теория и практика революции
Теория и практика революции. Евгений Сатановский
Тоже понятно. Они же все как дети. Отчего и видят мир по-своему, без полутонов. Так устроены и иначе устроены быть не могут. Им обидно, что наверх идут карьеристы и честолюбцы, а других там вовсе нет. Что в начальство выбиваются почти одни только подхалимы, воры, шлюхи и родня начальственная, как всегда и бывает. Они за мир и против милитаризма, из-за чего разворачиваются самые страшные войны, или их страну можно брать голыми руками. За абстрактную справедливость и за интеграцию в глобальный мир, что вообще всегда катастрофа. Своё под чужое перекорёжат просто из желания, чтоб было как у всех, и даже вполне бескорыстно. Хотя при случае и они своё не упустят. И непременно за превращение любой империалистической войны в гражданскую. А как иначе?!
Вариант: запугать до состояния нервного тика. Что-то против страны? Санкции, бойкот, пресс-компания? То же самое. До конца жизни прятаться, ожидая страшного возмездия. Троцкого же Сталин в Мексике достал? Консульство наше в Нью-Йорке отрубают от интернета и телефонов? Ну, пускай во всей Америке их не будет. Или хотя бы в Нью-Йорке, а лучше и в Вашингтоне. Очень быстро связь в консульстве будет восстановлена. Но тоже не вариант. И тут не так важно, есть ли такие технологические возможности. Даже если они есть. Мы не так давно Советский Союз разбарахолили. А он по сравнению с нами нынешними куда более грозен был. Но сгнил, как система, со всей своей идеологией, КПСС и силовым блоком и развалился. Что американцы трезво учитывают.
Нет, понятно, что если всё начальство идеальное, страна закрыта от мира и живёт сама по себе, её жители доверяют своим верхам полностью, а те только о них и заботятся, честны и умны, и все наверх идут по заслугам, тогда да. Тогда что с ними ни делай, ничего не сделаешь. Или даже начальство обычное, но изоляция имеет место быть. Получается Северная Корея. То есть фигня полная. Либералы козлы. Патриоты не лучше. Свобода приносит неравенство и несправедливость. Её отсутствие тоже. Что, в зоне, все равны, что ли? Чёрта с два. Так что нет в этой жизни ни гарантированного счастья, ни вечного процветания, ни тишины, ни мира и покоя. Ни у нас. Ни на Западе. Ни в восточных странах. И не будет, да и быть не может. Такая карма. Прав был Никита Хрущёв. Своё г-но малиной пахнет.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Глава. 1. Мировая революция в теории и практике
Теория мировой революции для установления во всём мире коммунистического режима разработанная великими европейскими теоретиками начала воплощаться в жизнь в России. О том, какие у Сталина были планы на мировую революцию, хорошо описаны Виктором Суворовым. Однако в его трудах дана неверная оценка действиям советских военных руководителей в зимней войне. Он ошибочно считает, что советские военные руководители допустили в ходе этой кампании ряд просчетов. В действительности у них всё прошло по плану. Правда реальные планы они скрывали от всех. Эту кампанию советские стратеги запланировали провести как неудачную. Именно поэтому в этой войне было допущено столь много грубых просчётов.
современное вооружение, например: реактивные самолеты и новейшие танки ИС – 4 и Т – 44. А что было у северокорейцев перед началом войны? Всего 238 танков Т – 34 и СУ – 76, 93 штурмовика Ил – 10, 79 истребителей ЯК – 9 и 67 связных, транспортных и учебных самолетов. В КНДР не планировали закупать осваивать реактивные машины вообще. Северо-корейские лидеры спланировали своё наступление по – дилетантски. Игнорировали возможность вступления в войну США. А американцы держали на Дальнем востоке армаду в 1172* самолета и уже на второй день войны (26 июня 1950 года) их военные самолёты появились в небе над Кореей. В результате советизация Южной Кореи провалилась. Войска США и Южной Кореи сами перешли в наступление. Китаю и СССР пришлось спасать коммунистическую Корею. И вот тут–то они средств не пожалели – КНДР получила всё необходимое для ведения современной войны.
Можно привести массу примеров доказывающих то что, главная цель у коммунистов – установление коммунистической диктатуры на всем земном шаре. Эту мечту они лелеяли ещё с тех времён, когда противопоставили себя царям. Обещая людям освободить их от гнета самодержавия, они многих привлекли на свою сторону. Но в их рядах не было единства. Еще не захватив власть, они уже грызлись друг с другом на пути к ней. Подсылали друг к другу убийц и строчили друг на друга доносы в полицию. Но у их врагов тоже не было единства. Фабриканты давали коммунистам деньги на организацию забастовок у своих конкурентов. Русский царь давал деньги германским революционерам, чтобы те подорвали Германию изнутри. Кайзер давал деньги российским коммунякам на подрыв власти Николая II. Кстати, немецкие деньги, зря не пропали. Русские купцы сами спонсировали красных, надеясь, что те, свернув шею царю, сами управлять государством не смогут, вот тут-то купцы и возьмут власть в свои руки. Но ни тут-то было. Коммунисты, захватив власть, свернули шею и царю и купцам тоже.
В деле захвата власти коммунисты использовали стандартные методы. Они использовали все ошибки власти, чтобы подорвать ее авторитет. А в период русско-японской войны коммунисты, воспользовавшись тяжелым положением на фронте и недовольством населения России вызванным ошибками властных структур, попытались прийти к власти. Попытка окончилась неудачей. И Ленин считал, что повторить революцию в России больше не удастся. «Война Австрии с Россией, писал Ленин Горькому в начале 1913 году – была бы очень полезной для революции (во всей Восточной Европы) штукой, но мало вероятно, чтобы Франц Иосиф и Николаша доставили нам сие удовольствие». (Троцкий «Сталин» I том стр. 227). Ленин ошибся. Николай II сие удовольствия им доставил.
Используя тяжелое положение на фронте, коммунисты своей пропагандой развалили армию и тыл. Подняв на бунт толпу, завладели властью. После этого заключили Брестский мир с Германией и ее союзниками, отдав им территорию Украины, Польши, Прибалтики, часть Белоруссии и Закавказье. 11 ноября 1918 года Германия капитулировала (если бы Россия не вышла из войны она капитулировала бы ещё раньше) отдав победителям часть своих земель. А 13 ноября советское правительство аннулировало Брестский договор и отдало приказ начать революционную интервенцию. Коммунизм был установлен в Прибалтийских государствах. Но наступление провалилось. Коммунисты наступили на собственные грабли. Сначала они развалили армию истребители офицерство, а после пытались воевать полупартизанскими полукарательными отрядами, которые воевать толком не умели. Кроме того, они также надеялись на коммунистическое движение в Европе. А этот номер им тоже не прошел.
В 1919 году коммунисты Германии, воспользовавшись настроением толпы
*Все данные в этом абзаце о числе самолетов и танков взяты из журнала «Авиамастер» за 2004
Экспериментальная история или теория и практика революций
Этим постом я хочу начать цикл «про политику». Во-первых, часть моих подписчиков появилась именно после обсуждения политических тем, так что, вероятно, им будет интересно. Во-вторых, мне кажется, пикабу не хватает содержательного диалога именно про политику. Без репостов всяких «тысячников», без дурацких картинок и прочих вбросов, а просто и по делу.
До 2014 года я идеализировал революцию 1917го. В 2014м на это дело посмотрел как-то по-другому. Стал замечать некоторые вещи, которые до сих пор вызывают много вопросов.
Дело не в том что их «купили», дали бочку варенья, корзину печенья и пломбированный вагон денег. Дело в том, что само понятие «купить профессионального революционера» такой же абсурд как «развратить проститутку-нимфоманку, тронувшуюся на почве сексуальной неудовлетворенности». Предать может человек, имеющий какую-то честь или хотя бы какую-никакую лояльность. Наличие того или другого для «профессионального» есть ни что иное как профессиональное несоответствие. Как трясущиеся руки у хирурга или очки у снайпера.
По-моему, ни прибавить ни отнять, хотя, конечно же, «это не главное».
В 1991 году эту нишу органично заняли номенклатурщики и им сочувствующие вроде Макаревича, которые тут же стали бороться с засильем совка, которое, почему-то оказалось буквальтно повсюду кроме них самих. Как оно обычно, впрочем, и бывает.
Вы думаете, в/на не настолько смешно? Да почему же. Акция, поддерживаемая людьми вроде Бени Коломойского просто не могла не защитить национальное самосознание украинцев как от проклятых москалей, так и от олигархата. При информационной поддержке людей вроде Шевелиса Шустериса и Валида Арфуша и других настоящих патриотов украинской державы вообще и её народа в частности. Так мы плавно переходим к пятому пункту, а именно
5. «Интегнационал». Или же засилие таких вот «гастарбайтеров» вроде Радеков-Арфушей, приехавших по зову сердца в Революционную Францию восторгаться как французы мочат французов. А то и помогать.
Дело в том, что человек слаб, сентиментален, и на всякие гадкие дела особенно. Это его природа. Особенно это характерно для эпохи, когда революционный задор проходит и начинаются будни. Поэтому если поставить, скажем, одних украинцев мочить/люстрировать других, то даже при особых психических задвигах через определенное количество трупов и Вандей люди в итоге поймут, что мочат своих. И вот тогда возможны варианты, каждые из которых ни одному из выгодоприобретателей революции не нужен.
Что, согласитесь, характерно.
Господа, я вам хочу ответить всем сразу для экономии времени. Вот у вас возникла дилемма «Романовы или не Романовы», февральская или же не февральская. Или хоть 1905 года (хотя, конечно, конкретно с ней сравнивать сложно). Я же писал про революцию как явление и исходил из принципа что хоть большевики, хоть эсеры, хоть ещё кто ставили перед собой примерно те же самые цели и были примерно одинаковыми людьми, которые обладали общими для всех чертами. Примерно одинаково живодёристыми, если быть точным.
И появились все эти люди далеко не в период с 1905 по 1917й. Люди примерно такого же ума и склада характера кидались на Александра Третьего, иногда с бомбами, люди примерно такого же теста искренне радовались поражениям армии в русско-японской войне (кого-то они мне напоминают, кстати), даже будучи идейными противниками большевиков.
Отличный пост. Приятно почитать вменяемого человека
Абсолютно согласен. Однако сейчас вам расскажут, что без большевиков и лично товарища Сталина, Гитлер бы всех русских вырезал как беспомощных котят, Гагарин в космос бы не полетел и вообще вы бы мотыгой у помещика огород боронили, а не в интернете писали.
Сокровища Фаберже из российской императорской семьи
Британский филиал знаменитого ювелира был магнитом для королевских клиентов, среди которых были Эдуард VII и эмигрировавший внук царя Николая I. Теперь, после десятилетий, проведенных в тайниках, коллекция из 18 драгоценных изделий была выставлена в Лондоне.
Когда Карл Фаберже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона за 14 инкрустированных драгоценными камнями яиц, представленных им на Всемирной выставке 1900 года в Париже, он знал, что за пределами России его ждут многочисленные клиенты.
Однако, несмотря на то, что Франция была ближайшим союзником его страны, он решил расширить бизнес, унаследованный им от отца, в Лондоне.
Лондонский офис компании Фаберже на Нью-Бонд-стрит 173, 1911 год.
Сохранившиеся бухгалтерские книги описывают покупки, самая впечатляющая из которых, вероятно, связана с тем, что Бейнбридж убедил Эдуарда VII заказать украшенные драгоценными камнями миниатюры животных, которых он держал в своем любимом поместье Сандрингем.
Король был настолько очарован крошечной моделью своего фокс-терьера Цезаря, что в итоге заказал более 100 скульптур, среди которых были индейки, голуби, овцы и даже его домашний медведь.
Два других имени появляются в бухгалтерских книгах Бейнбриджа с заметной частотой: Великий князь Михаил Михайлович (1861-1929) и его жена Софи Меренбергская, графиня де Торби (1868-1927).
Великий князь Михаил Михайлович и Софи Меренбергская, графиня де Торби, поселились в Лондоне после своего бракосочетания и стали постоянными клиентами лондонского бутика Фаберже.
Великий князь был внуком царя Николая I и родился в Петергофском дворце в Санкт-Петербурге. Однако он был лишен своих титулов и изгнан из России после того, как сбежал со своей невестой в Сан-Ремо, Италия. Несмотря на то, что она была внучкой поэта Александра Пушкина, ее сочли недостойной великого князя.
Изгнанная пара в конце концов обосновалась в Лондоне, арендовав дом Кенвуд на Хэмпстед-Хит. Они были близкими друзьями короля и королевы, регулярно навещая их в Сандрингеме.
Великий князь и графиня не только были частыми покупателями, но и получали многие предметы в подарок, Фаберже был своего рода социальной валютой для эдвардианского высшего общества.
Двухцветный золотой футляр из гильошированной эмали и сердолика с сургучной печатью работы Фаберже, 1899-1903 гг. Длина 14,4 см
Точно так же два впечатляющих подсвечника из золота, которые украшает эмаль и горный хрусталь (внизу) были заказаны Леопольдом де Ротшильдом в цветах его скакунов, а затем, скорее всего, подарены супругам.
Пара редких подсвечников из гильошированной эмали, горного хрусталя и двухцветного золота и серебра с клеймом Фаберже, 1908-1917 гг. 7,2 см в высоту.
Бейнбридж также вспоминал, что графиня де Торби коллекционировала слонов Фаберже. Изображенный ниже обсидиановый слон и замок с бриллиантовыми глазами и инкрустированной рубинами башенкой, вероятно, был вдохновлен Слоновьим орденом, высшим рыцарским орденом Дании, а также мог быть подарком российской императрицы Марии, которая была датчанкой.
Большая фигурка слона, украшенная драгоценными камнями и эмалью, гравировка Фаберже, около 1890 года. 7,5 см в высоту
Помимо других миниатюрных животных, включая агатовую таксу и обсидиановую ворону, великий князь и графиня приобрели более практичные изделия Фаберже.
Колокольчик из нефрита с лунным камнем (внизу) служил для вызова слуг, а позолоченная серебром и эмалью рамка с портретом царя Николая I напоминала супругам об их русском происхождении.
Оправленный драгоценными камнями, гильошированной эмалью и двухцветным золотом нефритовый колокольчик-толкатель с клеймом Фаберже, около 1900 года. 6,6 см в длину.
Супруги также коллекционировали украшенные драгоценными камнями ручки тростей Фаберже, флаконы с ароматами, броши и пепельницу, выполненную в виде дубового листа (внизу).
В 1917 году русская революция положила конец более чем 300-летнему правлению Романовых. Царь Николай II отрекся от престола. Год спустя он и его семья были казнены путем расстрела.
Российские бутики и мастерские Фаберже были захвачены большевиками, и Карл бежал в Германию. В Лондоне оставшиеся запасы магазина были проданы парижскому ювелиру Лаклошу Фреру.
Рукоятка трости из аквамарина с ювелирной и гильошированной эмалью и двухцветным золотом с клеймом Фаберже. Высота 9 см.
Ювелирная пепельница из сердолика и нефрита в золотой оправе работы Фаберже, 1903-1904 гг. 15,8 см в длину.
Великий князь и графиня также потеряли свое состояние, которое было сосредоточено в России. Они переехали в более скромный дом с видом на Риджентс-парк и полагались на щедрость британской королевской семьи, чтобы свести концы с концами.
Спасибо за внимание.
Республика Советский Лимерик
Живу в Ирландии 18 лет и не знал что советская власть была и тут. Был свой флаг и деньги. Удивился. Далее будет копипаста.
27 апреля 1919 г., в Ирландском городе Лимерик в результате заговора и предательства пала советская власть.
На территории Ирландии действительно существовала Республика Советский Лимерик. Самая западная точка, планеты, где вспыхнул и быстро угас так по-настоящему и не разгоревшийся пожар Мировой Революции.
После разгрома «Пасхального восстания» в 1916м году, в Ирландии неспокойно. Разбуженное и рассерженное движение ирландских националистов, стремящихся освобождения от Британской короны кипит.
В принципе, этот стандартный обмен любезностями ни к чему хорошему привести не мог. Памятую о последствиях восстания в Дублине, британцы с протестующими особо не церемонились. Но в Лимерике всё пошло не по правилам.
Главой стачечного комитета был избран Джон Кронин. По профессии — плотник, по убеждениям — марксист, по складу характера — авантюрный лидер. К тому же увлечённый темой русской революции и деятельностью Владимира Ленин
Флаг Лимерикской Советской Республики
Он предпринял неожиданный и, как показало время, очень сильный ход. Вместо того, чтобы предъявлять какие-то требования, на которые властям наплевать, Кронин просто сломал систему. 15 апреля 1919 г. он объявил, что отныне вся полнота власти в Лимерике принадлежит Советам. Взял под контроль городские коммунальные службы, почту и вокзалы. И стал ждать, что будет дальше.
Теоретически, английские войска, дислоцированные вокруг города, могли бы устроить бойню. Но от подобной наглости командир англичан, генерал Кристофер Гриффин, был деморализован. К тому же сыграл свою роль скрытый фактор, на это же время был запланирован первый трансатлантический перелет с дозаправкой самолета-амфибии в Лимерике. Дело в том, что это событие собирались освещать самые тиражные и респектабельные издания мира, например такие, как «Чикаго Трибьюн» и «Пари Матч». А также «Ассошиэйтед Пресс» — агентство, снабжающее новостями около 750 изданий. Журналисты собрались в городе заранее. Теперь, когда город оказался на осадном положении, а в нём провозгласили советскую власть, их счастье было неописуемым. Ежедневные репортажи, горячие новости, в общем, «скандалы, интриги, расследования». Мелкое происшествие в ирландском захолустье внезапно получило внушительный международный резонанс. Глава Совета, Джон Кронин, давал по нескольку интервью в день. И, кстати, весьма своеобразно. Корреспондентом «Чикаго Трибьюн» Рут Рассел был задан вопрос: «Вы, наверное, ждёте помощи от революционной России и мирового коммунистического движения?» Кронин не стал ничего опровергать. Лишь загадочно улыбнулся. Этого было достаточно, чтобы тревога повсеместно переросла в тихую панику. Коммунистов тогда боялись, а слова «Мировая Революция» не были пустым термином.
Коммунизм — хлеб, искусство, религия, порядок
Интервью было опубликовано 22 апреля, как нарочно в день рождения Ленина. К тому моменту стало ясно, что кухарка, а в данном случае плотник, вполне может управлять государством. Вот, что Совет успел сделать за неделю: взяты под контроль склады с продовольствием. Картофель, хлеб, масло и молоко распределялись по магазинам. За очередями и порядком торговли следили добровольцы из рабоче-крестьянской гвардии. Они же пресекали попытки спекуляции продуктами.
Конечно, складских запасов хватило всего лишь на пару дней. Однако крестьяне из округи Лимерика «прониклись важностью момента» и наладили снабжение города. Да, английская блокада никуда не делась. Но каждую ночь в Лимерик контрабандой прибывали лодки с продуктами. Самое забавное в том, что эту «смычку города с деревней» поддерживали сельские священники — именно они в своих приходах агитировали за то, чтобы помочь рабочим. И крестьяне помогали, хотя Совет установил цены вдвое ниже рыночных. Да и расплачивались с крестьянами странной валютой — Совет выпустил в обращение свои денежные знаки.
Был налажен выпуск советской прессы — ежедневной газеты «Рабочий Бюллетень». Были закрыты портовые публичные дома и адвокатские конторы. Зато открыли картинную галерею — для всех и по сниженным ценам, поскольку народ должен приобщаться к искусству. Было установлено регулярное патрулирование города — в течение всего времени существования Советской Республики Лимерик не было совершено ни одного правонарушения. С отношением к Церкви всё было и того лучше. Корреспонденты особо отмечали набожность советских ирландцев: «Когда на соборе св. Манчина Лимерикского зазвонили колокола, все эти люди — добровольцы и охранники в красных повязках — все, как один, встали и осенили себя крестным знамением».
Возможно, именно излишнее доверие к служителям культа и стали началом конца. Многие из них стали ревновать к успехам советской власти. Воспользовавшись тем, что англичане, впечатлённые стойкостью молодой Советской Республики, стали сдавать позиции, епископ Деннис Халлинан начал с ними сепаратный торг. В результате 26 апреля он призвал свою паству к полному прекращению забастовки. На следующий день, 27 апреля 1919 г. активность протестующих была в Ирландии погашена.
Палмарес — независимое государство беглых бразильских рабов
Вы – негр раб, которого увезли коварные белые цисгендерные мужчины из родной жаркой Африки в не менее жаркую (но пока для вас чужую) Бразилию. Какие перспективы открываются перед вами?
Первая – всю жизнь батрачить в поте лица, и всё равно подвергаться регулярному насилию. Вторая – попытаться сбежать с плантации, скитаться по дикому неизвестному вам краю, и ждать, когда вас наконец подстрелит бравый португальский «бандейра», или съест ягуар.
«А как же коллективный акт гражданского неповиновения?», спросите вы. Или ещё лучше: вооруженное восстание. Могли ли бразильские негры проявить «классовую солидарность», всем вместе сказать: «Я – Спартак!», или широко тиражируемый мыслителями XIX века «рабский менталитет чернокожих» мешал это сделать?
История южноамериканского государства негров рабов «Quilombo dos Palmares» свидетельствует, что афробразильяне умели бунтовать не хуже своих античных друзей по несчастью. И даже были более успешны в этом деле.
Рандомная битва, зафиксированная рандомным художником
Но сначала, как обычно, немного предыстории. Португальцы стали осваивать бразильское побережье в 1530-е годы, и с этого же времени они начинают завозить из Африки негров рабов для работы на сахарных плантациях. Вообще, Бразилия была главным потребителем «живого товара» на всем американском континенте. В XVII веке сюда было привезено около 40% от всех ввозимых в Америку африканских рабов (числа в исторических работах встречаются разные, в среднем называется от 350 до 500 тысяч ввезенных в Бразилию рабов только в XVII веке, в XVIII же веке в Бразилию завезут почти два миллиона). Уже в XVI веки португальские плантаторы столкнулись с проблемой бегства наиболее свободолюбивых рабов в неизведанные, на тот момент, тропические леса. Стоит отметить, что все португальские колонии в Южной Америке в XVI – XVII веках располагались на побережье, и дальше 30-50 километров от берега колонизаторы не продвигались. За этой небольшой полосой освоенного побережья начинался «палмарес», бескрайний и почти непроходимый пальмовый лес, служивший отличным убежищем для беглых рабов.
Дополнительным стимулом для массового бегства рабов стала голландско-португальская война, в ходе которой голландцы в 1620-е – 1630-е годы завоевывают на время северо-восточную Бразилию, и в частности, капитанию (а-ля губерния) Пернамбуку. Воспользовавшись политической неразберихой, «самовольноотпущенники» бросают мотыги, и убегают в уже немного обжитые собратьями тропические леса. Именно в это время разрозненные поселения (киломбу) беглых рабов постепенно формируют единое государство Палмарес, которое просуществует до самого конца XVII века.
Карта Южной Америки с приближением к региону Палмареса
Начиная с 1630-х годов Палмарес становится центром притяжения всех беглых рабов Бразилии. Один из современников вспоминал:
«Палмарес заселён неграми, которые бегут от своих сеньоров из всех соседних и многих других капитаний… и живут с женами и детьми в лесу такой исключительной величины, что его окружность больше всего королевства Португалия».
Конечно, в XVII веке ещё не все так было хорошо с «окружностями» и прочими науками, и тут автор слегка (в разы) преувеличил масштаб явления, площадь занятая восставшими была конечно меньше Португалии. По разным оценкам в этом тропическом государстве на пике проживало от 20 до 30 тысяч человек. Высокая смертность, постоянные стычки с португальцами, и в целом неудобство жизни в отрезанном от торговых путей лесу, не позволяли превратиться Палмаресу в полноценное самодостаточное государство.
Спорным остается вопрос о политическом устройстве Палмареса. В советских статьях (с опорой на бразильские источники и марксизм-ленинизм) Палмарес чаще описывают как «примитивное феодальное государство с элементами патриархального рабства» (вот так! бывшие рабы тоже иногда становились рабовладельцами, но об этом чуть позже). В некоторых бразильских работах используется обозначение «República de Palmares», которое указывает на республиканский характер негритянского государства. Вполне вероятно и то, что четкая политическая система сложиться попросту не успела. Точно зафиксировано, что во главе каждого киломбу (укрепленного поселения) был вождь. Избирался ли он, или назначался из «центра» точно установить не удается. Главой государства был Верховный Вождь, полномочия которого были ограничены советом старейшин (который, вероятно, мог состоять из вождей всех киломбу). Точное количество киломбу назвать сложно, их количество постоянно менялось, но счет шел на десятки. Одним из самых крупных поселений было киломбу Макако. В конце существования Палмареса, именно это поселение станет столицей и главной ареной противостояния португальцев и их бывших рабов.
Историческая реконструкция одного из киломбу
Вообще, отношения между африканскими неграми и американскими индейцами были довольно своеобразными. Поскольку большая часть сбежавших с плантаций рабов была мужчинами, в Палмаресе всегда ощущался недостаток «женского тепла». Эту нехватку беглые рабы иногда компенсировали за счет индейцев, и очень часто делали это не добровольно, буквально воруя индейских женщин. Но в основном угнетенные европейцами народы предпочитали сотрудничать по принципу «враг моего врага – мой друг». К примеру, когда в 1686 году португальцы организуют большую армию для разгрома Палмареса, на севере Бразилии начинается мощное индейское восстание, которое вынудило прекратить карательную экспедицию. Длительное время совместного сосуществования приводит к тому, что негры Палмариса заимствовали у индейцев их вооружение, фортификационную технику и саму тактику ведения войны против белых. Индейцы и негры неоднократно проводили совместные военные операции против колонизаторов. Этот союз очень беспокоил португальцев, и они старались придерживаться другого римского принципа: «разделяй и властвуй». Португальский военачальник Ф. Карилью по этому поводу писал: «С этими дикарями можно войти в соглашение и убедить их пойти на негров, предложив им за это местную водку, ножи и другие вещи». Но всё-таки внести серьёзный разлад между неграми и индейцами португальцам так и не удалось.
Вот так в глазах художника выглядела жизнь в киломбу
Если говорить о социальном устройстве палмарийского общества, то здесь надо сказать, что большинство жителей были свободными крестьянами-общинниками или ремесленниками. Которые в тоже время входили в состав военного ополчения. Но современники фиксировали, что на территории Палмариса практикуется патриархальное рабство. Историки считают, что рабами могли быть те негры, которые не сбегали от своих владельцев, а были захвачены своими соплеменниками в ходе их рейдов по португальским плантациям. Также, возможно, рабами становились нарушившие «закон», или те, кто вовремя не выплатил долг. Так или иначе, рабство в Палмаресе не являлось основой их экономики, было менее жестким, и скорее-всего не пожизненным.
Поскольку Палмарес был вечно воюющим государством, его населению была необходима постоянная военная подготовка. Практиковали боевые навыки каждый день, а чтобы это не наскучило, делали это под веселые песни, при этом махали руками и ногами так, чтобы не ударить своего соплеменника. Да-да, если вы всё правильно поняли, то знайте, что хваленая бразильская капоэйра зародилась именно в Палмаресе.
Но в современной Южной Америке государства под название Палмарес не существует. Собрав все силы в кулак его всё-таки смогли ликвидировать португальцы. О его завоевании попробую рассказать по подробнее.
Первые попытки уничтожить «вольную республику» были предприняты ещё голландцами в 30-е годы XVII века, но все их экспедиции были безуспешны. В 1654 году португальцы изгоняют голландцев из северо-западной Бразилии, и после этого их главным противником в Южной Америке становится государство их бывших рабов. Незначительные экспедиции против Палмареса проводились с завидной регулярностью, но никакого успеха они не имели. А в начале 1670-ых Палмарес сам организует серию атак на португальские поселения Алагоас, Порту-Калву и другие. Положение было настолько серьезным, что губернатор Коутинью считал вполне реальной возможность захвата африканцами всей капитании Пернамбуку. Летом 1671 года он перенес губернаторскую резиденцию из Олинды в Порту-Калву для того, чтобы лично руководить военными действиями против Палмареса. Португальские походы 1671-1672 годов также заканчиваются провалом. Коутинью, не имея достаточных ресурсов, вынужден был пойти на крайние меры. 4 сентября 1672 года он подписывает указ, по которому из тюрем освобождались все заключенные, согласившиеся поучаствовать в войне против негритянского государства. Но и последовавшая вслед за этим указом экспедиция 1673 года была полностью разбита.
Из-за провала в войне с Палмаресом губернатора Жоана де Соуза Коутинью в 1674 году выставляют из кабинета. Его пост занимает Педро де Альмейда, перед котором была поставлена та же задача: ликвидировать государство беглых рабов. И он тоже попытается сделает всё, чтобы эта задача была решена.
Именно в это время, в 1670-е годы, восходит звезда всех угнетенных чернокожих Бразилии, героя и будущего вождя Палмареса – Зумби. Всю вторую половину 70-х годов идет напряженная борьба.
Португальцам удается уничтожить несколько киломбо, взять в плен ближайших родственников Зумби, но джунгли всегда были на стороне Палмареса. Потеряв в бесконечных зарослях большую часть своих войск новый губернатор Пернамбуку Соуза-Кастро в 1678 году подписывает мир с представителями мятежного государства. Это фактически означало признание Португалией Палмареса независимым государством. Но мир не был долгим, колонизатором нужна была передышка для перегруппировки и снабжения войск. Уже на следующий год португальцы организуют новый рейд по негритянским поселениям.
Палмарес же не смог извлечь из короткого мира серьезных выгод, но успел поменять оборонную тактику. Раньше португальцы в каждом рейде уничтожили ряд небольших киломбо, к которым просто не успевали прийти на выручку основные силы Палмареса. Теперь Зумби принял решение сосредоточить основные военные и производственные силы в Макаку, столице своего государства. Поселение было полностью перестроено, и внутри него были созданы дополнительные линии укреплений.
Зарисовка безымянной битвы
Все собранные португальцами силы, должны были напасть на Палмарес в 1686 году, но в это время на северо-востоке Бразилии вспыхнуло восстание индейцев жандуинов, и собранным войскам пришлось воевать с другим противником, а экспедиция в джунгли была перенесена на следующий год. Когда экспедиция все же состоялась – она снова закончилась провалом. В Пернамбуку опять назначают нового губернатора, и опять он должен собрать все силы в кулак и разбить Палмарес. В 1693 году начинается масштабный сбор средств с местного населения на крупнейшую антипалмарийскую операцию. Всех освобожденных от военной службы было решено призвать в армию. Впервые португальцы собрали против Палмареса многотысячную армию (как минимум в 6 тысяч человек), снарядив её артиллерией (португальцы были уже осведомлены о том, что столичное киломбо Макаку было перестроено в настоящую крепость). 16 января 1694 года португальская армия выдвинулась из Порту-Калву стройными колоннами на финальную битву. 23 января происходит первая попытка штурма столицы мятежников, но используя все доступные средства обороны (пули, стрелы, раскаленный уголь, кипяток) защитники, во главе с верховным вождем Зумби, удерживают крепость. 29 января разворачивается вторая попытка штурма, которая также завершается ничем. Было принято решение взять город в плотную блокаду, выстроить вокруг него частокол, и постараться уничтожить все укрепления Палмареса с помощью пушек. В ночь с 6 на 7 февраля теперь уже негры попытались неожиданной вылазкой прорвать блокаду, но потерпели поражение и потеряли большую часть армии. На следующий день португальцы почти без боя заняли крепость, которую попросту некому было оборонять. 13 феврался 1694 года губернатор рапортовал королю: «Спешу уведомить ваше величество о славной победе над Палмаресом, которая по значению ровняется по меньшей мере изгнанию голландцев». Но в действительности война на этом не закончилась. Зумби с небольшим отрядом удалось скрыться в одном из киломбо, и в течении двух лет он руководил партизанской войной. В 1695 году Зумби был пойман и обезглавлен. В 1697 году был ликвидирован последний очаг восстания.
Произошедшие события оставили глубокий след в истории Бразилии. Палмарес стал символом непримиримой и последовательной борьбы с угнетателями. В настоящий момент, день казни Зумби, 20 ноября, отмечается в Бразилии, как День сознания чернокожих.
1) Ермолаев В.И. Очерки истории Бразилии. — Москва.: Соцэкгиз, 1962
2) Коваль Б.И. Бразилия вчера и сегодня. — Москва.: Наука, 1975
3) Крауц К.А. Палмарес: освободительное движение рабов в Бразилии XVII века. / Латинская Америка. — Москва, 1971. — №3
4) Сергеев К.С. Латинская Америка: борьба за независимость. — Москва.: Международные отношения, 1975
5) Хазанов А.М. К вопросу о негритянском государстве Палмарес в Бразилии. / Новая и Новейшая история. — Москва, 1958. — №2
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Куба краткая история страны
Себастьян де Окампо в 1509 году составляет карту Кубы. Спустя 2 года начинается ее колонизация: триста испанцев на трех кораблях во главе с Диего Веласкесом де Куэльяра обосновали на Кубе поселение (современный Баракоа).
Индейцы рьяно сопротивлялись переселенцам. В 1514 году противостояние было подавлено. Руководитель индейцев Атуэй, его сторонники сожжены на костре. Печальная участь постигла коренных жителей Кубы. Одни ушли в горы, чтобы спрятаться там от испанцев, других согнали в специальные резервации. Многих индейцев подкосили инфекционные болезни.
Губернатором острова назначен Веласкес де Куэльяр. Столицей становится в 1513 году Сантьяго-де-Куба.
Кубинцев хотели загнать в земельное рабство, что-то аналогичное крепостному праву. По-испански специальная система владение землей именовалась «энкомьенда». Она была введена в 1513 году королем Фердинандом II Арагонским. Система не прижилась: индейцы скрывались в горах, привезенные рабы-индейцы бежали туда же.
Культура индейцев полностью истребляется испанцами. Что от нее осталось, так это возделывание табака.
Начиная 1795 года куба всячески пыталась снять с себя Испанскую власть.
Первой крупной попыткой была Большая война или Десятилетняя война. Она проходила с 1868 до 1878 год. Хотя война закончилась не в пользу восставших, после ее окончания рабы были освобождены, а закон 1880 года окончательно отменил рабовладение. Во время войны полегло более 200 тыс. человек.
Политически Куба зависела от Испании. Начавшаяся экономическая война между Америкой и Испанией, привела к разорению тысяч фермеров, безработице и нищете кубинцев.
25 апреля 1898 года США объявляют войну Испании и выбивают ее из Кубы и Филиппин. Парижский мирный договор за 10 декабря 1989 год освобождал Кубу от испанцев, но режим американцев прочно “засел” на острове.
28 января 1909 года проведены президентские выборы на Кубе, в ходе которых победу одержал генерал Хосе Мигель Гомес. Последующие годы были отмечены неоднократными вспышками волнений и политическими переворотами.
В мае 1925 года при поддержке США к власти пришёл Херардо Мачадо, установивший военную диктатуру
В стране безработица, бедность и голод перерастали в забастовки и партизан. Дальше так продолжаться не могло. Только что пришедший к власти в США Франклин Делано Рузвельт пытался упредить кровопролитное развитие событий – иначе на Кубе пострадал бы американский бизнес. К тому моменту Батиста возглавил профсоюз военных, а также сколотил тайную организацию «Военный союз Колумбии», ожидавший своего часа, чтобы расправиться с главой государства.
В 1933 году на Кубе произошёл военный переворот, Мачадо был вынужден покинуть страну. На посту его сменил Карлос Мануэль де Сеспедес-и-Кесада, однако 4 сентября группа офицеров под руководством Фульхенсио Батисты и при поддержке широких слоёв населения (в том числе студентов и социалистов) осуществила еще один переворот, свергнув Президента Сеспедеса.
Рубе́не Фульхе́нсио Бати́ста-и-Сальди́варе
Революционная хунта набирала обороты на антиамериканской и противомарионеточной волнах. Власть захватили молниеносно и практически бескровно после так называемого сержантского мятежа.
Батиста лично поспешил к послу с заверениями о наведении порядка, а назначенный временным президентом будущий его оппонент профессор Гаванского университета Р. Грау Сан-Мартин на беспокойство Вашингтона обещал учитывать «иностранные интересы»
Сразу после визита в американское посольство Батисту произвели в полковники, объяснив это «военными заслугами и исключительной деятельностью на благо Родины». Впоследствии он стал начальником Генштаба, что давало ему фактически полный контроль над кубинской армией.
Куба, 1950е, трущобы кубинских бедняков
В 1950-е годы в кубинской столице работало около 8,5 тысячи публичных домов, при этом условия содержания женщин в них были ужасными.
Американцы контролировали 70 процентов экономики Кубы. Богатые землевладельцы, составлявшие 0,5 процента населения, сосредоточили в своих руках свыше 35 процентов земли, большинство крестьян были вынуждены трудиться у них.
Остальная территория острова в отличие от ослепительной Гаваны, превращенной в рай для американских толстосумов, так и застряла в средневековье.
Курс, выбранный Батистой, все больше раздражал простых кубинцев. Тогда группа революционеров во главе с Фиделем Кастро попыталась атаковать казармы Монкада, но потерпела поражение.
Местные жители были сыты по горло процветавшей в стране коррупцией, дружбой президента с американской мафией и его диктаторским стилем правления.
Акции протеста он пытался подавить массовыми арестами и усилением цензуры в СМИ.
Повстанческое движение было уже не остановить, наступал конец. Вашингтон, предвидя скорый закат своего ставленника, предпринял попытку его мягкого, безболезненного ухода: сформировать новое временное правительство привести к власти запасного кандидата — Андреса Риверо. Однако было уже поздно, он не успел вступить в должность.
1 января 1959 года Повстанческая армия вошла в Гавану. Население столицы ликовало по поводу свержения Батисты.
Изгнанный 1 января 1959-го легендарной кубинской революцией под предводительством братьев Кастро и Че Гевары, диктатор Батиста бежит из страны и больше в нее не вернется.
Лебедев-Кумач: про Оксфорд, «Священную войну», славу с горьким привкусом, страх Гитлера, радость жизни и грустные стихи в финале…
Честно говоря, этот пост рождался нелегко: информации не очень много, степень её достоверности – 50 на 50… Если вам есть что добавить – добро пожаловать.
«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»
«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…»
«Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка — это флаг корабля…»
«Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…»
«А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер!»
«Легко на сердце от песни весёлой, она скучать не даёт никогда…»
«Как много девушек хороших, как много ласковых имён. »
«Закаляйся, если хочешь быть здоров! Постарайся позабыть про докторов…»
«Удивительный вопрос: почему я водовоз? Потому что без воды —и ни туды и ни сюды!»
«Я на подвиг тебя провожала, над страною гремела гроза…»
На самом деле, Лебедев-Кумач был автором большого количества произведений весьма разного характера и наряду с патриотическими и очень проникновенными стихами, писал, например, злободневные литературные пародии, сатирические сказки, фельетоны, посвящённые темам хозяйства и культурного строительства, а также лирические строки и полные оптимизма и радости жизни стихи о молодых и жизнерадостных людях.
Если вы полюбопытствуете, то найдёте в Интернете стихи Лебедева-Кумача, сильно отличающиеся от широко известных песен о войне и к кинофильмам.
Затем была работа в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «АгитРОСТА», в различных периодических изданиях. Как раз в это время будущий «любимый поэт сталинской эпохи» нащупал главные направления и темы своего творчества (в первую очередь, это патриотизм; не лишним оказались и «Гимн НКВД»), а также стал Лебедевым-Кумачом. В эти же довоенные годы Василий Иванович работал для эстрады (для театральных обозрений и самодеятельных рабочих коллективов) и кино (были написаны тексты песен к кинокомедиям Г. В. Александрова «Весёлые ребята» (1934), «Цирк», «Волга, Волга» (1938), к фильму «Дети капитана Гранта» и др.). В 1938 году вместе с Александром Александровым Лебедев-Кумач написал «Гимн партии большевиков», который стал победителем конкурса на создание первого Гимна Советского Союза.
В 1939 году Василий Иванович в качестве офицера РККА участвовал в походе на Западную Украину и в Западную Белоруссию. Во время советско-финской и Великой Отечественной войн в звании капитана первого ранга служил в ВМФ политработником и был сотрудником газеты «Красный флот».
Большая советская энциклопедия называет Лебедева-Кумача одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения». И большинство критиков, писавших о творчестве поэта, признавали за ним создание жанра весёлой, жизнерадостной песни. Между тем, не раз возникал вопрос относительно оригинальности текстов поэта: эксперты и даже коллеги по цеху обвиняли Лебедева-Кумача в плагиате. Например, есть данные о том, что в 1940 году Александр Фадеев даже собирал Пленум правления Союза писателей, на котором разбирались около 12 случаев «воровства» Лебедева-Кумача…(к слову, Фадеев вообще без особой симпатии относился к Лебедеву-Кумачу не только как к поэту, но и как к человеку, но об этом писать не буду, т.к. не владею материалом). А история об авторстве «Священной войны» (озвучивалась версия о том, что её автором был учитель русского языка и литературы Рыбинской мужской гимназии Александр Боде) и вовсе в 1999 году неожиданно была доведена до судебного разбирательства, в результате которого суд принял окончательное решение о том, что текст песни «Священная война» принадлежит Лебедеву-Кумачу.
Не знаю, когда и где Лебедев-Кумач мог «списать» тест «Священной войны», поскольку на второй день после нападения гитлеровской Германии на СССР, 23 июня 1941 года, он получил задание написать патриотическую песню, и уже на следующий день газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали текст «Священной войны». 26 июня, положенная на музыку Александра Александрова, она впервые прозвучала в исполнении Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, навсегда став символом борьбы нашего народа за Родину.
И всё же после этого Василий Иванович написал песни к кинофильмам «Первая перчатка» 1946 года («Закаляйся», «На лодке» и «Во всём нужна сноровка») на музыку Василия Соловьёва-Седого и «Весна» 1947 года на музыку Исаака Дунаевского.
Попав в октябре 1948 года в больницу Лебедев-Кумач написал свои последние стихи: