теория и методика обучения технологии как учебная и научная дисциплина проблемы и пути ее развития
Теория и методика обучения технологии с практикумом
1.1. Методика обучения технологии как отрасль научного знания
Государственная политика РФ в сфере образования обусловлена стратегией ускорения процессов инновационного социально-экономического развития России, вхождения ее в число стран – лидеров мировой экономики.
В связи с этим меняется и значение «Технологии» как учебного предмета в современной России, она становится междисциплинарной областью знаний, позволяющей интегрировать естественнонаучные, математические и информационные учебные предметы. «Предмет «Технология» обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний, умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности» [12].
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников и изучения предметной области «Технология»:
«Приоритетная роль образовательной области «Технология» заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям» [12].
Именно «Технология» знакомит учащихся с основами современного производства, обеспечивает включение учащихся в разнообразную исследовательскую деятельность с непосредственным использованием приемов моделирования и конструирования, а также именно она, в значительной степени, способствует профориентации выпускников школ на выбор будущей профессии.
В связи с необходимостью выполнять такие сложные задачи перед учителем технологии закономерно встают вопросы о том, как правильно определить содержание учебного материала, на основании каких принципов строить учебный процесс, как обеспечить реализацию межпредметных связей в процессе преподавания технологии и т.п.
На эти и целый ряд других подобных вопросов призвана отвечать целая отрасль научного знания – методика обучения технологии. Если дидактика является отраслью научного педагогического знания, изучающей общие вопросы обучения, раскрывающей общие закономерности усвоения знаний, определяет объем и структуру содержания образования, выявляет и исследует наиболее результативные формы и методы обучения, то методика обучения как предмет изучения рассматривает особенности и закономерности процесса обучения конкретной учебной дисциплине.
Методика имеет свой объект, задачи и методы исследования. Объектом исследования методики обучения технологии является процесс обучения технологии. Следовательно, методика обучения технологии должна исследовать закономерные связи между содержанием обучения технологии, деятельностью учителя технологии (преподаванием) и деятельностью ученика (учением). Иными словами, методику преподавания технологии можно определить как теорию обучения, раскрывающую закономерности процесса обучения технологии. Но в современной отечественной школе технология, как учебный предмет, не имеет четко ограниченной предметной области общественных знаний, соответствующей какой-либо целостной базовой науке, как, например, физика, математика.
В существующей педагогической практике технология как предметная образовательная область включает в себя различные образовательные модули с определенным содержанием обучения: технология обработки конструкционных материалов; технология обработки пищевых продуктов; электротехника; технология обработки тканей; технология получения, преобразования и использования энергии, технология получения, обработки и использования информации; технология растениеводства и т.д.
Содержание обучения технологии, отвечающее на вопрос «чему учить подрастающее поколение?», определяется в результате обобщения и анализа совокупного опыта трудовой и профессиональной, познавательной и научной деятельности, эстетического и нравственного отношений людей конкретного общества.
В современной отечественной педагогической науке определился подход к содержанию технологического образования, который основывается на рассмотрении объекта труда (объект воздействия, его физическое представление, вид и др.) и протекании технологических процессов (получение, преобразование, применение и т.д.). Технология охватывает материальную, социальную, духовную и политическую сферы жизни человеческого общества, поэтому методика обучения технологии должна отражать ее тесные связи с другими дисциплинами.
Это школьный учебный курс, раскрывающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры, развития общества. Поэтому, например, методика обучения технологии должна отражать интеграционный характер знаний о последствиях преобразующей деятельности человека, а при проведении расчетов, построении схем и чертежей указывать на связь с математикой, изобразительным искусством, экономикой. Обеспечивается такая связь через специфические методы и способы организации учебной деятельности обучающихся, т.е. методика отвечает на вопрос, как учить, исследует процессы преподавания и учения, разрабатывает формы, методы и средства обучения.
Методика обучения технологии исследует педагогический опыт и производит научно обоснованный отбор наиболее результативных форм учебной деятельности учащихся, методов и приемов обучения технологии. Кроме этого, в задачи методики обучения технологии входит и разработка рекомендаций по изучению разделов, тем, отдельных уроков, учебных проектов.
Организация процесса обучения технологии имеет ряд особенностей по сравнению с преподаванием других школьных предметов, в частности, особая организация рабочего места обучающегося, наличие специального оборудования, рабочих инструментов; соблюдение правил безопасных условий при выполнении трудовых действий и операций. Эти вопросы также требуют специального изучения и разработки рекомендаций по правильному применению в процессе освоения учебного материала предметной области «Технология».
Для современного процесса обучения технологии необходима определенная материальная оснащенность, поэтому вопросы разработки материального оснащения процесса обучения технологии, требований к учебным мастерским, техническим кабинетам, инструментам, приспособлениям и другому оборудованию для проведения учебных занятий и творческой внеклассной деятельности также являются актуальными для научной дисциплины – методика обучения технологии. Исследование и решение этих проблем дают ответ на вопрос, каковы должны быть условия обучения технологии.
Перечисленные задачи методики обучения технологии решаются на основе теоретических и экспериментальных исследований, изучения, анализа и обобщения педагогического опыта. К наиболее широко известным методам исследования следует отнести теоретические исследования, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагогического опыта.
В педагогическом исследовании, как правило, используют не один, а несколько методов, поскольку только в этом случае можно изучить явление всесторонне и получить объективный результат.
Как правило, научное исследование начинается с выявления педагогической проблемы теоретическим или эмпирическим путем и обоснования ее актуальности. Затем исследователь изучает научную литературу по выявленной проблеме и имеющийся педагогический опыт, затем формулирует гипотезу, то есть предположение о том, как изменится состояние предмета исследования при изменении условий и формулирует теоретические и практические задачи, которые надо решить, чтобы проблема была решена.
Гипотеза не должна быть простым умозаключением, она строится на основе научного материала, полученного в процессе ознакомления с теорией и историей вопроса, изучения педагогической практики. В ходе проведения научного исследования применяются также различные научно-педагогические методы. А на этапе осмысления и обобщения результатов исследования применяются методы математического анализа, статистики, метод экспертных оценок и др.
Проводя педагогические исследования для решения проблем в области методики обучения технологии, исследователь, безусловно, использует связи с педагогикой, в частности, с дидактикой и теорией воспитания, с психологией, поскольку она раскрывает природу и сущность психической деятельности, возрастные физиологические и психологические особенности обучающихся.
Образовательный и воспитательный потенциал предметной области «Технология» как педагогического средства формирования современного поколения специалистов трудно переоценить.
К педагогическим средствам обычно относят материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления целостного педагогического процесса, выступающие в одном случае источниками информации, а в другом – являющиеся инструментами освоения учебного материала. Это очень важно понимать организаторам образовательного процесса как при разработке стратегической концепции развития образовательной организации, так и при реализации тактических задач, используя современные средства обучения, предоставляющие выпускникам школ возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий.
Методический материал «Основополагающие ориентиры методики преподавания технологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ОРИЕНТИРЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Методика преподавания технологии как область педагогических знаний
Процесс трудового обучения сложен и многогранен. Особенно сегодня, когда поставлена задача формирования у школьников комплексных технических, технологических и экологических представлений о производстве, непросто осуществить выбор рациональных методов преподавания.
Между тем, как ни парадоксально это прозвучит, методика трудовой подготовки — одно из самых молодых направлений в педагогической науке. Хотя подготовка профессиональных преподавателей труда ведется в стране уже более тридцати лет, надо признать, что существуют сложности в решении специфических учебных задач, обусловленные недостаточной проработкой методологических основ. Вместе с тем методика трудового обучения как отрасль педагогической науки развивается очень быстро, и это находит отражение в практике работы школ. Характерно, что в методике преподавания технологии, как в любой науке, присутствовали этапы разрешения различных противоречий, отрицания старых догм и установок, борьбы с неверными толкованиями. Приходится с трудом искоренять понятие технологии как узкой дисциплины, ломать установку на понимание технологии как мононауки, общей для всей территории России. В корне неверно было и противопоставление «нарождающейся» технологии «отмирающему» трудовому обучению.
В настоящее время образовательная область «Технология» формируется как наука, предметом которой является содержание, формы и методы обучения учащихся средствам преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный человеку продукт. Данная концепция опирается на результаты ранее проведенных педагогических исследований, и прежде всего по таким проблемам:
оптимизация процесса обучения;
теория содержания образования;
деятельно-личностный подход к формированию личности;
системный подход к профессиональной подготовке и индивидуализации воспитания;
трудовая подготовка как интегрированный процесс;
структура творческого процесса, пути и средства включения учащихся в творческую деятельность;
классификация профессий по ведущему предмету труда.
Эти исследования обеспечивают преемственность трудового обучения и технологии.
Находясь в положении предмета, способного интегрироваться в целую гамму дисциплин, весьма значительных, жизненно важных, технология не ограничивается чисто обработочными процессами. Культура труда, информационные технологии, графика, экономика и предпринимательство, экология, профориентация, нравственное и патриотическое воспитание — все это призвано работать на единые цели. А цели эти формулируются достаточно ясно — это повышение технологической культуры общества, являющееся условием разумного удовлетворения потребностей и бережного использования ограниченных ресурсов.
Методика преподавания технологии как область педагогических знаний предполагает выделение следующих направлений в деятельности школьного учителя.
Таким образом, профессионализм учителя технологии во многом определяется уровнем его методической подготовки. Наиболее эффективные пути и средства для решения учебно-воспитательных задач могут быть найдены (иногда интуитивным путем) в итоге длительной школьной деятельности, а могут стать результатом освоения достижений педагогической науки. Ясно, наверное, сколь важна вторая составляющая.
Современные подходы в преподавании технологии в соответствии с требованиями ФГОС
Начало XXI века – это время глобальных изменений, охватывающих все сферы жизни человека: политику, экономику, науку, культуру и, конечно же, образование. Содержательные приоритеты современного образования обозначены национальной инициативой «Наша новая школа», «Модель развития образования 2020», в Федеральных государственных
образовательных стандартах второго поколения.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения – новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно-деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Концептуальная идея разработки нового стандарта содержания по предмету «Технология» состояла в развитии функциональной технологической грамотности (компетентности) учащихся, инвариантной различным видам созидательной деятельности. Функциональная технологическая грамотность выражается в способности учащихся выполнять работы по распространенным технологиям ручного и механизированного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности.
Содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника. Кроме того, «Технология»— основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения; это область знаний, способная формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального социума.В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо менять технологию работы учителя, т.к. требования новых стандартов состоят в переходе от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения.
1. Системно-деятельностный (проблемное обучение);
2. Метапредметный (интегрированный);
У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно-деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-практической деятельности. Для реализации ФГОС по предмету технология первым шагом в методическом решении данной проблемы является поэтапное введение основных элементов системного-деятельностного подхода. Технологическое образование по своей сущности действительно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а именно на это ориентирован стандарт второго поколения.
В связи с новыми требованиями ФГОС перед учителем ставится задача привнести в практику педагогической деятельности существенные изменения. При введении ФГОС начального образования появилась возможность учителю технологии познакомить с разделами предмета и развить УУД через внеурочную деятельность учащихся начальных классов. Педагог разрабатывает новые методы планирования занятия, которые помогают при преемственности обучения начального и среднего звена. Современному учителю важно научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Вся учебная деятельность должна строиться на основе системно-деятельностного подхода. Цель работы – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Выбор методов обучения
Вопросы выбора наиболее адекватного в данной учебной ситуации метода обучения, оптимального для данных условий его применения, составляют важнейшую сторону деятельности учителя. Поэтому педагогика и уделяет им особое внимание (см. работы А.Н.Алексюка, Ю.К.Бабанского, М.И.Махмутова, Н.М.Мочаловой, И.Я.Курамшина). Рассмотрим факторы, от которых зависит правильный выбор метода обучения. Исследования Ю.К. Бабанского, М.И. Махмутова и др. показали, что при выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1) соответствие целям и задачам обучения и развития;
2) соответствие содержанию темы урока;
3) соответствие реальным учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности (обученности, развитости, воспитанности), особенностям класса;
4) соответствие имеющимся условиям и отведенному для обучения времени;
5) соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, методической подготовленностью, уровнем психолого-педагогической подготовки.
Цель урока всегда соотносится с возможностями средств ее достижения, а к ним относятся содержание и методы обучения. Но при разном содержании методы могут быть разными, поэтому при выборе методов учитываются сразу все названные критерии. Для этого требуется комплексный анализ содержания учебного материала и выявление его доступности для усвоения учащимися. Поэтому особенности учебного материала (его трудность, сложность, противоречивость, соотношение опорных и новых понятий) соотносятся с возрастными особенностями школьников.
Проблемные методы обучения технологии.
излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, юриста, финансиста, управленца, эколога, психолога и т. д.);
выявляет противоречие между положениями научной теории и практической деятельностью;
организует сравнение житейских и научных знаний;
побуждает обучаемых сопоставлять факты, делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;
ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление психологической инерции и т. д.).
Чтобы помочь ученикам выявить и осознать их “скрытое знание”, перевести его в область актуального образовательного приращения, можно использовать следующие способы:
решение учениками реальных проблем науки или другой области деятельности, которая составляет основу изучаемого учебного курса;
создание учащимися собственных произведений во всех образовательных
областях – в словесных, математических, биологических и иных жанрах.
Проблемно-поисковое обучение как методическая система имеет явные достоинства, которые заключаются в следующем:
развивает творческую активность, когда опирается на предшествующий опыт и является следующим шагом в изучении предмета или в применении усвоенного закона, понятия, приема, способа деятельности;
формирует особый стиль умственной деятельности – продуктивное мышление;
включает обучающихся в поисковую, исследовательскую деятельность, в процессе которой развивает у них познавательный и научно-исследовательский интерес, формирует поисковые особенности и умения;
развивает самостоятельность обучающихся, их способность к самообучению, самообразованию;
открывает возможности для творческого сотрудничества учителей и учащихся (преподавателей и студентов);
обеспечивает глубокое, прочное усвоение материала и способов деятельности в процессе самостоятельного добывания знаний.
Таким образом, проблемное обучение соответствует социальному заказу, природе развивающегося научного знания и практически-преобразовательной направленности человеческой деятельности, основным закономерностям развития личности и развивающего обучения в частности.
П рактические методы обучения технологии.
Практические методы основаны на практической деятельности ученика, этими методами формируют практические умения и навыки. Источником знания выступает практическая деятельность учащихся. К практическим методам относят: упражнения, лабораторные и практические работы, эксперимент, наблюдение.
Метод упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал, во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.
На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. В этом смысле можно выделить: а) устные упражнения; б) письменные упражнения; в) выполнение практических заданий по предметам, связанных с проведением измерительных работ, с выработкой умений обращения с механизмами, инструментами и т.д.
Для организации тренировочных упражнений по применению знаний на практике существенное значение имеют те приемы, которые используются в процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:
Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной четкостью, однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща образованию любого умения и навыка.
Метод проектов и его роль в развитии технологической культуры школьников
Формирование технологической культуры личности учащихся на уроках технологии эффективно достигается через проектное обучение.
Метод проектов применяется как в обычном классе в виде самостоятельной, индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени.
Темы проектов практического характера выбираются актуальными для повседневной жизни и, вместе с тем, требующие привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата обусловленной этим жанром и принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, празднике, экспедиции и т.п.).
Ролевые, игровые проекты .
Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчество здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролевая игра.
И нформационные проекты.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, создаваемый на основе полученных результатов исследования – по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого и прочего характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал и т.д.).
Учащиеся получают задание. Задача должна быть поставлена чётко и ясно. Учителем должны быть сформулированы требования к проекту, обозначен алгоритм действий для достижения результата.. Учитель также может предложить возможные темы проекта, которые в то же время подразумевают возможность творческого подхода к заданию. Фронтальный проект выполняется всеми учащимися на уроках. То есть, объясняя на уроке новый материал, учитель привязывает его к возможному проекту. Закрепление на практике происходит на материале собственного проекта.
Это уровень возможен в классах, где дети знакомы с исследовательскими методами обучения и могут работать самостоятельно. Применение этого метода только в рамках урока невозможно, и неоправданно. Учащиеся получают задание, учителем формируется требование к проекту. Темы учащиеся должны выбирать сами. Учитель играет роль старшего наставника, сотрудника.
Учебный предмет «Технология» может стать опорным при реализации указанных в стандарте требований и при формировании необходимых качеств
личности учащихся. Предметная область «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности: планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д.