теория и практика сестринского дела лекции для мед колледжа 1 курс
Конспект лекции по МДК 04.01. «Теория и практика сестринского дела» на тему «Обучение в сестринском деле»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: ОБУЧЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Понятие обучение в сестринском деле. Цель сестринской педагогики.
Задачи обучения в сестринском деле.
Сферы обучения: познавательная, эмоциональная, психомоторная.
Факторы, способствующие эффективному обучению.
Способы обучения: индивидуальные, коллективные.
Этапы учебного процесса.
Оценка эффективности обучения.
Медицинская сестра для пациента не только специалист, но и педагог- воспитатель, владеющий и соблюдающий принципы медицинской этики, деонтологии, биоэтики, отличающийся культурой общения и высоким творческим потенциалом.
Обучение – это часть лечебного процесса.
Цель сестринской педагогики обеспечить достойную жизнь пациента в новых для него условиях, в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.
Процесс обучения пациента/родственников зависит от профессионализма м/с, ее опыта, знаний и умений.
Задачи обучения в СД:
— удовлетворять нарушенные потребности пациента;
— адаптировать пациента к болезни и способствовать повышению его качества жизни;
— пропагандировать здоровый образ жизни или корректировать существующий.
— словесный информация излагается устно (лекция, беседа, рассказ);
— наглядный (слайд презентации таблицы, видео фильмы, предметы ухода за больными, фантомы);
Выбор метода обучения зависит от следующих условий:
— от состояния пациента/родственников
— времени, которым располагает м/с;
— наличия средств обучения.
это действия, направленные на достижение желаемого результата в обучении.
— желание и готовность пациента/родственников;
— способность к обучению (возраст, физическое состояние, уровень развития, состояние здоровья);
— окружающая обстановка (время, тишина, температура, освещение, мебель).
Обучение может протекать в формальной обстановке в ЛПО или дома у пациента при патронаже или неформальной, когда м/с, в свободное от работы время, беседует с людьми на волнующие их темы, например о гепатитах ВИЧ инфекции.
Этапы обучения пациента:
Обучение проводить во время процедуры, чтобы пациент/родственник мог наблюдать за процессом, принимать в нем участие, задавать вопросы, поощрять пациента/родственников на всех этапах обучения.
Личностные качества медсестры в педагогической деятельности
Общительность, тактичность, профессионализм, наблюдательность, доброта, отзывчивость, настойчивость, терпимость, ответственность, чувство юмора.
МДК.1 Теория и практика сестринского дела
Сборник лекций для преподавателя
ПМ.04. «Выполнение работ по профессии младшая
медицинская сестра по уходу за больными»
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
СПО базовой подготовки
СОДЕРЖАНИЕ
МДК.1 Теория и практика сестринского дела……………………………………………….. 6
Раздел 1.1. Сестринское дело: история и современность………………………………. 6
Тема 1.1.1. Становление и развитие сестринского дела в России………………… 6
Тема 1.1.2. Становление и развитие сестринского дела за рубежом……………… 7
Тема 1.1.3. Модели сестринского дела………………………………………………. 11
Тема 1.1.4. Сестринское дело на современном этапе……………………………….. 16
Раздел 1.2. Профессиональная этика…………………………………………………….. 20
Тема 1.2.1. Понятие профессиональной этики……………………………………… 20
Тема 1.2.2. Этика медицинского работника………………………………………… 24
Тема 1.2.3. Профессиональная этика медицинских сестер………………………… 26
Тема 1.2.4. Сестринский процесс как основа оказания сестринской помощи…… 33
Тема 1.2.5. Основные проблемы биоэтики…………………………………………. 37
Тема 1.2.6. Роль сестринского персонала в оказании паллиативной помощи…… 42
Тема 1.2.7. Общение в сестринском деле……………………………………………. 45
Тема 1.2.8. Обучение в сестринском деле……………………………………………. 48
МДК.2 Безопасная среда для пациента и персонала………………………………………… 51
Раздел 2.1. Инфекционная безопасность………………………………………………… 51
Тема 2.1.1. Масштаб проблемы ВБИ………………………………………………… 51
Тема 2.1.3. Предстерилизационная очистка и стерилизация ИМН………………… 58
Тема 2.1.4. Профилактика профессиональных заболеваний медицинского
Раздел 2.2. Обеспечение физиологического и психологического покоя
Тема 2.2.1. Обеспечение физиологического и психологического покоя
МДК.3 Технология оказания медицинских услуг…………………………………………… 70
Раздел 3.1. Оценка состояния пациента………………………………………………….. 70
Тема 3.1.1. Субъективное обследование пациента…………………………………. 70
Тема 3.1.2. Объективное обследование пациента………………………………….. 72
Раздел 3.2. Подготовка пациента к лабораторным и инструментальным
Тема 3.2.1. Роль медсестры в подготовке пациента к лабораторным
исследованиям. Гематологические исследования………………………………….. 73
Тема 3.2.2. Исследование мочи. Исследование кала. Исследование мокроты…… 77
Тема 3.2.3. Подготовка пациента к инструментальным исследованиям…………. 85
Раздел 3.3. Уход за тяжелобольным пациентом………………………………………… 88
Тема 3.3.1. Проблемы тяжелобольного пациента. Средства для ухода
Тема 3.3.2. Профилактика пролежней……………………………………………….. 91
Тема 3.3.3. Клизмы. Катетеризация мочевого пузыря. Стомы…………………….. 95
Раздел 3.4. Применение лекарственных средств………………………………………. 98
Тема 3.4.1. Учет и хранение лекарственных средств в отделениях стационара….. 98
Тема 3.4.2. Энтеральный путь введения лекарственных средств в организм……. 100
Тема 3.4.3. Парентеральный путь введения лекарственных средств в организм… 103
Раздел 3.5. Нутриционная поддержка……………………………………………………. 107
Тема 3.5.1. Естественное питание. Рациональное питание………………………… 107
Раздел 3.6. Сестринская помощь при неотложных состояниях…………………………. 110
Тема 3.6.1. Сестринская помощь при неотложных состояниях…………………… 110
Список использованной литературы…………………………………………………………. 116
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Качество обучения напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки медсестры, которое предполагает как практическую, так и теоретическую подготовку будущих специалистов.
Меняется отношение общества к медицинской сестре, растет престиж к данной профессии, укореняется представление о медицинской сестре не как сугубо техничном исполнителе, а как о думающем, анализирующем свои действия и поступки медицинском работнике.
Сборник лекционных материалов для преподавателя включает теоретический материал междисциплинарного курса и разделов профессионального модуля 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» и может служить дополнением к учебникам или другим литературным источникам, изучающим вопросы сестринского дела.
Данный сборник составлен в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки студентов.
Изложение материала четко структурированои представлено с использованием схем,таблиц, различных форм медицинской документации.Это позволяет рационально организовать обучение студентов, помогает овладетьпрофессиональными и общими компетенциями, что является обязательным требованием при подготовке будущих медицинских работников.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.3 Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 4.4 Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.
ПК 4.5 Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.6 Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 4.1 Обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 4.2 Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 4.3 Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
ПК 4.4 Владеть основами гигиенического питания.
ПК 4.5 Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
В ходе освоения профессионального модуля студент должен:
иметь практический опыт:
— выявления нарушенных потребностей пациента;
— оказания медицинских услуг; в пределах своих полномочий;
— планирования и осуществления сестринского ухода;
— ведения медицинской документации;
— обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
— обеспечение гигиенических условий при получении доставке лечебного питания для пациентов в медицинской организации.;
— применение средств транспортировки пациентов и средств малой механизации основ эргономики;
— соблюдения требований техники безопасности и пожарной безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций;
уметь:
— собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
— определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
— оказывать помощь медицинской сестре в подготовке пациента к лечебно – диагностическим мероприятиям;
— оказывать помощь при потере, смерти, горе;
— осуществлять посмертный уход;
— обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, егоокружения и персонала;
— проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;
— составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок, употребления продуктов питания;
— использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного;
знать:
— способы реализации сестринского ухода;
— технологии выполнения медицинских услуг;
— факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
— принципы санитарно – гигиенического воспитания и образования среди населения;
— основы профилактики внутрибольничной инфекции;
В изложении учебного материалапрослеживаются межпредметные связи с професииональными модулями и МДК.
В структуру лекционного материала входит:
2. Теоретическая часть.
3. Вопросы для контроля усвоения материала
Данный сборник лекций предназначен для преподавателей средних специальных медицинских учебных заведений.
МДК.1 Теория и практика сестринского дела
Раздел 1.1. Сестринское дело: история и современность
Тема 1.1.1.Становление и развитие сестринского дела в России
Содержание учебного материала:
1. Развитие сестринского дела в России.
2. Организация общин сестер милосердия.
3. Деятельность сестер милосердия во время военных действий.
4. Создание и развитие Российского Красного Креста.
Лекции по ПМ 04( МДК 1,2)
Лекции по МДК: ( теория и практика сестринского дела; безопасная больничная среда для пациента и персонала.)
Просмотр содержимого документа
«Лекции по ПМ 04( МДК 1,2)»
Сестринское дело как профессия.
1. Показатели, характеризующие состояние здоровья. Система здравоохранения в России.
2. Сестринское дело, основные направления деятельности среднего медицинского персонала.
3. Основные направления государственной политики в области здравоохранения
1.Показатели, характеризующие состояние здоровья. Система здравоохранения в России.
Главная цель системы здравоохранения- это сохранение и укрепления здоровья и восстановление его в случае утраты. По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного психического и физического благополучия, а не только отсутствие каких либо заболеваний. Выделяют «индивидуальное здоровье» и «общественное здоровье». Общественное здоровье отражает здоровье всего населения страны. Основными показателями общественного здоровья являются: демографические показатели, показатели заболеваемости, инвалидности, физического развития. Кроме того эти показатели отражают также уровень развития страны. Направленность населения на организацию здорового образа жизни. Степень развития здравоохранения.
Охрана здоровья населения является профессиональной задачей медицинских работников. Факторами риска, повышающими вероятность возникновения заболеваний, являются (генетические-20%; окружающая среда-20%, образ жизни-50%, медицинские-10%).
Факторы, влияющие на здоровье:
А) биологические (пол, возраст, тип телосложения, наследственность, национальность),
Б) природно-климатические и экологические,
В) социально-экономические (охрана здоровья государством, развитие медицины, уровень жизни, условия труда и быта, образование, культура, образ жизни).
Основными законодательными актами в области здравоохранения являются:
Конституция РФ и «Основы законодательства об охране здоровья граждан» 22 о7 1993г.
.Система здравоохранения России.
Уровни управления системой здравоохранения:
А) Стратегический уровень- Правительство России, Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
На этом уровне разрабатываются программы по охране здоровья населения страны, концепции развития здравоохранения и медицинской науки, федеральные целевые программы по профилактике и лечению социально значимых заболеваний. Министерство осуществляет надзор за качеством деятельности в сфере здравоохранения.
Б) Тактический уровень- администрации и органы управления здравоохранением федеральных округов, субъектов Федерации и муниципальных образований.
В) Оперативный уровень- администрации ЛПУ.
Виды ЛПУ по способу финансирования:
А) Государственные- находящиеся на федеральном финансировании. Это диспансеры, учреждения судебно-медицинской экспертизы, станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Б) Муниципальные- финансируемые за счет муниципальных образований. Это больницы, поликлиники, роддома, женские консультации и тд.
В) Частные- финансируются за счет частных капиталовложений. Это ЛПУ, имущество которых находится в частной собственности.
2. Сестринское дело, основные направления деятельности среднего медицинского персонала.
Сестринское дело-часть медицинского ухода за пациентом, его здоровьем; наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в изменяющихся условиях окружающей среды.
Сестринское дело— важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и потенциальными возможностями для удовлетворения потребности населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.
Наиболее важными направлениями деятельности сестринского персонала являются: первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилактическую работу, лечебно-диагностическая помощь, реабилитационная и медико-социальная помощь хроническим больным, лицам пожилого возраста и инвалидам, медико-социальная помощь инкурабельным и умирающим больным (паллиативная помощь).
Функции медицинской сестры по ВОЗ
-Обеспечение и руководство сестринской помощью, которые включают : профилактику, лечение и реабилитацию отдельных лиц, семей и групп людей.
-Обучение пациентов, клиентов и персонала медико-санитарной помощи, включая вопросы ЗОЖ.
— Развитие сестринского дела, в том числе новых методов работы, участие в исследованиях, использование принятых профессиональных стандартов.
3. Основные направления государственной политики в области здравоохранения
Разработка современной законодательной базы.
Охрана материнства и детства.
Реформа финансирования ( медицинское страхование, использование средств различных фондов для поддержки и лечения соответствующих категорий населения- инвалидов, безработных и т.д.).
Реформирование системы обязательного медицинского страхования.
Реорганизация первичной медико-санитарной помощи.
Подготовка кадров, удовлетворяющих требованиям современного рынка труда.
Уровни подготовки медицинских сестер в России.
1-базовый уровень ( медицинские училища).
2-повышенный уровень (медицинские колледжи).
3-высокий уровень (высшее сестринское образование в ВУЗах).
Роль ассоциации медицинских сестер.
Направления работы ассоциации:
-поддержка престижа профессии медицинской сестры, защита профессиональных прав;
-улучшение условий труда и повышение заработной платы;
-образование медицинских сестер, повышение квалификации практикующих медицинских сестер;
-научные исследования в области сестринского дела, создание практических стандартов.
Главным координирующим органом в области международного сестринского дела является Международный совет медицинских сестер, созданный в 1899 году и объединяющий сестринские ассоциации 128 стран мира.
В России Межрегиональная ассоциация медсестер создана в 1994 году, которая инициировала в 1997 году принятие Этического кодекса медицинских сестер России.
2. Амбулаторные учреждения:
—Станция скорой медицинской помощи;
Больницы создаются для длительного пребывания больных. По типу устройства они могут быть: централизованные, децентрализованные, смешанные. По обслуживаемой территории они бывают: республиканские, областные, краевые, районные, сельские. По профилю обслуживаемых больных: общего профиля и специализированные. По возрасту пациентов больницы для взрослых и для детей. Участок больницы поделен на лечебную, зеленую и хозяйственную зоны.
Больница состоит из следующих подразделений: стационарные специализированные отделения, вспомогательные и диагностические отделения, аптека, пищеблок, хозяйственные службы, административная служба, поликлиника.
Госпиталь – учреждение, созданное для оказания медицинской помощи военнослужащим и работникам силовых структур. Чаще всего имеет в своем составе и стационар и поликлинику.
Клиника – специализированное медицинское учреждение, оказывающее высококвалифицированную медицинскую помощь, где наряду с лечебной, ведется и исследовательская деятельность.
Роддом – предназначен для стационарного родовспоможения и наблюдения за матерью и ребенком в первые дни после родов.
Хоспис – предназначен для лечения и ухода тяжелобольными и неизлечимыми пациентами. Основные работники – средний медицинский персонал, оказывающий грамотный уход, наряду с медицинской, там оказывается, еще и психологическая и социальная помощь.
Санаторий – предназначен для лечения и отдыха. Лечение ведется с использованием природных лечебных факторов.
Поликлиника – многопрофильное ЛПУ, предназначенное для лечения приходящих больных и больных на дому. Прием ведут участковые терапевты и врачи специалисты. Основной принцип работы – участковость. Кроме лечебной работы медицинский персонал ведет также профилактическую и санитарно-просветительную работу.
Амбулатория – предназначена для поликлинической помощи на селе. От поликлиники отличается меньшим потоком больных. Прием ведут не более 5 врачей специалистов.
Женская консультация – предназначена для поликлинической помощи гинекологическим больным и наблюдения за беременными. Работа строится по участковому принципу.
Станция скорой медицинской помощи – организованы для выезда и оказания скорой и неотложной медицинской помощи на местах, а также транспортировки в лечебные учреждения больных, пострадавших и рожениц.
Диспансер – специализированное медицинское учреждение, предназначенное для поликлинической помощи больным определенного профиля, а также проведения профилактической и санитарно- просветительной роботы среди населения по своему профилю.
Медико-санитарная часть- организуется на предприятии, с целью приближения медицинской помощи к месту работы. Предназначена для оказания скорой и неотложной помощи при заболеваниях и травмах, выполнения простейших медицинских манипуляций, контроля за гигиеническими условиями труда и профессиональными вредностями. Приведения профилактических мероприятий среди работающих.
История развития сестринского дела.
1. Основные вехи развития сестринского дела.
2. Развитие сестринского дела в России.
3. Роль Ф. Найтингейл в формирования сестринского дела.
4.Развитие сестринского дела в советский период.
5. Основные современные направления развития сестринского дела.
Чувство любви к ближнему во все века было присуще человеку.. Причем, женщине в большей степени, чем мужчине, приходилось ухаживать за больными.
У народов Древнего мира уход за больным осуществляли родственники, исключение составляли лишь женщины, занимающиеся оказанием помощи роженицам и новорожденным. Акушерки занимались также лечением женских болезней и даже были свахами. Отдельную группу составляли женщины-врачи, занимавшиеся также женскими болезнями. Многие из женщин-врачей и акушерок состояли на государственной службе. Но особенно развито акушерское дело было в Древнем Риме. Здесь акушерки не только оказывали помощь во время родов, но и ухаживали за роженицами и младенцами.
К XI веку относится создание во многих городах Западной Европы (Нидерланды, Германия и др.) общин женщин и девиц для служения делу милосердия и ухода за больными. В летописях этих стран упоминается о многих женщинах, принадлежащих даже к княжескому роду, которые посвящали свою жизнь уходу за прокаженными в первых общественных больницах. Так, в XIII веке графиня Елизавета Тюрингенская, которая отличалась глубокой религиозностью и любовью к людям, всю свою жизнь посвятила служению делу милосердия. В возрасте 20 лет она на свои средства построила госпиталь, организовала приют для подкидышей и сирот, в которых сама много работала.
Христианская благотворительность в средние века в католических странах выражалась и в создании различных светских и духовных рыцарских орденов, члены которых считали основной своей целью уход за больными
В 1617 г. во Франции священник Викентий Поль организовал первую общину сестер милосердия. Задача этого общества состояла не только в оказании материальной и физической помощи, но и духовной. «Служительницы бедных» старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религиозными беседами, чтением и наставлениями.
В Германии общины сестер милосердия были созданы еще в 1808 г. В Италии сестры милосердия появились лишь в 1821 г. Их главной задачей был уход за заразными больными, которых не принимали больницы. Два раза в неделю они посещали на дому больных, имеющих хронические заболевания, и снабжали их пищей и лекарствами, которые были назначены врачами.
К середине столетия в Западной Европе уже насчитывалось около 16 тыс. сестер милосердия.
Начиная с середины XIX века католические монахини и протестантские диаконисы оказывали медицинскую помощь и осуществляли уход за ранеными во время военных действий.
Организация системы ухода за больными
В 1763 г. известный русский просветитель И. И. Бецкой предложил создать в России систему учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей-подкидышей. Идею одобрила императрица Екатерина II. Она издала манифест о создании в Москве воспитательного дома на благотворительной основе и первой внесла 100 тыс. рублей.
В 1803 г. в Петербурге и Москве на средства воспитательных домов были учреждены две больницы для бедных по 200 коек каждая, с целью «оказывать безвозмездно врачебное пособие всякого состояния, пола и возраста и всякой нации бедным и неимущим больным, судя по роду и степени болезни: или оставляя больных для лечения в больнице, или надзирая над приходящими ежедневно за советом и лекарствами». В 1828 г., после смерти императрицы, эти больницы в ее честь были названы Мариинскими.
Идея организации систематического ухода за больными специально обученным для этих целей персоналом вдовьего дома принадлежит императрице Марии Федоровне. Сердобольные вдовы оставили о себе добрую славу на поприще милосердия и ухода за больными. Особой страницей истории сердоболия в нашей стране является их подвиг при оказании помощи раненым во время Крымской войны 1853—1856 гг.
Общины сестер милосердия
Профессиональная подготовка сестер милосердия включала обучение основным гигиеническим правилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впоследствии круг их обязанностей был существенно расширен. Помимо работы в отделениях общины, сестры милосердия бескорыстно осуществляли уход за больными в малоимущих и бедных семьях.
В разные годы в общине в качестве преподавателей-консультантов работали известные врачи: Н. Ф. Арендт, В. Л. Грубер, Н. Ф. Здекауер, Н. И. Пирогов, Е. В. Павлов, В. Е. Экк, первая женщина-врач Н. П. Суслова.
Покровская община сестер милосердия была учреждена в 1859 г. в Петербурге Великой княгиней Александрой Петровной. Согласно уставу (1861 г.) целью общины являлось «попечение о приходящих больных, подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей».
В 1866 г. княгиня Н. Б. Шаховская создала общину сестер милосердия «Утоли моя печали» (название иконы Божией Матери). При общине, созданной при тюремной больнице, позднее были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. Впоследствии община стала самой крупной в России, в 1877 г. она насчитывала 250 сестер милосердия.
Проанализировав опыт первых общин сестер милосердия, можно отметить, что принципиальных отличий в их деятельности не было. Неизменными качествами сестер были строгая нравственность, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. В 1854 г. во время Крымской войны началась осада Севастополя.
К началу 1856 г. на театре военных действий уже трудились более 200 сестер милосердия из Крестовоздвиженской общины.
В своем письме 6 декабря 1854 г. Н. И. Пирогов писал: «Дней пять тому назад приехала сюда Крестовоздвиженская община сестер Елены Павловны, числом до тридцати, и принялась ревностно за дело; если они так будут заниматься, как теперь, то принесут, нет сомнения, много пользы».
«Так поставили упущенный госпиталь на ноги, что теперь не узнаешь. Отдали вместе смотрителя под следствие, завели контрольные дежурства сестер». Не случайно Е. М. Бакунина, отмечая эту работу сестер милосердия, говорила о них как о «ходатайницах» за интересы больных и раненых.
Н. И. Пирогов разделил сестер на несколько групп и разработал для каждой группы инструкции, регламентирующие их деятельность. (Группа перевязочных сестер несла суточное дежурство в отделениях госпиталей, помогала врачам при перевязках и операциях, наблюдала за чистотой палат, палатные сестры осуществляющие уход за ранеными и больными, сестры – аптекарши, сестры- хозяйки).
. Одной из выдающихся сестер общины являлась Екатерина Бакуниа, выступившая как прекрасный организатор.
К борьбе с госпитальными казнокрадами, обворовывавшими больных и раненых, много усилий приложила Е. П. Карцева, приехавшая в Крым в 1855 г. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер.
За самоотверженный уход за ранеными и больными 158 участниц Крымской войны были награждены медалями «За оборону Севастополя» и позолоченным крестом.
Примером героизма и самоотверженности во время Крымской войны (1853— 1856 г.) является Даша Севастопольская (Михайлова), первая российская сестра милосердия, безвозмездно помогавшая страдальцам, применявшая для перевязки ран обычный уксус, как средство дезинфекции.
5 ноября 1854 г. в расположение войск союзных армий в Константинополь прибыли из Англии 38 сиделок во главе с мисс Флоренс Найтингейл; в то время в английских госпиталях, по разным сведениям, находилось до 3 000 раненых. Сестры-сиделки были размещены в барачном госпитале (в Скутари, Турция) и выполняли различную работу в зависимости от необходимости и умения
Мисс Найтингейл не только пожертвовала свои сбережения на устройство кофейни в Инкермане, но и помогала в устройстве читален, организации чтений для матросов, писала также письма за солдат, заботилась о том, чтобы их денежные переводы отправлялись на родину, занималась устройством бань, прачечных, больничных кухонь, чем способствовала снижению смертности и санитарных потерь в английской армии. В конце 1855 г. Ф. Найтингейл вернулась в Англию, организовала сбор пожертвований с целью создания школы для подготовки сестер милосердия. 26 июня 1860 г. она открыла в Лондоне в госпитале Сент-Томас первую в мире школу для подготовки сестер милосердия.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ФЛОРЕНС НАЙТИНГЕЙЛ
Я, торжественно перед Богом и в присутствии этого собрания даю обязательство:
Провести мою жизнь в чистоте и верно служить моей профессии. Я буду воздерживаться от всего, что влечет за собой вред и гибель и не стану брать или сознательно давать вредоносное лекарство. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддержать и возвысить уровень моей профессии, а также обещаю держать в тайне все личные вопросы, относящиеся к моему ведению и семейные обстоятельства пациентов, ставшие мне известными в ходе моей практики.
С верностью я стану стремиться помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию тех, кто доверился моей заботе.
В своих «Записках об уходе» Ф. Найтингейл дала определение сестринского дела, показала его отличие от врачебного дела, она создала модель сестринского дела, т. е. теорию, которую преподавали в первых сестринских школах Европы и Америки.
Имя Ф. Найтингейл стало символом милосердия. Она является основоположницей сестринского дела в мире.
Каждые 2 года Международный комитет Красного Креста присуждает в день ее рождения (12 мая) 50 медалей ее имени. Это высшая награда для медицинских сестер, активистов Красного Креста.
Таким образом, в отечественной литературе подчеркивается, что Крестовоздвиженская община заслуженно является первым в мире медицинским формированием, ее деятельность осуществлялась по четкой системе, предложенной гениальным хирургом Н. И. Пироговым. По сути дела, на полях сражений Крымской войны зарождались основные принципы военно-полевой хирургии, хорошо продуманная система этапного лечения и эвакуации раненых.
Российское общество Красного Креста
В августе 1863 г. в Берлине, на Международном конгрессе по статистике (на секции сравнительной статистики и состояния здоровья и смерти среди солдат и простого населения) были одобрены доклады Дюнана и голландского лейб-медика Бастинга по организации добровольных санитарных отрядов во всех странах.
В октябре этого же года в Женеве открылась Международная конференция, в которой приняли участие представители 14 стран. Здесь было принято решение, в котором говорилось, что каждая страна должна иметь комитет, который в случае войны должен организовать помощь санитарным службам вооруженных сил. Был создан и Международный комитет по оказанию помощи раненым.
1866 г. явился новым этапом в развитии дела женского ухода за больными и в России. По инициативе лейб- хирурга И. А. Нерановича и доктора Ф. Я. Кареля стали предприниматься шаги для создания Общества Красного Креста. 3 мая 1867 г. в Государственном совете бы утвержден устав общества, получившего название «Российское общество попечения о больных и раненых воинах». В 1879 г. оно было переименовано в Российское общество Красного Креста.
Все общины сестер милосердия находились в ведении Общества Красного Креста.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. сестры милосердия заслужили прекрасные отзывы о своей работе в госпиталях. За годы войны в стране было подготовлено более 3000 сестер, 1100 из которых самоотверженно трудились в госпиталях, лазаретах, на транспортных поездах и судах. 55 сестер милосердия погибли на театре военных действий. Среди них находилась и баронесса Ю. П. Вревская. Пройдя необходимую подготовку по уходу за больными и ранеными и вложив собственные средства в организацию санитарного отряда, баронесса вместе с другими сестрами санитарного отряда Свято-Троицкой общины в июне 1877 г. прибыла на фронт. Здесь она работала наравне со всеми и умерла от сыпного тифа.
После октябрьских событий 1917 г. в Российском обществе Красного Креста было упразднено, а все имущество этой общественной организации было объявлено государственной собственностью Позднее был организован советский красный Крест.
27 декабря 1919 г. были утверждены положения «О курсах красных сестер » и «О курсах красных санитарок. На курсы принимались коммунистки и сочувствующие им из среды рабочих, имеющие рекомендацию партийных органов. По окончании двухмесячного обучения, сдачи экзаменов и получения свидетельства сестры направлялись на фронт. По своим правам красные сестры приравнивались к сестрам милосердия лечебных учреждений Военного ведомства
В период гражданской войны в Красной Армии служили 66 тыс. женщин, в том числе 10 тыс. сестер милосердия. Они составляли 2% от всех военнослужащих и самоотверженно работали в госпиталях, санитарных поездах, врачебно-питательных пунктах, банно-прачечных отрядах.
В 1922 г., в год образования СССР, Общество Красного Креста было реорганизовано в Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП).
В период Великой Отечественной войны потребность в медицинских сестрах для нужд фронта и тыла резко возросла, поэтому были приняты меры по ускоренной подготовке специалистов со средним медицинским образованием. Только за первые 6 месяцев войны Обществом Красного Креста было подготовлено 106 тыс. медсестер и 100 тыс. сандружинниц. А за весь период войны организации Красного Креста подготовили более 280 тыс. медицинских сестер, около 500 тыс. сандружинниц и 36 тыс. санитарок.
Необходимо отметить, что именно медицинские работники со средним специальным образованием (меицинские сестры, акушерки, фельдшера, фармацевты и др.) обеспечили в тылу и на территориях страны, освобожденных от фашистских захватчиков, проведение основных противоэпидемических и лечебных мероприятий.
В рядах Советской Армии дорогами войны прошли 200 тыс. врачей, 300 тыс. медсестер и более 500 тыс. сандружинниц. Под огнем врага, рискуя жизнью, они оказывали помощь раненым, выносили их с поля боя. (Екатерин Демина, Саша Серебровская, В. Кащеева, Наталья Качуевская, Валерия Грановская).
Судьбы и подвиги многих сестер сходны. Все они на полях сражений и в мирные дни, не щадя себя, стремились облегчить страдания человека, главным в их жизни было человеколюбие. К 1995 г. Международный комитет Красного Креста наградил 46 женщин нашей страны медалью имени Флоренс Найтингейл. Эта медаль присуждается медицинским сестрам за исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи раненым и больным как в военное, так и в мирное время.
Социально-экономические реформы, начавшиеся в стране в конце 80-х годов, потребовали реорганизации системы оказания медицинской помощи населению.
5 ноября 1997 г. постановлением Правительства была одобрена «Концепция развития здравоохранения и меицинской науки в Российской Федерации», в соответствии с которой развитие первичной медико-санитарой помощи (ПМСП) является одним из основных направлений в совершенствовании организации оказания медицинской помощи.
Сегодня здравоохранению нужна медицинская сестра, которая является не только хорошим исполнителем профессиональных обязанностей, но и творческой личностью, которая бы учитывала психологические особенности больного и даже домашнюю обстановку и отношения в семье.
Предпосылками реформы сестринского дела, его развития, являются: негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения, ухудшение состояния здоровья населения, хронизация патологических процессов в организме, распространение новых заболеваний, таких как ВИЧ, увеличение стоимости медицинских услуг. Постепенно снижается обеспеченность лечебно-профилактических учреждений сесринским персоналом
Реформа сестринского дела в нашей стране началась в 1993 году. На международной конференции «Новые сестры для новой России» была принята философия сестринского дела, положившая начало этому процессу.
К 1994 году в России сформировалась многоуровневая система сестринского образования (училище, колледж, ВСО).
Сущность реформы заключается в осуществлении необходимых изменений в кадровой политике на основе научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, обеспечения рационального соотношения и партнерства между врачами и сестринским персоналом, возрождению категории младшего медицинского персонала, организации новых видов помощи, связанных не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья
Основными целями и задачами реформы сестринского дела являются:
1. Формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли средних медицинских работников, совершенствование системы управления.
2. Создание новой концептуальной российской модели сестринского дела. В каждой модели отражаются основные принципы первичной медико-социальной помощи (ПМСП). Еще сегодня действует медицинская (традиционная) модель, автором которой является Ф. Найтингейл. В данной модели одним из составляющих элементов является роль медсестры как помощника врача с крайне ограниченной профессиональной самостоятельностью.
3. Внедрение новых технологий в сестринском деле, биоэтических, профессиональных подходов, способных удовлетворить потребность населения в доступной медицинской помощи;
4. Усиление профилактической направленности здравоохранения.
6. Повышение статуса сестринского персонала как профессионального, так и социального, обеспечение социальной защищенности специалистов сестринского дела и многое другое.
Подготовку специалистов сестринского дела и внедрение сестринского процесса в лечебно-профилактические учреждения относят к первоочередным задачам органов здравоохранения. Для рационального и эффективного использования имеющегося кадрового потенциала важное значение в сложившейся ситуации приобретает формирование государственной политики в области сестринского дела и повышение ответственности органов власти всех уровней за ее реализацию.
В этой связи в контексте Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации разработана Государственная программа развития сестринского дела. Программа была разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года N 390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации».
Задачи реформирования сестринского дела определяются установленными направлениями развития профессии, а именно:
-повышение роли сестер в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев и т.д.,
-обучение населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными, расширение участия сестринского персонала в новых формах внебольничной помощи: дневных стационарах, центрах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и др.
— В связи с реструктуризацией коечного фонда стационаров по интенсивности лечебно-диагностического процесса важное значение приобретает профилизация деятельности и рациональное использование сестринского персонала. Возрастает потребность в кадрах, умеющих работать на современной медицинской аппаратуре, обеспечивающей мониторинг состояния пациентов, владеющих сестринским процессом, основами психологии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.
— Сокращение длительности госпитального этапа предусматривает интенсификацию сестринского процесса в стационаре и распространение практики ведения планов сестринского ухода и документирование деятельности сестер.
Главной целью реформы сестринского образования является подготовка совершенно нового поколения специалистов, хорошо знающих свое дело, ориентированных на достижение высоких результатов в охране здоровья населения, воспитанных в духе лучших традиций и достижений отечественной и мировой культуры, способных работать в условиях рыночной экономики и демократического общества.
Философия сестринского дела.
Принципы философии сестринского дела.
Фундаментальные понятия философии сестринского дела.
Основные этические компоненты.
Принципы философии сестринского дела в России.
Основные положения этического кодекса медицинских сестер России.
Необходимость философского осмысления сестринского дела возникла потому, что в профессиональном сестринском общении все чаще появлялись новые термины, которые уточнялись, развивались, обсуждались. Возникла необходимость нового качества знаний медсестры.
2. Сестра, сестринское дело.
3. Окружающая среда.
Основными принципами философии сестринского дела являются: уважение к жизни, достоинству, правам человека. Реализация принципов философии сестринского дела зависит от взаимодействия сестры и общества.
Эти принципы предусматривают ответственность сестры перед обществом, пациентом и ответственность общества перед медицинской сестрой. Общество обязано признавать важную роль сестринского дела в системе здравоохранения, регламентировать, поощрять его через издания законодательных актов.
Сущность философии сестринского дела в том, что она является фундаментом профессиональной жизни медсестры, выражением ее мировоззрения и лежит в основе ее работы с пациентом.
Основные компоненты философии сестринского дела
Сестра, разделяющая принятую философию, принимает на себя следующие этические обязанности (правильно или неправильно мы поступаем):
— говорить правду; делать добро; не причинять вреда; уважать обязательства других; держать слово; быть преданной; уважать право пациента на самостоятельность.
Согласно теории сестринской философии цели, к которым стремится сестра, т.е. результаты ее деятельности, называются этическими ценностями (идеалами):
— профессионализм; здоровье; здоровая окружающая среда; независимость; человеческое достоинство; забота (уход).
Философия сестринского дела определяет и личные качества медсестры, которыми должна обладать хорошая медсестра — добродетели, определяющие что является добром, а что злом в людях: знание; умение; сострадание.
Этические принципы определяют Этический Кодекс медсестры в каждой из стран, в том числе и в России, и являются стандартами поведения медсестер и средством самоуправления для профессиональной медсестры. Этический Кодекс медсестер России принят на III Всероссийской конференции по медсестринскому делу в июне 1996 г., рассмотрен Этическим комитетом России и одобрен Минздравом в апреле 1997 года, вступил в действие. Президентом Ассоциации медсестер России является Валентина Саркисова, г.Санкт-Петербург.
На медицинскую сестру возложены четыре служебные функции или задачи.
Первая: состоит в обеспечении и руководстве сестринской помощью, будь то содействие, профилактика, лечение, реабилитация или поддержка отдельных лиц, семей или группы. Эти функции наиболее эффективны, если они осуществляются, как серия логических шагов, известных в качестве процедуры сестринского дела, сестринская помощь должна быть эффективна и безопасна.
Второй функцией является обучение больных, клиентов и персонала медико-санитарной помощи.
Четвертой функцией является развитие практики сестринского дела, что предполагает:
научные исследования, использование новых методов работы, расширение знаний, развитие практики сестринского дела и образования, определение наиболее актуальных направлений научных исследований, использование при проведении научных исследований принятых культурных, этических и профессиональных стандартов.
Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и оценить изменения в физическом и психическом состоянии пациента. Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную стабильность.
Культуру поведения сестры можно разделить на два вида:
1. Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
2. Внешняя культура. Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид.
Основными качествами сестры, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:
Внешняя культура сестры:
2. Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь сестры должна быть четкой, негромкой, умеренно эмоциональной, вежливой. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка». Нередко приходится слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик», так говорить неэтично.
Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:
1. Гуманность и милосердие, любовь и забота.
Пять фундаментальных принципов этического кодекса.
1. Принцип, информированного согласия. Независимость пациента основана на праве и свободе пациента на информацию о своем состоянии, плане лечения, признается право пациента на сохранение тайны его заболевания. Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения и процедур после предоставления медицинским работником компетентной и адекватной информации и получения согласия. Врачу вменяется в обязанность информировать пациента:
о характере и целях предлагаемого ему лечения; о связанном с ним риске; о возможности альтернативы данному виду лечения.
3. Принцип исключения должностных преступлений. Это принцип «не навреди», который обязывает медицинского работника защищать пациентов от опасности, снимать боль и страдания в меру своих знаний и сил.
4. Принцип справедливости. Включает в себя беспристрастность, уважение человеческого равенства и равное распределение дефицитных средств.
5. Принцип правдивости (сообщение правды пациенту). Он формирует основу открытых взаимоотношений между пациентом.