теория и методика физического воспитания спортивной тренировки

Теория и методика спортивной тренировки

Спортивная тренировка это планируемый процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике, тактике и развитие его двигательных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Теория и методика спортивной тренировки»

Спортивная тренировка это планируемый процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике, тактике и развитие его двигательных способностей.

Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного подготовленности, гарантирующего достижение запланированных спортивных результатов.

Средства и методы спортивной тренировки.

Основными средствами спортивной трени­ровки являются физические упражнения. Физические упражнения – двигательная деятельность человека, специально организуемая для решения задач физического воспитания. Они могут быть подразделены на три группы упражнений: соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.

Соревновательные упражнения — это целостные двига­тельные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и вы­полняются по возможности в соответствии с правилами состяза­ний по избранному виду спорта.

Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движе­ния и действия, существенно сходные с ними по форме или ха­рактеру проявляемых способностей.

Общеподготовительные упражнения являются преимуществен­но средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специаль­но подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).

Эффекты воздействия физических упражнений.

Двигательная деятельность сопровождается целым рядом про­цессов и явлений в организме и психике человека которые можно обоб­щенно обозначить как срочный (ближайший) двигательный эф­фект.

Срочный двигательный эффект наблюдается непосредственно в процессе выполнения упражнения или занятия. Проявляется он в изменении функ­циональной деятельности организма, в перестройке координации движений, в активизации целого ряда процессов и явлений (биохимичес­ких, физиологических, психических, интеллектуальных и др.), в достижении определенного смыслового результата выполняемой работы (решение двигатель­ной задачи, создание продукта деятельности и т. д.).

По прекращении двигательной деятельности ее эффект не ис­чезает. Некоторое время сохраняются остаточные явления тех про­цессов, которые вызвала двигательная деятельность, т. е. следовой (текущий) двигательный эффект.

При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, супер­компенсаторную и редукционную фазы.

В фазе относительной нормализации следовой эффект упраж­нения характеризуется развертыванием восстановительных про­цессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспо­собности до исходного уровня.

В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компен­сации их «с избытком», превышении уровня оперативной рабо­тоспособности над исходным уровнем.

В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие заня­тия или в фазе относительной нормализации, или в суперкомпен­саторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих.

Двигательная деятельность-Срочный эффект- Следовой эффект-Кумулятивный эффект

Методы спортивной тренировки.

Методы, применяемые в спортивной тренировке можно разделить на три группы:

1. Направленные на овладение знаниями.

Методы устной передачи и усвоения информации в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.

Методы передачи и усвоения печатной информации включают методы работы с учебниками, книгами, учебными карточками, программированными посо­биями.

Методы обеспечения наглядности: методы непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся); методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.); методы направленного прочувствования двигательного дей­ствия; методы срочной информации.

2. Направленные на овладение двигательными умениями и навыками.

метод расчлененного упражнения;

Этот метод применяется в следующих случаях:

при обучении сложно-координационным двигательным действиям, когда нет возможности изучить их целостно;

если упражнение состоит из большого числа элементов, органически мало взаимосвязанных между собой;

если упражнение выполняется так быстро, что нельзя изучить и усо­вершенствовать его отдельные части;

когда целостное выполнение упражнения может быть опасным, если предварительно не изучить его элементы;

когда необходимо обеспечить быстрый успех в обучении с тем, что­бы поддержать интерес к учебной деятельности, особенно в работе с деть­ми и подростками, сформировать уверенность в своих силах.

метод целостного упражнения.

Он преимущественно используются при:

разучивании более простых упражнений;

изучении некоторых сложных действий, которые, с методической точки зрения, нецелесообразно изучать по частям;

закреплении и совершенствовании двигательных умений и навыков.

3. Направленные преимущественно на развитие двигательных способностей.

Равномерный метод характеризуется тем, что физическое упражнение выполняют непрерывно с относительно постоян­ной интенсивностью.

Различают два варианта этого метода:

Переменный метод характеризуется последовательным варьированием нагруз­ки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, ве­личины усилий, смены техники движений и т.д.

Примером его может служить изменение скорости нанесения ударов, повышение темпа боя и т.д.

Применение этого метода обеспечивает тренирующее воздействие на организм не только во время выполнения упражнения, а также благодаря суммированию утомления организма человека от каждого повторения задания.

Задачи, решаемые повторным методом: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники дви­жений на высокой скорости, психическая устойчивость.

Например, отработка конкретного удара. Скорость нанесения заранее планируется, исходя из личных возможностей спортсмена. Упражнения выполняются подходами. Число ударов в каждой подходе невелико и ограничивается способностью занима­ющихся поддерживать заданную интенсивность (скорость, темп и др.). Интервалы отды­ха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тем не менее, они устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работо­способности к очередному подходу.

Интервальный метод характеризуется многократным повторением упражнения через определенные интервалы отдыха.

Сущность этого метода заключается в том, что во время многократ­ного выполнения интенсивность однократной нагрузки должна быть такой, чтобы ЧСС к концу работы была 160—180 уд/мин. Так как длительность нагрузки обычно невелика, потребление кислорода во время выполнения упражнения не достигает своих максимальных величин. В паузе же отдыха, несмотря на снижение ЧСС, потребление кислорода в течение первых 30 с увеличивается и достигает своего максимума. Одновременно с этим со­здаются наиболее благоприятные условия для повышения ударного объема сердца. Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в период отдыха. Отсюда и подобное название данного метода.

Паузы отдыха устанавливаются с таким расчетом, чтобы перед началом очередного повторения упражнения пульс был в пределах 120—140 уд/мин, т.е. каждая новая нагрузка дается в стадии неполного восстановления. От­дых может быть активным, либо пассивным, упражнения повторяются се­риями. Серия прекращается, если в конце стандартных пауз отдыха ЧСС не становится ниже 120 уд/мин. Общее число повторений упражнений при этом может быть от 10—20 до 20—30.

Интервальный метод имеет ряд вариантов, в основе которых лежат раз­личные сочетания составных компонентов нагрузки (длительности, интен­сивности, количество упражнений и др.). Такое многообразие связано с ре­шением конкретных задач, уровнем физической подготовленности, состояния здоровья занимающихся, вида и характера физических упражне­ний. Но сущность физиологического воздействия во всех этих вариантах интервального метода остается примерно одинаковой.

Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каж­дого упражнения определяется место, которое называется «стан­цией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз.

Данный метод используется для развития практически всех двигательных способностей.

Игровой метод. Основу данного метода составляет сюжетно организованная двигательная деятельность, в основу которой положен свободный выбор способов достижения цели и получаемое человеком удовлетворение.

Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например хоккеем, бадминтоном, волейболом, а может быть при­менен на материале любых физических упражнений, особенно при проведении занятий с детьми дошкольного и школь­ного возраста. Он является методом комплексного совершенствования фи­зических и психических качеств человека. С его помощью решаются раз­личные задачи: развитие двигательных способностей, воспитание смелости, решительности, находчивости, иници­ативы, самостоятельности, тактического мышления, совершенствования двигательных умений и навыков. Наиболее характерные признаки игрового метода:

1. Ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях (метод позволяет моделировать сравнительно сложные ситуации).

2. Чрезвычайная изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения действий.

3. Высокие требования к творческой инициативе в действиях.

4. Отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке.

5. Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и способностей.

Обычно целесообразность применения этого метода зависит от вида и характера физических упражнений, пола, возраста, физической подготовленности, состояния здоровья, свойств нервной системы и темперамента занимающихся. Наиболее характерные признаки соревновательного метода:

– подчинение всей деятельности задаче победить в соответствие с правилами;

– стимулирование максимальных проявлений двигательных и личностных возможностей и качеств, выявление уровня их развития;

– обеспечение максимальной физической и психической нагрузок.

Общеметодические принципы — отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания.

Принцип сознательности и активности

Назначение принципа сознательности и активности в физи­ческом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занима­ющихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.

Реализация рассматриваемого принципа должна приводить к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания.

Сознательность — это способность человека правильно разби­раться в объективных закономерностях, понимать их и в соответ­ствии с ними осуществлять свою деятельность.

Активность — это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.

Принцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обуче­нии и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания.

Практическая наглядность в процессе физического воспитания осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и дви­гательная.

Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации в физическом вос­питании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностям зани­мающихся.

При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной трениро­вочной нагрузки и определена мера доступности задания.

Готовность к выполнению заданий зависит от уровня физичес­кого и интеллектуального развития занимающихся, а также от их субъективной установки, выражающейся в преднамеренном, це­леустремленном и волевом поведении.

Принцип научности обязывает строить педагогический процесс в соответствии с современным уровнем научных знаний. Любые применяемые средства физического воспитания, методы обучения и формы организации занятий должны отвечать существующим научным положениям. Принцип требует от учителя систематиче­ского обновления содержания своей теоретической подготовлен­ности. Именно поэтому данный принцип рассматривается как принцип оценивания качества учебного процесса, опирающегося на закономерности усвоения учебного материала.

Если по уровню реализации принципа научности можно оце­нить сам ход обучения, то принцип прочности позволяет оценить его конечный результат, отражающий готовность ученика к соот­ветствующей деятельности. Это должно выражаться, во-первых, достаточной длительностью сохранения приобретенных двигатель­ных умений и знаний; во-вторых, возможностью использования их в нужное время в нестандартных условиях, а также в сочетании с ранее приобретенными умениями и знаниями; в-третьих, созда­нием необходимых предпосылок для последующего овладения бо­лее сложным учебным материалом. В конечном итоге принцип прочности предполагает такое усвоение учебного материала, при котором он становится личным достоянием ученика («я знаю», «я умею», «я могу»).

Принцип отражает эффект постепенного формирования двига­тельного умения и специальных знаний через многократные повто­рения. Повторение —главный и единственный способ закрепления результатов, достигнутых в обучении. Следовательно, учебный материал должен повторяться регулярно, а не тогда, когда обна­ружится, что он плохо усвоен, забыт. Реализация принципа по­вторности имеет большое воспитательное значение, так как при­учает детей к регулярной работе.

Основанием принципа является закономерность, раскрываю­щая зависимость эффекта обучения от степени целостности содер­жания педагогического процесса. Целостность содержания пред­полагает наличие системы взаимосвязанных задач, средств, мето­дов, форм организации занятий на каждом отрезке обучения. Способность этих элементов педагогического процесса вступать в такие взаимодействия, которые приводят к новому качеству, не присущему каждому элементу в отдельности, и составляет сущность системности.

В основе принципа лежит преемственность задач, средств и методов обучения в пределах одного урока и серии уроков. Преем­ственность означает обусловленный порядок последовательности основанный на переходе от одних задач, средств и методов обуче­ния к другим. Каждая текущая задача (или средство, или метод) опирается на предыдущую и создает предпосылки для решения последующих задач. Подобная взаимосвязь всех элементов учеб­но-воспитательного процесса позволяет распределять учебный ма­териал таким образом, чтобы содержание каждого урока учиты­вало содержание предыдущих уроков и создавало базу для ос­воения нового учебного материала на последующих уроках.

В принципе раскрывается зависимость эффекта обучения от прогрессирования педагогических требований. (Именно поэтому его иногда называют или принципом прогресенрования, или прин­ципом динамичности.) Прогрессировать требований должно вы­ражаться в постепенном (но иногда неравномерном) усложнении техники и тактики физических упражнений, в их постоянном по­полнении, а следовательно, и в непрерывном повышении физиче­ской и психической нагрузок на ученика. Принцип вытекает из закономерности постепенного, но неравномерного развития умст­венных и физических способностей ребенка.

Принципы спортивной тренировки.

Принципы спортивной тренировки представляют собой наи­более важные педагогические правила рационального построения тренировочного процесса, в которых синтезированы научные дан­ные и передовой практический опыт тренерской работы.

Направленность на максимально возможные достижения, углублен­ная специализация и индивидуализация. Если при использовании физических упражнений без спортивных целей реализуется лишь некоторая, непредельная степень достижений, то для спортивной деятельности характерна направленность именно к максимуму. И хотя этот максимум индивидуально различен, зако­номерным является стремление каждого возможно дальше прой­ти по пути спортивного совершенствования.

Установка на высшие показатели реализуется соответствую­щим построением спортивной тренировки, использованием наи­более действенных средств и методов, углубленной специализа­цией в избранном виде спорта. Направленность к максимуму обусловливает так или иначе все отличительные черты спортив­ной тренировки — повышенный уровень нагрузок, особую сис­тему чередования нагрузок и отдыха, ярко выраженную циклич­ность и т.д.

Данная закономерность спортивной тренировки проявляется по-разному в зависимости от этапов многолетнего спортивного совершенствования. На первых этапах, когда занятия спортом проводятся в основном по типу общей подготовки, тренировоч­ный процесс не имеет ярко выраженных черт спортивной специ­ализации — установка на высшие достижения носит характер даль­ней перспективы. По мере возрастного формирования организма и повышения уровня тренированности эта установка реализуется в полной мере до тех пор, пока не начнут действовать ограничи­вающие возрастные и другие факторы. Таким образом, общий принцип прогрессирования приобретает в области спортивной подготовки особое содержание. Его нужно понимать как требова­ние обеспечить максимально возможную степень совершенство­вания в определенном виде спорта. А это означает необходимость углубленной специализации.

Спортивная специализация характеризуется таким распреде­лением времени и усилий в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избран­ном виде спорта, но не является таковым для других видов спорта. В связи с этим при построении спортивной тренировки чрезвы­чайно важен учет индивидуальных особенностей. Узкая специали­зация, проводимая в соответствии с индивидуальными склонно­стями взрослого спортсмена, дает возможность наиболее полно выявить его одаренность в области спорта и удовлетворить спортив­ные интересы.

Принцип индивидуализации требует построения и проведения тренировки спортсменов с учетом их возрастных особенностей, способностей, уровня подготовленности.

Единство общей и специальной подготовки. Спортивная специализа­ция не исключает всестороннего развития спортсмена. Напротив, наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возмо­жен лишь на основе разностороннего развития физических и духов­ных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма. В этом убеж­дает весь опыт спортив­ной практики, а также многочисленные дан­ные научных исследо­ваний.

Зависимость спор­тивных достижений от разностороннего разви­тия, в том числе и ин­теллектуального, объяс­няется двумя основны­ми причинами: во-пер­вых, единством орга­низма — органической взаимосвязью его органов, систем и функ­ций в процессе деятельности и развития; во-вторых, взаимодей­ствиями различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг двигательных умений и навыков, освоенных спортсменом, тем бла­гоприятнее предпосылки для образования новых форм двигатель­ной деятельности и совершенствования освоенных ранее.

Единство общей и специальной подготовки спортсмена озна­чает, что ни одну из этих сторон нельзя исключить из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип характе­ризуется следующими основными положениями:

1) спортивная тренировка строится как круглогодичный и много­летний процесс, гарантирующий наибольший кумулятивный эф­фект в направлении спортивной специализации;

2) воздействие каждого последующего тренировочного занятия как бы «наслаивается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их;

3) интервал отдыха между занятиями выдерживается в преде­лах, гарантирующих общую тенденцию восстановления и повы­шения работоспособности, причем в рамках тренировочных мезо- и микроциклов при определенных условиях допускается проведе­ние занятий на фоне частичного недовосстановления, в силу чего создается уплотненный режим нагрузок и отдыха.

Гетерохронность (неодновременность) восстановления различ­ных функциональных возможностей организма после тренировоч­ных нагрузок и гетерохронность адаптационных процессов позво­ляют в принципе тренироваться ежедневно и не один раз в день без каких-либо явлений переутомления и перетренировки.

Эффект воздействий отдельных упражнений, отдельных тренировочных занятий или соревнований, а также отдельных циклов непостоянен и зависит от продолжитель­ности нагрузки и ее направленности, а также величины.

В связи с этим различают ближний (срочный) тренировочный эффект (БТЭ), следовой тренировочный эффект (СТЭ) и кумуля­тивный тренировочный эффект (КТЭ).

БТЭ характеризуется процессами, происходящими в организ­ме непосредственно при выполнении упражнений, и теми изме­нениями функционального состояния, которые возникают в кон­це упражнения или занятия. СТЭ является последствием выполне­ния упражнения, с одной стороны, и ответным реагированием систем организма на данное упражнение или занятие — с другой.

По окончании упражнения или занятия в период последующе­го отдыха начинается следовой процесс, представляющий собой фазу относительной нормализации функционального состояния организма и его работоспособности. В зависимости от начала по­вторной нагрузки организм может находиться в состоянии недо­восстановления, возвращения к исходной работоспособности или в состоянии суперкомпенсации, т.е. более высокой работоспособ­ности, чем исходная.

При регулярной тренировке следовые эффекты каждого трени­ровочного занятия или соревнования, постоянно накладываясь друг на друга, суммируются, в результате чего возникает кумуля­тивный тренировочный эффект, который не сводится к эффек­там отдельных упражнений или занятий, а представляет собой производное от совокупности различных следовых эффектов и приводит к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям в состоянии организма спортсмена, увеличению его функциональных возможностей и спортивной работоспособности. Однако такие положительные изменения в состоянии подготов­ленности возможны при правильном построении спортивной тре­нировки и через достаточно продолжительное время. Таким обра­зом взаимодействия БТЭ, СТЭ и КТЭ и обеспечивают непрерыв­ность процесса спортивной тренировки.

Единство постепенности и предельности в наращивании трениро­вочных нагрузок. Увеличение функциональных возможностей орга­низма закономерно зависит от предъявляемых тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый новый шаг на пути к спортив­ным достижениям означает и новый уровень тренировочных на­грузок. Постепенно и неуклонно возрастают как физические на­грузки, так и требования к технической, тактической и психи­ческой подготовленности спортсмена. Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в то же время с тенденцией к предельно возможным. Понятие «максимальная нагрузка» неверно было бы всегда отождествлять с понятием «нагрузка до отказа», до полно­го утомления. Правильно будет сказать, что это нагрузка, которая находится на границе наличных функциональных способностей организма, но ни в коем случае не выходит за границы его при­способительных возможностей.

Постепенное и максимальное увеличение тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает прогресс спортивных достижений. Это обеспечивается неуклонным повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, постепенным усложне­нием требований, предъявляемых к подготовке спортсмена. Все это выражается в последовательном выполнении спортсменом таких заданий, которые позволяют ему овладеть все более сложными и совершенными умениями и двигательными навыками.

Постепенность в тренировке должна соответствовать возмож­ностям и уровню подготовленности спортсмена, особенно юно­го, обеспечивая неуклонный поступательный рост его спортив­ных достижений.

Волнообразность динамики нагрузок. Прогрессирующее повыше­ние тренировочных нагрузок на определенных этапах вступает в противоречие с ходом приспособительных изменений в организ­ме спортсмена. Это вызывает необходимость наряду с отдыхом вре­менно снижать нагрузки, что обеспечивает необходимые биоло­гические перестройки в организме спортсмена. Поэтому динами­ка тренировочных нагрузок не может иметь вид прямой линии — она приобретает волнообразный характер. Волнообразные изме­нения нагрузки характерны как для относительно небольших от­резков учебно-тренировочного процесса, так и для этапов и пе­риодов годичного цикла тренировки.

Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и динамике интенсивности нагрузок, причем максимальные значения тех и других параметров в большинстве случаев не со­впадают.

Продолжительность и степень изменения отдельных парамет­ров нагрузки в различных фазах ее волнообразных колебаний за­висит от:

— абсолютной величины нагрузок;

— уровня и темпов развития тренированности спортсмена;

— особенностей вида спорта;

— этапов и периодов тренировки.

Из логики соотношений параметров объема и интенсивности нагрузок можно вывести следующие правила, касающиеся их ди­намики в тренировке:

— чем меньше частота и интенсивность тренировочных заня­тий, тем продолжительнее может быть фаза (этап) неуклонного нарастания нагрузок, но степень их прироста каждый раз незна­чительна;

— чем плотнее режим нагрузок и отдыха в тренировке и чем выше общая интенсивность нагрузок, тем короче периоды волно­образных колебаний в их динамике, тем чаще появляются в ней «волны»;

— на этапах особенно значительного увеличения суммарного объема нагрузок (что бывает необходимо для обеспечения долго­временных адаптации морфофункционального характера) доля нагрузок высокой интенсивности и степень ее увеличения лими­тированы тем больше, чем значительнее возрастает суммарный объем нагрузок, и наоборот;

— на этапах особенно значительного увеличения суммарной интенсивности нагрузок (что необходимо для ускорения темпов развития специальной тренированности) их общий объем лими­тирован тем больше, чем значительнее возрастают относительная и абсолютная интенсивность.

Цикличность тренировочного процесса. Характеризуется частич­ной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых пери­одов в рамках определенных циклов.

Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тре­нировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновлен­ным содержанием, частичным изменением состава средств и ме­тодов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д. От того, на­сколько рационально сочетаются при построении тренировки ее повторяющиеся и динамические черты, в решающей мере зави­сит ее эффективность.

В форме циклов строится весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки.

В зависимости от масштабов времени, в пределах которых стро­ится тренировочный процесс, различают микро-, мезо-, макро­циклы. Все они составляют неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.

Руководствоваться данным принципом — это значит:

1) строя тренировку, исходить из необходимости системати­ческого повторения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять тренировочные задания в соот­ветствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов трениро­вочного процесса;

2) решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки, находить им соответствующее место в струк­туре тренировочных циклов (ибо любые тренировочные упражне­ния, средства и методы, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если они применены не вовремя, не к ме­сту, без учета особенностей фаз, этапов и периодов тренировки);

3) нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям смены фаз, этапов и перио­дов тренировки;

4) рассматривать любой фрагмент тренировочного процесса в его взаимосвязи с более крупными и менее крупными формами циклической структуры тренировки, учитывая, что структура микроциклов, например, во многом определяется их местом в структуре средних циклов, а структура средних циклов обусловле­на, с одной стороны, особенностями составляющих их микро­циклов, а с другой — местом в структуре макроцикла и т.д.;

5) при построении различных циклов тренировки следует учи­тывать как естественные биологические ритмы организма, так и ритмы, связанные с природными явлениями.

Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности. Сущность этого принципа состоит в том, чтобы в процессе мно­голетней тренировки учитывалась динамика возрастного развития спортсмена, позволяющая эффективно воздействовать на возрас­тную динамику способностей, проявляемых в спорте, в направ­лении, ведущем к спортивному совершенствованию и в то же время не вступающем в противоречие с закономерностями онтогенеза организма человека.

В детско-юношеском возрасте, когда происходит формирова­ние и созревание организма, эффект тренировки существенно зависит от учета особо чувствительных (сенситивных) периодов, которые характеризуются более высокими, чем в иные периоды, темпами развития способностей.

В юношеском возрасте, до полного возрастного созревания основополагающим в тренировке должны быть общая физичес­кая подготовка, формирование у каждого спортсмена всего ком­плекса физических способностей (силы, быстроты, выносливо­сти и др.).

Многолетний тренировочный процесс следует строить, ори­ентируясь на оптимальные возрастные периоды, в границах кото­рых спортсмены добиваются высших спортивных достижений.

Общие понятия технической и тактической подготовки

Одной из задач спортивной тренировки является освоение техники и тактики избранной спортивной дисцип­лины.

Под технической подготовкой следует понимать процесс освое­ния спортсменом системы движений (техники вида спорта), со­ответствующей особенностям данной спортивной дисциплины и направленной на достижение высоких спортивных результатов.

Основной задачей технической подготовки спортсмена явля­ется обучение его основам техники соревновательной деятельно­сти или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование избранных для предмета состязания форм спортивной техники.

В процессе технической подготовки необходимо до­биться от спортсмена, чтобы его техника отвечала следующим требованиям.

1. Результативность техники обусловливается ее эффективно­стью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, мини­мальной тактической информативностью для соперника.

2. Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам, соответ­ствием уровню физической, технической, психической подготов­ленности.

3. Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спорт­смена.

Современная тренировочная и особенно соревновательная деятельность характеризуются большим количеством сбивающих факторов. К ним относятся активное противодействие соперни­ков, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжела­тельное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к выполнению эффективных приемов и действий в сложных усло­виях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.

4. Вариативность техники определяется способностью спорт­смена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Опыт показывает, что стремление спортсменов сохранить временные, динамические и пространственные характеристики движений в любых условиях со­ревновательной борьбы к успеху не приводит.

5. Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При про­чих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энерготрата­ми, наименьшим напряжением психических возможностей спорт­смена.

В спортивных играх, единоборствах, сложно-координационных видах спорта важным показателем экономичности является спо­собность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.

6. Минимальная тактическая информативность техники для соперников является важным показателем результативности в спортивных играх и единоборствах. Совершенной здесь может быть только та техника, которая позволяет маскировать тактические за­мыслы и действовать неожиданно. Поэтому высокий уровень техни­ческой подготовленности предусматривает наличие способности спортсмена к выполнению таких движений, которые, с одной сто­роны, достаточно эффективны для достижения цели, а с другой — не имеют четко выраженных информативных деталей, демаскирую­щих тактический замысел спортсмена (В.Н.Платонов, 1987).

У прогрессирующего спортсмена можно выделить три этапа технической подготовки:

1-й этап совпадает с первой половиной подготовительного пе­риода больших тренировочных циклов, когда вся подготовка спорт­смена подчинена необходимости становления спортивной формы. Это этап создания модели новой техники соревновательных дви­жений (ее улучшения, практического освоения, разучивания от­дельных элементов, входящих в состав соревновательных действий) и формирования их общей координационной основы;

2-й этап. На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков сорев­новательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает значительную часть второй половины подготовитель­ного периода больших тренировочных циклов (специально подго­товительный, предсоревновательный этапы);

3-й этап. Техническая подготовка строится в рамках непосред­ственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, моделирование со­ревновательных программ, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени надежности применительно к усло­виям основных соревнований. Этот этап начинается с завершаю­щей части подготовительного периода и распространяется на со­ревновательный период.

Одним из важнейших методических условий совершенствова­ния технического мастерства являются взаимосвязь и взаимозави­симость структуры движений и уровня развития двигательных способностей. Соответствие уровня физической подготовленности спорт­смена уровню владения его спортивной техникой — важнейшее положение методики технической подготовки в спорте.

На эффективность спортивно-технической подготовки влияют уровень предварительной подготовленности, индивидуальные осо­бенности, особенности избранного вида спорта, общая структура тренировочного цикла и другие факторы.

Техническую подготовку нельзя рассматривать изолированно, она является составляющей единого целого, в котором техничес­кие решения тесно взаимосвязаны с физическими, психически­ми, тактическими возможностями спортсмена, а также конкрет­ными условиями внешней среды, в которой выполняется спортив­ное действие.

Тактическая подготовка — педагогический процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе специфической соревновательной деятельности.

Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов; освоение умений строить свою тактику в предстоящих соревнова­ниях; моделирование необходимых условий в тренировке и конт­рольных соревнованиях для практического овладения тактическими построениями. Ее результатом является обеспечение определенного уровня тактической подготовленности спортсмена или команды. Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей так­тики и ее формами (индивидуальной, групповой или командной).

Практическая реализация тактической подготовленности пред­полагает решение следующих задач:

— создание целостного пред­ставления о поединке;

— формирование индивидуального стиля ве­дения соревновательной борьбы;

— решительное и своевременное воплощение принятых решений благодаря рациональным приемам и действиям с учетом особенностей противника, условий внеш­ней среды, судейства, соревновательной ситуации, собственного состояния и др.

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хо­рошем уровне технической, физической, психической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства со­ставляют тактические знания, умения, навыки и качество такти­ческого мышления.

Под тактическими знаниями спортсмена подразумеваются све­дения о принципах и рациональных формах тактики, вырабо­танных в избранном виде спорта. Тактические знания находят практическое применение в виде тактических умений и навыков. В единстве с формированием тактических знаний, умений и на­выков развивается тактическое мышление. Оно характеризуется способностью спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять и перерабатывать информацию, существенную для ре­шения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное — крат­чайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью вело бы к успеху.

Различают два вида тактической подготовки: общую и специ­альную.

Общая тактическая подготовка направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спортивных соревнованиях в избранном виде спорта.

Специаль­ная тактическая подготовка — на овладение знаниями и такти­ческими действиями, необходимыми для успешного выступления в конкретных соревнованиях и против конкретного соперника.

Специфическими средствами и методами тактической подго­товки служат тактические формы выполнения специально подго­товительных и соревновательных упражнений, так называемые тактические упражнения. От других тренировочных упражнений их отличает то, что:

— установка при выполнении данных упражнений ориентиро­вана в первую очередь на решение тактических задач;

— в упражнениях практически моделируются отдельные такти­ческие приемы и ситуации спортивной борьбы;

— в необходимых случаях моделируются и внешние условия соревнований.

В зависимости от этапов подготовки тактические упражне­ния используются в облегченных условиях; в усложненных ус­ловиях; в условиях, максимально приближенных к соревнова­тельным.

Облегчить условия выполнения тактических упражнений в тренировке обычно бывает необходимо при формировании новых сложных умений и навыков или преобразовании сформированных ранее. Это достигается путем упрощения разучиваемых форм тактики, если расчленить их на менее сложные операции (с выде­лением, например, действий атакующей, оборонительной, конт­ратакующей тактики в спортивных играх и единоборствах, пози­ционной борьбы на дистанции и т.д.).

Цель использования тактических упражнений повышенной труд­ности — обеспечение надежности разученных форм тактики и сти­мулирование развития тактических способностей. К числу отно­сительно общих методических подходов, воплощаемых в таких упражнениях, относятся:

а) подходы, связанные с введением дополнительных тактичес­ких противодействий со стороны противника. Спортсмен (коман­да) при этом оказывается перед необходимостью, решая такти­ческие задачи, преодолевать более значительное противодействие, чем в условиях соревнований. Например: реализовать намеченный тактический замысел в тренировочной схватке с несколькими соперниками (поочередно меняющимися по ходу схватки), в иг­ровых упражнениях и тренировочных играх «Один против двух», «Трое против пяти» и т.д.; преодолеть заданными технико-такти­ческими приемами сопротивление соперника, которому разре­шено пользоваться более широким арсеналом приемов;

б) подходы, связанные с ограничением пространственных и временных условий действий;

в) подходы, связанные с обязательным расширением исполь­зуемых тактических вариантов;

г) подходы, связанные с ограничением числа попыток, предо­ставленных для достижения соревновательной цели.

В процессе совершенствования тактического мышления спорт­смену необходимо развивать следующие способности: быстро вос­принимать, адекватно осознавать, анализировать, оценивать со­ревновательную ситуацию и принимать решение в соответствии с создавшейся обстановкой и уровнем своей подготовленности и своего оперативного состояния; предвидеть действия противника; строить свои действия в соответствии с целями соревнований и задачей конкретной состязательной ситуации.

Основным специфическим методом совершенствования так­тического мышления является метод тренировки как с реальным, так и с условным противником.

Наряду с обучением и совершенствованием основ спортивной тактики необходимы:

— постоянное пополнение и углубление знаний о закономер­ностях спортивной тактики, ее эффективных формах;

— систематическая «разведка» (сбор информации) о спортив­ных соперниках, разработка тактических замыслов;

— обновление и углубление спортивно-тактических умений и навыков, схем и т.д.;

— воспитание тактического мышления.

В качестве практического раздела содержания спортивной трени­ровки тактическая подготовка наиболее полно представлена на этапах, непосредственно предшествующих основным состязани­ям, и на этапах между основными соревнованиями.

На этапе непосредственной подготовки к ответственному соревнованию методика тактической подготовки призванна обеспе­чивать в первую очередь возможно более полное моделирование тех целостных форм тактики, какие будут использоваться в дан­ном состязании. Цель моделирования при этом — апробировать выработанный тактический замысел и план в условиях, как мож­но больше совпадающих с условиями предстоящего состязания.

Изучение техники рукопашного боя

Решая задачи обучения, тренер опирается в своей повседневной работе на главные дидактические принципы педагогики.

Знание и выполнение этих принципов, выражающих основные требования к педагогическому процессу, дают возможность тренеру правильно организовать процесс обучения, с большими успехами и в более короткий срок вооружить учеников специальными знаниями, навыками и умениями.

Обучение слагается из получения новичками определенных знаний, разучивания упражнений, анализа и исправления ошибок.

Учитывая сложнокоординационный характер упражнений в рукопашном бое – ударов руками, ударов ногами, подсечек освоение их техники можно производить в следующих режимах:

Режим по разделениям — выполнение упражнения в медленном темпе, с фиксацией на промежуточных фазах движение.

Цель режима — запоминание мышцами и визуально промежу­точных положений упражнения.

Режим медленно-мягко — выполнение упражнения в медленной темпе в целом с мягким касанием цели.

Режим медленно-жестко — выполнение упражнения в медленном темпе в целом с жестким касанием цели.

Цель режима — развитие силы мышц, участвующих в выполнении упражнетш и точность касания цели.

Режим быстро-мягко — выполнение упражнения с реальной скоростью и мягким касанием цели.

Цель режима — развитие быстроты и точности выполнения упраж­нения.

Режим быстро-жестко — выполнение упражнения с реальной скоростью и жестким касанием цели.

Цель режима — реальное выполнение упражнения (на поражение).

Освоение техники в данных режимах проводится на боксерских снарядах и в парах (кроме режима быстро-жестко).

В своей работе тренер использует показ, объяснение, рассказ, беседу, лекцию.

Основным методом обучения является показ, сочетающийся с объяснением. Технику рукопашного боя тренер показывает один или вместе с кем-либо из учеников (для изучения защиты и контрударов). Тактические приемы демонстрируются в паре со спортсменом, в достаточной мере владеющим техникой и тактикой.

В результате показа приемов, объяснения техники их выполнения и тактического применения у занимающихся должно создаться правильное представление о выполнении приемов.

Прием разучивается в целом и по элементам, путем многократного его выполнения в медленном и быстром темпах, в простых и сложных условиях.

Обычно каждую тренировку начинают с повторения и совершенствования ранее изученной техники и тактики, а затем уже приступают к изучению нового материала. При повторении пройденного, тренер напоминает, как выполняется прием, указывает на характерные ошибки, допущенные учениками.

Обучение новому материалу начинается с объяснения тактического назначения упражнения или приема, а заканчивается показом техники его выполнения. Практическое овладение приемом вначале происходит в одной (рис. 1) или двух шеренгах (без перчаток) под команду тренера (рис. 2).

теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Смотреть фото теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Смотреть картинку теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Картинка про теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Фото теория и методика физического воспитания спортивной тренировки теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Смотреть фото теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Смотреть картинку теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Картинка про теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Фото теория и методика физического воспитания спортивной тренировки

Рис. 1. Овладение приемом в одной шеренге Рис. 2. Овладение примемом в двух

шеренгах под команду тренера

теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Смотреть фото теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Смотреть картинку теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Картинка про теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Фото теория и методика физического воспитания спортивной тренировки теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Смотреть фото теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Смотреть картинку теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Картинка про теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Фото теория и методика физического воспитания спортивной тренировки

Рис. 3. Упражнение в парах – самостоятельно Рис. 4. Упражнения в ударах во время ходьбы

После того как приемы освоены в шеренгах, переходят к упражнениям для изучения ударов и защит во время ходьбы по залу (рис. 4). Чтобы новички более быстро и правильно овладевали упражнениями при передвижении, их ритмом и амплитудой, впереди следует самостоятельно поставить наиболее технического и опытного направляющего, а остальных новичков расставить через одного, чередуя более подготовленных с менее подготовленными. Это позволит находящимся сзади равняться на успевающих. Основные упражнения с партнером в перчатках в процессе обучения проводятся в шеренгах и в парах.

Начинать обучение новичков следует с упражнений в шеренгах и на месте. Это даст возможность лучше усвоить учеником элементы техники рукопашного боя. Например, спортсмены одной шеренги наносят спортсменам другой шеренги удары по перчаткам, в голову и туловище или одна шеренга атакует — другая защищается. После этого приемы осваиваются в движении сначала без контрударов, а затем с применением ответных или встречных контрударов.

На более позднем этапе обучения, когда новички овладели основами техники, новым приемам обучают сразу с упражнений в парах. В этих упражнениях обычно один из партнеров атакует, а другой только защищается или защищается и контратакует. Затем в следующем раунде партнеры меняются ролями. Задание может быть и иным: партнеры в течение раунда поочередно меняются ролями: один атакует — другой защищается и контратакует, а затем все повторяется наоборот.

Условный бой — упражнение с партнером в перчатках по определенному заданию — может быть односторонним и двусторонним.

В одностороннем бою один атакует, другой защищается или же, защищаясь, контратакует. В двустороннем бое оба боксера произвольно ведут бой, но с ограниченным выбором боевых средств.

На уроке упражнения в условном бою выполняются одновременно всеми боксерами, передвигающимися по всему залу: количество раундов условного боя зависит от подготовленности группы и сложности заданий.

Вольный бой проводится с целью совершенствования всего пройденного учебного материала. Во время вольного боя проявляются и в то же время формируются основные физические, моральные и волевые качества боксера, его тактические умения и технические навыки.

Вольный бой при обучении должен проходить без азарта и излишней горячности.

Во время боя тренер наблюдает и делает в блокноте пометки, чтобы после окончания его иметь возможность проанализировать все слабые и сильные стороны каждой пары.

Это приучает занимающихся серьезно относится к каждому бою и выполнять поставленные перед ними задачи.

В 1-й год занятий в вольном бою упражняются одновременно все спортсмены группы. При таком способе ведения вольного боя каждая пара новичков работает более свободно и непринужденно, так как не чувствует себя в центре внимания остальных.

Перед началом упражнения партнеры обязательно должны получить от тренера указания по ведению боя. Задания эти могут быть написаны на отдельных листках бумаги и перед боем вручены для ознакомления. Лучше всего, если партнер не будет знать о задании другого. После окончания раунда или боя каждый из партнеров зачитывает свои задания и рассказывает о том, как они были выполнены. В обсуждении боя могут принять участие и другие члены секции.

На занятиях 2-го года обучения вольный бой следует проводить на ковре. Рекомендуется провести 1—2 раунда условного боя и только затем перейти к вольному бою. В то время, как одна пара проводит бой, две другие разминаются.

При обучении новичков тренеры стали прибегать к спаррингам (вольным боям) в затрудненных условиях. Например, на ковре находятся три спортсмена, двое работают против одного или каждый за себя.

Во время вольного боя тренер может указать ученику на отдельные ошибки, но лучше это сделать в перерывах между раундами, чтобы не мешать ему самостоятельно решать возникшие в бою задачи.

После окончания упражнения тренер совместно со спортсменом разбирает все положительные и отрицательные стороны боя.

Бой с тенью или воображаемым противником позволяет имитировать реальный бой, изучить и совершенствовать различные технические и тактические действия. Методика проведения такого занятия дана в практических уроках.

Упражнения со снарядами позволяют в процессе обучения и тренировки совершенствовать технику ударов и ложных действий, развивать специальные физические качества.

К упражнениям со снарядами в уроке рекомендуется переходить после проведения вольного (или условного) боя.

На каждом уроке в упражнениях со снарядами решается конкретная задача, в зависимости от которой определяется форма и характер упражнения.

В упражнениях со снарядами обучающийся должен выполнять следующие требования:

2) чаще делать уклоны туловищем во все стороны, чтобы усовершенствовать технику защит уклонами от ударов противника;

3) при совершенствовании избранного приема атаки с дальней дистанции проводить атаку по снаряду с максимально быстрым атакующим шагом для приобретения навыка быстрого сближения с противником в бою;

4) для выработки внезапности при атаке противника все удары по снарядам наносить после ложных движений быстро и точно.

Групповой урок является основной формой проведения учебно-тренировочной и воспитательной работы по боксу.

Наиболее часто в процессе обучения применяется учебно-тренировочный урок, который состоит из трех частей — подготовительной, основной и заключительной.

Назначение подготовительной части: общее разогревание организма и подготовка его к выполнению упражнений основной части урока, содействие всестороннему физическому развитию и развитию специальной координации и технических навыков.

Тренер знакомит занимающихся с темой и задачами данного урока и перечисляет основные средства, с помощью которых эти задачи решаются. Для наглядности тренер должен показать несколько упражнений или приемов, чтобы создать правильное представление об изучаемом на уроке.

Организующее и дисциплинирующее значение имеет использование в занятиях строевых упражнений, поворотов, ходьбы на счет и др.

В подготовительной части применяются также общеразвивающие и специальные упражнения с ходьбой и на месте, упражнения в парах без перчаток, упражнения игрового характера, боя с тенью и т.п. Иногда в подготовительной части урока можно использовать спортивные игры и эстафеты, не допуская, однако, чтобы занимающиеся чрезмерно увлекались, так как это может отрицательно повлиять на их способность воспринимать учебный материал основной части урока.

Задачи основной части: улучшить физическую и специальную подготовленность занимающихся, воспитать у них волевые и физические качества (быстроту, ловкость, силу, выносливость).

Обучение и совершенствование техники и тактики начинается с упражнений без перчаток. Занимающиеся выстраиваются лицом к тренеру в одну или несколько шеренг. Наиболее способных спортсменов и спортсменов низкого роста размещают в первой шеренге. При таком построении тренеру легче следить за тем, как выполняют упражнения стоящие сзади, которые смогут копировать технику более подготовленных учеников.

После упражнений на месте занимающиеся произвольно выполняют приемы, свободно передвигаясь по залу, или разучивают их в бою с тенью.

Изучение приемов в перчатках вначале выполняется в двух шеренгах, а затем при произвольном передвижении по залу. После нескольких раундов и упражнений в парах на выполнение отдельных приемов приступают к условному бою в различной тактической обстановке, а затем переходят к упражнениям вольного боя.

После вольного боя занимающиеся выполняют упражнения со снарядами или со скакалкой и приступают к бою с тенью.

В конце основной части урока применяются гимнастические упражнения — вначале без отягощения, а затем с отягощением.

Заканчивают основную часть подвижными играми, проводимыми с небольшой нагрузкой.

Задача заключительной части урока — привести организм занимающихся в относительно спокойное состояние. В нее входят: успокаивающие и дыхательные упражнения, упражнения на расслабление с ходьбой и на месте. Затем тренер подводит итоги занятия, говорит о недостатках и положительных сторонах занимающихся, проверяет и дает домашние задания.

Кроме учебно-тренировочного занятия, в обучении используются и другие уроки, которые в зависимости от периодов и задач подготовки решают частные задачи: развитие определенных физических качеств, совершенствование техники и тактики рукопашного боя, практика ведения боя, подготовка к соревнованиям, контроль за овладением пройденного материала. К таким урокам относятся:

1) занятия по общей физической подготовке;

2) занятия по совершенствованию техники и тактики;

4) контрольные уроки.

В занятия по общефизической подготовке включают в основном гимнастические и спортивно-вспомогательные упражнения, а также небольшое количество специальных упражнений.

Тренеру, занимающемуся с новичками, с самого начала обучения следует по возможности разнообразить средства физической подготовки, особенно общей, стараясь на занятиях использовать общеразвивающие упражнения (новички обычно проявляют повышенный интерес лишь к специальным упражнениям).

На 1-м году занятий особое внимание обращается на развитие быстроты движений, ловкости, гибкости, формирование осанки, а затем уже на развитие других физических качеств.

Подготовительная часть урока по физической подготовке должна состоять из легкоатлетического комплекса и общепринятых специальных упражнений, применяемых обычно в тренировочных занятиях по рукопашному бою.

В начале основной части урока используются легкоатлетические упражнения (бег на короткие дистанции, эстафеты, различные прыжки, метания, толкание ядра, камней и т. д.).

Вторая половина основной части посвящается совершенствованию техники и тактики. После этого рекомендуется провести спортивную игру с мячом.

Основным упражнением этого урока является вольный бой с партнером, в котором спортсмену предоставляется возможность самостоятельно проявить умение и навыки, полученные на занятиях.

В бою ученик должен быстро решать поставленные перед ним тактические задачи.

В зависимости от подбора партнеров используется:

1) бой с высоким или низким партнером;

2) бой с более легким (или тяжелым) партнером;

3) бой против партнера-левши;

4) бой с партнерами, применяющими различные виды тактики.

В контрольных уроках проверяется усвоение ранее изученного материала по технике и тактике, физической подготовленности занимающихся или их готовности к соревнованиям.

Такие уроки проводятся в различные периоды обучения и тренировки спортсменов через интервалы, установленные тренером.

Помимо практических уроков, в обучении применяются теоретические занятия в форме отдельных уроков-лекций или бесед, которые проводит тренер как со всей группой, так и индивидуально с учеником.

С самого начала обучения тренеру следует тщательно разъяснять занимающимся, что собой представляет рукопашный бой как вид спорта, какое значение в боевых упражнениях имеет боевое мышление и хитрость. Необходимо убедить учеников в том, как важны для успехов в спорте всесторонняя физическая подготовка и правильный режим. В беседах, которые тренер обязан проводить с занимающимися в течение 5—10 мин. перед каждым уроком, надо постоянно добиваться того, чтобы они понимали смысл и задачи выполняемых действий и назначение каждого упражнения. Особенно важно постоянно напоминать о том, что изучение техники в упражнениях с партнером должно производиться при полном взаимном доверии: партнеры обязаны помогать друг другу осваивать приемы, не допускать грубости в условных и тренировочных боях. Лишь при этом условии новички, обучаемые в секции, смогут изучить предлагаемый им объем техники и овладеть умением искусно проводить бои.

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Систематические занятия с постоянной груп­пой, проводимые на основе твердого расписания, дают возмож­ность планомерно решать задачи физического, волевого и нрав­ственного воспитания молодых спортсменов, осуществлять их спортивную подготовку.

Каждое занятие бывает направлено на изучение нового ма­териала, главным образом технического характера, или на пов­торение пройденного ранее.

Занятия, направленные на изучение техники, должны про­ходить в спокойной обстановке и в размеренном темпе, помо­гающих участникам сосредоточить внимание на учебных зада­чах, особенно на технике выполнения изучаемых приемов.

Учебное занятие состоит из четырех частей: вводной, под­готовительной, основной и заключительной.

теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Смотреть фото теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Смотреть картинку теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Картинка про теория и методика физического воспитания спортивной тренировки. Фото теория и методика физического воспитания спортивной тренировки

В вводной части тренер объясняет ученикам задачи за­нятия, указывает на технические и тактические особенности ударов и способов защиты, которые предстоит изучить на дан­ном занятии, а также на тактические возможности использо­вать в состязаниях данные удары и виды защиты. Продолжи­тельность вводной части 5—10 минут.

Подготовительная часть содержит общеразвивающие гимнастические упражнения без предметов, выполняемые одновременно всей группой на месте или при ходьбе по кругу. Эти упражнения имеют целью развить у занимающихся силу, гибкость, правильную координацию движений.

Чтобы подготовить учеников к усвоению движений в основной части занятия, тренер проводит с ними имитационные упражнения, построенные на передвижениях, одиночных и двойных ударах, различных видах защиты. Эти упражнения также выполняют всей группой одно­временно при ходьбе по кругу.

Подготовительная часть обычно заканчивается упражнением в «бою с тенью», в котором занимающиеся произвольно исполь­зуют все известные им средства техники. Тренер, наблюдая за бойцами, добивается выработки ими правильного, экономного и рационального стиля движений, структурно основанного на типовой технике.

Продолжительность подготовительной части — до 20 минут, в зависимости от задачи урока.

Основная часть начинается с разучивания техники уда­ров и защиты. Для этого занимающиеся, построенные тренером в разомкнутую колонну, выполняют по его указанию движения ударов и защиты без партнера, стараясь овладеть правильной формой изучаемого движения.

Наблюдая за выполнением этих упражнений, тренер доби­вается, чтобы ученики правильно усвоили то или иное боевое движение, как основу для выработки технического навыка.

Когда занимающиеся правильно усвоят движения удара и защиты, тренер строит их в две шеренги, лицом друг к другу, для упражнений в атаке (разученным ударом) и защите от нее; упражнение делают в перчатках. Тренер устанавливает, какая шеренга будет атаковать и какая защищаться.

К атакующим предъявляется требование рассчитывать ди­станцию действия своих ударов и сохранять точную форму движения.

Чтобы облегчить партнеру защиту, атакующий должен нано­сить удары вначале замедленно, но точно направлять их в цель. Когда партнер научится своевременно защищаться, атакующий может наносить удары в более быстром темпе.

Защищающийся должен научиться в этом упражнении при­менять защиту в момент атаки партнера, экономно рассчиты­вать амплитуду защитного движения и расстояние до партнера, стараясь не напрягаться и правильно выполнять защитное движение. В конце защитного движения необходимо принимать удобное исходное положение для ответных ударов (контруда­ров).

Затем разучивают способы защиты в парах, свободно пере­двигающихся по залу (при односторонней атаке).

Когда занимающиеся усвоят технику данного вида защиты, тренер предлагает им наносить в соединении с этой защитой определенные ответные и встречные удары (контрудары).

После этого, чтобы закрепить навыки в атаке и защите, тре­нер использует упражнения в условном бою.

Распределяя занимающихся по парам, тренер разрешает им вести легкий бой, свободно передвигаясь по залу. Действия за­нимающихся ограничиваются материалом занятия, т. е. раз­ученным атакующим ударом и защитой от него, соединенной с усвоенными контрударами. Партнеры могут атаковать друг друга по очереди или одновременно, в зависимости от того, на­сколько они подготовлены. Но во всех случаях тренер не дол­жен допускать, чтобы занимающиеся небрежно выполняли тех­нические приемы, чем закрепляли неправильные технические навыки и грубую манеру боя.

После упражнений с партнерами переходят к упражнениям в ударах по мешку и груше, к упражнениям со скакалкой и на­бивным мячом.

Продолжительность основной части урока — 50—60 минут.

Заключительная часть содержит упражнения, имею­щие задачей успокоить деятельность организма занимающихся. Здесь используются упражнения в расслаблении мышц, спокой­ная ходьба по кругу и др.

Урок заканчивается построением в шеренгу и организован­ным уходом учеников из зала. Перед тем как отпустить боксе­ров, тренер делает заключение о прошедшем занятии, обращая внимание группы на текущие задачи обучения и делая замеча­ния некоторым ученикам относительно их поведения на уроке или положительных и отрицательных сторон в усвоении ими спортивной техники и тактики бокса.

Продолжительность заключительной части — 5—7 минут.

Все занятие продолжается около 90-120 минут.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *