текст как средство обучения русскому языку
«Использование Учебных текстов на уроках русского языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТА НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
и литературы КГУ «СШ№12 поселка Осакаровка»
В последней трети XX века в отечественной методике все громче стали говорить о том, что грамматико-правописная направленность в обучении русскому языку не только делает уроки скучными и мало эффективными, но и не обеспечивает усвоения языка как средства обучения, инструмента профессиональной деятельности.
«Текст как явление языковой и экстралингвистической действительности представляет собой сложный феномен, выполняющий самые разнообразные функции: это и средство коммуникации, и способ хранения и передачи информации, и отражение психической жизни индивида, и продукт определенной жизненной эпохи, и форма существования культуры, и отражение определенных социокультурных традиций» [2, с. 29-35]. Все это обуславливает многообразие подходов к его анализу и многочисленность определений текста.
Текст понимается как «произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовок) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами логической, лексической, грамматической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [3].
В учебном процессе текст следует рассматривать либо как объект речевой деятельности (для рецептивных видов), либо как её результат (для продуктивных видов) [5, с. 20-23].
Правильная интерпретация текста в учебных целях дает возможность в работе сделать упор на тех элементах, которые являются основополагающими для сущностной характеристики самого феномена текста, постижение которых вызывает небольшие трудности у учеников.
Существующая литература отражает многообразие подходов к понятию «текст»; менее многочисленны исследования в области теории учебного текста. Главное отличие учебного текста от текста вообще лежит в функциональном плане. Учебный текст выполняет задачу двойного плана: с одной стороны, он должен нести определенную интеллектуальную информацию, направленную на духовно-нравственное развитие личности учащихся, на познание, осмысление событий, явление окружающего мира, на знакомство с биографией и творчеством выдающихся людей прошлого и настоящего и т.п. С другой стороны, учебный текст должен быть своего рода «демонстратором» функционирования изучаемых (закрепляемых, повторяемых, обобщаемых) языковых явлений и грамматических категорий.
«Лингвистический материал (языковые средства) в рамках учебного текста выполняют две задачи, выступая: а) как предмет изучения и б) как средство раскрытия заданной в нем информации» [6, с. 9-13].
Очевидно, что каждый текст, отобранный в качестве учебного, в обязательном порядке должен обладать характерными свойствами, во-первых, текста как такового (информативность, цельность, связность, наличие коммуникативной задачи и др.), во-вторых, текста определенной функционально-стилистической разновидности, так как обучение русскому языку обязано должно быть стилистически дифференцированным, и, в-третьих, текста определенного типа, то есть представлять собой реализацию коммуникативной задачи автора с типовым содержанием, воплощенным в типовой форме.
Учебный текст должен представлять русский язык в его многообразии и богатстве, возможность для чего способен дать лишь художественный текст.
Из сказанного вытекает необходимость создания типологии учебных текстов. Типология текста может строиться на самых разных основаниях: чисто лингвистических, методических, прагматических, комплексных. Приведем признаки для возможных классификаций текстов обучения [6, с. 9-11]
1) Виды речи (устные, письменные);
2) Форма речевой презентации (диалоги, монологи);
3) Функциональный стиль (научный, художественный и т.д.);
4) Жанр (рассказ, доклад, письмо и др.);
5) Сфера общения (учебно-научная, общественно-педагогическая и
7) Способ изложения или «функционально-смысловые типы речи»
(описательные, повествовательные, рассуждения);
8) Ситуативность (свободные, зависимые);
9) Композиционная функция (вводные, вставные, заключающие);
10) Стилистическая окрашенность (нейтральные, эмоционально-
окрашенные).
Наиболее удачными в этом плане представляется подход к выделению типов учебных текстов, обозначенный в работах Е.И. Мотиной. Первичными признаками типологии признаются тема и способ изложения [7, с. 17-26].
На современном этапе обучения русскому языку, весьма распространенным методом исследования является эксперимент по проверке доступности и эффективности новых программ, учебников, пособий, новых методов и приемов обучения, отдельных типов уроков и их циклов, целых систем обучения. Существует несколько видов эксперимента: поисковый, формирующий, контрольный.
Наиболее широкие и длительные обучающие эксперименты, в которых участвуют многие учителя, называются опытным обучением, так как они накапливают опыт для работы по новым программам, учебникам. Для сравнения обычно, параллельно с экспериментальными, создаются контрольные классы, в которых применяется другая методика (другие программы, учебники, упражнения и пр.). Такой эксперимент позволяет определить сравнительную эффективность разных методик.
В формирующем (обучающем) эксперименте очень важно накопить обширный материал: конспекты уроков учителей и протоколы уроков (или их аудио записи), что позволяет выяснить, как и насколько удалось реализовать замысел экспериментатора. В ходе эксперимента составляются картотеки ошибок, допускаемых учащимися; ошибки подвергаются классификации с целью выяснения их причин. Изучаются трудности, которые встречаются у учащихся. Обычно ведется дневник эксперимента.
Нередко возникает необходимость повторить эксперимент либо с целью частичных изменений в методике, либо для получения более убедительных результатов, либо для отработки конкретных приемов деятельности учителя и учащихся (так называемой «технологии»).
Контрольный эксперимент проводится по завершении основного, формирующего, с целью получения материала для оценки новой методики. Нередко он приобретает форму среза в виде контрольных работ, тестов, сочинений, докладов учащихся, их творчества. «Срезы» дают материал для анализа, статистической обработки, обобщения в виде таблиц, схем, диаграмм. При обработке «срезовых» материалов нужно пользоваться едиными критериями, которые составляются заранее, на начальных этапах формирующего эксперимента, и отражают задачи новой методики и, следовательно, всей экспериментальной работы. Названные виды эксперимента носят общедидактический характер. Но есть и такой вид эксперимента, который позаимствован методикой у лингвистической науки: лингвистический эксперимент.
Метод эксперимента на основе учебного текста опирается на чутье языка: учащимся предлагается выполнить ту или иную языковую задачу; каждый выполняет ее в соответствии со своим языковым опытом, индивидуальным стилем; затем результаты анализируются, делаются выводы. Метод применяется, например, для выяснения того, какие синтаксические конструкции учащиеся предпочитают употреблять при выражении одного и того же содержания: сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. Оказалось, что к старшим классам усиливается тенденция использования сложноподчиненных предложений; исследователь делает вывод об усилении подчинительных отношений в речи учащихся по мере их взросления.
Таким образом, метод эксперимента на основе учебного текста позволяет осуществить формирование языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры и развития речи.
Проект «Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка»
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам.
Содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно говорить и писать в разных условиях общения.
Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.
Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Актуальность данной темы определяется необходимостью прежде всего научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.
Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в России находится на низком уровне, отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессиональный сленг, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи.
Цель проекта: анализ эффективности различных методов и приемов работы с текстом на уроках русского языка.
1.Рассмотреть различные методы и приемы работы с текстом.
2.Проанализировать работы учащихся в начале учебного года и на конец 3 четверти.
3.Определить на практике наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития речи обучающихся.
Работа с текстом на уроках.
В начале своей работы, исходя из ВПР детей за 4 класс, я столкнулась с проблемой: низкий уровень умения работы с текстом. Некоторые дети даже не приступали к заданиям, связанным с ним. На слайде вы можете обратить внимание на некоторые задания детей и проследить их ответы. (фото работ детей). Исходя из написания ВПР я составила диаграмму «Уровня работы с текстом» (Далее идет диаграмма)
И тогда я заинтересовалась, а какие методы и приемы помогут ученикам достичь хороших результатов, повысить свой уровень работы? После изучения методической литературы я пришла к выводу, что особое внимание на уроках русского языка должно уделяться тексту, как единице языка и речи, как единице общения. Основной прием работы с текстом – его анализ.
Ведущая педагогическая идея – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.
На уроках русского языка работа с текстом ведется по трем
направлениям: во-первых, изучение системы языка на основе заданий к
текстам (в этом случае применяются тексты небольшого объема,
позволяющие проиллюстрировать языковые факты); во-вторых, развитие
речи при анализе текстов-образцов, при создании учащимися собственных
высказываний в письменной форме с их последующей редакцией на
специальных уроках развития речи и, в-третьих, это осуществление контроля знаний, умений и навыков.
Задания по ГИА и ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам курса. Особое внимание уделено сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), созданию собственного высказывания на основе предложенного текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных выпускников. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением. Не менее важное место в системе заданий ЕГЭ отводится проверке уровня сформированности культурно-речевых навыков, владения основными нормами современного русского литературного языка.
Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.
Поэтому я подобрала задания на основе текста. В свою работу включаю следующие виды работ, которые можно применять на уроках русского языка. Я в свою очередь пользовалась не всеми, а лишь теми, которые мне показались наиболее действенными и подходящими именно для моего класса.
1)Работа со зрительной опорой.
Виды работ со зрительной опорой:
а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ.
2) Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:
3) Устные дискуссии.
Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.
Статья «Работа с текстом на уроках русского языка и литературы».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Работа с текстом на уроках русского языка.
1. Требования, которым должны отвечать тексты как дидактический материал урока.
2. На уроках русского языка текст – средство обучения русскому языку детей и подростков, а у каждого возраста – свой уровень знаний и возможностей. Текст должен быть доступен пониманию детей определённого возраста, не требовать дополнительных пространных пояснений, которые могут увести класс в сторону от основных целей.
3. Текст на уроках русского языка – средство обучения русскому языку; следовательно, источником его должна быть русская литература, произведения, написанные на русском языке, а не переводные. «Текст (в отличие от языка как системы средств) никогда не может быть переведён до конца, ибо нет потенциального единения». 1
4. Грамотное использование художественного текста на уроке предполагает бережное отношение к нему. Нельзя в тексте бесцеремонно сокращать предложения, исключать из него слова, потому что «они не на изученные правила» А между тем с нарушением этого, казалось бы, само собой разумеющегося требования мы встречаемся на многих страницах пособий, адресованных учителю.
Учитель должен стремиться к тому, чтобы художественные произведения или отрывки из них звучали на уроках русского языка без изменений и искажений, в отдельных случаях можно использовать монтаж художественного текста, но при сохранении в нём единства содержания и стиля.
4. Текст на уроке русского языка используется в учебных целях, поэтому он должен быть достаточно насыщен изучаемыми явлениями языка, изучаемыми орфограммами, пунктограммами.
5. Одним из важнейших условий успешности работы на уроках русского языка является комплексное решение задач обучения этому сложнейшему школьному предмету: на каждом уроке должно быть овладение лингвистической теорией, формирование на ее основе орфографических и пунктуационных навыков, развитие речи. Текст, используемый в качестве дидактического материала, должен заключать в себе наибольшие возможности для комплексного решения задач обучения русскому языку.
6. Художественные тексты для занятий по языку могут быть как прозаическими, так и стихотворными. Правда, в истории методики было немало возражений против использования на уроках русского языка стихотворных текстов, «перлов высокой поэзии», прелесть которой якобы «блекнет от прикосновения грамматического анализа, как цветок, сорванный в целях ботанического изучения». Такую точку зрения встречаем в работах В.Я. Стрюнина, Л.И. Поливанова, К.П. Шульгина, Е.И. Тихеевой. Но мы знаем, что стихотворные тексты широко использовали и рекомендовали для уроков Ф.И. Буслаев, Н.Г.Чернышевский, К.Д. Ушинский, И.И. Срезневский.
В современной методике использование стихотворных текстов на уроках русского языка считается целесообразным, но следует помнить, что анализ их не должен быть измельченным, назойливым.
В некоторых случаях при наборе языкового материала для урока целесообразно отдать предпочтение именно стихотворному тексту, а не прозаическому.
Например, обратимся к сборнику стихов Овсея Дриза. В сборнике стихов есть такая миниатюра:
Сверкает яркий луч
Это прекрасная иллюстрация к известному пунктуационному правилу: в неполном предложении при отсутствии сказуемого ставится тире. В крошечном стихотворении – четыре примера на изучаемое правило. Вряд ли найдется такой же текст такого же объема и также «густо» насыщенный необходимыми конструкциями, как это стихотворение. Выучить такое стихотворение легко. Несомненно, стихотворные тексты удобнее, чем прозаические для письма по памяти или самодиктантов.
7. И прозаические, и стихотворные тексты должны пробуждать в детях добрые чувства, формировать высокие нравственные качества. Воспитательная ценность урока русского языка во многом зависит от того, какой текст используется на нём в качестве дидактического материала
8. Желательно, чтобы тексты, звучащие на уроке, представляли собою образцы всех основных функционально-смысловых типов речи: повествования, описания, рассуждения; ученики будут обращаться к ним при подготовке сочинений таких же типов.
В методике под словом текст понимается не только основной материал какого- либо сочинения, документа, но и относительно законченный фрагмент из него, сложное синтаксическое целое, даже отдельные предложения, понятные вне контекста, поэтому необходимо сказать о принципах отбора предложений как дидактического материала урока.
В ходе педагогической практики пришла к выводу, что наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
• лингвостилистический анализ текста;
• «самодиктанты»; различные виды диктантов;
• работа с текстами-миниатюрами;
• коммуникативные и игровые ситуации.
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею.
На основе образцовых текстов можно проводить самодиктанты.
Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».
Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. Это поможет учащимся справиться с выпускным итоговым сочинением, введённым в итоговую аттестацию в 2014 году. В этом плане очень уместно устраивать конкурсы на лучший рассказ о чём – то или о ком – то с записью получившегося текста.
Вопрос о видах и способах лингвистического анализа текста является традиционным для научных исследований. Еще Н.М.Шанский писал о том, что лингвистический анализ текста – это исходная позиция филологов, без которой невозможен ни литературоведческий, ни семиотический, ни стилистический, ни филологический анализ текста. Целью лингвистического анализа является «выявление и объяснение использованных в художественном тексте языковых фактов в их значении и употреблении, причем лишь постольку, поскольку они связаны с пониманием литературного произведения как такового». Нельзя с этим не согласиться, ведь давно известно, что ни один вид анализа текста не обойдется без составляющих лингвистического анализа. Это, своего рода, основа основ, и с ней учителя русского языка обязательно должны познакомить всех учащихся.
Но прежде, чем говорить непосредственно о лингвистическом анализе текста, нужно дать определение самому понятию «текст». Текст – это коммуникативное, семантическое и структурное единство. Это, пожалуй, наиболее краткое и емкое определение. Понятие текст традиционно предлагается вводить при сравнении отдельных предложений и предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Именно с таким определением текста, как совокупности связанных между собой предложений по смыслу и грамматически, знакомятся учащиеся. При анализе текста они также исходят из этого определения.
Любому тексту свойственно внутреннее и внешнее содержание. Известный лингвист Новиков А.И. считал, что внутреннее содержание текста – это «мыслительное образование, которое формируется в интеллекте человека и соотносится с внешней формой…» Важное умение извлечь из анализируемого текста необходимую содержательную информацию – значит, проанализировать текст как типологическую структуру. Если человек не видит текст, не владеет навыками анализа, не воспринимает информацию, заложенную в тексте, не умеет ее интерпретировать – он беспомощен, так как любой текст, и в письменной, и в устной форме, будет для него пустым. Чем чаще человек практикуется в анализе текста, тем лучше и быстрее он понимает в дальнейшем любой текст.
Лингвистический анализ со стороны содержания и формы позволяет относиться к изучаемым грамматическим явлениям как к элементам целого высказывания, учит отбирать языковые средства с учетом конкретной речевой задачи. Систематическое обращение к анализу текста, опора на них будут способствовать формированию важнейшего коммуникативного умения – умения создавать собственный текст, а соответственно, и правильно говорить, составлять ясные и точные предложения.
Анализ текста как готового продукта речи позволяет увидеть динамику речевой деятельности – от замысла до конкретной речевой реализации, то есть проследить процесс формирования мысли автора. Одновременно с осознанием речи формируется литературная интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер и является основой речетворчества.
Чтобы обладать правильной речью, умело владеть ею, нужно изучать родной язык, его единицы и их взаимоотношения, то есть изучать язык как систему. Изучение родного языка приводит к повышению уровня языковой и речевой компетентности учащегося. Е.А.Быстрова дала определение языковой компетентности: с одной стороны, это усвоение единиц языка ( фонем, графем, лексем, словосочетаний, предложений и др.) и правила их построения, с другой стороны, знание системы языка. Речевая компетентность – это знания, умения, навыки, необходимые для понимания чужих и порождение своих собственных программ речевого поведения. Формирование коммуникативной и лингвистической компетентности учащегося предполагает, что система обучения связной речи в школе должна основываться на положениях теории речевой деятельности. А речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным исследователей, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности.
Но методика информационных подходов ориентирована на содержательный анализ целого текста, внутреннее строение и иерархию его единиц. Этой точки зрения придерживались такие ученые, как Гальперин И.Р., Новиков А.И., Тураева З.Я. А лингвистический подход основывается на исследовании семантики языковых единиц.
Лингвистический анализ текста сводится к анализу единиц всех уровней. И.Р.Гальперин в своей работе «Текст как объект лингвистического исследования» писал, что в тексте скрыто три вида информации: 1. Содержательно-фактуальная (что и о чем говорится в тексте); 2. Содержательно-концептуальная ( + как говорится, художественные средства и приемы, а также авторское понимание действительности); 3. Содержательно- подтекстовая (анализ образной системы в целом; глубинный смысл текста). Если придерживаться этой точки зрения, то ясно видно, что этот лингвистический анализ и есть самая основа литературного анализа текста.
Но не стоит забывать, что при лингвистическом анализе текста не должен нарушаться основной принцип – «учет единства формы, содержания и функции рассматриваемого языкового явления», так как именно «единство», связность – основные черты текста. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках, такая работа может найти место в системе проведения уроков развития речи, и именно системность таких уроков и приведет к результативности. Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста художественного произведения способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащегося. Одной из важнейших проблем, имеющих практическое значение в преподавании основ теории текста, является установление системы принципов лингвистического анализа текста. Далее предлагается примерный план анализа любого текста на уроках русского языка. Следовать этому плану вовсе не обязательно, это лишь пример работы с текстом на уроках:
1. Внимательно прочитайте текст. Вспомните, что вы знаете о его авторе и об особенностях манеры его письма, так как это может пригодиться при дальнейшем анализе текста.
2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? Почему? Привести примеры из текста в качестве доказательства.
3. Какого типа речи текст? Найти в тексте черты, характерные для данного типа речи.
4. Определите тему текста. Озаглавьте текст. Если у текста есть заглавие, то объяснить его смысл.
5. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план (лучше развернутый). Выпишите из каждой части «главные» слова, которые будут заключать в себе смысл, то есть являться «смысловыми узлами». Они помогут подробно разобрать текст и вникнуть в его суть.
6. Определите, как и при помощи чего связаны, части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций; употребление местоимений и союзов как средств связи).
7. Как соотносится начало и конец текста? (можно обратить внимание на композицию, если она играет важную роль в раскрытии смысла текста)
8. На каких приемах построен текст? (сопоставление, противопоставление: постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.) Приведите примеры.
9. Понаблюдайте над лексикой текста (не забывая указывать примеры):
-найдите незнакомые (непонятные) слова и установите их значение по толковому словарю;
-найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы; найдите многозначные слова и слова, употребленные в переносном значении, объясните их назначение в тексте;
-обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально – оценочные слова, на просторечные или наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором? Какой тон и атмосферу в тексте они создают?);
— выделите фразеологизмы, определите их значение, цель их употребления в тексте;
-обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы, метонимии и т.д.) Определите, для чего автор использует их в тексте.
11. Посмотрите на части речи и их количество, употребленное в тексте: деепричастий и глаголов для передачи действий или динамичного описания чего – то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предмета или пейзажа; употребление междометий и частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение т.д. ).
12. Понаблюдайте за синтаксисом текста (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространственных, простых или сложных, назывных, полных и неполных, распространенных и нераспространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных, употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточия, перечислений, прямой речи, диалога и т. д.)
13. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого – либо чувства, настроения, состояния.
14. Каково ваше впечатление от текста? Что нового вы узнали из текста?
При анализе текста по данному плану работа на уроке идет активно, каждый учащийся вчитывается в текст, развивает в себе навыки понимания текста и вообще речи писателя. Если регулярно проводить работу с текстом по данному плану, то уже через несколько уроков большая часть пунктов плана определяется учащимися уже при первом прочтении текста.
В большинстве своем на уроке русского языка ученики знакомятся с собственно лингвистическими терминами и категориями, непосредственно наблюдают и осмысляют язык как сложную, многоуровневую систему, живую и вечно меняющуюся. А тем временем нельзя забывать о том, что ученики на этих уроках должен освоить не столько теоретический материал, сколько практический: это и орфографические навыки, и грамотная речь, и умение воспринимать и понимать устную и письменную речь. Обучение по традиционным программам можно построить так, чтобы формировать у учащихся и творческий подход к языку, и разнообразные логические навыки, и способность обучаться вообще. И в этом может помочь работа с текстом, регулярная практика в анализе текста. Именно тогда ученик будет не просто изучать родной язык, а еще и чувствовать его.
Еще Буслаев Ф.И. говорил, что «основательное изучение родного языка раскрывает все нравственные силы учащегося. Дает ему истинно гуманическое (т.е.человеческое) образование, а вместе и свое собственное, народное».