тенгрианский храм в шории

Таежный дзен. Как Сибирь пытается стать лучшим местом для летнего отдыха в России

Кузбасс как главный угольный регион России неизменно ассоциируется у большинства соотечественников с темными шахтами, уставшими вахтовыми рабочими и портящей экологию добычей ископаемых. Однако далеко не всем известно, что и здесь, в самом сердце тайги, есть чем заняться туристу. Например, насладиться удивительной природой Западной Сибири, попробовать местную кухню, изобилующую блюдами с кедровым орехом и рыбой, познакомиться с местными шаманами и пройти их обряды, а также, если повезет, встретить снежного человека. Корреспондент «Ленты.ру» отправился в Кузбасс, чтобы выяснить, каким может быть отдых по-сибирски и что регион готов предложить российским туристам.

В сердце тайги

Такие наименования, как Шория и Шерегеш, хорошо знакомы любителям зимнего отдыха в России, однако об их происхождении знает далеко не каждый. Так, Шория получила свое название от малочисленного самобытного народа — шорцев, предки которых славились на всю Сибирь умением выплавлять железо. Первые русские землепроходцы называли шорцев «кузнецкими татарами».

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Шерегеш назван в честь братьев Шерегешевых, которые в 1912 году открыли здесь месторождение железной руды. Если сравнить Шорию с Сочи, то Шерегеш в Кузбассе будет аналогом знаменитого сочинского горного курорта «Розы Хутор». Такая аналогия актуальна еще и потому, что в горнолыжном сезоне 2020-2021 по количеству туристов Шерегеш занял второе место по России после «Розы Хутор», приняв более двух миллионов человек.

Теперь Кузбасс в год, когда регион празднует свое 300-летие, поставил себе новую амбициозную задачу: сделать Шорию и Шерегеш одними из главных мест летнего отдыха россиян. Но пока туристов там зимой в разы, а то и в десятки раз больше, чем летом.

А стереотип о том, что Кузбасс — это регион металлургии и угольной промышленности, в России по-прежнему силен. Тем не менее в Кузбассе верят в то, что ситуацию удастся переломить и привлечь в регион «летних» туристов.

Кулинария по-сибирски

Путь из Москвы до Шерегеша лежит через Новокузнецк. Четыре часа перелета, казалось бы, не так сложны. Но к ним добавляется еще один фактор — разница во времени: в Кузбассе на четыре часа позже, чем в столице. Поэтому, вылетев из Шереметьево в районе 22:00, в Новокузнецке я оказываюсь в два часа ночи по Москве, но в шесть часов утра по местному времени. Неудивительно, что три часа в автобусе — время переезда до Шерегеша — у меня полностью уходят на сон.

В Шерегеше с другими участниками поездки мы разместились в четырехзвездочной гостинице у подножия горы — к слову, отелей такого уровня в поселке несколько. В моем номере удобств оказалось с избытком — нашлось место даже для кухни и гардеробной. Впрочем, готовить в комнате мне ни разу не пришлось: на завтраках, обедах и ужинах я знакомился с сибирской кухней.

Местная кухня — это отражение тайги: скажем, кедровые орехи, которыми славится Сибирь, здесь добавляют везде, где можно. Они есть и в салатах, и в первых блюдах. Для кедровых орехов нашлось место и в шорских пельменях из ржаной муки, где свинина и говядина неожиданно сочетаются с кониной. Но пока регион делает ставку на другие блюда.

Источник

Слово шамана

Уникальный тенгрианский храм в тайге уже третий год возводит житель Таштагольского района Александр Тудегешев. В будущем он планирует стать настоящим шаманом и постоянно проводить здесь обряды.

Центр всего

Если действительно способности и силы шамана передаются по наследству, как считается у шорцев, то Александр – шаман потомственный. Его прабабушка, говорят, была очень сильной шаманкой. Сам 41-летний Александр уже сейчас проводит обряды. По его словам, многого еще не постиг. Пока просто некогда. Много сил отнимает возведение храма.

«Всё началось с того, что мне во сне приснился этот храм, – рассказывает Александр Гаврилович. – Кто-то невидимый показал мне, как он должен выглядеть, место, где он должен стоять. Показали во сне, что я буду здесь службы вести, молитвы читать. Вот я и решил его построить».

Живет Тудегешев в своем доме в небольшой таежной шорской деревне Средние Кичи. Семьей пока не обзавелся. А после того вещего сна и вовсе распродал скот и начал возводить храм Бога неба «Тегрэ».

Сооружение и впрямь необычное. Другого такого в Кузбассе нет. Хозяин заводит нас внутрь и предупреждает, чтобы мы ни в коем случае не прикасались к священному бубну. Его может брать в руки только шаман. К слову, и этот бубен, и одежду шамана, увешанную разными ленточками, Александр изготовил собственноручно. Так же, как и всё внутреннее убранство храма он сделал сам.

«Это единый Бог, вся жизнь пошла от него, Он – центр всего, – объясняют нам значение вырезанной из дерева статуи многоликого бога. – С одной стороны – лик Бога-создателя, с другой – Бога-разрушителя. Он имеет силу и создавать, и разрушать».

А вокруг главного божества в разные стороны света смотрят духи огня, ветра, земли и воды.

На верхней фасадной части храма изображен орел, и этому тоже есть объяснение: «Одному человеку было видение, сказали, что надо на храме изобразить эту птицу».

С духами на равных

Из словарей можно узнать, что тенгрианство или тенгризм – обозначение доисламской и добуддийской религии тюрко-монгольских кочевников евразийских степей, в которой присутствует культ Тенгри, обожествлённого неба.

«Эта вера раньше была у нас, только потом всё ушло в шаманизм, – поясняет Александр Тудегешев. – А по сути, что шаманизм, что тенгрианство – это родственные направления. В них всё одно: и божества, и покровители».

Службы в этом храме будет вести сам Александр – как только закончит его строительство и начнет набирать силу шамана. Но он уже и сейчас проводит обряды.

Говорят, что раньше шаманы, глядя на человека, сразу могли сказать – есть у него такой же дар или нет. Но сейчас, по словам Тудегешева, можно самому догадаться по некоторым признакам:

«Это проявляется с детства, у каждого по-разному. Кому-то что-то видится, кого-то будто что-то давит во сне, еще что-то происходит… В общем, если с того мира кто-то начинает беспокоить».

А Александру четко дали понять: надо строить храм. И уже третий год он занят этим делом.

«Сейчас я почти ничего не умею, но буду развивать дар, учить древние молитвы, черпать силы у природы. Она их дает, если ее научился чувствовать, – говорит будущий шаман. – Пока же все силы уходят на стройку. Правда, и ее сейчас остановил. Не хватает денег. Хотя мне помогают люди, власти. Но деньги закончились, и я бы не отказался от помощи финансовой. И был бы рад, если бы кто-то смог помочь профессиональным советом и делом. Я ведь не строитель. С ошибками строю, по мере строительства учусь»…

И традиции, и туризм

Храм стоит в лесу у дороги, что ведет из Таштагола в поселок Усть-Кабырзу. По этому маршруту часто ездят туристы. И ни один не проезжает без остановки мимо такой достопримечательности. Тем более что у храма оборудован родник, и любой желающий может набрать здесь чистой таежной воды. А заодно и сделать пожертвование на строительство. У входа на огороженную территорию надпись на шорском: «Золотая Шория благословляет вас».

По сути, этот храм постепенно становится своеобразным духовным центром шорцев, где шаман будет проводить обряды, тем самым сохраняя древние традиции.

Вместе с тем это место уже сейчас привлекательно для туристов. Особенно тогда, когда Тудегешев проводит обряд. Многие задерживаются, чтобы посмотреть. Здесь же гостям предлагают купить кедровый орех, сувениры, а также вкусные пироги с капустой или творогом, которые печет родственница Александра Оксана Шулбаева. Она помогает и присматривать за храмом, пока Тудегешев уезжает по делам в город.

А нам он сам предложил сделать обряд на дорожку. Но прежде какое-то время смотрел будто прямо сквозь меня.

«Да, он смотрел какая у вас душа, какой вы человек, – уже потом объяснила мне Оксана. – Раз он вам сам предложил сделать обряд, значит, вы ему понравились».

Пока Александр будет оставаться здесь до осени и по мере возможности вести стройку. Но на зиму храм закроет. А круглый год храм будет открыт, когда будет построен полностью.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Вот так выглядит шаманское облачение. Фото: Виктора Сохарева.

Источник

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шорииtatarkam

Тенгрианство-прошлое и будущее татар-тюрков

Религия степи

ГЭСЕР — СТАРШИЙ СЫН ТЕНГРИ-ХАНА
Когда кипчаки, впервые встретившись с христианами, услышали о Сыне Бога Небесного — об Иисусе Христе, — они вовсе не удивились: ведь в тенгрианском пантеоне сыновьям Тенгри-хана отводилось особое место.
Один из них, Гэсер, был известен священнослужителям кипчаков по тибетским и монгольским сказаниям, согласно которым в некоем городе Лин долго не было правителя, и туда был ниспослан один из трёх сыновей небесного владыки. Он родился, как и Христос, в человеческом облике, но в семье не плотника, а князя.
В легендах о Гэсере много общего с преданиями о Христе, о человеке-избраннике. Важно заметить, что Гэсер жил и совершал подвиги за тысячу лет до Христа; он — старший сын Тенгри-хана. Поэтому в период зарождения христианской религии этот герой был уже давно и хорошо известен и в Тибете, и в Монголии, и в соседних с ними странах.
Однако на юге (например, в Индии) под влиянием буддизма образ Гэсера со временем видоизменился и получил иное развитие: его отцом стал считаться Брахма. У бурят образ Гэсера также претерпел изменения: отношение к нему определяли распространённые шаманские представления, поэтому и сын Божий приобретает черты шамана. Сохранив облик, но несколько изменив «функции», Гэсер занимает почётное место и в пантеоне тибетского буддизма как герой, очищающий мир от скверны.
Сейчас уже едва ли удастся установить, как высоко ставили Гэсера тюрки-кипчаки в иерархии своих небожителей. Но, судя по сохранившимся легендам соседних с кипчаками народов, можно полагать, что этот сын Бога Небесного был действительно хорошо известен в Центральной Азии уже в глубокой древности, и кипчаки, конечно, тоже почитали его.

У восточных народов существует устойчивое представление о трёх мирах — небесном, земном и подземном — и соответствующей иерархия небожителей, а также обитателей преисподней. У тюрков, монголов и других народов небо разделено на ярусы, и каждый ярус делится надвое, что соответствует разным проявлениям образа бога: доброго и строгого, защищающего и карающего. Бог видит всё но только от человека, от его дел и мыслей зависит, как бог отнесётся к нему и его поступкам.
Небо, разделённое на 9 ярусов, в представлениях тюрков отражает троичность духовного мира (три раза по три). Монголы увеличили число ярусов неба до 99, в их миропонимании — 99 богов, но все они носят имя Тенгри и по сути являются ипостасями единого Бога.
Немецкий учёный Г. Дерфер проследил эволюцию самого понятия «Тенгри» от раннего, ещё шаманского представления этого образа до высших стадий в его религиозно-мифологическом развитии и пришёл к выводу, что речь идёт об одной из первых (если не самой первой) монотеистических религий в мире.
К Тенгри, Богу-Отцу, создателю мира, обращали кипчаки свои молитвы, просьбы, ему приносили жертвы. До сих пор у потомков кипчаков самые нерушимые клятвы начинаются со слов: «Пусть меня покарает Тенгри. ».
Тенгрианство — религия, основанная на вере в Создателя, — возникло в конце II — начале I тыс. до н. э. Как и всякая оформившаяся религия, тенгрианство со временем приобрело все необходимые атрибуты: иерархию небожителей, священство разных рангов, проповедников, а самое главное — закреплённый письменно и устно свод богослужебных правил (канон).
Кроме Тенгри-хана кипчаки чтили богиню Умай. Она олицетворяла женское земное начало. Умай покровительствовала младенцам, и изображали её, как правило, с младенцем на руках. Образ этот тенгриане позаимствовали, видимо, из индуизма.
Свою покорность Тенгри-хану кипчаки подчёркивали, используя древнейший символ — знак равностороннего креста (аджи): его наносили на лоб либо краской, либо в виде татуировки.
Скорее всего знак креста заимствован тенгрианами из древней тибетской (добуддийской) культуры. Он символизировал понятие рум — мир, откуда всё берёт начало и куда всё возвращается. Там есть небо и земля, верх и низ со своими покровителями. Рум плавает в безбрежном океане на спине огромной рыбы или черепахи, придавленной для большей устойчивости горой. У основания горы покоится змей Бегша. Время от времени в руме вспыхивает, словно молния, крестообразная ваджра («алмаз»). В буддизме ваджра стала символом прочности и неуничтожимости.
При раскопках степного города Беленджера в Дагестане были обнаружены остатки храмов и сохранившиеся древние кресты. Вот что пишет профессор М. Магомедов, автор многих удивительных открытий, сделанных им на территории Дешт-и-Кипчак «Один из крестов удалось восстановить, он имел так называемую «мальтийскую» форму. С лицевой стороны был украшен рельефной лентой, обрамляющей ветви креста. На кресте сохранились вырезанные в центре. круги, предназначавшиеся для украшения. с бляшками из драгоценных металлов и камней. Форма креста тщательно проработана, поверхность хорошо сглажена. Резьба выполнена аккуратно. Крест с помощью специального выступа укреплялся на постаменте у восточной стены церкви».
Такие же кресты находили археологи на могильных камнях от Байкала до Дуная — на земле забытой ныне страны Дешт-и-Кипчак.
Свои храмы степняки называли «килиса». Слово это происходит от названия священной горы Кайласа, одной из самых высоких гор на юге Тибетского нагорья. У многих народов Востока она считается обителью богов. Гора расположена к северу от небольшого озера Манас. По добуддийским преданиям, на Кайласе находился рай бога Шивы; там же пребывал Кубера — бог богатства. Гора состояла из чистого серебра. Предание сообщает также и некоторые другие подробности. Оказывается, в древности горы имели крылья и могли летать, но так как их полёт часто приводил к огромным разрушениям, бог Индра отсёк им крылья и закрепил горы на их нынешних местах.
Формы первых буддийских и тенгрианских храмов пытались повторить, воспроизвести очертания священной горы. Спустя века в Индии (штат Махараштра) в храмовом комплексе Эллоры появился храм, высеченный из целой скалы и получивший имя Кайласа. Рядом расположены ещё 33 храма. Коль скоро на склонах Кайласы обитал и бог богатства Кубера, храмы отличались необыкновенно богатым внешним и внутренним убранством.
Образ бога Индры перекочевал в мифы народов Алтая под именем Тенгри. В тенгрианской религии сохранились и многие традиции почитания Индры, перенесённые, однако, на образ Тенгри-хана. Вот почему Южный Тибет прежде считался традиционным местом паломничества тюрков.
Бытовало поверье, что увидевший Кайласу будет счастлив всю жизнь. Но приближаться к горе, тем более подниматься на неё, никто не рисковал, чтобы не прогневить богов. Люди останавливались на берегу священного озера Манас и смотрели на Кайласу издали. Здесь они читали молитвы, вели философские беседы. «Манас-тир» в переводе с тюркского означало «собираться около Манаса на молитву».

СКОЛЬКО ЛЕТ «ПСАЛТЫРИ»?
Главная книга тенгриан называлась «Псалтырь». В ней был записан весь свод законов и правил, по которым справлялся обряд, читались молитвы.
В слове «псалтырь» заметно его восточное происхождение. Слово «псах» пришло из Индии, из буддизма, и означает «корона», «венец». Тюркское слово «алтарь», означает «приподнятый», «возвышенный». Алтарь, как известно, — святое место в церкви, её духовная точка опоры. Поэтому кипчаки и дали своей главной священной книге такое название— «Псалтырь», т. е. «Венец алтаря».
О наличии священных книг у кипчаков ещё в период Великого переселения народов писали древние историки, в частности Моисей Каганкатваци, упоминается о них и в китайских летописях. По сохранившимся преданиям той поры, одну из таких книг, видимо «Псалтырь», привозил в Рим в V в. епископ Александр из города Тан на Лону. О достоверности этих сведений из старинных книг можно судить хотя бы по тому, что в библиотеке Ватикана хранится экземпляр «Псалтыри», написанный на тюркском языке руническими знаками.

В одном из древних китайских рукописных источников сообщается, что к 165 г. до н. э. тюрки обладали полностью сложившейся религией с развитым каноном. Этот канон во многом повторял буддийский, завещанный индийским царём Канишкой. Видимо, отсюда и пришла главная священная книга тенгриан — «Псалтырь». На тюркском языке слово «псалтырь» означает «венец алтаря». Книга содержала тенгрианский канон — обычаи, обряды и правила, с которыми надлежало обращаться к Богу. А духовным центром тенгрианской религии, как упоминается в завещании Канишки, был буддийский храм в Кашмире, специально возведённый для этой цели по приказу царя. Из этого храма берёт начало ветвь буддизма, получившая самостоятельное развитие и оформившаяся как тенгрианство.
Вероятно, уже во II в. до н. э. на Алтае были и тенгрианские храмы. Конечно, трудно ожидать, что они выглядели столь же величественно, как буддийские храмы в Индии или Индокитае. Но они существовали. Это доказывают результаты раскопок, произведённых профессором М. Магомедовым в Прикаспии. Сохранившиеся остатки ранних армянских и особенно лезгинских культовых сооружений также позволяют сделать некоторые выводы о внешнем виде тенгрианских храмов.
Тенгрианские храмы при некотором сходстве с буддийскими всё-таки отличались от них. Свои культовые сооружения кипчаки возводили на фундаментах, которые имели в плане форму равностороннего креста. В этом было главное своеобразие тенгрианских храмов. Помимо прочности, неуничтожимости крест, видимо, символизировал и перекрёсток, где сходятся пути мира.
Сначала тенгрианские храмы выглядели весьма скромно, неприметно. Это были обычные для кипчаков рубленые дома с высокой крышей, поверх которой крепилась маковка с крестом. Позже, когда началось Великое переселение народов и кипчаки стали осваивать новые для себя степные пространства, появились новые храмы. Своей устремлённостью в небо они повторяли очертания священной горы.
Храм для тенгриан был святым местом, туда не разрешалось входить рядовым верующим; только священнослужитель по ходу службы мог ненадолго зайти внутрь. А один раз в год ему разрешалось входить в алтарную часть храма. Такая традиция была оправдана тем, что храм считался местом отдыха Тенгри-хана, поэтому верующим полагалось молиться только возле него. Площадка для моления называлась «харам» — «место для молитвы». Больше здесь ничего нельзя было делать — только молиться (отсюда ещё одно значение слова «харам» — «запрет», «запретный»).

КАКИМИ БЫЛИ ТЕНГРИАНСКИЕ ХРАМЫ?
К сожалению, над постройками властвует время, особенно если они из дерева или из другого недолговечного строительного материала, например самана — необожжённого кирпича. Именно века распорядились судьбой тенгрианских храмов. Лишь фундаменты уцелели от них.
При раскопках кипчакских городищ в степном Дагестане археологи не раз находили места, где стояли храмы. Казалось бы, о том, как они выглядели, мы уже никогда не узнаем. Однако на основе сопоставления фактов можно сделать некоторые предположения. Дело в том, что архитектура тенгрианских храмов, видимо, была заимствована армянскими христианами и получила своё развитие именно в Армении, но уже в ином выражении — в камне. Ведь именно камень издревле считался традиционным строительным материалом в горной Армении, Степь же была бедна им.
«В остатках христианского зодчества Закавказья, — пишет профессор М. Магомедов, — представлены известные в христианском мире нормы церковного строительства. Наиболее ранним центром зарождения различных форм церковно-архитектурного строительства выступает Армения. »
Конечно, при желании можно найти некоторое сходство древнеармянских памятников с сирийскими или какими-то иными. Но. и это «но», пожалуй, самое важное, самое доказательное: именно в Армении в IV в. впервые христианство стало государственной религией. Следовательно, именно в Армении, а не где-то ещё, впервые церковное строительство велось открыто, силами самого государства, ибо христианство уже стало здесь официальной религией и государство заботилось об её укреплении.
Разумеется, это утверждение не бесспорно, но армянским миссионерам негде было заимствовать архитектуру своих церквей, кроме как в Дешт-и-Кипчак. В европейском мире о таких храмах в то время ещё не знали. Вот почему древнеармянские храмы своими уникальными формами, своими размерами прекрасно «встают» на те фундаменты, которые остались после тенгрианских храмов.

После ухода кипчаков с Алтая в степь их храмы обрели географическую ориентацию: алтарную часть обращали строго на восток, в направлении Алтая.
Профессор М. Магомедов, исследовавший остатки древних храмов кипчаков, так описывал свои находки: «Они были расположены в центре курганных групп и отличались небольшими размерами. Они возведены из мелких и средних размеров ракушечника на глиняном растворе. Ломаные внутренние очертания одной из церквей воссоздают в плане форму креста. Ориентирована церковь по длине с запада на восток, с некоторым отклонением к северо-востоку».

ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ ТЕНГРИАН

ТЕНГРИАНСКИИ ОБРЯД
Автору этих строк довелось однажды беседовать с человеком, относившим себя к немногочисленной секте «дырников». Было это в одной из казачьих станиц на Урале. В старину таких людей, поселившихся на реке Яик (Урал), называли яицкими казаками. Мой знакомый оказался весьма замкнутым, неразговорчивым человеком, тем более не расположенным к беседам с чужаками.
Яицкое казачество всегда отличалось редкостным консерватизмом. Почти целиком оно состояло из старообрядцев, бежавших сюда из России в 1666 г. после раскола Православной церкви. Долгое время они вынуждены были таиться, опасаясь преследований.
Но вместе с православными старообрядцами были и другие. Они тоже крестились двумя перстами, но не на иконы, а на восток, в открытое небо, тоже обращали молитвы к Богу-Отцу, но называли его совсем другим именем. «Дырниками» их прозвали потому, что в избе им полагалось с восточной стороны делать форточки («дырки»), чтобы в ненастную погоду можно было молиться дома, но обязательно глядя на небо. В хорошую же погоду они молились во дворе, в укромном месте.
Тенгрианство и христианство всегда прекрасно уживались друг с другом в Степи. Когда же на Руси началось церковное деление — раскол, — то всё смешалось, перепуталось, многое забылось; старое уже не почиталось как прежде, к тому же за прежнюю веру наказывали. Вот сохранившееся свидетельство дьякона Фёдора Иванова, записанное на суде во второй половине XVII в.: «Многие поселяне, и попы, и дьяконы, живучи по сёлам своим, поклоняются Богу-солнцу, где с ними не случится образа иконы Христовой и креста Его». В 80-х гг. XVII в. старообрядца-«дырника» Василия Желтовского судили за то, что он не ходил в храм, говоря: «Бог наш на небеси, а на земле Бога нет», — и крестился, глядя на небо.
Мой уральский знакомый, когда показывал мне своего коня во дворе, показал и место, где он общается с Богом. «Тенгри» — слово, ему знакомое. «Тенгирим», — тихо поправил он меня. Молитвы к Тенгри, судя по всему, почти не отличаются от тех, которые в ходу у других старообрядцев.
— Всё у нас одинаковое. А в храм их ни я, ни мои деды никогда не ходили. Не велено нам, — сказал казак и, помолчав, добавил: — У нас свой Бог.
Больше он не говорил об этом. Неразговорчивый всё-таки народ эти старообрядцы. Три века не признавали их в России, вот они и не спешат рассказывать о себе. Таятся по-прежнему, привычно опасаясь репрессий.

Источник

Сказочная Шория

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Если вы устали от столичных пробок и коронавирусных ограничений, лучшее место для восстановления сил и перезагрузки – зеленые горы и заповедная тайга Шории.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Скульптура Даши Намдакова «Золотая Шория» в городе Таштаголе.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Шаманский бубен с Музее этнографии и природы Горной Шории.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Камлание шамана Игоря Идимешева в поселке Усть-Анзас.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Горные вершины Шории – прекрасное место для фотографирования.

Власти Кемеровской области, где одинаково хорошо умеют добывать уголь и железную руду, давно нацелены на развитие туризма. Одним из самых популярных и раскрученных мест является Горная Шория, где расположен горнолыжный курорт «Шерегеш».

Где живут йети

В апреле этого года экс-глава Кемеровской области Аман Тулеев рассказал в соцсетях, как в бытность свою губернатором подогревал интерес к региону, раскручивая миф о существовании йети. Даже учредили специальный приз – один миллион рублей – тому, кто найдет снежного человека. Так или иначе, но появившийся в 90-е годы в шахтерском поселке курорт «Шерегеш» уже давно обрел всероссийскую известность. В прошедшем зимнем сезоне был побит очередной рекорд – его посетили более двух миллионов любителей лыж и сноубордов. Популярность здешних трасс объясняют «пухлым» снегом, толщина покрова которого в силу климатических и географических особенностей местами достигает четырех метров.

Попасть в настоящую шорскую деревню, а именно в поселок
Усть-Анзас, которому более 300 лет, как оказалось, можно
либо на вертолете, либо по воде на лодке.

А чем занимаются местные жители летом и что предлагают представители туристической отрасли гостям? Это я и решил выяснить, отправившись с группой журналистов в загадочную и малоизвестную Шорию.

К шорцам на вертолете

Нужно сказать, что программу для нас подготовили классную. Местный туроператор «Шория» вместе с Агентством по туризму Кузбасса за четыре дня показали нам столько, что хватило бы на неделю неспешного отдыха.

Наше знакомство с коренным народом этой земли – шорцами – началось с посещения Музея этнографии и природы Горной Шории в небольшом городе Таштаголе, расположенном в нескольких километрах от Шерегеша. Здесь можно увидеть некрополь Кабырзинской принцессы, предметы быта и узнать историю этого древнего тюркоязычного народа.

А вот попасть в настоящую шорскую деревню, а именно в поселок Усть-Анзас, которому более 300 лет, как оказалось, можно либо на вертолете, либо по воде. Мы отправились туда на Ми-8, благо лететь было всего 20 минут. Жители расположенного в окружении тайги населенного пункта встречали нас, словно инопланетян, спустившихся с небес. Но, как выяснилось, вертолет летает к ним не реже чем раз в неделю – привозит продукты. Живет здесь не больше 100 человек, и для них работают целых два магазина. При этом в поселке нет сетевого электричества и мобильной связи, зато есть бесплатный спутниковый таксофон. По государственной программе в каждом дворе установили солнечные батареи – теперь летом есть электроэнергия, а вот зимой со светом все равно проблемы. Второй путь до поселка – через перевалы по грунтовке, затем – на лодке через реку Мрассу.

Изначально шорцев называли кузнецкими татарами за их умение добывать и переплавлять руду, делать из нее различные инструменты и предметы быта. Сейчас многие перебрались в города, работают как все. Экскурсию по поселку проводил Руслан, в обычной жизни – шахтер. «Охочусь, рыбачу, живу в свое удовольствие, что хочу, то и делаю», – не без гордости сказал он нам.

В поселке создан музей под открытым небом «Тазгол», названный в честь существовавшего здесь когда-то улуса. В нем можно посмотреть старинные избы, амбар, охотничий лабаз. Есть даже гостевой дом, где можно остаться на ночь. За музеем следит седо-
власый Роберт Хромов, тоже всю жизнь отработавший в шахте, мужчина интеллигентный, в летах. Живет он в поселке почти 30 лет, видно, что человек уважаемый.

Энергия шаманов

На поляне неподалеку от этномузея нас ждал шаман. Совершив традиционный обряд – камлание, – он «покормил» огонь, дал выпить всем самогон, а потом отправил нас повязывать ленточки на ближайшую березу. С древности шорцы исповедуют различные культы, верят в приметы, знаки, различных духов. Это вера в три мира: верхний, небесный, где живут добрые духи-покровители; средний, где живут люди; и нижний, загробный, где живут злые духи. Считается, что кам, шаман, является связующим звеном между тремя мирами, он может общаться с духами напрямую, просить их о чем-то. Иногда люди шли к шаманам за советом.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Шаман Александр Тудегешев кормит духов перед нашей дорогой.

После камлания шаман переоделся в «гражданскую» одежду и сел с нами в вертолет. Мы узнали, что Игорь Идимешев, так его зовут, когда-то работал даже замом главы Шерегеша. Причем это сочетание не мешало ему исполнять свои обязанности: когда было нужно, он надевал свой шаманский костюм и совершал обряд, будь то национальный праздник или открытие горнолыжного сезона.

– Шаманами не становятся, ими рождаются, – говорит Игорь Идимешев. – Я еще занимаюсь лечением. Люди сами ко мне приходят. Я редко отказываю. Был один случай, пришла женщина с ребенком. Я вижу, что он умирает. А если я ему помогу, у меня до девятого колена все родные будут прокляты. Пришлось сказать, что не буду лечить. Энергию люди отбирают друг у друга. Бывает, порчу кто-то наводит. Я стараюсь держаться подальше от людей, побольше бывать в лесу, восстанавливаюсь, заряжаюсь там.

После камлания шаман переоделся в «гражданскую»
одежду и сел с нами в вертолет. Мы узнали, что Игорь
Идимешев когда-то работал замом главы Шерегеша.

На третий день нашего путешествия мы познакомились с другим шаманом – Александром Тудегешевым. Он уже семь лет строит тенгрианский, то есть небесный, храм. Возможно, первый в России.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Вершины гор из-за ветра обретают причудливые формы.

– Наш Бог – это вечное, бесконечное небо. Отсюда это название храма. Свыше меня уже предупреждают, что надо доделывать храм, чтобы он работал. Скоро я его закончу, и можно будет попасть внутрь. Раньше у всех религий не было храмов, стояли жертвенники, поклонялись небу. Но когда религия растет, развивается, доходит и до храмов. Храм – это более высокая ступень. А если по-простому, то зимой тоже нужно совершать обряды, и лучше делать это в тепле, – поделился своими планами Александр. А в конце, пристально глядя мне в глаза, добавил: «Вы тоже необычный человек». Как тут шаману не поверить?

Отголоски ГУЛАГа

В еще одном старинном шорском поселке – Усть-Кабырзе, расположенном на месте слияния трех рек, 10 лет назад создали музей, посвященный памяти жертв политических репрессий. «Трехречье» – это экспозиция в виде типового исправительно-трудового лагеря, коих в Сибири во времена ГУЛАГа было немало. Существовавший в этом месте лагерь считался одним из самых суровых, выжить заключенному в нем было очень тяжело. Особенно туристы проникаются экскурсией, когда приезжают сюда зимой, в 30-градусный мороз, заходят в огромный барак, который в те времена отапливался одной печкой-«буржуйкой». Заключенные работали на рудниках, в шахтах, строили дороги, здания, заводы и фабрики, были дармовой рабочей силой.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Экспонаты музея памяти жертв политических репрессий «Трехречье».

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шорииПериметр комплекса обнесен высоким деревянным забором и линией колючей проволоки со смотровыми вышками. На территории есть штрафной изолятор, бараки, клуб-столовая, баня, она же прачечная, фельдшерский пункт. Иногда сюда, в музей, приезжают родственники бывших заключенных. Некоторые помогают создать новые экспозиции, посвященные их близким, незаконно осужденным во времена сталинского террора.

На поводу у хаски

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Тенгрианский то есть небесный, храм, вот-вот будет достроен.

Горная Шория находится на стыке Саян и Алтайских гор. Самым непростым физически, но при этом ярким и запоминающимся событием стал наш дог-трекинг в горы. Пешим походом трудно удивить бывалого туриста – главное, знать тропу и правильно выбрать обувь. А вот пройти путь через топкие болота, гранитные камни, то поднимаясь, то спускаясь с гор, когда к тебе пристегнута натренированная бегом в упряжке хаски, – испытание то еще. Прогулка с собакой-компаньоном в ездовом снаряжении по самым красивым местам в окрестностях Шерегеша на практике выглядела как борьба: кто кого. Меня четыре километра по пересеченной местности без устали тащила маленькая собачка по кличке Альфа, почти не замечая, что у нее за спиной болтается любитель активного отдыха. Мои попытки притормозить ее, особенно когда я залезал по щиколотку в топь или пробирался через коряги в лесу, казалось, совсем ее не волновали. Правда, в какой-то момент она сама провалилась в болотистую жижу по грудь, ненадолго увязнув в грязи. Мое чувство превосходства было недолгим: мигом выбравшись и отряхнувшись, она вновь потащила меня вперед. Как я позже узнал, вместе с Альфой рядом бежали ее сын и отец. Но она была настоящей заводилой и лидером группы – не могла следовать за кем-то, только впереди.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Шорка Наталья Конева знает, чем удивить гостей.

К Альфе в итоге я так прикипел, что не расставался до конца маршрута. На следующий день, правда, болели все мышцы, но воспоминания были только позитивными. Цель была достигнута – мы увидели живописные гранитные останцы «Верблюды», по снежнику забрались на вершину горы Курган, на которой установлен поклонный крест, и сделали кучу классных фото.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Что может быть вкуснее копченой только что выловленной форели?

А вечером нас ждали японская баня фурако и рыбалка в секторе Е горнолыжного курорта «Шерегеш». Пока девушки-журналисты плавали в бочке среди пихтовых иголок, мы ловили форель в искусственном озере. Причем весь улов для нас закоптили тут же на берегу.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Дог-треккинг с хаски – это было, пожалуй, одно из самых ярких впечатлений.
Неутомимые гончие тащили нас за собой целый день: по болотам, по снегу, в горы, в лес.

С места в карьер

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шорииЕще одним испытанием, подготовленным для нас организаторами тура, стало погружение с аквалангом в карьер, где когда-то добывали железную руду. Находится он в поселке Темиртау в 80 км от Шерегеша. Сейчас карьер выглядит как красивое озеро с прозрачной голубой водой и растительностью на каменистых берегах. Вода в нем родниковая, поэтому чистая и холодная.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Дайв-центр в Темиртау образован на берегу бывшего карьера. Сейчас здесь прозрачная голубая вода и есть все необходимое для погружения.

После проведения стандартного инструктажа мы по очереди надевали гидрокостюмы и заходили в воду. Один из инструкторов экипировал нас свинцовыми поясами, видимо, чтобы лучше идти ко дну, и баллонами с кислородом. Его коллега уже занимался непосредственно нашим погружением, незаметно держа за шкирку и показывая самые интересные объекты под водой: затопленный автомобиль, сундук с сокровищами и даже импровизированный алтарь для совершения церемоний бракосочетания. И хотя это было мое первое погружение в жизни, дискомфорта я почти не испытывал, только сильное давление на барабанные перепонки на глубине примерно 5–6 метров. И еще очень хотелось поймать за хвост проплывающих мимо нас окуней и крупных сазанов, но инструкторы перед погружением строго сказали ничего под водой не трогать. В дайв-центре «Темир» можно не только пройти обучение, но и получить международный сертификат. А если вы хотите переночевать прямо у воды, здесь установлены две юрты с кроватями и необходимой мебелью.

После дайвинга нас ждала еще одна экстрим-поездка: на этот раз под проливным дождем на квадроциклах в горы. Примечательно, что наши хрупкие девушки за всю поездку ни разу не дрогнули.

ДОРОЖНАЯ КАРТА

ДО «ШЕРЕГЕША» БЛИЖЕ ДОБИРАТЬСЯ ИЗ НОВОКУЗНЕЦКА, КУДА МЫ И ПРИЛЕТЕЛИ. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ НАСЕЛЕННЫМИ ПУНКТАМИ – 170 КМ. ДО КЕМЕРОВА ЕЩЕ ПРИБАВЬТЕ 200 КМ. САМОЛЕТ ИЗ МОСКВЫ ЛЕТИТ ЧУТЬ БОЛЬШЕ ЧЕТЫРЕХ ЧАСОВ.

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

В «ШЕРЕГЕШЕ» ОГРОМНЫЙ ВЫБОР ГОСТИНИЦ НА САМЫЙ РАЗНЫЙ ВКУС И КОШЕЛЕК – ВЕДЬ ЭТО ПОПУЛЯРНЫЙ ГОРНОЛЫЖНЫЙ КУРОРТ.
МНОГИЕ РАБОТАЮТ КРУГЛЫЙ ГОД. МЫ ЖИЛИ В 4-ЗВЕЗДНОМ АПАРТ-ОТЕЛЕ «АЛЬПЕН КЛАБ» С ИЗЯЩНЫМИ ДОМИКАМИ-ШАЛЕ, ОТКРЫТЫМ БАССЕЙНОМ И ОЧЕНЬ УЮТНЫМ РЕСТОРАНОМ С ХОРОШЕЙ КУХНЕЙ.

ГДЕ ПЕРЕКУСИТЬ

МНОГИЕ РЕСТОРАНЫ «ШЕРЕГЕША» ПОРАЖАЮТ СВОИМИ ИЗЫСКАННЫМИ БЛЮДАМИ, ИХ ПОДАЧЕЙ, ОРИГИНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЬЕРАМИ. СМЕЛО МОЖНО РЕКОМЕНДОВАТЬ РЕСТОРАН «МОНТАНА» В СЕКТОРЕ Е, БАР «РУКС» У ПОДНОЖИЯ ГОРЫ КАРИТШАЛ, РЕСТОРАН «ШОРИЯ» НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ ОТЕЛЯ «ШОРИЛЕНД».

ЧТО ПРИВЕЗТИ

ПОСКОЛЬКУ ВЫ НАХОДИТЕСЬ В КРАЮ ШАХТЕРОВ, ОРИГИНАЛЬНЫМ ПОДАРКОМ СТАНЕТ СУВЕНИР ИЗ КАМЕННОГО УГЛЯ. НАПРИМЕР, НЕБОЛЬШАЯ КАРТИНА, НАПИСАННАЯ МАСЛОМ НА ЧЕРНОМ КУСКЕ ДОБЫТОГО ИЗ НЕДР ИСКОПАЕМОГО. ТАКЖЕ МЕСТНЫЕ УМЕЛЬЦЫ ДЕЛАЮТ ИЗ НЕГО ФИГУРКИ ШАМАНОВ, СНОУБОРДИСТОВ И ЙЕТИ.

Лагман под кедрами

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

После неспешного сплава по реке Кедровой лагман, приготовленный на костре, стал настоящим кулинарным шедевром.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шорииВ один из дней мы сплавлялись на катамаранах по тихой и спокойной реке Кедровой, любуясь таежными пейзажами Шорского национального парка и появляющимися словно из-под воды скалами. Маршрут оказался совсем не страшным, ведь порогов практически не было. Наш походный обед состоял из только что приготовленного на костре лагмана и потрясающей копченой форели.

– Курс молодого бойца мы прошли. Но выдержат ли такой темп ваши туристы? – спросил я директора туроператора «Шория» Наталью Айларову в конце нашей поездки.

– Это мы еще не все показали, – улыбаясь, ответила Наталья.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Зима скоро, а значит, в Шерегеше начнут катать всех желающих на снегоходах. Если вы не успели побывать в этих красивых
местах летом, зимой у вас есть возможность ощутить на себе всю прелесть снегоходного экстрима, промчаться по долинам
рек, заснеженным горам и перевалам.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Каждый год новый горнолыжный сезон на курорте открывается ярким фестивалем «ШерегешФест». Он собирает тысячи любителей
экстремального зимнего спорта и веселого отдыха.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шории

Год от года программа «ШерегешФеста» меняется, организаторы придумывают для гостей что-то новенькое.

тенгрианский храм в шории. Смотреть фото тенгрианский храм в шории. Смотреть картинку тенгрианский храм в шории. Картинка про тенгрианский храм в шории. Фото тенгрианский храм в шорииТЕКСТ: АНТОН СЕМЕНОВ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *