темы для обучения персонала
Стали известны самые перспективные темы для корпоративного обучения
Знакомимся с ежегодным исследованием от Московской школы управления «СКОЛКОВО», проведённым совместно с сервисом Coursalytics.
В рамках работы специалисты опросили представителей 125 крупных российских компаний с численностью более тысячи сотрудников. В исследовании участвовали организации разной направленности — от финансового и металлургического секторов до сегмента, занимающегося производством продуктов питания.
Помимо этого, эксперты проанализировали темы и компетенции 664 курсов из 71 бизнес-школ всего мира. В фокусе — программы, открытые в 2020 году и запланированные к реализации в 2021-м.
Выяснилось, что в этом году на рынке бизнес-образования произошла смена приоритетов. Очевидно, это связано с распространением коронавируса. Например, в 2020-м абсолютное большинство школ (85%) запустило программы, связанные с лидерством. Это объясняется необходимостью повышать эффективность на фоне начавшейся пандемии. А в этом году растёт запрос на другое.
Как отмечают авторы исследования, самыми популярными среди руководителей темами в 2021-м стали управление изменениями, лидерство и маркетинг. Их запустили 72%, 63% и 50% бизнес-школ соответственно.
Особенности обучения в 2021 году
На данный момент частью универсальной лидерской практики, работающей с навыками soft skills, становятся компоненты ESG (англ. Environmental, Social and Governance — «Экология, социальное развитие и корпоративное управление»).
И хотя COVID-19 внёс определённые изменения в жизнь компаний, свыше половины участников опроса (55%) описали текущую ситуацию в своих организациях как стабильную или на стадии роста.
Основными направлениями развития стали:
Всё это неудивительно, учитывая то, что компании массово перешли на удалёнку и многие процессы пришлось экстренно переводить в онлайн-режим. В сложных условиях самым важным стало сохранение и повышение эффективности.
Тренды обучения для топ-менеджеров
Авторы исследования выяснили, какие темы корпоративных программ оказались самыми актуальными в 2021 году. Все перечисленные направления явно связаны с резкими изменениями на фоне ковида.
Кроме того, назвали проблемы и задачи в обучении руководителей, которые сегодня волнуют T&D-специалистов. Пандемия, конечно, и тут сыграла особую роль — на первый план вышел вопрос об эффективной организации занятий на дистанте. Остальные пункты типичны сами по себе.
Самые перспективные темы для корпоративных программ в 2021-м
Участники опроса рассказали и о задачах, которые ставят перед своими сотрудниками на на этот и последующие годы. Они, в свою очередь, дают представление об актуальных темах для обучения. Вот главные из них:
Опрошенные также назвали направления, которые потенциально могут со временем стать самыми востребованными.
Большинство компаний намерено и дальше проводить программы обучения и развития для руководителей в текущем году. Причём делать это планируется за счёт онлайн-курсов — как внутренних, так и внешних.
Ранее Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала выяснил, чему важно учить будущих предпринимателей. А Skillbox Media рассказывал, куда движется корпоративное обучение и что в нём изменила пандемия.
Обложка: merhanhaval22 / Pixabay
Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. Магистр в области международных отношений. Интересуется сферой образования, изучением иностранных языков и с удовольствием путешествует.
Корпоративные тренинги для персонала
Темы тренингов для персонала:
Менеджмент и лидерство
Раздел тренингов для руководителей
Продажи, переговоры, сервис
Раздел тренингов по продажам, переговорам, сервису
Личная эффективность
Раздел тренингов повышения личной эффективности
Управление персоналом
Раздел тренингов по управлению персоналом
Банки и финансы
Раздел тренингов для банковской сферы
Медицина/фарма
Раздел тренингов для медицниских и фарм-компаний
Производство
Раздел тренингов для производственных предприятий
Рестораны и гостиницы
Раздел тренингов для гостиниц и ресторанов
Тренинги для HR
Раздел тренингов для HR-cпециалистов
Корпоративные тренинги для сотрудников
Для эффективной деятельности и успешного развития каждой компании необходимо, чтобы все ее сотрудники, от рядовых до руководителей высшего звена, имели общие цели и действовали сообща, как единый слаженный механизм. Корпоративное обучение позволяет создать единое понятийное поле, повысить качество работы ваших сотрудников.
Для обучения нескольких сотрудников лучшим решением будет открытый тренинг или семинар, если же необходимо обучить более 6 человек – провести корпоративный тренинг будет выгоднее, так как стоимость за одного сотрудника будет ниже.
Корпоративные бизнес тренинги проводятся внутри организации и направлено на повышение эффективности сотрудников компании, и в отличие от открытых программ, корпоративные тренинги проводятся с учетом специфики вашего бизнеса, функций персонала, стратегических задач, целей компании, ее миссии и корпоративной культуры.
Наша компания проводит корпоративное обучение по различным категориям сотрудников
Проведение корпоративных тренингов предполагает:
Основные результаты корпоративных тренингов:
Системный подход к развитию персонала предполагает, что рядовых сотрудников в компании обучают для решения конкретных бизнес-задач, а во внедрении полученных знаний участвуют непосредственные руководители.
Именно поэтому обучение подчиненных нужно начинать с обучения руководителей. Такой подход более рационален, так как позволяет обучать только тех, в кого стоит вкладывать деньги и только тому, что будет реально использоваться на практике в ближайшее время.
Отдача от вложения средств в обучение при системном подходе гораздо выше. Системный подход к развитию персонала строится по компетенциям.
Компетенция — это набор знаний, навыков, личностных качеств и мотивов сотрудника, описанных языком наблюдаемого поведения. Компетенции нужны, чтобы проводить оценку до и после обучения, получая, таким образом, эффективность проведенного обучения.
Компания ООО «Ассоциация Бизнес Мастерства» внедряет подход развития персонала по компетенциям. На сайте представлены примеры программ тренингов, разбитые по развиваемым в ходе обучения компетенциям.
Программа корпоративных бизнес-тренингов составляется в соответствии с потребностями и спецификой деятельности Заказчика.
Вы можете выбрать существующую программу тренинга и мы адаптируем ее под ваш бизнес. Если вы не нашли подходящий тренинг – мы разработаем уникальную программу специально для вас.
Вы можете связаться с нами любым удобным для вас способом:
Онлайн-чат в правом нижнем углу страницы
Обучение и развитие персонала компани
Зачем тратить время, силы и деньги на обучение персонала, если вузы и так выпускают подготовленных сотрудников?
Знания, полученные человеком даже в узконаправленном учебном заведении, зачастую не позволяют ему качественно выполнять работу в организации в виду отсутствия опыта. Особенно, если компания занимается предоставлением специфических услуг, требующих углубленного изучения темы. Если организация думает о своем благополучии и процветании, она готова вкладывать деньги в обучение и в управление развитием персонала.
Опыт восточных компаний, где предпочитают «вырастить» работника для себя, показывает, что такая стратегия приносит прекрасные плоды. Сотрудник считается тем ценнее, чем дольше он трудится на одном предприятии. Сегодня к пониманию важности постоянного обучения сотрудников приходят и в России.
Повышение уровня знаний, отработка механизма действий в нештатных ситуациях или тренировка работы в команде в конечном итоге приносят только плюсы и работодателю, и сотрудникам. Обучение персонала в кризис позволяет повысить эффективность работы и снизить издержки рабочего процесса. Руководить хорошо подготовленным коллективом проще, работник же повышает свою конкурентоспособность как внутри самой компании, так и в целом на рынке труда.
Вам нужно, чтобы люди выполняли свои задачи эффективнее, чем раньше? В таком случае, необходимо определиться, какой тип курсов вам необходим. Будет ли это подготовка только что устроившихся на работу сотрудников (а, может, вообще соискателей должности) или переподготовка сотрудника для работы на новом направлении, все зависит от ваших целей.
У краткосрочной формы есть свои плюсы – стоимость и экономия времени. Однако, при этом, не всегда результат может быть впечатляющим.
Долгосрочное обучение сотрудников требует гораздо больше трудозатрат, но чаще приносит больше пользы.
Индивидуальное обучение позволяет сосредоточиться на каждом сотруднике персонально и донести максимум информации, ориентируясь на личные потребности.
Групповое обучение дает возможность практиковать работу в команде.
На сегодняшний день методов обучения персонала существует великое множество. Их можно поделить на активные и пассивные.
К пассивным методам обучения относятся лекции и семинары. Они не предполагают отклика от ученика, поэтому восприятие информации во многом зависит от желания и мотивации самого сотрудника.
Активный метод обучения персонала при этом предполагает деятельное участие каждого респондента. Деловая игра, мозговой штурм требуют максимум концентрации. Однако строгое деление отсутствует, так как некоторые методы обучения представляют собой переходные варианты, сочетающие самостоятельное восприятие материала с последующим активным применением в группе.
Разные методики предполагают возможность обучения с отрывом или обучение без отрыва от производства, на рабочем месте или вне его. Эти формы не исключают друг друга. Например, процесс может быть организован в отдельном кабинете компании с отрывом от производства. Однако сегодня наиболее популярно дистанционное обучение сотрудников проходящее без отрыва от производства.
Обучение на рабочем месте чаще всего помогает закрепить материал практически. Занятия вне офиса позволяют выйти за рамки мышления и учат действовать в нестандартных ситуациях.
Большую активность обучающихся предполагает семинар. Диалог позволяет выяснить, закреплен ли теоретический материал. Эффективность обучения сотрудников в данном случае во многом зависит от того, какую обстановку создаст преподаватель, сумеет ли он побудить своих слушателей к размышлениям. Однако семинары ограничивают количество участников, если лекцию могут слушать тысячи человек, то общаться полноценно с такой огромной аудиторией уже вряд ли получится.
Более современным методом обучения считаются видеоуроки. Их очень просто и выгодно применять для обучения персонал в организации. Данный метод чаще всего, не требует поиска преподавателя или специального помещения. Сотрудники могут заниматься в удобное для себя время и в любом удобном для себя месте. Ученые давно доказали, что человеческое зрение и зрительная память в восприятии человеком окружающего мира всегда преобладают. Именно поэтому наглядные пособия и видеоуроки дают весьма хороший эффект. Однако у них есть ряд недостатков. Они не позволяют учитывать индивидуальные особенности обучающегося, а также лишают возможности обсудить с составителем урока детали.
В последнее время большой популярностью пользуется дистанционное обучение. Оно предполагает использование сети Интернет, через которую обучающийся получает материал для изучения и задания. Уровень усвоения информации затем определяется контрольными и тестами. Заниматься вместе может целая группа, в офисе или дома, в любое удобное время. Однако для такой формы обучения работник должен обладать высоким уровнем самоорганизации.
Для эффективного обучения персонала можно использовать кейс‐обучение. Оно заключается в рассмотрении практических ситуаций (кейсов), при которых группа сотрудников анализирует и обсуждает реальную или возможную ситуацию, связанную с их непосредственной деятельностью. Такой подход позволяет подтолкнуть людей к альтернативному, нестандартному мышлению. Каждый участник здесь имеет право высказать собственное мнение и соотнести его с мнением других. Однако в данном случае необходим очень высококвалифицированный преподаватель, что делает обучение более затратным.
Полезна для персонала временная ротация – один сотрудник заменяет другого. Так он получает представление о многогранности деятельности компании, в некоторых случаях понимание одного процесса дает толчок для совершенствования собственной деятельности.
Некоторые компании используют метод наставничества, где более опытный сотрудник следит за выполнением работы. Чувство ответственности «старшего» за «младшего» и практические советы делают такое партнерство весьма эффективным.
Практической отработке материала уделяется большое внимание при проведении тренингов. Качественный корпоративный тренинг, разработанный с учетом потребностей организации, способен дать весомые результаты. При этом, не стоит ждать серьезных результатов за одно занятие. Закрепить полученные знания можно только при помощи постоянной практики и повторения.
Деловые игры это метод обучения, при котором сотрудники получают новую информацию «разыгрывая» определенные ситуации. В таких условиях знания усваиваются максимально быстро, отрабатываются навыки, которые потом применяются в реальных условиях. Обычно после непосредственного проведения игры происходит «разбор полетов», помогающий выявить и исправить допущенные ошибки.
Современные виды и методы обучения персонала: обзор основных технологий и принципов
Чтобы быть успешнее конкурентов, нужно быть умнее. Потому в бизнесе обучение персонала — не роскошь, а средство для развития. Профессиональные сотрудники быстро и качественно решают поставленные задачи и ведут компанию к новым победам. В этой статье мы расскажем об основных методах обучения персонала, разберем их преимущества и недостатки. В статье мы собрали методы и способы обучения перснала как на рабочем месте, так и вне рабочего места.
Методы обучения персонала на рабочем месте
Лекции
Лекция в особом представлении не нуждается. Сотрудникам предлагают вспомнить студенческие годы: взять ручку с блокнотом и послушно конспектировать за преподавателем. Отличается лишь тема урока: вместо имен великих греческих мыслителей придется заносить в тетрадку, к примеру, приемы убеждения покупателей.
Среди преподавателей это самый популярный вид обучения и один из самых сложных. Чтобы доходчиво объяснить предмет, нужно тщательно работать с аудиторией и управлять вниманием. Основатель Apple Стив Джобс следовал трем правилам, которые помогали ему увлечь слушателей.
3 правила успешного выступления от Стива Джобса
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Контроль. Лектор полностью контролирует содержание и подачу материала. | Нет обратной связи. Лекция — сольное выступление преподавателя. Как правило в это время нельзя что-то обсуждать и задавать вопросы. |
Широкий охват. Объяснить предмет можно сразу сотне человек. | Низкая активность слушателей. Чтобы увлечь аудиторию, лектор должен быть хорошим оратором. Если он неуверенно работает на публике, то потеряет слушателей, как бы хорошо ни разбирался в предмете. |
Лекция приучает к пассивному восприятию чужого мнения. В большинстве случаев слушатели механически конспектируют слова лектора, не перепроверяя факты. | |
Лекции отбивают тягу к самостоятельным занятиям. |
Семинары
Семинар — это дискуссия. Тема, как правило, известна заранее. Ученики обмениваются мнениями, задают вопросы, оспаривают друг друга. Преподаватель модерирует встречу. Семинар обычно проводят после лекции, чтобы закрепить пройденный материал.
Здесь групповые обсуждения чередуются кейсами, бизнес-играми и коллективными заданиями, чтобы еще крепче освоить новую тему. Семинар может стать мозговым штурмом по решению конкретных задач компании. Но, чтобы семинар прошел гладко, нужно соблюдать несколько правил.
Правила проведения семинара
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Контроль за успеваемостью. Во время дискуссии преподаватель может определить насколько хорошо каждый из учеников знает материал. | Маленький охват. В отличие от лекции максимальное число участников на семинаре — 25 человек. |
Свобода действий. На семинаре можно задавать вопросы, вступать в споры, доказывать свою точку зрения, что только разжигает интерес к обучению и помогает крепче запомнить материал. | Преподаватель должен быть опытным модератором, иначе дискуссия может выйти из под контроля. |
Тренинги
Во многом похожи на семинары, но вместо теории здесь упор на практику — участники тренинга используют полученные знания в бою. То есть если на семинаре предлагается порассуждать о технике холодных звонков, то на тренинге придется позвонить реальному клиенту. За рубежом тренинги в основном используют для подготовки новичков. В России обучают и старожилов компании.
Пошаговый алгоритм создания тренинга — ключевые вещи
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Фокус на практику. Сотрудники оттачивают навыки, которые уже завтра могут использовать в работе. | Большой процент пройденного материала со временем забывается, если не использовать его на практике. Потому тренинги для сотрудников нужно проводить регулярно. |
Эмоциональный заряд. После удачного тренинга у сотрудника появляется вера в себя и энергия на новые карьерные подвиги. | |
Обмен опытом. Сотрудники могут поделиться личными лайфхаками и получить ответы на вопросы. |
Наставничество
Наставничество (менторинг) — один из методов обучения персонала, когда опытный сотрудник делится знаниями с новичком. Основное преимущество — развиваться можно прямо на рабочем месте. При этом наставник дает лишь те знания, которые сразу можно использовать на практике.
Как выстроить систему наставничества в компании — метод бизнес-тренера и основателя «Школы траблшутеров» Олега Брагинского
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Систематизация знаний. Обучая новичка, наставник раскладывает опыт «по полочкам» и формирует учебную программу, которую после можно использовать при подготовке других стажеров. | Опытный сотрудник уделяет меньше времени основным задачам. |
Сокращение адаптации. С наставником срок адаптации новичка в компании сокращается вдвое. Наставник помогает закрепить знания, исправляет ошибки. Молодой сотрудник чувствует себя намного увереннее. | |
Укрепление HR-бренда. Высокую зарплату предлагают многие компании, обучение и профессиональный рост — единицы. В организации, где развито наставничество, минимальная текучка. | |
Практичность. Сотрудник получает лишь те знания, которые помогут ему работать лучше. | |
Растет уровень корпоративной культуры. | |
В компании развивается система внутренней оценки и экспертизы. |
Дистанционное обучение — метод обучения вне рабочего места
Компании открывают в онлайне учебный портал и загружают туда материалы: книги, видеоуроки, регламенты, презентации по продуктам, электронный курсы. У каждого сотрудника есть логин и пароль. Они могут в любой момент зайти на портал с компьютера, планшета, смартфона и изучить нужный материал, а после пройти тест. Руководитель обучения по отчетам видит, сколько времени «ученики» тратят на уроки, какие курсы изучают больше всего и какие ошибки допускают в тестах.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Расширенный охват. Одновременно можно обучать сотрудников из нескольких филиалов. | Расширение штата. Чтобы управлять учебным порталом и создавать электронные курсы понадобятся дополнительные специалисты. |
Общая база знаний. Все учебные материалы хранятся в одном месте. Доступ к ним есть у каждого сотрудника компании. | |
Единый стандарт обучения. У сотрудников из Челябинска и Краснодара одинаковая «закалка», т.к. они учатся по одной программе. | |
Аттестация на автомате. Собрав электронный тест, можно провести срез знаний сразу во всех филиалах. Тратить время на обработку результатов не придется. Система учебного портала сделает это автоматически. | |
Сокращение издержек. Бизнес-тренерам больше не нужно объезжать филиалы и читать лекции. Всю необходимую информацию сотрудники получат на портале. А значит не придется тратить деньги на перелет, гостиницу и командировочные для тренеров. | |
Мобильное обучение. Все материалы можно открыть с планшета или телефона в любое время. Знания всегда под рукой. | |
Вариативность. Лекции, вебинары, игры, тесты, программы — дистанционное обучение позволяет подобрать наиболее удобный для сотрудников формат. |
Подробнее о преимуществах eLearning и его особенностях вы можете прочитать в статье «Дистанционное обучение в организации: стратегия запуска».
Деловая игра
Деловая игра — тренировка в условиях максимально приближенных к боевым. В ее основе конкретный бизнес-кейс из реальной практики. В режиме реального времени сотрудникам нужно решить задачу. К примеру, правильно презентовать продукт или успокоить недовольного покупателя.
Пример деловой игры от бизнес-школы «Синергия»
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Возможность эксперимента. Во время игры можно попробовать решить задачу разными способами и выбрать наиболее подходящий. | Высокие трудозатраты. Нужно продумать логику игры, взаимодействие участников, прописать сценарий. Все это требует времени и сил. А результат не всегда оправдывает, вложенные в деловую игру ресурсы. |
Фокус на практику. Опыт, полученный в деловой игре, можно считать если не полноценным, то достаточным для того, чтобы в реальной ситуации работники не растерялись. | Соперничество во время игры может перерасти в конфликт. |
Сплочение сотрудников. Во время игры сотрудники раскрываются сами и лучше узнают других. |
Баскет-метод
Как и деловая игра, баскет-метод — это тренировка. Сразу несколько тренеров обучают одного сотрудника, как правило, будущего руководителя.
Обучаемому предстоит на себе почувствовать, как нелегко быть боссом. Ему нужно ответить на огромное количество писем, разобрать стопку документов, отдать несколько важных распоряжений, разрешить конфликт между сотрудниками и встретиться с партнерами. Все это – за ограниченный период времени.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Обучение помогает в сжатые сроки перейти талантливому сотруднику в разряд руководителей. | Цена. Метод требует много денег, времени и сил, а также детальной организации. Позволить себе его могут далеко не все компании. |
Высокий уровень мотивации сотрудника. |
Смешанное обучение
Смешанное обучение — сочетание очного с дистанционным. К примеру, в MW-Light продавцы сперва изучают онлайн всю теорию: по продажам и продуктам компании. После, уже на очной встрече, тренер не тратит время на методологию и фокусируется на практике.
На Новолипецком металлургическом комбинате наоборот: металлурги проходят очное занятие с инструктором, а после изучают электронный курс и сдают тест. При этом все дистанционные материалы остаются в свободном доступе. Сотрудники могут изучить их в любое время: по дороге домой или на обеденном перерыве.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Сотрудники меньше отвлекаются от работы, ведь часть материала они могут изучить дома. Как следствие, растет мотивация к обучению. | Сложная организация. Нужно связать очное обучение с дистанционным так, чтобы одно дополняло другое. Человек. запускающий очное обучение, должен быть опытным методологом и менеджером, чтобы объединить два направления. |
Снижение издержек. Тренеры меньше времени тратят на очное обучение. Не нужно оплачивать дополнительные часы и лишний раз арендовать помещение для лекции. | |
Обратная связь. Сотрудники могут получить ответы на все вопросы не только на очной встрече, но и через чат на учебном портале. | |
Обучение в удобном темпе. Сотрудники могут изучить теоретическую часть в любое удобное время — нужен лишь доступ в интернет. | |
Эффективный посттренинг. Все теоретические материалы находятся в свободном доступе на учебном портале. В любой момент сотрудники могут зайти туда и повторить забытый параграф. |
Все больше российских компаний сейчас склоняются к дистанционному и смешанному обучению. По данным исследования «Высшей школы экономики» и фонда «Общественное мнение», объем корпоративного сегмента онлайн-образования в нашей стране сейчас составляет 3 миллиарда рублей.
Какие задачи бизнес решает с помощью дистанционного обучения? В основном, компании отмечают, что онлайн-формат в разы ускоряет вывод на рынок новых товаров и услуг, упрощает внедрение корпоративных стандартов. Также новички быстрее адаптируются и улучшают KPI-показатели. Таким образом, в целом, дистанционное обучение выводит подготовку кадрового резерва на новый уровень.
А если у вас есть идеи для полезных статей на тему электронного обучения — напишите нам в комментариях, и мы будем рады поработать над новым материалом.
Организуйте полный цикл дистанционного обучения быстро и без лишних затрат. Загружайте курсы, формируйте группы учащихся и получайте подробную статистику обучения.
Подробнее о iSpring Online → 14-дневная пробная версия
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
Редактор iSpring. Рассказываю об инструментах для онлайн-обучения, пишу пошаговые инструкции для разработчиков курсов и перевожу полезные материалы по eLearning.