теория и практика речевого общения

Теория и практика речевого общения

Андрей Волошин, Надежда Ананьева

Теория и практика эффективного речевого общения

© Сибирский федеральный университет, 2019

Деяние есть живое единство теории и практики.

Эффективное общение в торговле – это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих, экономико-правовых и дипломатических отношений. Это обстоятельство придает данному пособию несомненную актуальность и важность, так как во-первых, основная нагрузка в человеческом общении падает на торговлю, во-вторых, оно рассматривается в настоящее время как важная составляющая профессиональной компетенции современного студента. В связи с этим его цель – предоставление студентам необходимых знаний по организации эффективного общения в торговле.

Пособие включает в себя программу курса «Теория и практика эффективного общения в торговле». Для более углубленного изучения дисциплины предлагаются приближенностью к реальному общению контрольные вопросы и задания, тесты, тематику рефератов, задания для самостоятельной работы. Подобная структура позволяет студенту оптимально использовать аудиторное время, грамотно и эффективно выстраивать самостоятельную работу.

Показательно, что задания максимально направлены на развития эффективного общения и готовят к работе в сфере торговле (покупатель – заведующий отделом, коллега – коллега, представитель фирмы и торговой организации).

Несомненно, важным достоинством данного курса является тот факт, что он прошел апробацию в СФУ Торгово-экономического института на кафедре торгового дела и маркетинга.

Глава 1. Основные понятия теории речевого общения и критерии его эффективности

теория и практика речевого общения. Смотреть фото теория и практика речевого общения. Смотреть картинку теория и практика речевого общения. Картинка про теория и практика речевого общения. Фото теория и практика речевого общения

1.1. Общение как одна из главных потребностей человека

Коммуникация (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Главная цель речевой коммуникации – обмен информацией различного рода.

Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит в использовании языка, который, будучи важнейшим средством человеческого общения, выступает и как орудие познания, инструмент мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является важнейшим механизмом становления человека как социальной личности, средством влияния общества на личность.

Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную систему. Универсальными языковыми единицами являются звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка – звуковому, морфологическому, синтаксическому, семантическому (или смысловому). Во всех языках существуют правила, нормы применения тех или иных единиц.

Речь – это один из видов коммуникативной деятельности; использование языка для общения с другими людьми. Кроме того, речью называют и результат деятельности – статьи, сообщения и прочее.

Функции языка и речи:

1) информационная – передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей;

2) агитационная – призыв, побуждение, просьба;

3) эмотивная – непосредственное выражение чувств, эмоций;

4) метаязыковая – использование языка для описания предметов (определения понятий и т. д.);

5) фатическая – установление контакта между коммуникантами (например, фразы «Как дела?», «Что нового?» используются как приветствие, начало общения, их словесное наполнение не существенно).

Человек мыслит всегда, за исключением глубокого сна и патологических состояний мозга. При этом в речи мысль не только формулируется, но и формируется.

В мышлении важная роль принадлежит понятиям – высказываниям, в которых определяются важные, существенные свойства явлений. Мыслить – значит оперировать понятиями! Овладение языковыми средствами – необходимое условие развития мышления и постепенного усложнения познавательной деятельности.

«Речь – это канал развития интеллекта и чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания», – говорил Н. И. Жинкин.

Язык как основное средство общения людей существует только в обществе. При этом связь языка и общества двухсторонняя: нет языка вне общества и нет общества без языка. В период возникновения и развития человеческого общества язык способствовал осуществлению совместной деятельности людей, их сплочению, передаче опыта от одного поколения к другому. Язык – это социальное явление, поэтому он не может не испытывать влияния социальных факторов. Все изменения в обществе в конце концов отражаются в языке.

Любое общество неоднородно по своему составу: люди различаются по социальному положению, уровню образования, месту жительства, возрасту, полу, роду деятельности и т. д. Социальный статус человека во многом зависит от того, насколько в его речи соблюдаются нормы, свойственные людям соответствующего круга. Чтобы добиться успеха в делах и производить хорошее впечатление, необходимо знать особенности функционирования языка в обществе, а также нормы, свойственные ему.

Национальный язык – это язык определенного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков. Национальный язык не является однородным. В его структуре выделяют следующие разновидности:

1. Литературный язык – основное средство коммуникации между людьми одной национальности. Характеризуется двумя главными свойствами: обработанность – целенаправленный отбор всего лучшего, что есть в языке; нормированность – совокупность общеобязательных правил словоупотребления.

2. Территориальный диалект – разновидность общенародного языка, употребляемого в качестве средства общения людей, связанных тесной территориальной общностью.

3. Просторечие – речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка.

4. Жаргон (или арго) – речь людей, составляющих обособленные группы, которые объединяет общая профессия.

Коммуникации между людьми можно разделить на вербальную и невербальную, при этом вербальная коммуникация – общение с помощью слов, а невербальная – передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков (например, рисунков, пиктограмм, нот, химических знаков и т. д.). К невербальным средствам общения относятся также мимика, взгляд, жест, движение, поза. Это чисто рефлекторные и, как правило, плохо контролируемые способы передачи информации об эмоциональном, физиологическом, психологическом состоянии человека.

теория и практика речевого общения. Смотреть фото теория и практика речевого общения. Смотреть картинку теория и практика речевого общения. Картинка про теория и практика речевого общения. Фото теория и практика речевого общения

Классификация видов вербального общения:

Источник

Теория и практика речевой коммуникации

Описание программы:

Цель программы — научить бакалавра (в том числе не филолога по образованию) создавать тексты и эффективно общаться в сложившейся коммуникативной ситуации, а также обоснованно изменять условия коммуникации, используя современные филологические инструменты.

Умелая оценка аудитории, грамотная фиксация целей коммуникации, анализ содержательных и стилистических аспектов востребованной речи — все это переводит интуитивные филологические таланты, которыми обладает абитуриент, в профессиональные навыки магистра филологии.

Есть вопросы? Задайте их в «Фейсбуке» и «ВКонтакте» или по телефону горячей линии по приему-2020 8 905 800 35 95!

Для Вас доступна запись онлайн-встречи с представителем образовательной программы. Прямой эфир состоялся в рамках Дней открытых дверей УГИ УрФУ в мае 2020 года.

Для кого предназначена программа?

Программа может быть интересна всем, кто хочет развить свои коммуникативные навыки, научиться эффективно выстраивать общение в устной и письменной форме на русском языке, создавать и редактировать тексты различных жанров и стилей. Программа может быть интересна тем, кто хотел бы работать в редакционно-издательском бизнесе, в сфере СМИ, копирайтинга, рекламы, в том числе выпускникам профильных бакалаврских программ (филология, журналистика, реклама и связи с общественностью). В то же время программа нацелена на формирование универсальных комуникативных навыков, которые могут быть полезны представителям самых разных профессий, так что базовое образование абитуриента не имеет большого значения.

Преимущества программы

Есть вопросы? Задайте их в «Фейсбуке» и «ВКонтакте» или по телефону горячей линии по приему-2020 8 905 800 35 95!

Уважаемые абитуриенты, доступна запись онлайн-встречи с представителем образовательной программы. Прямой эфир состоялся в рамках Дней открытых дверей УГИ УрФУ в мае 2020 года.

Источник

Теория и практика речевого общения

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского

Теория и практика речевого общения

Практикум для студентов нефилологических специальностей

Рекомендован методической комиссией филологического факультета

для студентов нефилологических специальностей

Нижний Новгород, 2008

Практикум «Теория и практика речевого общения» содержит упражнения по основным темам курса: основные понятия речевой коммуникации, структура коммуникативного акта, эффективность речевого общения, нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, функциональные стили русского литературного языка. Особое внимание обращено на задания, ориентированные на развитие навыков составления рефератов, устной публичной речи.

Практикум предназначен для использования на практических занятиях по курсам «Теория и практика речевого общения», «Русский язык и культура речи», «Культура речевого поведения», читаемым на факультетах нефилологических специальностей.

Рецензент: доц. Карельская И.М.

Нижегородский государственный университет

Им. Н.И.Лобачевского, 2006.

Тема 1. Основные понятия речевой коммуникации: язык, речь, речевая деятельность, речевое поведение. Определение понятия «общение». Структура и средства общения. Виды общения.

а) Коммуникация – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990).

б) Коммуникация – передача информации посредством языка и других знаковых систем (Краткий словарь лингвистических терминов. М., 1995).

в) Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985).

Задание 2. Выберите правильный ответ на вопрос: «Является ли коммуникацией разговор с говорящим попугаем?». Прокомментируйте каждое из высказываний.

а) да, можно, потому что у глухонемых существует язык жестов. Каждое движение имеет то или иное значение. При таком общении выполняются все функции устной речи, происходит кодирование сообщения, но уже не звуками, а жестами;

б) общение между глухонемыми людьми можно назвать речевым, так как между ними происходит обмен информацией и осуществляется активная обратная связь;

в) нельзя, потому что информация передается на языке жестов;

г) да, можно, но только письменные коммуникации между участниками общения.

Задание 3. Выберите правильный ответ на вопрос: «Можно ли назвать речевым общение между глухонемыми людьми?». Прокомментируйте каждое из высказываний.

а) да, является, так как между попугаем и человеком устанавливается общение с целью развлечения, то есть дружеское, неформальное общение;

б) нет, не является, потому что попугай не осмысливает свою речь, просто повторяет звуки, слова, которые он многократно слышал;

в) нет, не является, так как нарушается модель речевой коммуникации. Невозможно установить обратную связь, потому что не существует общего социального опыта. Обмена информацией, главной цели любой коммуникации, не происходит.

Задание 4. К какому виду общения (светское, дружеское или деловое) относятся следующие речевые ситуации. Назовите цели в каждом виде общения.

а) телефонный разговор матери с сыном по поводу успехов в школе;

б) беседа однокурсников о прошедшей сессии;

в) разговор с незнакомым человеком в купе поезда;

г) диалог между молодыми мамами, гуляющими с детьми в парке.

Задание 5. Определите, к какому виду общения относится данный диалог или высказывание. Назовите, какие цели реализуются в каждом виде общения.

Тема 2. Структура речевой коммуникации. Формы и типы речевой коммуникации. Понятие ситуативные переменные в речевом общении.

Задание 6. Дайте характеристику следующим видам коммуникации по признакам – форма речи, способ общения, характер общения, цель, тип взаимодействия, количество участников, тональность общения. Для чего необходимо знать и учитывать ситуативные переменные в процессе общения?

Образец: лекция в университете – устная форма общения, непосредственное общение, официальная публичная речь, с целью убеждения и воздействия, асимметричные отношения, количество участников по схеме «один – много», официальная тональность общения.

Беседа по телефону двух друзей, выступление кандидата в депутаты по радио, ток-шоу, электронное сообщение об отправки товара, поздравительная открытка от бабушки, разговор за обеденным столом в кругу семьи.

Коммуникативную грамотность, а точнее сказать коммуникативную компетенцию и составляет, наряду с собственно языковыми знаниями (словаря и грамматики), использование языка в зависимости от характера отношений между говорящим и слушающим, от цели общения и тональности общения.

В сферу коммуникативной компетенции входят правила этикета, правила общения ребенка со взрослыми, правила общения со «своим» и с «чужим», с «высшим», «низшим» и равным (по социальному статусу), правила соблюдения «социальной дистанции» при значительной асимметрии социального положения участников коммуникации, разнообразные речевые стратегии, реализующиеся в таких речевых актах, как просьба, требование, обвинение, угроза, обещание и мн.др. (В.И.Беликов, Л.П.Крысин. Социолингвистика. М., 2001, с.69)

Выполните следующие задания:

Дайте характеристику речевым ситуациям.

Определите ситуативные переменные и характер их влияния на речевое поведение говорящего. Посмотрите, как меняются языковые средства выражения содержания на фонетическом уровне (интонационные конструкции), лексико-семантическом, грамматическом уровнях для разных ситуаций.

Как меняются речевые тактики подачи материала для разных слушающих?

Дайте культурно-речевую характеристику использованных языковых средств.

а) Ребят, я тут на недельку в Москву гонял. Начальство отправило в командировку. Надо было какой-то там товар закупить. В Москву первый раз ездил. Адрес конторы перепутали, я и найти её не могу. Пришлось полгорода объездить. Ну, ничего, потом нашёл, договорился, теперь премиальные получу (беседа с друзьями).

б) На неделю ездил в Москву. Сергей Михайлович отправил в командировку. Договаривался с поставщиками о доставке товара. Честно говоря, с трудом нашёл их офис. Поначалу искал по неверному адресу. Благо, люди подсказали правильный адрес. Я приехал в офис, отоварился, поставка через неделю будет (разговор с коллегами).

в) 3 декабря я был отправлен в командировку в Москву. В ходе неё у меня случались некоторые сложности, а именно поиск офиса фирмы был осложнён недостаточной информацией о его местоположении. Тем не менее, я считаю, что командировка прошла успешно, так как главная цель достигнута. Сделка по закупке товара для фирмы совершена. Спасибо (устный отчёт о работе на заседании отдела).

г) Я, Петров Сергей Иванович, был отправлен в Москву с 03.12.07 по 09.12.07 для выполнения служебного задания. Целью данного задания являлось заключение договора с представителями фирмы ООО «Строй-Москва» о поставке товара для фирмы, менеджером которой я являюсь. В ходе данной командировки возникли незначительные трудности, которые мне удалось устранить. В заключение могу сказать, что цель задания полностью достигнута и по сообщению представителей фирмы ООО «Строй-Москва» поставка товара будет начата через 7 дней (официальный письменный отчёт о проделанной работе).

Задание 8. Распределите следующие микротексты по ситуациям общения. 1 – беседа с друзьями, 2 – разговор с коллегами. Какие языковые средства выражения об этом свидетельстувуют?

а) Ой, сколько же можно бегать по деревне, вылавливать народ и зазывать на прививку. С таким трудом уговорили всех сделать прививки, взрослые люди, а уколов бояться, как маленькие. А к нескольким пришлось прямо на дом идти, когда против желтухи прививали. Трем ребятишкам сделали пуговки, и они покраснели, опять их на учет ставить надо. Отправили в районную больницу проверяться.

б) Ну что, нацпроект и нас не минул. Вакцин несколько видов завезли: от кори, гепатита В, краснухи. Ты представляешь, вакцинацию проводили, опять на участке три виража. Направление в тубик пришлось выписывать. Назначение сделают, а инъекции опять нам колоть.

в) Я вчера была на встрече. Так здорово все получилось! Такой
позитивный клиент. Хотел купить одну страховку, а купил три! Я так
довольна, у меня получатся большие комиссионные. Наконец-то я куплю
себе золотую цепочку и колечко!

г) Вчерашняя встреча прошла хорошо! Из трех ранее намеченных договоров заключили всего два. Но удалось получить новые рекомендации. Я думаю, они обернутся новыми договорами. Список наших клиентов пополнится. Я так рада за нашу группу!

Задание 9. Прочитайте следующие тексты. Определите и докажите, к какой форме (устной или письменной) они относятся? Сформулируйте сходство и различия устной и письменной формы коммуникации?

1. а) Наша группа в составе 4-х человек за недельный период времени провела 16 встреч, заключила 5 договоров и в перспективе заключить еще 5 договоров. Мы получили 7 рекомендаций. Надеемся, что месячный коллективный план выполним. У нас для этого есть хорошее настроение уверенность в себе и много новых знаний!

2. а) Наш фельдшерский пункт принимает участие в работе районной больницы в осуществлении национального проекта «Здоровье». В этом году, в отличие от прошлого года, нашим фельдшерам удалость выполнить вакцинацию всему взрослому населению против кори, краснухи, гепатита В. Все население села привито против дифтерии. Особое внимание фельдшеры уделяли работе по профилактике туберкулеза. Проба Манту выполнена всему взрослому населению. Были обследованы все дети в возрасте до 14 лет. Тубинфицированным детям назначено лечение в диспансере.

б) Отчет фельдшерского пункта с. Ясенево Павловского района Нижегородской области за 2007г. В течение года проводилась работа в рамках национального проекта «Здоровье». Ha 100% выполнен план по вакцинации взрослого населения против кори, краснухи, гепатита В. Прививками против дифтерии охвачено 99% населения. В течение года на фельдшерском пункте проведена большая противотуберкулезная работа. На 100% выполнен план по постановке пробы Манту, выявлено 3 виража. Все дети с виражом обследованы в диспансере.

Задание 5. Найдите газетно-публицистический текст, рассчитанный на молодежную аудиторию. Адаптируйте его для чтения людьми старшего поколения. Какие вы внесете изменения с точки зрения содержания текста и с точки зрения языкового оформления?

Тема 3. Условия эффективного общения. Законы, правила, приемы общения. Принципы бесконфликтного общения.

Задание 10. Какие факторы влияют на эффективность речевой коммуникации? Аргументируйте свой ответ.

Умение слушать, знание и применение невербальных средств общения, знание законов, правил и приемов общения, общая эрудиция говорящего, образовательный уровень слушающего, знание норм литературного языка и основ культуры речи, пол говорящего и слушающего, шумы и помехи, микроклимат в помещении, внешний вид говорящего или слушающего, соблюдение правил бесконфликтного общения.

Задание 11. Используя закон зеркального развития общения, дайте вежливый и развернутый ответ.

а) У Вас прекрасное чувство юмора!

б) В центре негде припарковаться в обеденное время!

в) Как все стало дорого!

г) Спасибо за информацию! Вы мне так помогли!

д) Приятного аппетита!

Задание 12. Какие просьбы из нижеперечисленных вы считаете более эффективными, а какие менее? Почему? Зная закон зависимости результата общения от объема затраченных коммуникативных усилий, прокомментируйте на данном примере его действие.

Принесите мне воды!

Пожалуйста, принесите мне стакан воды!

Будьте добры, не могли бы вы принести мне стакан воды!

Принесите воды, пожалуйста!

Простите, у меня к вам просьба. Будьте добры, принесите мне немного воды! Мне надо запить лекарство. (И.А.Стернин, Новичихина. Культура делового общения. Воронеж, 2001).

Задание 13. Учитывая существование закона отторжения публичной критики, сформулируйте правила эффективной критики. Каково должно быть соотношение положительного и отрицательного в критике человека? Из чего может складываться положительное в критике собеседника? Как надо критиковать человека, чтобы эта критика была конструктивной и улучшала работу подчиненного?

Задание 14. Представьте следующую ситуацию. Директор банка вызывает начальника отдела по работе с клиентами, чтобы высказать критические замечания по поводу произошедшего инцидента. Накануне в отделе отмечали день рождения сотрудницы в рабочее время. Клиент, пришедший в банк в 16.35, не был обслужен. Несколько минут назад он звонил и высказал свои замечания.

Сформулируйте конструктивную критику, составьте текст из 7-9 предложений. Подумайте о начале своей речи, об аргументах и содержании заключительной части.

Тема 4. Речевая норма и культура речи. Три аспекта культуры речи. Нормативный аспект культуры речи.

Фонетическая правильность русской речи.

Задание 15. Расставьте ударение в соответствии с акцентологическими нормами русского языка. Укажите варианты норм, находящиеся за пределами литературной нормы.

Взята, украинский, творог, принудить, призывник, обыденный, атлас, юродивый, тигровый, языковый, острота, бедовый, тотчас, парить, девица, кулинария, недуг, молодежь, обеспечение, асимметрия, афера, баловать, возбужденно, газопровод, засоленный, каталог, обезуметь, магазин, позвонишь, согнутый, углубить, шарфы, ходатайствовать, языковый, эксперт, маркетинг, маркетинговый, договор, досуг, осужденный, компас, алкоголь, добыча, ведомый, взбешенный, взрывчатый, воздухопровод, выговоры, досыта, гастрономия.

Задание 16. Образуйте формы именительного падежа множественного числа от следующих существительных и расставьте в них ударение.

а) благо, офицеры, слог, шофер, бухгалтер, порт, выбор, директор, аэропорт, хозяин, профессор, инспектор, инструктор, инженер, лектор, корректор, редактор;

в) адрес, век, год, колено, корпус, крендель, мех, муж, образ, орден, пропуск, счет, сын, тон, учитель, хлеб..

Задание 17. Образуйте формы творительного падежа множественного числа от следующих существительных. Расставьте ударение в этих формах.

Средство, деньги, благо, туфли, люди, грабли, возраст, церковь, мать, дочь, дверь, площадь.

Задание 18. Образуйте от следующих глаголов существительные и расставьте в них ударение.

Созывать, обеспечивать, сосредоточивать, намереваться, занять, нанять, отзывать, отзываться, соболезновать.

Задание 19. В следующих предложениях найдите слова, в которых могут быть допущены орфоэпические ошибки. Объясните свой выбор.

Правоохранительными органами Кировской области поставлена точка в уголовном деле, не имеющем прецедентов на территории России.

Каждому слушателю выдается свидетельство о прохождении курсов, которое может послужить рекомендацией для органов опеки и попечительства.

Чтобы честно заработать, нужно заключить договор и обязательно оплатить вступительный взнос.

Каждая страна должна иметь свою стратегию по борьбе против табака.

Предполагается запретить курение в залах ожидания авто- и железнодорожных вокзалов, аэропортов.

Знаков, запрещающих этот маневр, нет.

Вы решили выполнить маленькое условие для получения большого приза и что-то купили, выбрав товар по каталогу.

Новую конституцию называют залогом успешного развития страны, гарантией законодательного обеспечения действий правительства по решению социально-экономических задач.

Задание 20. Прочитайте скороговорки. Отметьте границы речевых тактов и выделите слова, на которые падает логическое ударение. Произнесите скороговорки сначала беззвучно, затем шепотом, далее в среднем темпе и в среднем ритме и, наконец, в быстром темпе. Следите за четкостью и правильностью произношения.

1. Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

2. Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел прокоп – кипит укроп,

Как при Прокопе кипит укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

3. Белые бараны били в барабаны, без разбору били, лбы себе разбили.

4. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося вавилонца Вавилу, а развеселившиеся миссис и мистер Уксусы развеселили неразвеселившегося суслика.

5. На дворе дрова, за двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной двор.

6. У брата торба, у тропы пруд, а за горной дорогой неровный овраг.

7. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, а перескороговоренные не перевыскороговариваются.

Задание 21. Ниже дан фрагмент повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Сделайте интонационную разметку текста (логическое ударение, место и длительность паузы, границы речевых тактов, движение мелодики).

…Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно, как на ладони. «Занимайте, хлопцы, занимайте скорее», кричал он: «горку, что за лесом: туда не подступят они!». Но ветер не донес его слов. «Вот, пропадут, пропадут ни за что!» – говорил он отчаянно и взглянул вниз, где сверкал Днестр. Радость блеснула в очах его. Он увидел выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы, собрал всю силу голоса и зычно закричал: «К берегу! К берегу, хлопцы! Спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони!» (Н.В.Гоголь. Тарас Бульба).

Лексика русского языка. Системные отношения в лексике. Основные лексические ошибки.

а) дефект, слабость, минус, слабина, недостаток, порок, изъян, недочет,
несовершенство;

б) плач, вой, хныканье, рев, рыдания, слезы;

в) стряпать, готовить, кухарить, кухарничать;

г) жалоба, скулеж, стон, нытье, сетование;

д) нехороший, негодный, неважный, плохой, дрянной, худой,
неудовлетворительный, никакой, третьесортный, низкопробный,
неважнецкий, скверный, слабый, никудышный, завалящий, аховый,
незавидный, дурной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *