теория без практики ничто практика без теории
Про «теоретиков» и «практиков»: извечный спор с непонятным результатом
Теория без практики мертва, практика без теории слепа.
А.В. Суворов
Спор о «теоретиках» и «практиках» в юриспруденции представляется столь обыденным, что уже давным давно всем известны возможные и невозможные доводы. Ваш покорный слуга более-менее подробно по вопросу высказывался здесь, тем или иным способом превознося теорию над практическими занятиями. Знатокам диалектического материализма можно «практику» и «теорию» вообще выводить из закона единства и борьбы противоположностей.
А в споре участвуют представители как ведущих юридических школ страны (коих меньшинство), так и основной массы региональных или частных вузов, различающихся друг от друга как небо и земля, как альфа и омега.
Но аспирантура присутствует. Как и магистратура, как и иные опции, которые должны быть в университете в соответствии с законом об образовании.
Но регион маленький (остальные регионы, в массе своей, не больше), а потому заранее известно, кто будет учиться на бюджетных местах, кому дадут поступить на платное, кому придётся идти в другие вузы. Кто пойдёт в магистратуру, кому дадут место в аспирантуре (вместе с тем или иным соответствующим постом в администрации или без такового). Не Северный Кавказ, конечно, но свои «элиты», в том числе потомственные, тихо-мирно за последние 70 лет нахождения региона в составе России сформировались.
Потому «практики» зачастую обоснованно недолюбливают «теоретиков», а «теоретики» свысока смотрят на «практиков». Но ни те ни другие зачастую не являются действительными профессионалами.
Про «теоретиков» и «практиков»: извечный спор с непонятным результатом
Теория без практики мертва, практика без теории слепа.
А.В. Суворов
Спор о «теоретиках» и «практиках» в юриспруденции представляется столь обыденным, что уже давным давно всем известны возможные и невозможные доводы. Ваш покорный слуга более-менее подробно по вопросу высказывался здесь, тем или иным способом превознося теорию над практическими занятиями. Знатокам диалектического материализма можно «практику» и «теорию» вообще выводить из закона единства и борьбы противоположностей.
А в споре участвуют представители как ведущих юридических школ страны (коих меньшинство), так и основной массы региональных или частных вузов, различающихся друг от друга как небо и земля, как альфа и омега.
Но аспирантура присутствует. Как и магистратура, как и иные опции, которые должны быть в университете в соответствии с законом об образовании.
Но регион маленький (остальные регионы, в массе своей, не больше), а потому заранее известно, кто будет учиться на бюджетных местах, кому дадут поступить на платное, кому придётся идти в другие вузы. Кто пойдёт в магистратуру, кому дадут место в аспирантуре (вместе с тем или иным соответствующим постом в администрации или без такового). Не Северный Кавказ, конечно, но свои «элиты», в том числе потомственные, тихо-мирно за последние 70 лет нахождения региона в составе России сформировались.
Потому «практики» зачастую обоснованно недолюбливают «теоретиков», а «теоретики» свысока смотрят на «практиков». Но ни те ни другие зачастую не являются действительными профессионалами.
Как известно, любые знания неподкрепленные практическим опытом становятся бесполезным грузом.
Именно поэтому, являясь ведущим российским ВУЗом по подготовке управленческих кадров РЭУ им. Плеханова уделяет большое внимание не только теоретической подготовке своих студентов, но и способствует активному изучению ими практики реального бизнеса самых различных отраслей экономики. В свою очередь, сотрудники ГК «АНТОР» обладают высокой квалификацией и многолетним опытом в повышении эффективности управления бизнес-процессами транспортной логистики.
Соглашение между РЭУ им. Плеханова и ГК «АНТОР» подразумевает развитие сотрудничества в области подготовки высококвалифицированных специалистов по управлению транспортной логистикой. Совместными усилиями специалистами РЭУ им. Плеханова и ГК «АНТОР» сторон была разработана образовательная программа «Инновационные технологии в управлении транспортной логистикой», которую планируется включить в учебные планы факультетов магистерских программ и повышения квалификации. Данный учебный курс ориентирован на руководителей компаний и логистических подразделений, менеджеров по логистике, желающих повысить эффективность транспортных бизнес-процессов и сократить затраты на грузоперевозки. Целью дисциплины «Инновационные технологии в управлении транспортной логистикой» является формирование комплексного подхода к автоматизации бизнес-процессов в логистике промышленных и торгово-дистрибьюторских компаний. Слушатели данного учебного курса получат как теоретические знания о применении инновационных методологий управления транспортной логистикой, так и практические навыки использования современных информационных технологий и опыт ведущих российских и международных производителей товаров широкого потребления. В программе обучение навыкам работы с программными комплексами ANTOR LogisticsMaster (система планирования оптимальных маршрутов грузоперевозок) и ANTOR MonitorMaster (система GPS/ГЛОНАСС мониторинга мобильных объектов) – логистическими информационными системами, которые используют в своей работе крупнейшие международные и российские компании (Pepsi, Coca-Cola, Danone, Nestle, Heineken, МИРАТОРГ, ВиммБильДанн, ОАО «Лебедянский», ООО «Инмарко» и многие другие). По окончанию курса, в случае успешного прохождения квалификационных испытаний, слушатели смогут получить официальный сертификат «Квалифицированный Пользователь продуктов ANTOR».
В своём утверждении Зубков говорит о том, что теоретические знания и их практическое применение — взаимосвязанные и неотделимые друг от друга вещи. Само знание не будет являться таковым, если оно не подкреплено практически, а в свою очередь деятельность не имеет смысла без теоретической базы, на которую она должна опираться. В своем высказывании автор затрагивает вопрос о взаимной зависимости теории и практики, что, на мой взгляд, является одним из главных принципов познания, в частности — научного. Я согласна с этой идеей, ведь научное познание, будучи направленным на получение обоснованных и организованных знаний, требует тесное взаимодействие между каждыми его частями, в том числе между теорией и практикой.
Для подтверждения высказывания Зубкова, обратимся к теории из курса обществознания.
Ключевыми понятиями здесь выступают “теория” и “практика”. Практика — это целостная система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности. В доказательство того, что неотъемлемой частью практики, без которой она станет “слепа”, является теория, приведем тот факт, что одной из форм практики является научный эксперимент. А он, в свою очередь, тесно связан с теоретическим уровнем познания, который воплощает в себе познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. Именно такие процессы мы и можем выявить с помощью практики, которая может доказать абсолютность истины, какие-либо утверждения, как практические, так и теоретические. Также, чтобы подтвердить связь практики и теории, можно привести факт о том, что практика является одним из критериев истины, т. е. именно она убеждает людей в истинности знаний, а значит и в истинности теорий.
Обращаясь к понятию теории, можно сказать, что это форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области. Она является одой из форм научного познания, которое в свою очередь представляет собой вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе. Поэтому, обращаясь к высказыванию Зубкова о тесной связи практики и теории, можно утверждать, что обосновать все знания о природе, вывести из них теории и подтвердить истинность знания можно с помощью практической деятельности. Она носит целеполагающий характер, то есть люди видят в ней конкретные цели своих действий, а этими целями и являются необходимые для подтверждения теории.
Также, чтобы доказать тезис о том, что теоретические знания взаимно неотделимы от практической деятельности, приведём пример из художественной литературы. Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров увлекается медициной. Его главная позиция относительно наук состоит в том, что хороши лишь те книги, которые приносят человеку и теоретическую, и практическую пользу. Эту мысль он подкрепляет тем, что изучает не только теорию медицины, но и практикует её, например, проводит опыты на лягушках или лечит знакомых крестьян. Из этого следует, что, для того чтобы познать истину, изучить науку или преуспеть в каком-либо знании, необходимо осуществлять и практическую, и теоретическую деятельность.
Ещё одним примером в доказательство того, что практика и теория зависимы друг от друга, может являться процесс изучения формы Земли учеными и мореплавателями. В древности существовала теория о том, что Земля — плоская и стоит на трех слонах. Люди верили в это знание, однако оно не могло являться теорией в полной мере, ведь требовалось его подтверждение на практике. А как мы знаем, теория только тогда является таковой, когда она отражает результаты практики. Поэтому ученые смогли окончательно удостовериться в ложности идеи плоской Земли лишь после того, как осуществили полет в космос и увидели, что наша планета имеет форму шара. Таким образом, можно сделать вывод, что достоверность теории можно проверить лишь подтвердив её на практике.
Из этого можно прийти к выводу, что в научном познании практика, несомненно, дополняет теорию. Она дает возможность напрямую взаимодействовать с объектами изучения, извлекая из этой деятельности ценный опыт. Тот, который невозможно получить лишь опираясь на теоретическую информацию.
«Теория без практики мертва, а практика без теории слепа»: как работают центры выявления и поддержки одаренных детей
Маша Филяева
В России заработали региональные центры выявления и поддержки одаренных детей. Чему в них учат? Как ребенку попасть в число одаренных? Чем такие проекты привлекают молодых преподавателей? Рассказываем на примере регионального центра выявления и поддержки одаренных детей Свердловской области, оператором которого стал Фонд «Золотое сечение».
Занятия на любой вкус
Фонд поддержки талантливых детей и молодежи «Золотое сечение» работает с 2017 года. Программы и интенсивы, которые проводит Фонд, проходят на двух площадках — в Загородном образовательном центре «Таватуй» и на Опалихинской 18 в Екатеринбурге. В 2021 году у Фонда появилась новая локация — Центр выявления и поддержки одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус». Проект рассчитан на школьников Свердловской области и предполагает как очные, так и дистанционные занятия, которые были особенно актуальны во время пандемии.
На площадках Фонда «Золотое сечение» дети могут выбрать одно из четырех направлений — спорт, наука, искусство и народные промыслы. В отличие от школы, здесь ученик сам решает, что интересно именно ему: робототехника, растениеводство, анатомия или что-то другое. Кроме того, Фонд дает возможность по-новому взглянуть на привычные школьные предметы, такие как физика или биология — современное оборудование и внимательные, дружелюбные педагоги помогают не только хорошо запомнить материал, но и совершить настоящие открытия.
Техническое оснащение — на высшем уровне: тут вам и целые лаборатории и интерактивные панели. Неудивительно, что площадки «Золотого сечения» стали открытым партнерским пространством — некоторые школы проводят здесь практические занятия по профильным предметам.
Не в каждом университете встретишь такое техническое разнообразие. Например, для загородного центра «Таватуй» компания Softline организовала поставку оборудования в лабораторию нейро- и когнитивных технологий. Это и профессиональный электроэнцефалограф, и наборы для обучения в сфере нейротехнологий BiTronics Lab, которые школьники успешно применяют для проведения исследований. С их помощью ребята изучают процессы в мозге человека, распознают электрические импульсы и строят взаимозависимости. Оборудование позволяет передать выявленный электрический сигнал на внешнее устройство, и так дети, например, создают проекты по протезированию.
«Мы рассчитываем, что цифровые технологии помогут ребятам освоить программы технического и естественно-научного направления и приобрести навыки, которые востребованы для работы в инновационных областях. Мы рады, что наша команда в очередной раз приняла участие в проекте, направленном на развитие российского образования», — отметил Виталий Гаврицков, руководитель направления департамента комплексных проектов Softline.
С июня в «Золотом Сечении» открывается летний сезон. Кроме привычных занятий ребят ждут лекции известных писателей, дизайнеров и педагогов. Например, на журналистской смене, посвященной когнитивным технологиям, выступит известный психолог Александр Асмолов, а на другом интенсиве лекции будет читать заслуженный педагог, дизайнер и писатель Александр Коротич.
Сейчас в Фонде «Золотое сечение» проходят летние интенсивы в Загородном образовательном центре «Таватуй», а на городских площадках готовятся к новому учебному году — в августе начнется приемная кампания. В «Таватуе» — обучение, общение, проекты, мастер-классы и лекции от известных писателей, дизайнеров и педагогов. Например, на журналистской смене, посвященной когнитивным технологиям, выступил известный психолог Александр Асмолов, а на другом интенсиве лекции читал заслуженный педагог, дизайнер и писатель Александр Коротич.
Кроме технологий в«Золотом Сечении» ценят и традиции. Вместе с инновационными направлениями здесь есть и курсы по лаковой росписи, и мастер-классы по лепке. Как считает Инна Денюш, директор Фонда: «Основная задача образования в этой области — сохранить ремесло как оно есть».
«Одаренным» может стать каждый
Для того, чтобы попасть на занятия в «Золотое Сечение», ребенку нужно выбрать направление и пройти отбор.«Есть программы как для детей с начальным уровнем знаний, так и для тех, кто уже что-то умеет», — поясняет Инна Денюш. Например, на первом интенсиве в июне была информатика для начинающих, и чтобы туда попасть, дети должны были принять участие хотя бы в школьном этапе Всероссийской Олимпиады. Ребятам дается несколько задач, они их решают, а потом ответы оценивают эксперты. Дальше детей выстраивают по рейтингу, определяют первых 40, еще 40 ставят в резерв. Таким образом происходит отбор.
Вообще все зависит от того, как построена программа и для каких целей она создавалась. Если, например, идет подготовка к региональному этапу олимпиады, то в проект попадают только дети, победившие или ставшие призерами на муниципальном — этих учеников преподаватели уже знают по-фамильно. Если это какая-то проектная смена, то для участия ребенку достаточно иметь хотя бы начальный уровень компетенций по физике и математике.
Чтобы попасть на направление народных промыслов достаточно просто проявить интерес и прислать работы, выполненные в какой-либо смежной области.
Многие дети посещают образовательные программы Фонда несколько раз. Есть даже целая Ассоциация Выпускников — настоящее сообщество тех, кто хоть однажды поучаствовал в проекте. Выпускники не просто приезжают в гости при каждой возможности, но и рассказывают о Фонде в своих школах, становятся популяризаторами регионального центра. А некоторые из них даже проходят путь от выпускника до куратора программы, а после — педагога Фонда.
Практика — лучший мотиватор
Тех, кто попал в центр или на смену, ждет погружение в науку не только в теории, но прежде всего на практике. «Золотое Сечение» располагает уникальными в своем роде чудесами инженерной мысли. Взять хотя бы стол Пирогова — интерактивную панель, которая моделирует внутреннее строение человека. С его помощью можно не только подробно рассмотреть наше тело в нужном масштабе и ракурсе, но и увидеть, как делается УЗИ или МРТ.
Как считает Павел Некрашевич, преподаватель биологии, ботаники и биомедицины, такой стол позволяет уже на школьном уровне готовиться к серьезным проектам.
Павел рассказывает, что подобное оснащение существенно помогает в работе. Еще бы! Школьники, как медики-профессионалы, могут рассмотреть не только органы, но и слои, а кроме того — снимки целых структур тела.
Стол Пирогова можно синхронизировать с компьютерами учащихся — это делает занятие еще удобнее. По словам Павла, ученики приходят в восторг от возможности измерять и анализировать параметры собственного тела. В режиме сравнения стол Пирогова позволяет сопоставлять, например, больные и здоровые органы.
По словам Павла, «теория без практики мертва, а практика без теории слепа» — и это совершенно правильно, ведь именно понимание важности своих исследований мотивирует детей и подогревает их интерес к обучению.
На площадке центра «Золотое Сечение» есть и агролаборатория для выращивания растения без почвы. Сейчас в ней есть пять установок микроклонального размножения. В каждой из них, рассказывает Ольга Киселёва, преподаватель фармацевтического факультета и куратор лекций по курсу декоративных травянистых растений, питательный раствор подается по-разному — при помощи пара или воды, которая, в свою очередь, может подаваться как горизонтально, так и вертикально.
Молодая лаборатория уже вызвала интерес не только среди школьников, но и у специалистов ботанического сада. Это неудивительно, ведь проекты учеников «Золотого Сечения» не заканчиваются после получения оценки. Например, сейчас лаборатория планирует выращивать особый сорт клубники, которой в дальнейшем можно будет не только угощать родственников, но и заполнять прилавки. Ольга Киселёва рассказывает, что некоторые образцы для исследований были подарены лаборатории потенциальными партнерами.
Дорогу молодым!
«Педагоги в штат Фонда «Золотое сечение» подбираются по-разному», — рассказывает Инна Денюш, — Это могут быть преподаватели высшей школы или молодые ученые, которым в силу возраста проще находить общий язык с детьми. При этом все наши учителя имеют либо педагогическое образование, либо прошли курсы переподготовки. Сейчас наша постоянная команда состоит в основном из молодых педагогов, каждый из которых — первоклассный специалист».
Ольга Киселева замечает, что дети на курсе бывают очень разными, и важно, особенно если ты молодой преподаватель, правильно расставить границы. Но чаще всего на занятия приходят те, кому учиться интересно и приятно. Ольга рассказывает, что в отличие от школы, здесь вся организационная работа направлена на получение результата, который ребенок сможет увидеть сам. Именно доступная практика и понятные перспективы помогают ученику чувствовать себя увереннее как на курсе, так и в жизни. Более того, нет информационного насилия, ведь каждый ученик работает над тем, что интересно именно ему.
Преподаватели разных направлений сотрудничают и между собой. Например, физики помогают биологам с проектами по микроклимату. Межпредметность позволяет ученикам увидеть, что четкого разделения между науками не существует, а потому после завершения проекта у них много вариантов для дальнейшего движения вперед.