теория и практика внедрения смешанного обучения в деятельность школы
Теория и практика внедрения смешанного обучения в школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.Преимущества смешанного обучения.
ФГОС второго поколения ориентируют на переход от обучения, где ученик – объект воздействия учителя, к учебной деятельности, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника.
Смешанное обучение – технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-урочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения.
Смешанное обучение призвано помочь преодолеть минусы технологий, используемых сегодня в практике обучения. При очном, классно-урочном, обучении, во-первых, не всегда можно реализовать требование включенности каждого ученика в образовательный процесс. Не все и не всегда могут участвовать в обсуждениях, в силу определенного распределения социальных ролей в классе (ведомый-лидер), особенностей темперамента (пассивный-активный), объективных обстоятельств (отсутствие по уважительной причине). Во-вторых, временные рамки урока не позволяют многим достичь желаемой глубины понимания обсуждаемых вопросов, что не дает возможность реализовать требование гибкости образовательного процесса, предусматривающее удовлетворение различных персональных познавательных стилей ученика. При дистанционном обучении за счет утраты спонтанности образовательного процесса нивелируется такой этап, как естественное и быстрое выстраивание цепочек ассоциативных идей и интуитивных открытий, нарушается требование включения нового знания в уже имеющееся. Кроме того, при дистанционном обучении возможна тенденция к отсрочке учебных действий, поскольку данная среда воспринимается многими учащимися из-за отсутствия личных прямых контактов обезличенной, что может вызывать неудовлетворенность образовательным процессом, нарушающее требование психологической комфортности образовательной среды.
Преимуществами смешанного обучения, таким образом, являются формируемые в классно-урочном режиме личные (человеческие) связи, спонтанность, дающая возможность более быстрого усвоения новых знаний, и формируемые при электронном обучении в информационно-образовательной среде гибкость, адаптивность, индивидуализация, интерактивность обучения и глубина рефлексии. Гибкость предполагает, что время и место при смешанном обучении не ограничены строгими рамками урока и школы, темп и ритм обучения не привязаны к темпу и ритму работы других учащихся класса. Смешанное обучение обеспечивает вовлеченность в учебный процесс 100% обучающихся. Адаптивность реализуется как возможность организации учебного процесса для учащихся с разными возможностями и запросами. Индивидуализация осуществляется за счет выстраивания учебного процесса в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями и возможностями обучающихся, при этом методические подходы и педагогические технологии, используемыми учителем в классе, дополняются интерактивными учебными средствами и адаптивным программным обеспечением. Интерактивность достигается использованием вариативных форм и способов взаимодействия как участников образовательного процесса друг с другом, так и с контентом. Обучающиеся при смешанном обучении имеют время для того, чтобы более внимательно и глубоко рассмотреть и обосновать собственные суждения
Смешанное обучение позволяет решить новые задачи, выдвигаемые сегодня в сфере образования:
— расширить образовательные возможности обучающихся за счет увеличения доступности и гибкости образования, учета их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
— стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: повышения его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;
— трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему конструированию обучающимся собственных знаний;
— персонализировать образовательный процесс, побудив учащегося самостоятельно определять свои учебные цели, способы их достижения, учитывая собственные образовательные потребности, интересы и способности, учитель же является помощником обучающегося.
2. Основные модели смешанного обучения.
Смешанное обучение складывается из :
1) традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса;
2) интерактивного взаимодействия, опосредованного компьютерными телекоммуникационными технологиями и электронными информационно-образовательными онлайн ресурсами;
Объем и сочетание названных компонентов зависит от объективных и специфических для данной образовательной организации (ОО) характеристик конкретного образовательного процесса. Так, например, доля компонента «Самообразование» зависит объективно от возраста и личностных качеств обучающегося, ступени образования и одновременно определяется спецификой образовательной концепции ОО.
Существует большое разнообразие моделей в зависимости от доли очного обучения и учебной деятельности, опосредованной ИКТ, а также от местоположения обучающегося в процессе учебной деятельности (в школе или за ее пределами). Любая комбинация, кроме моделей организации учебного процесса без online учебной деятельности (традиционные формы) и заочного обучения, в котором полностью отсутствует прямое личное взаимодействие между учителем и обучающимся, может быть отнесена к смешанному обучению.
В качестве основных моделей сегодня целесообразно использовать модели группы «Ротация» и модели группы «Личный выбор», реализующие персонализированный подход.
Среди моделей группы «Ротация» выделяются модели «Автономная группа», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон».
Модель «Смена рабочих зон» является развитием модели «Автономная группа», но число групп увеличивается в зависимости от видов учебной деятельности (online обучение, групповая самостоятельная работа, индивидуальная самостоятельная работа, работа с учителем); предполагает закрепление определенного вида деятельности за определенной рабочей зоной, что снижает временные затраты на включение обучающихся в соответствующий вид деятельности.
Модели группы «Личный выбор» целесообразно использовать в старшей школе, если учащиеся имеют высокие показатели мотивации к учению, уровня сформированности ИКТ-компетентности, личностных и метапредметных навыков; предполагает, что образовательная деятельность и ответственность за ее результаты возлагается на обучающегося, так как процесс строится преимущественно с использованием удаленных интернет-ресурсов. Формирования учебных групп возможно
1) внутри параллели одной школы с фиксированным набором курсов для изучения online – «Новый профиль»,
2) внутри параллели одной школы с различным набором курсов для изучения online – «Индивидуальный учебный план»,
3) внутри параллелей одного возраста разных школ для изучения определенного online курса – «Межшкольная группа».
Данная группа моделей отвечает требованиям нового ФГОС полного среднего образования. Она облегчает составление расписания при работе по индивидуальным учебным планам (например, можно все предметы естественнонаучного цикла в одном классе ставить одновременно, а ученики будут при этом проходить разные предметы, представленные на интернет-ресурсе, которые они выбрали в рамках данной образовательной области). Кроме того, модель расширяет возможности учеников малокомплектных школ, в которых все образовательные запросы учащихся не могут быть обеспечены педагогическими кадрами.
3. Организация образовательного процесса при смешанном обучении предполагает следующие действия.
1. Определение особенностей контингента учащихся в целом и отдельных классов (учебных групп, параллелей, «межшкольных» параллелей)
2. Выбор подходящей модели(ей) для имеющегося контингента с учетом его особенностей.
3. Планирование образовательного процесса, предполагающее составление учебного плана, определение долей трех компонентов смешанного обучения (очного, ИКТ-опосредованного и самообразования), времени и форм итогового контроля.
4. Обеспечение реализации компонентов очного (подбор кадров, предоставление школьного пространства и средств обучения), ИКТ-опосредованного (предоставление интернет-ресурсов на базе договоров с их владельцами), самообразования (организация установочного консультирования и контроля).
5. Оценивание и контроль результатов обучения.
Смешиваем, но не взбалтываем: гид по внедрению смешанного обучения в школе
Незаменимый гид для школьных учителей по плавному и приятному внедрению дистанционных моделей обучения. Можно начинать прямо сегодня.
Технологии влияют на то, как мы преподаем, и на то, как учимся.
Технологии не заменят учителей. Но учителя, которые используют технологии, возможно, заменят тех, кто не использует.
С этим утверждением Рэя Клиффорда, которое приводит Кристин Мелони в статье «Интернет в классе», можно поспорить, но давайте остановимся и чуть подумаем. Сегодня мы имеем возможность использовать инструменты, способные существенно повлиять на наше представление об обучении вообще, помочь нам в реализации ФГОС: формировании универсальных учебных действий, развитии самостоятельности обучающихся, организации «фгосовского» урока.
Одна из многообещающих и наиболее новых образовательных моделей — смешанное обучение. Эта технология организации учебного процесса, сочетая в себе преимущества традиционного классного и дистанционного обучения, при условии соответствия определенным параметрам, позволяет выстроить индивидуальные траектории освоения учащимися учебного материала, развивать метапредметные и личностные универсальные учебные действия, обеспечивает постоянную активность обучающихся. В основе его лежат признанные в мировом педагогическом сообществе теории конструктивизма, социального конструктивизма и проблемного обучения.
Классно-урочная система в привычном для нас виде существует с XVII века, но и дистанционное обучение не ново. Калеб Филипс ещё в 1728 году, а Айзек Питман в 1840 году обучали желающих стенографии, используя почтовую связь.
В цифровую эпоху, по мнению специалистов, переход к модели, интегрирующей возможности традиционной и электронной форм обучения, кажется логичным: мы живём в «смешанном» мире, где значительная часть нашей деятельности проходит в виртуальной среде.
Используется смешанное обучение преимущественно на ступени высшего и среднего профессионального образования, в последнее время активно развивается в школе и детском саду. Много историй успешного внедрения собрано Институтом Клэйтона Кристенсена в США, и база данных «Вселенной смешанного обучения» продолжает пополняться. Россия также наращивает опыт использования данной технологии.
Так, вызвал интерес проект некоммерческого партнерства «Телешкола», которое в 2012-2013 учебном году провело эксперимент по внедрению смешанного обучения в нескольких школах Хакасии, Дагестана, Удмуртии и Челябинской области. На сайте «Открытый класс» функционируют сообщества учителей, посвящённые исследованию эффективности разных частных моделей в рамках смешанного обучения.
Смешанное обучение — это не новая упаковка для старой методической системы, это принципиально новый подход с точки зрения изменения позиции в нём субъектов образовательного процесса и роли информационно-коммуникационных технологий.
Приступить к созданию курса в контексте смешанного обучения проще, если представлять, как могут выглядеть первые шаги при переходе на такую образовательную модель.
Шаг 1. Определите, для чего вам нужно смешанное обучение
Логика проста: если всё и так отлично, то зачем?
Безусловно, можно дать замечательный современный урок, имея только доску и мел. Но если вы считаете, что слишком много времени вынуждены уделять объяснению нового материала, а ваши ученики слишком пассивны, то наверняка задумывались, как изменить ситуацию.
Что в смешанном обучении и вправду новое?
Создаётся новое образовательное пространство: ученик, сопровождаемый учителем, попадает в поле множества возможностей для реализации собственного потенциала, несёт ответственность за своё образование, приобретает навыки самообучения и самоорганизации. Не удастся «отсидеться», каждый будет выслушан.
Читайте также :
Технологии дают ученику возможность выбирать время и место обучения. Темп, с одной стороны, регулируется учителем за счёт классных занятий, с другой стороны, дома учащиеся осваивают материал с удобной для них скоростью. Если нужно, школьник возвращается к изучаемому материалу, осознанно пытаясь его освоить. Каждый учащийся получает также возможность продемонстрировать понимание темы разными способами, в том числе, создав свой учебный объект в онлайн-среде.
И самое интересное: благодаря дистанционной части процесса обучения учитель получает возможность эффективнее использовать время урока. Будут ли ребята с преподавателем разбирать задания повышенной сложности, выполнять творческие работы, решать обучающие тесты, защищать проекты, вести дискуссии — решать учителю. В любом случае есть возможность сосредоточиться на практических навыках и наиболее важных моментах.
Смешанное обучение позволяет также частично снять трудности организации занятий с теми, кто вынужден пропускать школу по состоянию здоровья или по другим причинам, а также с теми, кто готовится к олимпиадам по предмету.
Пожалуй, лучший способ понять, как интеграция традиционных методов и новых технологий помогает сделать обучение продуктивнее, за счёт чего осуществляется индивидуализация, как обучающийся сам осуществляет контроль процесса, — это самим пройти курсы в формате смешанного обучения. Они, кстати, становятся обычной практикой в институтах повышения квалификации учителей.
Шаг 2. Приступая к конструированию программы, отталкивайтесь от планируемых результатов
Планировать результаты, определять универсальные учебные действия, формируемые у учащихся, и способы их оценивания должна группа учителей. Это соответствует посылу ФГОС — сообща проще определить межпредметные связи и запланировать шаги по реализации целей. Поэтому, прежде чем приступать к созданию рабочей программы, постарайтесь собрать группу единомышленников. Можно быть ярым сторонником какой-либо образовательной системы, но жизнь учит быть гибким и не бояться экспериментировать.
Вместе выберите класс/параллель. Начните с одного-двух предметов, с серии уроков.
Стоит приступать к созданию программы, ответив на следующие вопросы:
Выберите разделы или темы, которые могут, по вашему мнению, успешно изучаются дистанционно. Учебная единица обычно представляет собой информационный блок (лекционный материал в текстовом, аудио- или видеоформате, диалоговую симуляцию, презентацию), за которым следует интерактивное задание.
Важно сделать максимально интересным материал для самостоятельного овладения. Проблемное построение, использование загадки, истории — такие традиционные приемы работают и в электронной среде. Принципы геймификации тут тоже будут к месту. Можно, например, разработать систему званий для активно и качественно комментирующих работы одноклассников, награждать виртуальными значками за хорошие вопросы.
Определив, что будет изучаться в классе, а что в цифровой среде, решите, какая модель смешанного обучения будет наилучшим образом работать в вашем случае.
Наиболее активно в России используются «Модель смены рабочих зон/ротации станций» (в классе учащиеся попеременно работают с учителем, в малых группах и с электронным материалом), «Перевёрнутый класс» (дома изучают теорию, в классе организуется применение полученных знаний) и «Автономная группа» (одна группа занимается в онлайн-среде, вторая — в традиционном контексте).
Очевидные преимущества онлайн-тестов разных форматов — экономия времени учителя (отметки выставляются автоматически) и возможность учеников мгновенно получать результаты и обратную связь.
Можно регулярно отслеживать успеваемость, корректировать при необходимости образовательную траекторию учащегося, получать данные о востребованности материала.
Сформированность практических навыков может оцениваться как в классе, так и виртуально, благодаря заданиям, максимально приближенным к реальной жизненной ситуации, требующим от ученика применять знание не только в типичных, но и незнакомых ситуациях, решаемых в онлайн-среде. Пример подобного задания: изучите материал игры Ad Decoder и составьте своё рекламное объявление; предложите одноклассникам его раскодировать.
Очень важный момент: в смешанном обучении классная деятельность должна не дублироваться или дополняться онлайн-активностями, а заменяться ими. Иначе учебная нагрузка может оказаться непосильной. Это настоящий вызов учителю: как структурировать материал таким образом, чтобы обучение стало эффективнее?
Шаг 3. Создавайте как можно больше возможностей для общения
Рамочный характер ФГОС и гибкость системы смешанного обучения дают учителю достаточно свободы для экспериментов. т
Почему смешанное обучение заставляет педагогов завороженно следить за своим развитием и отмечать малейшие успехи? Потому что сложно представить, что ещё могло бы позволить столько внимания уделить каждому ребенку.
Как ни парадоксально, но использование технологий может увеличить количество времени на непосредственное взаимодействие участников образовательного процесса.
Общение учителя с учениками и учеников между собой осуществляется, как и общение людей в реальной жизни, двумя путями: личное общение во время аудиторных занятий и общение в интернете. Чаты, форумы, платформы вроде Edmodo, электронная почта — привычная и комфортная среда. Симон Львович Соловейчик в книге «Час ученичества» отмечает, что «человек заражается желанием учиться не прямо от учителя, а через класс», и очень важно, о чём говорят ребята между собой.
Смешанное обучение в любом виде даёт очень ценную для учителя возможность лучше узнать ученика и построить работу с учётом его особенностей. Педагог заинтересован в том, чтобы дать как можно более подробную обратную связь, чтобы обучающийся понимал, над чем ему работать, задавал продуманные вопросы. Учитель становится консультантом, партнером, координатором. Он учит учиться, ориентироваться в мультимедиа-пространстве, отбирать информацию, занимается педагогическим дизайном.
Групповая работа может быть теперь организована и во внеаудиторном пространстве. В курсах на платформе FutureLearn, к примеру, сейчас активно разрабатывают методику организации эффективного взаимодействия в виртуальных группах. Все частные модели смешанного образования предполагают активную работу в группах, причём учитель может делить класс, имея чёткие представления об уровне освоения обучающимися материала.
Шаг 4. Решите, какие ресурсы вам подходят
Образовательный контент сейчас интенсивно переводится в цифровой формат, создаются новые приложения, электронные учебники — готовый материал легко включить в работу. Создавая свой, очевидно, следует обратить внимание на интуитивно понятное программное обеспечение.
Банк ресурсов, создаваемый учителями разных школ, педагогическими ассоциациями, может значительно облегчить работу в будущем. Вступите в сообщество, где есть возможность делиться с заинтересованными учителями опытом проведения исследований в цифровой среде и создания своих образовательных материалов нового формата.
Нет универсального рецепта организации дистанционной части смешанного обучения для всех школ. Стоит выяснить, какие ресурсы имеет школа. Если отсутствует СДО, удобно использовать сайт или бесплатные облачные сервисы.
Шаг 5. Познакомьте участников образовательного процесса с принципами смешанного обучения
Заручитесь поддержкой администрации. Могут потребоваться некоторые изменения в расписании для доступа в класс, оборудованный компьютерами в достаточном количестве.
Объясните обучающимся, что и как вы будете делать. Создание благоприятных условий для смешанного обучения может оказаться ключевым для его успеха.
Читайте также :
Следует дать представление о критериях, по которым будет оцениваться успешность выполнения заданий, указания о том, как действовать в случае пропуска занятий, отставания, ознакомить с расписанием некоторых активностей. Доступ к материалам должен быть простым, а инструкции ясными.
Время, проведённое в соцсетях, часто воспринимается как потеря времени. Другая точка зрения ещё только начинает формироваться. Между тем Мими Ито, эксперт в области использования молодежью цифровых средств, полагает, что социальные сети даже в том виде, в каком они существуют, могут считаться полезными. Здесь подростки проходят социализацию, учатся информационной безопасности, проходят неформальное обучение.
Задача родителей и педагогов — научить использовать технологии конструктивно, развивать информационную культуру.
Расскажите о плюсах внедряемой образовательной модели. Смешанное обучение повышает эффективность освоения материала за счёт вариативности средств представления информации, решает проблемы разноуровневости учащихся, то есть подходит как для одаренных учащихся, так и для испытывающих затруднения в обучении.
В России смешанное обучение пока переживает этап становления и развития (Фандей В. А.). Всё больше людей видит в нём образование будущего, позволяющее преодолеть типичные затруднения, с которыми педагоги сталкиваются в ходе аудиторных занятий.
Можно ностальгировать по миру без компьютеров, а можно учиться искать плюсы и точки роста. Может, в будущем школьнику не придётся просыпаться в 6 и проводить в школе 7-10 часов, а учебные задания он будет выполнять с радостью, поскольку всё зависит от него самого?
31 августа 2016, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Доклад и презентация по теме «Смешанное обучение как эффективный метод преподавания в современных условиях
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ доклад на тему Смешанное обучение.docx
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области «Электростальский колледж»
Зав. отделением корпуса №1
___________ Гольяшева Н.Е.
На тему: «Смешанное обучение как эффективный метод преподавания в современных условиях»
Выполнила: преподаватель спецдисциплин: Титова Г.Д.
на заседании методической комиссии
Протокол № 7 от « » февраля 2021г.
2.Компоненты смешанного обучения…………………………………..5
3. Модели смешанного обучения………………………………………..6
4. Достоинства и недостатки смешанного обучения…………………..9
В современном мире существуют множество методов обучение. И те, что проверенны временем: лекция, самостоятельное изучение нового материала по книгам (технология критического мышления), опрос у доски и обсуждение ответов, самостоятельная, работа в группах, парах, лабораторные и практические работы. И с применением информационных технологий, таких как: показ видеоматериалов, тестирование, проектная деятельность.
Противоположный метод – добывать знание самостоятельно в учебной деятельности. Философ И. Г. Песталоцци говорил про своих учеников: «Моя главная задача–помочь им раскрыться, развить собственные идеи», а чешский ученый Ян Коменский говорил: «Хорошо было бы, если бы учащиеся меньше учили, а учащиеся больше учились бы». Но со времен Коменского в частных дидактиках кроме объяснительного метода другие методы не практикуются.
Самого эффективного нет. Есть разные эффективные сочетания методов. Сочетание традиционных методик обучения с современными информационными возможностями позволяет учащимся гораздо эффективнее усваивать материал.
1. Смешанное обучение
Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Обратим внимание, что в английской версии употребляется именно слово learning — учение, т.е. процесс получения знаний и умений, в котором ученик является активно действующим субъектом.
Впервые основные принципы смешанного обучения применялись ещё в шестидесятых годах XX века в корпоративном и высшем образовании, но сам термин был впервые использован в 1999 г., когда американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, предназначенного для преподавания через Интернет.
В отличие от многих других педагогических технологий, смешанное обучение не имеет конкретного авторства и складывалось во многом спонтанно, в результате многочисленных попыток изменить существующие методы и принципы обучения.
Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения
Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения (с чем ушли с урока).
2. Компоненты смешанного обучения
Смешанное обучение — технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.
Основными компонентами смешанного обучения являются :
— традиционное прямое личное взаимодействие участников
образовательного процесса (facetoface);
— интерактивное взаимодействие (computermediated);
Объем и сочетание названных компонентов зависит от объективных и специфических для данной образовательной организации характеристик конкретного образовательного процесса. Так, например, доля компонента «Самообразование» зависит объективно от возраста и личностных качеств обучающегося, ступени образования и одновременно определяется спецификой образовательной концепции образовательной организации.
3. Модели смешанного обучения
Существует большое разнообразие моделей в зависимости от доли очного обучения и учебной деятельности, опосредованной ИКТ, а также от местоположения обучающегося в процессе учебной деятельности (в колледже или за его пределами). Любая комбинация, кроме моделей организации учебного процесса без online учебной деятельности (традиционные формы) и заочного обучения, в котором полностью отсутствует прямое личное взаимодействие между преподавателем и обучающимся, может быть отнесена к смешанному обучению. В качестве основных моделей сегодня целесообразно использовать модели группы «Ротация» и модели группы «Личный выбор», реализующие персонализированный подход. Среди моделей группы «Ротация» выделяются модели «Автономная группа», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон».
«Перевернутый класс» Это самая простая модель для реализации, но не всегда «перевернутый класс» отвечает высоким стандартам смешанного обучения. В этой модели обучающиеся дома работают в учебной онлайн-среде, знакомясь с новым материалом или закрепляя изучаемый материал. Таким образом, на уроке освобождается время для закрепления изученного материала и актуализации полученных знаний, которые могут проходить в форме семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эта модель позволяет уйти от фронтальной работы в классе и дифференцировать (или даже индивидуализировать) учебный процесс. При работе с новым материалом использование различных средств ИКТ дает возможность учителю сразу же проверить понимание материала учащимися. Учебные видеоматериалы часто являются основой для создания не только домашних заданий, но и для изучения нового материала самостоятельно и для выполнения несложных практических заданий.. Так как я участвую в программе «Смешанное обучение» на базе Павлово-Посадского колледжа по дисциплине Черчение, я записываю видеоуроки по этой дисциплине. Преимуществом таких видеоуроков является то, что в них преподаватель может показать, как выполнять те или иные практические задания. У многих студентов в школе не было дисциплины Черчение и без преподавателя им трудно разобраться в задании. Также подспорьем для освоения материала дома я часто использую презентации по теме. Информация об успешности освоения дома нового материала каждым студентом позволяет преподавателю оперативно скорректировать сценарий урока. Например, преподаватель может организовать игру для студентов, которые успешно освоили новый материал, или дать практические задания для индивидуальной работы, например, в виде тестов, чтобы оценить успешность усвоения материала и, в это время, поработать с группой обучающихся, которые не ознакомились с новым материалом дома или не разобрались в нем.
При реализации модели «Перевернутый класс» необходимо выполнение требований к пространству: зонирование классной комнаты или выделение дополнительных помещений; к администрированию образовательного процесса: организация ИКТопосредованного компонента вне школы, к оборудованию: обязательное наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет. При работе в режиме перевернутого класса возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность и т.п.) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами и т.д).
Cтанция работы с учителем,
Cтанция проектной, или практической работы.
В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством преподавателя, другая занимается онлайн, третья разбивается на малые подгруппы (пары) и работает над небольшими проектами. Затем группы перемещаются на следующую станцию.
Количество станций может быть и две: станция работы с учителем и станция онлайн-работы. Но не более 4х для оптимальной работы.
Я практикую на станции работы с преподавателем такой метод: студенты (два или три) дома по новой теме выполняют презентацию, дополняя друг друга, чтобы полнее раскрыть эту тему. На уроке по своим презентациям, в присутствии преподавателя, они доносят материал по этой теме той группе студентов, которые ее не проходили. В этом случае преподаватель дополняет материал, по необходимости, а также может опросить студентов для закрепления материала.
Ротация лабораторий – в этой модели нет обязательной проектной коллективной работы, возможно она менее эффективна, но ее легче реализовать, используя стационарный компьютерный класс. Эта модель прекрасно работает для обучающихся любого возраста при наличии соответствующей возрасту онлайн-среды. Часть занятий у обучающихся проходит в обычных классах, но на один урок студенты переходят в компьютерный класс-лабораторию – где индивидуально работают в онлайн-среде, углубляя или закрепляя полученные на предыдущих уроках знания. Эта модель похожа на модель «перевернутого класса», только без реализации работы учащихся дома. В онлайн-среде обучающиеся могут как знакомиться с новым материалом, смотреть видео, отвечать на вопросы, проверяющие их понимание, так и тренировать навыки, а также участвовать в проектной работе.
Самая сложная для реализации, но и самая многообещающая – «гибкая модель». Для того, чтобы работать в этой модели, у обучающихся должны быть развиты навыки самоорганизации. Реализация гибкой модели зависит от структуры физического пространства. Обычно есть центральное большое помещение, в котором у каждого учащегося свое индивидуальное рабочее место. У каждого студента есть компьютер или планшет, с помощью которого он занимается онлайн. По периметру этого пространства расположено множество классов, небольших аудиторий для работы в малых группах, для дискуссий, а также учебной лаборатории. Основная идея гибкой модели состоит в том, что студенты неограничены во времени для выполнения того или иного вида учебной деятельности. Вместо этого у каждого студента есть гибкий график работы, изменяемый в зависимости от образовательных потребностей. Если есть команда преподавателей по одному предмету, то можно реализовать преподавание этого предмета в одной или нескольких параллелях в гибкой модели. Гибкая модель предполагает, что убирается множество ограничений, которые существуют в системе образования: границы урока, тем, пространство между классами, взамен предоставляется возможность каждому студенту двигаться в своем темпе.
Студентам, живущим в цифровой среде, легко приобретающим нужные для жизни навыки и компетенции, нужно дать возможность стать архитекторами собственного образовательного пространства, выбирать в динамичном темпе жизни направление реализации своего потенциала, уровня усвоения предметного материала, способности нести ответственность за свой выбор. Гибкость образовательной системы, возможность выбора места, времени, скорости изучения, решает трудности усвоения предметного материала в случае пропуска учебных занятий. Этому способствует и внедрение онлайн – модулей (ЭУМК) по различным дисциплинам, и потоковые занятия.
Что касается потоковых занятий. Так как я сама проводила потоковые занятия в рамках программы «Смешанное обучение», то хочу сказать следующее: такие занятия хороши только при проведении в одном образовательном учреждении для параллели из двух, трех групп. В этом случае студенты, зная преподавателя, активно участвуют в уроке, устраивают дискуссии, не зажаты и не инертны. Для различных образовательных учреждений потоковые занятия не эффективны.
4. Достоинства и недостатки смешанного обучения
Применяя методики смешанного обучения, педагог получает больше возможностей для творческой организации учебного процесса в классе. Уходят скучноватые моменты изучения теории, требующие пассивного восприятия обучающимися учебного материала, активная деятельность студентов становится практико-ориентированной. Игры, олимпиады, занятия в лаборатории, практические занятия, проектная деятельность – всевозможные форматы организации учебной работы становятся возможными, повышая эффективность обучения, вовлекая студентов в процесс непрерывного образования, мотивируя узнавать новое.
Основная проблема разработки смешанного обучения — жёсткость урочных форм, отсутствие технической поддержки, недостаточная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов.
Таким образом смешанное обучение дает большую возможность для обучающихся научиться «учиться». Это крайне актуально сейчас, когда они растут в постоянном информационном потоке. Необходимо уметь не только фильтровать информацию, но и уметь правильно углублять знания, чтобы подготовить их к жизни в мире, который ценит не только способность ставить вопросы, но и находить ответы на них.
1. Андреева Н.В., Рождественнская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: Буки Веди, 2016.
2. Библиографическое описание: Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7.
3. 26. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г.. Поливанова К.Н., Соколова О.В., Цукерман Г.А., «Российское школьное образование: взгляд со стороны», Вопросы образования, №1, 2004
4. Иванов Д., «Компетентности и компетентностный подход в современном образовании» / М.: Чистые пруды, 2007
«Смешанное обучение как эффективный метод преподавания в современных условиях» Подготовила преподаватель Титова Галина Дмитриевна
Ключевые способности, необходимые в современном мире:
• Критическое мышление и умение решать проблемы
• Гибкость и адаптивность
• Инициативность и предприимчивость
• Эффективная устная и письменная коммуникация
• Поиск и анализ информации
• Любознательность и воображение
Какие методы обучения используются на уроке чаще всего? Лекция, самостоятельное изучение нового материала по книгам(технология критического мышления), парная работа, групповая работа, проектный метод, мозговой штурм, игровая форма, практическая работа с элементами показ видеоматериалов, Опрос у доски и обсуждение ответов, самостоятельная работа в парах, самостоятельная работа в группах, индивидуальные задания, проектный метод, практические и исследовательские работы, диктант, тест с вариантами ответов,
Смешанное обучение — технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами
Назначение преподавателя: преподаватель в модели смешанного обучения перестает играть роль лектора, который находится в центре процесса и к которому приковано все внимание. Теперь он должен способствовать самостоятельному обучению студентов, а не обучать напрямую.
Учить тому, как следует учиться, а не предмету. Показывать, как ставить сложные задачи и подбирать для этого стратегии обучения.
В качестве основных моделей сегодня целесообразно использовать модели группы «Ротация» и модели группы «Личный выбор», реализующие персонализированный подход. Среди моделей группы «Ротация» выделяются модели «Автономная группа», «Перевернутый класс», «Смена рабочих зон».
Модель «Перевёрнутый класс». Работа в классе посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени от зубрежки теоретического материала. Во время дистанционного «домашнего» изучения материала в системе ведется учёт времени работы, фиксируются количественные и качественные показатели объёма работы каждого пользователя.
Модель «Смена рабочих зон. Модель может быть реализована как для одного класса, так и для всей параллели. Студенты делятся на несколько групп и распределяются по зонам: А) Зона работы онлайн (индивидуальная работа по инструкции преподавателя) Б) Зона работы в группах (групповая работа по инструкции преподавателя) Оптимальное количество зон – не более 4-x.
Ее суть заключается в том, что онлайн-обучение является стержневой деятельностью студентов, которая периодически прерывается короткими сессиями директивного обучения под руководством учителя. Каждый студент может самостоятельно перемещаться в течение урока, занимаясь командными заданиями, индивидуально или с учителем. В этом случае каждый студент должен иметь свой прайс-лист, или план индивидуального обучения.
Преимущества смешанного обучения
Применяя методики смешанного обучения, преподаватель получает больше возможностей для творческой организации учебного процесса в классе. Уходят скучноватые моменты изучения теории, требующие пассивного восприятия обучающимися учебного материала, активная деятельность студентов становится практико-ориентированной. Научный квест, занятие в лаборатории, практические занятия, проектная деятельность, участие в конференции – всевозможные форматы организации учебной работы становятся возможными, повышая эффективность обучения, вовлекая студентов в процесс непрерывного образования, мотивируя узнавать новое.
Сложности смешанного обучения
Основная проблема разработки смешанного обучения — жёсткость урочных форм, отсутствие технической поддержки, недостаточная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов.
Вывод: таким образом смешанное обучение дает большую возможность для обучающихся научиться «учиться». Это крайне актуально сейчас, когда они растут в постоянном информационном потоке. Необходимо уметь не только фильтровать информацию, но и уметь правильно углублять знания, чтобы подготовить их к жизни в мире, который ценит способность не только ставить вопросы, но и находить ответы на них.
Выбранный для просмотра документ Смешанное обучение.ppt