тексты на азбуке морзе для тренировки
Тренировочные тексты
Этот набор тренировочных текстов для обучения передаче на телеграфном ключе взят из “Книги юного радиста”, автор Г. З. Лабскир. Адаптирован для латинского варианта.
Текст N 1
Постановка руки, ритмичная передача длинных и коротких сигналов и комбинаций, составленных их них.
Текст N 2
Тренировка в выработке навыка правильной работы кистью руки, ритмичной передачи длинных и коротких сигналов группами и выделение интервалов между ними.
Текст N 3
Разучивание знаков T, M, O, 0.
Текст N 4
Разучивание знаков E, I, S, H, 5 отдельно и вместе с разученными T, M, O, 0.
Текст N 5
Разучивание знаков A, U, V, 4 отдельно и вместе с разученными T, M, O, 0, E, I, S, H, 5.
Текст N 6
Разучивание знаков N, D, B, 6 отдельно и вместе с разученными T, M, O, 0, E, I, S, H, 5, A, U, V, 4.
Текст N 7
Разучивание знаков W, J, 1, 2, 3 отдельно и вместе с разученными T, M, O, 0, E, I, S, H, 5, A, U, V, 4, N, D, B, 6.
Текст N 8
Разучивание знаков G, Z, 9, 8, 7 отдельно и вместе с разученными T, M, O, 0, E, I, S, H, 5, A, U, V, 4, N, D, B, 6, W, J, 1, 2, 3.
Текст N 9
Разучивание знаков R, P, L, F отдельно и вместе с разученными T, M, O, 0, E, I, S, H, 5, A, U, V, 4, N, D, B, 6, W, J, 1, 2, 3, G, Z, 9, 8, 7.
Текст N 10
Разучивание знаков K, X, Y, C, Q отдельно и вместе с разученными T, M, O, 0, E, I, S, H, 5, A, U, V, 4, N, D, B, 6, W, J, 1, 2, 3, G, Z, 9, 8, 7, R, P, L, F.
Текст N 11
Тренировочный на все разученные 26 букв
Текст N 12
Текст N 13
Контрольный для радиолюбителей-спортсменов
Текст N 14
Текст для коротковолновиков
Из “Книги юного радиолюбителя”, автор Г. З. Лабскир.
НАБОР МАСТЕР КИТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ТЕЛЕГРАФИСТОВ
Рисунок 1. Сэмюэль Морзе
Рисунок 2. Первый телеграфный ключ
Первый телеграфный ключ (рис.2) изготовил и использовал молодой, талантливый помощник С. Морзе: Альфред Вейл (1807-1859 г.г.) (рис.3) [1].
Рисунок 3. Конструктор первого телеграфного ключа Альфред Вейл
С его помощью в 1844 г. было передано первое сообщение «морзянкой» из столицы США (г. Вашингтон) в г. Балтимор (рис.4) [1].
Рисунок 4. Первая телеграмма
Сегодня таких телеграфных ключей [2,3] вы уже не встретите, они стали достоянием частных коллекционеров и музеев.
Рисунок 5 и 6. Виды телеграфных ключей
Для передачи радиограмм используются два типа ключей: механический и электронный [2,3].
В последнее время для передачи текстовых сообщений многие радиооператоры и радиолюбители применяют клавиатуру персонального компьютера и специальную «телеграфную» программу. Существуют также компьютерные программы, «расшифровывающие» коды Морзе в смысловые фразы, но никакая программа не сможет заменить профессионального радиста!
Изучение азбуки Морзе лучше начать на обычном механическом ключе: формируется «почерк», легче запоминаются символы.
А с несложным электронным устройством для изучения азбуки Морзе читатели могут познакомиться в этой статье. Генератор Морзе поможет самостоятельно изучить «морзянку»; благодаря малым размерам, автономному питанию и достаточно большой мощности его можно использовать для коллективных тренировок, в тестах и соревнованиях. Простая электрическая схема и конструкция генератора позволит собрать надежное устройство из набора МАСТЕР КИТ NM5036 даже начинающему радиолюбителю. Генератор Морзе послужит хорошим учебным пособием для изучения основ радиоэлектроники.
Генератор Морзе NM5036
Для тех, кто совершает первые шаги в мир радиосвязи, предлагаемый генератор будет очень полезен. Он пригодится на занятиях по изучению азбуки Морзе и поможет получить практические навыки работы на телеграфном ключе. Небольшие размеры платы и возможность работы от батареи позволяют собрать устройство целиком в небольшом корпусе, поэтому его можно использовать не только дома, но и брать с собой на занятия в радиошколу.
Таблица 1. Технические характеристики генератора Морзе
Номинальное напряжение питания, В | 3,0…9,0 |
Максимальная выходная мощность, Вт | 2,0 |
Номинальное сопротивление нагрузки, Ом | 8…32 |
Максимальный ток нагрузки, не более, А | 1,0 |
Размер печатной платы, мм | 40х30 |
Генератор Морзе выполнен на основе универсальной схемы несимметричного мультивибратора (VT1, VT2). Рабочая частота мультивибратора определяется номиналами резисторов R1, R2, R3, R4 и конденсатором C1. Принципиальная электрическая схема показана на рис.7, а фотография устройства – на рис.8.
Рисунок 7. Схема простейшего генератора
В табл. 2 приведен перечень элементов, необходимых для самостоятельной сборки генератора.
Для питания устройства необходим источник питания, обеспечивающий выходное напряжение 3,0…9,0 В. Следует учитывать, что изменение напряжения питания приводит к изменению громкости и рабочей частоты генератора. К генератору можно подключить низкоомные головные телефоны (например, от аудиоплеера) или небольшую динамическую головку.
Рисунок 8. Фотография звукового генератора
Таблица 2. Перечень элементов.
Позиция | Номинал | Примечание | Кол |
R1 | 270 кОм | Красный, фиолетовый, желтый | 1 |
R2, R4 | 22 кОм | Красный, красный, оранжевый | 2 |
R3 | 22 кОм | Подстроечный резистор | 1 |
R5 | 560 Ом | Зелёный, голубой, коричневый | 1 |
С1 | 0,01мкФ | Керамический конденсатор Вариант маркировки – 104 | 1 |
С2 | — | Не устанавливать | — |
С3 | — | Не устанавливать | — |
VТ1 | BC557 | Корпус ТО92-1 | 1 |
VT2 | BD137-16 | Корпус ТО126 Возможна замена на КТ815 | 1 |
X1 | BAT/SNAP | Разъем питания батареи +9В | 1 |
А503 | Печатная плата | 40х30 мм | 1 |
Внешний вид печатной платы А503 показан на рис.9 и рис.10.
Рисунок 9 и 10. Печатная плата
Изучаем самостоятельно азбуку Морзе
Для самостоятельного обучения азбуки Морзе прилагается учебная таблица 3. Вы можете прослушать все звуки, щелкнув по ссылке напротив буквы
Табл. 3, Телеграфная азбука Морзе (ти – точка, таа – тире)
Тексты на азбуке морзе для тренировки
Для организации эффективного процесса обучения необходимо выполнять упражнения, использующие особенности всех трех видов памяти: зрительной, слуховой и двигательной (моторной).
Упражнение №1 Запись графического изображения кода Морзе
Упражнение №2 Заучивание словоформ методом повторений
Данное упражение позволяет запомнить словоформы с помощью простого повторения. Выполняется оно следующим образом. Преподаватель записывает на доске изучаемые знаки, например: М, Н, С, У, Н. Далее, показывая эти буквы указкой в различной последовательности, преподаватель добивается безошибочного ответа соответствующими словоформами.
Словоформы должны произноситься по правилам СВКМ, т. е. продолжительность звучания их слогов должна совпадать с тем, каким сигналам они соответствуют. Но в целях ускорения процесса запоминания в самом начале можно разрешить отвечать словоформами без акцентирования долготы и ударности слогов.
Упражнение №3 Напевание голосом мелодий передаваемых знаков
Данное упражнение позволяет закрепить применение словоформ при слуховом приеме сигналов Морзе. Выполняется оно следующим образом. Любым доступным способом нужно воспроизвести по 3-4 раза каждый разучиваемый знак на сжатости 60-65 знаков в минуту, напевая вслух словоформы передаваемых знаков.
Особое внимание нужно обращать на ритмическую структуру, которая должна в точности соответствовать передаваемым сигналам. Например, слово «мама» в обычном языке имеет одно ударение, а в системе СВКМ в словоформе «мама» оба слога являются ударными.
Упражнение №4 Передача изучаемых знаков ключом
Данное упражнение позволяет в полной мере задействовать моторную память, т.к. при передаче ключом кисть руки выполняет движения, в точности соответствующие структуре передаваемых знаков. Упражнение выполняется следующим образом. Преподаватель воспроизводит с помощью трансмиттера заранее известный текст радиограммы. Обучаемые следят за текстом и отбивают ключом мелодии передаваемых знаков.
При выполнении упражнения лучше, если обучаемые не будут слышать то, что у них получается, чтобы это их не сбивало. Но очень важно, чтобы они старались правильно держать ключ и ритмично выстукивать сигналы, как можно точнее соответствуя тому, что они слышет на записи.
Упражнение №5 Обратная групповая коррекция без задержки ответа (ОГК)
Данное упражнение позволяет повысить эффективность обучения за счет интеллектуального потенциала группы. Выполняется оно следующим образом. Услышав мелодию, каждый участник записывает в тетрадь принятый знак, напевая вслух соответствующую ему словоформу. При этом каждый обучаемый должен прислушиваться к группе, потому что, как правило, в групповом ответе более громко звучит правильный ответ.
У данного упражнения есть три вариации:
Упражнение №6 Обратная групповая коррекция с задержкой ответа (ОГКЗ)
Данное упражнение помогает повысить самостоятельность во время тренировки. Выполняется оно следующим образом. Обучаемые прослушивают мелодию и записывают принятый знак в тетрадь, после чего преподаватель передает этот же знак еще раз, и обучаемые произносят вслух соответствующую ему словоформу.
Точно так же, как и в случае с обратной групповой коррекцией без задержки, у данного упражнения есть три вариации: ОГКЗ-1, ОГКЗ-2 и ОГКЗ-3.
Упражнение №7 Диктант
Это упражнение дает возможность обучаемым получить большой объем практики, что способствует формированию устойчивых навыков по приему на слух. Переходить к нему можно только в том случае, если обучаемые уже хорошо запомнили словоформы. Выполняется оно следующим образом.
Преподаватель воспроизводит любым доступным ему способом радиограмму, содержающую разученные ранее телеграфные знаки. После этого он озвучивает текст этой радиограммы голосом. Вместо букв «эн, эм, эн, е, тэ» преподаватель называет соответствующие этим буквам имена: «Николай, Михаил, Николай, Елена, Татьяна». Лучше всего, когда обучаемые проверяют свои радиограммы сами, но иногда будет полезно им предлагать на время проверки меняться тетрадями с соседями по парте.
Для наращивания результатов нужно постепенно увеличивать скорость на 1-2 группы, пока она не будет доведена до требуемого норматива. Во время приема нужно стараться записывать принятые знаки с задержкой в несколько символов, так как это является залогом высоких скоростей.
Программа для тренировки восприятия кода Морзе
Можно устанавливать тон звуковых сигналов и скорость генерации кодовых сигналов Морзе. Также есть возможность сохранять тексты для воспроизведения для последующей их загрузки в программу.
Программой можно открыть любой текстовый файл для воспроизведения (Большие файлы открывать не рекомендуется).
Для воспроизведения текстовой записи нужно нажать START, остановить воспроизведение можно кнопкой PAUSE.
Скачать Morse_Trainer (0,6Мб)
уже давно хочу выучить морзе
Нет кирилицы и ворд файл не видит.
Программа понимает кириллицу и воспроизводит ее в код Морзе, это можно проверить введя в текстовое окно русскую букву «Х» (Ха), программа воспроизведет сигнал обозначающий четыре точки.
Для загрузки и выгрузки программа использует простой текстовый формат. Документы MS Word и другие, содержащие разметку и разную служебную информацию, не поддерживаются.
Для воспроизведения программой текста из документа MS Word, файл документа нужно предварительно сохранить как текстовый файл, после этого он может быть загружен в программу «Morse Code Trainer».
Для начала работы с программой нужно скачать архив, распаковать его и запустить файл «Morse.exe».
Программа начинает с трех Ж, нельзя ли убрать эту функцию, пока идет процесс обучения?
тупая программа начинает петь с ж ж ж не уж то ума не хватило нормальную прогу написать
Это не тупая программа. Три ж и пробел перед текстом это обязательное правило. Оно говорит о том, что сейчас пойдет текст. Профессионалы это знают. Так что привыкайте работать по правилам.
Отличная программа, спасибо большое!
Класс! Скоро 30 лет как отслужил, под конец службы вывозил 34 группы легко! 3 года круглосуточных тренировок!
попробовал, руки и уХи то помнят. 24 группы песня!)))
Вот, если бы при вводе текстового документа в эфир передавалась морзянка, как при J2B, было бы лучше.
Пытался скопировать текстовый файл через буфер обмена (правой кнопкой) но появляется портрет автора. Можно ли копировать файлы в поле записи?
Здравствуйте, Владимир! Скопируйте нужный текст в буфер обмена, кликните мышкой в окне для ввода текста в программе «Morse code trainer» и нажмите комбинацию клавиш CTRL+V (вставка содержимого из буфера обмена в место где сейчас расположен курсор).
Саму программу Morse_Trainer я скачал. Можно ли ее использовать как автоматический ключ?
Здравствуйте! Открыты ли исходники программы? Мне было бы хорошо скомпилировать программу под Линукс.
Тройное «Ж» надо бы сделать отключаемым.
Остальное работает достаточно для изучения и тренировок
не нужно никакое триже отключать. все работает ровно.это же морзянка.как только первые три же прошли ушки сами навострились и слушают.а прошло уже больше 30 лет.
Как научиться азбуке Морзе
Некоторые люди задаются вопросом – можно ли научиться азбуке Морзе? Самостоятельно обучиться такому «сложному», на первый взгляд, виду общения – вполне возможно. Чтобы научиться азбуке Морзе, необходимо запомнить около пятидесяти несложных сочетаний звуков, а также натренироваться быстро писать такие буквы и цифры, чтобы воспроизводить их с помощью телеграфного ключа. Самое главное во время обучения быть настойчивым и регулярно заниматься уроками. Лучше всего взять уроки у опытных радистов, но благодаря компьютерным возможностям азбука станет вполне понятной.
Что такое азбука Морзе?
Азбукой Морзе именуют метод кодировки цифр, алфавита и знаков препинания, которые принимаются специальными приемниками и расшифровываются радистами. «Морзянка» впервые появилась благодаря Самюэлю Финли Бриз Морзе, который без специального технического образования смог создать шифр сигналов, которые передаются по проводам.
Первый аппарат изобретателя мог принимать и фиксировать сигналы по проводам на расстоянии до полукилометра. В те времена изобретение было не интересным и коммерчески не понятным. Но был один человек, которому новинка стала интересна. Стив Вейл усовершенствовал его и сигналы стали точными и расстояние увеличилось. Благодаря азбуке смогли создать связь между Вашингтоном и Балтимором, а уже спустя год передавались первые телеграммы.
Азбука Морзе — аппарат
Историки не сошлись на едином мнении – создал ли азбуку Морзе или усовершенствующий ее Вейл. Изначально азбука была в виде сигналов разной длительности и возникала путаница в подачах сообщений. Именно поэтому для алфавита и популярных цифр разработали простые комбинации звуков.
Преимущества и недостатки азбуки Морзе
Прежде чем научиться азбуке Морзе, необходимо оценить ее достоинства и недостатки. В целом можно выделить следующие положительные аспекты:
Из недостатков можно выделить следующие:
С чего начать изучение азбуки Морзе
Чтобы научиться азбуке Морзе, необходимо начать с приемных навыков. К ключевым передачам лучше подходить после освоения всех знаков. Азбука Морзе для начинающих будет казаться достаточно сложной. Именно поэтому устанавливается скорость передачи на технике до ста знаков в минуту. Но если передается несколько знаков, сделайте установку на десять в минуту, чтобы между приемами знаков оставались значительные паузы.
Азбука Морзе: как выучить самостоятельно такую технику кодирования? Начинайте с того, чтобы запомнить звучание буквы и не считайте количество точек или тире. Знаки должны иметь сжатую передачу, чтобы их можно было легко различать. В период обучения снижайте скорость звучания не только между буквами, но и между словами. Сначала изучите алфавит, а после освоения приступайте к цифрам.
Делайте тренировки разнообразными – меняйте тональность сигналов, их скорость и содержание. Также иногда изучайте слоги рывками, чтобы понимать небольшие тексты с ограниченным набором знаков и высокой скоростью. Тренировочные тексты должны использоваться из коротких слов, а позже становиться смешанными и более объемными. Радиограммы необходимо постепенно увеличивать и выделять каждой на изучение до пяти минут.
Код Морзе
В коде применяются специальные звуковые сигналы, которые передаются виде точек и тире. В международном понятии sos азбука Морзе содержит знаки на латинском языке. Азбука Морзе буквы преобразует в элементарном понятии кодирования в точки и тире разной длины: код азбуки Морзе тире – это три точки, промежутки между буквами – это одна точка, тремя точками обозначается расстояние между двумя буквами, а вот расстояние между двумя словами обозначается семью точками.
SOS на азбуке Морзе
Русский алфавит Морзе
Чтобы научиться азбуке Морзе, для начала изучите символику на родном языке, ведь на латинском языке — это гораздо сложнее. В русском варианте кодированного алфавита есть 32 разных кода, поэтому во время изучения использовались особенности традиционных букв. Эту связь можно оценить, когда впервые смотришь на русский вариант алфавита. Азбука Морзе алфавит на русском:
Русский алфавит азбуки Морзе
В русской азбуке есть ряд особенностей:
Цифры и знаки препинания
Чтобы полноценно научиться азбуке Морзе, необходимо освоить и цифры. Цифры Морзе в кодированном виде выглядят так:
Цифры в азбуке Морзе
Знаки препинания в азбуке Морзе
Напевы
Азбука Морзе имеет достаточно простой перевод, но старайтесь запоминать звуки кодов как единую мелодию и не нужно считать сколько было использовано точек или тире.
Попробуйте запомнить слова благодаря напевам. Выбирайте такие выражения, которые похожи на звучание алфавита «морзянки» (к примеру L = «лу-наа-ти-ки» и т.д.).
Такая методика позволяет быстро запоминать буквы, но все же тяжело выбрать осмысленный напев и тем более начинающему ученику. Такой способ был придуман военными во время ВМВ, так как радистами становились обычные рядовые, и им нужно было быстро осваивать технику. Но все же лучше тщательно изучать каждый знак.
Напевы азбуки Морзе
Q-коды и сокращения
Коды и азбука Морзе могут иметь разный перевод и необходимо также изучить специальные жаргонные сокращения, которые широко используются дл ускорении обмена по радиосвязи. Трехбуквенные Q-коды могут использовать как вопросы или утверждения, из-за чего меняется их смысловое значение.
К примеру, «SOS» азбука Морзе зашифровала как сигнал бедствия и представляет собой «3 точки – 3 тире – 3 точки». Считается, что такая аббревиатура применяется во время крушений и экстренных ситуаций. Запрещено использовать такой сигнал, если не существует реальной угрозы для жизни людей.
Также чтобы ускорить радиопередачу используются сокращения от самых распространенных выражений и слов. Его именуют как своеобразный «жаргон». Во всех сокращениях применяется «Q», поэтому их и прозвали кью-кодами. Если в выражении ставят вопросительный знак – значит прислали вопрос, а если этот знак отсутствует – то утвердительная форма. Также и в русском радиоприемнике придумали такие сокращения, к примеру «БЛГ» – благодарю, «СПБ» – спасибо и много других.
Пример русских сокращений:
Сокращения в азбуке Морзе
Кодировщик
Для обучения можно использовать кодировщики, которые помогут быстрее запоминать базовые слова и будут переводить выражения в необходимые коды по Морзе. Предпочтительно все коды делайте в русском варианте азбуки, так как есть небольшие различия с латинскими кодами и могут возникать недопонимания. Такие методы используются разными способами: от применения на листе бумаги до специальных устройств, а иногда даже пальцев или глаз.
Научиться азбуке Морзе
Если не хватает качественного опыта и тяжело научиться азбуке Морзе – используйте кодировщики и переводчики. Это помогает быстро перевести текст и расшифровать значение кодов на русском.
Применение азбуки Морзе в современном мире
Это наименее изощренный способ цифровой связи – компьютер не нужен. А в некоторых случаях даже радио не нужно. Если хотите, сообщение можно отправить, просто коснувшись двух проводов с передатчиком на базе CW.
Это непревзойденная «зашифрованная» связь с низким уровнем технологий, потому что большинство людей не могут знать, что вы говорите, за исключением другого оператора, который знает Морзе.
Азбука Морзе имеет достаточно широкое использование. Казалось бы, зачем в мире современных технологий столь старый метод передачи сообщений? Но такой язык является универсальной системой кодировки, который прочно укоренился в использовании всем миром в областях со связью CW.
Азбуку широко применяют для военных целей, ведь такой метод не требует наличия антенн и специальной аппаратуры и можно передать сообщение даже в самой сложной обстановке. Также такой метод общения часто используют служащие на флоте МЧС, ведь азбука не подводит в самые опасные и ответственные моменты, если из строя выходит современное оборудование. Студенты военных учреждений также до сих пор обучаются азбуке и ее расшифровке. Связисты военной индустрии активно совершенствуют азбуку, ведь постоянно появляются новые сигналы, оборудование и цифровые методы передачи сообщений. Также азбуку широко используют любители радиосвязи.
В городах даже устраиваются конкурсы на скорость по передаче сообщений радиотелеграфами. И такой метод не зря считается самым надежным – его невозможно взломать, прослушать или «переловить». Азбука используется также в спортивной радиопеленгации во время охоты.
Выводы
Придерживайтесь хорошего этикета Морзе. Многие радисты общаются с гораздо большей скоростью. Старайтесь соответствовать скорости отправителя. Научиться азбуке Морзе действительно непросто. Это не похоже на запоминание теоретической части радиолюбителя. Возможно, удастся запомнить все буквенно-цифровые символы, но это большая разница, когда на самом деле пытаетесь общаться с другим человеком, используя язык. Это требует целеустремленности, настойчивости и много тщательной практики.