теория и практика социальной работы за рубежом

24. Теория и практика социальной работы за рубежом и в России в Новейшее время.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов. А формы деятельности: материальная помощь, помощь на дому, предоставление временного приюта, обслуживание в условиях стационара, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Помимо государственных структур социальной помощи, существует и широкая сеть благотворительной деятельности: благотворительные фонды предприятий.); Качество оказываемой социальной помощи населению значительно возросло. Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам. В области пенсионного обеспечения предусматривались индексации пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства – совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

25. Экологические проблемы социальной работы.

Источник

Основы зарубежной теории социальной работы

Объективные предпосылки возникновения и развития социальной работы как научной дисциплины, этапы эволюции теоретического знания в данной области. Исследования Робертсона, Хамильтона. Современные теоретические концепции социальной работы за рубежом.

РубрикаСоциология и обществознание
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления11.01.2011
Размер файла28,2 K

теория и практика социальной работы за рубежом. Смотреть фото теория и практика социальной работы за рубежом. Смотреть картинку теория и практика социальной работы за рубежом. Картинка про теория и практика социальной работы за рубежом. Фото теория и практика социальной работы за рубежом

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научной дисциплины

2. Исторические этапы эволюции теоретического знания в области социальной работы

3. Современные теоретические концепции социальной работы за рубежом

Большинство специалистов по социальной истории и истории социальной работы считают, что возникновение теории социальной работы приходится на последнюю четверть прошлого века. Именно в это время в целом ряде индустриально развитых стран возникают группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создаются учебные заведения, готовящие социальных работников, открываются первые факультеты социальной работы университетов.

Теоретическая традиция в истории научного осмысления социальной работы складывалась по мере изучения социальной роли и смысла такого явления общественной жизни, как благотворительность, а также в связи с попытками сопоставить научное изучение социальной помощи нуждающимся с различными психологическими, социологическими, психотерапевтическими доктринами. Происхождение социальной работы как профессии идентифицируется с возникновением благотворительных обществ, с которыми связываются и первые ступени ее теоретического обоснования

Что же обусловило потребность в подготовке социальных работников-профессионалов, развитии теории социальной работы как научной и учебной дисциплины? Какие реалии общественной и индивидуальной жизни человека во второй половине XIX в. привели к развертыванию массовой подготовки профессиональных социальных работников, широкому развертыванию научных исследований проблем социальной защиты населения, поддержки «слабых» социальных групп? Автор в этой работе постарается ответить на эти вопросы.

1. Объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научной дисциплины

Большинство специалистов по социальной истории и истории социальной работы считают, что возникновение теории социальной работы приходится на последнюю четверть прошлого века. Именно в это время в целом ряде индустриально развитых стран возникают группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создаются учебные заведения, готовящие социальных работников, открываются первые факультеты социальной работы университетов.

Прежде всего следует отметить такое явление общественной жизни, как массовая урбанизация, ставшая следствием интенсивного промышленного развития ведущих индустриально развитых стран той поры. Массовое переселение сельских жителей в города многократно увеличило в обществе долю маргинальных слоев, прежде всего, горожан первого и второго поколения, слабо адаптированных к условиям жизни в городе. Отчетливо обозначилась специфика образа жизни людей не только в регионально-национальном, территориальном разрезе, но и по различным типам, а также видам поселений (крупный город, средний или малый город, поселок городского типа, село, деревня, хутор и др.). При этом явными оказались и различия в системах жизнеобеспечения населения, проживающего в разных типах поселений, их зависимость от профиля хозяйственно-экономического развития регионов.

В свою очередь, опережающее развитие индустрии услуг в развитых странах приводит на рубеже веков, и особенно в XX в., к изучению закономерностей поведения человека во все более развитой и технически оснащенной социальной сфере.

Еще одним важным фактором, способствовавшим формированию современной системы социальной работы в XIX в., ее возникновению как общественного явления, была борьба трудящихся за свои права. Рост концентрации работников на крупных предприятиях, в городах, усиливая организованность рабочего движения, профсоюзов, оказал, несомненно, сильное влияние на буржуазные правительства, предпринимателей и убедил последних в необходимости широкой поддержки различных форм социальной работы, снимающих напряженность в обществе.

Эпоха пролетарских революций наступала наиболее масштабно именно в прошлом столетии. Ее разрушительный характер во многом активизировал поиск прогрессивной общественностью мирных, эволюционных путей перехода к более справедливому общественному устройству, более гибким современным механизмам решения и традиционных, и новых социальных проблем. Широкое распространение различных форм социальной работы, ее оформление как объективно необходимого общественного явления и стало одним из основных путей решения современных социальных противоречий и обеспечения социального прогресса в целом.

Наконец, нельзя не отметить и такие характерные черты современного мира, обусловившие совершенствование социальной защиты, ее теоретическое оформление, как развитие гуманистических традиций культуры, рост образованности, информированности населения, а также усложнение общества и человека, их жизнедеятельности, усиление риска для жизни в новых исторических условиях. Все это, как никогда, потребовало профессионализма, теоретического обоснования деятельности по оптимизации социальной поддержки людей, тем более, что человечество получило и новые возможности для усиления социальной и индивидуальной помощи нуждающимся, особенно в обществах, достигших уровня «массового потребления».

2. Исторические этапы эволюции теоретического знания в области социальной работы

В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическая и функциональная.

Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка социальных работников. В это время назрела необходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональных проблем ветеранов Первой мировой войны и членов их семей.

Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода индивидуальной социальной работы. Ее подходы формировались в логике картезианско-ныотоновской парадигмы науки на основе механистической биологии, бихевиористической школы психологии и на основе психоанализа 3. Фрейда.

М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и задача социального работника сводилась к «социальному врачеванию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель.

Помимо разработки моделей взаимодействия на основе психоаналитической теории определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называла «принципами ментальной гигиены»: симпатизировать клиенту, отдавать ему предпочтение, поощрять его, строить с ним совместные ясные планы действий. Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работника.

Дальнейшее осмысление и развитие данного подхода связано с исследованиями В. Робертсона и Г. Хамильтона. Представители диагностической школы социальных работников утверждали, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации.

Так, В. Робертсон предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслы его индивидуального опыта, и процесс помощи строить на основе данных доминант. Основной акцент перемещается на сбор информации о прошлом опыте клиента, его детстве, оценке личности, в то время как оценка ситуации становится вторичной.

Г. Хамильтон расширяет понятие диагноза и дает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода им переосмысляется; он начинает выступать не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и проблемы. По сути дела, диагноз выступает в качестве модели, которая дает представление о том, как человек встречается с ситуацией. Отношения между клиентом и социальным работником превращаются почти в авторитарные, а задачей последнего становится «лечение» клиента, понимаемое как изменение его личности и оказание помощи в адаптации к окружающей среде.

3. Современные теоретические концепции социальной работы за рубежом

социальная работа робертсон хамильтон

В соответствии с данной концепцией социальный работник имеет дело с конфликтом, в основе которого лежит столкновение природного и социального. Для социального работника важно не только учитывать внутренний мир и среду обитания клиента, но и осознавать, что его задачей является усвоение клиентом общепринятых норм, стандартов поведения и превращение их во внутренние мотивы деятельности.

В социальной работе, даже на уровне индивидуального случая, необходимо понимание, что важнейшим признаком нормального состояния социальной системы является равновесие всех ее составляющих. При этом решающее значение придается процессам регулирования, средствам социального контроля за этим состоянием, призванным уберечь общество от нежелательных конфликтов, резких перемен и т. п.

Среди различных концепций в области социальной работы необходимо также назвать ситуационный анализ в социальной работе. Наибольший интерес представляет теоретическая концепция по созданию социальных сетей, получившая особое распространение в Германии в ходе процесса объединения и после него, с появлением синдрома «потери идентичности», характерного не только для новых федеральных земель ФРГ, но и для всего Центрально-Восточноевропейского региона в связи с переходом к рыночной экономике.

Социальная работа в европейском измерении существует в тесной взаимосвязи с социальной политикой и таким социальным институтом, которым является, в частности, социальное государство.

Важное значение для формирования за рубежом современной системы социальной помощи оказали принципы Эльбер-фельдской системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В середине XIX века она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции. В основе этих принципов лежит:

— самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого нуждающегося;

привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения бедных.

Основой для социальной работы является также такой принцип социальной политики, как субсидиарность. Данный принцип предполагает законодательное регулирование взаимодействия в социальном секторе государственных и негосударственных структур, отдающее предпочтение при финансировании гражданским (общественным), частным инициативам в области социальных программ и мероприятий по сравнению с государственными структурами. Государство «ищет» в общественном секторе свободных носителей по реализации социальных программ и только при отсутствии таких инициатив создает государственные учреждения. При наличии нескольких общественных предложений или проектов государственные ведомства социальной защиты проводят конкурс программ и финансируют наиболее перспективные.

Сегодня наблюдаются попытки объединения всех данных концепций в единую теорию на основе холономных и синергических подходов.

В основе данных подходов лежит некий универсальный паттерн науки, который, согласно единым принципам и законам, достоверно отражает явления материального мира, мира человека и общества. Теория систем, теория процессов, принципы синергетики направлены на создание новой парадигмы науки, где нет картезианско-ныотоновского деления знания на естественно-научное и гуманитарное.

Р. Рамзей разрабатывает новые принципы для социальной работы на основе синергетической концепции Фуллера. Под синергией Фуллер подразумевал общий охват количественных и качественных связей, которые могут быть постигнуты в данной системе. В основе его концепции лежит представление о том, что у природы существует одна наиболее экономичная система координат, минимальная структура, принципы которой и закономерности характерны для всех систем любого феноменологического ряда. Такой системой, по его мнению, является тетраэдр.

Основная идея для социальной работы представлена той же закономерностью, которая раскрывается в следующей логике и характерна для всех систем как мира природы, так и общества. Если знать поведение некоторых составляющих его частей, то возможно открыть наличие других частей и предсказать их поведение.

Согласно теории Фуллера такая установка позволяет сосредоточиваться не на одной связи или доминанте, поскольку это противоречит естественным объективным системам, а как минимум на шести, которые необходимо учитывать при построении концепций и системы объяснения и понимания феноменологического ряда.

Тетраэдр как система взаимосвязи социального работника и клиента становится в этом случае моделью описания процесса помощи. В этой связи социальная работа выступает в качестве промежуточного звена, позволяющего налаживать связи человека с миром, не отдавая предпочтения ни личности, ни среде, что наблюдалось раньше в теоретических подходах в социальной работе.

Таким образом, можно выделить следующие традиции в осмыслении теоретических проблем зарубежной социальной работы.

Во-первых, этико-терапевтическая традиция, опиравшаяся на осмысление разнообразных форм благотворительности.

Во-вторых, психодинамический подход (психоанализ, бихевиоризм), который вырос на признании того, что морально-терапевтическая традиция, благотворительность привнесли в социальную работу слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, того, что базировалось лишь на здравом смысле.

В-третьих, социолого-ориентированный подход (марксистско-социологический), привлекший внимание к социально-организационным факторам теоретико-методологического обоснования социальной работы. В США в этот период развиваются теории социального администрирования и планирования, разрабатываются программы борьбы с бедностью, обосновываются преобразования на уровне общин, местного самоуправления, формируются оптимальные модели социальной работы в Швеции, Канаде, Франции, а затем в Германии, Японии, Сингапуре, Южной Корее.

В-четвертых, системный подход как методология теории социальной работы (холономный, синергический). Возрастание роли системности в теории социальной работы, ориентация ее на целостный подход усилили стремление к радикальному реформированию общественного устройства, практики социальной работы.

В качестве примера можно привести теоретическую, исследовательскую и образовательную деятельность профессора X. Свед-нера, нашего современника, которая оказала существенное влияние на распространение системных, философско-гуманистичес-ких представлений о социальной работе не только в Швеции, но и в других Скандинавских странах, в Западной и Восточной Европе, в Японии и Китае, где он побывал и где известны его труды. Очевидно, что авторитет, активная научная преподавательская деятельность X. Сведнера способствовали усилению позиций, развитию системного направления в теории социальной работы, которое он обогатил философско-гуманистическими и социокультурными ориентациями.

Дальнейшее становление социальной работы как научной теории пошло по четырем основным направлениям: теория индивидуальной работы; групповой работы; общинной работы; социального администрирования и планирования.

В заключении можно сказать, что такие характерные черты современного мира, обусловившие совершенствование социальной защиты, ее теоретическое оформление, как развитие гуманистических традиций культуры, рост образованности, информированности населения, а также усложнение общества и человека, их жизнедеятельности, усиление риска для жизни в новых исторических условиях. Все это, как никогда, потребовало профессионализма, теоретического обоснования деятельности по оптимизации социальной поддержки людей, тем более, что человечество получило и новые возможности для усиления социальной и индивидуальной помощи нуждающимся, особенно в обществах, достигших уровня «массового потребления».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные положения теории социальной работы, предпосылки ее возникновения и развития как научной дисциплины. Анализ состояния и проблемы реформирования социальной работы в условиях современной России. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

курсовая работа [55,2 K], добавлен 05.05.2010

Определение социальной работы как научной дисциплины. Возникновение, становление и развитие социальной работы. История социального обслуживания населения в Российской Федерации. Основные теории и принципы социальной работы. Объект и субъект исследований.

курсовая работа [36,2 K], добавлен 25.01.2010

Вклад личностных исследований психологов З. Фрейда, Б.Ф. Скиннера, Ж. Пиаже в развитие теории социальной работы. Теории К. Левина, А. Зандера в начале становления социальной работы как науки. Управленческие аспекты в структуре социальной работы.

реферат [23,9 K], добавлен 21.12.2013

Теоретические основы исследования взаимосвязи теории социальной работы и психологии. Социальная работа как область научного знания. Сущность и значение психологии в работе с клиентами. Применение психологических технологий в практике социальной работы.

курсовая работа [45,3 K], добавлен 28.10.2016

Предпосылки и условия зарождения научной школы в социальной работе, традиции благотворительности и помощи бедным в христианском обществе. Метод индивидуальной работы с нуждающимися в концепции социальной работы М. Ричмонд, его дальнейшее применение.

реферат [25,5 K], добавлен 11.01.2011

Актуальность технологии социальной работы как учебной дисциплины. Сущность, содержание, типология и структура технологического процесса социальной работы. Технологии отечественной социальной работы и влияние на них зарубежного опыта социальной работы.

курсовая работа [70,9 K], добавлен 04.08.2011

Сущность «закрытой системы социальной работы», исторические этапы ее развития. Структура «закрытой» системы социальной работы в России до ХХ в. и на современном этапе развития. Характерные особенности «закрытой» системы социальной работы за рубежом.

дипломная работа [239,1 K], добавлен 11.11.2011

Источник

Зарубежный опыт социальной работы

теория и практика социальной работы за рубежом. Смотреть фото теория и практика социальной работы за рубежом. Смотреть картинку теория и практика социальной работы за рубежом. Картинка про теория и практика социальной работы за рубежом. Фото теория и практика социальной работы за рубежом

В учебном пособии рассматриваются вопросы становления социальной работы за рубежом, модели социального обслуживания населения в странах Европы и США, развития социальных услуг, предоставляемых различным категориям населения. Особое место отводится международным нормативно-правовым актам по вопросам социальной работы, формированию профессионализма социальных работников. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», а также слушателей формы дополнительного образования, практиков и специалистов органов социальной защиты населения.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зарубежный опыт социальной работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© Холостова Е. И., Дашкина А. Н., Малофеев И. В., 2011

© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2011

Социальная работа во многих странах мира все активнее входит в жизнь людей. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, как система гуманитарных услуг нуждающимся людям. Но ее становление как профессиональной деятельности началось только в прошлом столетии. Опыту социальной работы, существующей за рубежом, уже более ста лет. Он разнообразен и многолик, начиная от истории становления социальной работы как профессии до различных социальных технологий работы с населением.

Особый интерес представляют процессы формирования нормативно-законодательной базы на международном уровне, а также анализ деятельности международных организаций, занимающихся социальной работой.

Основная задача курса — это расширение представлений специалистов, студентов, преподавателей о социальной работе в различных странах мира, направления которой в России по многим аспектам только начинают свое развитие.

Знакомство с данным опытом социальной работы за рубежом позволит не только повысить уровень знаний в этой области, но и осмыслить собственную практику, наметить дальнейшие перспективы ее развития.

В учебном пособии предлагается материал, раскрывающий аспекты зарубежного опыта социальной работы, связанные с формированием социальной политики, определением нормативов и стандартов, непосредственной социальной работой с различными категориями населения.

В основу изложения положен исторический, аналитический и сравнительный подходы.

Структура данного пособия включает в себя двенадцать разделов.

В двух первых главах анализируются международные нормативно-правовые акты развития социальной работы, а также раскрывается деятельность международных организаций, занимающихся данной проблемой.

В главах III–IV рассматриваются социальные проблемы, характерные многим странам мира, в том числе и Российской Федерации.

В главах VI–VII раскрываются современные аспекты социальной работы в изменяющейся Европе и представляются модели социальной защиты населения, сложившиеся на практике в отдельных странах.

В главах VIII–IX рассматривается анализ социальной практики с различными категориями населения: с пожилыми людьми, инвалидами, семьей, детьми группы риска.

Глава X посвящается проблеме формирования профессионализма социальных работников, системе их подготовки и переподготовки.

В заключение учебного пособия представлена тематика рефератов, вопросов к зачету и экзамену, а также список рекомендуемой литературы.

Источник

Зарубежный опыт социальной работы

теория и практика социальной работы за рубежом. Смотреть фото теория и практика социальной работы за рубежом. Смотреть картинку теория и практика социальной работы за рубежом. Картинка про теория и практика социальной работы за рубежом. Фото теория и практика социальной работы за рубежом

В учебном пособии рассматриваются вопросы становления социальной работы за рубежом, модели социального обслуживания населения в странах Европы и США, развития социальных услуг, предоставляемых различным категориям населения. Особое место отводится международным нормативно-правовым актам по вопросам социальной работы, формированию профессионализма социальных работников. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социальная работа», а также слушателей формы дополнительного образования, практиков и специалистов органов социальной защиты населения.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зарубежный опыт социальной работы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Международные организации, занимающиеся социальной работой

Неоценимый вклад в развитие социальной работы вносит деятельность международных организаций. Они играют важнейшую роль в вопросе развития и укрепления сотрудничества между социальными службами разных стран, способствуют обмену положительным опытом, накопленным в различных уголках мира, повышают престиж профессии.

Остановимся на наиболее значимых международных организациях, занимающихся социальной работой.

2.1. Деятельность Международной федерации социальных работников

Международная федерация социальных работников (IFSW) — это профессиональный союз, объединяющий социальных работников всего мира. В состав федерации входят профессиональные союзы социальных работников и руководящие органы социальной сферы более 80 стран. На данный момент насчитывается более 470 000 социальных работников — членов федерации. Федерация сотрудничает с международными ассоциациями институтов социальной работы и занимается пропагандой глобального подхода к социальной работе. В соответствии с глобальным подходом разрабатывается новая научная терминология и совершенствуется система профессионального образования в социальной сфере.

Федерация играет одну из главных ролей в развитии социальной политики и передовой практики социальной работы.

Федерация имеет своих представителей в Организации Объединенных Наций (Нью-Йорк, Женева, Найроби, Вена). Организация входит в комитет Всемирной Организации Здравоохранения и занимается разработкой новой концепции психического здоровья. Также Международная федерация социальных работников занимается развитием международного партнерства в социальной сфере, организует тематические конференции, научно-исследовательскую работу, издает профессиональную литературу.

История федерации берет свое начало с 1956 г. Именно тогда в Мюнхене прошла VIII Международная конференция социальных работников. Итогом работы конференции стало создание Международной федерации социальных работников. В состав федерации вошло 12 государств: Австралия, Бельгия, Канада, Дания, Франция, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, США.

Профессиональные ассоциации начинают издание специализированного журнала “Социальная работа”. Международная ассоциация социальных работников издает первый выпуск информационного бюллетеня “Социальный работник”.

В 1959 г. Международная федерация социальных работников переходит в ведомство Социально-экономического Совета ООН.

В 1960 г. в Риме проводится X Всемирная конференция “Роль социальной работы в реализации социальной политики государства”.

Уже в 1963 г. по заказу ООН Международная федерация социальных работников начинает исследования в области профессиональной подготовки социальных работников на международном уровне. Ассоциация принимает участие в помощи гражданам Южной Африки.

Создается Европейское отделение Международной федерации социальных работников. Проводится Региональная конференция социальных работников Азии (1967 г.) и I Всемирная конференция социальных работников (1968 г.).

— временное исключение Южной Африки из числа стран — членов федерации (1970 г.);

— создание секретариата федерации (1972 г.);

— III Всемирная конференция социальных работников в Найроби, Африка (1974 г.).

В 1982 г. в Брайтоне разрабатывается и вводится в употребление единая трактовка термина “социальная работа”.

В 1985 г. Международная федерация социальных работников подписывает декларацию ООН “Посланник мира”. Спустя три года Паоло Фрейре разрабатывает концепцию Стокгольмской конференции. Международная федерация социальных работников создает Комиссию по защите прав человека.

В 1990-е гг. Ассоциация социальных педагогов и социальных работников России становится членом МФСР.

Выходит в свет статья “Медицине нужна помощь: роль социальной работы в борьбе со СПИДом в условиях резкого увеличения количества больных” (1991 г.).

Международная федерация социальных работников принимает участие во Всемирном саммите ООН по вопросам социального развития (1995 г.).

Одобрен и утвержден план по перенесению секретариата федерации из Осло в швейцарский город Берн (1999 г.).

В 2001 г. Международной ассоциацией школ социальной работы была принята новая трактовка термина “социальная работа”.

Федерация публикует методическое пособие “Социальная работа и защита прав ребенка” (2002 г.).

Утверждается Положение о профессиональной этике социальных работников в сотрудничестве с Международной ассоциацией школ социальной работы (2004 г.).

Разрабатываются глобальные стандарты профессионального образования в сфере социальной работы (совместно с Международной ассоциацией школ социальной работы, 2004 г.).

Аккредитация федерации: федерация получает полномочия, действительные на территории государств — членов ООН.

Всемирная конференция социальных работников в Мюнхене (2006 г.), в городе, который в 1956 г. стал местом рождения федерации.

Основные направления деятельности федерации:

• Развитие профессионального партнерства между социальными работниками — представителями разных стран мира.

• Обсуждение профессиональных проблем, обмен опытом и практикой с помощью съездов, рабочих визитов, конференций, научно-исследовательских проектов, публикаций в специализированных изданиях и других средствах массовой информации.

• Развитие профессионального партнерства между учреждениями социальной защиты разных стран мира. Укрепление деловых связей между региональными учреждениями социальной защиты и международными институциями социального развития и обеспечения.

• Поддержка международных симпозиумов и конференций, проводимых раз в два года.

• Разработка и публикация в прессе перспективных направлений социальной политики с целью оптимизировать процесс социальной работы в мире.

• Защита гражданских прав социальных работников.

• Консультирование ООН по вопросам социального развития и защиты прав человека.

Международная федерация социальных работников и ООН: развитие международного сотрудничества

Социальная работа традиционно рассматривалась как интернациональная научно-практическая дисциплина. В современном мире в условиях глобализации вопрос международных отношений в социальной сфере становится все более актуальным. Задача социальной работы — изменить жизнь общества в лучшую сторону на региональном и национальном уровнях. Международное партнерство в социальной сфере помогает выявить проблемы и социальные потребности граждан в региональном и глобальном аспектах. Международная федерация социальных работников выполняет консультативную функцию при Совете ООН по социально-экономическому развитию, а также при Детском фонде ООН (ЮНИСЕФ). Рабочие группы членов федерации, официально представляющие ООН, действуют в Женеве, Найроби, Вене, Нью-Йорке. Федерация высоко ценит деятельность своих представительств в ООН. Федерация четко осознает свою роль в защите гражданского общества и гражданских прав человека. Сотрудничество федерации и ООН является ценным и необходимым. Руководящие органы федерации имеют непосредственное влияние на развитие социальной работы и на деятельность ООН.

Также Международная федерация социальных работников включена в специальный список наиболее влиятельных неправительственных организаций. Федерация официально сотрудничает со следующими организациями:

— Международный совет по вопросам амнистии;

— Рабочая группа неправительственных организаций, выполняющих консультативные функции при ООН;

— Неправительственная организация “Общество — среда обитания человека”;

— Международная ассоциация школ социальной работы;

— Международный Совет по социальному обеспечению.

2.2. Международная ассоциация социальных педагогов

Международная ассоциация социальных педагогов — объединение специалистов социальной сферы разных стран.

Цель ассоциации — развитие и пропаганда философии социальной педагогики. Социальная педагогика позиционируется как уникальная научно-практическая дисциплина, предполагающая активное участие педагога в жизни клиента. В процессе осуществления профессиональной деятельности социальный педагог работает не только с индивидуальными клиентами, но и с группами, семьями, сообществами. Социальный педагог помогает людям стать сильными и самостоятельными, справиться с негативными проявлениями личных, социальных и общественных проблем.

Ассоциация ставит перед собой следующие цели:

1. Объединение социальных педагогов — представителей различных государств, пропаганда передовой практики социальной педагогики и борьба за качество социально-педагогических услуг, предоставляемых клиентам.

2. Пропаганда культурного многообразия, поощрение профессионального сотрудничества представителей различных культур и этнических общностей с помощью международного статуса ассоциации.

3. Развитие профессионального образования и совершенствование профессионального мастерства с целью повышения квалификации социальных педагогов разных стран.

4. Развитие организационного аспекта социальной педагогики, организация совместной деятельности членов ассоциации с целью развития международного сотрудничества.

5. Совершенствование практики и методологии профессиональной деятельности в соответствии с декларациями ООН о правах человека и правах ребенка.

Для осуществления данных целей ассоциация ставит перед собой следующие задачи:

— создание профессиональных ассоциаций социальных педагогов в тех странах, где еще нет подобных организаций;

— организация международных конгрессов, конференций, семинаров на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;

— развитие международного обмена идеями и специалистами с целью изучения основных проблем социальной педагогики на национальном и международном уровнях. Интенсификация профессионального сотрудничества специалистов разных государств;

— развитие и внедрение в практику теоретического знания с помощью научных исследований, издательской деятельности и обмена документацией по вопросам социальной педагогики и социального обеспечения. Интенсификация сотрудничества между специалистами-теоретиками и практиками социальной педагогики;

— сотрудничество с ООН и ее специализированными институциями, а также другими национальными и международными организациями, которые носят правительственный или неправительственный характер;

— другие виды деятельности, способствующие реализации основных целей и задач ассоциации.

Одним из направлений деятельности ассоциации социальных педагогов является вопрос профессиональной компетенции социальных педагогов.

Термин “компетенция” рассматривается как способность социального педагога правильно действовать при выполнении конкретных задач, в условиях конкретной ситуации или контекста. Для работы в сфере социальной педагогики необходимо обладать определенными теоретическими знаниями и практическими умениями; специалист должен уметь анализировать ситуацию, грамотно действовать и активно использовать свои социальные навыки. Также очень важно наличие позитивной мотивации и конструктивного отношения к профессиональной деятельности.

Если говорить в общем, существуют два основных аспекта профессиональной компетенции социальных педагогов. Первый аспект состоит из нескольких уровней, которые позволяют оценить способность социального педагога правильно действовать, делать выводы и решать проблемы в различных жизненных ситуациях.

Второй аспект — это основные профессиональные требования к специалистам, логически вытекающие из современных условий, целей, задач и перспектив социальной педагогики.

Социальная педагогика как процесс предполагает несколько уровней действия. В соответствии с данными уровнями социальный педагог должен обладать способностью к действию.

Основные профессиональные требования к специалистам:

Личностные качества, необходимые для формирования конструктивных отношений.

Профессиональные требования к социальным педагогам логически вытекают из существующих условий социально-педагогической деятельности. Главная задача социального педагога — установить конструктивные отношения с человеком, которому нужна поддержка. Процесс социальной педагогики — это процесс взаимодействия педагога с клиентом. От характера этих отношений зависит результат профессиональной деятельности. Именно поэтому социальный педагог должен прежде всего обладать определенным набором личностных качеств, необходимых для формирования конструктивных отношений с клиентом.

Квалифицированный социальный педагог — это специалист, который умеет профессионально строить отношения.

В отношениях “клиент — педагог” нет симметрии. Социальный педагог должен уметь построить конструктивные отношения с любым ребенком/взрослым. От клиента этого не требуется, клиент не должен приспосабливаться к социальному педагогу. Социальный педагог доминирует в отношениях, он наделен определенной властью. Если специалист использует эту власть не по назначению, отношения приобретают разрушительный характер. Именно поэтому эффективность педагогического процесса во многом зависит от морально-этических принципов социального педагога, его системы ценностей.

Социальные и коммуникативные навыки.

Социальная педагогика — не изолированная дисциплина. Профессиональная деятельность осуществляется не в замкнутом пространстве, а в тесном взаимодействии с большим количеством участников педагогического процесса. Это дети, подростки, взрослые, коллеги, клиенты, их родители и родственники, смежные специалисты, представители органов власти. Именно поэтому социальный педагог должен в совершенстве владеть социальными и коммуникативными навыками.

Большая часть социально-педагогической работы на всех уровнях осуществляется в коллективной форме, с участием рабочих групп. Именно поэтому социальный педагог должен обладать навыками групповой работы, чувствовать себя членом профессиональной команды. Также социальный педагог должен применять социальные и коммуникативные навыки в тех случаях, если в процессе коллективной работы возникли разногласия по поводу задач, средств и методов профессиональной деятельности. Разногласия могут возникать между коллегами из-за отношений к ребенку/клиенту, между педагогом и семьей клиента, между педагогом и руководящими институтами социальной работы, органами политической власти.

Социальный педагог должен знать основные принципы оформления отчетной документации и оценки эффективности деятельности применительно к социальной педагогике.

Способность к постоянному обучению и развитию.

Требования государства к социальной педагогике заметно возросли. С одной стороны, результаты социально-педагогической деятельности можно оценить в соответствии с документацией, отчетностью, результатами проверок качества услуг, интенсивностью межведомственного сотрудничества. С другой стороны, объективная оценка результатов социально-педагогической деятельности занимает много времени и сил, при этом на оценку часто влияют субъективные факторы: рабочие отношения специалиста с каким-либо конкретным клиентом, его родителями или родственниками. Влияние субъективных факторов затрудняет общую оценку результатов профессиональной деятельности. Тем не менее объективная оценка результатов профессиональной деятельности возможна, если учитывать образовательный уровень специалиста, его квалификацию, способность к постоянному обучению и профессиональному развитию.

Социальный педагог должен быть всегда готов к переменам и непрерывно повышать свой уровень профессиональной подготовки. Для этого необходимо:

— развивать и совершенствовать свои практические профессиональные навыки, укреплять теоретическую базу своей профессиональной деятельности. Постоянно продолжать свое образование, повышать профессиональное мастерство, участвовать в развитии социальной педагогики как научно-практической дисциплины, обсуждать инновационные методы работы со своими коллегами;

— постоянно искать новые возможности обучения и профессионального совершенствования. Обладать личными и профессиональными качествами, необходимыми для успешного освоения новых знаний. Уметь применять полученные знания на практике;

— обладать знаниями о системе, стратегиях и методах профессионального совершенствования. Участвовать в планировании и проведении мероприятий, направленных на повышение профессионального мастерства;

— принимать активное участие в образовательных мероприятиях как формального, так и неформального характера;

— самостоятельно и совместно с коллегами проводить систематический анализ практического опыта профессиональной деятельности, обобщать и документировать результаты работы. Использовать собранные материалы в развитии практики социальной педагогики (практически ориентированное развитие);

— анализировать и критически оценивать собственную работу самостоятельно и совместно с коллегами;

— использовать аналитические, информационные и научно-исследовательские материалы в процессе совершенствования социальной педагогики как теоретической дисциплины (теоретически ориентированное развитие);

— принимать участие в аналитическом осмыслении социальной педагогики путем анализа собственного практического опыта.

Требования к социальному педагогу, обусловленные особенностями профессиональной практики.

Специалисты различного профиля высказывают различные мнения по поводу того, как социальный педагог должен осуществлять и планировать свою профессиональную деятельность, чтобы как можно лучше помочь ребенку/подростку/ взрослому. Тем не менее одним из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности в любом случае считается неукоснительное следование нормам профессиональной этики и морали. Прежде всего социальный педагог должен уважать клиента. Именно на уважении должны строиться отношения между специалистом и детьми/подростками/взрослыми, а также другими участниками педагогического процесса. В соответствии с этим фактором существует ряд требований к социальному педагогу, обусловленных особенностями профессиональной практики.

Существуют следующие требования к социальному педагогу, обусловленные особенностями профессиональной практики:

Знание теории и методологии социальной педагогики.

На данный момент социальная педагогика как научная дисциплина активно развивается. Данная научная дисциплина имеет свою систему концепций и терминов, хотя в этой системе и допустимы некоторые расхождения. Теоретическая социальная педагогика включает в себя элементы нормативного регулирования, описания и анализа практической деятельности. Теоретическая социальная педагогика тесно связана с другими научными дисциплинами: это педагогика, психология, социология, антропология, философия. Практика же социальной педагогики предполагает высокий профессионализм, наличие теоретических и практических знаний, владение различными методами и инструментами профессиональной деятельности.

Таким образом, социальный педагог должен:

— знать основные, общепризнанные и наиболее распространенные теории педагогики и социальной педагогики;

— анализировать и соотносить со своей профессиональной деятельностью педагогические, психологические, социологические, антропологические теории. Применять их в своей работе;

— осваивать и применять на практике наиболее распространенные и общепризнанные методы социально-педагогической деятельности: групповая работа, индивидуальная работа, консультирование и психологическое сопровождение;

— оценивать результативность собственных действий в соответствии с общепризнанной теорией и методологией социальной педагогики;

— способствовать развитию социально-педагогической научной мысли с помощью описания и анализа собственного опыта практической профессиональной деятельности.

Знание нормативно-правового обеспечения социальной педагогики.

Кроме теории, практики и методологии социальной педагогики специалист должен обладать знаниями о нормативно-правовом обеспечении профессиональной деятельности: необходимо знать законодательные и морально-этические нормы, регулирующие процесс социальной педагогики. В частности, социальный педагог должен:

— знать профессиональную терминологию и основные концепции профессиональной деятельности, участвовать в их разработке;

— участвовать в разработке и внедрении профессиональных норм морали и этики;

— принимать участие в обсуждении и подписании профессиональных документов и соглашений;

— знать терминологию, концепции и профессиональную этику смежных дисциплин.

Социальный педагог обязательно должен знать особенности культуры общества, в котором он живет и работает. Необходимо понимать и уважать ценности, традиции, религию различных культур. Социальный педагог должен использовать свои познания в области культуры в работе с детьми/подростками/взрослыми для того, чтобы понять специфику той культуры, к которой принадлежит конкретный клиент. Межкультурная коммуникация является важнейшим средством трансляции социальных и культурных ценностей от педагога к его клиентам.

Социальный педагог должен обладать следующими навыками межкультурной коммуникации:

— строить отношения с клиентом на основе уважительного отношения к ценностям той культуры, представителем которой является конкретный клиент. Признавать значение и ценности различных культур. Осознавать взаимосвязь между культурой, представителем которой является ребенок/подросток/взрослый, и поведением конкретного клиента в обществе, его отношением к окружающим;

— знать о специфике различных культур, их ценностях и традициях;

— согласовывать свои действия в соответствии с культурой того общества, в котором осуществляется профессиональная деятельность. Относиться к ребенку/подростку/взрослому как к представителю конкретной культуры, рассматривать потребности клиента в соответствии с особенностями его культуры;

— помогать ребенку/подростку/взрослому в самовыражении и творческой самореализации, чтобы клиент в дальнейшем смог сам развивать свои творческие способности в существующем социально-культурном контексте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *