теории обучения в современном образовательном процессе
Современные теории и концепции обучения
Эффективность обучения во многом определяется умением педагога организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Аккумулируя богатый практический опыт обучения и раскрывая закономерности, принципы и способы его организации, все дидактические концепции независимо от их содержания и направленности конечную цель обучения трактуют как овладение обучаемыми системой знаний, необходимых для успешной деятельности, и практическими навыками.
Для оценки дидактической теории или концепции выделяют следующие критерии: результативность и эффективность обучения, организованного в соответствии с данной теорией или концепцией.
Концепция дидактического энциклопедизма (Я. Коменский, И.Б. Беседов, Дж. Мильтон). Основная цель образования – передача знаний и опыта жизнедеятельности.
Концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, И. Песталоцци, А. Дистервег). Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главная цель обучения – «учить мыслить».
Концепция дидактического прагматизма (Д. Дьюи). Обучение рассматривается как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающихся. Приоритет дается практической деятельности учащихся, соответствующей их субъективно-прагматическим запросам.
Концепция дидактического материализма (В. Оконь). В основе – положения об интегральной связи познания с деятельностью. Основной критерий – «ведущая идея».
Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль). Учебный материал представляется не систематически, а «фокусно», в отдельных фактах, событиях. Отрицательной стороной данной концепции является то, что в ней нарушается принцип систематичности познания.
Кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельская, Е.И. Машбиц). Абсолютизируется процесс усвоения знаний. Методологической основой теории является теория информаций и систем.
Ассоциативная концепция обучения (Д. Локк, Я. Коменский). Она базируется на принципах:
— всякое обучение опирается на чувственное познание;
— основной метод – упражнение.
Основная задача – обогащение сознания учащихся образами и представлениями.
Не закладывается умение самостоятельного поиска новых знаний, тем самым не обеспечивается формирование творческой деятельности учащихся.
Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, Н.Ф. Талызина). Главной идеей теории является перевод предметного действия извне вовнутрь.
В ней выделяются две части: ориентировочная основа действий (ООД) – инструкция; исполнительская часть – действия с предметом. При этом цикл усвоения знаний и действий состоит из ряда этапов.
1. Предварительное ознакомление с действиями и условиями его выполнения (ООД).
2. Формирование действий и выполнение их в материальной форме.
3. Формирование действий во внешней речи.
4. Формирование действий во внутренней речи.
5. Переход действия в глубокие свёрнутые процессы мышления.
Рамки данной теории ограничены, если обучение не связано с материальными действиями.
Когнитивная теория обучения (Дж. Брунер). В основе – исследования познавательного процесса; выделяются два направления.
1. Информационные теории, рассматривающие учение как вид информационного процесса.
2. Процесс учения описывается с помощью психических функций: восприятия, памяти, мышления и т. д.
Бихевиористические теории обучения (Э. Торндайк, Д. Уотсон). Действия обучаемых – это ответные реакции на внешние воздействия (стимулы). Научение – закрепление связей между стимулом и реакцией. В основе лежат три закона.
1. Закон эффекта. Связь закрепляется, если ученик получает положительные подкрепления.
2. Закон упражняемости. Чем чаще повторяется последовательность между стимулом и реакцией, тем прочнее связь.
3. Закон готовности. Реакция на стимул зависит от подготовленности ученика к действию.
Роль психических процессов при усвоении знаний не учитывается.
Программированное обучение (Б. Скиннер). В его основе – стремление повысить эффективность управления учебным процессом. Учебный материал подразделяется на отдельные «порции», каждая из которых усваивается определёнными способами, приёмами, операциями.
Развивающее обучение (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Замков). Основные идеи:
1) обучение ведёт за собой развитие;
2) понятие о зонах актуального (самостоятельное решение задач) и ближайшего развития. Результат достигается при содействии педагога.
Общие принципы развивающего обучения:
Теория проблемного обучения (В. Оконь, Н.И. Махмутов, А.М. Матюшкин и др.). Функции проблемного обучения:
— творческое владение учебным материалом;
— усвоение опыта творческой деятельности.
В современных условиях активно разрабатываются так называемые ультрапедагогические концепции: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В.В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне.
Сложившуюся в мире систему образования часто называют «поддерживающим обучением». Оно основано на подготовке человека к решению повседневных проблем. В то же время в мире обозначилась тенденция к переходу на новый тип обучения – инновационный. Это обучение предвидению, т. е. ориентация человека на будущее, способность прогнозировать, проектировать свою жизнь и профессиональную деятельность.
Вопросы и задания для самоконтрол
1. Какие критерии лежат в основе оценки дидактических теорий?
2. Назовите наиболее известные педагогической науке дидактические концепции. Каковы их отличительные черты?
3. На основании сравнительного анализа попытайтесь провести классификацию по признаку их сходства.
Дидактические концепции современных теорий обучения
На сегодняшний день существует две главных теории обучения. Это деятельностная концепция преподавания и ассоциативная. Последняя была оформлена еще в 17 столетии. Основы метода разработал известный философ Джон Локк, который предложил понятие «ассоциация». Завершил оформление этой теории уже Ян Коменский, который занимался разработкой классно-урочной системы.
Главные ее принципы состоят в следующем: механизм всякого действия, направленного на учение, заключается в ассоциации. Объяснение основано на наглядности, таким образом, фундаментом является чувственное эмпирическое познание. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что наглядные образы не представляют важности как таковые, они являются частью развития сознания на пути к обобщениям. Последнее же базируется на сравнении, поэтому основа технологии ассоциативного образования – это упражнения.
Особенности ассоциативных теорий
Ассоциативная теория основана на объяснительно-иллюстративном обучении. Именно эта технология преимущественно применяется в современной школе в процессе подготовки учеников. Это иногда называют причиной отсутствия полноценной образованности нынешних школьников, у которых не сформирован принцип творческого действия, они фактически не умеют самостоятельно получать знания и не готовы к открытому включению в управленческую сферу.
Современная педагогика понимает, в чем подобное обучение является ограниченным. Поэтому ориентация идет не на то, чтобы приспособиться к статус кво в отношении уровня учеников, а сформировать психологические функции, создать условия для развития способностей в ходе получения образования. Важное методологическое значение выделяют у концепции формирования такого обучения. Оно должно учитывать область так называемого «ближайшего развития» ученика, быть направленным не на сегодняшнюю степень подготовки, а на потенциал, которого учащийся способен достигать с помощью и при поддержке учителей.
Довольно продуктивный способ совершенствования развивающий опции классического обучения был предложен Л. Занковым. Его педагогический принцип, направленный на учеников младшей школы, демонстрирует эффект развития и в ходе работы с учащимися подросткового и старшего школьного возраста. Это возможно, если соблюдаются такие условия, как формирование обучения на повышенном уровне сложности, быстрый (в умеренных границах) темп предоставления учебного материала, преимущественное значение теоретической информации, понимание учениками процесса получения образования.
Процесс поиска возможностей усовершенствовать обучение, основанный на ассоциативных теориях, имеет направленность на определение способов и обстоятельств развития самостоятельного познания, активного выражения творческого мышления. Демонстрирует успехи в этой области деятельность таких педагогов, как П. Эрдниев, С. Шевченко, С. Лысенкова, П. Гальперин, В. Давыдов и Д. Эльконин, Е. Ильин, и мн. др.
Теория проблемного обучения
Данная теория ориентируется на термины «действия» и «задачи», то есть на то, что в полностью может охарактеризовать деятельностную концепцию. Проблемной признается та задача, которая базируется у ученика на противоречии между требованиями, которые предъявляются, и навыками, знаниями. Сущность познавательного задания заключается в том, что оно способно вызвать у человека желание самостоятельно найти пути решения с помощью оценки имеющихся условий. Это позволяет мобилизовать те знания, которые уже есть у ученика. Такой подход способствует большей активности, так как базируется на предыдущем опыте, считается дальнейшим этапом в изучении дисциплины или использовании усвоенного правила, метода, закона, и т. п.
Проблемные ситуации можно обозначать в пределах какой угодно учебной дисциплины, ориентированной на получение новых навыков, знаний, возможностей их использования в других условиях. Они могут классифицироваться по уровню сложности (будет зависеть от имеющейся подготовки ученика), по специфике противоречий (между жизненным опытом и научными фактами). В этой ситуации важным признается фактически само ее наблюдение и осознание. Необходимо отличать проблемные ситуации от вопросов.
Обучение по такому принципу помогает развивать мышление учеников, их потенциал, способствует увеличению активности и самостоятельного творческого процесса. Это помогает сделать знания более эффективными и прочными, так как эмоциональное удовлетворение от хода познания является укрепляющим фактором. Однако есть и определенные ограничительные нюансы в его использовании. Проблемную концепцию обучения называют недостаточно экономичной, несмотря на то, что ее можно применять на всех стадиях объяснительно-иллюстративного обучения. Невозможно в чистой форме задействовать эту систему в современной школе, что объясняется необходимостью усваивать определенные знания в традиционном виде (фактическая информация, аксиомы, и т. д.).
Поэтапное формирование умственных действий
Теория поэтапного формирования была предложена П. Гальпериным, а работала в дальнейшем над ее разработкой уже Н. Талызина, которая занималась совершенствованием структуры усвоения полученного материала. Эффективность усвоения, согласно данной концепции, можно определить выяснением учащимися ориентировочного фундамента действий, детальной оценкой непосредственно процедуры их выполнения. Авторы данной теории после определенного экспериментального опыта начали утверждать, что можно повысить возможность управлять процессом, если ученики будут проведены через пять последовательных стадий:
Этот алгоритм перехода действий из внешней сферы во внутреннюю принято называть термином «интериоризация». Данная концепция позволяет дать оптимальные показатели, если в ходе обучения на самом деле можно начать с материального действия.
Теория демонстрирует хорошие результаты в ходе подготовки музыкальных исполнителей, спортсменов, водителей автомобилей, ее использования в школьных условиях является ограниченным из-за отсутствия начала обучения с предметного восприятия.
Теория учебной деятельности
Происходит теория учебной деятельности из работ, автором которых является Л. Выготский. Он предложил концепцию, которая основана на ведущем значении обучения через содержание усваиваемого материала. Таким образом, развитие в ходе обучения возможно, благодаря наличию теоретической информации как таковой. Но учебная деятельность в школьных условиях должна быть построена не как учебное познание, начинающееся с анализа чувственно-определенного разнообразия частных разновидностей движения объекта и ведущее к определению общего фундамента, а согласно методу изложения информации с восходящим процессом – от абстракций к конкретике. Об этом говорил В. Давыдов в своих педагогических трудах.
Итак, согласно этой концепции, ученики должны получать не просто знания, а знакомиться с конкретными разновидностями действия. На основе теории учебной деятельности построена логика формирования процесса обучения дедуктивно-синтетического характера. Реализовать данные условия – означает пройти множество важных шагов на пути к созданию теоретического мышления учеников как важного критерия творческого человека и настоящей сформировавшейся личности.
Те, кто настроен против создателей данной концепции, утверждают, что нельзя абсолютизировать дедуктивно-синтетические способы познания и уменьшать значение логики процесса обучения от частностей к обобщениям. Современная педагогика не принимает узконаправленного значения полученных человеком знаний в качестве только элемента деятельности, так как теория учебной деятельности не принимает во внимание целостного способа возникновения целей и построения содержательной части образования. Таким образом, формирование знаний – это цель, которая играет важнейшую роль. Также не учитывают то, что знания существуют не только как часть нашего сознания, но и сведения, которые зафиксированы в книжных или электронных носителях, становящихся достоянием человека в ходе познания.
Урок 1. Педагогические теории: от великой дидактики до современных теорий
Педагогика является сложной системой, которая состоит из самостоятельных (конечно, относительно) дисциплин, взаимосвязанных друг с другом. Любая из этих дисциплин рассматривает образование со своей индивидуальной позиции и занимается изучением отдельных участков педагогической реальности.
Но во всей системе общей педагогики выделяется, в первую очередь, теория обучения, называемая дидактикой, и теория воспитания, которые исследуют закономерности педагогического характера в определённых сферах образования.
Дидактика занимается изучением обучения на теоретическом уровне, являющимся наиболее общим, и не акцентирует внимание на преподавании какого-либо конкретного предмета. В главной степени её интересуют движущие силы и функции образовательного процесса, а также его структура и логика. Дидактика занимается и формулированием принципов обучения, созданием разных способов построения его структуры, форм подачи учебного материала и его усвоения, а также форм взаимодействия учащихся и педагогов. Именно о дидактике и пойдёт речь далее.
Вместо введения
Социум постоянно прилагает все усилия к тому, чтобы те знания, навыки, умения и опыт, который он накопил на определённый момент времени и к определённому моменту развития, осваивало новое поколение посредством наиболее эффективных и плодотворных способов. Эту цель преследуют и обучение, и образовательные системы, представляя собой стратегически выстроенные процессы снабжения людей информацией, которая отражает накопленный и обобщённый человечеством опыт.
Задачей дидактики на любом этапе её развития в истории являлось определение содержания образования новых поколений, изыскание самых эффективных способов вооружения их актуальными знаниями, навыками и умениями, а также определение закономерностей данного процесса. Однако если учесть тот факт, что образовательный процесс непосредственно связан с процессом воспитания, главным образом, нравственного и умственного, можно сказать, что дидактика является теорией не только обучения и образования, но ещё и воспитания. И прежде всего сюда можно отнести формирование мировоззрения получающих образование людей.
На данный момент времени предмет дидактики состоит в процессе обучения и образования в общем и целом, другими словами, в содержании образования, которое реализуется учебными планами и программами, средствами и методами, учебниками, организационными формами, воспитательными элементами и условиями, благоприятно сказывающимися на активном и творческом труде и умственном развития обучающихся.
Наравне с педагогикой, дидактика прошла путь исторического развития, в процессе которого выполняла задачи, возникавшие перед образовательными учреждениями на каждой отдельной стадии социального развития. Развитие различных научных направлений, изменения в области торговли, производства, технологий и т.д. оказывали прямое воздействие на развитие образовательной сферы, отражающей особую форму деятельности человека в эпоху Древности и Средневековья. Со временем это привело к появлению самой теории обучения. Произошло это в XVII веке, когда был написан серьёзнейший труд «Великая дидактика», автором которого был Ян Коменский – именно он впервые поставил перед человечеством задачу «учить всех всему», а также изложил принципы и правила обучения детей.
Ян Коменский
Ян Амос Коменский (1592-1671 гг.) — педагог-гуманист чешского происхождения, общественный деятель и писатель, епископ Чешскобратской церкви, человек, систематизировавший и популяризовавший классно-урочную систему образования, и создатель научной педагогики. В течение своей жизни он занимался педагогикой во многих европейских странах (Венгрии, Чехии, Польше и других), а также составлял учебники для Швеции, по которым впоследствии учились во множестве разных стран, благодаря чему получил известность ещё при жизни.
Взгляд Коменского на педагогику
Основной особенностью педагогических взглядов Яна Коменского являлось то, что именно воспитание представлялось им одной из главных предпосылок к установлению конструктивных, дружественных и справедливых отношений между отдельными людьми и целыми народами. Наряду с этим, учение Коменского пропитано гуманистическим подходом к человеку и обучению. Религиозное образование Коменского и образ его жизни отразились на всей созданной им системе образования.
Всё учение Коменского зиждется на принципах природосообразности, дидактики и семейной педагогики. Например, принцип природосообразности гласит, что развитию подлежит то, что уже «заложено в зародыше», и развивать это нужно изнутри, ожидая пока «созреют силы», избегая толкать природу в неверное русло – туда, куда она сама не стремится направиться. Поддерживая идею, что семена ума, благочестия и нравственности, а также стремление природы их развивать характерны для всех людей, Ян Коменский обозначал роль воспитания в «самом лёгком побуждении и некотором разумном руководстве» естественно протекающим процессом саморазвития учащегося.
Принцип природосообразности по праву считается главнейшим, и на основании его Коменский создал поистине уникальный и масштабный проект воспитания человека, длящегося с момента рождения до 24 лет. Универсальным и научно обоснованным этот проект учёный считал по причине соответствия педагогического процесса природе человека и его истинному предназначению на планете. Этот проект был направлен на «обучение всех всему», иначе говоря, на рациональное создание «массовой школы». Важнейшим элементом этого проекта были и остаются по сей день этапы взросления человека.
Этапы взросления человека
Представляя этапы взросления человека, Коменский всё так же опирался на принцип природосообразности. Так, им было выделено четыре этапа, состоящих из шести лет каждый, и для всех были определены свои задачи.
Итак, основываясь на природе человека, выделяются следующие этапы:
Основой этого деления являются возрастные особенности:
Каждый из представленных периодов, исходя из их характерных особенностей, предполагает индивидуальную ступень образования. Дети до 6 лет, согласно Коменскому, должны «обучаться» в материнской школе, где мать даёт дошкольное образование. В период отрочества ребёнок отправляется в шестилетнюю школу родного языка, которая должна иметься в любой общине, селении и т.п. Юноши обучаются в гимназиях или латинских школах, имеющихся во всех городах. Возмужалые молодые люди проходят обучение в академиях, также имеющихся во всех крупных населённых пунктах любого государства.
Содержательная часть данного принципа последовательного обучения была представлена идеей всеобщей мудрости – «пансофии»: в любом возрасте могут быть объяты пансофические знания (на уровне возможного, естественно), на основе чего Коменский определял приблизительное содержание каждой из названных им школ и создавал для них учебники.
С целью обосновать замысел школы родного языка Коменский всегда говорил о природосообразности развития человека. Такие дисциплины как, к примеру, граждановедение и родиноведение аргументируются естественными стремлениями ребёнка и условиями окружающей его действительности. В латинской школе должен иметься «класс этики», где будет изучаться человек с его собственными действиями – человек, являющийся владыкой вещей. Должен изучаться и «стержневой предмет истории», знания которого способны «осветить всю жизнь». Изучению подлежат также: всеобщая история (в главной степени, история отечества), история религиозных обрядов разных народов мира, история морали, изобретений, естествознания. Традиционными же учебными предметами школы эпохи Средневековья Коменский считал «семь свободных искусств», дополненные основами новых на время наук.
«Семь свободных искусств»
«Семь свободных искусств» включали в себя грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Коменский, как мы уже сказали, дополнял их основами современных на то время наук. Целиком и полностью содержание общего образования было обращено к человеку, чтобы сделать его мировосприятие целостным, а стремления говорить, действовать, уметь и знать находились в гармонии.
Если обратиться к процессуальной стороне обучения, то у Коменского она выражена поиском природосообразного метода, ориентированного на мотивацию ученика, разноплановую работу его интеллекта, его целостную личность и «естественное знание», вопреки «книжной учёности», взятой учеником при помощи памяти и напряжённой воли.
Духовный мир Яна Коменского был очень сложным и уникальным комплексом воззрений эпох Античности и Ренессанса, протестантизма и католической теологии, естественнонаучного и современного для него гуманитарного знания. Ян Коменский сумел обосновать гуманистическую и демократическую идею всечеловеческого воспитания, на протяжении нескольких веков остававшуюся основополагающей среди людей, для которых всеобщее образование было правом всех людей.
Педагогическая система Коменского
Педагогическая система Коменского представляет собой «строгую» педагогику, подразумевающую отношение к учащемуся, как к существу ответственному, деятельному и сознательному как в мыслях, так и в поступках. Деятельность педагога в этой системе рассматривается как сложнейшее искусство развития человеческого в человеке. Система Коменского светится оптимизмом и верой в человеческий потенциал, потенциал воспитания, «объединение людей великодушных, мужественных, возвышенных». Задачи воспитания связывались Коменским с прямым обращением к внутреннему миру человека и воспитанием в нём духовного, а отношение к знаниям, как к ценности – ещё одна неотъемлемая черта его системы.
Каждая последующая возрастная ступень есть повод к введению новых теологических и этических правил и норм поведения, предназначенных для одухотворения внутренней жизни ученика отношением, как к ценности не только к знаниям, но и к себе и к окружающим людям. Гуманная личность, по мнению учёного, должна обладать рядом «кардинальных добродетелей», прослеживающихся в средневековой христианской этике и уходящих корнями к философии Платона: справедливостью, мужеством, умеренностью и мудростью.
Стремясь развить и возвысить духовность в людях, Коменский старался сформировать нравственность и благочестие, как постоянную активную духовную жизнь и практическую работу человека. Исходя из этого, педагогическая система предстаёт как гуманистическая модель образовательного процесса, направленного на целенаправленное ценностное и целостное развитие естественных сил и потенциала развивающегося индивидуума.
Реализуется эта цель посредством организации жизни учеников в здоровой с точки зрения нравственности, богатой духовно, и постоянно стимулирующей всестороннее развитие среде, где человека окружают разнообразные виды деятельности, которые способствуют природосообразному развитию способностей и всего человеческого; в среде, где преобладают гуманные отношения между учениками и учениками, между учениками и педагогами, благодаря чему задачи и цели образовательного процесса становятся собственными задачами и целями учеников, а процесс воспитания трансформируется в процесс самовоспитания.
Результатом же всего педагогического процесса будет достижение учеником высокого уровня личностного развития, включающего и самоопределение, и самосознание, и способности и потребности к продолжению саморазвития, самовоспитания и самообразования. Свобода, которой отличается развитие личности ученика, обеспечивается одинаковыми для всех возможностями саморазвития и педагогическим влиянием, исключающим «насилие» в какой бы то ни было форме. Эту модель можно проследить в самых эффективных педагогических системах прошлого. Кроме того, она достаточно гармонично интегрируется и в современные системы образования, по причине чего открытия Каменского можно смело назвать универсальными.
Но современные образовательные системы мы рассмотрим чуть позже, а пока скажем несколько слов о дидактических принципах Коменского.
Принципы дидактики Коменского
Ян Коменский – человек, который впервые за всю историю дидактики сказал людям о важности использования в обучении принципов и обозначил их:
Принцип сознательности и активности – согласно ему, обучение должно быть таким, чтобы ученики усваивали знания не при помощи механических заданий или заучивания, т.е. пассивно, а активно, с максимальной вовлечённостью и осознанностью. Если нет сознательности, то и обучение будет только догматическим, а в знаниях будут господствовать формальности;
Принцип наглядности обучения – здесь предполагается то, что ученики должны усваивать знания через непосредственные наблюдения предметов и явлений, через их восприятие своими органами чувств. Данное правило Коменский называл «золотым»;
Принцип постепенности и систематичности знаний – означает, что изучение любых знаний и наук должно быть только систематическим. Однако для этого ученики должны получать информацию в конкретной методической и логической последовательности.
Чтобы этот принцип был надлежащим образом соблюдён, Каменский приводит некоторые правила:
Такая последовательность, по словам Коменского, должна быть соблюдена везде, а понимание вещей умом должно переходить от исторического к разумному, и уже после – к применению всего узнанного.
Принцип упражнений и прочного овладения навыками – говорит о том, что показателем того, насколько знания и навыки являются полноценными, являются только систематически осуществляемые упражнения и их повторения.
Есть также и ряд требований, разработанных Коменским для последнего принципа:
Все эти положения говорят нам о том, что усвоение знаний Коменский сопоставляет с задачей полного и сознательного исследования материала. Возможно, именно поэтому педагогические положения этого выдающегося человека даже в наше время остаются значимыми как в теории, так и на практике.
Трансформация учения Коменского
Коменский внёс в историю педагогики неоценимый вклад, заключающийся в раскрытии двух сторон обучения – объективной, включающей законы педагогики, и субъективной, включающей практическое применение этих законов. Так и было положено начало дидактике и искусству преподавательской деятельности.
Воздействие идей дидактики Коменского оказало огромное влияние на образование в странах Европы, но на практике в эпоху Средневековья в обществе преобладали устоявшиеся традиции, согласно которым особенно ценились исполнительность и покорность, а собственная инициатива учащегося, во-первых, не поощрялась, а, во-вторых, служила отражением его «греховности». По этой причине и сама дидактика была принята не в полной мере.
С развитием общества одни социальные явления сменялись новыми, и идеи Коменского либо становились частью каких-то других, либо дополнялись ими. По причине появления всё новых проблем в сфере образования, появились новые теории, где за основу взяты совершенно разные факторы и концепции. Однако, только зная основы учения Коменского, можно понять и проследить изменения, произошедшие в этой области.
Современные теории образования
Ниже мы предлагаем вам в общих чертах ознакомиться с современными теориями образования, некоторые из которых могут послужить альтернативой дидактике, а некоторые в корне отличаются от неё.
Прогрессивизм
Прогрессивизм является теорией образования, возникшей в качестве реакции на традиционное образование, акцентировавшее внимание на методиках формального воздействия на ученика и зазубривании материала.
Основными идеями прогрессивизма была идея о самовыражении и развитии личности, идея о свободной деятельности детей, идея об учении посредством опыта, идея освоения навыков и умений для достижения важных для жизни целей, идея о максимальном использовании потенциала настоящего и идея о понимании и применении динамики постоянно меняющегося мира.
Гуманизм
Гуманизм возник из основ прогрессивизма, из которого и взял большинство своих идей. Для гуманистов ребёнок должен находиться в центре образовательного процесса, учитель не является абсолютным авторитетом, ученик всегда активен и вовлечён в процесс получения знаний. Кроме того, гуманизм включает в себя идеи о сотрудничестве и принципы демократии.
Одной из основ гуманизма было также и создание особой образовательной среды, в которой между учениками нет конкуренции, жёсткой дисциплины и боязни потерпеть неудачу. Целью гуманистов было избавиться от отношений вражды между учащимися и педагогами и сформировать такие взаимоотношения, в которых главенствуют доверие и чувство безопасности.
Перенниализм
Перенниализм можно назвать ответной реакцией на прогрессивизм, согласно воззрениям перенниалистов, разрушающий целостную систему образования. По их мнению, образование не должно способствовать приспособлению ученика к миру, но должно приспосабливать его к истине. Содержание учебной программы не должно зависеть от интересов учащихся, а должно базироваться только на том, что актуально в данный момент для общества.
Профессиональная педагогика здесь не является функцией образования, школа должна воспитывать, главным образом, интеллект, а образовательная система должна направлять человека к познанию вечной истины. Отсюда и основной уклон на изобразительное искусство, философию, естественные науки, математику, историю и языки.
Эссенциализм
Эссенциализм явился второй реакцией на прогрессивизм. Схожесть эссенциализма с перенниализмом в том, что прогрессивизм для него тоже является слишком мягкой системой. Эссенциалисты утверждали, что школа должна давать базовые знания, основой которых являлись основные искусства и предметы, способные привить мастерство и подготовить к жизни в обществе.
Начальная школа должна придерживаться школьной программы, культивирующей развитие навыков грамотности и арифметических вычислений. Акцент делался на математике, письме и чтении. В средней школе следует преподавать историю, математику, естественные науки, родной и иностранные языки и литературу. В целом программа эссенциалистов базируется на обучении молодого поколения только фундаментальным знаниям.
Реконструкционизм
Реконструкционизм был абсолютной противоположностью традиционной системе образования. Образование в нём было не просто передатчиком культуры, но главенствующим органом социальных реформ. Если построить образование правильно, то оно будет способно реконструировать социальный порядок.
Согласно реконструкционистам, традиционные школы могут только передавать социальные, политические и экономические пороки, являющиеся проблемой для общества. Человек находится перед угрозой самоуничтожения, и чтобы этого избежать, нужно в корне изменить систему образования. Образовательные методы должны основываться на принципах демократии, где во главе всего стоит природный интеллект большинства, который направлен на поиск решений проблем человечества и их практическое применение.
Футуризм
Футуризм возник значительно позже тех теорий, которые мы рассмотрели – если все они возникли в период с 30-х по 50-е годы XX века, то футуризм возник уже в 70-х. По мнению его сторонников, современная (на то время) система образования даже в самых лучших образовательных учреждениях является ошибочной и неэффективной, т.к. теории и методы, которые она использует, уже неактуальны, ведь общество успело перейти от индустриальной эры к супериндустриальной.
Итогом этого становится обучение нового поколения тому, что было важно, нужно и востребовано в прошлом, несмотря на то, что живёт оно в постоянно меняющемся и развивающемся мире. Для выхода из этой ситуации необходимо создать супериндустриальную образовательную систему, ориентированную на будущее, которая сможет подготовить к жизни людей, способных ориентироваться в новых условиях, быстро на них реагировать и делать правильный выбор.
Бихевиоризм
Бихевиоризм оказался не только психологической теорией, но и сильнейшей системой образовательных воззрений. Он смог раздвинуть рамки психологических интересов до интересов педагогических.
С позиции бихевиоризма, образование является процессом поведенческой техники. По мнению его сторонников, среда, в которой живут люди, программирует их на определённое поведение. Люди награждаются за одни действия, но наказываются за другие. Действия, повлекшие за собой получение награды, будут повторяться, а противоположные станут гаситься. Это и формирует поведенческие паттерны личности.
Исходя из вышесказанного, следует вывод, что поведением людей можно манипулировать. И задачей образования является как раз создание таких условий среды, которые будут способствовать оптимальному поведению человека. Таким образом, образовательные учреждения должны рассматриваться как институты формирования культуры общества.
Педагогический анархизм
Педагогический анархизм берёт своё начало с публикации «Дешколинизированное общество» Ивана Иллича, ставшей реакцией на сотни неудачных попыток реформ в сфере образования. Подход его приверженцев к устройству общества базировался на отказе от любых образовательных учреждений по причине того, что они успели монополизировать все возможности и услуги образования, установив непомерно дорогие пути к его получению.
Школа считалась врагом достойной жизни, т.к. заставляла учащихся смотреть на имеющуюся образовательную систему, как на эталон, воспринимать не содержание, а форму, путать понятия «обучение» и «преподавание», переход из класса в класс с настоящим образованием, диплом с профессиональной пригодностью и т.д.
Анархисты призывали дезорганизовать школы, отменить принудительное образование, а ввести систему учительского субсидирования, посредством которого образовательные фонды будут направляться прямо по назначению – к заинтересованным людям. Также правильная образовательная система должна позволять тем, кто хочет, иметь доступ к любым источникам, позволять способным обучать найти желающих обучаться и позволять всем желающим предоставлять свои идеи и труды обществу.
Теории образования, о которых мы поговорили, сильно повлияли на образовательную форму вообще. Сегодня она достигла того уровня, где ведётся настоящая война за образование. Все теории образования стали основой множества педагогических экспериментов и литературы, достойной внимания и изучения. Но, как бы то ни было, именно Ян Коменский даже сейчас является тем единственным педагогом-философом, который смог увидеть в образовании и преподавании основу человеческого прогресса. По этой причине в следующем уроке мы более подробно поговорим об основных принципах дидактики и раскроем все их особенности.