тема самообразования в подготовительной группе обучение грамоте
Индивидуальный план по самообразованию. «Использование дидактических игр в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка «Детский сад № 10»
Индивидуальный план по самообразованию воспитателя
Запаря Ольги Борисовны
Тема: «Использование дидактических игр в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста».
2020-2021 учебный год.
Цель : Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.
Задачи образовательной деятельности:
1. Учить детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).
2. Определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении;
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5. Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
Одной из задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, является «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, не зависимо от нации, социального статуса, психофизических и других особенностей». В связи с этим возникает потребность в применении разных технологий для подготовки детей к обучению грамоте.
В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми, растет. Небольшие отклонения родителей не беспокоят, пока дело не доходит до школьного обучения. Где дети на первых порах уже испытывают затруднения и пишут с ошибками, и в результате – плохие оценки, утомляемость и невроз.
• Доступность содержания программы.
• Систематичность и последовательность материала.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
• Взаимосвязь с родителями и социальными партнерами.
• Взаимосвязь с логопедом.
Основой для обучения грамоте является общеречевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.
Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А.П. Усовой и А.И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.
Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)
— хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение»;
— дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
— различать гласные и согласные звуки;
— осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
— выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы;
План по самообразованию воспитателя «Дидактическая игра, как средство подготовки детей к обучению грамоте»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 60 г. Орска»
План по самообразованию
Согриной Яны Викторовны
Тема: «Дидактическая игра, как средство подготовки детей к обучению грамоте»
2018-2019 учебный год
достижение эффективности использования игрового материала по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста;
активизация роли родителей в обучении грамоте детей через дидактические игры.
активизация знаний детей о звуковом строении слова;
закрепление умения делить слова на слоги; называть последовательность слогов, называть из каких звуков состоит слог, слово;
закрепление знания детей о строении предложения: умения называть слова с указанием последовательности, построения схемы предложений;
развитие связной речи, расширение словарного запаса;
формирование у детей навыков дидактической игры;
развитие коммуникативных навыков, активизация познавательной активности; детей и их родителей.
обучение планированию своих действия в игровой ситуации, выполнению правил игры;
расширение и систематизация представлений родителей по тематике: «Игры в обучении грамоте дошкольника»;
вовлечение в игровую деятельность всех членов семей воспитанников на основе взаимодействия со своим ребенком.
План работы на 2018-2019 учебный год
1Подбор методической литературы и конспектов для совместной деятельности с детьми. Изучение.
2 Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте.
3 Проведение родительского собрания Тема: «Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста»
1Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки
2.Оформление консультации для родителей «Как правильно научить ребенка читать»
3 Изготовление дидактического материала «Звуковые домики»,
«Найди место звука в слове», «Схемы слов», «Найди пару»
1Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.
2Подбор материала по формированию графических умений.
3Оформление картотеки с пальчиковыми играми.
4 Изготовление индивидуального материала на каждого ребенка «Касса букв»
1 Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики рук дошкольника – важнейший этап подготовки его к школьному обучению»
2 Пополнение коллекции обводок и штриховок.
3 Изготовление раздаточного материала на каждого ребенка «Схемы слогов, предложений»
1 Оформление консультации для родителей « Игры с буквами для дошколят»
2 Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Составь слово»
1 Пополнение картотеки с чистоговорками и скороговорками.
2 Обновление обводок, штриховок.
3 Изготовление пособия «Грамотейка»
1 Изготовление дидактических игр
2 Обновление наглядного материала на звуки
1 Оформление памятки для родителей « Страна букв»
2 Подбор материала для проведения итогового мероприятия:
Досуг «В стране звуков»
1 Итоговое мероприятие – досуг.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-1053859
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
В проекте КоАП отказались от штрафов для школ
Время чтения: 2 минуты
В России выбрали топ-10 вузов по работе со СМИ и контентом
Время чтения: 3 минуты
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Самообразование по теме «Обучение грамоте старших дошкольников как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»
Светлана Зайчикова
Самообразование по теме «Обучение грамоте старших дошкольников как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №65»
Кировского района города Саратова
План самообразования
воспитателя старшей группы с НОДА
Зайчиковой Светланы Владимировны
Ф. И. О.педагога: Зайчикова Светлана Владимировна
Дата рождения: 09.11.1977
Образование (когда и какое учебное заведение окончил): высшее, СГУ им. Н. Г. Чернышевского 2005 г.
Специальность по диплому: учитель начальных классов
Место работы: МДОУ «Детский сад комбинированного вида №65»
Занимаемая должность: воспитатель
Дата назначения на должность: сентябрь 1998 г.
Общий стаж трудовой деятельности: 20 лет
Педагогический стаж: 17 лет
Квалификационная категория,дата присвоения: высшая, март 2010 г.
Курсы повышения квалификации: февраль 2018 г.
План самообразования
Тема самообразования: «Обучение грамоте старших дошкольников как средство формирования предпосылок к учебной деятельности»
Цель: повысить свой профессиональный уровень в вопросе развития фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.
1. Повысить уровень своей профессиональной компетенции в вопросе развития фонетической стороны речи детей.
2. Создать условия для умения детей определять на слух звук, который встречается в ряду из 4 – 5 слов. Замечать слова с заданным звуком в потешке, скороговорке, подбирать слова с заданным звуком, формировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
3. Создать условия для умения детей выделять в произношении заданный звук сравнивать (различать, дифференцировать) звуки, близкие в артикуляционном или акустическом отношении (твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные, шипящие и свистящие, сонорные).
3. Проводить звуковой анализ, работая со словом (коротким, длинным) и используя при этом различные игры; активизировать представление о слове, звуке, слоге, предложении.
4. Уделять внимание подготовке руки к письму, формированию элементарных графических умений и подготовке к технике письма.
5.Развивать умения письменной речи: читать отдельные слова и словосочетания, писать печатные буквы.
6. Создать условия для умения детей составлять предложения по предложенным схемам.
Перечень вопросов по самообразованию:
• изучение психолого-педагогической литературы;
• разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
• проектная и исследовательская деятельность;
• анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;
• продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;
• планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
Планируемые результаты (в виде целевых ориентиров)
1.Хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение».-
2. Дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
3. Различать гласные и согласные звуки;
4. Осуществлять звуковой и слоговой анализ слов;
5. Выявлять различие в звуковом (слоговом) составе двух слов, знать буквы.
6. По слоговые и слитные способы чтения.
Формаотчета по проделанной работе:
-Выступление на педсовете о проделанной работе в форме презентации в феврале 2019 года.
-Консультации для родителей по обучению детей грамоте.
— Открытый показ ОД для родителей «В гостях у Буквоежки»
-Размещение дидактического материала на сайте ДОУ.
Форма самообразования: (индивидуальная)
План работы на 2018 – 2019 год
1. Подбор методической литературы и конспектов НОД для совместной деятельности с детьми. Изучение.
2. Подбор и изготовление картотеки дидактических игр по обучению грамоте
1. Подбор наглядного материала с картинками на разные звуки
2. Оформление консультации для родителей «С чего начинать обучение чтению»
3. Изготовление перфокарт «Найди букву», «Подбери звуковую схему», «Подбери картинку к слогу», «Слово рассыпалось»
1. Пополнить картотеку с артикуляционной гимнастикой.
2. Подбор материала по формированию графических умений.
3. Оформление картотеки с пальчиковыми играми.
1. Оформление консультации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»
2. Пополнение коллекции обводок и штриховок.
1. Оформление консультации для родителей «Игры с буквами для дошколят»
2.Изготовление дидактических игр: «Слоговые таблицы», «Живые слова», «Помоги другу».
1. Пополнить коллекцию игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
2. карточек для чтения по слогам.
1. Пополнить картотеку дидактических игр по обучению детей грамоте.
2. Обновление наглядного материала на звуки.
1. Оформление памятки для родителей «Страна букв»
2.Подбор материала для проведения итогового мероприятия:
1. Итоговое мероприятие – «В гостях у Буквоежки»
К концу года дети должны:
-хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв и их названия (алфавит);
— различать гласные и согласные звуки;
-правильно ставить ударение в знакомых словах;
— свободно и осознанно читать трехбуквенные слова; правильно, плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
— правильно составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой структуры;
— уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце.
-проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку.
Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.
Дистанционное обучение дошкольников по лексической теме «Неделя со знатоками» СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.
Дистанционное обучение дошкольников по теме недели «Полевые цветы» СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ» Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.
Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.
Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка» Цель: формирование первоначальных лингвистических представлений, интереса к обучению в школе. Программные задачи: • формировать действия.
Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.
Самообразование «Игра как средство общения дошкольников» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.
Отчёт по самообразованию «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
Ирина Карпеш
Отчёт по самообразованию «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
Аналитический отчёт по самообразованию
«Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
Воспитатель: Карпеш Ирина Владимировна
В 2019-2020 учебном году я изучала тему «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы».
Возраст 6-7 лет это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный (благоприятный) период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Основой для обучения грамоте является обще речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовка к обучению чтению и письму.
Я поставила для себя цель:
• Повышение педагогической компетентности по теме «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы»
И, конечно же, определила задачи для достижения цели:
• Составить план работы на уч. год. в соответствии с темой саморазвития;
• Изучить методическую литературу по теме самообразования;
• Вопрос относительно выбора программы по обучению грамоте детей подготовительной группы не возникал, поскольку в прошлом году я работала по Авторской программе Колесниковой Е. В. «От звука к букве». Продолжением её, (для детей 6-7 лет, является –«Я начитаю читать».
• Создание предметно-развивающей среды для применения занимательных форм обучения грамоте;
• Проанализировать работу по выбранной теме;
• Составить аналитический отчет о проделанной работе (с презентацией).
В результате изучения темы саморазвития я должна была:
• повысить свою компетентность в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте;
• применять новые формы методы и приёмы в работе по обучению грамоте с детьми;
• применить в своей работе авторскую методику по обучению грамоте детей подготовительной группы.
При работе с детьми были поставлены следующие цели и задачи:
Развитие у детей старшего дошкольного возраста всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
— Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся;
— Познакомить со звучащим словом, его протяжённостью, способами интонационного выделения звука в слове; со слогом, со слоговой структурой слова, учить делить слова на слоги; со словоразличительной функцией звука, учить выделять гласные и согласные звуки;
— Учить звуковому анализу слов, последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам;
— Учить определять словесное ударение, сравнивать слова по количественному и качественному звуковому составу;
— Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
На начало года мной был разработан перспективный план по изучению темы саморазвития и вся работа в течении всего уч. года велась согласно плану.
В своей работе по теме саморазвития я использовала методику Колесниковой Е. В. «Я начитаю читать». Основная задача–овладение техникой чтения, зарождение интереса к самостоятельному чтению. Технология ее реализации решает задачи подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Программа базируется на фундаментальных положениях отечественной психологии (Эльконин Д. Б., Давыдов В. В.) Она дополненна большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.
Для работы по обучению грамоты были созданы дидактические и наглядные пособия:
• схемы звукового состава слов.
• смешанные модели слов.
• материалы для развития у детей графических навыков.
• Закуплены доски-планшеты и разноцветные маркеры.
• Имеется демонстрационная касса букв.
• картинки с последовательно развивающимся действием;
• тетрадки в клетку и в линию, прописи, печатные рабочие тетради по данной программе.
• Подобрана и изготовлена картотека дидактических игр по обучению грамоте.
• Изготовлен дидактический материал «Звуковые домики», «Найди место звука в слове», «Схемы слов»
• Пополнена коллекция обводок и штриховок
• Изготовлены дидактические игры «Слоговые таблицы» и «Составь слово».
Для повышения своей компетентности, в течение года я участвовала в работе городского методического объединения воспитателей дошкольных групп 6-7 лет, посещала открытые занятия, проводимые воспитателями города по речевому развитию.
Очень важна работа с родителями.
Для родителей проводились консультации, размещалась информация в родительском уголке: «Развитие мелкой моторики дошкольников», «Детская рука. Как ее развивать?», «Игры с буквами для дошкольников», «Консультация для родителей по обучению чтению», «Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса?», «Что такое фонематический слух?» и мн. др.) в виде папок передвижек и буклетов.
В результате проделанной работы к концу года все дети умеют читать, большинство- в хорошем темпе.
-знают и пишут буквы русского алфавита;
-определяют место звука в слове: в начале, в середине и в конце;
-различают гласные, согласные, тврдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
-пользуются графическим обозначением звуков (гласные –красный квадрат, тврдые согласные –синий квадрат, мягкие согласные –зелный квадрат);
-соотносят звук и букву:
-пишут слова, предложения условными обозначениями, буквами;
-определяют ударный слог, ударную гласную и обозначают соответствующим значком;
-проводят звуковой анализ слов;
-читают слова, предложения, небольшие тексты;
-правильно пользуются терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
-составляют предложение из двух, трх слов, анализируют его.
Мне не удалось: (в связи с самоизоляцией)
• выступить на педсовете по теме самообразования, поэтому подготовленную консультацию я прилагаю к отчёту.
• Провести запланированное родительское собрание «На пороге школы». (конспект тоже прилагаю к отчёту)
По окончанию изучения темы «Подготовка к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы» все запланированные результаты получены.
На следующий учебный год я запланировала изучить тему «Сенсорное воспитание детей 3–4 лет через дидактические игры».