технология эвристического обучения это
Эвристический метод обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность эвристического обучения
Современная педагогика отличается гибкостью, позволяя педагогам и родителям использовать в обучении детей разнообразные методы обучения. Выбор метода остается за педагогами и родителями, важно только лишь соблюдать условие: метод должен быть эффективным и не навредить ребенку.
В настоящее время одним из самых популярных инновационных методов является эвристический метод обучения.
Впервые эвристический метод был предложен Сократом в Древней Греции. Сократ задавал своим ученикам вопросы, тем самым побуждая их к рассуждению и беседе.
Несмотря на то, что эвристический метод обучения появился достаточно давно, в современной педагогике он используется относительно недавно. Именно поэтому нет утвержденной трактовки его понятия. Под эвристическим методом обучения понимают и форму обучения (например, эвристическая беседа), и метод обучения (мозговой штурм), и технологию творческого развития.
Эвристический метод обучения – это метод, направленный на самостоятельное нахождение учащимися ответов на поставленные педагогом вопросы.
Эвристическое обучение – это обучение, основная цель которого заключается в конструировании учащимися собственного смысла, цели и содержания, организации и осознания необходимости обучения.
Таким образом, обучение, основанное на эвристическом методе, для учащихся – это непрерывное открытие нового.
Задачи эвристического метода обучения:
Эвристический метод обучения сочетает в себе познавательную творческую деятельность. Это связано с тем, что педагог не дает учащимся готовые знания, а предоставляет им объект, знания о котором они должны найти самостоятельно информацию и овладеть ей. В качестве объекта могут выступать природные явления, исторические события, художественные произведения и т.п. На основании объекта учащиеся создают продукт деятельности в виде гипотезы, текста, изделия, схемы и т.д. В рамках эвристического метода, результат творческой деятельности ребенка не предсказуем, так как он полностью зависит от его базовых знаний и личности. После представления педагогу получившегося результата, учащиеся сопоставляют его с уже известными достижениями в данной области и осмысливают.
Готовые работы на аналогичную тему
Конечной целью эвристического метода обучения является, не получение конкретных знаний и умений, а осуществление творческой самореализации ребенка.
Оценке по итогам выполнения эвристического задания подвергаются не усвоенные учащимися знания по конкретному предмету, а его творческие достижения в данной сфере.
Принципы эвристического обучения
Реализация эвристического метода обучения базируется на определенных принципах. Среди них:
Использование технологии эвристического обучения в современной школе
В современных школах использование эвристического метода обучения осуществляется во взаимосвязи с проблемным и развивающим обучением. Это объясняется тем, что данные методы обучения, несмотря на их специфичность и различие в приемах работы, направлены на личностно-ориентированное обучение.
Формами и методами эвристического обучения являются различные по тематике творческие занятия: конкурсы, факультативные занятия, индивидуальные занятия по самообразованию, внеклассная и внеурочная работа, олимпиады, интеллектуальные марафоны, творческие конкурсы и т.п.
Одной из наиболее популярных форм организации эвристического метода обучения является эвристическая беседа.
К приемам эвристического метода относятся: сочинения, поделки, художественные произведения собственного сочинения и т.д.
Мероприятия, организованные в рамках эвристического метода обучения, помогают учащимся реализовать себя, продемонстрировать свои знания и способности.
Технология эвристического обучения не только подводит учащихся к изучению материалов учебных предметов, но и способствует успешному обучению.
Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения учебному предмету, является эвристический метод.
Эвристические технологии обучения.
Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, суть которого была в том, что с помощью последовательно и систематически задаваемых вопросов привести собеседника к противоречию с самим собой ик признанию им собственного незнания, а затем совместно, путем дискуссии, прийти к истинному знанию.
Идеи об эвристическом обученииразрабатывались такими учеными как А.В. Хуторской, М.М. Левина, В.А. Крутецкий, Д. Пойа, Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий и др.
Эвристический метод обучения (А.В. Хуторской) —этоспособ организации творческих, продуктивных процессов мышления обучающихся путем овладения ими новыми, более рациональными вариантами действий в новых ситуациях [18].
Эвристическое обучение сочетает в себе творческую и познавательную деятельность учащегося. Преподаватель не дает студенту готовые знания; он предоставляет ему объект, знаниями о котором должен овладеть учащийся. Объектом может выступать историческое событие, жизненная ситуация, литературное произведение и т.п. На его основе студентдолжен создать продукт деятельности — гипотезу, текст, схему. Результат творческой деятельности учащегося может быть разнообразным и зависит от личности студента. Лишь после этого студент с помощью преподавателя сопоставляет результат с известными достижениями в этой области и переосмысливает его.
Конечная цель эвристического обучения —творческая самореализация учащегося.
Эвристическая деятельность развивает у учащихся способности:
· понимать и творчески использовать пути и методы продуктивной познавательной деятельности;
· систематизировать учебную информацию и применять ее в эвристическом поиске;
· адаптироваться к новым условиям деятельности и предвидеть ее результаты;
· прогнозировать свою интеллектуальную и практическую деятельность;
· принимать обоснованные решения на основе эвристических операций с последующей их логической проверкой.
Эвристическая деятельность эффективна при умении обучающегося оценивать свои действия, их рациональность, экономичность, настойчиво доводить решение задачи до логического завершения; при этом важно обладать гибкостью мышления, способностью актуализации и организации информации (опыта) в решаемой задаче.Она осуществляется на основе эвристических правил и операций, основанных на аргументированных рассуждениях.
Эвристические правила — это рекомендации к выбору возможного варианта действия в условиях альтернативного поиска (от более легкого к более трудному, от более знакомого к менее знакомому, от целого к части целого и т.п.).
Операции — это мыслительные действия (анализ, синтез, аналогия, обобщение и т.д.), направляющие деятельность обучающегося на нахождение оптимального решения задачи.
Правила и операции выступают инструментарием для решения учебных эвристических задач.
Учебная эвристическая задача –это определенно сформулированная информационная система, в которой есть информационная несогласованность между ее частями, что вызывает потребность в ее преобразовании и согласовании.
Компоненты учебной задачи:
· форма задачи- выражает внутреннюю организацию и взаимодействие элементов задачи как между собой, так и с внешними условиями;
· структура задачи- совокупность достаточно элементарных объектов с конкретно описанной связью между ними, которая представляет однозначную организацию совокупности.
· содержание задачи- ведущий компонент задачи, на основе которого начинается процесс решения. Оно обладает определенной подвижностью и относительной независимостью от формы и структуры.
Вся эвристическая деятельность по нахождению решения направляется эвристической стратегией, состоящей из эвристических операций и регулируемой эвристическими правилами.
Наиболее широко применяемым методом эвристического обучения является метод «мозгового штурма», активизирующий коллективную творческую деятельность.
Метод и термин «мозговой штурм», или «мозговая атака» предложены американским ученым А.Ф. Осборном.
Основные принципы и правила этого метода – абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток.
Технология его применения:
· условие учебной поисковой задачи формулируется в общих чертах, проблемно;
· занятие разделяется по времени на две части: выдвижение гипотез и их анализ-оценка;
· в первой части занятия запрещается какая бы то ни было критика (в том числе и через мимику, ухмылки, жесты и пр.) мнений и предложений, что снимает боязнь критики своих высказываний у обучающихся — она тормозит их мышление и творческие процессы;
· группа участников «штурма» — «генераторов идей» — за отведенное учебное время выдвигает максимальное количество гипотез, причем любых — даже несостоятельных, парадоксальных. Доказательств не требуется, все идеи записываются. Важно, чтобы участники занятия были психологически раскованы, чувствовали себя свободно;
· во второй части вся группа или выделенная из нее «группа экспертов» ведет всестороннее обсуждение каждой идеи и выносит суждение о ее ценности (оценка дается каждым «экспертом» по пяти или десятибалльной шкале и выводится средний балл), отсеивает нереальные и несерьезные варианты;
· если задача в процессе «штурма» не нашла решения, она может быть предложена тем же обучающимся в измененном виде.
К эвристическим методам относится также синектический метод. Методика его применения в основном аналогична «мозговому штурму». Отличие состоит в том, что он применяется в отношении обучающихся, не имеющих опыта творческой деятельности.
Для этого целесообразно создавать группы (5—7 человек), накапливающие приемы и способы творческих действий. С ними проводится специальная подготовка в профессиональном и учебно-познавательном направлениях. Цель одна — попытаться найти творческое решение поставленной проблемы.
Структурная схема синектического занятия обычно следующая:
· постановка проблемы в общем виде, ее анализ с целью ознакомления;
· отсеивания первых решений;
· вызывающий аналогию вопрос;
· развитие и обыгрывание аналогий;
· выявление значимости и использование аналогий применительно к проблеме для генерирования новых идей;
· выдвижение новой идеи при отрицательной оценке альтернативной;
· развитие новой идеи при ее позитивной оценке.
Достоинства:Этот метод позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысить их интерес и привести к хорошему усвоению материала.
Недостатки:
1) требует большей, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени;
2) при использовании данного метода особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся: многие из них не успевают решать поставленные проблемы, отвечать на вопросы педагога. А преподаватель на занятии ограничен временем и не имеет возможности ждать, пока все студенты самостоятельно придут к нужному выводу;
3) обычно активное участие в решении проблемы или эвристической беседе принимают лишь отдельные учащиеся
Эвристический метод. Формы эвристического обучения
Частично-поисковый (эвристический метод обучения) – это организация активного поиска решения познавательных задач, выдвинутых в процессе обучения или самостоятельно сформулированных под руководством учителя или на основе эвристических указаний и программ. При этом мыслительный процесс приобретает продуктивный характер, но обязательно контролируется и направляется самими учащимися или педагогом. Эвристический метод необходим для постепенной подготовки учащихся к самостоятельной постановке и решению поставленной проблемы.
Деятельность педагога
Эвристическое обучение заключается в подведении обучаемых к постановке проблемы, при этом показывается, как нужно находить доказательства, после делать выводы из полученных фактов, строить план их проверки и т. д. Эвристическая беседа широко применяется при этом методе обучения, в процессе нее преподаватель задает несколько взаимосвязанных вопросов, являющихся шагами к решению проблемы. Эвристический метод предполагает, что ученики активно участвуют в подобных беседах, овладевая приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и поиска путей ее разрешения и т. д. Но учащиеся не всегда способны к самостоятельному решению сложной учебной задачи от начала и до конца, они могут попытаться частично разобраться в ней. Учитель пытается привлечь детей к выполнению отдельных шагов. Какую-то часть знаний дает взрослый, часть ученики ищут самостоятельно, отвечают на заданные вопросы или разрешают проблемные задания.
Эвристический метод обучения – это организация процесса овладения знаниями, при которой не все сведения детям даются в готовом виде, частично их необходимо добывать самостоятельно. Деятельность педагога подразумевает оперативное управление процессом решения проблемных задач.
Методы и формы
Главной задачей форм и методов эвристического обучения является создание обучающимися новых образовательных результатов: сочинений, идей, поделок, исследований, художественных произведений, конкурсов и др.
Эвристический метод предполагает следующие формы занятий:
Преимущества
Эвристическое обучение эффективно, так как:
Недостатки
Эвристический метод требует большей затраты времени, если сравнивать его с сообщением готовых знаний. Вот почему преподаватель не имеет возможности на всех уроках его использовать. Вообще применение метода напрямую зависит от уровня развития и обученности учащихся, а особенно от того, сформированы ли у них познавательные умения.
Таким образом, эвристические методы нужно использовать в разумных пределах, нейтрализуя их недостатки с помощью разных приемов. Необходимо помочь тем ученикам, которые не смогли решить на уроках поставленные задачи. Нужно попытаться сформировать у детей умения и навыки, которые пригодятся им для самостоятельного решения проблемы.
Эвристические приемы и методы применимы не только в обучении, но и в профессиональной деятельности.
Эвристический анализ
Эвристические методы анализа – это группа приемов сбора и обработки информации, которая опирается на суждения группы специалистов. Их еще называют креативными.
Эвристические методы являются основой для экспертных оценок, рассматриваемых операций, процессов, результатов. Все выводы, которые получены при анализе на основе этих методов, всегда имеют логическое обоснование и могут быть выражены в форме прямой оценки (неприемлемо, приемлемо, вредно, полезно); определения предположений (выбор наиболее удачных или первоочередных решений); отбора мероприятий для конкурентной проработки.
При эвристическом анализе применяются следующие методики: метод контрольных вопросов, коллективный блокнот, деловая игра, комиссии и конференции, метод аналогии, метод сценариев, целевая оценка, банк идей, метод «паутина», мозговой штурм, активный социологический тестированный анализ и контроль, SWOT-анализ.
Эвристическое прогнозирование
Эвристические методы прогнозирования являются необходимыми и важными инструментами предвидения будущего, их роль велика там, где использование других методов пока не представляется возможным.
Достоинством эвристического прогнозирования считается то, что оно применимо для прогнозирования любых процессов, вне зависимости от их природы и уровня знаний, а также отсутствия или наличия какой-либо информации. Большой эффект эвристическое прогнозирование способно дать при определении новых направлений дальнейшего развития и их возможностей.
Эвристические методы управленческих решений
Эвристический метод принятия решений необходим при поиске новых управленческих идей. Прошлый опыт не отвергается, его пытаются объединить с новыми идеями. В результате этого есть возможность решить старые задачи, которые не было возможности решить при помощи других методов, а также новые задачи, которые возникают при управлении инновационной деятельностью. В реализации данного метода выделяется 2 необходимых элемента: инсайт и мыслительные усилия для решения управленческих задач.
Метод эвристических приемов
Не имеет однозначного определения понятие эвристического приема. Под ним понимается элемент эвристического метода и преобразующее действие, которое позволяет составить алгоритм решения проблемной задачи.
Доклад Технология эвристического обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ФГАОУ ВО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия психологии и педагогики
Кафедра образования и педагогических наук
Доклад по дисциплине
«Современные педагогические технологии»
« Технология эвристического образования»
Студентка 3 курса 31 группы
направление «Педагогическое образование»
профиль «Технология и ИЗО»
доцент Мисиров Д. Н.
ВВЕДЕНИЕ
Принято считать, что образование — это передача новому поколению опыта и знаний предыдущего. Так построено большинство педагогических систем, действующих в современных общеобразовательных учреждениях и вузах. Однако общепринятое понимание образования как усвоения человеком опыта прошлого вступает сегодня в противоречие с его потребностью в самореализации, необходимостью решения насущных проблем стремительно изменяющегося мира. От современного человека требуется осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в личных, образовательных и профессиональных областях. В то же время существует внешний социальный заказ на образование, выраженный в требованиях общества к подготовке его граждан.
Обучение, ставящее главной задачей конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, мы называем эвристическим обучением.
Роль и место культурно-исторических достижений человечества, в том числе и образовательных стандартов, в эвристическом обучении меняются.
Эвристические технологии обучения (от греч. heureka — я нашел) предполагают освоение знания «через открытие». Эти технологии своими корнями уходят в блестящие эвристические беседы Сократа с их главным нервом — «знанием о незнании». В более поздние времена эти технологии приходили в практику обучения со страниц педагогических сочинений Ж-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого. В XX столетии главным автором и распространителем эвристической технологии стал Дж. Дьюи.
Главные признаки эвристического обучения:
1. Снята жесткая предметная организация содержания обучения: учебные программы вариативны и включают интегрированное содержание. Очень важной особенностью эвристической технологии является так называемое «открытое знание» — неоднозначное, многовариантное. Учитель, предлагающий задания «открытого типа», может знать два-три варианта решения, а ученики предложат еще несколько или познавательная задача окажется вообще не имеющей однозначного решения, что чаще всего бывает в задачах с гуманитарным содержанием.
2. Учащиеся объединяются в группы разного состава («пары», «тройки», «пятерки»). Группы могут меняться со сменой деятельности или по желанию учащихся и даже быть разновозрастными.
3. Освоение учебного содержания происходит в совместной деятельности учителя и учащихся и строится в определенной логике:
· создание проблемной ситуации (ощущение затруднения);
· выявление затруднения и определение проблемы;
· предложение возможного замысла решения проблемы (выдвижение гипотез);
· логическая проверка гипотез, некоторые гипотетические выводы;
· наблюдения и эксперимент, которые позволят отвергнуть гипотезу или принять логические выводы.
4. В центре внимания учителя не конкретные знания, умения и навыки учащихся, а их личный опыт впечатлений и переживаний предметно-практической деятельности, взаимодействия и общения, основных компетенций личности.
5. Учитель занимает открытую личностную позицию, различными средствами «убирает» свою организующую роль в учебном процессе:
· учащимся предоставляется свобода выбора (группы, содержания, темпа);
· исключается всякое принуждение к учению, прямой контроль и оценивание в баллах;
Так, И. С. Якиманская считает, что технология личностно ориентированного обучения вполне реализуема в рамках урока, главное, чтобы учитель создавал условия для самостоятельности каждого ученика, максимально использовал субъектный опыт ребенка и применял диалоговые формы обучения.
В дидактических работах В. В. Серикова технологическое воплощение личностно ориентированное обучение находит в базовом технологическом комплексе — «личностно ориентированной ситуации». Такая ситуация имеет достаточно определенную структуру в виде триады: «задача — диалог — игра». Иными словами, учитель моделирует учебную задачу так, что ученик не может ее решить только на знаниево-репродуктивном уровне, а должен найти противоречие, осмыслить проблему, попытаться объяснить ее, используя свой познавательный и практический опыт и, включившись в ролевое взаимодействие с товарищами, решить проблему.
По мнению Н. И. Алексеевой, личностно-ориентированные технологии существенно различаются при работе с разным содержанием обучения.
Предметы «структурно-ориентированные» (математика, физика, химия, биология) требуют организовывать «поиск» нового знания.
Предметы «позиционно-ориентированные (родной язык, иностранный язык, география) нуждаются в освоении правил, алгоритмов, поэтому следует организовывать «поиск» инструментальных ориентиров.
Предметы «смысло-ориентированные» (литература, история, мировая художественная культура, изобразительное искусство, музыка) требуют поиска личностного смысла для учащихся.
Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.
К эвристическим формам занятий относятся: эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты. Рассмотрим их особенности.
Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Примеры таких заданий:
— изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира;
— дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы;
— сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги);
— составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;
— придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; “оживить” буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы;
— изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту;
— разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.
Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения. Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения.
Метод “вживания”. Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается “переселиться” в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: “Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…”. В моменты наилучшего “вживания” ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом
Метод “Если бы…” Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что построение образовательного процесса на эвристической основе возможно как в отдельных учебных предметах, так и специальных метапредметах, а также в условиях деятельности всего учебного заведения. Для обеспечения эффективности эвристического обучения необходима опора на теорию дидактической эвристики, включающую концептуальную модель обучения, закономерности, принципы, технологию организации эвристического обучения, его специфическое содержание, формы, методы, систему диагностики и оценки результатов.
Теоретические условия, при которых учащиеся получают возможность конструирования процесса собственного образования, определяются следующими дидактическими элементами: принципом индивидуального образовательного целеполагания ученика; личностным компонентом содержания образования, вариативной технологией обучения, допускающей занятия учеников по индивидуальным образовательным программам; возможностью получения учениками различных образовательных результатов изучения одних и тех же учебных объектов; ориентацией на получение личного образовательного продукта, как при изучении реального образовательного объекта, так и при знакомстве с культурно-историческими знаниями о нем; контролем и оценкой не только образовательных нормативов, но и личного образовательного приращения ученика; включением в общеобразовательный процесс рефлексии учащихся.
Технология эвристического обучения интегрирует индивидуальную творческую самореализацию учащихся с их коллективным учебным взаимодействием. Основу данной технологии составляет: наличие образовательных программ разных уровней; поэтапное чередование индивидуальной и коллективной деятельностей учеников; использование «открытых заданий», позволяющих всем ученикам одновременно продвигаться в соответствии со своими субъективными особенностями обучения; рефлексивный подход к установлению индивидуальных и коллективных продуктов деятельности. Творческая образовательная деятельность учеников вполне совмещается с усвоением ими базовых образовательных стандартов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
3. Хуторской А.В., «Эвристическое обучения», М.: 1998
4. Кулюткин Ю.К., «Эвристические методы в структуре решений», М.: Педагогика, 1970
5. Журавлев В.И. Методология и методы педагогических исследований // Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.
[1] Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
[2] Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
[4] Кулюткин Ю.К., «Эвристические методы в структуре решений», М.: Педагогика, 1970
[8] Хуторской А.В., «Эвристическое обучения», М.: 1998
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.