теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко

ДЕ Методика обучения обществознания как педагогическая наука.

Предмет, задачи методики преподавания обществознания. Основные фак­торы процесса обучения: цели, содержание, познавательные возможности, деятельность учителя и учащихся, результаты. Связь методики обучения обществознания с другими науками.

Исторический аспект развития обществоведческого образования, его основные периоды. Необходимость перестройки и пути обнов­ления содержания курса в 90-е годы XX века.Обществоведческая подготовка в современной школе, состояние и перспективы

Раздел I.

ДЕ Цели, содержание и структура курса «Обществознание».

Цели обществоведческой подготовки, их комплексный характер. Содер­жание дисциплины и его особенности. Место обществознания в учебном плане основной и средней школы. Интегративные и модульные курсы. Государственный общеобразова­тельный стандарт курса обществознания для основной и полной средней школы. Основные блоки знаний, их характеристика. Требования к знаниям и умениям учащихся. Структура курса. Варианты изучения обществознания в старшей школе. Вариативные программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений: анализ и сравнительная ха­рактеристика.

ДЕ Формирование социальных компетенций в курсе обществознания.

К понятию «социальные компетенции». Характеристика ключевых компетенций. Базовые социальные компетенции. Компетентностный подход и обществоведческое образование. Изучение обществознания и личный опыт учащихся.

ДЕ Методические аспекты использования цивилизационного подхода при изуче­нии обществознания в 10-11 классах.

Методологические основы со­держания курса. Сущность ци­вилизационного и формационного подходов как методов анализа всемирно-исторического процесса. Формационная теория, структура формации. Различные подходы к понятию «цивилизация». Основные теории, взгляды на развитие цивилизации. Типы цивилизаций, их своеоб­разие, основные черты, ценности, достижения. Структура цивилизаций. Алгоритм для характеристики цивилизаций. Основные линии сравнения цивилизационного и формационного подходов. Методические пути реализации циви­лизационного подхода в содержании курса «Обществознание».

Учебно-методический комплекс под редакцией Л. Н. Боголюбова. Вариативные учебники. Новые учебные пособия и учебные книги, рабочие тетради, задачники, их харак­теристика. Хре­стоматии, дидактические материалы, тесты, ста­тьи. Методическая литература дляучителя. Основания структурирования содержания учебно-методического комплекса по предмету. Учебные пособия по обществознанию как источники знаний и средство обучения, их роль в руководстве учебно-познавательной деятельностью учащихся. Основные струк­турные компоненты содержания учебных пособий. Передовой опыт, его отражение в журнальных стать­ях по методике преподавания обществознания. Рациональное распределение времени на изучение разделов и тем. Планирование по разделам и темам курса и его задачи. Роль календарно-тематического планирова­ния, его структура. Образовательно-воспитательные задачи разде­лов и тем. Система работы над терминами и понятиями. Методические рекомендации и методические пособия как вариан­ты расширенного планирования.

Раздел II

Деятельность учителя и учащихся

ДЕ Методика формирования основных понятий, теоретических положений при изучении курса

Структурно-функциональный анализ содержания учебного ма­териала. Структурные единицы знаний (онтологическая, оценоч­ная, ориентировочная). Формирование центральных понятий кур­са «человек», «общество», «цивилизация», «культура» и др. Клас­сификация понятий, логические пути, этапы формирования понятий. Методические приемы преподавания и учения, средства формирования понятий, идей, теорий. Роль системы заданий в раз­витии мышления учащихся. Формирование умения оперировать полученными знаниями. Роль межпредметных, внутрикурсовых и внутрипредметных связей в формировании теоретических знаний. Планирование работы учителя по формированию системы знаний учащихся. Особенности методики формирования основных понятий курса.

ДЕ Межпредметные, внутрикурсовые и внутрипредметные связи при изучении курсов «Обществознание».

ДЕ Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении курса.

Требования к системе заданий. Организация обучения на трех уровнях познавательной деятельности учащихся. Формирование и развитие уме­ний учащихся как предпосылка успешного решения целей курса. Взаимосвязь приемов учебной работы и соответствующих им при­емов умственной деятельности — необходимое условие развития мышления учащихся. Развитие познавательного интереса, опреде­ленных способностей личности к самостоятельному анализу и оцен­ке явлений окружающей действительности, умение оперировать полученными знаниями. Роль учителя в руководстве самостоятельной деятельностью учащихся.

