теоретические основы обучения детей в доу
Предмет Теоретические основы дошкольного образования
Елена Шобанова
Предмет Теоретические основы дошкольного образования
1. Социальная значимость профессии педагога.
Характеристика педагогической деятельности.
2. Особенности планирования и анализ воспитательно-образовательной работы ДОУ.
1. Социальная значимость профессии педагога.
Характеристика педагогической деятельности.
Подготавливая детей к школе, воспитатель стремится заложить элементарные навыки и умения писать, считать, рисовать, петь. Именно в этом возрасте важной задачей воспитателя д/с становится умение разглядеть скрытые таланты ребёнка и сообщить о них родителям. Воспитатель ДОУ – одна из массовых совр. пед. профессий. В 1840 г. Ф. Фребель, нем. педагог, дал своему первому дошкольному заведению в г. Бланкенбург название «д/с».
Характеристика педагогической деятельности
Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.
Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.
В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
2. Особенности планирования и анализ воспитательно-образовательной работы ДОУ.
Вопрос планирования постоянно интересует педагогов-дошкольников. Ведь планирование педагогического процесса в группе — дело довольно сложное, требующее от воспитателя соответствующей подготовки, знания закономерностей психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду, методов и приемов общения и воспитания.
Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования. Попробуем разобраться, какие планы сегодня существуют, как бороться с недостатками в осуществлении планирования и какой все-таки план нужен сегодня дошкольному образовательному учреждению?
Прежде всего определимся, что планирование — это «изучение будущего и набросок плана действия», центральное звено любой деятельности, оно включает постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов.
Планирование — основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок — с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей — с другой.
План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.
План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План — не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.
Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.
План — это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.
Следующим условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе,постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется. При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса. Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.
Планирование эффективно при соблюдении главных условий:
знание педагогами уровня усвоения программы дошкольниками;
четкое представление об уровне, на котором должны находиться дети к концу планируемого периода;
выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.
Анализ работ К. Ю. Белой, Л. В. Поздняк и А. Н. Троян показал, что проблема содержания планирования образовательного процесса не являлась до настоящего времени объектом специального исследования.
Актуальность выявления особенностей планирования в специализированных группах очевидна: в настоящее время единых требований к оформлению планирования образовательной работы в таких группах в литературе нет, в то время как количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи, неуклонно увеличивается.
1. Белая К. Ю.Руководство ДОУ: Контрольно- диагностическая функция. М. : 2004.
2. Белая К. Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. //Управление ДОУ. 2002
3. Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010
4. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кибитина И. И. Старший воспитатель детского сада. – М. : Просвещение, 1990.
5. Воробьева Т. К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М. : «Ансел-М», 1997.
6. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. – М. : Айрис –Дидактика, 2007.
7. Голицына Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. –М. : Скрипторий, 2008.
8. Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности ДОУ. М. : Новая школа, 2008.
10. Фалюшина Л. И. Управление дошкольным образовательным учреждением.Современный аспект: Пособие для руководителей ДОУ. М. : педагогическое общество России, 2004.
Мастер-класс. Теоретические основы Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования.
Теоретические основы коррекционно-развивающей работы с детьми Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному.
Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития.
Теоретические основы профессионально-значимых качеств в трудах отечественных и зарубежных психологов Профессия педагога относится к профессиям типа » Человек—Человек». По мнению Е. А. Климова, такой тип профессий характеризуется следующими.
Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Введение На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно.
Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.
Теоретические основы развития интереса к занятиям у детей раннего возраста Раннее детство признано основополагающим этапом в развитии личности ребенка (Б. Г Ананьев, Л. С Выготский, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский.
Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. Все наши действия, наши взаимоотношения отражены в поведении. Оно же, в свою очередь,.
Теоретические основы воспитания у старших дошкольников культуры поведения в общественных местах Средства и методы воспитания культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах. Для воспитания у детей культуры поведения.
Особенности обучения детей дошкольного возраста
марина лескина
Особенности обучения детей дошкольного возраста
1. Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений
2. Общая характеристика учебной деятельности
а. Структура учебной деятельности
б. Становление элементов учебной деятельности; условия необходимые для развития учебной деятельности дошкольника
3. Формы организации обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении
4. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению
Тема: Особенности обучения детей дошкольного возраста
Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений.
Процесс передачи знаний, умений, навыков выступает как социальное явление, присущее человеческому обществу, и называются обучением.
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего) и учащихся (воспитанников детского сада) направленный на овладение определённой суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие.
Педагогический процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.
Под обучением понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом, которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе. В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания.
Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведения до совершенства путём постоянных повторений.
Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретённые навыки. Умения определяются как знания в действии, как система приёмов, которую последовательно выполняет человек в каком – то виде деятельности для достижения результата.
Умения можно подразделить в соответствии с видами человеческой деятельности.
Трудовые умения, умения пользовательной деятельности, умения умственной деятельности умения учебной деятельности, умения речевой деятельности, умения в художественной деятельности, умения общения и поведения человека.
Владение динамичической системой умений – составная часть образования. Умения образуются на основе знаний и включает ранее приобретённые навыки.
Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий. Это целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества, мышления и способах деятельности, накопленная человечеством в процессе активной преобразующей производственной деятельности, проверенная практикой и направленная на дальнейшее познание и изменение объективного мира.
В течении дошкольного детства ребёнок должен усвоить определённый объём знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.
Воспитателям работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов. При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения. Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе.
Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является её наглядно – действенный и наглядно – образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающие познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребёнка. В связи с этим знания ребёнка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщённые, не связанные между собой.
Общая характеристика учебной деятельности
Центральным, основным компонентом обучения является учение-учебная деятельность. Процесс познания, происходящий в учебной деятельности ребёнка, отражает диалектику познания в её основных положениях. Познание ребёнком окружающей действительности идёт по тем же законам, что и познание мира человечеством в ходе его истории.
Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, дошкольника. Формирование личности ребёнка дошкольного возраста осуществляется в ходе освоения им общественно – исторического опыта.
Основная задача обученияпредставлена в его образовательной функции: обеспечить освоения основ современной науки о природе и обществе, о человеческой деятельности и законах познания, полноту этих знаний, их системность и осознанность.
Для учения характерны все основные компоненты,составляющие любую деятельность: цель или конкретная задача, мотивы, планирование, процесс осуществления познания с помощью личных действий и операций, результат. В процессе обучения дети овладевают знаниями о способах учебной деятельности, что обеспечивает усвоение основ наук и формирование деятельности учения. Цель учения – освоение знаний и способов деятельности в процессе обучения – представлена системой постепенно усложняющихся конкретных учебно – познавательных задач.
Решение любой познавательной задачи осуществляется в процессе обучения через систему взаимосвязанных учебных действий, на уровне навыков и умений.
Учебная деятельность у детей вызывается и определяется системой разнообразных мотивов. С возрастом они развиваются и меняются. Среди мотивов учения (широких социальных, моральных и др.)ведущее значение имеют познавательный интерес и познавательные потребности. Основными условиями формирования познавательного интереса как мотива учебной деятельности являются постоянное углубление содержания обучения и обеспечения активной позиции обучающихся в процессе обучения.
Таким образом, деятельность детей в едином процессе обучения представлена учебной деятельностью с её целью, средствами и мотивами. Овладение навыками и умениями этой деятельности, как и процесс освоения знаний, осуществляется под руководством педагога.
Деятельность педагога в процессе обучения направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков и умений.При этом он выполняет ряд функций: информационную – выступает как источник знаний; организационную – организует познавательную деятельность учащихся; контрольно – диагностическую – определяет уровень и степень освоения содержания и в соответствии с этим организует дальнейший процесс обучения; воспитательную – формирует отношение к познаваемым объектам, обеспечивает развитие личности ребёнка. Эти функции взрослого тесно связаны и отражают основные функции процесса обучения в формировании личности ребёнка: образовательную, развивающую, воспитывающую (Г. И. Щукина).
Своеобразие последовательности и систематичности обучения дошкольников проявляется в малых объёмах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторности содержания при небольшом увеличении объёма и усложнения. Процесс обучения строится линейно – концентрически и осуществляется различными методами.
Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно – воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности обучающего, направленный на организацию и руководство деятельностью обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося, стимулированный деятельностью взрослого.
Систематичность и последовательность обучения дошкольников обеспечивают прочность усвоения ими знаний, навыков и умений. Этому способствует и использование в процессе обучения разнообразных методов (наглядных, практических и словесных).каждая группа методов строится на основе той или другой ведущей формы мышления (наглядно – действенной, наглядно – образной, словесно – логической, что и создаёт условия для прочного усвоения содержания обучения.
В процессе обучения используются самые разнообразные методы – рассказ взрослого (педагога, учебные лекции, беседы, демонстрация опытов, показ диафильмов и кинофильмов, обучающие игры, разнообразные упражнения, лабораторные опыты, работа с учебником и т. д.необходимость использования разнообразных методов диктуется разными причинами: многообразием содержания обучения, уровнем сформированности учебно – познавательной деятельности обучающихся, структурой учебного процесса на разных этапах его осуществления и.
Формы организации обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении.
Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определённом режиме. Формы различаются по количественному составу обучающихся, характеру взаимодействия между учащим и обучающимся (степенью активности и самостоятельности), способам (методами и приёмами) деятельности; месту проведения, а также по удельному весу – по тому месту, которое они занимают в целостном учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно – воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.
Формирование у детей основных компонентов учебной деятельности наряду с овладением знаниями является одной из основных задач обучения. Основным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Учебные задачи в дошкольном обучении охватывают содержание знаний, навыков и умений, а также способы умственной и практической деятельности.
На первых этапах обучения дошкольников мл. гр. для них характерна слитность, недифференцированность практической и учебной задачи. Лишь постепенно у детей возникает умение принимать учебную задачу в форме дробных заданий по ходу деятельности или конкретных вопросов по ходу восприятия и наблюдения.
На втором этапе, который относится в основном к средней группе детского сада происходит постепенная дифференцировка практической и учебно – познавательной задачи. Сохраняющаяся связь учебно – познавательной задачи с практической требует от воспитателя учёта детского опыта при формулировке задач, а также установления связи между занятиями разного содержания.
Важнейшими условиями дальнейшего формирования у детей умения принимать учебно – познавательную задачу являются её конкретность и определённость, связь с практической задачей и близость детскому опыту.
В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения. Кроме того, образовательная работа с детьми осуществляется в связи с организацией их жизни и разнообразной неучебной деятельностью в повседневном общении, в процессе руководства играм и т. д.
В течении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей. Во всех случаях образовательная работа с детьми в повседневной жизни с использованием разных методов тесно связана с основной формой – занятиями.При этом решаются две дидактические задачи: предварительное накопление представлений или двигательного опыта, который затем используется на занятиях, или отработка навыков и умений, закрепление представлений, полученных на занятиях. В этих же целях в повседневном педагогическом процессе применяется групповая форма обучения, которая охватывает небольшое количество детей. Использование индивидуальных и групповых форм обеспечивает дифференциацию обучения, более конкретный учёт уровня развития учебно-познавательной деятельности детей и их активное включение в процесс обучения на занятии. Одной из форм обучения является дидактическая игра. Она используется прежде всего в повседневной жизни как для закрепления знаний, навыков и умений, так и при освоении нового содержания. Однако в ряде случаев, особенно в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста, занятия приобретают форму дидактической игры.
Для занятия как формы организации обученияхарактерен ряд признаков:
1. на занятии идёт освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному программой.
2. занятия проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей.
3. занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приёмы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков (А. П. Усова)
На занятиях осуществляется освоение содержание программы всеми детьми, поэтому они являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятий или выступают как средство индивидуального изменения процесса усвоения знаний.
Образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обеспечение разносторонней ориентировки ребёнка в окружающем: в предметном мире, созданным людьми (с разнообразием свойств и качеств вещей и предметов); в мире природы, в мире человеческой деятельности и отношений и т. д. Ребёнок овладевает основными видами деятельности: предметной, трудовой, игровой, учебной и т. д.
В целом обучения на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью детей, разнообразием приёмов и действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приёмов обучения.
Аванесова В. Н. обучение самых маленьких в детском саду. – М., 1968г.
Бабанский Ю. К. оптимизация процесса обучения. – М., 1977г.
Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов. В 2 ч. Ч. 2. методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / В. И. Логинова, П. Г. саморукова, Б. С. Лейкина и др. ; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. саморуковой. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Просвещение, 1988г. – 270 с.
Лернер И. Я. дидактические основы методов обучения. – М., 1981г.
Основы дошкольной педагогики/ Под ред. А. В. запорожца, Т. А. Марковой. – М.,
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1980г.
Усова А. П. Обучение в детском саду. – М., 1981г.
Особенности воспитания детей дошкольного возраста Для большинства мужчин и женщин ребенок – это огромное счастье и смысл жизни. А еще это большая ответственность, о которой нельзя забывать.
Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является.
Особенности литературного развития детей старшего дошкольного возраста ОСОБЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М. А. Коен ГБДОУ детский сад №120 комбинированного вида Фрунзенского.
Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.
Особенности обучения детей с задержкой психического развития Особенности обучения детей с задержкой психического развития. Составитель Согомонян Г. Г. Одной из задач преобразования нашего общества.
Особенности развития детей дошкольного возраста 1. Особенности развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст охватывает период развития с 3 до 7 лет. В период дошкольного детства.
Особенности самооценки детей дошкольного возраста Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка.
Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес.
Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов подготовительной группы. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный.