теоретические методы исследования в методике обучения географии
Методы исследований методики обучения географии. Часть 1.
Исходя из теории познания — от живого созерцания и восприятия к абстрактному мышлению и к практике, в качестве основного критерия в методике исследований принимается успешное решение задач современной школы. Педагогический процесс рассматривается как единый процесс обучения и воспитания, где взаимодействуют активная обучающая и воспитывающая деятельность обучения и учебная деятельность учащегося, в результате чего обеспечивается усвоение основ науки учащимися и превращение знаний в глубокое материалистическое убеждение.
Исследование закономерностей процесса обучения географии необходимо выполнять путем раскрытия связей и зависимостей между качеством преподавания и его результатами, то есть качеством знаний, умений и навыков учащихся. Для этого выполняются педагогические эксперименты, которые позволяют накопить фактический материал о качестве знаний учащихся и соответственно об эффективности обучения. Предположим, ставится задача по исследованию активизации познавательной деятельности учащихся при изучении экологических понятий в курсе географии. Но в такой постановке задача имеет общий характер. Необходимо определить круг исследуемых процессов. Такими могут быть отдельные крупные темы различных курсов географии. Например, формирование экологических понятий при изучении темы «Озера» в VI классе, а затем проверка и закрепление конкретных экологических знаний на уроках и умений непосредственно на местности путем практической работы.
Выделяются две группы методов исследований в методике обучения географии: теоретические и эмпирические.
Теоретические методы направлены на установление закономерностей обучения географии в школе на основе обобщений и систематизации результатов исследований. К группе теоретических методов относится системный подход. Исследуемые процессы рассматриваются в качестве целостных систем. Например, при обучении географии с помощью персонального компьютера (ЭВМ) учитель и ученик рассматриваются в качестве подсистем единой системы учебно-воспитательного процесса.
В методических Исследованиях используется типологический подход, с помощью которого осуществляется группировка изучаемых объектов и выделяются их существенные признаки. Примером может быть типология уроков географии, а также знаний и умений. Математический метод применяется при обработке результатов исследований. Исторический метод позволяет рассматривать исследуемые процессы во времени. Широкое применение в последние годы получило моделирование. В качестве моделей можно использовать глобусы и различные географические карты. Кроме того, моделирование применяется для создания систем понятий.
В методике обучения географии применяются следующие основные эмпирические методы исследований: наблюдение, изучение школьной документации (планов, отчетов учителей, результаты учебы учащихся и др.), беседы с учителями и учащимися, эксперимент (лабораторный и естественный в виде опытных уроков).
Метод наблюдения является наиболее широко применяемым. Самые значительные результаты достигаются при сочетании наблюдения со специальными методами исследования эффективности работы учащихся. Особенно важно, например, проводить контрольные работы и индивидуальные беседы с учащимися. При осуществлении наблюдений должна быть прежде всего определена цель, исходящая из идеи и практической задачи, которой руководствуется исследователь при организации наблюдения. Необходимо установить условия, в которых происходит изучаемый процесс или явление; точно описать его и объяснить изученный процесс; установить взаимосвязи между тем как происходит процесс и условиями, в которых он происходит. После определения цели наблюдаемого объекта или процесса необходимо разработать детальную программу, где кроме цели должны быть указаны способы фиксирования наблюдений. Если наблюдения проводятся в классе, то необходимо взять различные типы школ. Количество классов берется достаточным для достоверности полученных результатов.
Применение исследовательского метода при изучении географии в школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы научного исследования при обучении географии, нетрадиционные типы уроков
1. Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии
Сегодня учителя обладают значительной самостоятельностью в планировании учебного процесса, выборе программ и учебников. Учитель должен уметь вести исследовательскую работу, владеть методами педагогического исследования.
В методике обучения географии используют методы теоретического и экспериментально-эмпирического уровня.
Эмпирические методы используются на этапе, когда идет накопление фактов по проблеме исследования, а также на этапе проверки и уточнения полученных выводов. Теоретические применяются на этапе осмысления фактов и построения теории.
ТеоретическиеЭмпирическиеСистемно- структурный анализ, Логико-дидактический анализ, Типологический подход, Исторический, Сравнительный, Статистический, Математический.Изучение опыта работы школы- наблюдения, беседы, анкетирование, изучение школьной документации.Обобщение передового педагогического опыта.Эксперимент естественный, лабораторный, констатирующий, контрольный.география обучение нетрадиционный урок
В начале своего развития методика использовала в основном методы экспериментально-эмпирические. В последние десятилетия в связи с развитием теоретического аспекта и превращения ее в частную дидактику усилилось внимание к логике исследования, к теоретическим методам.
В методике стали шире применять системно-структурный подход, при котором анализу подвергают связи между содержанием, средствами и методами обучения, между усвоением знаний и развитием школьников, между понятиями, входящими в одну систему знаний.
Математический и статистический методы применяются при обработке результатов экспериментальной работы и опытной проверке качества обучения. Они позволяют делать достаточно обоснованные выводы по результатам исследования.
Выбор методов исследования зависит от поставленных целей и задач. Так, определение исходных позиций, обоснование актуальности методической проблемы требуют теоретического анализа литературных источников. Поиски эффективных путей и средств формирования представлений на основе развития воображения школьников требуют непосредственного наблюдения за учебным процессом, постановки эксперимента.
Наблюдения на уроках, во время проведения учебных экскурсий сочетаются с другими методами: анкетирование учителей и учащихся, беседы, изучение школьной документации. Разработка содержания анкет проводится с целью сбора информации по различным методическим проблемам.
Посредством анкетирования получают данные, которые подвергаются количественным методам обработки. Одинаковые ответы на вопросы анкеты, полученные от учителей и учащихся из разных регионов страны, подтверждают достоверность изучаемых педагогических явлений.
В последние годы в методических исследованиях применяют социологические методы. С помощью интервью проводят анкетирование специалистов, работающих в различных отраслях хозяйства. Так можно установить практическую значимость географических знаний как элемента общей культуры. Метод экспертов в методике географии применим для обсуждения новых идей построения содержания школьной географии, при разработке стандартов базового географического образования.
Методы тестирования, широко используемые в психолого-педагогических исследованиях, применимы также и в методике географии. Тестом принято называть нормированные по времени выполнения и по трудности наборы заданий, которые используются с целью сравнительного изучения групповых и индивидуальных особенностей знаний и умений школьников. В исследованиях по методике тест можно использовать в качестве измерительного инструмента результатов обучения. С помощью теста можно сравнивать результаты обучения и развития отдельных учеников и целых классов.
2. Нетрадиционные типы уроков, их организации и проведение
Такой урок лучше проводить как заключительный по изучаемой теме. Как правило, он проводится в виде ролевой игры, т.к. предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументировано отвечать на вопросы.
Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем:
Эмоции, связанные с определенными фразами или ситуацией, создают прекрасные условия для запоминания материала.
Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и партнерства, развитию мотивации совместной деятельности.
Предполагает усиление личной сопричастности к происходящему.
2.3 Урок с использованием компьютерного тестирования
Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:
быстрое получение результатов;
объективность в оценке знаний;
позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;
дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;
компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.
Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста. Необходимо учитывать возможности программной оболочки.
3. Методика изучения курса «Страноведение» (7 класс). Материки, океаны и страны
Усиление страноведческой основы школьной географии служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников познавательного интереса к явлениям природы и событиям общественной жизни, способности рассуждать на основе общих посылок, стремление к познанию, расширение области интересов, способности понимать причины разнообразия природы материков и океанов, крупных регионов и отдельных стран, понимать людей другой культуры, осознавать своё место в жизни своей страны и планеты в целом.
Достижение данной цели решается посредством следующих учебно-методических задач:
·Расширение и конкретизация представлений о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
·Создание образных представлений о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственных целях;
·Воспитание у школьников уважения к другим народам через развитие знаний об истории, традициях, и образе мышления людей другой культуры;
·На историко-географической основе раскрывать изменения политической карты, практики природопользования, нарастания экологических проблем, формировать эмоционально-ценностное отношение к географической среде;
·Развитие картографической грамотности через систему практических работ;
·Умение извлекать информацию из различных источников, в том числе, из Интернет-ресурсов.
Структурно курс состоит из введения и четырёх разделов: «Современный облик планеты Земля», «Главные особенности природы Земли», «Континенты и страны» «Природа Земли и человек». Треть курса составляет введение и общеземлеведческие разделы, на страноведение отводится две трети учебного времени, курс авторски модифицирован, согласно учебной концепции гимназии.
Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии.
В методике обучения географии используют несколько методов, которые группируются в методы эксперименталъно-эмпирического и теоретического уровня.
Эмпирические методы используются на этапе, когда идет накопление фактов по проблеме исследования, а также на этапе проверки и уточнения полученных выводов.
Методы теоретического уровня применяются на этапе осмысления фактов и построения теории.
В последние годы в методике обучения географии начали применять системно-структурный подход. Суть его состоит в том, что предмет исследования рассматривается в качестве целостной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов, причем в центре внимания находится изучение взаимосвязей и взаимодействия между этими элементами. Учителю теперь рекомендуется планировать и разрабатывать сразу несколько уроков по той или иной теме программы, определяя функции каждого урока и их связи друг с другом по целям, содержанию и методам обучения, по характеру познавательной деятельности школьников.
Актуальными проблемами стали дифференцированный подход к обучению географии, разработка профильных программ для специализированных школ.
К теоретическим методам исследования можно отнести и исторический подход, который позволяет рассматривать исследуемые явления в развитии и изменении во времени. При этом данные историко-методических исследований позволяют изучить проблемы современной методики обучения географии.
В отличие от теоретических методов исследования, эмпирические основаны на исследовании практики работы школы. Они позволяют выявить то, что уже применяется в практической педагогической деятельности.
Данные эмпирических методов исследования необходимы для дальнейшего совершенствования школьных программ и учебников, оказания методической помощи учителям, для изучения и распространения передового опыта.
Передовой опыт учителя географии изучается с помощью целого комплекса методов исследования. Для выяснения состояния знаний и умений учащихся проводится письменная проверка. Она дополняется результатами наблюдений исследователя на уроках, собеседований с учащимися и учителем, а также анализом школьной документации (контрольные работы учащихся, контурные карты, планы учителей и их методические разработки).
Существенным дополнением к этому может служить анкетирование.
Применяя эти методы исследования, необходимо четко поставить цель изучения передового опыта, тщательно подготовить варианты проверочных работ, схему наблюдений на уроках, вопросы для анкет.
Исключительно велика роль педагогического эксперимента при изучении передового опыта и для создания новейшего педагогического опыта, диктуемого требованиями современной школы. При этом педагогический эксперимент проводится с целью определения:
— доступен ли учащимся учебный материал, отобранный исследователем для включения в содержание школьной географии;
целесообразны ли предлагаемые исследователем новые методы, приемы обучения и наглядные пособия.
По мнению Л. М. Панчешниковой, педагогический эксперимент успешно будет проведен, если исследователь будет соблюдать два необходимых условия.
Первое условие требует разработки гипотезы, включающей круг знаний и умений, которые должны быть усвоены учащимися с помощью рациональных методов, форм и средств обучения, приводящих к хорошим знаниям учащихся.
Несомненно, что соблюдение этих двух условий может привести к положительным сдвигам в знаниях учащихся.
Многолетняя практика проведения педагогических экспериментов свидетельствует о том, что универсальной формой их организации является определение экспериментальных и контрольных классов. Обычно в экспериментальном классе учащиеся изучают новый учебный материал эффективными методами усвоения. В контрольном классе обучение ведется традиционными способами. Очень важно, чтобы и экспериментальный и контрольный классы были одинаковыми по способностям и уровню подготовки.
Наибольшую эффективность в методических исследованиях дает взаимное сочетание теоретических и эмпирических методов исследования.
Несомненно, что любые методы исследования используются с помощью определенных логических категорий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции.
Методы и этапы научного исследования в методике обучения географии
Сегодня учителя обладают значительной самостоятельностью в планировании учебного процесса, выборе программ и учебников. Учитель должен уметь вести исследовательскую работу, владеть методами педагогического исследования.
В методике обучения географии используют методы теоретического и экспериментально-эмпирического уровня.
Эмпирические методы используются на этапе, когда идет накопление фактов по проблеме исследования, а также на этапе проверки и уточнения полученных выводов. Теоретические применяются на этапе осмысления фактов и построения теории.
В начале своего развития методика использовала в основном методы экспериментально-эмпирические. В последние десятилетия в связи с развитием теоретического аспекта и превращения ее в частную дидактику усилилось внимание к логике исследования, к теоретическим методам.
В методике стали шире применять системно-структурный подход, при котором анализу подвергают связи между содержанием, средствами и методами обучения, между усвоением знаний и развитием школьников, между понятиями, входящими в одну систему знаний.
Математический и статистический методы применяются при обработке результатов экспериментальной работы и опытной проверке качества обучения. Они позволяют делать достаточно обоснованные выводы по результатам исследования.
Выбор методов исследования зависит от поставленных целей и задач. Так, определение исходных позиций, обоснование актуальности методической проблемы требуют теоретического анализа литературных источников. Поиски эффективных путей и средств формирования представлений на основе развития воображения школьников требуют непосредственного наблюдения за учебным процессом, постановки эксперимента.
Наблюдения на уроках, во время проведения учебных экскурсий сочетаются с другими методами: анкетирование учителей и учащихся, беседы, изучение школьной документации. Разработка содержания анкет проводится с целью сбора информации по различным методическим проблемам.
Посредством анкетирования получают данные, которые подвергаются количественным методам обработки. Одинаковые ответы на вопросы анкеты, полученные от учителей и учащихся из разных регионов страны, подтверждают достоверность изучаемых педагогических явлений.
В последние годы в методических исследованиях применяют социологические методы. С помощью интервью проводят анкетирование специалистов, работающих в различных отраслях хозяйства. Так можно установить практическую значимость географических знаний как элемента общей культуры. Метод экспертов в методике географии применим для обсуждения новых идей построения содержания школьной географии, при разработке стандартов базового географического образования.
Методы тестирования, широко используемые в психолого-педагогических исследованиях, применимы также и в методике географии. Тестом принято называть нормированные по времени выполнения и по трудности наборы заданий, которые используются с целью сравнительного изучения групповых и индивидуальных особенностей знаний и умений школьников. В исследованиях по методике тест можно использовать в качестве измерительного инструмента результатов обучения. С помощью теста можно сравнивать результаты обучения и развития отдельных учеников и целых классов.
Методы обучения, используемые на уроках географии
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы обучения, используемые на уроках географии
1. По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:
2. По уровню познавательной деятельности выделяют 3 группы методов обучения:
1) объяснительно-иллюстративный метод;
2) частично-поисковый метод обучения географии;
3) исследовательский метод обучения географии
4. Методы самостоятельной работы
(более подробно предлагаю познакомиться с каждым методом)
1. Словесные методы обучения географии
Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.
2. Наглядные методы обучения
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран) обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
— анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.
По уровню познавательной деятельности выделяю 3 группы методов обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения географии.
2. Частично-поисковый метод обучения географии
Эвристическую беседу можно строить по результатам выполнения практических работ по картам, таблицам, на основе предварительного знакомства с текстом учебника, просмотра учебного видеофильма и т.д.
3. Исследовательский метод обучения географии
Наиболее благоприятные возможности для «исследования» учащимися географических объектов, процессов, территорий имеются при завершении изучения региональных разделов курсов, в конце общих обзоров на уроках обобщения знаний и умений. Например, при изучении экономической и социальной географии России учащимся целесообразно предложить самостоятельно изучить географию современной пищевой промышленности или одного из видов транспорта страны, перспектив его развития.
Методы самостоятельной работы
Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя, как отмечалось ранее, выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.
Все описанные ранее методы (словесные, наглядные, практические и др.) в том случае, когда они применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, выступают в данной классификации как методы учебной работы под руководством учителя. В том случае, когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Как правило, без предварительного использования первого вида самостоятельной работы невозможен впоследствии ее более сложный второй вариант.
Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала учебник не следует закрывать, как это делают многие учителя, а, наоборот, нужно просить учеников внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, мысленно выделять по совету учителя главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике отдельные учебные тексты, например, можно вообще предложить ученикам прочитать в ходе урока самостоятельно Особенно это касается несложных параграфов, в которых рассказывается о применениях тех или иных явлений, даются исторические справки и т. п.
Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы учеников с учебником. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное на соответствующем уроке с помощью учеников.
Реферат по географии «Средства и методики географии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
« Теория и методика обучения географии. Современные педагогические технологии и ИКТ »
«Система средств обучения географии и методика их использования.»
Буданова Анастасия Александровна
Медвежьегорск 2017 год
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ……………5
Теоретические аспекты средств обучения географии…………………..5
Классификация средств обучения географии…………..………………..7
ГЛАВА 2. МЕТОДИКИ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ………. 11
2.1. Теоретические аспекты методов изучения географии…………………. 11
2.2. Методы изучения географии……………………….……………………. 12
Важнейшим звеном в общей системе российского образования считается школа. Она всегда была и остается предметом серьезного внимания. Здесь учителя и новое подрастающее поколение обретают взаимопонимание, нацеленное на передачу и восприятие опыта жизни.
Обучение географии — это научно обоснованный педагогический процесс, направленный на усвоение предметных знаний, умений, навыков, развитие творческих сил и потенциальных возможностей обучаемых, формирование мировоззренческих ценностей и способностей к самообразованию. Реализация указанных научных представлений в дидактической практике осуществляется посредством методики обучения географии.
География – единственный предмет в школе, в сферу рассмотрения которого входят и естественные, и общественные, и социальные объекты и явления.
Интерес к географии как учебной дисциплине основывается на знакомстве школьников с географическими методами познания мира, на выявлении многообразных связей изучаемого материала с жизнью.
Целью данной работы является изучение средств обучения географии и методики их использования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть теоретические аспекты средств обучения географии;
2. рассмотреть классификацию средств обучения;
4. исследовать содержательную часть методики изучения географии;
5. определить методы изучения географии;
При выполнении работы в качестве общенаучного метода был использован системный подход, применялись методы, обусловленные конкретными задачами исследования: сравнительный анализ, монографический метод (метод изучения отдельного случая), выборочный (статистический метод исследования общих свойств совокупности каких-либо объектов на основе изучения свойств лишь части этих объектов, взятых на выборку).
Написание этой работы основывалось на различной информации: учебных пособиях, словарях, в том числе и на журналах. Наиболее используемым источником информации при написании этой работы являются электронные журналы «Наука и жизнь» и «Эксперт» различных выпусков, по причине наличия в них наиболее точной, насыщенной и актуальной информации.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
1.1 Теоретические аспекты средств обучения географии
Средства обучения создаются с учетом целей географического образования, его содержания, а также современных требований к методам обучения географии. Они должны быть приспособлены к особенностям деятельности учащихся и учителя и содействовать наилучшему овладению знаниями и умениями при наименьшей затрате времени и энергии. Важнейшими функциями средств обучения являются:
1) активизация познавательной деятельности учащихся;
2) обеспечение наглядности в ходе усвоения знаний;
3) внесение разнообразия и новизны в учебный процесс.
Однако средства обучения служат не только источником знаний. Они необходимы для формирования практических умений и навыков. Это в первую очередь такие средства, как приборы и инструменты. Некоторые из них имеют двойное функциональное назначение и служат, в зависимости от решаемых учебных задач, либо источником знаний, либо средством формирования практических умений и навыков (компас, карта. ).
Таким образом, средства обучения это различные виды источников знаний, включенные в учебный процесс с целью формирования знаний, умений и навыков учащихся.
Важную роль в обучении географии играют натуральные объекты и явления и различные формы их воспроизведения: карты, картины, модели, фотографии и т. д.
Во многих случаях назначение этих средств — обеспечение наглядности, особенно важно в связи с тем, что учащиеся нередко должны усваивать знания об объектах и явлениях, недоступных для непосредственного восприятия. Очень важно использовать эти средства обучения и в тех случаях, когда изучаемые объекты и явления могут восприниматься учащимися в их естественной среде. Это обусловлено тем, что в реальных предметах трудно различимы некоторые существенные признаки и для их выделения необходимо использовать чертежи, схемы, модели и т. д.
Анализируя содержание отдельных учебных средств, наблюдая их в процессе демонстрации, учащиеся развивают познавательные способности, мышление и речь, овладевают простейшими методами научных исследований, при этом повышается их интерес к предмету.
Отражая хозяйственную деятельность человека в различных социально-экономических условиях, его воздействие на природу, раскрывая взаимосвязь между отдельными объектами и явлениями географической среды, средства обучения способствуют формированию диалектико-материалистического мировоззрения.
Важной чертой средств обучения является также и то, что, взаимодействуя с методами обучения, они оказывают существенное влияние на их совершенствование. Систематическая работа со средствами обучения побуждает к поиску активных методов и организационных форм обучения, способствующих развитию творческих сил и способностей школьников.
1.2. Классификация средств обучения географии
Термин «классификация» обозначает распределение объектов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их признаков. Средства обучения географии являются одним из объектов окружающего мира, поэтому на них распространяются общие классификационные положения.
Классификация средств обучения имеет большое теоретическое и практическое значение, так как, с одной стороны, она служит ориентиром для моделирования, конструирования, отбора и оценки эффективности отдельных средств и их совокупности, а с другой — облегчает их комплектование, использование, каталогизацию и хранение.
Необходимость классификации средств обучения обусловлена тем, что от их типологических особенностей зависит использование в учебном процессе. Существует несколько классификаций.
1. Вербально-информационные: методические пособия для учителей,
учебники, учебные пособия для учащихся;
2. Наглядные: карты, картины, раздаточный материал, таблицы, диаграммы, чертежи, схемы, графики;
3. Аудиовизуальные: диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы, транспаранты.
Все средства обучения географии можно подразделить на средства: обеспечивающие наглядность обучения и операционную деятельность учащихся. Для этих средств характерны внутренние признаки сходства, обусловленные источником знаний и дидактическим назначением. В то же время средства имеют классификационные различия.
Средства, обеспечивающие наглядность обучения и операционную деятельность учащихся, представляют собой материальные объекты и явления окружающего мира или их отображения и изображения в виде учебно-наглядных пособий.
1. Натуральные объекты:
а) природные объекты и предметы хозяйственной деятельности человека, изучаемые в классе (коллекции, гербарии и т.д.);
б) природные и хозяйственные объекты в их естественной среде, изучаемые на экскурсиях (растительность, почвы, промышленные и с/х предприятия и т.д.).
Служат образованию непосредственных представлений об изучаемых предметах и явлениях, их свойствах, связях, отношениях.
2. Воспроизведение натуральных географических объектов и явлений.
а) объемные модели (форм поверхности, хоз. объектов и т.д.);
б) иллюстративные плоскостные пособия (картины, рисунки, портреты, диапозитивы, кинофильмы и кинофрагменты).
Воспроизводят образы соответствующих объектов, явлений, служат формированию конкретных представлений о хозяйственных и природных объектах.
3. Описание предметов и явлений символами:
а) вербальные пособия (учебники, справочники, тетради напечатанной основе, текстовые таблицы);
в) графические схематические пособия (схемы структурные, классификационные, связей и взаимосвязей природных и экономических объектов и явлений);
г) графические статистические пособия (графики, диаграммы).
Служат развитию воображения. Они раскрывают сущность и структуру объектов и явлений, особенности их пространственно-территориального разделения. Эти пособия помогают приобретению теоретических знаний.
4. Средства, необходимые для воспроизведения и анализа географических объектов и явлений.
Это приборы и инструменты, предназначенные для измерительных работ местности и в классе, определения количественных и качественных показателей явлений природы, картометрических работ, воспроизведения годового и суточного движения Земли. Служат формированию умений работы с инструментами и приборами, выполнению наблюдений, фиксации и обработки материалов. Так как использование приборов и инструментов требует анализа полученных материалов, работа с ними является условием формирования географического мышления учащихся.