темы вкр по методике обучения биологии
Качалова Галина Семёновна
Тематика дипломных работ студентов 5-го курса направления
«Естественнонаучное образование (химическое образование)»
1. Коршикова Е. М. Современные средства диагностики результатов обучения. ( Защищена на «хорошо» )
2. Головачева Е. Н. Уроки-конференции и методика их проведения. ( Защищена на «хорошо» )
3. Косулина Ю. Е. Формирование первоначальных химических понятий в курсе химии. ( Защищена на «отлично» )
4. Телепень Н. Н. Интерактивные формы и методы обучения химии. ( Защищена на «хорошо» )
5.Дицель Т. М. Организация самоконтроля и взаимоконтроля учащихся при обучении химии. ( Защищена на «отлично» )
6. Лама А.-К. Элективный курс «Карбонильные соединения» в средней общеобразовательной школе. ( Защищена на «хорошо» )
7. Махамбетова В. Б. Проблемы индивидуализации обучения в отечественной школе. ( Защищена на «отлично» )
Тематика дипломных работ студентов 6-го курса специальности Химия (Фармацевтическая химия)
1. Русакова Ю. С. Межпредметные связи курсов химии и биологии. ( Защищена на «отлично» )
2. Власова Е. Б. Совместная деятельность учащихся на уроках химии. ( Защищена на «отлично» )
3. Меньшикова Г. В. Современный урок химии в условия ФГОС основного общего образования. ( Защищена на «отлично» )
4. Малинкина Н. Ю. Формирование универсальных учебных дествий в свете ФГОС. ( Защищена на «хорошо» )
Тематика дипломных работ студентов 4-го курса направления
Химия (Фармацевтическая химия)
1. Талыбова Г. Средства наглядности как источник для формирования универсальных учебных действий. ( Защищена на «отлично» )
2. Яншина Р. Методика изучения темы «Теория химического строения». ( Защищена на «отлично» )
Темы Выпускных квалификационных работ на 2014-2015 г
Темы Выпускных квалификационных работ на 2014-2015 г
Темы Выпускных квалификационных работ на 2014-2015 г.
Данилевич Дарья Валерьевна
Валеологическое образование учащихся на уроках биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Довлатбекян Мелине Вазгеновна
Гигиеническое воспитание учащихся в процессе обучения биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Лекарственные растения Палласовского района Волгоградской области
к. б.н., доцент кафедры ботаники и МПБ М.
Хамизова Жанна Фузельевна
Организация наблюдений и опытов на внеклассных занятиях по биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Игошева Кристина Артуровна
Методика использования живых растительных объектов в процессе обучения биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Акимова Дарья Витальевна
Лихенобиота северных районов Волгоградской области
к. б.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Грачев Егор Александрович
Биоморфологический анализ лишайников природного парка «Волго-Ахтубинская пойма»
к. б.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Доброскокина Ирина Александровна
Лихенобиота Волгоградского Захопёрья
к. б.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Карпенко Диана Владимировна
Лихенобиота Волгоградского Заволжья
к. б.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Моховидные Волгоградской области
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Курсовые работы на 2014-2015 г.
Научный руководитель (Ф. И.О., ученая степень, звание, должность)
Апанасевич Евгения Александровна
Влияние азота, фосфора и калия на содержание хлорофилла в листьях растений
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Богомолов Владислав Валерьевич
Водный дефицит и водоудерживающая способность листьев различных растений
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Грачев Илья Андреевич
Разнообразие форм и функций карбоангидразы высших наземных растений
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Иванова Евгения Юрьевна
Роль транспирации в жизни растений и методы её определения
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Ким Виктор Валериянович
Роль этилена в биосинтезе летучих соединений, придающих аромат поспевающим плодам
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Ковалева Валерия Александровна
Полиамины при стрессе: биологическая роль, метаболизм и регуляция
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Ковалева Екатерина Константиновна
Механизмы и функции нефосфорилирующего транспорта электронов в дыхательной цепи митохондрий растений
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Физиология трансгенного растения
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Левина Александра Сергеевна
Фитогормоны и их роль в укоренении растений
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Роль тонопласта клеток мезофилла в определении русла загрузки флоэмы фотоассимилянтами
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Матвеев Богдан Романович
Влияние микроэлементов на рост и развитие растений
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Мелешко Кирилл Юрьевич
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Интенсивность и продуктивность фотосинтеза растений
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Химические превращения исходных веществ при фотосинтезе (биохимические процессы светового и темневого циклов фотосинтеза)
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Анаэробный стресс растений: экологические, физиологические, биохимические аспекты
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Осоловская Евгения Михайловна
Цитосклет и внутриклеточная подвижность у растений
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Аквапорины: строение, систематика и особенности регуляции
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Попова Дарья Сергеевна
Химический состав и ультраструктура хлоропластов в связи с их функцией
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Ауксины и цитокинины в развитии растений
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Редина Любовь Васильевна
Кальциевая сигнальная система растений
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Физиологическая роль тяжелых металлов и их токсическое действие на высшие растения
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Механизмы и функции альтернативных путей переноса электронов в
хлоропласте, связанных с фотосистемой I
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Силина Анастасия Александровна
Влияние различных питательных смесей на рост и развитие растений
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
А.Сабинина в развитие физиологии растений, решение её кардинальных проблем
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Актин растений: множественные уровни регуляции
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Тема курсовой работы
Научный руководитель (Ф. И.О., ученая степень, звание, должность)
Сигнальные системы растений
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Водный режим различных видов
к. с/х. н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии М.
Тема курсовой работы
Научный руководитель (Ф. И.О., ученая степень, звание, должность)
Корнеева Валентина Алексеевна
«Методика обучения биологии»
Краеведческий аспект экологического образования учащихся
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Ткаченко Александра Дмитриевна
«Методика обучения биологии»
Современный урок биологии: функции, структура и особенности организации учебной деятельности учащихся
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Тема курсовой работы
Научный руководитель (Ф. И.О., ученая степень, звание, должность)
«Методика обучения биологии»
Наглядные средства и методика их использования при обучении биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Гончарова Елена Петровна
«Методика обучения биологии»
Методика использования мультимедийных презентаций на уроках биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
«Методика обучения биологии»
Методика подготовки учителя к уроку биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Иматалиева Айман Кайрбулатовна
«Методика обучения биологии»
Домашние задания как стимул
повышения интереса учащихся
к предмету биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Куликов Алексей Васильевич
«Методика обучения биологии»
Межпредметные связи при изучении
курса общей биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Мирошниченко Виктория Ивановна
«Методика обучения биологии»
Особенности экологическое воспитания учащихся 6 класса
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Мордвинов Алексей Дмитриевич
«Методика обучения биологии»
Организация зоологического кружка в школе
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Новикова Дарья Сергеевна
«Методика обучения биологии»
воспитания учащихся на уроках
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Платонов Николай Николаевич
«Методика обучения биологии»
Организация и проведение
биологической олимпиады в школе
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Пономарев Дмитрий Сергеевич
«Методика обучения биологии»
Использование информационных технологий на уроках общей биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Сафонова Галина Александровна
«Методика обучения биологии»
Методика проведения ботанических экскурсий в природу
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
«Методика обучения биологии»
Методические особенности изучения
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
«Методика обучения биологии»
Формирование ценностного отношения к природе у учащихся 6 класса
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
«Методика обучения биологии»
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на пришкольном участке
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Яковлева Дарья Сергеевна
«Методика обучения биологии»
Методика изучения темы «Простейшие»
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Тема курсовой работы
Научный руководитель (Ф. И.О., ученая степень, звание, должность)
«Методика обучения химии»
Методика изучения щелочных и щелочноземельных металлов в школьном курсе химии
к. п.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии А.
Семенова Ксения Александровна
«Методика обучения химии»
Методика решения расчетных задач по теме «Растворы»
к. п.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии А.
Тема курсовой работы
Научный руководитель (Ф. И.О., ученая степень, звание, должность)
«Методика обучения биологии»
Организация зоологического кружка в школе
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
«Методика обучения биологии»
Использование информационных технологий на уроках общей биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Буянова Ирина Геннадьевна
«Методика обучения биологии»
Организация учебно-исследовательской деятельности на пришкольном участке
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
«Методика обучения биологии»
Методические особенности изучения
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Горбунова Елена Борисовна
«Методика обучения химии»
Использование средств наглядности в процессе обучения химии
к. п.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии А.
«Методика обучения биологии»
Формирование ценностного отношения к природе у учащихся 6 класса
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
«Методика обучения биологии»
Организация контроля за усвоением содержания биологических понятий у учащихся
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Диденко Ирина Викторовна
«Методика обучения химии»
Компетентностный подход в преподавании химии
к. п.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии А.
«Методика обучения химии»
к. п.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии А.
Заварухина Дарья Вячеславовна
«Методика обучения биологии»
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках анатомии и физиологии человека
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
«Методика обучения химии»
Методика изучения углерода, кремния и их соединений в школьном курсе химии
к. п.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии А.
«Методика обучения биологии»
Особенности экологического воспитания учащихся на уроках в 6 классе
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Лаврентьев Олег Геннадиевич
«Методика обучения химии»
Методика изучения азота и его соединений в школьном курсе химии
к. п.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии А.
Лунева Анна Олеговна
«Методика обучения биологии»
Межпредметные связи при изучении биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Москвитина Ирина Владимировна
«Методика обучения химии»
Организация и проведение химических олимпиад
к. п.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии А.
Назарова Анастасия Олеговна
«Методика обучения биологии»
Летние задания по биологии как средство повышения познавательного интереса по биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Николаевская Дарья Андреевна
«Методика обучения биологии»
Методика проведения внеурочной
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
Самонина Анастасия Алексеевна
«Методика обучения химии»
Общественные смотры знаний учащихся по химии в школьном курсе
к. п.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии А.
«Методика обучения химии»
Межпредметные связи в процессе обучения химии
к. п.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии А.
«Методика обучения биологии»
Методика проведения ботанических экскурсий в природу
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
«Методика обучения биологии»
Особенности формирования мировоззрения в школьном курсе биологии
к. б.н., профессор кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии И.
«Методика обучения химии»
Систематизация и обобщение знаний учащихся по химии
к. п.н., доцент кафедры биологии, химии и методики преподавания биологии и химии А.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Методика использования современных интерактивных технологий обучения на уроках биологии»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«Методика использования современных интерактивных технологий обучения на уроках биологии»
Копыленко Юлия Владимировна,
слушатель курсов повышения
квалификации учителей биологии,
учитель ГУ | «Луганская школа І-ІІІ |
ступеней № 25 имени М.С. Лиховида»
понятие, классификация и специфика ………………………………………………………….
Интерактивные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся …………………………
Раздел 2 Методические особенности использования современных интерактивных технологий на уроках биологии……………………………
Интерактивные технологии кооперативного обучения и
коллективно-группового обучения на уроках биологии…………
Технологии ситуационного моделирования и технологии обработки дискуссионных вопросов на уроках биологии……….
Список использованных литературных источников……………………….
Актуальность данной работы заключается в том, что в современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность.
Современные дети мало читают. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, трудности развития логического мышления и воображения. Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей все большее число ребят попадают в категорию группы риска – детей «интеллектуально пассивных», «часто болеющих», детей «с трудностями обучения», и просто трудных и проблемных детей. Повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития [27, с. 20].
В преподавании биологии так же возникают определенные сложности: особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям, особенно с низкой познавательной активностью. В то же время предмет биологии достаточно сложен, а базисный учебный план определяет время для изучения биологии в размере 1 – 2 часов в неделю.
Реализация данной цели осуществляется на основе решения следующих задач :
рассмотреть понятие «педагогические технологии», их классификацию и специфику ;
проанализировать интерактивные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся;
раскрыть особенности методики использования интерактивных технологий кооперативного обучения и коллективно-группового обучения на уроках биологии ;
рассмотреть методические особенности технологии ситуационного моделирования и технологии обработки дискуссионных вопросов на уроках биологии.
Эти задачи мной решаются в ходе использования методических работ, научных источников, авторских пособий, в которых наиболее широко раскрыта данная тема, а также через анализ собственного опыта и опыта других учителей в данном направлении профессиональной деятельности.
Объектом исследования данной работы является процесс обучения биологии.
Предметом исследования является методика использования современных интерактивных технологий обучения на уроках биологии.
Вопросами интерактивных технологий занимаются многие авторы [21,27]: Е.Пометун, Л.Пироженко, О.Удовенко и многие другие. Ознакомившись с опытом Л.Гарус и Н.Ивановой [3,6], что определили содержание технологии интерактивного обучения, структуру и методику интерактивного урока, и опытом Т.Мясоед [16], Е.Козиной [13] и С.Кашлева [12] использующих методы интерактивного обучения на уроке биологии, можно сделать вывод, что этот вопрос сегодня очень актуален и имеет широкое использование в современной педагогике. Е.Пометун и Л.Пироженко в научно-методическом пособии «Современный урок. Интерактивные технологии обучения» [21] рассмотрели современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии. Дали определение интерактивных технологий, рассмотрели суть интерактивного обучения, форм организации деятельности учащихся на уроке, предложили меры по организации работы кооперативного обучения, «карусели», «аквариум», раскрыли технологии коллективно-группового обучения, ситуационного моделирования, показали технологии обработки дискуссионных вопросов, раскрыли структуру и методику интерактивного урока.
Специфика выбранной темы и поставленные задачи определяет соответствующую структуру работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованной литературы.
РАЗДЕЛ 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Педагогические технологии: понятие, классификация и специфика
Таким образом, понятие «педагогическая технология» трансформировалось от первоначального представления о педагогических технологиях как обучение с помощью технических средств, к понятию о педагогической технологии как о системном и последовательном воплощении в практику любого ранга заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.
Есть большое количество определений понятия «педагогическая технология». Приведем известные.
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология – это научно-обоснованный, с помощью диагноза и прогнозирования, вариант дидактической системы мер, которая действует на оптимальное проектирование и конструирование учебного процесса и гарантирует достижение запланированных результатов обучения, выраженных действиями учеников [20, с. 6].
Специфика учебной технологии заключается в конструировании такого учебного процесса, который гарантирует обязательное достижение поставленной цели, запрограммированного учебного результата. Главным компонентом учебного процесса на любом его этапе (урока или иной организационной формы изучения раздела курса или всего куpcа) является оперативная обратная связь [2, с. 3].
Итак, технология обучения характеризуется:
постановкой главной цели и подчиненных ей целей дидактических задач;
строгой ориентацией обучения, на достижение поставленной цели и на гарантированное достижение результатов;
диагностикой текущего состояния обучения каждого ученика;
адекватной коррекцией процесса обучения, настроенной на улучшение результатов;
заключительной оценкой результатов обучения;
возможностью ее воспроизведения другим учителем [2, с. 8].
Учебная технология предусматривает, что деятельность учащихся под руководством учителя, происходит по четко расписанными в определенной последовательности действиями, которые фиксируются в так называемых технологических схемах. Она имеет четко очерченные структурные части:
Алгоритм учебной деятельности.
Определенный характер взаимодействия учителя и ученика.
Контроль и коррекцию текущих и итоговых результатов.
Таким образом, внедрение педагогической технологии в процесс обучения биологии позволяет изменить процесс обучения к лучшему [19, с. 129].
Достаточно полно разработана технология формирования учебной деятельности учащихся. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на формирование знаний посредством решения учебных задач. В основе этой технологии возложено решение учебных задач разной направленности и разного уровня сложности. Задачи, предлагаемые учащимся в начале урока (на доске, плакате, мультимедийной доске), решаются на разных этапах урока. По завершению урока, в соответствии с этими задачами, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов [14, с. 26].
В практике работы учителей биологии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Однако ее реализация зачастую эпизодическая, не выстраивается в четкую систему организации познавательной деятельности. Но опыт работы учителей доказывает, что применение игр с дидактической целью позволяет преодолевать определенные трудности по мере овладения учащимися учебным материалом, активизировать познавательную деятельность детей [23, с. 26].
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, овладение приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для ее возникновения между школьниками. В школьной биологии есть большие возможности для применения коммуникативно-диалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для организации учебного диспута.
Учителя биологии все чаще стали обращаться к технологии проектной деятельности. Содержание этой технологии заключается в достижении дидактической цели с помощью детальной разработки выбранной проблемы, в организации исследовательской деятельности учащихся. Главной целью применения этой технологии является развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся, умение самостоятельно формировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Технологии перспективно-опережающего обучения в биологии направлены на активизацию учебной деятельности учащихся высокого уровня обучения, которых просто необходимо знакомить с дополнительным или осложненным материалом, содержание которого выходит за рамки программы, превышает базовое обучение [30, с. 160].
Перспективная тема дается на каждом возможном этапе. Когда тема станет основной, то раскрываться будет медленно, последовательно, со всеми причинно-следственными связями и логическими переходами. Ученики могут обучать друг друга. Учителю остается организовать обобщение темы на основе определенных условий. Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:
Предварительное введение первых порций будущих знаний.
Уточнение новых понятий, их обобщения и применения.
Развитие скорости умственных приемов и учебных действий.
Такое распределение усвоения учебного материала обеспечивает переход знаний в долговременную память.
В основе технологии развивающего обучения лежит деятельностный (личностно-деятельностный) подход. Его можно определить формулой «деятельность – личность», то есть «какая деятельность, такая и личность, и вне деятельности нет личности» [24, с. 360].
Для организации полноценной самостоятельной учебной деятельности школьников необходимо ставить перед ними прежде обобщающие задачи. В системе развивающего обучения они выступают как общие способы решения задач (общие способы умственных действий). Усвоение и применение общих способов должно предшествовать конкретно-практическим. Учебные действия строятся на основе правил познания. Вместе с учителем ученики мнением строят мостик, по которому будут двигаться при изучении темы. Решение задач в таком обучении начинается с вопроса учителя: «Скажи, что ты знаешь об этом?». Если при этом выявляются ошибки в ответе ученика, то учитель приводит факты, которые противоречат неправильным утверждением. Ученику предоставляется возможность самостоятельно исправлять неверные представления. Решение задач может сопровождаться синхронно исполняемой опорной схеме. В ней, знаковой и буквенной формах, обобщается полученная информация (синхронное моделирование).
Большое значение в решении задач имеет коллективная деятельность школьников. Необходимые решения основываются не в эмпирическом, а на теоретическом поиске, основанные на теоретическом мышлении. Преимущество теоретического познания заключается в том, что оно позволяет человеку заранее представить, предвидеть то, что получится в результате практической реализации ее усилий. Формирование теоретического мышления является важнейшей целью и результатом технологии развивающего обучения [31, с. 208].
Компьютерные технологии обучения биологии, тоже, позволяют значительно активизировать познавательную деятельность учащихся. Компьютер освобождает учителя от очень скучной и утомительной процедуры контроля качества знаний учащихся, путем проверки большого количества письменных работ. Высвобождается время для творческой деятельности.
В последнее время значительное распространение получила технология интерактивного обучения. Суть данной технологии можно сформулировать так: каждый учит всех, все обучают каждого. Нередко учителя недооценивают учеников, считая, что только они смогут доступно и верно объяснить сложное и непонятное. На практике учителя убедились, что это с успехом могут делать и ученики. Некоторые функции учителя можно и нужно передать учеником, обеспечивая необходимую помощь и контроль. Поэтому содержание интерактивной технологии можно сформулировать по-другому: учит не только учитель, но и ученики учат друг друга [18, с. 255].
Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть пространство для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем – технологическом уровне.
1.2 Интерактивные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, имеет конкретную, предполагаемую цель: создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Суть интерактивного обучения в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это взаимообучение (коллективное, групповое, обучение в сотрудничестве), где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлектируют по поводу того, что они знают, умеют и осуществляют [11, с. 23].
Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации. Оно эффективно способствует формированию навыков и умений, выработке ценностей, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, позволяет педагогу стать настоящим лидером детского коллектива. Более 2400 лет назад Конфуций сказал:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю.
Эти простые утверждения обосновывают необходимость использования активных методов обучения. Несколько изменив их, можно сформулировать кредо интерактивного обучения
То, что я слышу, я забываю.
То, что я слышу и вижу, я немного помню.
То, что я слышу вижу и обсуждаю, я начинаю понимать.
Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки.
Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.
А что же тогда мы понимаем под понятием интерактивной технологии [6, с. 34]? Интерактивная технология – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие школьника в коллективном взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе учебного познания: или каждый ученик имеет конкретное задание, за которое он должен публично отчитаться, или от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой и перед всем классом задачи. Интерактивные технологии обучения включают в себя четко спланированный ожидаемый результат обучения, отдельные интерактивные методы и приемы, стимулирующие процесс познания, и умственные и учебные условия и процедуры, с помощью которых можно достичь запланированных результатов. Так, например, работа учащихся в группах и парах, взаимообучение учащихся в парах сменного состава. При интерактивном обучении важное место принадлежит коллективной (кооперативной) форме учебной деятельности [12, с. 177].
Существенными компонентами сотрудничества являются:
положительная взаимозависимость, при которой ученики понимают, что они связаны друг с другом в такой мере, что один не может быть успешным, если не будут успешными все;
личностное взаимодействие, стимулирует деятельность (сюда относится и устное объяснение того, как решать проблемы, и передача друзьям собственных знаний, и проверка понимания и обсуждения изучаемых понятий);
индивидуальная и групповая подотчетность. Два уровня подотчетности должны быть включены в уроки (групповая – вся группа несет ответственность за достижение цели; индивидуальная – доля каждого в решении задачи);
развитие навыков межличностного общения и общения в небольших группах. Совместное обучение сложнее, чем конкурентное или индивидуальное, так как учащиеся одновременно должны выполнить и определенные задачи, и групповую работу;
обработка (анализ, обработка) данных о работе группы [21, с. 192].
Методы и техники, используемые в интерактивном обучении: