваемся не с двумя системами. Вы наблюдаем два разных состояния одной системы.

Примерно в то же время, когда в США Пол Маклин выдвинул свою концепцию триединого мозга, в СССР случилось обратное. Пётр Кузьмич Анохин предположил, что мозг делится не на три части, а на системы. Каждая такая система выполняет свою функцию — достижение какого-либо результата. Например, срывание яблока с ветки.

Анохин так и назвал свою теорию — теория функциональных систем. В последствии его ученик Вячеслав Борисович Швырков развил её в системно-эволюционную теорию. [4]

Суть, вкратце, такова. В ходе жизни человек сталкивается с различными задачами — научиться ходить, говорить, читать и так далее. Научение происходит благодаря специализации нейронов в разных областях мозга. Они объединяются в ансамбль и мы получаем то, что в быту называют навыком.

Пока нейроны учатся, всё очень медленно. Но когда они наспециализировались, всё происходит быстро.

Вот ребёнок учится есть ложкой — он делает это медленно, с уймой ошибок. Прошло время, скорость выросла, ошибки исчезли. Почему? Специализация нейронов закончилась, ансамбль сформировался.

Можем ли мы говорить, что пока ребёнок учился, работала медленная Система-2, а потом за дело взялась быстрая Система-1? Можем. Но это будет умножение сущностей.

Куда экономнее сказать, что сначала мы наблюдали формирование навыка, а потом — его применение. Всё время работали одни и те же нейроны. Сначала медленно, а потом быстрее.

Так и с другими выводами Канемана. Почему мы быстрее узнаём эмоции, чем решаем математические задачи? Потому что в распознавании эмоций мы тренируемся в разы больше, чем в математике. Уровень навыков получается очень разным. Отсюда и разная скорость обработки.

А эмоции в системно-эволюционной теории — это топливо, которое “выделяет” система для достижения результата. Вы всё правильно поняли. Эмоции включаются после того, как система в мозгу приняла решение.

Противоречие между эмоциями и разумом надумано. Эмоции следуют за мозгом, а не наоборот.

Просто бывает, что в голове конкурируют две системы (в анохинском смысле это термина — то есть два желанных результата). Если одна из них сильнее, то нам кажется, будто это эмоции. А более слабую систему мы обычно и называем голосом рассудка.

На самом же деле, это всего лишь два нейронных ансамбля борются между собой.

Беру свои слова обратно

Надо признать, что я сам долгое время пользовался концепцией двух систем. Я видел в ней противоречие — почему медленная Система-2 всегда отдаёт навык быстрой Системе-1? — но никак не пытался его разрешить.

Я доверился авторитету Даниэля Канемана и его Нобелевской премии. Это, безусловно, неправильно, я был неправ.

Концепцию триединого мозга Пола Маклина я использовал для дидактических целей. Уточнял, мол, это условное разделение. Но и это всё равно было неправильным решением. Так нельзя, я был неправ.

Надеюсь, эта статья поможет вам отказаться от заблуждений, как это сделал я. Наука не всегда идёт прямым путём. Иногда её заносит в дебри и нет ничего зазорного в том, чтобы признать это и вернуться на столбовую дорогу.

А у меня всё, спасибо за внимание.

В продолжение темы рекомендую мои статьи «Вы ничего не знаете про эмпатию» и «Хватит ругать свой мозг!» .

Источник

Как обучать Три Мозга

23 декабря 2019 23 388

Пол Д. Маклин жил с 1 мая 1913 – 26 декабря 2007. Он был американским врачом и нейробиологом. Он сделал значительные открытия в физиологии и психиатрии. Он работал в Йельской Медицинской школе и Национальном Институте Психического здоровья.

Эволюционная триединая мозговая теория Маклина предположила, что человеческий мозг в действительности три мозга в одном.

Мозг №1 – Неокортекс выполняет функции дизайнера или архитектора мозга. Он позволяет узнавать новое, запоминать, рассуждать, анализировать, планировать, творить, взвешивать варианты, изобретать и общаться с людьми.

Неокортекс присоединяет мозг к внешней реальности.

В целом неокортекс отвечает за обработку информации и ощущений.

Сначала мы получаем новые знания в виде фактов или информации (сюда относятся философские или теоретические представления и идеи, которые мы усваиваем с помощью рассудка).
В неокортексе образуются новые синаптические связи и сети.

Затем мы решаем применить полученные знания.

В этом случае неизбежно приобретается новое ощущение, и под его воздействием в неокортексе образуются новые нейронные сети, в которых закрепляются знания, полученные интеллектуальным путем.

На знании этих принципов построена Система Сверх-Обучения 4-П, которую мы будем изучать в Теме №7.

Мозг №2 – Эмоциональный Мозг. Его цель – создавать из мыслей энергию и быстро реагировать на внешнюю информацию.

Не обдумывать ее, а чувствовать. Страх и Вожделение. Удовольствие и Страдание. Этот мозг моментально включается на позитивные или негативные эмоции.

От знаний, информации – к новым эмоциям. Лимбический мозг производит вещества, способствующие закреплению ощущений.

Лимбический мозг (или мозг млекопитающих) расположен под неокортексом и является наиболее развитой и специализированной частью мозга у всех млекомпитающих. Лимбический мозг можно также назвать «химическим» или «эмоциональным».

Эмоции дают телу команду сохранить память о событии на био-химическом уровне. Человек чувствует полученную информацию, как удовольствие или страдание.

Лимбический мозг способствует формированию долгосрочных воспоминаний. Информация запоминается, если были сильные позитивные или негативные эмоции. Чтобы в будущем или избегать этой информации или к ней стремиться.

Получая новые знания, для их лучшего запоминания надо наполнить их эмоциями. Об эмоционально-физическом обучении мы будем говорить в Теме №14.

Мозг №3 Инстинктивный мозг – для выживания на автоматическом уровне.

Условные и безусловные рефлексы.

Накопленные и повторяющиеся знания и действия переходят в Мозг №3 из сферы сознания в сферу бессознательного.

Мозжечок – хранилище привычных мыслей, чувств и моделей поведения.

Мозжечок – самая активная зона мозга, которая расположена в задней части черепа.

Это центр памяти и микропроцессор мозга. Каждый нейрон мозжечка может образовать минимум 200 000 (до миллиона) связей с другими нервными клетками.

Мозжечок отвечает за поддержание равновесия, координацию движений, осознание положения тела в пространстве и за совершение автоматических движений.

В мозжечке хранятся определенные типы простейших действий и навыков, а также зафиксированные на нейронном уровне эмоциональные реакции, мнения, повторяющиеся действия, привычки и обусловленные модели поведения.

Там коренятся бессознательные рефлексы и навыки, приобретенные и заученные в течение жизни. Являясь грандиозным хранилищем памяти, мозжечок с легкостью «загружает» различные виды усвоенной информации в запрограммированные состояния разума и тела.

Сидит человек в кабинете и работает на компьютере.

Перед ним стоит интеллектуальная задача разобраться в расходах и доходах за прошлый месяц.

Задачу эту ему поставили или кто-то или он сам. Время выполнения задачи – 1 час.

Инстинктивный мозг в это время «считывает» физиологические показания.

Через 30 минут человек начинает отвлекаться. Ему хочется пить и есть. Сигналы от инстинктивного мозга всё усиливаются и мешают работать.

Через 10 минут приходит сообщение, что кто-то поставил «лайк» его фотографии в инстаграмм.

Эмоциональный мозг хочет добавить удовольствия и посмотреть, кто это сделал. Сигнал эмоциональный усиливается. Мотивация «хочу» тянет к переключению на Инстаграмм.

Остановить этот сигнал может страх «не успеть» сделать работу. Особенно, если тот, кто её поручил будет ругаться и кричать.

Но если я сам себе «поручил» сделать эту работу – то проверять файл доход/расход становится всё сложнее.

В этот момент человеческий мозг задаёт вопросы:

А может отдохнуть? А может и не важно то, что я делаю?

Мы видим три разнонаправленных сигнала от «трёх мозгов».

Какой победит? Инстинкты? Эмоции? Рациональный подход? Здравый смысл или желания?

Узнаёшь себя в этой ситуации?

Какой мозг побеждает у тебя?

Сидит мужчина работает на компьютере.

К нему подходит пятилетний сын и говорит:
– Папа, пойдем в цирк?
-Нет сынок – я должен работать……
– Жаль… там тётя голая на слоне ездит…..

Источник

Три мозга Маклина: рептильный, лимбический, неокортекс и три блока мозга по Лурии

теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозге

теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозге

теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозге

Почему считается, что невербальные сигналы достовернее слов? Почему мы часто загораемся какой-то идеей, но затухаем, когда дело доходит до ее реального выполнения? Почему мы зависаем в соцсетях, вместо того чтобы убираться в квартире? Ответить на эти и другие практические вопросы нам поможет теория. А если быть точнее – теория Пола Маклина (Paul D. MacLean), согласно которой у человека можно выделить не один, а три мозга. Также мы рассмотрим модель А.Р. Лурии, название которой в чем-то созвучно модели Маклина: система трех функциональных блоков мозга.

Три мозга Маклина

Согласно теории Маклина, наш мозг можно разделить на три составляющие, или на три слоя, возникновение которых связано с эволюцией.

Практические выводы из модели Маклина

Знание теории трех систем мозга позволяет ответить на все вопросы, обозначенные во вступлении к статье. Здесь мы приведем ответы в общем виде, а с конкретными примерами, методами и способами вы сможете ознакомиться в соответствующих статьях нашего сайта. Главное, что выводы из этой теории позволят вам понять, с чем связано то или иное явление и как с ним можно бороться.

Три системы мозга: вербальная vs невербальная коммуникация

Например, почему говорят, что невербальные сигналы достовернее слов? Потому что за невербальные сигналы отвечает лимбический мозг, а за слова – неокортекс. Как мы говорили выше, неокортекс поддается нашему контролю, тогда как лимбический мозг – практически нет. Поэтому если на словах человек отвечает положительно, а его жесты выдают отрицательный ответ, это весомый повод усомниться в правдивости речи.

Противостояние лимбического мозга и неокортекса

Что касается прокрастинации, боязни нового, а также энтузиазма в теории и ничегонеделания на практике, то эти, как и другие подобные ситуации, объединяет противостояние неокортекса и лимбического мозга. Напомним, что последний не любит изменений, стремится оградить нас от эмоциональных травм и предпочитает сиюминутные удовольствия. Поэтому мы часто прокрастинируем задачи, которые в прошлом уже приводили к неудачам (лимбический мозг защищает нас от неприятных эмоций). Из-за него же порой нам так тяжело дается выход из зоны комфорта: никто не знает, что может там ожидать, и лимбический мозг заранее настраивает нас против такого шага и против изменений (даже положительных).

теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозгеС противоречием между этими двумя частями мозга связан и тот факт, что мы часто даем себе обещания, а потом не выполняем их. Дело в том, что обещания, цели и планы – прерогатива неокортекса. Но все это ведет к изменениям и/или откладывает сиюминутное получение удовольствия, что вызывает протест со стороны лимбической системы мозга. Вот вам что больше хочется: смотреть сериальчик или убираться? Кушать скучную полезную еду или лакомиться пиццей и шоколадным тортиком? Лимбический мозг бастует, и большинство из нас так или иначе поддается на его провокации. Поэтому мы зависаем в Сети с чипсами вприкуску, вместо того чтобы заняться уборкой и придерживаться диеты.

С другой стороны, неокортекс способен вдохновить нас, заразить энтузиазмом, чтобы мы начали что-то делать, и это ощущение распространяется и на эмоциональный мозг. Но, когда энтузиазм и вдохновение уходят, лимбическая система вспоминает о том, что пора бы расслабиться, и нас снова тянет к сиюминутным удовольствиям. Вот почем наше бодренькое начало скатывается все к тем же прокрастинации и ничегонеделанию.

Какой вывод можно сделать?

Впрочем, все описанное выше еще не значит, что единственное, что нам остается – идти на поводу у лимбического мозга. Просто, чтобы добиться большего успеха за более короткое время, стоит учесть данное противоречие. Одна из самых частых рекомендаций – по возможности успокоить лимбический мозг, не вгонять его в панику. теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозгеНапример, именно из-за его протестов у многих из нас не получается начать новую жизнь с понедельника или с 1 января. Резкие изменения (и страх неудачи) совершенно не нравятся лимбическому мозгу, и далеко не всем хватает силы воли противостоять его искушениям.

Поэтому часто эффективнее выходить из зоны комфорта постепенно и также постепенно бороться с прокрастинацией (если, конечно, у вас есть для этого соответствующие возможности). Небольшие шаги не вызовут столь яркого протеста лимбической системы. Кроме того, незначительные изменения, как правило, предполагают, что вы ставите перед собой такие цели, которых можно достичь в краткосрочной перспективе (например, «Учить каждый день по 10 новых иностранных слов»). Если вы их достигнете, это станет отличной мотивацией к тому, чтобы дальше двигаться в выбранном направлении. В то время как долгосрочные цели («Выучить иностранный язык») не дадут быстрых результатов, а значит, не станут мотиватором для лимбического мозга, ведь он хочет положительных эмоций здесь и сейчас, а не когда-то там в будущем.

Рептильный мозг: притуплен, но не забыт

Обратимся и к рептильному мозгу. В современном мире он охраняет нас, но активен далеко не в полной мере. Его бОльшая активность была необходима тогда, когда человек выживал в суровой природе. Сейчас он нам тоже, безусловно, нужен, но на него сваливается не так много работы, как раньше. Между тем иногда слишком активная его работа приводит к психологическим проблемам. Скажем, порой именно ему обязаны сильным страхам, всепоглощающей ярости и другим предельно ярким, но не всегда продуктивным чувствам.

Три функциональных блока мозга по Лурии

Из-за схожести названий кто-то может предположить, что модель трех функциональных блоков по Лурии и система «Три мозга» по Маклину также схожи. У них действительно есть точки пересечения, однако в целом Лурия и Маклин подходили к мозгу с разных позиций, поэтому и концепции у них различны.

теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозгеТак, основатель советской нейропсихологии Александр Романович Лурия и его коллеги выделили три функциональных блока мозга, исходя из того, как в нем проистекают высшие психические функции: что при этом происходит, какие отделы мозга задействованы и за что конкретно они ответственны. Именно поэтому специалисты говорят, что данная модель представляет собой концепцию мозга как материального субстрата психики. Система из трех функциональных блоков показывает, почему пациенты с теми или иными поражениями могут с легкостью выполнять одни задачи, но испытывают затруднения при выполнении других.

Предлагаем в общих чертах рассмотреть модель А. Р. Лурии, чтобы понять, чем эта система отличается от модели «Три мозга» по Маклину и как у нас в голове осуществляются высшие психические функции.

Мозг как система из трех функциональных блоков

Подытоживая описанное выше, представим краткое описание системы трех функциональных блоков мозга по А. Р. Лурии:

Источник

Как в человеке «уживаются» три уровня мозга: рептилия, млекопитающее и неокортекс

теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозге

Согласно концепции Маклина, человеческий мозг напоминает матрешку, части которой «надеты» друг на друга. Маленькая матрешка – примитивный мозг рептилии, средняя – более развитый мозг млекопитающего, верхняя – неокортекс, который есть у человека, в меньшей степени у дельфинов и некоторых приматов.

Мозг рептилии

Когда вы, не успев испугаться, отпрыгиваете от мчащейся машины, вздрагиваете при громком звуке или решаете вылить позавчерашний суп, потому что он плохо пахнет, «реагирует» рептилия.

Этот уровень мозга отвечает за инстинкты и рефлексы, обеспечивает выживание. Формирует простейшие базовые реакции типа «бей, беги, замри» в ситуациях опасности. Включает и выключает активность в ответ на голод, удовольствие и другие примитивные стимулы.

Мозг млекопитающего

Отвечает за эмоции и контакты с собратьями. Способен сохранять старые шаблоны поведения и создавать новые, регулировать взаимодействие с членами стаи. Благодаря ему кошки, собаки и другие млекопитающие хорошо обучаются, выстраивают и соблюдают иерархию, вместе охотятся, коллективно защищаются от угрозы.

В какие моменты у человека «включается» мозг млекопитающего? Когда он чувствует интерес к новому делу, радость от встречи с другом или желание позаботиться о слабом.

Мозг млекопитающего стимулирует к борьбе за первенство, позволяет вместе с другом перенести тяжелый шкаф, распознавать ритм и интонации чужой речи, частично определяет биологические стандарты красоты представителей противоположного пола. И он же мешает формировать новые привычки, потому что не любит выходить из зоны комфорта.

Неокортекс, или Новая кора

Когда вы учитесь в школе или институте, мечтаете о прекрасном принце или планируете сменить работу, сплетничаете с соседкой или читаете доклад с трибуны, это работает неокортекс. Мы обязаны ему всеми научными открытиями и достижениями цивилизации. Но он же порой приводит нас на прием к психологу, потому что любит все усложнять и придумывать пугающие истории.

Новая кора отвечает за переработку информации: синтез, анализ, обобщение, планирование, рассуждение. Умеет смотреть на происходящее с позиции наблюдателя. Позволяет фантазировать, мечтать о будущем, формировать в сознании сложные образы, общаться при помощи речи.

теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозгеФото: pixabay.com

Взаимодействие между уровнями

Мозг рептилии и мозг млекопитающего тесно связаны между собой. За миллионы лет они научились слаженно взаимодействовать и мгновенно понимать друг друга. Неокортекс из-за своего относительно недавнего появления не приобрел таких тесных связей с другими отделами, это влечет за собой разные последствия.

Необдуманные эмоциональные реакции

Чем примитивнее мозг, тем быстрее реакция. Мозг рептилии реагирует быстрее мозга млекопитающего, поэтому мы сначала отпрыгиваем от несущегося автомобиля, а уже потом пугаемся.

Мозг млекопитающего реагирует быстрее неокортекса, поэтому сперва испытываем эмоцию по поводу какого-то события, затем формируем свое мнение. Именно поэтому под влиянием эмоций можем совершать поступки, о которых потом жалеем.

Внутренние конфликты

Человеческое воспитание подчас расходится с нашей природой. Шуструю боевую девочку учат быть тихой и послушной. Эмоциональному мальчику говорят: «Мужчины не плачут». Подвижного ребенка часами заставляют играть на скрипке, потому что мама мечтает о сыне-музыканте.

Человек вырастает, привыкая подавлять свои природные наклонности. В один далеко не прекрасный момент примитивные части мозга начинают бунтовать против установок неокортекса, возникает внутренний конфликт и, как следствие, невроз.

Вера во всемогущество разума

Порой мы пытаемся принимать решения «из головы», руководствуясь логикой и пренебрегая чувствами. Такая стратегия хороша в экстремальных ситуациях, но не полезна в обычной жизни.

Пренебрежение чувствами и телесными ощущениями оборачивается неспособностью получать удовольствие. Основываясь на логике, мы не учитываем множество факторов, о которых сообщают примитивные сигнальные системы, в результате совершаем глупейшие ошибки «от большого ума».

Совместная работа – залог успеха

Все уровни мозга нужно учиться синхронизировать. Если неокортекс умеет прислушиваться к эмоциям и телесным ощущениям, не позволяя мозгу рептилии и млекопитающего брать верх и творить, что захочется, то человек живет в мире с собой и окружающими, у него достаточно сил для решения задач и осваивания нового.

Если неокортекс назначает себя главным и создает диктатуру, не обращая внимания на сигналы других частей, или, напротив, устраивает безвластие, не контролируя деятельность примитивных отделов, это добром не кончится. Человека будут преследовать болезни, неудачи и разочарования.

Источник

Один человек – три мозга: простая реальность

Да, у человека три мозга.

Это доказанный факт, о котором стоит знать.

Почему? Во-первых, это интересно. Во-вторых, это важно.

Три мозга – подарок длительной эволюции, позволивший выжить и стать теми, кто мы есть. Но также три блока мозга – это и сложная система взаимодействий, без понимания логики которой практически невозможно что-либо планировать, достигать и добиваться. Разве что только на интуитивном уровне.

Теория Пола Маклина: три мозга человека

Сначала общая информация.

В голове каждого человека есть трехслойный триединый мозг. Каждый новый уровень появлялся как следствие эволюции и привносил в поведение что-то новое и абсолютно уникальное. Все системы расположены одна над другой, то есть это не отделы и не полушария.

Самая глубинная – маленькая по объему и старая по возрасту – оболочка рептильного мозга. Отвечает на выживание в глобальном смысле этого слова.

Второй слой – лимбическая система. Ей лет уже меньше, а зона воздействия на организм человека сильнее. В нее попадает весь эмоциональный спектр чувств – от любви до ненависти.

Заканчивает структуру триединого мозга человека неокортекс. Этот уровень делает нас мыслящими, разумными существами. Главными на этой планете.

теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозге

Интересная выявлена закономерность: чем старше уровень мозга, тем сильнее его влияние на поведение и привычки, тем сложнее с ним бороться.

Важно. Все три структуру «живут» недружно. Они очень редко взаимодействуют между собой, чаще каждая «отстаивает» свои интересы.

Вот об этом и поговорим.

Рептильный мозг, р-комплекс, инстинкты

Рептильный мозг получил свое название, потому что в целостном сформированном виде существует сегодня у рептилий. Они не пошли дальше по цепочке эволюции, подарив ученым возможность для глобального анализа.

Рептилии обладают полным р-комплексом, деятельность которого направлена на выживания. Для этого нужно:

Собственно, и все. Если извне никаких воздействий нет, а базовые инстинкты удовлетворены, рептилия будет находится в спячке или неподвижности.

теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозге

Это огромный плюс для человека, у которого р-комплекс входит в три блока мозга. Почему? Потому что при нормальной жизнедеятельности этот слой мозг практически всегда находится в состоянии стазиса и не мешает.

В случае опасности, голода или появлении иных базовых потребностей просыпается и «митингует». После снова «спит».

Лимбическая система, л-комплекс, эмоции

Второй виток эволюции легко проследить у млекопитающих и птиц.

Теперь к потребности выживания добавился весь эмоциональный спектр. Любовь, радость, сочувствие, грусть, тоска… Список огромен.

Вслед за эмоциями быстренько подтянулась потребность в социуме. Появились понятия «иерархия», «статус», «доминирование».

Желания лимбической системы оказывают влияние на все три отдела мозга.

Чем больше позитива, тем полноценнее реализуется л-комплекс. Тем счастливее человек. И это уже создает проблемы.

теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозге

В общем поведенческом рисунке лимбика напоминает очень капризного ребенка. Она хочет только радоваться и развлекаться. Все, что ей не нравится и не приносит удовольствия, отторгается на сознательно-подсознательном уровне.

Слово «надо» лимбической системе не знакомо. Только слово «хочу»!

Неокортекс, новый мозг, разум

Мысли, суждения, способность к аналитике и прочие «плюшки» сознательного бытия есть у человека, дельфинов и некоторых приматов. За что отвечает новый, созданный эволюцией, уровень.

Если сравнивать все три системы мозга, то новой структуре отведено 85%. По объему много, но влияния это не добавляет.

Неокортекс с одной стороны возглавляет все три вида мозга и делает нас «человеками разумными», но при этом он находится в постоянной борьбе с эмоциями и р-комплексом.

Но остальным системам – лимбике и рептилоидной части – этого не надо. Им нужно выжить и получить максимум наслаждений. Всё!

теория маклина о триедином мозге. Смотреть фото теория маклина о триедином мозге. Смотреть картинку теория маклина о триедином мозге. Картинка про теория маклина о триедином мозге. Фото теория маклина о триедином мозге

Три оболочки мозга: сложности

Три части мозга постоянно противостоят друг другу. Но больше всего с неокортексом борется лимбическая система.

Лимбика не хочет учиться, развиваться, планировать. Она хочет лежать на диване, кушать вкусную еду и наслаждаться легкими книгами.

А рептилоидный при таком раскладе просто спит. Опасности нет, еда есть – а больше ничего и не надо.

Именно с капризным ребенком – л-комплексом – приходится бороться, когда хочется:

В этом и кроется весь секрет. Единый мозг – концепция три в одном – может взаимодействовать качественно, если позаботиться о комфорте каждой структуры.

Синхронизировать блоки и дать каждому уровню важные для него ощущения.

Если получается это сделать, то три блока головного мозга работаю как один. А человек попадает в «поток» и может достичь любых высот.

И еще очень важный момент: теория трех мозгов дает понимание, как контролировать эмоции и не впадать самопроизвольно в крайние состояния. То есть держать в узде гнев, ярость, стресс и даже избыточную радость. Об этом в следующих статьях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *