темы для социокультурной практики
Методическая разработка «Социокультурные практики»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26»
музыкального руководителя на заседании методического объединения заместителей руководителей и старших воспитателей образовательных организаций Шпаковского муниципального района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
«Особенности образовательной деятельности и разнообразных социокультурных практик в деятельности музыкального руководителя»
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
ФГОС дошкольного образования ориентирует педагогов на реализацию образовательного содержания в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности, образовательной деятельности в процессе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности – социокультурных практиках. В федеральном образовательном стандарте появилось новое понятие социокультурные практики. Что понимается под социокультурными практиками, каковы цели, формы, значение, содержание социокультурных практик.
Социокультурные практики – это, «разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельнойдеятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти-то виды деятельности и поведения он начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию» Н. Б. Крылова
Социокультурные практики – это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Социокультурные практики это автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком, приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах.
Социокультурные практики формируют общую культуру личности дошкольника :
развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества;
развивают инициативность, самостоятельность, ответственность;
формируют предпосылки к учебной деятельности.
Зачем нужны социокультурные практики? Хочется отметить что, социокультурная практика способствует освоению, как позитивного жизненного опыта: сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, а так же негативного опыта: недовольства, обиды, ревности.
Культурные практики нуждаются в особом педагогическом сопровождении, при котором педагог намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Культурные практики нужны для становления универсальных культурных умений ребенка. Они обеспечивают его активную и продуктивную познавательную деятельность. На основе культурных практик ребенка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребенка, часто перерастающая в дело всей его последующей жизни.
Под социо культурными практиками в условиях образования понимают:
разнообразные,основанные на интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и собственного опыта;
поиск и апробацию новых способов и форм деятельности и поведения дляудовлетворения самых разнообразных познавательных потребностей детей ;
приобретение различного опыта общения и взаимодействия с людьми – взрослыми, сверстниками и младшими детьми;
приобретение нравственного и эмоционального опыта : сопереживания, помощи, защиты, эмпатии, гордости, радости, печали и т. д.
От того, что именно будет практиковать ребенок , зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности , дальнейшая судьба. Освоение социокультурных практик должно быть ориентировано на создание условий для активного освоения детьми в процессе деятельности социокультурного опыта , необходимого для успешной самореализации детей .
Социокультурные практики включают в себя :
освоение социокультурных норм и образцов деятельности, т. е. умение вести себя в обществе;
получение опыта работы и суммирование личных результатов и достижений, т. е. анализ своего поведения;
приобретение опыта презентации личных результатов и достижений на разных уровнях сообщества, т. е. не бояться показать себя, высказать свое мнение.
Кроме того, весьма значимо то, что в процессе организации социокультурных практик детей особое внимание должно уделяться :
индивидуальной организации разнообразных образовательных процессов;
проектной форме организации всех культурных практик ;
взаимодополняемости основного и дополнительного образования.
Виды социокультурных практик:
В нашем дошкольном учреждении особое внимание уделяется социокультурным практикам .
На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школами ближайшего окружения и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом.
Сотрудничество детского сада с МБОУ СОШ №19 позволяет нам решать проблемы преемственности в системе «детский сад – школа». Ежегодно проводится «День открытых дверей», взаимодействие школы и детского сада по преемственности. Это дает возможность познакомить детей подготовительной группы с учителями школы. Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке. А воспитатели детского сада лучше познакомиться с «программами» для детей 1 класса , узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Так же стало особой традицией поздравление учащихся школы с началом учебного года воспитанниками нашего детского учреждения на торжественной линейке 1 сентября.
Сотрудничество детского сада с детской музыкальной школой позволяет организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки. (Дети знакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами.). Эти встречи в основном носят концертную форму представления, что дает возможность показывать детям определенные условия поведения на меропиятиях такого плана.
Частыми гостями нашего детского сада являются актеры театров:
Ставропольского городского казачьего общества СОКО ТВКО и мастерской народных праздников «Казачий формат». Актеры этого театра в доступной игровой форме вносят бесценный вклад в развитии кругозора детей, демонстрируя традиции казаков Юга России, элементы казачьего праздника, быта, что позволяет воспитанникам развивать интерес к культуре своего народа.
Так же радостным гостем детского сада является семейный театр кукол г. Ставрополя «Добрый жук». Дети с радостью смотрят сказочные постановки, музыкальные сказки, кукольные спектакли, они становятся участниками волшебного мира театра, учатся внимательно слушать, сопереживать, радоваться, грустить. Мир театра позволяет детям подражать героям из сказок в реальной жизни, понимать, где добро, а где зло. А так же этот вид деятельности всегда носит и познавательный характер, особенно нужно отметить вклад актеров в работу по обучению дошкольников ПДД, экологической направленности и т.д., показывая детям такие тематические спектакли.
Сотрудничество детского сада с сельской библиотекой позволяет проводить познавательные занятия на базе библиотеки, экскурсии, конкурсы, выставки детского творчества, творческие встречи с детскими писателями Ставропольского края. Очень интересно и познавательно прошла в апреле 2018 года встреча воспитанников ДОУ со Ставропольским детским поэтом, членом Российского Союза писателей Николаем Михайловичем Ананьченко, который в свою очередь дополнил область чтения детей своими авторскими изданиями. Совместная работа с библиотекой дала дополнительный резонанс для вовлечения детей в пожизненное путешествие в увлекательный мир книг, мир знаний. Мы считаем, что воспитание интереса к книге связано с жизнью общества .
В конце учебного года проводятся встречи педагогов детского сада и родителей с целью обсуждения результатов нашей совместной деятельности, наглядным показателем которых становятся открытые занятия.
Неотъемлемой частью культурной и социоукультурной практики в музыкальной жизни ДО является культурно-досуговая деятельность :
праздники (сезонные, традиционные, тематические);
1. Музыкально-театральная и литературная гостиная — форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
Встречи в музыкальной гостиной проходят в формах:
Так у нас проходят встречи, приуроченные литературе и поэзии, где дети могут с помощью музыки почувствовать этот неотъемлемый симбиоз и варьировать им. Где они могут понять момент превосходства музыки над словом и наоборот, что в дальнейшем открывает новые горизонты их кругозора и душевного восприятия.
Таким примером можно назвать мероприятия как:
«День рождения балалайки», который дал возможность детям не только окунуться в истоки музыкальной эпохи, но и познакомиться с мастерами музыкального искусства, носителями традиций казачьей культуры. Дети не только смогли в «живую» увидеть исполнителей искусства игры на балалайке и услышать ее звучание, но и пройти свой музыкальный путь к созданию оркестра, что позволяет ребенку почувствовать себя важной частичкой целого коллектива.
Также хочется сказать о мероприятии, посвященном культуре Ставропольского края «Мой родной край», где дети окунулись в поэзию родного края, узнали великих авторов поэтических строк: услышали собственные сочинения из уст бабушки воспитанника детского сада, познакомились с представителями литературного и музыкального наследия. (фото)
Здесь конечно мы должны сказать о мероприятиях фольклорной направленности. Это такие традиционные праздники как:
-Также традиционно каждый год дети с нетерпением ожидают любимый их праздник «Масленица», где как раз ярким примером музыкально-литературной культуры служат разные потешки, прибаутки, зазывалки и т.д. Элементы театральной деятельности являются неотъемлемой частью этого торжества, что создает детям дополнительную радость. (фото)
— весной праздник Пасхи, где в доступной форме преподносятся элементарные знания о празднике. Дети с родителями с большим удовольствием принимают участие в изготовлении пасхальных поделок из которых устраиваются целые выставки. (фото)
-летом развлечение, посвященное празднику Троицы, День семьи, День защиты детей и т.д. В этих мероприятиях активно принимают участие родители воспитанников. Они помогают создавать необходимые атрибуты, оборудование для деятельности детей, но и зачастую становятся сами актерами и участниками процесса.
Доступная форма использования кукольных театров (пальчиковых, Би-ба-бо, ростовых и др.) приносит детям не только море эмоций, радости, но и помогает достичь поставленной цели. Ведь дети, видя перед собой ожившую куклу, даже ведомую самим воспитателем или музыкальным руководителем, легко вовлекаются в творческий и познавательный процесс, не замечая трудностей, которые ранее стояли перед ним.
3. Детский досуг — вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги, тесно взаимодействующие со здоровьесберегающими технологиями. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей. Так в более старшем возрасте у детей появляется потребность к новым открытиям, приключениям, которые предстают в ряде развлекательно-спортивных мероприятиях, таких как спортивные зарницы, олимпиады, игровые квесты. Так же сюда относятся различные развлечения, проводимые на свежем воздухе. Это любимые детьми «Развлечения мыльного пузыря», «Праздник шляп» и мноие другие. Особое место отводится традиционному летнему развлечению «День Нептуна», где тождествует культ гигиены и закаливания.
Развлечения способствуют разностороннему развитию, знакомят с различными видами искусства. Воспитательные возможности этого вида деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Таким образом, при подобной организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных и социокультурных практик, инициируемых педагогами и детьми.
На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе , вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях . Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации .
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что дошкольные образовательные учреждения играют немаловажную роль в социокультурном развитии современной личности. Воспитатель – это первый
педагог, который открывает дверь ребенку в огромный мир, знакомит с современной социальной действительностью , способствует дальнейшему становлению и развитию личности.
Новости
Социокультурная практика: совмещаем приятное с полезным
В 2018 году Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ стала создателем нового вида студенческой практики — социокультурной практики первокурсников. Что это такое?
Это в прямом смысле практическое исследование студентами города: посещение музеев, парков, театров и издательств, изучение городской инфраструктуры, посещение фестивалей и конференций, написание рецензий и отзывов, знакомство с новыми людьми и многое другое!
Своим опытом и впечатлениями ребята готовы поделиться со всеми желающими: на странице «Студенты в городе» сотрудники лаборатории публикуют их работы. Предлагаем познакомиться с некоторыми из них!
Екатерина Башкирцева, студентка Института иностранных языков МГПУ, для прохождения социокультурной практики выбрала тему экологического волонтерства и выяснила, как помочь приюту для животных. Для этого девушка провела опрос более чем среди 500 человек, чтобы узнать, насколько осведомлены жители столицы о возможности волонтерской деятельности в их городе. Выяснилось, что 41% респондентов не знают названия ни одного приюта или благотворительного фонда для животных. Подавляющее большинство не занимаются ею, так как считают, что такая деятельность будет занимать слишком много времени. Чтобы развеять мифы, Екатерина нашла 7 способов помочь приютам для животных, доказывающие, что стать волонтером не трудно. Для этого необходимо лишь иметь желание и доброе сердце. Протяните руку помощи! О лучших естественно-научных музеях для младших школьников рассказала Виктория Агафонова, будущий учитель начальных классов. Она посетила Мемориальный музей космонавтики, Музей человека «Живые системы», Государственный Дарвиновский музей, Зоологический музей МГУ имени М.В. Ломоносова и Государственный геологический музей имени В.И. Вернадского РАН. В каждом из них Виктория нашла то, что станет магнитом внимания для ребят до 10 лет и подала отличную идею семейных выходных! В интерактивном музее «Живые системы» детям предлагается почувствовать себя в «шкуре» черепахи. Источник: https://bioexperimentanium.ru/ Однако социокультурная практика не ограничивается лишь исследованиями городской среды: в её рамках возможен любой формат. Кто-то создает презентации, кто-то делает информационные брошюры и листовки, кто-то придумывает и проводит игры и квесты, кто-то составляет подборки, а студентки Института иностранных языков МГПУ Ксения Прошина и Анна Новоковская решили создать свой проект и вести блог в Instagram. В своем аккаунте @studymsk девушки рассказывают о московских библиотеках, антикафе и коворкингах, о местах, удобных для учёбы и работы. Подписывайтесь на обновления и узнавайте первыми об интересных местах столицы!
Ещё больше интересных исследований, проведенных в рамках социокультурной практики, можно найти на странице «Студенты в городе». Оказывается, библиотеки в Москве могут быть невзрачными снаружи и очень интересным внутри. Источник: аккаунт в Instagram «Места для работы и учебы»
Социокультурные практики при организации внеурочной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Социокультурные практики, как средство организации событийной среды в детском объединении «Юные инспектора движения»
Социокультурная ситуация в стране постоянно порождает новые тенденции в развитии образования. Современное образовательное пространство акцентирует внимание на обучении как социокультурной практике, стимулирующей самоопределение, саморазвитие личности. В процессе реализации социокультурных практик учащийся занимает активную деятельную позицию и становится субъектом своего обучения и воспитания.
В документах, определяющих стратегию развития образования, рекомендуется активно внедрять и использовать различные виды социокультурных практик. Что озвучено и в Концепции развития дополнительного образования детей, в которой отмечено что, «в дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности».
Эта позиция изложена как в основной образовательной программе нашего образовательного учреждения, так и в программе дополнительного общеразвивающего образования.
В образовательный и воспитательный процесс современной школы активно внедряются социокультурные практики. В том числе и через деятельность добровольных детских объединений, одним из которых является отряд юных инспекторов движения. В соответствии с требованиями ФГОС нами была разработана и апробирована программа «Отряд юных инспекторов движения» для учащихся 5-9 классов, а также программа «В жизнь – по безопасной дороге» для учащихся 1 – 11 классов.
Отряд был создан с целью воспитания гражданственности у учащихся, формирования правопослушного поведения на улицах и дорогах, совместной, коллективной деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения, социализации и будущей профессиональной ориентации участников объединения.
Основные характеристики социальной практики, такие как творчество, диалог, сотрудничество позволяют нам более полно раскрыть личность каждого участника отряда юных инспекторов в отношениях с окружающими через положительные изменения в окружающем их социуме.
Деятельность объединения организуем по нескольким направлениям, таким как: образовательное, информационное, пропагандистское, шефское, патрульная деятельность и др.
В работе с детским объединением юных инспекторов движения опираемся на следующие принципы:
— п ринцип индивидуального и дифференцированного подхода;
— принцип возрастной безопасности;
— принцип социальной безопасности;
— принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания;
— принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда»;
— принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – ДТП.
В нашей работе мы широко используем различные виды и формы организации деятельности учащихся: беседы, викторины, игры, экскурсии, соревнования, конкурсы, тематические праздники, постановки спектаклей, создание агитбригад, а также создание и использование наглядной агитации о безопасном поведении участников дорожного движения, участие в различных профилактических мероприятиях, конкурсах и др.
Для достижения результата в реализации социокультурных практик опираемся на ряд современных воспитательных технологий, среди которых: технологии личностно-ориентированного и проектного обучения, здоровьесберегающих и ИКТ технологии, технологию КТД, ивент-технологию и другие. Выбор технологий обучения в каждом конкретном случае осуществляется нами, прежде всего, на основе требований ФГОС, а так же на основании программы развития и образовательной программы гимназии.
Остановимся подробнее на ивент-технологии. Считаем, что данная технология позволяет нам формировать особую событийную среду, которая способствует проявлению позитивных состояний личности, содействует освоение ценностей культуры, саморефлексии, самосознания и самотворчества личности учащихся. « Event » в переводе означает событие.
— информационную (распространение знаний о безопасном поведении);
— воспитательную (воспроизведение моделей поведения на улицах и дорогах, пропаганда ценностей уникальности человека, здорового образа жизни, формирование отношения к миру, самому себе);
— дидактическую (формирование знаний, умений и навыков в области изучения ПДД и использование их в личностном опыте);
— релаксационную (снятие напряжения, тревожности, неудовлетворённости через формы деятельности, которые были перечислены выше);
— социализации (реализация внутренне присущих ученику задатков и свойств, изменение личности в конкретной ситуации, в том числе как члена сообщества).
Ивент-технология позволяет превратить любое мероприятие, будь то социальная акция «Пешеход, засветись!», олимпиада по правилам движения «Законы улиц и дорог», флэш-моб «Танцующие пешеходы» и др. в событие не только для отряда юных инспекторов в целом, но и в исключительное событие для личности обучающегося. Наша позиция состоит в том, что каждый ребенок уникален. Задача педагога выявить эту уникальность и стимулировать ее развитие.
При формировании событийной среды организуем специальные условия для детского действия, в результате которого ребенком создается определенный продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель.
Еvent-событие способно создать атмосферу успешности для обучающегося, создать условия для реализации его творческих возможностей. Каждый может реализовать себя, принять участие в коллективной работе, вносить свой вклад в «общее дело», одновременно совершенствуя свои знания, умения, навыки.
Например, при проведении Дня безопасности дорожного движения в гимназии отряд разбивается на временные творческие группы: «знатоки» подбирают информацию и медиа-ресурсы по теме мероприятия, например, «Изучаем правила зеленого креста». «Творческая» группа подбирает музыкальное сопровождение и готовит флэш-моб, группа «пропагандистов» проводит обучающие либо игровые занятия с учащимися разных классов и др. Таким образом, и формируется особая событийная среда, в которой задействован широкий круг участников.
А на выходе мы получаем социально-значимый эффект мероприятия в целом, выраженный в пропаганде правил безопасного поведения на улицах и дорогах не только среди участников детского объединения, но и среди гимназистов, дошкольников, родителей, социума.
Результатом другого ивент-мероприятия, например, может стать социально-значимый продукт, такой как представленный нами макет «Микрорайона гимназии». Макет был создан как коллективный проект учащихся и родителей, и используется при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Или обучающая книжка для детей с ОВЗ, дидактическая игра и т.д.
Исследования, проводимые нами совместно с психологической службой гимназии, выявили достаточно устойчивую положительную мотивацию учащихся к занятиям в объединении юных инспекторов. Иногда при подготовке какого-либо проекта приходится даже проводить конкурс для желающих принять в нем участие.
Психологи гимназии в ходе изучения влияния занятий отряда юных инспекторов дорожного движения на межличностные отношения учащихся, констатируют рост числа детей с высоким уровнем проявления социально-значимых качеств. У учащихся ярко проявляется чувство ответственности за общее дело, проявление терпимости друг к другу, лидерские качества.
Большинство учащихся планируют использовать полученные знания, социальные навыки и компетенции в дальнейшей жизни.
Правильность выбранной нами стратегии подтверждается результатами работы объединения юных инспекторов, некоторые из них представлены на слайде. Отряд юных инспекторов движения «Сигнал» является призером и победителем районных и городских конкурсов творчества «Стиль жизни», призером и победителем конкурсов мастерства отрядов юных инспекторов «Формула безопасности». Наши ученики являются победителями городской олимпиады «Законы улиц и дорог», победителями конкурса по безопасности дорожного движения в рамках Городской выставки детского творчества, призерами соревнований «Безопасное колесо».
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что р азвитие социально значимых практик в воспитательном пространстве гимназии является как раз тем механизмом, который способен сделать эффективным образовательные и воспитательные усилия ее в обществе. Ч то совокупность ценностей лучше усваивается и присваивается детьми через участие в социально-значимой деятельности, через создание событийной среды, с приобретением собственного опыта активной деятельности.