Что такое мудрый учитель

Педагог: мудрый наставник или строгий учитель

Не многим из нас в школьные или студенческие годы посчастливилось быть частью дружного, сплоченного коллектива единомышленников, которых объединял не только учебный процесс, но и общие интересы, встречи, развлечения. Большинство людей были или остаются сейчас лишь сторонними наблюдателями такой идиллии, искренне полагая, что светлая, непринужденная атмосфера в классе или группе – это удел избранных.

В какой-то мере, они, наверное, правы. Личные качества каждого члена коллектива, безусловно, имеют значительное влияние на создание микроклимата в этом самом коллективе. Значительное, но не решающее. Гораздо более важной составляющей этого процесса является наличие лидера, способного не доминировать над окружающими, а объединять их общими целями и интересами.

Если же случилось так, что среда обучающихся такого человека не проявила, то вся ответственность за качественный уровень общения между молодыми людьми ложиться на классного руководителя или куратора. И эта миссия гораздо более важная и ответственная, чем может показаться на первый взгляд. Ведь именно школьная и студенческая пора – это тот отрезок времени, который не только запоминается на всю жизнь, но и оказывает значительное на нее влияние. Поэтому создание или, по крайней мере, поддержание здорового психологического климата в коллективе – это прерогатива и классных руководителей, в том числе.

Считать себя педагогами с большой буквы могут лишь те преподаватели, которые являются для своих учеников не только источником знаний, но и соучредителями, сотворцами интересной, веселой, запоминающейся студенческой или школьной жизни, а также примером доброго, чуткого, отзывчивого человека, способного сострадать и сопереживать, оставаясь при этом авторитетным и мудрым учителем.

К сожалению, люди, с таким набором качеств, встречаются не так часто. Но если уж кому-то повезло на своем жизненном пути встретить таких наставников, то вероятность стать и сильной личностью, и достойным членом общества, повышается многократно. Ведь в таких руках молодые люди становятся не только хорошими специалистами, но и спокойными, уверенными в себе людьми, что, в свою очередь, оказывает влияние на качество жизни и в настоящем, и в будущем.

А если судьба не была к вам столь благосклонна, то тоже не стоит расстраиваться. В конце концов, процесс сотворение кумира не приветствуется ни обществом, ни религией. Найти же для себя надежного друга и мудрого наставника можно и за пределами учебного заведения. Здесь все зависит от вашей способности смотреть и, главное, видеть вокруг себя и события, достойные внимания, и людей, заслуживающих уважения. Удачи вам!

Источник

Мудрый учитель

Описание

Лао Вай ответит на любой вопрос, черпая мудрость из интернета

Активация навыка

Чтобы воспользоваться навыком, скажите Алисе одну из команд:

Обратите внимание

Навык можно активировать в любом продукте Яндекса, в который встроена Алиса, и в котором доступен ввод текста — в Браузере, Алисе для Windows и т. д. Обратившись к Алисе с командой «Давай поговорим с мудрым учителем» и следуя инструкциям голосового помощника.

Другие навыки

Что такое мудрый учитель. Смотреть фото Что такое мудрый учитель. Смотреть картинку Что такое мудрый учитель. Картинка про Что такое мудрый учитель. Фото Что такое мудрый учитель

Кафедра Энергетического права МГЮА

Голосовой навык, который поможет побольше узнать о кафедре Энергетического права МГЮА им. О.Е. Кутафина.

Что такое мудрый учитель. Смотреть фото Что такое мудрый учитель. Смотреть картинку Что такое мудрый учитель. Картинка про Что такое мудрый учитель. Фото Что такое мудрый учитель

Игра двадцать одно очко

Карточная игра двадцать одно очко, в которую играет больше людей, чем в рулетку, кости и баккара вместе взятые. Успех в блэкджеке прежде всего зависит от удачи, но есть и элемент стратегии. Цель игры, обыграть крупье, набрать максимальное количество очков. Стань лидером в турнирной таблице.

Что такое мудрый учитель. Смотреть фото Что такое мудрый учитель. Смотреть картинку Что такое мудрый учитель. Картинка про Что такое мудрый учитель. Фото Что такое мудрый учитель

КЛИМАТ ГРУПП

КЛИМАТ ГРУПП продает климатическое оборудование. Проконсультируем и поможем подобрать кондиционер, котел, водонагреватель и многое другое.

Источник

Навык Алисы «Мудрый учитель»

Что такое мудрый учитель. Смотреть фото Что такое мудрый учитель. Смотреть картинку Что такое мудрый учитель. Картинка про Что такое мудрый учитель. Фото Что такое мудрый учитель

Резюме: навык Алисы «Мудрый учитель» — Лао Вай ответит на любой вопрос, черпая мудрость из интернета. Ответы не точные, а скорее пространные и больше напоминают различные восточные мудрости. С помощью этого навыка можно расширить свой кругозор и выучить «ответы» на все случаи жизни.

Как запустить навык Алисы Яндекс «Мудрый учитель»?

Активационные фразы (фразы, которыми можно запустить навык):

Что такое мудрый учитель. Смотреть фото Что такое мудрый учитель. Смотреть картинку Что такое мудрый учитель. Картинка про Что такое мудрый учитель. Фото Что такое мудрый учитель

Краткое описание и обзор навыка Алисы «Мудрый учитель»

После активации навыка следует краткое приветствие и уточняется ваше местоположение: «После многих лет поисков, вы наконец нашли храм мудрости. Внутри полумрак. Вы смутно различаете фигуру старца, одетого в традиционные китайские одежды. Какие же вопросы вас волнуют?»

Что такое мудрый учитель. Смотреть фото Что такое мудрый учитель. Смотреть картинку Что такое мудрый учитель. Картинка про Что такое мудрый учитель. Фото Что такое мудрый учитель

Выберем для начала один из предложенные вопросов: «сколько огурцов в трехлитровой банке?» и получим ответ: «Помедлив, Лао Вай отвечает: «Мало знать себе цену — нужно еще пользоваться спросом».»

Что такое мудрый учитель. Смотреть фото Что такое мудрый учитель. Смотреть картинку Что такое мудрый учитель. Картинка про Что такое мудрый учитель. Фото Что такое мудрый учитель

Теперь зададим свой вопрос: «сколько весит солнце?» и получим ответ: «Учитель отвечает: «Где мало слов, там вес они имеют».»

Что такое мудрый учитель. Смотреть фото Что такое мудрый учитель. Смотреть картинку Что такое мудрый учитель. Картинка про Что такое мудрый учитель. Фото Что такое мудрый учитель

Энциклопедическими знаниями навык не отличается, но повеселить может! Просто не воспринимайте ответы Алисы всерьез!

Автор навыка

Устройства, на которых работает навык

Навык «Мудрый учитель» доступен в приложении Алиса на мобильных телефонах, на компьютере и в Навигаторе..

Источник

Мудрость педагога

Что такое мудрый учитель. Смотреть фото Что такое мудрый учитель. Смотреть картинку Что такое мудрый учитель. Картинка про Что такое мудрый учитель. Фото Что такое мудрый учитель

Мудрость педагога

Деятельность педагога при всей современной массовости этой профессии (учитель, преподаватель) – явление в социокультурном отношении особое. Педагог первым прививает систематизированные знания и представления об их «научно-предметной» принадлежности; его способы организации экстериоризированной в процессе обучения мыслительной деятельности «накладываются» на формирующиеся у ученика метакогнитивные структуры, которые регулируют способы, стратегии и тактики решения интеллектуальных задач. Педагог вводит ребенка в официальный мир взрослых и регулирует формальные «правила» поведения как по отношению к первому в жизни «начальству», так и в группе сверстников. Отношение к педагогу эмоционально и оценочно окрашивает для ученика общие установки применительно к школе (а в определенной мере – и к миру и обществу в целом), к характеру социальных действий, к картине будущего. «Час ученичества» остается с каждым из нас всю жизнь в виде особенностей готовности к познанию, к постановке проблем, к принятию позиции и роли обучаемого и т. д.. Мы действуем в жизни во многом таким образом, какой был сформирован в результате взаимодействия с обучавшими и воспитывавшими нас педагогами.

Практически во всех ответах присутствовали такие интеллектуальные характеристики педагога, как «умный», «мудрый», «толковый», «логично мыслящий», «понимающий», «толково объясняющий», «умеющий преподнести учебный материал» и др. Дело в том, что интеллектуальные качества педагога, когда мы обратились к ним в нашем исследовании, оказались столь разнообразными, что практически не позволяли «развести» их по шкале «умный-глупый». «Набор» интеллектуальных качеств для каждого педагога был очень своеобразным. Точнее, каждый педагог был «умен» настолько по-своему, что в общепринятом представлении его нельзя было однозначно отнести к умным людям. По негласным правилам, принятым в педагогическом сообществе, открыто обсуждать проблему «умен ли педагог» не принято. А ведь ясно, что глупец в качестве учителя приносит вред не меньший, чем химический комбинат, отравляющий воду в реке (возможно, даже больший: химкомбинат, по крайней мере, выпускает полезную продукцию). Может быть, и в самом деле неэтично обсуждать, кто из педагогов умен, а кто глуп (тем более, четких критериев этого, видимо, невозможно выработать), но попытаться разобраться в этом деликатном вопросе, на наш взгляд, полезно.

Характер влияния творческой индивидуальности

педагога на учеников

Наиболее значимые личностные качества, выделенные респондентами

в значимые моменты жизни

поступки под влиянием педагога

Преподаватели муз. Школ

Преподаватели вузов и ссузов

Представители различных профессий

Мы считаем, что на подступах к ней исходить нужно из существования особого качества личности, индивидуальности, в которое «включен» ум – своеобразной мудрости педагога, как особой форме интеллектуальной педагогической зрелости, обеспечивающей «реальные интеллектуальные достижения в условиях естественной жизнедеятельности» (14, с. 271), в нашем случае – практической педагогической деятельности.

По емкому определению мудрость – «высший уровень интеллектуального развития личности, связанный с эффективным анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей» (14, с. 363), она является результатом «достаточно длительного процесса, заполненного впечатлениями, событиями, размышлениями» (14, с. 272).

Мудрость педагога – качество его творческой индивидуальности, формирующееся в переживаниях об успешности деятельности (в ее ретроспективе и перспективе) с данными учениками и собственной педагогической деятельности в целом. Творческая индивидуальность как качество и уровень развития личности педагога обусловливает самостоятельное видение им содержания образования и способов деятельности, внутреннюю активность и автономность в действиях, направленность на культурное развитие личности ученика.

Способность педагога видеть живого человека в контексте его жизни (а не только ученика в процессе обучения) и показать самому ученику его возможности и перспективы в форме «размышлений вслух», советов, беседы – один из ведущих признаков мудрости педагога. Мудрый педагог умеет сопрягать жизнь ученика с социальной жизнью и жизнью культуры, и находить такие способы выражения своих мыслей (по поводу ученика, учебного материала, дела, которым занят и т. д.), которые формируют понимание и принятие учеником смыслов, вложенных в высказанную учителем мысль. Ученик становится способным созидать смыслы своих поступков и жизни. Мудрость связана скорее не с логическим мышлением, а с пониманием (часто интуитивным), не с «правильными» и грамотно изложенными речами, а со словами искренними, за которыми стоят выстраданные смыслы и убеждения. За мудростью вообще стоят не столько слова, сколько поступки, поведение, образ жизни в целом. При этом ученики воспринимают обаяние индивидуальности и мудрость педагога только тогда, когда понимают и принимают его убеждения, а это происходит, когда они видят, насколько глубоко он их понимает и насколько они его интересуют. Собственная выстраданная позиция, соединенная с открытостью, искренностью, спокойствием, уверенностью в себе, самоуважением, пониманием, умом педагога в их обращении к реальной жизни во всей ее широте – таковы слагаемые педагогической мудрости.

Как же проявляется мудрость педагога? Остановимся на деятельностных и личностных особенностях, через которые реализуется мудрость, а затем, на этой основе попытаемся изложить особенности мудрого ума педагога.

Мудрость проявляется и в отношении педагога к содержанию образования. Хотя его общие основы во многом нормативизируются обществом, здесь достаточно много возможностей проявления индивидуальности педагога, создающих «поле проявления» мудрости:

— возможность создавать собственные основания содержания образования, по-своему структурировать его;

— возможность создавать новое содержание образования (на уровне учебного предмета, образовательного вида деятельности или даже вида образования);

— возможность преобразовывать содержание на уровне учебного материала;

— связанная с этим возможность создавать способы представления содержания образования («язык» представления: символы, образы, знаки и т. п.; переструктурирование образовательной дисциплины; интеграция учебного предмета с другими и др.), «перекодировать» содержащуюся в нем информацию;

— возможность придания особого, личностного, смысла содержанию при его представлении ученикам.

Какие же качества ума педагога позволяют ему создавать и реализовать собственную позицию в образовательном процессе, быть автором педагогических произведений? Мы считаем, что можно выделить три ведущие интеллектуальные характеристики, общие для педагогов, ум которых ведет к мудрости.

Во-первых, это понимающий, а не строго логический ум. Понимание «не сводимо к описанию, объяснению, систематизации и другим функциям научного знания, оно неотделимо от оценочной функции сознания» (5, с.21), в нем всегда есть наличие «идеального плана предпосылок, средств, связанных с мотивационно-смысловой сферой» (15, с.22), оно предполагает ««встречу» субъектов (известное выражение ) взаимодействие реальных позиций, их сознания, их возможностей» (15, с.22). В акте педагогического понимания в целостности схватывается видение предмета совместной деятельности в его отношении к «истинному», характер его понимания учеником, способ действий учителя по организации понимания ученика. Мудрое понимание педагога охватывает и понимание состояний самого ученика, и его понимание ситуации и саму ситуацию (и ее смыслы), и подходящие, часто единственно верные способы действий педагога. То, что педагог понимает ученика и ситуацию интуитивно ощущается учениками, формирует их способы понимания мира, общества, себя.

Глубина педагогического понимания тесно связана с эмпатией. Это не только та эмпатия, в которой осуществляется ситуативное вчувствование в состояния ученика, но особая, мудрая эмпатия, связанная с проникновением в «глубокий слой внутреннего мира, лежащий под социальными стереотипами. Этот слой описывается обычно как сущностное, духовное или экзистенциальное ядро личности» (13, с. 191). Поэтому у педагогического понимания есть еще более глубокий, бытийный слой, в котором встречаются личные смыслы учителя и ученика в пространстве их жизней и в пространстве человеческой культуры. Взаимодействие учителя и ученика, наполненное пониманием и эмпатией превращается в особый, культурно-содержательный процесс.

Во-вторых, это ум, способный разномодально преобразовывать информацию, с которой он сталкивается, при удерживании ее сути. При проведении нами тестовых исследований оказалось, что далеко не все из педагогов, обладающих творческой индивидуальностью обнаруживают качества «сообразительности», широты, скорости, творческости мышления, но практически каждый продемонстрировал высокую способность перекодирования информации из словесной в схематическую или визуально-динамическую формы (предлагалось нарисовать по словесному описанию определенный механизм, схему, и, наоборот, описать показанный механизм, схему). При наблюдении учителей всегда заметна связь тех ассоциаций и метафор, к которым прибегает педагог с реальными обстоятельствами жизни и деятельности учеников и его самого. Сама по себе способность перекодировать информацию не берется «ниоткуда», а является результатом размышлений над реальными жизненными проблемами, своеобразным показателем зрелости личности. Это подтверждается в работе студентки-дипломницы ТюмГУ (12), в которой исследовалась взаимосвязь умения схематизировать вербальную информацию со стилем деятельности, типологическими особенностями и направленностью личности, степенью уверенности, доминирующим типом поведения и поведения в конфликтной ситуации. В исследовании была выявлена сильная корреляционная связь высокого уровня умения перекодировать информацию с такими личностными качествами педагога, как рассудительность, доброта, отзывчивость, уверенность в себе, желание доминировать над другими людьми, лидировать, умение ставить цели и достигать их. В группе педагогов с низким уровнем умения перекодировать информацию с целом преобладают люди с низким уровнем уверенности в себе и неуверенные. В целом с возрастанием уровня умения схематизировать вербальную информацию у респондентов повышается степень уверенности в себе, наблюдается определенность в выборе стиля деятельности. В дипломной работе (11), в которой исследовалась связь умения схематизировать вербальную информацию со способностью зашифровывать и расшифровывать вербальную информацию в пиктограммах (методика ) был получен парадоксальный на первый взгляд результат: коэффициент корреляции Пирсона оказался равным 0, 2. Думается, что при разных причинах этого можно говорить и о том, что на «абстрактном», оторванном от реальной жизни материале уму исследованных учителей было трудно сосредоточиться.

Разнообразие информации, используемой в качестве обоснования оперативных педагогических решений, обусловливают то, что педагогу «приходится быть в какой-то степени и методологом, и историком, и теоретиком, и практиком в своей области. Только это дает ему достаточный «запас прочности», обеспечивает свободу и вариативность в оперировании материалом, без чего последний не становится действительным источником образованности и воспитанности» (6, с. 69).

Наконец, важной характеристикой мудрого ума педагога является то, что и понимание и ассоциативность, метафоричность всегда ориентированы на особую организацию выражения мыслей, на создание моделей выражения мыслей, смыслов для другого, на оформление содержания в экстериоризированные целостные словесные (впрочем, и в образные и в невербальные) конструкции. Мудрый педагог находит такие средства, которые не «подталкивают» ученика к определенным действиям, а позволяют ему понимать смыслы, побуждающие к действиям. Учитель не руководит деятельностью ученика, а будит его мотивы и актуализирует целеполагание.

Мальчики очень довольны: именно так и собирались отбиваться.

Саша продолжает: «Остаются девочки. Но девочки тоже могут сказать: на прошлом уроке, когда мальчиков не было, нас одних спрашивали, теперь опять? Это несправедливо. Все правильно?»

Класс (дружно): «Правильно».

Саша: «Что же делать? Остается одно: весь урок объяснять».

Таким образом, в основе ума педагога лежит педагогическая мудрость, в ходе формирования и проявления которой и обнаруживается сам ум. Можно сказать, что умный педагог – толковый преподаватель, добрый педагог – хороший воспитатель, а мудрый педагог – это учитель понимания, формирующий у ученика искусство созидания духовных личностных смыслов.

Список литературы

1. Амонашвили Жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 80 с.

3. Гильманов качеств творческой индивидуальности педагога. – Тюмень: Изд-во Тюменского университета, 1998. – 88 с.

6. Загвязинский предвидение. – М.: Знание, 1987 – 80 с.

8. Ляудис предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе // Инновационное обучение: теория и практика. – М., 1994. – 203 с.

9. Макаренко сочинения: в 8-ми т. Т.1.- М.: Педагогика, 1983.- 368 с.

10. Мандельштам о Данте // Избранное в 2-х томах, т.2. – М.: СП Интерпринт, 1991. – 480 с.

11. Мартынова образно-вербальной информации в практическом мышлении педагога: Дипломная работа. – Тюмень, Тюменский государственный университет, 1998 (рукопись). – 55 с.

12. Плоскова личностных качеств педагога: Дипломная работа. – Тюмень, Тюменский государственный университет, 1998 (рукопись). – 44 с.

13. Филатов эмпатии // Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991. – 352 с.

14. Холодная интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997. – 392 с.

15. Швырев в структуре научного знания // Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991. – 352 с.

Источник

Притча о Мудром Учителе

В очень давние времена, жил Мудрый Учитель. Нужно сказать, никто не мог ответить, чему он учит, и за какие заслуги получил столь высокий титул.

Целыми днями он, как и прочие, трудился не покладая рук, а вечерним временем рассказывал желающим послушать, различные истории, имевшие место в жизни знакомых и незнакомых людей. Излагая их складно и просто, он неизменно собирал около себя множество людей, и было среди них немало странников.

Сколь долго это продолжалось никто не знает, но как-то раз, к нему подошёл один странник, и сказал:

— Много дней я уже слушаю твои истории и увидел в них много хорошего и полезного. Но какой прок от них, если ты их просто рассказываешь? Коли тебя прозвали Учителем, не лучше ли вывести из историй учение? Я могу помочь в этом, и смогу убедить людей следовать ему. Ведь ничего, кроме пользы, это не принесёт.

Странник сердито нахмурил брови, повернулся, и пошёл дальше своей дорогой.

Много ли, мало, прошло времени после этого случая, никто не знает, но навестил однажды жилище Учителя, ещё один путник.

Путник был очень удивлён, когда Учитель ответил отказом, обещая лишь рассказать о его намерении новую историю.

После этого разговора прошло ещё немало времени, и в один из дней, к нему пришёл третий странник.

— Зачем тебе это нужно? – спросил Учитель.

Учитель внимательно посмотрел на него и тихо сказал:

— Пусть будет так. Ступай с миром, и да станет теперь твоё имя Мудрый Учитель!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *