технология шестиугольного обучения на уроках русского языка и литературы
Использование методики «Шестиугольного обучения» на уроках русского языка и литературы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Аралбаева Зиля Ахметсафовна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ №10» г. Гая Оренбургской области
Использование методики «Шестиугольного обучения» на уроках русского языка и литературы
В январе 2018 года на сайте https://pedsovet.org/beta/article/sestiugolnoe-obucenie-kak-obrazovatelnaa-tehnologia была опубликована статья кандидата исторических наук, руководителя научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии Георгия Аствацатурова « Шестиугольное обучение как образовательная технология». в ней он знакомит российских педагогов с новой методикой обучения, распространенной в последнее время в Великобритании. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.
Статья Г. Аствацатурова о «Шестиугольном обучении» (судя по большому количеству комментариев сети) вызвала интерес у российского педагогического сообщества. И это не случайно, так как использование данной методики в работе позволяет ответить на вопросы, которые задает себе каждый учитель. Как за короткое время обобщить и систематизировать материал? Как устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы? Как активизировать деятельность учащихся на уроке? Как управлять групповым процессом?
Что же представляет собой методика «Шестиугольного обучения» Рассела Тарра?
Почему шестиугольники? Форма шестиугольных карточек позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям. Шестиугольники также можно называть сотами, так как по форме напоминают пчелиные соты.
Есть несколько вариантов использования данной технологии.
1.Вы можете вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику. Например, с помощью данного варианта можно организовать повторение на уроках литературы в старших классах. Форма работы может быть индивидуальной, в паре, в группе. Я выбрала тему «Серебряный век русской поэзии». Учащиеся работали в группах по 4 человека. Соты были заполнены терминами, определениями, основными особенностями лит. течений, именами поэтов данного периода, а также названиями их произведений. Ученики быстро справились с заданием и сумели не только логично соединить шестиугольники, но и рассказать данный материал, опираясь на получившуюся цепочку.
2. Вы можете оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме.
Это тот случай, когда вы можете дать ученикам время для углубленного изучения текста, для погружения в учебную проблему. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
Это и есть цель «шестиугольного обучения».
4. Маркированные шестиугольники.
В данном случае цвет определяет определённую квалификацию. То есть учебный материал распределяется по видовым признакам.
Задача учеников соединить шестиугольники, причём может возникнуть много способов, различных связей. При изучении малых жанров устного народного творчества в 5 классе можно использовать данный вариант с маркировкой. Можно предложить учащимся посоревноваться на знание пословиц. Кто быстрее соберет мозаику. Выделить другим цветом следует ключевое слово в пословице. К этому слову ученики подбирают соты, чтобы получилась пословица.
Перед началом работы учителю необходимо обозначить форму работы, ее цель
дать четкую инструкцию ученикам: «Установите связи между указанными понятиями, совместите фигуры соответственно этим связям»
В первом окошке написать тему.
Во втором дать подробную инструкцию для учеников.
В третьем записать ключевые слова для шестиугольников. Они пишутся в одну строчку.
Каждая новая строчка — это новый шестиугольник.
Вы можете после этого сохранить свою разработку в трех вариантах:
как отдельную веб-страницу
Вы можете распечатать как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставите.
На данный момент информации о данной технологии немного. Не проведены исследования ее эффективности и влиянии на качество образования. Однако следует отметить, что «Шестиугольное» обучение имеет следующие плюсы:
— организация групповой работы;
— повторение и обобщение объемного материала за короткое время;
— возможность осуществления дифференцированного подхода в обучении;
— активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;
— развитие критического мышления;
— адаптированность к разным возрастным группам.
Дидактор
педагогическая практика
Шестиугольное обучение как образовательная технология
Уверен, каждый учитель получает наибольшее наслаждение тогда, когда он видит результаты своей работы. Причём не сиюминутные. Лучший способ убедиться, что учебный материал усвоен учениками хорошо, это оперирование прошлыми знаниями, их применение в новых условиях, когда выполняются операции сравнения, анализа, синтеза новых знаний.
Ученики намного лучше воспринимают новые учебные идеи, если они связывают их с прошлыми. Если они недостаточно знают о предмете, они не будут иметь прочную основу для соединения с предварительными знаниями.
В течение последних лет в ряде школ Великобритании используется так называемый шестиугольный метод обучения.
Форма шестиугольных карточек позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности.
Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям.
Есть несколько вариантов использования данной технологии.
2. Вы можете оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме.
Это тот случай, когда вы можете дать ученикам время для углубленного изучения текста, для погружения в учебную проблему. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
Это и есть цель «шестиугольного обучения.»
3. Работа в группах.
Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.
4. Маркированные шестиугольники.
В данном случае цвет определяет определённую квалификацию. То есть учебный материал распределяется по видовым признакам.
Задача учеников соединить шестиугольники, причём может возникнуть много способов, различных связей.
Известный английский учитель истории Рассел Тарр для того, чтобы облегчить распечатку шестиугольников, создал шаблон, которым может воспользоваться каждый учитель. Вы можете распечатать как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставите.
Возможно не только использование в шестиугольниках текста, но и изображений. Вот, к примеру, как один из учителей истории отобразил в визуализированных шестиугольниках неудачную войну США во Вьетнаме.
Processed with Moldiv
Таким образом, ученики, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств.
Возможна организация работы в парах.
Во всех случаях шестиугольники собираются на клейкой бумаге. Ученики обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче.
Шестиугольное обучение — дело для отечественных педагогов пока редкость. Дидактор с удовольствием опубликует на своих страницах опыт использования описанной технологии.
Практика использования технологии шестиугольного обучения на уроках русского языка
Критическое мышление — мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление — это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей.
Метод шестиугольного обучения можно широко использовать на уроках русского языка при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала, а также во внеурочной деятельности. Варианты использования метода разнообразны. Метод шестиугольного обучения направлен на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.
Варианты использования технологиишестиугольного обучения
Вариант 1.
Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Одушевленные и неодушевленные имена существительные».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. В процессе изучения нового материала ученики сначала выкладывают шесть гексов вокруг шестиугольника с надписью «одушевленные: В.п. мн.ч. = Р. п. мн.ч.». Затем дети подбирают примеры, используя схему «В.п. мн.ч. = Р. п. мн.ч.», и выкладывают их к соответствующим шестиугольникам (живые существа — медведь, сосед; предметы, похожие на человека, — кукла, снеговик, матрешка и т. д.). После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.
Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по распознаванию одушевленных и неодушевленных существительных. Задание можно выполнить по вариантам, в парах, в группах. В ходе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры неодушевленных существительных (пенал, дождь, народ). При изучении новой темы гексы, в которых записаны примеры неодушевленных существительных, можно не использовать.
Ученики получают хаотично расположенные шестиугольники.
Вариант составленного учениками гекса.
Набор №2.
Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников.
В процессе изучения нового материала ученики сначала выкладывают три гекса вокруг шестиугольника с надписью «неодушевленные: В.п. мн.ч. = И. п. мн.ч.». Затем дети подбирают примеры, используя схему «В.п. мн.ч. = И. п. мн.ч.», и выкладывают их к соответствующим шестиугольникам (предметы—гора, дерево, пенал; явления природы — гроза, дождь, молния и т. д.). После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.
Это задание можно предложить при изучении новой темы, для закрепления материала по распознаванию одушевленных и неодушевленных существительных. Задание можно выполнить по вариантам, в группах. В ходе выполнения останутся гексы, в которых записаны примеры одушевленных существительных. При изучении новой темы гексы, в которых записаны примеры одушевленных существительных, можно не использовать.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса
Набор №3 (гексы из набора 1 и 2).
Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных шестиугольников. Сначала выкладывается шесть шестиугольников с определением одушевленных существительных к гексу с надписью «одушевленные: В. п. мн. ч. = Р. п. мн. ч.». Затем к соответствующим шестиугольникам добавляются примеры. То же выполняется вокруг гекса с надписью «неодушевленные: В. п. мн.ч. = И. п. мн. ч.». После того как гекс составлен, учащиеся защищают свою работу.
Это задание можно предложить для закрепления материала по распознаванию одушевленных и неодушевленных существительных и на обобщающих уроках. В классе с высоким уровнем обученности по предмету данное задание можно предложить при изучении новой темы. Задание можно выполнить по вариантам, в группах. В ходе выполнения задания все гексы будут использованы.
Вариант 2.
Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
Поставим следующие задачи:
Набор №1
Ученики получают пустые гексы.
Пример составленного учениками гекса.
Набор №2.
Ученики получают хаотично расположенные пустые гексы и гексы с примерами.
Пример составленного учениками гекса.
Вариант 3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются информацией и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных».
Поставим следующие задачи:
Набор №1 (группа 1).
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса.
Набор №2 (группа 2).
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса.
Набор №3 (группа 1).
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны вспомнить правило, вписать условия написания двух букв н в синие шестиугольники и выложить их вокруг синего шестиугольника с надписью «нн». Затем необходимо вставить пропущенные буквы в примеры, написанные в синих шестиугольниках, и выложить их к соответствующим граням синих шестиугольников, в которых указаны условия написания двух н. То же проделать с шестиугольниками желтого цвета. Объяснить выбор и защитить работу. Это задание можно предложить при обобщении материала. В классах с высоким уровнем подготовки это задание можно использовать при изучении нового материала.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Набор №4 (группа 2)
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны вспомнить правило, вписать условия написания одной буквы н в синие шестиугольники и выложить их вокруг синего шестиугольника с надписью «н». Затем необходимо вставить пропущенные буквы в примеры, написанные в синих шестиугольниках, и выложить их к соответствующим граням синих шестиугольников, в которых указаны условия написания одной н. То же проделать с шестиугольниками желтого цвета. Объяснить выбор и защитить работу. Это задание можно предложить при обобщении материала. В классах с высоким уровнем подготовки это задание можно использовать при изучении нового материала.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Вариант 4. Маркированные шестиугольники.
Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание — соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Род имен существительных. Существительные общего рода».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны выложить шестиугольники к граням одного цвета. Сначала соединяются и шестиугольники ж. р., м. р., ср. р. и вписываются примеры, а затем по мере изучения материала общего рода. Это задание можно предложить пятиклассникам при изучении новой темы. Задание можно выполнять в группах и индивидуально.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Набор №2.
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны выложить примеры к граням нужных шестиугольников (синие к ж. р., красные к общему роду, желтые к м. р., зеленые к ср. р.). Задание усложняется тем, что шестиугольники, на которых указан род, бесцветные и количество примеров увеличивается. Ученики должны объяснить свой выбор. Задание можно выполнять в группах, по вариантам, индивидуально. Это задание можно предложить пятиклассникам при закреплении материала.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса.
Вариант 5. Гексы с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Фразеологизмы».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
Ученики должны в пустой шестиугольник вписать определение фразеологизма. Выложить рисунки фразеологизма, узнать фразеологизм по изображениям. Это задание лучше выполнять в парах. Его можно предложить пятиклассникам при изучении нового материала, при закреплении изученного, во внеклассных мероприятиях.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса.
Набор №2.
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны в шестиугольник с надписью «фразеологизм» вписать определение фразеологизма, выложить гексы с изображениями к граням нужного шестиугольника. В пустые шестиугольники необходимо вписать значение фразеологизмов и присоединить их к соответствующему изображению. Объяснит выбор. Это задание можно предложить пятиклассникам при изучении, при закреплении изученного, во внеклассных мероприятиях. Задание можно выполнять в парах, малых группах.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Набор №4.
Гексы располагаются хаотично. Ученики должны в шестиугольник с надписью «фразеологизм» вписать определение фразеологизма, выложить гексы с изображениями к граням нужного шестиугольника. В пустые шестиугольники необходимо вписать фразеологизма, его значение и присоединить их к соответствующему изображению. Объяснит выбор. Это задание можно предложить пятиклассникам при изучении, при закреплении изученного, во внеклассных мероприятиях. Задание можно выполнять в парах, малых группах.
Ученики получают хаотично расположенные гексы.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Вариант 6. Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.
Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Разряды имен прилагательных».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
Ученикам предлагается шесть вертикально прикрепленных шестиугольников (пять шестиугольников, на которых указано, что обозначают качественные прилагательные и один пустой шестиугольник). Ученики должны изучить правило, выложить примеры к граням нужных шестиугольников, вписать понятие в пустой шестиугольник. После этого к гексу с надписью «качественные» присоединяются гексы, на которых указаны признаки качественных прилагательных, а к ним гексы с примерами. Это задание можно предложить при изучении новой темы. Задание можно выполнять в прах, группах. Каждая группа получает набор одного разряда. Результаты работы должны быть объяснены в группах, парах. Затем можно обменяться информацией с другими группами или выступить перед классом.
Ученики получают хаотично расположенные гексы и шесть прикрепленных.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Набор №2.
Ученики должны изучить правило, вписать, что обозначают относительные прилагательные, в пустые шестиугольники, выложить примеры к граням нужных шестиугольников. После этого к гексу с надписью «относительные» присоединяются гексы, на которых указаны признаки, которых нет у относительных прилагательных. Это задание можно предложить при изучении новой темы, при закреплении и обобщении материала. Задание можно выполнять в группах. Каждая группа получает набор одного разряда. Результаты работы должны быть объяснены в группах, парах. Затем можно обменяться информацией с другими группами или выступить перед классом.
Ученики получают хаотично расположенные гексы и семь прикрепленных.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Вариант 7. Предложить учащимся выделить наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и быть готовым объяснить свой выбор всему классу.
Рассмотрим составление гексов в ходе обобщения темы «Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
Ученики должны вставить пропущенные буквы в примеры, вписать объяснение написания в пустые шестиугольники, выложить парные гексы в порядке возрастания их значимости к соответствующему условию написания одной буквы н. Свой выбор объяснить. Это задание можно предложить при закреплении, обобщении материала. Задание можно выполнять в группах. Можно усложнить задание, оставив гексы, на которых указано количество н, пустыми. При этом ученики сами определяют правило.
Это задание можно предлагать при изучении разных орфографических правил. Использовать задание можно при проведении орфографической разминки, повторении, закреплении и обобщении материала.
Ученики получают хаотично расположенные парные гексы.
Пример составленного учениками гекса (курсивом выделены записи, которые должны сделать ученики).
Вариант 8. Составить по гексу рассказ или короткое эссе.
Рассмотрим использование гексов в ходе работы по написанию сочинения по картине А. А. Пластова «Первый снег».
Поставим следующие задачи:
Набор №1.
В ходе беседы по картине учитель постепенно составляет план, вместе с учениками распределяет опорные слова и словосочетания к соответствующим пунктам плана. После того как гекс составлен, дети устно описывают картину по частям, соответствующим плану. Затем, используя гекс, пишут сочинение.
Ученики получают хаотично расположенные гексы и прикрепленные гексы с вписанными пунктами плана.
Пример составленного учениками гекса.