темперамент типы темперамента их влияние на успешность в обучении
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Взаимосвязь между темпераментом и интеллектуальными способностями
Темперамент – это врожденная специфика развития психических и физических процессов человека, которые влияют на формирование его характера, определяют поведение, его динамику и формирование индивидуальных особенностей.
Существует четыре основных типа темперамента, характеризующих поведение человека. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные черты и, практически, не встречается в чистом виде т.е. все люди обладают смешанными типами темперамента.
Рисунок 1. Типы темперамента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Что касается связи между темпераментом и интеллектуальным развитием человека, то можно смело сказать, что такой связи не существует. Развитие интеллектуальных качеств определяется другими параметрами. Поэтому, люди с развитыми умственными способностями могут иметь разные типы темперамента, а если взять несколько людей с идентичными типами темперамента, то не обязательно их интеллектуальное развитие будет таким же сходным.
При этом, тип темперамента определяет направленность поведения человека, формирование его характера, что, в свою очередь, сказывается на процессе развития и практического применения умственных способностей. Так, темперамент оказывает существенное воздействие на:
Это означает, что тип темперамента связан с тем, каким образом человек будет реализовывать свою умственную работу. При этом, ее итоги, достижения или неудачи никак не связаны с темпераментом.
Готовые работы на аналогичную тему
Конечно, если человек обладает слабой нервной системой, любит спокойный образ жизни, быстро утомляется, очень впечатлителен, то ему придется приложить немало усилий для достижения умственных успехов, поскольку он очень уязвим и легко подвергается критике со стороны. Ему сложно сосредоточится на выполнении трудоемких умственных операций, концентрировать внимание на одном процессе длительное время. Напротив, при сильной нервной системе, бодрости человека ему будет гораздо проще развиваться интеллектуально, ведь он неутомим, может долго выполнять различные операции, легко переключается между разными видами деятельности, не испытывает трудностей с концентрацией внимания. Это значит, что тип темперамента, характеризующий человека более выносливыми параметрами, позволяет ему работать лучше, быстрее и продуктивнее. Он способен принимать активное участие не только в умственной деятельности, но и в иных направлениях, совмещая все это, поскольку, он умеет правильно использовать свое время и ему хватает на это сил.
Обучение детей с разными типами темперамента
Деятельность человека определяется его индивидуальными особенностями развития, зависящими от типа темперамента личности. В период школьного обучения, ведущей деятельностью ребенка является учебная деятельность. От нее зависит его дальнейшее развитие, формирование его психологических свойств. Поэтому она должна носить положительный характер, быть интересной для учащегося, иначе, при отрицательном восприятии учебы возможно развитие других проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем.
В учебном процессе тип темперамента оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на развитие ребенка во всех его направлениях. При этом, речь идет не о конкретном типе темперамента, а о каждом типе. Черты, присущие одному типу темперамента могут оказаться полезными в одних случаях и нести отрицательное воздействие в других.
Рассмотрим учебный процесс для каждого типа темперамента:
Доклад на педагогическом совете «Темперамент и его влияние на успешность обучения»
Темперамент и его влияние на успешность обучения
1. Свойства темперамента ….….…. 3
2. Основные компоненты темперамента ….4
3. Влияние типа темперамента ученика на учебную деятельность. 10
Список использованной литературы….…17
К числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится темперамент. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т. д. Именно по этим компонентам, характеризуется темперамент ребёнка: как он работает в течение продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями, в последствие, в значительной мере обусловлено формирование всех качеств личности и характера человека.
Если дети отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.
Свойства темперамента.
Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности.
Темперамент (от лат. — надлежащее соотношение частей, соразмерность) — это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.Выделяют два основных показателя динамики психических проявлений и поведения: активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты и, наоборот, медлительности, инертности, а эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств,настроений и их качество: знак (положительный, отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, печаль, гнев, веселье и т. д.).
Известны три основных системы объяснений сущности темперамента и его органической основы. Первая (гуморальная) связывала состояния организма с соотношением в нем различных соков (жидкостей, в связи с чем выделялись четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический (Гиппократ, Гален и др.). Этатерминология стала впоследствии широко употребительной.
Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма — его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.).
Третья связывает типы темперамента с деятельностью центральной нервное системы (И. П. Павлов).
Согласно учению И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения,выделяюь три основных свойства нервных процессов возбуждения и торможения: а) силу процессов; б) их уравновешенность; в) их подвижность.
Таким образом, темпераментесть проявление типа нервной системы в деятельности и поведении человека:
• сильный, уравновешенный, инертный («спокойный») — флегматический темперамент (от лат. — «флегма»);
• сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный») — холерический темперамент (от греч. — «красно-жёлтая желчь»);
• слабый — меланхолический темперамент (от греч. — «черная желчь»).
Тип нервной системы — это природное, врожденное свойство нервной системы, которое, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности.
Исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицина показали, что структура основных свойств нервной системы много сложнее, а число комбинаций гораздо больше, чем это ранее представлялось. Тем не менее указанные четыре типа темперамента как наиболее обобщенные могут быть использованы для изучения индивидуальности.
Для отнесения человека к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него, прежде всего,таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики. В воспитании необходимо содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Меланхолик — это субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность. У представителей меланхолического типа темперамента преобладает тормозной процесс при слабости как возбуждения, так и торможения.
В психологии получила определенное признание классификация темпераментов, основанная на учете таких психологических особенностей, которые обозначают терминами экстраверсия, интроверсия (эти понятия были введены в психологию швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в первой четверти нашего века). Для экстравертированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, затрудненность социальной адаптации, замкнутость, некоторая заторможенность движений и речи. Заметим, что собственно, к темпераменту может быть отнесен только динамический аспект тех психологических черт, которые отличают эти типы.
Так, экстраверт, по сравнению с интравертом вырабатывает условные рефлексы, обладает большой терпимостью к боли, но не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.
Интроверт часть погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планировать будущее, задумываться над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.
Будем учитывать, что классификация типов темперамента в значительной мере условная. На самом деле типов темперамента (как и типов нервной системы) существует гораздо больше, чем четыре. Многие люди, хотя и близки по отдельным своим про явлениям к какому-нибудь из основных типов, но все же не могут быть вполне определенно отнесены именно к данному. В случаях, когда человек обнаруживает черты разных темпераментов, говорят о «смешанном» типе темперамента.
Свойства темперамента не только определяют динамику психической деятельности в целом, но и характеризуют динамику какого-либо одного или нескольких психических процессов в отдельности. Например, эмоциональная возбудимость, сила и устойчивость эмоций характеризуют динамику эмоциональных процессов. Интроверсия и экстраверсия характеризуют динамику не только эмоциональных, но и интеллектуальных процессов. А мотивы, отношения и черты характера, хотя точно так же обусловливают динамику психической деятельности в целом, характеризуют не динамические свойства отдельных психических процессов, но поведение человека в целом в определенной ситуации. Тем самым они характеризуют отношение к определенной типической ситуации.
1. Основные компоненты темперамента.
Третьим основным компонентом темперамента является «эмоциональность», представляющая собой обширный комплекс свойств н качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик «эмоциональности» выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную стабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциогенным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином «импульсивность» обозначается быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно понимается скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим.
Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний.
Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
2. Влияние типа темперамента ученика на учебную деятельность.
Таким детям сложно выполнять задания в полном объеме при ограничении времени; у них замедленный темп письма, чтения, счета; замедленное протекание умственной деятельности; если ребенок начинает торопиться, то совершает больше ошибок (пропускает буквы, слоги, не дописывает слова и предложения). Вместе с тем, флегматик незаменимое лицо в решении конфликтов в коллективе.
. Флегматик больше нуждается в устойчивом доброжелательном отношении к себе учителей и родителей. Он может легко, безболезненно переносить неудачи, если уверен, что отношение взрослых к нему из-за этого не изменится.
Эти дети задания выполняют быстро, но без достаточного их обдумывания и осмысления, что не может не сказаться на качестве. Для этих школьников характерны такие трудности в обучении как: пропуски букв и целых слов, не дописывание слов и предложений из-за недостаточной устойчивости, небрежный почерк, невдумчивое отношение к заданию. Холерику необходимо глубже вникать в процесс выполняемой деятельности, проверять сделанную работу, вырабатывать выдержку, развивать внимание.
Холерику во что бы то ни стало нужен успех в момент выполнения работы, пусть маленький, незначительный, но успех: он повышает настроение, вызывает положительные эмоции, стимулирует усилия в преодолении трудностей.
Болезненно реагирует на замечания, его нужно поддерживать, замечать успехи, чаще хвалить. В условиях интенсивной нагрузки ему требуется давать время для отдыха. Меланхолику комфортнее находиться в подчинении, выполнять монотонную работу.
Меланхолик же должен ежедневно испытывать устойчивое положительное настроение независимо от причины,вызвавшей радости: радости от общения с друзьями, похвалы учителя, высоких результатов в учебе и другое.
Педагогу следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п., не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.
Список использованной литературы:
4. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера, Л., 1989.
8. Ильина А. И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь, 1961.
9. Кречмер Э. Теория темпераментов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 200с
11. Рубинштейн С. Л. Темперамент и характер. — В кн. : Основы обшей психологии. М., 1986.
13. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 1984. – 198 с.
14. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. – 255 с.
Положение о педагогическом совете Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12 с приоритетным осуществлением деятельности.
Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста Влияние художественного творчества на успешность адаптации к ДОУ детей младшего дошкольного возраста (предметно развивающая среда) Актуальность.
Выступление на педагогическом совете: Итоги мониторинга и профилактика эмоционального выгорания педагогов «Душевная гармония» Цель:формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического.
Выступление на педагогическом совете на тему: «Использование инновационных технологий в работе с родителями» Добрый день, уважаемые коллеги. Я хотела бы с вами поделиться своим опытом по работе с родителями. Мне нравится это направление, и надеюсь,.
Выступление на педагогическом совете на тему «Особенности проведения утренней и корригирующей гимнастики в младшем возрасте» Методика проведения утренней и корригирующей гимнастики в младшем возрасте. Слайд 2 Гимнастика для детей играет важную роль в процессе.
Выступление на педагогическом совете «О здоровье всерьёз» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 «Дружба» города Смоленска О здоровье всерьёз Выступление.
Выступление на педагогическом совете «Форма работы с детьми по профилактике правил дорожного движения» Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения.
Выступление на педагогическом совете по теме «Технологии, результативно применяемые в воспитательной работе» Технологии, результативно применяемые в воспитательной работе. Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Технологии,.
Выступление на педагогическом совете «Высказывания великих людей о роли книги в речевом развитии детей» Сл 1 «Высказывания великих людей о роли книги в речевом развитии детей» Сл 2 Художественная литература служит могучим, действенным средством.
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности
Происхождение типов темперамента
Влияние типа темперамента на учебную деятельность
Трудности в учении у детей с разными типами темперамента
Особенности темперамента и умственные способности
1.Происхождение типов темперамента
Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее.
Темперамент – это характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. Другими словами, темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека.
Идеи и учение о темпераментах в своих истоках восходят к работам древнегреческого врача Гиппократа. Он описал основные виды темпераментов, дал им характеристики, однако связал темперамент не со свойствами нервной системы, а соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи.
Холерик: преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим»
Сангвиник: преобладание крови, делающей представителя данного типа темперамента веселым и очень подвижным
Меланхолик: преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание боязливости и грусти в характере
Флегматик: преобладание лимфы (мокроты, слизи), которая делает человека спокойным и медлительным
Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимости от телесных.
Все более расширялась психологическая характеристика темперамента. Римский врач Гален (IIв.), в отличие от Гиппократа, характеризует типы темперамента наряду с физиологическими, психологическими и даже нравственными свойствами.
Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. Он рассматривает темперамент только как психические свойства. Вплоть до новейшего времени характеристика темперамента оставалась преимущественно психологической. В связи с этим изменяется понятие о типах темперамента. Они характеризуются пропорцией не физиологических, а психических свойств. У Канта – это соотношение разных чувств и разной степени активности деятельности.
Академик И.П.Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от первой системы.
Особенности темперамента зависят не от одного из этих свойств, а от своеобразного их сочетания. И. П. Павлов назвал такое сочетание свойств нервной системы типом высшей нервной деятельности и выделил четыре основных типа:
1) сильный, уравновешенный, но живой тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения, а также живостью нервных процессов (соответствует сангвиническому темпераменту)
2) сильный, уравновешенный, но инертный тип высшей нервной деятельности характеризуется балансом процессов возбуждения и торможения на фоне низкой живости нервных процессов (соответствует флегматическому темпераменту)
3) сильный неуравновешенный тип высшей нервной деятельности характеризуется сильным процессом возбуждения и менее сильным торможением (соответствует холерическому темпераменту)
4) слабый тип высшей нервной деятельности характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, а также инертностью нервных процессов (соответствует меланхолическому темпераменту).
Сангвинический темперамент характеризуют довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться, при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительной эмоциональной реактивностью, глубиной и устойчивостью чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.
Следует отметить, что нет деления темпераментов на «плохие» и «хорошие».
Каждый из типов темперамента обладает определенными достоинствами, а некоторые из негативных характерологических свойств того или иного типа темперамента при соответствующих условиях и психологическом состоянии индивида могут сыграть положительную роль.
При этом надо иметь ввиду, что в чистом виде типы темперамента не существует. Генетическая программа развития гармонична: доминирующему инстинкту соответствует определенный темперамент.
Проблема изучения влияния темперамента на школьную успеваемость не теряет своей актуальности и по сей день. Особенно важно ее детальное рассмотрение по отношению к младшим школьникам, поскольку именно в младшем звене школы складываются те стереотипы восприятия и осуществления учебной деятельности детьми, которые отлагают отпечаток на всю их дальнейшую школьную жизнь, да и вообще на отношение к учебе в целом.Очевидно, если младший школьник не достигает успешности в ходе обучения, мотивация выполнения этой деятельности у него резко падает, что ведет его к дисфункции как школьника, статусное положение которого в этот период времени играет решающую роль в целостной социализации личности ребенка.
По мнению некоторых авторов одной из характеристик личности ребенка, определяющих успешность его учебной деятельности является темперамент, как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом
Поскольку свойства темперамента устойчивы и постоянны, во многом обусловлены врожденными свойствами нервной системы и проявляются у человека (в том числе в детском возрасте) в самых различных условиях деятельности и поведения, эмоционально окрашивают его поступки, постольку возникает первоочередная необходимость учета именно свойств темперамента в построении и организации процесса взаимодействия с ребенком в условиях школьного обучения, а также в ходе оценки школьной успеваемости ребенка.
В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявлять себя как с положительной стороны, так и с отрицательной. Если энергия холерика направлена на цель, то это может принести положительный результат, но недостаточная уравновешенность, несдержанность, склонность к взрывам могут оказать отрицательное влияние на результате деятельности.
Порой учителя склонны задавать темп, отвечающий их собственному темпераменту. Если у учителя сангвинический тип (все делает быстро), то порой он оказывается непосильным некоторым ученикам (меланхолику, флегматику). Конечно, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от типа темперамента, но если не учитывать данный факт, у детей могут возникнуть определенные трудности при достижении поставленной цели.
Учебная деятельность не предъявляет специальных требований к природным особенностям ученика, врожденной организации его высшей нервной деятельности. Одинаково высоких результатов в учебной деятельности при прочих равных условиях могут достичь дети с разными особенностями нервной системы. Различия же в природной организации высшей нервной деятельности определяют лишь пути и способы работы, особенности индивидуального стиля деятельности, но не уровень достижений. Различия по темпераментам — это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию их проявлений.
Не обусловливая, с одной стороны, уровень конечного результата обучения, психологические особенности темперамента, с другой стороны, в определенной степени могут затруднять процесс обучения. Вот почему важно учитывать особенности темперамента школьников при организации учебной работы. Тем не менее, в психологических исследованиях найдено определенное влияние природных особенностей учеников на успешность их учения. Психологическое обследование выявило, что значительная часть слабоуспевающих и неуспевающих школьников характеризуется слабостью нервной системы, инертностью нервных процессов. Означает ли это, что указанные особенности нервной системы неизбежно влекут за собой низкую эффективность учебной деятельности? Объективно учебный процесс организован так, что отдельные учебные задания, ситуации являются неодинаково трудными для школьников, различающихся по своим типологическим особенностям, и для учащихся с сильной и подвижной нервной системой изначально существуют преимущества перед учениками со слабой и инертной нервной системой. На уроке чаще возникают ситуации, более благоприятные для сильных и подвижных по своим нейродинамическим особенностям учащихся. По этой причине ученики со слабой и инертной нервной системой чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Изменение школьного расписания, замена одного урока другим, требование быстрого переключения во время урока с одного задания на другое также по-разному воздействуют на учеников с разным темпераментом, при этом большие затруднения испытывают дети, характеризующиеся инертностью нервных процессов. Наоборот, у детей с высокой подвижностью нервных процессов именно частые смены деятельности поддерживают рабочее состояние на уроках. То, что школьникам с инертными нервными процессами, то есть флегматикам, труднее приходится в школе, замечено давно. Отмечая необходимость учета особенностей темперамента учащихся в процессе обучения, прежде всего, следует учитывать своеобразие флегматического и меланхолического темпераментов.
На самом деле успех или неуспех в учении может быть объяснен не самими природными чертами субъекта, а тем, насколько сформированы индивидуальные приемы и способы действий, соответствующие как требованиям учебного процесса, так и индивидуальным проявлениям типологических свойств учащихся. Немалое значение здесь приобретают особенности организации учебного процесса, степень сформированности индивидуального стиля деятельности ученика, учитывающего его природные типологические особенности. Так, недостаточная сосредоточенность и отвлекаемость внимания учащихся со слабой нервной системой может компенсироваться усилением самоконтроля и самопроверкой работы после ее выполнения, их быстрая утомляемость — частыми перерывами в работе и т.д.
3. Трудности в учении учащихся с разным типом темперамента
Особенности темперамента и умственные способности
Существует ли зависимость между типом темперамента и уровнем умственных способностей? На этот вопрос есть определенный ответ: такая однозначная зависимость отсутствует. Лица с высоким умственным развитием могут обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей. Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказываются они на процессуальных характеристиках деятельности: на скорости умственных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на динамике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, особенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы, но не уровень достижений, не уровень интеллектуального развития, которого может достичь субъект. Но какую же роль все-таки здесь играют умственные способности субъекта? Их важная роль состоит в выработке таких путей и способов работы, которые бы компенсировали недостатки того или иного типа темперамента. Прежде всего, речь идет о формировании индивидуального стиля деятельности (В. С. Мерлин, Е. А. Климов), который не появляется у человека сразу и только стихийно. Чем выше умственные способности человека, тем активнее и эффективнее он, осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, приспосабливается к условиям выполняемой деятельности, ищет приемы и способы, помогающие ему достигать лучших результатов. Наблюдая за учащимися, можно выделить среди них наиболее характерных представителей того или иного свойства. Так, сразу бросается в глаза ребенок со слабой нервной системой — чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участвовать в шумных подвижных играх, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратности, доходящей до педантизма. Ему нравится сам процесс наведения порядка. Он отличается повышенной впечатлительностью. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление — все это может для такого ребенка стать сверхсильным раздражителем. В таких случаях ребенок может растеряться, не найти нужных слов, не ответить на вопросы, не выполнить простейших просьб. Из-за своей повышенной чувствительности «слабые» дети отличаются особой уязвимостью. Часто они болезненно реагируют на окружающее, относя все происходящее на свой счет. Нейтральная реплика может восприниматься ими как критика в их адрес. Они чрезвычайно чувствительны к недовольству окружающих взрослых
. Совсем иным видится ребенок с сильной нервной системой. Чаще всего бодрый, уверенный в себе, не испытывающий какого-либо напряжения в учении, поражающий легкостью, с которой он усваивает значительный по объему материал. Заметно, что он полон энергии, неутомим, постоянно готов к деятельности, его практически нельзя увидеть уставшим, вялым, расслабленным. Он способен в течение длительного времени сосредоточенно заниматься уроками или какой-либо интересной для себя деятельностью. Включаясь в работу, почти не испытывает трудностей. Ему нипочем дополнительные нагрузки, переход к незнакомой, новой деятельности. Чаще всего обнаруживает полную поглощенность своим очередным занятием. Поглощенный своими занятиями ученик с сильной нервной системой может спокойно отрешиться от посторонних моментов. Ему не мешают шум, разговоры, присутствие людей. Он способен готовить уроки на перемене, в транспорте — везде. Его отличают большая эффективность использования времени, способность выполнить за тот же промежуток времени больше, чем другие учащиеся, за счет своей выносливости, отсутствия остановок и перебоев в работе
Учитывая индивидуальные особенности темперамента учащихся, не следует приспосабливать меры педагогического воздействия к его слабым сторонам,но стоит дать рекомендации для повышения успеваемости с учетом темперамента. Рекомендации флегматику: поднимать на уроках руку, когда знаешь ответ, отвечать четко и быстро, попытаться сменит свои привычки, побороть робость и застенчивость, записаться в спортивную секцию.
Совет меланхолику: при выполнении домашней работы отдыхать после выполнения каждого задания, на уроках больше уверенности в своем ответе.
Рекомендация холерику6 при выполнение домашних заданий следует менять вид деятельности; на уроке необходимо контролировать себя, не выкрикивать с места.
Рекомендация сангвинику: не начинать все дела сразу, а закончив одно, приступать к другому, это позволит более конкретно подойти к выполнению задуманного
Меры воспитательного воздействия следует выбирать таким образом, чтобы они противодействовали недостаткам темперамента и развивали сильные его стороны.