тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо является сквозной
Развитие речи на уроках русского языка в начальной школе.
Способность чётко и ясно излагать свои мысли требуется каждому человеку. В данной работе предлагаются различные виды заданий для развития речи учащихся.
Содержимое разработки
Развитие речи на уроках русского языка в начальной школе.
Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно
вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.
К.Д. Ушинский
Способность чётко и ясно излагать свои мысли требуется каждому человеку. Речь является средством коммуникации, основой всякой умственной деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому одна из главных задач школы – обогащение словаря учащихся и развитие речевых умений и навыков.
Эти умения и навыки развиваются в процессе активной речевой деятельности, то есть через восприятие речи и говорение.
Свою работу по развитию речи учащихся я строю по следующим направлениям:
*работа над звуковой стороной речи;
*работа над лексическим значением слов и их правильным употреблением;
*развитие связной речи;
*развитие культуры речи.
Все эти направления одинаково важны, взаимосвязаны, взаимообусловлены и могут прослеживаться на любых уроках, в начальной школе.
Уроки русского языка и литературного чтения начинаю с работы над звуковой стороной речи, правильным произношением слов. Это чистоговорки, скороговорки (с проговариваем в разном темпе, с разной интонацией), хоровое чтение предложений и текстов. Например,
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
Же-же-же – дождь прошел уже.
За-за-за – уходи домой, коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
Большое значение придаю работе над словарем учащихся, предполагающей
-обогащение и уточнение словаря;
— Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
Объясните значение данных слов.
Особенность словарной работы состоит в том, что она прослеживается в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.
По разным данным дети семи лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к окончанию обучения в начальной школе словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами, причём более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка – чтения, грамматики.
При работе над лексическим значением новых слов использую следующие варианты их введения и закрепления.
Игры Деда Буквоеда. Игра «Крепкие орешки».
Эти орешки не простые, а с секретом. Найдите потерявшиеся буквы и образуйте новые слова.
Новое слово произношу чётко, показываю его написание и раскрываю значение через показ предмета (его иллюстрации), признака или действия. Для активизации слова даю примеры использования слов в речи и прошу детей составить предложения с новыми словами (выражениями). Для закрепления новых слов предлагаю творческие домашние задания: составить предложения, рассказ или сказку, кроссворд, используя новые слова, дополнить однокоренными, подобрать к ним синонимы и антонимы. Стараюсь воспитывать у детей привычку замечать в текстах неизвестные им слова и потребность выяснять их значение, обращаясь к учителям, родителям, используя словари.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения языку является работа по развитию связной речи учащихся. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. При работе над предложением использую следующие приемы:
-составление предложений с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа);
-составление предложений заданного типа по схемам-моделям;
-распространение предложений, перестройка их структуры;
-выражение одной и той же мысли в различных вариантах;
-редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.
Развитие связной речи происходит при рассматривании картин, других наглядных пособий, при чтении художественных текстов и их пересказе. Воспроизведение прочитанного является эффективным приёмом развития не только речи, но и мышления. При обучении пересказу особое внимание обращаю на последовательность изложения, выразительность, умение увлечь, заинтересовать слушателей.
В работе над связной речью эффективны следующие упражнения:
-развернутые ответы на вопросы;
-анализ прочитанных текстов;
-устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;
-записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;
-рассказывание художественных текстов, заученных на память;
-разыгрывание ситуаций, диалогов;
-письменное изложение образцовых текстов;
-письменные сочинения разнообразных типов;
-составление отзывов о прочитанных книгах.
различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий, с перестройкой текста, с творческим дополнением).
Одним из важнейших качеств связной речи является умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном эпизоде. С целью развития этого умения предлагаю учащимся попытаться представить себе в наглядной, образной форме ситуацию, описанную в тексте. Смысл задания заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать у себя чёткие наглядные представления, отражающие наиболее чёткие моменты содержания текста, а затем уже на их основе сформулировать соответствующие словесные обобщения.
Нужно помнить, что ребёнок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека. Для меня очень важно, чтобы все задания дети выполняли с интересом: только тогда обучение будет успешным, а усвоение знаний – прочным. Заинтересовать, организовать и направить учебную деятельность каждого ученика на поиск личностного смысла на уроке непросто, так как мыслить человек начинает только тогда, когда есть любопытство, удивление, когда он сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. А чтобы они были для него значимы, они должны находиться в мире его детства. Поэтому тщательно отбираю материал для уроков, стараюсь использовать игровые упражнения, детские высказывания, забавные сюжеты сказок, мультфильмов. Использование занимательного материала и творческих заданий позволяет разнообразить уроки, делает их интереснее, способствует общему развитию ребёнка.
Большие возможности по развитию речи учащихся открываются при интеграции уроков. Интегрированное обучение способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному развитию личности.
Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.
Целенаправленная, последовательная и систематическая работа позволяет формировать у учащихся речь, отвечающую следующим требованиям:
-богатство языковых средств (умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы и структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание);
-точность речи (умение не просто говорить, но и выбрать для поставленной цели оптимальные языковые средства – такие слова, словосочетание, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства);
-логичность речи (последовательная, четко построенная, связанная в своих частях);
-чистота речи (устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов);
-знание норм речевого этикета.
Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают комплексно. Каждый педагог может внести что-то, присущее своей специальности: математик приучать к краткому и логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему и т.д. Главное помнить, что забота о чистоте, правильности, выразительности речи должна быть общим делом всех учителей, работающих в школе.
Опыт работы по теме: «Развитие речи на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Полупан Н. Е..docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
г. ЗЕЛЕНОКУМСКА СОВЕТСКОГО РАЙОНА»
Выступление на районном методическом объединении
учителей начальных классов
Опыт работы по теме:
«Развитие речи на уроках русского языка в начальных классах
Полупан Наталия Евгеньевна,
учитель начальных классов
Хорошо известно, что язык – это средство общения, поэтому развитие речи одна из важнейших задач начальной школы. Научить ребенка говорить, значит научить его мыслить.
Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания условий для обеспечения сознательного усвоения знаний. Этому во многом способствует обучение русскому языку, так как он содержит базовую основу всех учебных предметов.
Для достижения указанной цели на уроках я использую следующие формы работы:
Методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов, исследовательский ситуаций.
Принцип деятельности – включение ребёнка в учебно-познавательную деятельность.
Принцип целостного представления о мире – личностное отношение учащихся к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.
Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
Принцип минимакса – учитель предлагает ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.
Принцип вариативности – развитие вариативного мышления. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу, не как трагедию, а как сигнал к её исправлению.
К речи учащихся начальной школы предъявляются следующие требования
Содержательность речи – говорить и писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь.
Логичность – умение логично переходить от одной части к другой, умение не только начать, но и закончить высказывание.
Точность – умение не только передать факты, наблюдения, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства.
Ясность – доступность речи тем людям, к кому она обращена.
Правильность – соответствие литературной норме.
Существуют следующие пути развития речи
Работа над словом – осознание учащимися лексического значения слов, формирование умения избирательно относиться к словам при выполнении творческих работ.
Работы над синонимами и словосочетаниями – один из продуктивных способов толкования слов.
Работа над предложением – основа развития связной речи учащихся.
Проектная и исследовательская деятельность на уроке действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений)
Поэтому на начальном этапе работы с детьми на уроках русского языка развивается произносительный уровень учащихся и использовала следующие задания:
1) Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания.
2) Задания, направленных на дифференциацию (различие) смешиваемых звуков.
3) Игра « Не торопись, подумай, что не так »
4) Игра « Измени один звук слова, составьте цепочки слов »
5) Составьте слова из букв одного слов
6) Задания, направленные на корректировку грамматического оформления речи
Таким образом, на уроках русского языка в первом классе проводится работа с системными недостатками функционирования речевой базы младших школьников при помощи произносительных упражнений.
Во 2 классе развивается лексическая сторона речи учащихся. Поэтому система лексической работы на уроках русского языка организуется таким образом, чтобы в определённой взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису.
Работая над лексическим развитием речи учащихся, я заметила, что дети не зная правописания многих слов, которые им следовало бы употребить в своей письменной речи, избегают их, т.к. не умеют пользоваться орфографическим словарём. Для обогащения, уточнения и активизации словаря учащихся на уроках мы пользовались различной справочной литературой.
С целью развития связной речи учащихся в 3 классе дети учатся свободно и правильно выражать свои мысли в письменной форме.
Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся:
Комплексная работа с текстом
Лингвостилистический анализ текста
Различные виды диктантов
Приведу примеры работы над изложением.
В 4 классе проводится работа над разными видами сочинений. Используются такие виды сочинения, которые пробуждают творческую мысль у учащихся и активизируют их познавательную деятельность. Например: сочинение по пословице, сочинения-загадки, сочинение-миниатюра в художественном стиле, сочинения по стихам любимых поэтов, сочинения сценария для мультфильма и т.д.
С большим удовольствием учащиеся работали над стихотворными загадками. Составленные детьми сочинения-загадки я использовала на внеклассных занятиях. Ребята объединялись в группы, выбирали наиболее понравившуюся им загадку и инсценировали её остальным одноклассникам. При выборе одной и той же загадки представляли её по – разному.
Привить интерес к школьному курсу «Русский язык», раскрыть секреты его «оживления», ввести детей в мир науки о языке, ощутить его как стройную, гармоничную систему, приобщить ребят к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка – вот главные задачи и вопросы, которые встают перед учителем.
Результатом такой работы стали выпуски стенгазет, проекты детей, презентации к урокам русского языка; активное участие школьников в предметных неделях.
Правило создания интеллект карт.
О – объяснение (или обоснование)
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Из результативных приёмов и методов работы по развитию речи на уроках русского языка можно также выделить:
чтобы достичь хороших результатов в развитии речевой деятельности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к проведению уроков русского языка.
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО» (из опыта работы)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Развитие речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в рамках реализации ФГОС НОО»
учителя начальных классов МБОУ СОШ № 21 имени летчика
Игоря Щипанова станицы Ясенской МО Ейский район
Дементьевой Елены Владимировны
Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальнейших задач, стоящих перед современной школой. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора.
Основной целью работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Одним их направлений в работе по обучению младших школьников создавать собственные тексты (на основе опоры) является включение в систему работы по развитию речи моделей урока, на которых создание собственного текста будет опираться на его прогнозирование.
Начиная с первого класса я использую в своей практике огромное количество упражнений на развитие речи и мышления. Разработала сама комплекс упражнений на развитие речи. Чтобы получился в итоге достойный результат, а именно, чтобы ученик умел мыслить и развивался, необходимо придерживаться системы в работе по развитию речи. Работать над развитием речи проходит на всех уроках. Но основная работа по развитию речи младших школьников проводится на уроках русского языка и чтения.
В развитии речи выделяются три линии:
1) работа над словом;
2) работа над словосочетанием и предложением;
3) работа над связной речью.
Речь неотрывна от мышления, развивается на основе мышления, поскольку с её помощью оформляется, реализуется мысль.
Речь как средство развития мышления. Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в котором обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку.
Разрабатывая речевые упражнения, ориентируюсь на определённые умственные операции: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, выделение признаков, обобщение, конкретизацию и т.д.
Лучшим материалом для выработки логических умений является природа, деятельность людей, учебный материал. Для развития же речи очень полезен вопрос учителя, требующий доказательств и раскрытия причинно-следственных отношений, «Почему?».
Важнейшим источником речевых упражнений является сама жизнь – всё то, что окружает детей. В связи с этим особенно ценно организованное наблюдение. Материал, собранный в наблюдениях, служит для словарных упражнений и для составлений предложений, рассказов, сочинений. Соединение материала наблюдений и материала, почерпнутого из книг, служит средством развития мышления и речи.
Наблюдение часто предполагает выделение существенных и несущественных признаков.
Упражнения, направленные на выделение признаков:
Что можно сказать об арбузе по форме, цвету, вкусу?
Укажите признаки солнца, луны, звезды, лампы?
Укажите предметы, про которые можно сказать одновременно: мягкий, тёплый, пушистый; высокий, стройный, красивый?
Про кого ( или про что ) можно сказать: высокий- низкий, белый- чёрный?
Назовите общие признаки: вороны и скворца; весны и осени; стола и стула?
Укажите несколько признаков какого-либо предмета. Какой из них главный?
При составлении заданий на сравнение учитывать нужно следующие требования:
сравнивать только такие предметы и явления, между которыми есть что-то общее;
сравнение должно быть целенаправленно, т.е. указывается, по каким признакам сравниваются предметы (явления); например, сравнить кошку и собаку как домашних животных, друзей человека.
сравнение должно завершаться выводами;
начинать следует с противопоставления контрастных признаков. Например: сахар белый, уголь черный.
Материал для сравнений дает окружающая детей жизнь. Простейшие упражнения в сравнении постепенно перерастают в сложные рассказы учащихся и даже в письменные сочинения («Наша кошка и собака»). Одной из важнейших задач умственного развития учащихся – это формирование понятий, основных единиц логического мышления. В понятии отражаются общие, существенные, отличительные признаки предмета или явления.
Работа над понятием всегда содержит обобщение: обобщаются признаки, накопленные в ходе наблюдений, сравнений.
Специальные упражнения в обобщении провожу в 1 и 2 классах:
Каким одним словом можно назвать эти предметы?
Яблоко, груша, слива, абрикос.
Выделение конфликтных объектов. Какой предмет лишний?
Диван, стол, стул, кресло, кровать, кружка.
Здесь первые пять понятий обобщаются родовым понятием «мебель», а «кружка» — конфликтное слово.
Составление связного рассказа в результате выполнения упражнений первых двух типов.
4. Раскрытие объема родового понятия, например, «ягоды»: ребята называют известные им ягоды. Желательно, чтобы при этом получился небольшой связный рассказ.
В этом упражнении редко достигается полнота раскрытия родового понятия: в самом деле, нужно ли обязательно перечислять огромное количество названий видов ягод? Важнее требование связного,» целенаправленного, развернутого рассказа.
Обобщение по одному понятию: учащийся подводит под родовое понятие не группу видовых понятий, а определяет родовое понятие по отношению к одному видовому.
Например : Голубые васильки-цветы.
Обобщение понятий подводит учащихся к одной из сложных операций — к определению понятий. Иногда мы встречаем определения понятий даже в художественном тексте: «Гадюка — это ядовитая змея, большая, серая, с черными зигзагами на спине» (В. Бианки. «Еж-спаситель». I класс). Здесь «гадюка» — определенное понятие, «ядовитая змея» — ближайший род, «большая, серая, с черными зигзагами на спине» — отличительные видовые признаки. Понятия выражаются в словах или словосочетаниях. Но речь не может состоять из отдельных слов. Связная речь с точки зрения логики складывается из суждений и умозаключений, которые оформляются как предложения.
Систематическая тренировка в связывании суждений, в словесном выражении причинно – следственных зависимостей повышает культуру речи учащихся, делает речь доказательнее, последовательнее, т.е. логичнее. Этому помогают на уроках такие упражнения:
Рассказ или запись наблюдений за изменениями в природе.
Составление планов текстов.
Установление последовательности в серии сюжетных картинок.
На всех уроках систематически применяю упражнения в наблюдении, сравнении, обобщении, которые оказывают развивающее воздействие на учащихся.
Для обучения средствам речевой выразительности используются следующие упражнения.
предложить детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно, просяще и т.д.) самые обычные слова: возьми, принеси, помоги и т.д.
Привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы, переставляя логическое ударение: “Дай мне куклу”, “Мама пришла за мной” и т.д.
Методика работы над словарём.
Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому передо мной стоят задачи:
1)расширить детский словарь;
2)пассивный словарь сделать активным;-
3)обогатить речь ученика образными словами и выражениями.
Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нём. Слово, по определению М.Р.Львова «представляет собой частицу знания, частицу обобщения опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи».
Успешному запоминанию слов способствует соблюдение определённых условий:
установка на запоминание: ученик должен хотеть запоминать то, что ему надо запомнить;
заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
яркость восприятия: лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определённые эмоции;
образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся.
сообщает “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает”
обогащает “В чужой беседе, всяк ума купит”
воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет”
влияет “Слово пуще стрелы разит”
помогает “Язык до Киева доведёт”
успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”
В работе над словарными словами часто использую загадки.
Детям очень нравится разгадывать загадки и разучивать скороговорки.. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике.”
На первом этапе дети знакомятся с новым словом. При изучении новых слов использую загадки, ребусы, анаграммы. Отгадав слово, на доску вывешивается изображение предмета, обозначающий данное слово. Появляется карточка с надписью этого слова. Дети сравнивают произношение и написание слова. Делают вывод, что написание с произношением не совпадает, обозначают ударение, подчёркивают те буквы, написание которых расходится с произношением, т.е. определяют ошибкоопасные места. Карточки с изучаемыми словами помещаются на стенд у доски. Далее дети орфографически произносят слово, записывают в тетради.
На втором этапе раскрывается значение и происхождение изучаемого слова. Затем предлагаю детям ответить на вопрос: «Что интересного заметили в этом слове, в его написании?»; сравнить несколько словарных слов и найти что-то общее, или найти «лишнее слово» среди записанных. Например:
морковь, огурец, помидор
— слово морковь «лишнее», т.к. оно двухсложное и в нём есть мягкий знак, а остальные слова трёхсложные.
— во всех словах в первом слоге есть гласная буква о;
— в словах огурец и помидор ударение падает на третий слог, а в слове морковь на второй.
На этом этапе (на следующий день) подбираем однокоренные слова, расширяем словарный запас учащихся: помидорчик, помидорный, помидорина; огурчик, огуречный. В качестве домашнего задания предлагаю детям отыскать пословицы, поговорки, вспомнить или придумать загадку об этих словах, написать небольшую сказочную историю, рассказ про эти овощи, нарисовать рисунок и записать загадку или стихотворение с изучаемым словарным словом.
Обязательно для развития речи учащихся необходимо вводить пословицы, поговорки, крылатые выражения, так как они являются строительным материалом русского языка.
Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, языку, развивает память .
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Заостряю внимание детей на том, что знать пословицы, поговорки, учить их, вовремя и, кстати, употреблять в речи для точного выражения мысли – большое дело. И всему этому надо учиться.
Вместе с учащимися отмечаем: пословицы расширяют знание о прошлом нашей Родины, о жизни людей, в пословицах всегда выражались преданность и любовь к Родине, умение дружить, трудиться, говорить о том, что надо быть смелым, честным, скромным, добрым, надо любить своих мать и отца. Провожу соревнования на знание пословиц. Распределяю между тремя рядами учащихся пословицы. Их нужно самостоятельно прочитать и определить, на какую они тему, подвожу итог. Ученик из первого ряда читает начало пословицы, ученик из второго ряда заканчивает ее, а ученик из третьего ряда раскрывает смысл этой пословицы.
Без труда не вынешь один раз отрежь
Друзья познаются слушает, да ест
А Васька рыбки из пруда.
Семь раз отмерь в беде.
Провожу викторины о пословицах. Назови пословицы, чтобы в них были числа семь, один, четыре.
Практическую работу с пословицами провожу по всем предметам, дети собирают пословицы, отыскивая в книгах, записывают со слов взрослых, затем оформляют книжки – малышки.
На пятом этапе закрепляем изученные слова, работая с текстами. Например: выбрать правильно букву и вставить в слово или записываем небольшой текст под диктовку, подчёркиваем увиденные орфограммы.
Наше лето пров(а/о)жай!
Сколько сладкого гороха!
(А/о)гурцы как на подбор,
На гр(я/е)де сорвать неплохо
Крупный красный п(а/о)мидор!
Съешь м(о/а)рковку мимоходом.
Чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.
Разнообразие приемов и повышение активности самих учащихся в объяснении значений слов — важнейшая задача словарной работы в начальных классах.