ДЕ Методика использования различных источников знаний по обществознанию.

Источники знаний, их классификация. Учет исторического кон­текста источника. Функции документов. Возрастные возможнос­ти учащихся, их учет при отборе источников- Приемы работы с документами. Пути активизации познавательной деятельности уча­щихся при работе с источниками, роль системы заданий, вопросов для усвоения содержания источников. Формы самостоятельной работы с документами (групповая, фронтальная, индивидуально-дифференцированная). Приемы работы с текстом. Внеучебная информация, ее роль. Ме­тодические особенности использования материалов средств массо­вой информация при изучении курса.

Раздел III

ДЕ Основные типы и формы учебных занятий по обществознанию.

Классификация уроков. Влияние содержания на выбор типов и форм уроков. Основные требования к уроку в основной и полной средней школе. Отбор методичес­ких приемов и средств учебной работы в деятельности учителя и учащихся, адекватных выбранному типу, форме урока. Варианты планирования разнообразных форм учебных занятий, их возмож­ности. Нетрадиционные формы уроков обществознания. Иннова­ционные модели обучения, их технологии. Интерактивные формы обучения.

ДЕ Проверка знаний и умений учащихся по курсу обществознания.

Функции проверки на уроках обществознания. Содержание и методика проверки званий и умений, ее особенности. Формы, виды и приемы проверки. Требования к провер­ке в основной и полной средней школе. Мотивация и активизация опроса, дифференциация, связь с другими уроками. Текущая и отсроченная проверка. Устный, пись­менный и практический контроль. Приемы активизации класса во время проверки. Задания и задачи. Итоги проверки знаний. Качество ответов, их рецензирование. Критерии оценки. Обеспечение успеха в деятельности учащихся. ЕГЭ по обществознанию.

ДЕ Подготовка учителя к преподаванию социальных дисциплин.

Необходимость подготовки учителя к преподаванию обществоведческого курса. Этапы подготовки учителя к уроку. Анализ действу­ющих программ, учебных пособий, учебно-методической литерату­ры. Анализ научной литературы. Отбор содержания к уроку. Струк­турно-функциональный анализ учебного материала. Планирование результатов обучения, средств их достижения. Разработка конспекта урока. «Учебный пакет» к уроку (цели, основное содержание урока, разнообразные задания, сред­ства обучения, эталоны проверки знаний и умений учащихся, ди­дактические материалы для дополнительной углубленной работы). Рабочая таблица к уроку и ее основное содержание. Анализ урока обществознания в основной и полной средней школе.

Тематическое планирование

Индекс по ГОС, Наименование: ДПП.ДС.02, Методика преподавания обществознания

Шифр по ГОС, Наименование 032600, «История»

Шифр группы, курс, семестр И-060, 4 курс, 7 семестр

Фамилия Имя Отчество, должность, кафедра Костыря Анна Васильевна, доцент кафедры истории россии и зарубежных стран

Источник

Теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко

Методика преподавания обществознания – это отрасль педагогической науки, исследующая процесс обучения предмета общественного цикла его дальнейшего совершенствования, повышения его эффективности и качества.

Разберем данное определение по частям. Первая его часть свидетельствует о том, что данная дисциплина не является полностью самостоятельной, а лишь составляющей, или ответвлением, другой более емкой науки – педагогики. Такое явление достаточно распространено и в других областях знания. Например, алгебра является частью математики, а ботаника – составляющая биологии.

Важно отметить, что эта дисциплина педагогическая, а не историческая и обществоведческая, так как она базируется на основных достижениях и закономерностях педагогической науки. Но, как каждая область знания, она связана с другими науками (философией, психологией, историей).

Следующая часть определения обозначает предмет науки – то, что собственно изучает данная дисциплина. Например, ботаника изучает растительный мир. Методика преподавания обществознания изучает процесс обучения общественным дисциплинам.

Заключительная часть определения поясняет, зачем изучать этот предмет – чтобы повысить эффективность качества обучения общественных дисциплин, сделать его более совершенным.

Следует помнить, что преподавание общественных дисциплин процесс двусторонний. Методика преподавания обществознания включает в себя, с одной стороны, деятельность учителя (мотивация и организация, работа учащихся по усвоению знаний, помощь им в достижении образовательных целей по ходу работы, проверка усвоения изучаемого материала), а с другой- деятельность учащихся (особенности восприятия ими учебного материала, затруднения, которые они испытывают, причины неудач, качество усвоения материала и т.д.).

Перед методикой преподавания обществознания в начальной школе стоят следующие задачи, которые она привязала решить:

Решения этих задач определяют функции данной дисциплины. Так, выясняя, зачем обучать детей обществознанию в начальной школе, мы определяем цели обучения. Отвечая на вопрос: Чему учить? – производим отбор содержания предмета, которое должно быть научно, но в то же время доступно и посильно для детей начальной школы. И наконец, решая, как научить школьников предмету, выявляем и моделируем эффективные формы, методы, приемы и средства обучения, которые позволят достичь поставленных целей в процессе обучения.

Источник

Основные положения методики обучения обществознанию в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования в условиях реализации ФГОС.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Основные положения методики обучения обществознанию в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования в условиях реализации ФГОС.

Метод обучения включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение изучаемого материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

1. Ученики должны иметь современные, систематизированные пре ставления о предмете обществознания;

Во время чтения уроков-лекций учитель использует такую методику как,

учет регламента урока и дальнейшее действия согласно плану, связь с предыдущим и последующим материалом. Изучаемый материал должен быть доступным, аргументированным и с доказательством. Уметь выделять главные мысли и делать выводы. Использовать приемы закрепления: повторение, подведение итогов в конце лекций. Учитель голосом и темпом, должен выделять смысловые единицы, делать паузы для конспектирования. Использовать наглядный материал, поддерживать внимание и дисциплину.

Урок семинар, здесь в отличие от лекции происходит двухсторонний обмен учебной информацией от учителя классу. Ученики получают возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания.

Выделают виды семинаров.

Междисциплинарные, направлен на связь различных учебных дисциплин. Задания распределяются, приучают к комплексному решению проблем.

Тематический, акцентирует внимание на актуальной теме урока и выделение ее значимых сторон.

Ориентированные, ученикам предлагается высказать свои соображения, свое мнение по известным вопросам предметом семинара.

Системный, глубокое знакомство с разными проблемами изучаемой темы обнаружение причинно-следственные связи явлений.

Семинары проводятся в старших классах в рамках узких обществоведческих тем.

Структура уроков семинаров:

— вступление преподавателя, изложение учениками материала учебника, ответы на вопросы преподавателя, заключительное слово преподавателя.

Во время семинаров внимание уделяется формированию ЗУН, способность к осмыслению и пониманию.

На уроках обществознания используются ролевые и деловые игры или их элементы. В результате процесса обучения происходит взаимодействие педагога с учениками и учеников между собой. Передача информации уходит на второстепенный план, главное это быть посредником в дискуссиях учеников, направить ее в нужное русло.

Для эффективного обучения учитель должен задействовать основные сенсорные системы человека визуальную, акустическую и кинестетическую. Интерактивная доска помогает успешно решать эти задачи. Это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процессе обучения, такие как тексты, цитаты, портреты и картины художников. Интерактивной доской можно работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. С ее помощью можно управлять компьютером, сохранить результат, демонстрировать учебные видеоролики, веб-сайты, создавать рисунки, схемы, карты, изменять текст, совмещать работу над документами, таблицами или изображениями. В результате занятия становятся интересными и увлекательными. Прекрасный способ организации самостоятельных и коллективных форм работы, дискуссий.

Преподаватель может создавать и расширять методическую базу к урокам. Одновременно использовать изображения, текст, звук, видео, Интернет ресурсы. Ученики могут самостоятельно повторить материалам урока.

На уроках обществознания осуществляется проектная деятельность, относится она к разряду инновационной. Ученик, работая над проектом, проходит от стадии планирования, анализа, синтеза, до активной деятельности. Организовывать можно не только индивидуальную, самостоятельную и групповую работу учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач и решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности.

Проектная деятельность, имеет широкую область применения, является методом развивающего обучения. Проектная деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Проектная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный. Ее целью понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов. Задача состоит в том, чтоб обучить планированию, сбору и обработки информации, умение анализировать, составлять письменный отчет и формировать позитивное отношение к работе.

Принцип этой деятельности он должен быть посильным для выполнения, иметь необходимые условия, вести подготовку и обеспечить руководство со стороны педагогов.

Метод проектов – это дидактическая категория. Как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Выделяют различные типы проектов.

Исследовательские, требуют хорошо продуманную структуру, цели и актуальность для всех участников, социальной значимости, продуманных методов и обработки результатов.

Информационные направлены на сбор, информации о каком- то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщение фактов. Структура должна быть хорошо продумана.

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта.

Игровые проекты, структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Практические имеет четко обозначенный с самого начало результат деятельности участников проекта. Он ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, видеофильм, документ и т.д).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, участие каждого в оформление проекта.

Проекты могут быть разными как по контакту и количеству участников, так и по продолжительности проведения.

Образовательный проект предусматривающая, комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени от одного урока до нескольких месяцев.

Источник

ЛЕКЦИЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: ЕЕ ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ

теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть картинку теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Картинка про теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть картинку теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Картинка про теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть картинку теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Картинка про теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть картинку теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Картинка про теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко

теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть картинку теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Картинка про теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко

теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть картинку теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Картинка про теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко

Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должно было привить учащимся цельное марксистское мировоззрение, понимание революционного характера социалистического строительства и подготовить к непосредственному участию в нем. В середине 30-х гг. Обществоведение как учебный предмет было упразднено. Вновь введено по пост. ЦК КПСС с 1962/63 учебного года, однако школьная практика выявила низкую эффективность этого предмета с точки зрения образовательно-воспитательных задач. Преподавание курса давало результаты, противоположные ожидаемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с действительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, которое нередко переносилось и на все идейные основы советского государства и общества.

Во 2-й пол. 80-х гг. в СССР началось переосмысление предмета с учётом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации обществ, жизни и утверждения гласности. Опыт разработки качественно нового учебного предмета показал его целесообразность как синтеза курсов истории, права и собственно обществознания, при этом возможны различные варианты интеграции учебного материала и его сочетания с другими учебными курсами. При определении содержания курса приоритет отдаётся социальным потребностям человека, живущего в реорганизующемся обществе. Важнейшими в курсе выступают юридические, этические, экономические и экологические проблемы.

Вклад обществознания в формирование правовой культуры учащихся и их гражданской ответственности в настоящее время достаточно весомый.

Курс включает темы, как правило, комплексно раскрываемые в ходе изучения: человек, политика, экономика (труд, профессия); мораль, государство и право; знания о религиях; интернационализм и патриотизм, защита Родины; семья; бережное отношение к природе; культура; воспитание в духе мира; физическое здоровье.

Воспитательное значение «Обществознания» заключается в возможности достижения органической связи между приобретением учащимся знаний о человеке, обществе, формированием личности. Реализация воспитательной возможностей курса связана с решением основных задач:

1) сообщением всей учебно-воспитательной работе характера деятельности, направленной на развитие способностей учащихся к самостоятельному осознанию человеческого общества и себя как развивающейся личности в этом обществе;

2) обеспечением максимального соответствия изучаемого материала реальным динамичным обществ, процессам, отражающим противоречивый характер хода преобразования общества;

3) диалектические связи изучаемого материала с конкретной практикой учащихся, их деятельностью в различных сферах обществ, жизни.

В результате решения этих задач создаются предпосылки для выработки у школьников мотивов общественной деятельности, соответствующих общественным мотивам, и личностных потребностей, отвечающих обществ, потребностям, т.е. закладываются основы гражданственности личности, реализуются важнейшие целевые установки гражданского воспитания.

Кроме того, система внеклассной, внешкольной работы по курсу «Обществознание» позволяет в привлекательных для учащегося формах не только познавать окружающую действительность, но и становиться активным субъектом процесса преобразования этой действительности. Такой деятельностью может стать участие школьников в актах милосердия (в детских домах, домах для престарелых и инвалидов и т.д.), в работе по благоустройству, по реставрации памятников архитектуры и т.д.

В настоящее время, в соответствии с задачами модернизации образования, происходит значительное обновление содержания курса «Обществознание», цели которого, согласно Государственного стандарта, структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.

теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Смотреть картинку теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Картинка про теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко. Фото теория и методика обучения обществознанию как педагогическая наука и учебная дисциплина кратко

Во-первых, в нем представлена новая редакция целей обществоведческого образования. Эта корректировка направлена, прежде всего, на повышение роли курса «Обществознание» в духовном и гражданском становлении личности, и, одновременно, на усиление практической направленности обучения. Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

Во-вторых, произошли существенные изменения в обязательном минимуме содержания. Он обновлен исходя из заново разработанных целей обществоведческого образования; с учетом изменений в обществе за истекшие годы, а также процессов, происходящих в современном научном обществознании.

Стандарт дает возможность воплотить его содержание в учебные материалы, соответствующие возрастным особенностям учащихся раннего, а затем старшего подросткового возраста, их познавательным возможностям, потребностям, важным рубежам социального взросления, достигаемым в этот период (расширение дееспособности, получение паспорта, наступление возраста, для которого устанавливается законом уголовная ответственность за ряд правонарушений и т.д.). Кроме того, значительно возрос объем экономических и правовых знаний. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования в стандарте отразилось в заметном превышении их объема по отношению к объему социологических, политологических и иных компонентов содержания.

При изучении теоретических положений обществознания широко привлекается актуальный материал, отражающий развитие как современной России в целом, так и региональный компонент.

В-четвертых, усилена практическая направленность обществоведческого образования через его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей, которые ориентируют на применение полученных знаний и умений. Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности:

— в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

— в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

— в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

— в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

— в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).

Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования.

Практическая направленность курса «Обществознание» воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося).

Реализация указанных выше целей, внимание к его ценностному и духовно-нравственному потенциалу, к практической направленности, усиливают личностную ориентацию, воспитывающий характер отобранного содержания. Наряду с практико-ориентированным содержанием, обществознание определяет духовно-нравственные ориентиры, содействует развитию способности оценивать себя и общество с позиции человечности, порядочности, гражданственности.

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке.

Таким образом, курс «Обществознания» в школе своей структурой и содержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей, интересов, что формирует правовое сознание личности учащихся.

1) Каковы особенности методики обучения обществознанию?

2) Каковы цели методики обучения обществознанию?

3) Охарактеризуйте проблемы обучения обществознанию

ЛЕКЦИЯ ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ И ЗНАЧЕНИИЕ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Концепция духовно-нравственного воспитания разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», а также проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования. Концепция является объемным по содержанию и в теоретическом плане фундаментально обоснованным документом. Концепция включает обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы, а также систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся.

Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции государства. Так, под правовым воспитанием понимается особая деятельность по распространению воззре­ний о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряже­нии средства: литература, искусство, учебные заведения, специальные юридические учебные заведения, средства массовой информации.

Современный национальный воспитательный идеал авторами Концепции определяется как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

В Послании 2008 г. Президент выделил две основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу. «Система образования, — подчеркивает Д.А.Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни, в особенности на уроках права.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. Если школа не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ гражданского самосознания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» идентичность и моральный релятивизм. Искажения в ценностных ориентациях российского общества в начале XXI в. есть следствие игнорирования воспитания школой и отсутствия ценностнообразующей государственной политики в 1990-х гг.

Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь про­цессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая мировоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профес­сионально необходимые характеристики.

Правовое воспитание представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей так­тических, ближайших, общих и частных. Программной целью можно считать профилактику в России правового нигилизма. В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительно­сти, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как след­ствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов.

Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массо­вой информации, художественной литературы, кино и искусство. Формирова­ние позитивного отношения к закону, праву.

К средствам правового воспитания относятся: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание.

История выработала некоторые критерии оценок, на основе которых соз­даётся возможность для определения основных направлений повышения правовой культуры. К ним относятся:

• освоение достижений логико-правового мышления;

• повышение уровня правовой деятельно­сти;

• увеличение объёма и качественное со­вершенствование правопослушного пове­дения;

• совершенствование юрисдикционной или иной правоприменительной деятельно­сти;

• разделение полномочий законодательных, исполнительных и судеб­ных учреждений;

Содержанием правового воспитания явля­ется приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, понимание сущности правовых учений, доктрин, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Целью правового воспитания является «создание специального инстру­ментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценно­стей».

К основным элементам механизма правового воспитания как деятельности, направленной на повышение правовой культуры человека относится правовой всеобуч, правовая работа в связи с теми или иными конституци­онными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.), пропаганда права сред­ствами массовой коммуникации, художественной литературой.

1. Какова цель правового воспитания?

2. Назовите проблемы формирования правового воспитания

3. Какие средства правового воспитания Вам известны?

4. Каково значение правового воспитания подрастающего поколения?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *