телесные практики что это такое простыми словами
7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи
Специалисты Дневного Стационара советуют: 7 способов избавления от стресса, которыми пользуются сами психологи.
Чем это полезно? Когда Вы записываете свои мысли, различные ситуации, а возможно даже идеи будущего происходит структуризация мыслей, наведение порядка в голове. Этот творческий процесс очень эффективен, отвлекает Вас от текущих проблем, голова очищается и спадает напряжение. В дальнейшем вы сможете рассмотреть некоторые ситуации под другим углом. Удачи.
2. Приготовьте блюдо и будьте крайне педантичны в выборе ингредиентов, украсьте его и насладитесь им
Известный факт, когда человек нервничает он зачастую склонен «заедать проблемы». Но если это будет здоровая еда или новое блюдо с тщательно подобранными ингредиентами, аккуратно приготовленная и красиво поданная на стол, это может послужить огромным источником позитивных эмоций и познания новых вкусов и оттенков.
3. Релаксация и дыхание
4. Реагируйте правильно или не реагируйте вообще
Постарайтесь увидеть позитив в любой стрессовой ситуации, пробуйте изменить свое отношение к ней: «Я не могу изменить ситуацию, но могу изменить свою реакцию на нее». Позитивная реакция на негативное событие помогает не только избежать стресса, но и получить некий опыт, если смотреть на это, как на испытание, и учиться на ошибках.
5. Остановите поток мыслей
Когда вы чувствуете наплыв мыслей, с которым сложно справиться щелкните пальцами и скажите «Стоп! Я подумаю об этом позже!». Можно использовать резинку на запястье или же просто себя ущипнуть. Подобный метод позволяет остановить круговорот мыслей и отложить проблему на потом. Остановив свои мысли, постарайтесь переключить внимание на что-то другое – смените вид деятельности.
Советуем каждому находить промежуток время, в течение которого Вы можете делать только то, что захотите. Вы можете рисовать, читать, есть вкусные блюда, говорить по телефону с друзьями и близкими, слушать любимую музыку, смотреть кино и т.д. Это время, когда Вы честно можете отложить все обязанности, негативные мысли, работу и любые текущие дела и доставить себе удовольствие.
7. Мой способ борьбы со стрессом
Позвольте себе испытать как классические методы борьбы со стрессом, так и прислушаться к себе и найти свой личный и эффективный способ снятия неприятного внутреннего напряжение – занятия спортом под приятную музыку, чашка ароматного кофе или чая, беседа с близким человеком или друзьями, горячая ванна или контрастный душ, здоровый сон. Возможно, это продуктивная деятельность будь то уборка, мытье посуды, шитье, вязание, наведение порядка на рабочем месте или фотоальбома, прогулка и др. Главное, чтобы этот способ был действенным и помог Вам переключить внимание с негативной ситуации на позитивный лад.
Даже маленькая позитивная мысль с утра, способна изменить весь день.
Что такое телесно-ориентированная психотерапия: методы, упражнения, мифы
Макс Кириченко,
психолог, телесно-ориентированный психотерапевт, танатотерапевт-практик
Как появилась телесная психотерапия
Многие большие направления современной психотерапии родились из спора, полемики учеников Зигмунда Фрейда с великим учителем: аналитическая психология Карла Густава Юнга, индивидуальная психология Альфреда Адлера. Телесно-ориентированная психотерапия не исключение. Основатель этого интереснейшего направления — первый клинический ассистент Фрейда, его пациент и ученик Вильгельм Райх [1] как-то заметил, что, возможно, проблемы с сексуальностью становятся причиной невроза, а не наоборот, как утверждал Фрейд.
Основатель психоанализа не любил, когда с ним спорили, поэтому из венского психоаналитического общества Райха на всякий случай исключили. Зато телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) со временем оформилась в отдельное большое направление со своим особенным языком, институтами и методами работы. Например, телесно-ориентированным психотерапевтам можно то, что запрещено психоаналитикам — прикасаться к клиентам.
Строго говоря, телесно-ориентированная психология и психотерапия — довольно собирательные понятия, никакой общей школы здесь не существует. Система Райха сначала называлась характероанализом, а затем вегетотерапией. Сейчас в ТОП-подходе несколько сотен разных модальностей со своими теориями личности (обязательными для психотерапевтической системы), техниками и философией. Объединяет их особое внимание к телесности, связи тела и психики, телесной экспресии — свободе движения, голоса, дыхания.
Манифестом ТОП могла бы стать фраза «в свободном теле — свободный дух». Именно в таком порядке.
Вегетотерапия
Давно попавшие, часто без понимания, в тексты популярной психологии «блоки» или «зажимы» — понятия, характерные именно для вегетотерапии Вильгельма Райха [2]. По Райху, связь сознания, чувств и тела такая: возникает мысль, за мыслью следует чувство, а связанный с этим чувством телесный импульс должен быть выражен через действие. Когда ребенку запрещают выражать какое-то чувство, телесный импульс не находит разрешения и мышцы, ответственные за его выражение, напрягаются. Если это происходит неоднократно, напряжение становится хроническим и формируются блоки, которые мешают свободному течению энергии по телу. Райхианский метод работы — максимально усилить напряжение в спазмированных мышцах для того, чтобы произошло эмоциональное реагирование и освобождение.
Основатель телесно-ориентированного подхода в психотерапии был личностью неординарной, человеком, как утверждали современники, жестким, и методы часто использовал жесткие. Например, для работы с диафрагмальным блоком он зажимал лежащего на полу клиента между коленями и щекотал его. Вырваться клиент не мог, но мог через крик или плач выразить чувства, которые долгие годы сдерживались напряжением диафрагмы.
Система Райха повлияла на все более современные модальности ТОП, но только райхианскими методами сейчас мало кто работает. Терапевты предпочитают более гуманные техники.
Упражнение «Дыхание» (вегетотерапия)
2. Поместите руки на живот.
3. Сделайте несколько глубоких медленных вдохов и выдохов.
4. Теперь во время вдоха надавливайте на живот, сопротивляясь силе мышц.
Выполняйте упражнение пять минут, затем положите руки вдоль тела и понаблюдайте за естественным дыханием. Стало ли оно свободнее?
Биоэнергетический анализ
Автор биоэнергетического анализа, ученик Райха, Александр Лоуэн прожил 98 лет и оставил после себя подробно разработанную методологию работы с психикой через тело, институт, множество интересных книг и специальных упражнений или, как он их называл, биоэнергетических опытов [3], которые, очевидно, в совокупности с хорошей генетикой и помогли ему самому прожить почти век. Хорошая реклама метода, не правда ли?
«Я не занимаюсь психотерапией, я занимаюсь биоэнергетикой», — говорил Лоуэн. Тем не менее прекрасно разработанная теория личности, во многом базирующаяся на типологии Фрейда, позволяет сказать, что биоэнергетика — именно психотерапевтическая система.
Даже если вы никогда до этого не слышали про Лоуэна, вы точно знакомы с одним из базовых понятий его системы — «заземлением». Именно американский психотерапевт первым обратил внимание на важность для физического и психологического здоровья того, насколько человек устойчив, насколько чувствует опору под ногами.
Типология Лоуэна оперирует так называемыми структурами характера. Это совокупность хронических мышечных напряженней, психологических защит на телесном уровне, свойственная конкретному человеку. Напряжения формируются на разных стадиях взросления ребенка и связаны с определенными травмами развития. Психоаналитическая типология Лоуэна сейчас выглядит патологизирующей. «Шизоид», «мазохист», «психопат», «фаллический нарцисс» — для неспециалистов эти слова больше похожи на медицинский диагноз или на ругательство, чем на описание характера человека. Современные модальности ТОП, ориентированные в первую очередь на ресурсы, а не проблемы, по-своему интерпретируют лоуэновскую классификацию. Как — увидим позже.
Упражнение «Заземление» (биоэнергетический анализ)
1. Встаньте, расставив стопы на 50 см и слегка развернув носки внутрь.
2. Упритесь кулаками в поясницу так, чтобы костяшки больших пальцев были развернуты вверх.
3. Не отрывая пяток от пола, согните колени.
4. Прогнитесь назад, не убирая кулаков с поясницы, а как бы поверх них.
5. Дышите медленно и глубоко, пока вес тела смещен на переднюю часть стоп.
Чувствуете ли вы вибрацию в стопах и бедрах? Насколько высоко она поднимается?
Метод Фильденкрайза
В отличие от остальных героев этой статьи Моше Фильденкрайз никогда не был профессиональным психотерапевтом. Зато он был инженером с прекрасным образованием и известным мастером дзюдо. Метод телесного осознавания через движение он изобрел для того, чтобы вылечить сильно травмированное колено. Ну, а потом так увлекся, что вылечил премьер-министра Израиля Бен Гуриона от болей в спине и стал всемирно известным [4].
Собственно в методе Фильденкрайза две части: телесное осознавание и телесная педагогика.
Философия метода заключена в семи важных принципах:
1. Удовольствие.
2. Ненасилие.
3. Природосообразность.
4. Естественность.
5. Замедление.
6. Осознанность.
7. Саморазвитие.
Это как раз про телесную педагогику — и контакт с собой. Чтобы понять, насколько движения по методу Фильденкрайза приятны, попробуйте следующее упражнение.
Упражнение «Осознанное движение» (метод Фильденкрайза)
2. Осознайте все тело по частям — с ног до головы.
3. Дышите естественно и свободно.
4. Начните двигаться интуитивно так, как вам сейчас хочется.
5. Осознайте напряжения в теле.
6. Попробуйте найти такое движение, чтобы напряженные участки расслабились.
Какие чувства у вас появились сейчас?
Биосинтез
Девид Боаделла — английский психотерапевт с испанскими корнями [5]. Много лет он живет и преподает в швейцарском городке Хайден, где находится институт биосинтеза — системы, разработанной Боаделлой на основе переосмысленных идей Вильгельма Райха, психоаналитической теории объектных отношений, эмбриологии и восточных энергетических практик. А еще Девид пишет стихи.
Александр Лоуэн обратил внимание на важность того, насколько устойчиво человек стоит — вертикальное заземление. Боаделла идет дальше: в биосинтезе хорошо заземленнный человек — тот, кто чувствует реальность, действует согласно с ней и при этом тратит на свои действия ровно столько энергии, сколько нужно для совершения этих действий, не больше и не меньше.
Вообще, умение находиться в балансе между полярностями — один из главных фокусов внимания. Здесь не так важны структуры характера или блоки мышечного панциря. Важнее то, насколько человек чувствует связь так называемых потоков жизни — телесных импульсов, эмоций, сознания, и способен действовать из этой связи. Биосинтез в первую очередь ориентирован на сильные стороны человека, ресурсы, а не проблемы.
Упражнение «Реинтеграция трех потоков» (биосинтез)
1. Сядьте и закройте глаза, держите стопы на полу.
2. Дышите свободно, непроизвольно.
3. Обратите внимание на то, как во время вдоха грудная клетка поднимается, а во время выдоха опускается.
4. Мягко наблюдайте за тем, как ваше тело дышит безо всякого участия сознания.
5. Сознание не контролирует дыхание, а наблюдает за ним.
Насколько для вас это просто или сложно?
Бодинамика
В отношениях человека со своим телом много женского, материнского. В истории телесно-ориентированной психотерапии хватает женщин. Тут и Эльза Гиндлер, у которой училась соавтор гештальт-терапии Лаура Перлз, и Ида Рольф, которая спасла своими техниками от глубокой депрессии самого Фрица Перлза, и Мэрион Розен, автора одноименного метода.
С подробностями в этот обзор попадает выдающийся датский психотерапевт Лизбет Марчер и созданная ей бодинамика [6]. В этой модальности телесной психотерапии самая подробная типология характеров. Марчер и ее коллеги разработали систему, в которой рассматривается психомоторное развитие — от последнего внутриутробного триместра до подросткового возраста.
Проще, бодинамика о том, как вместе с развивающимися потребностями психики развиваются разные группы мышц, как человек осваивает права — на существование, проявление своей воли, выражение сексуальности и сердечности и другие. И помогает через тело и осознавание взять эти права, если что-то не освоено в детстве. Да, бодинамика — тоже ресурс-ориентированный метод.
Упражнение «Право на достоинство» (бодинамика)
Запишите не менее десяти достоинств, которые вы в себе находите. Периодически возвращайтесь к этому списку и дополняйте его. Какие телесные ощущения у вас появляются при этом, какие чувства?
Танатотерапия
Владимир Баскаков был одним из тех, кто начал заниматься телесно-ориентированной психотерапией в Советском Союзе, именно он привез в страну первые семинары по биосинтезу, биоэнергетическому анализу, методу Фильденкрайза. В конце восьмидесятых Баскаков представил свой метод, танатотерапию, цель которой сформулировал так: «Восстановление контакта с процессами смерти и умирания». Речь не только о буквальной смерти, или «большом переходе», но и о «малых переходах» — шести танатотерапевтических видах смерти, с которыми мы встречаемся гораздо чаще:
Упражнение «Осознавание перехода» (танатотерапия)
Попробуйте, заходя из одного помещения в другое, максимально замедлиться в дверном проеме и осознать, что прямо сейчас вы расстаетесь с одним пространством ради другого.
Мифы о телесно-ориентированной психотерапии
Встречались вы или нет с телесно-ориентированной психотерапией, мифы, связанные с ней, вы точно знаете — возможно, в интерпретации популярной психологии. Разберемся, что из этого правда, а что нет.
Ложь. На самом деле, никто из телесно-ориентированных психотерапевтов так не думает, это метафоры. Когда человек испытывает страх, происходит выброс адреналина, колени подгибаются. А чувства — они «живут» в лимбической системе мозга.
Правда лишь отчасти. Это хороший навык, он помогает телу и психике восстанавливаться. Но важнее уметь совершать переходы — расслабляться, когда это нужно, и активизировать организм, когда возникает необходимость.
Ложь. Так работал Вильгельм Райх. Он еще не знал, что кроме перенапряженных мышц в теле могут быть перерасслабленные. Пытаться еще больше расслабить такую мышцу может быть не только не полезно, но и опасно. Да и вообще, вы же помните, что блоки — это защита, а взламывать защиту нельзя, она там не просто так оказалась.
Ложь. Это же не массаж. В арсенале телесно-ориентированных терапевтов разных направлений много методов работы с людьми, для которых прикосновения по какой-то причине небезопасны.
Правда лишь отчасти. Помогает, часто хорошо. Но здесь есть сразу несколько мифов. Во-первых, надо определить, что имеется в виду под психосоматикой. Миф, созданный популярной психологией и ньюэйдж-эзотериками: «Когда болит спина — значит, человек слишком гордый, плечи — берет на себя много ответственности». Если бы все было так просто, обучение телесно-ориентированного психолога не занимало бы пять-десять лет. В профессиональном сообществе под термином «психосоматика» понимаются функциональные и органические расстройства с вероятным психогенным компонентом. Проще говоря, если у вас что-то болит, а врачи не находят органических причин боли, это не психосоматика. Возможно либо плохо диагностированное заболевание — соматика, либо истерический конверсионный симптом — психика. А вот, например, боли в сердце с изменениями на кардиограмме в результате стресса у человека, склонного с сердечно-сосудистым заболеваниям, — вполне себе психосоматика. Здесь, разумеется, нужна и помощь профильного врача, и поддержка психотерапевта.
Не совсем так. С большинством проблем работают, часто успешно, терапевты разных направлений. Модальность не так важна, как ваши отношения с терапевтом. Да, в психотерапии любого направления лечат не техники и не упражнения, а отношения, которые выстраивают клиент и терапевт. Основатель биосинтеза Девид Боаделла говорит так: «Грамм контакта важнее тонны техник».
В чем именно телесно-ориентированная психотерапия не знает равных, так это в работе с травмами, полученными в доречевом возрасте, — когда что-то беспокоит, а говорить об этом почему-то не получается. Тело само все покажет и расскажет специалисту, который умеет понимать язык тела.
Обучение телесно-ориентированной психотерапии
Обучение телесно-ориентированного терапевта занимает от пяти до десяти лет. Впрочем, примерно столько же учатся психотерапевты любого другого направления. Ну, если мы говорим о качественном обучении. Вначале дается базовое психологическое образование — без него разобраться в тонкостях психотерапевтической теории и практики невозможно. Затем начинаются так называемые долгосрочные обучающие программы по одной или нескольким модальностям. В среднем по программам учатся от двух до четырех лет.
Во время обучения будущие психотерапевты должны проходить личную терапию и супервизии, когда опытный терапевт консультирует начинающего по поводу сложностей в работе.
В России набор в долгосрочные программы больших направлений происходит нечасто, но все-таки попасть в программу можно.
1. Долгосрочная обучающая программа Международного института биоэнергетического анализа началась в июне 2020 года. Организаторов можно спросить о возможности посещения отдельных семинаров.
2. Методу Фильнкрайза официально в России сейчас не учат, на англоязычном сайте можно посмотреть расписание семинаров в Израиле — на будущее.
3. Зато на программу по биосинтезу в России с российскими преподавателями можно попробовать попасть, если написать сюда.
4. Обучающей программы по бодинамике в России сейчас нет, но есть она в Киеве. Вопросы можно задать здесь.
5. Владимир Баскаков регулярно проводит вводные семинары первой ступени по танатотерапии и в этом году, возможно, будет набирать группу в основную двухлетнюю программу. Подробности здесь.
6. В Институте психотерапии и клинической психологии (ИПиКП) два раза в год проводят набор на программу профессиональной переподготовки по клинической психологии со специализацией в телесно-ориентированной психотерапии. В программе обзорные семинары по ведущим модальностям ТОП. Направлением руководит Галина Ченцова, психиатр и психотерапевт, которая стояла у истоков телесно-ориенированной психотерапии в России.
Телесные практики что это такое простыми словами
Неприятные и мучительные переживания, отчаяние, тоска, тревога, душевная боль часто возникают в трудных, стрессовых и экстремальных ситуациях, представляющих угрозу и опасность для личности человека, его здоровья и жизни близких людей. Совокупность этих состояний, обозначаемых понятием страдания, не только вызывает внутренний дискомфорт, но и нарушает поведение человека, создает трудности в его повседневной жизни, становится источником жизненных проблем и причиной возникновения психосоматических заболеваний. Отсутствие психологической культуры у человека проявляется в том, что он оказывается неспособным конструктивно совладать с сильными эмоциями и психической травмой, демонстрируя временами аутоагрессивные и дезадаптивные модели поведения.
В современной психологии проблема страдания и методов регуляции негативных эмоции исследована достаточно глубоко [1; 6; 8; 9; 11]. Применяемые в психологии и психотерапии методики разработаны в конкретных направлениях и подходах к пониманию личности, и поэтому отражают методологические установки их авторов. В этой связи является важным осмысление особенностей этих методов, их возможностей и ограничений. Целью статьи является анализ двух способов преодоления страдания человеком, которые при некотором сходстве имеют и глубокие различия, – отреагирование и покаяние.
Метод «Отреагирование эмоций». Понятие «отреагирование» является одним из важнейших в психотерапии. Впервые оно было использовано Й. Брейером и З. Фрейдом в работе «Исследования истерии» [14]. Это понятие означает непроизвольную эмоциональную разрядку и освобождение от аффекта, обусловленного психической травмой [3, с. 309]. Традиционно выделяют три формы этого процесса – выплекс эмоций, их вентиляцию и собственно отреагирование. Различия между ними проявляются в глубине проработки травмирующих переживаний и критических инцидентов. Первая форма относится к самому простому и поверхностному способу понижения внутреннего напряжения. Его суть состоит в открытом выражении своих чувств посредством эмоциональной речи, экспрессивных движений и действий (крик, смех, двигательная и речевая активность). В психотерапии есть соответствующие техники, позволяющие выплеснуть свои эмоции через рисунок, танец, пение и музицирование. Вторая форма – вентиляция эмоций – подразумевает более длительное проживание своего состояния (слезы, проговаривание волнующих событий и др.). Задача психолога и психотерапевта состоит в том, чтобы научить человека проговаривать вслух свои мысли и тревоги, демонстрировать их в поведении, дать возможность без страха осуждения кричать, плакать, топать и обвинять. Например, в практике гештальттерапии используют метод «пустого кресла», позволяющего выразить амбивалентные переживания через проигрывание разных сторон личности. Вначале человек выражает одни чувства – раздражение, злость, обиду, а потом противоположные мысли и чувства – радость, восторг [1, с. 327]. В райхианской терапии применяют разнообразные упражнения, направленные на уменьшение телесного напряжения, обусловленного вытесненными в подсознание мыслями и переживания. Причем, чтобы научиться любить, нужно сначала выпустить из себя всю накопившуюся злость, ненависть и обиду [12, с. 26 – 27]. И, наконец, третья форма отреагирования основана на повторном осознании и глубинной проработке психологической проблемы, поиске причин своего страдания, последующего эмоционального переживания прошлых вытесненных из сознания травматических событий. Человек заново переживает чувства и воспоминания и тем самым пытается их преодолеть и достигнуть состояния душевного очищения [11].
В психотерапии в целях получения наиболее глубокой информации о индивиде, его проблемах и способе активного повторного переживания событий своей жизни часто используют методику исповеди. Психологическая исповедь одно из мощных средств воздействия на психическое состояние человека. Она выполняет много функций: смягчает боль, снижает вероятность рецидивов, уменьшает диссонанс между внутренним состоянием и реальными поступками, помогает лучше разобраться в себе, быстрее устраняет очаг душевных конфликтов и освобождает от отрицательных эмоций [6]. Исповедь – это разговор, даже очень эмоциональный, о травмирующих событиях, о мыслях, поступках в разных жизненных ситуациях. Эта процедура помогает объективировать мир внутренних переживаний и восприятий, но она не всегда приводит к нравственному переосмыслению своих действий. Именно третью форму отреагирования чувств называют катарсисом, или катарсическим методом [3, с. 168].
Катарсис (греч. η κ?θαρση – очищение) – понятие, введенное Аристотелем в его учении о трагедии в «Поэтике» [2]. По его мнению, целью античной трагедии является достижение катарсиса, то есть нравственного очищения и освобождение от страстей и аффектов, испытываемых зрителем в процессе сопереживания и сострадания героям. В психологии это понятие имеет несколько значений. С одной стороны, оно означает эмоциональное переживание, которое человек испытывает под впечатлением произведений искусства, приводящее к освобождению от конкретных мыслей и чувств и состоянию внутреннего очищения [3, с. 168]. Л.В. Выготский рассматривал катарсис как самосгорание аффектов, пробужденных у человека под влиянием художественных произведений [5]. С другой стороны, катарсис рассматривается и как один из методов психотерапии. Так, в психоанализе под катарсисом понимают «отреагирование аффекта», ранее вытесненного в подсознание. Человек заново переживает травмирующие его в прошлом переживания, что приводит к состоянию внутреннего очищения и выздоровления. В других подходах психотерапии также применяются различные технологии, методики и упражнения, направленные на регулирование эмоциональных состояний человека, его аффектов и чувств. С их помощью человек обучается выражать травмирующие переживания посредством экспрессивного поведения, в общении с другими людьми, а также уменьшать мышечное напряжение, сдерживающее вытесненные отрицательные переживания.
Одни психологи считают, что психическая травма может сгореть в «шоковых» переживаниях, а потрясение привести к освобождению от вины, зависимости, агрессивности, к духовному обновлению и росту, обретению свободы в восприятии мира и к изменению ценностей человека [6]. С точки зрения других психологов, катарсис в виде своеобразного «выпускания пара» не может привести к «очищению» души человека и его духовно-нравственному обновлению. Например, эмоциональный и поведенческий катарсис такого аффекта, как агрессия может лишь временно ослабить психическое напряжение и дать ощущение улучшения самочувствия [4]. Это связано с тем, что причины, вызвавшие подавление аффекта, по-прежнему существуют. Не любое свободное проявление и удовлетворение своих вытесненных биологических влечений и потребностей дает гарантию обновления души, обретения психического равновесия и внутреннего спокойствия. Более того, осознание вытесненных травмирующих переживаний и их отреагирование во взаимоотношениях с психотерапевтом во время сеанса далеко не всегда кардинально меняет человека. Духовное перерождение связано с пробуждением духовных сил и качеств человека – его любви, веры, милосердия, доброты, совести. Такое изменение предполагает сильное желание выяснить истинные причины своего поведения, дать им духовно-нравственную оценку и найти способы изменить свое духовно-нравственное состояние [8; 9].
Катарсис как отреагирование не может быть способом очищения и преображения души человека. Недостаточно просто осознать и заново пережить травмирующие переживания. Согласно христианской психологии и православной традиции человек должен не только проделать определенную работу по анализу этих мыслей и чувств с духовно-нравственной точки зрения, но и раскаяться в совершенных грехах, а потом и исповедаться. Но катарсис может стать началом духовного пробуждения и сознательного духовного развития личности. Т.А. Флоренская совершенно справедливо утверждает, что благодаря встрече со своим вытесненным ранее духовным «я» может произойти глубокое изменение сознания человека [13]. За осознанием, интроспекцией, трезвой самооценкой и переживанием должно следовать покаяние.
Покаяние. Греческий эквивалент понятия «покаяние» (η μετ?νοια) – «метанойя» – означает перемену умонастроения, мыслей, восприятия фактов, поступков, переворот сознания, сопровождаемый сожалением и раскаянием. Эта перемена является результатом оценки своего духовно-нравственного состояния и поведения на предмет их соответствия абсолютным нормам поведения, сформулированных в божественных Заповедях. Прп. Иоанн (Лествичник) выявил следующие изменения сознания в следствие покаяния: возобновление крещения, завета с Богом об исправлении жизни, обретение смирения, стремление к самоосуждению, появление надежды, отвержение отчаяния, примирение с Господом, совершение благих дел, очищение совести, добровольное терпение всего скорбного, изобретение наказания для себя самого [7, с. 70]. Покаяние представляет собой особую установку сознания, направленную на изменение и преодоление своих страстей и, соответственно, на преображение своей души и личности. Как считает С. Хоружий, покаяние выступает началом процесса изменения человеческой природы. Благодаря покаянию человек становится на путь преодоления и превосхождения своего естества. Покаяние означает «умоперемену», резкий и коренной перелом во всем существовании человека и его поведении [15].
В христианской традиции это понятие имеет исключительно духовно-нравственный смысл, означает признание человеком перед Богом своих греховных мыслей, чувств, поступков, исповедание их во время Таинства исповеди и последующее изменение своей жизни. С психологической точки зрения покаяние представляет собой особое кризисное душевное состояние, сопровождаемое ощущением, что так жить больше невозможно. Этот кризис вызывает сильные эмоциональные переживания, слезы, горечь и покаянное чувство. У человека зарождается желание нравственно изменить себя и образ своей жизни. Покаяние пробуждает душевные силы человека, необходимые для того, чтобы вначале опознать свои греховные страсти, мысли, чувства и поступки, а затем очистить свою душу от их власти посредством церковного Таинства. В покаянии проявляются все душевные силы человека, в том числе воля, мужество, упорство, необходимые для освобождения от зависимости от своих страстей и деяний. Покаяние – это сокрушение и смирение сердца, слезы и плач о содеянном, желание впредь не совершать подобные поступки, стремление стать лучше. Покаяние – это непримиримая борьба со своими страстями, стремление изменить себя и свою жизнь. Христианские богословы рассматривают покаяние как такую перемену в сознании человека, которая ориентирует человека на развитие в себе таких качеств-добродетелей, которые противоположны качествам, делающим человека зависимым от своих страстей. Покаяние кардинально меняет человека: из блудника и прелюбодея он становится целомудренным; из пьяницы – трезвенником; из чревоугодника и сребролюбца – щедрым и бессребренником; из лентяя – трудолюбцем; из завистливого и недоброжелательного – доброжелательным и добрым [7; 15].
Изучение святоотеческого практического опыта и жития святых показывает, что в судьбе каждого святого и благочестивого христианина можно найти переломный момент, после которого начинается их путь к Богу и духовному обновлению. Этот переломный момент всегда связан с глубоким сокрушением сердца, обостренным чувством совести, горячим желанием быть с Богом и изменить свою жизнь [8; 9; 16; 17]. Многие угодники Божии до покаяния совершали тяжкие проступки, потворствовали своим страстям, нарушали нравственные заповеди, не испытывая при этом сожаления. Но, оказавших в трудных, или критических ситуациях, раскаявшись в своих поступках, они коренным образом изменяли свою жизнь – стремились привести ее в соответствие с христианским идеалом личности. Так, прп. Мария Египетская семнадцать лет жила в блуде, пока Господь не обратил ее к покаянию. Мария исполнила свое обещание изменить жизнь. Она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там 47 лет провела в полном уединении, в посте и молитве. Она достигла высокого уровня святости и обладала даром прозорливости. Прп. Таисия и прпмч. Евдокия, отличаясь редкой красотой и стройностью, с юных лет предавались развратной жизни. Но, уверовав во Христа, они отказались от своей прошлой жизни, и посвятили себя подвигам поста, молитвы и очищения души. Прп. Андрей Критский принес глубокое раскаяние в своих греховных поступках и сознательно терпел страдания и скорби, чтобы искупить свои грехи. Плодом его сокрушенного сердца стали многие вдохновенные молитвы и песнопения, и, прежде всего, Великий покаянный канон, который читается в церкви Великим постом и создает определенный душевный настрой у верующих людей.
Заключение
Очищение души от страдания и связанных с ним травмирующих переживаний представляет собой сложный процесс. В современной психологии и психотерапии применяют комплекс методик, направленных на отреагирование вытесненных травмирующих переживаний. Наиболее распространенными его формами в стрессовых и критических ситуациях выступают выплекс эмоций, их «вентиляция» и катарсис, которые отличаются между собой глубиной проработки психологических проблем человека. Применение этих методик позволяет испытать временное освобождение от страдания. Однако истинное духовно-нравственное очищение и освобождение от губительных страстей предполагает особую деятельность души – покаяние. Благодаря ему человек не только обретает внутренний мир и равновесие, но и возможности духовного роста и преображения своей личности.