технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология проблемного обучения на уроках

русского языка и литературы

Курбанова Н.Н. – учитель русского языка и литературы

В современных условиях главная задача учителя на уроке не преподнести учащимся новый материал, а организовать самостоятельную осмысленную работу по добыванию новых знаний.

Проблемное обучение – это форма организации уроков, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению. В результате этого и происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие творческих и мыслительных способностей. Проблемное обучение доступно практически всем учащимся. Лишь уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут различаться в зависимости от возраста и способностей учеников.

На каком этапе урока можно применять проблемную ситуацию? Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле; на уроках обобщения и систематизации.

Все зависит от учителя, как он решит, где более уместна и эффективна будет постановка проблемной задачи, проблемного вопроса или проблемной ситуации.

Какими бы ни были программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных задач. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке.

Можно выделить следующие пути создания проблемных ситуаций:

«Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод. Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.

« Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала. Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

« Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока.

Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать ученикам для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».

Известно, что творческие способности человека чаще всего рождаются стихийно, ими нельзя управлять напрямую. Они развиваются в совместной деятельности с учителем. Эта деятельность будет носить продуктивный характер, если будет организовываться систематически, если окажется увлекательной для всех, если каждый из ребят сможет реализовать в ней свои знания, умения, творческие замыслы.

Таким образом, применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности усиливает мотивацию учебной деятельности школьников, активизирует их познавательную активность, способствует реализации интеллектуального потенциала и личностной направленности учебного процесса.

Эту технологию, несмотря на высокую эффективность, как и любую другую, нельзя считать единственно приемлемой для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных технологий.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня. С точки зрения классической дидактики, проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки (А,М. Матюшин, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев и др.).

Более детально в работе В.Оконь «Основы проблемного обучения» проблемное обучение раскрывалось как «организация проблемных ситуаций, формирование проблемы (постепенно к этому привлекаются сами ученики), оказание ученикам необходимой помощи в решении проблемы, проверка этих решений, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».

По мнению того же автора проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ:

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2. В хорде решения проблемы учащихся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Главные цели проблемного обучения :

развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении

воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

развитие профессионального проблемного мышления.

Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать

активизация развивающего потенциала обучения;

самостоятельная поисковая деятельность;

высокий познавательный уровень;

личностная включенноть всех участников в процесс обучения;

практическая направленность процесса обучения.

М.Н. Скаткин предлагал различать три вида проблемного обучения :

1. Проблемное изложение знаний. При таком изложении учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.

Главные условия успешности проблемного обучения :

1. Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы.

2. Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного).

3. Значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого.

4. Необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися, относятся с вниманием и поощрением.

Как бы то ни было, но главным понятием проблемного обучения остается учебная проблема. Это понятие предлагается понимать, как диалектическое противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.

Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:

Современная дидактика предлагает несколько видов классификаций проблемных уроков.

В своей педагогической практике преподавания литературы использую уроки версионного характера (по классификации Г.В. Артемьева), когда проблема решается в виде дискуссии с помощью логических аргументов, подтверждающих выдвинутую версию. Например, в 10 классе при изучении драмы А.Островского «Гроза» перед учениками ставлю вопрос: «Представим, что Катерина уехала с Борисом. Как могла сложиться их жизнь?» или предлагаю учащимся предложить свои версии развития сюжета, отличные от авторской. Такие уроки провожу, когда вижу, что у учеников остались вопросы, на которые в ходе урока они ответов не получили, а вопросы эти их волнуют. Ученики высказывают свои версии, подкрепляя своя мнения примерами из литературных произведений (Лесков «Очарованный странник», рассказы И.Бунина, Куприн «Олеся» и др.) или из жизни.

Часто провожу также уроки с включением морально-этической проблемы. Дома предлагаю познакомиться с мнениями разных критиков. В ходе обсуждения проблемы на уроке учащиеся рассматривают разные точки зрения. Проблема решается в ходе дискуссии с опорой на жизненный опыта ученика и с помощью психологических аргументов.

В 7 классе по учебнику В.Я.Коровиной проводила урок по творчеству Л.Андреева «Нравственные ценности рассказа «Юшка» с применением проблемной технологии. В центре внимания стояла проблема: Как вы понимаете пословицу «Не стоит село без праведника»?, а по творчеству Л.Андреева в его рассказе «Кусака» была поставлена проблема: Взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим».

Мне близка и другая классификация проблемных уроков. Уроки литературы в 7-9классах провожу как уроки с проблемным изложением, эвристические беседы, семинары, структуированные дискуссии (групповая работа). Выбор типа урока зависит от подготовленности класса, его умения работать в группах, способности к исследовательской деятельности и, наконец, от готовности к открытому взаимодействию с учителем и друг с другом:

— урок-дискуссия. Такие уроки провожу, если проблема имеет для учеников большое морально-этическое значение и вызывает их живой интерес. Например, интересно прошел урок по роману Ф.М. Достоевского «Суд над Родионом Раскольниковым». Класс был разделен на 3 группы: «защитники» Раскольникова, «обвинители» и «присяжные заседатели». За собой я оставила роль «судьи». Цель сторон: убедить «судью» и «присяжных заседателей» в своей правоте, используя текст романа, исторический и литературоведческие комментарии, исторические и судебные прецеденты. В ходе обсуждения слово поочередно предоставлялось сторонам обвинения и защиты, «присяжные заседатели» готовили свои вопросы и делали выводы о силе и слабости позиций сторон, «судья» направляла обсуждение в нужное русло, комментируя и уточняя высказывания, иногда помогая четче выразить мысль.

— урок-проблемная лекция. В название урока выношу проблемный вопрос, над которым ученикам предстоит думать в ходе лекции учителя. Например, в 9 классе перед изучением творчества В. Жуковского и Н. Карамзина необходимо дать понятие «романтизм». Урок «Художественный мир русской литературы 10-20 годов 19 века» строю как проблемную лекцию. На доске записываю вопрос «Почему в России начала 19 века стало возможным распространения романтизма и каковы его основные черты?» Рассказываю о настроениях, которые владели обществом после 1812 и 1825 годов, опираясь на воспоминания современников и произведения писателей и поэтов того времени, на свидетельство историков. Учащиеся в ходе рассказа, подкрепленного мультимедийной презентацией, делают необходимые записи (в конце урока они будут проверены и дополнены). В конце урока ученики формулируют ответ на проблемный вопрос, подкрепляя свои доводы аргументами из лекции учителя или собственными примерами. Они ценят, что им не навязывают точку зрения, оставляют простор для самостоятельных суждений.

Проблемные уроки считаю удачными, если

1. ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;

2. ученики смогли установить связи между явлениями;

3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;

4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.

Часто после такого проблемного урока дома предлагаю письменно оформить свое мнение по проблеме. Эта работа имеет для старшеклассников большое значение, т.к. именно такие умения требуются на экзаменах в новой форме.

Источник

Применение технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Применение технологии проблемного обучения

на уроках русского языка и литературы.

Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня.

В своей педагогической деятельности активно использую технологии развития критического мышления через чтение и письмо, эвристического обучения, уровневой дифференциации, элементы развивающего обучения, групповые, игровые, компьютерные технологии, тестовые методики.

На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает :

Усвоение материала учеником не просто через восприятие органами чувств, а, что очень важно, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях;

Усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний;

Развитие его творческих способностей.

Ученик становится активным участником собственного обучения. А активность ученика,

Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно направлено на творческое усвоение знаний в области литературоведения и лингвистики, на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, имеющихся в курсе литературы, на развитие навыков самостоятельного применения методов исследования. Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся к такому явлению как «проблема».

По мнению В.Оконя проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ :

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Главные цели проблемного обучения :

развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении

воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

развитие профессионального проблемного мышления.

Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать:

активизация развивающего потенциала обучения;

самостоятельная поисковая деятельность;

высокий познавательный уровень;

личностная включенность всех участников в процесс обучения;

практическая направленность процесса обучения.

М.Н. Скаткин предлагал различать три вида проблемного обучения :

1. Проблемное изложение знаний. При таком изложении учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.

Главные условия успешности проблемного обучения:

1. Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы.

2. Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного).

3. Значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого.

4. Необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися, относятся с вниманием и поощрением.

Как бы то ни было, но главным понятием проблемного обучения остается учебная проблема. Это понятие предлагается понимать, как диалектическое противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.

Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся :

Я в своей работе с учащимися использую различные методы активизации обучающихся с использованием элементов проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке литературы :

подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (например, противоположные мнения критиков по поводу отдельных художественных произведений или восприятия героев художественного произведения);

побуждаю обучаемых сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты (например, сравнить характеры главных героев прочитанного произведения);

ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

определяю проблемные задачи (например: с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем осмысления предложенной литературы темы устного сочинения, размышления о прочитанном, на преодоление «психологической» инерции).

Проблемные уроки считаю удачными, если

1. ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;

2. ученики смогли установить связи между явлениями;

3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;

4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.

Часто после такого проблемного урока дома предлагаю письменно оформить свое мнение по проблеме. Эта работа имеет для старшеклассников большое значение, т.к. именно такие умения требуются на экзаменах в новой форме.

На примере одного из уроков я хочу показать использование технологии проблемного обучения в преподавании литературы в 8 классе.

Тема урока: Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока: рассмотреть глубину личности Пугачёва, рассмотреть его как историческую фигуру и как литературного героя.

• обучающие: Выявить основные черты образа Пугачёва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», суть взаимоотношений Пугачева и Гринева и постараться ответить на вопрос: Кто же такой Пугачев?

• развивающие: развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом; развивать навыки аргументированного устного выступления, умения задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять.

• воспитывающие: помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, помочь им определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как «честь», «милость», «добро», «благородство».

Тип урока: комбинированный

Методы и приёмы: исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный; работа с учебником, в парах, группах.

Технологии: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии, ЭОР.

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация материалов урока, ЭОР:

1. Просмотр видеофрагмента «Пугачев в Белогорской крепости» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c68a1bbd-a4f4-4056-8f71-4d379b3ca978/?from=efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13&interface=catalog&class=50&subject=10;

2.Аудиозапись калмыцкой сказки.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13/116541/?interface=catalog&class=50&subject=10;

Ребята, согласитесь, что в наши дни книга уже не единственный источник знаний. Она перестала быть и развлечением: телевизор, компьютер не требуют душевного напряжения для создания виртуальных миров. А вот книга – это инструмент душевной работы, без которой становление личности уродливо и бедно.

Книга – письмо, адресованное всем и каждому, хранящее жар души автора. Но заговорит она тогда, когда встретится с теплом души читателя, и заживут, задвигаются и задышат, начнут страдать и любить, жить и умирать – в который раз! – хранимые книгой образы.

Не всегда легко, а иногда невероятно трудно, расшифровать это послание, а потом и понять, что важного и нужного оно говорит.

Сегодня мы будем анализировать, расшифровывать образы “Капитанской дочки” А. С. Пушкина.

ИТАК, 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.

2. Мотивация и целеполагание.

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом.Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва. (С.М.Петров)

-Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка

— Как бы вы сформулировали тему урока: (» Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Слайд №1

Запись в тетрадях темы урока.

— Попробуйте сформулировать цели урока.

(Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка», выявить основные черты образа Пугачёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв – народный защитник или злодей?)

(По ходу урока составляется таблица по образу Емельяна Пугачёва)

3. Практическая часть.

1. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. В 1762 году произошел еще один переворот: был свергнут с престола, а затем тайно убит император Петр3. На трон взошла его жена-Екатерина2.

Подробнее об этом времени, о причинах крестьянского бунта нам расскажут «историки». (Выступление учащихся с индивидуальным заданием.)

(Крестьянская война под предводительством Пугачева – одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением.

Недовольство народа – главная причина восстания.

Крестьяне были возмущены своим бесправным положением. Их могли продавать, проигрывать в карты, отдавать без их согласия для работы на завод и т.п. Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков. Присоединенные национальности (чуваши, башкиры, удмурты, татары, калмыки, казахи) были недовольны притеснением их веры, изъятием их земель и строительством на их территориях военных сооружений. Казакам тоже не нравилось, что ущемляют их свободу, ограничивают их права. Государство также установило монополию на соль, что подорвало экономику казаков. Дело в том, что казаки в основном жили за счет продажи рыбы и икры, а соль играла важную роль в увеличении их срока годности.

Наконец, казачье войско отказалось от погони за калмыками, которая была приказана им сверху. Правительство отправило отряд с целью усмирить казаков. На это казаки ответили только новым восстанием, которое было жестоко подавлено. Люди были в ужасе от наказаний главных зачинщиков и были напряжены.

К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель. Эти не подтвержденные ничем слова держали крестьян в напряжении, которое было готово вылиться в восстание.

Также говоря о причинах восстания, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только Пугачев смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности. Слайд №3

(Выступление учащихся с индивидуальным заданием.)

(Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. По происхождению казак; грамоте обучен не был.

В семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне. «За отличную проворность» он взят полковником в ординарцы.

1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость (младший казачий офицерский чин).

1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи.

Конец 1772 года – Пугачев пробирается на Яик, к казакам. Здесь он пытается подбить людей на восстание, но его снова арестовывают и доставляют в тюрьму Казани. Он обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II – пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога.

После побега Пугачев скрывается в Яицких степях, где встречается с участниками неудачного крестьянского восстания 1772 года.

В этом же году Пугачев на казачьем Кругу объявляет себя Петром III и предлагает свою политическую программу: построение казацко-крестьянского государства во главе с «мужицким царем».

Участники восстания Емельяна Пугачева

По социальному составу: казаки, крестьяне, рабочие заводов

По национальному составу: русские, чуваши, калмыки, татары, казахи, башкиры, удмурты

Яицкие казаки были первыми, кто присоединился к Пугачеву, дальше его войско росло очень стремительно. За две недели оно выросло с 80 человек до 2,5 тысяч. Захватив несколько мелких городов, восставшие направились к Оренбургу.

Сразу Оренбург взять не удалось, пришлось осаждать город. Часть войска Пугачева время от времени отлучалась от главной цели и захватывала мелкие населенные пункты, в том числе были попытки взять Уфу и Челябинск.

На первом этапе шла организация войска Пугачева, которое достигло по одним данным 30 тыс. человек, по другим – 40. Постоянно расширялись территории, вовлеченные в восстание. Но несмотря на это, 22 марта 1774 года Пугачев потерпел крупное поражение под Татищевской крепостью и вынужден был бежать.

Пугачев быстро восполнил свои ряды, так как люди сами рвались к нему в войско. Восставшие захватили несколько крепостей и заводов на Урале. После взятия Казани восставшими, их разбили правительственные отряды Михельсона.

Побежденный Пугачев с отрядом в 500 человек переправился на другой (правый) берег Волги.

Народы и крестьяне Поволжья с радостью вступали в войско Пугачева. Так были взяты (многие без боя) города Саранск, Саратов, Пенза.

Восставшие уже были близ Москвы. Екатерина и представители власти уже ждали похода Пугачева на старую столицу, но тот двинулся на юг, с целью поднять донских казаков на восстание. В августе Пугачев и его измотанное войско попыталось взять Царицын, но это им не удалось. Вскоре армия восставших была разбита. Пугачев бежал с небольшим отрядом.

В сентябре 1775 года приближенные Пугачева, чтобы заслужить помилование, сдали предводителя правительству. Закованного в цепи, в клетке его доставили в столицу.

После нескольких заседаний суд приговорил Пугачева к смертной казни: «Емельку четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырём частям города и положить на колёса, а после на тех местах сжечь».

Казнь Пугачева и других приговоренных состоялась 21 января 1775 года в Москве на Болотной площади. По рассказам современников, на казни бунтаря присутствовало очень много народу, стоял лютый мороз. По прочтении манифеста Пугачев, стоя на эшафоте, перекрестился на соборы, поклонился на все стороны и покаялся перед народом.

Рядовые люди Пугачева также были сурово наказаны – многих повесили и пустили плоты с виселицами по течению главных рек (для устрашения населения)

2. Екатерина 2 после подавления бунта создает Манифест, Литературоведы отмечают, что с Пугачевым происходят метаморфозы, он предстает перед читателем в различных образах. Давайте рассмотрим их подробнее.

2.1. Первая встреча с Гриневым. (Глава «Вожатый»). Слайд №8

«Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показалась проседь, живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское «.

Подобное описание показывает, что герой не так прост, как может показаться. Бегающие глаза, плутовское выражение лица и воровской разговор заставляют Гринёва напряжённо вглядываться в лицо незнакомца, но он остаётся неразгаданным как для него, так и для читателя.

-Каким предстаёт Гринёв в истории с вожатым?

– Итак, Гринёв и Пугачёв расстаются довольными друг другом. Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв – собирать войско.

( Краткая запись в тетрадь)

2.2. Пугачёвщина (Глава 6)

-Как называется Глава 6?

-А как вы думаете, почему?

Само название главы «Пугачевщина» несет на себе большую смысловую нагрузку.

Просмотр видеофрагмента «Пугачев в Белогорской крепости». (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c68a1bbd-a4f4-4056-8f71-4d379b3ca978/?from=efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13&interface=catalog&class=50&subject=10)

— Как характеризует данный фрагмент Пугачева?

( Краткая запись в тетрадь)

В главе «Приступ» Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя: «Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнаженной саблею в руке: это был сам Пугачев. Он остановился; его окружили, и, как видно, по его повелению, четыре человека отделились и во весь опор поскакали под самую крепость».

Атрибутика, которой окружает себя герой, свидетельствует о его желании соответствовать представлению народа о командире. И защитники крепости, и нападающие видят, что Пугачев — центр толпы, он управляет разыгрывающимися событиями.

-Проявление каких черт Пугачева мы наблюдаем в главе VII «Приступ»?

ВЫВОД: Противоречивость натуры Пугачева.

• Аудиозапись отрывка «Есть упоение в бою…»

Есть упоение в бою

И бездны мрачной на краю,

И в разъярённом океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смутного таит

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

А.С. Пушкин «Пир во время чумы»

-Как соотносятся эти слова с изображением вождя народного восстания? (Есть люди, которые рассматривают жизнь как завораживающую игру со смертью, которые видят в постоянном риске некое упоение, кто не рисковал, тот, может быть, и не жил. Это натуры крайне противоречивые, сложные и необычайно сильные. Конечно, такие личности довольно редки, но они, появляясь, как правило, играют весьма значительную роль и истории. Именно таким человеком и был Емельян Пугачёв.)

( Краткая запись в тетрадь)

2.4. Анализ сцены откровенного разговора Гринева и Пугачева (глава VIII «Незваный гость»)

Название главы «Незваный гость» Указывает нам на Гринёва, который на пирушке Пугачёва действительно был незваным гостем.

В главе даётся портрет Пугачёва, каким видит его Гринёв. «Черты лица его, правильные и довольно приятные». В разговоре с Гринёвым Пугачёв пытается доказать, что он царь Пётр 3. Но речь Пугачёва выдаёт его народное происхождение. В ней много пословиц и поговорок: «Кто не поп, тот батька», «Казнить так казнить, миловать так миловать».

Кроме этого мы слышим народную песню «Не шуми, мати, зелёная дубровушка» в исполнении Пугачёва.

Из разговора Гринёва с Пугачёвым мы понимаем, что Гринёв не боится Пугачёва. Он отказывается ему служить, не верит в то, что он царь.

Речь Гринева поразила Пугачёва своей искренностью. Он поступает как благородный человек и отпускает Гринёва.

— Какие качества Гринева импонируют Пугачеву?

ВЫВОД: Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв.

( Краткая запись в тетрадь)

2.5. Третья встреча Гринева и Пугачева (Глава XI «Мятежная слобода» и XII «Сирота»)

-В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?

— когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его.

— когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения)

1. Аудиозапись калмыцкой сказки. (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13/116541/?interface=catalog&class=50&subject=10)

• Да, сказка… С кем сравнивает себя Пугачев?

• Что он хочет сказать этим Гриневу?

• А Пушкин с кем сравнивает Пугачева, судя по эпиграфу?

-Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его.

( Краткая запись в тетрадь)

2.6. Четвертая встреча Гринева и Пугачева

-Найдите в тексте повести сцену казни Пугачёва и предложение о его последнем взгляде. От чьего имени оно написано? Какие чувства испытывает Пётр Гринёв в этот момент?

(Происходит молчаливый диалог, в котором боль и сострадание, прощение и сочувствие).

— Какие новые черты мы видим в Пугачёве?

( Краткая запись в тетрадь)

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Пугачев у Пушкина многолик и противоречив.

А. С. Пушкин, изображая на страницах своего произведения Пугачева, не отходит от исторической

правды. Он показывает Пугачева как самозванца, беспощадного и жестокого злодея, смелого и дерзкого человека, талантливого военачальника, любимца народа. Но, используя художественный вымысел, Пушкин делает образ своего героя живым, что помогает увидеть в нем еще и человека, способного помочь нуждающемуся, способного на добро отвечать добром, умеющего отблагодарить, защитить, а также человека чуткого, милосердного, мудрого и в то же время несчастного и одинокого.

Сложность характера Пугачева явилась символом сложности времени, раздираемого социальными противоречиями. В романе «Капитанская дочка» ярко проявился реализм Пушкина, который учит нас воспринимать человека во всем многообразии социальных и личных отношений.

Пушкин в своем Пугачеве дал нам неразрешимую загадку: злодеяния – и чистого сердца.

-Что лежит в основе взаимоотношений Пугачёва и Гринёва? (Милосердие)

( Краткая запись в тетрадь)

5. Вывод. Слово учителя.

6. Выставление оценок ученикам, которые выступали с сообщениями к уроку, и наиболее активным участникам урока.

7. Домашнее задание.

Письменно ответьте на один из вопросов:

1. Какие вы видите положительные и отрицательные стороны в Пугачеве как литературном герое и исторической личности?

2. С каким Пугачевым вы хотели бы побеседовать? О чем бы вы его спросили?

технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Картинка про технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Фото технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Картинка про технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Фото технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Картинка про технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Фото технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть фото технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Смотреть картинку технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Картинка про технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы. Фото технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Применение технологии проблемного обучения

на уроках русского языка и литературы.

Новые образовательные технологии сегодня являются необходимым условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. «Развитие» становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения. Современный урок русского языка и литературы должен быть обучающим, воспитывающим, развивающим и интересным. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках и в воспитательной работе – потребность сегодняшнего дня.

В своей педагогической деятельности активно использую технологии развития критического мышления через чтение и письмо, эвристического обучения, уровневой дифференциации, элементы развивающего обучения, групповые, игровые, компьютерные технологии, тестовые методики.

На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Проблемное обучение предполагает :

1. Усвоение материала учеником не просто через восприятие органами чувств, а, что очень важно, как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях;

2. Усвоение не просто системы знаний, но и самого пути процесса получения этих знаний;

3. Развитие его творческих способностей.

Ученик становится активным участником собственного обучения. А активность ученика,

Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно направлено на творческое усвоение знаний в области литературоведения и лингвистики, на формирование основных понятий этики, морали, социальных понятий, имеющихся в курсе литературы, на развитие навыков самостоятельного применения методов исследования. Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Реализация проблемного обучения повышает мотивацию к познавательной деятельности, способствует глубокому пониманию учебного материала, формирует конструктивное отношение учащихся к такому явлению как «проблема».

По мнению В.Оконя проблемное обучение имеет ряд существенных преимуществ :

1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем.

2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.

3. Темп передачи информации зависит от самих учащихся.

4. Повышенная активность учащихся способствует развитию положительных мотивов учения и уменьшает необходимость формальной проверки результатов.

5. Результаты обучения относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности.

Современная дидактика определяет проблемное обучение как систему методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Главные цели проблемного обучения :

· развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений;

· усвоение учащимися знаний, умений и навыков, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания и умения более прочные, чем при традиционном обучении

· воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы;

· развитие профессионального проблемного мышления.

Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать:

· активизация развивающего потенциала обучения;

· самостоятельная поисковая деятельность;

· высокий познавательный уровень;

· личностная включенность всех участников в процесс обучения;

· практическая направленность процесса обучения.

М.Н. Скаткин предлагал различать три вида проблемного обучения :

1. Проблемное изложение знаний. При таком изложении учитель не только сообщает ученикам те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск.

2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний. Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.

Главные условия успешности проблемного обучения:

1. Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы.

2. Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного).

3. Значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого.

4. Необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися, относятся с вниманием и поощрением.

Как бы то ни было, но главным понятием проблемного обучения остается учебная проблема. Это понятие предлагается понимать, как диалектическое противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно.

Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся :

Я в своей работе с учащимися использую различные методы активизации обучающихся с использованием элементов проблемного обучения на уроках русского языка и литературы.

Методические приёмы создания проблемных ситуаций на уроке литературы :

· подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

· излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос (например, противоположные мнения критиков по поводу отдельных художественных произведений или восприятия героев художественного произведения);

· побуждаю обучаемых сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять события, факты (например, сравнить характеры главных героев прочитанного произведения);

· ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

· определяю проблемные задачи (например: с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем осмысления предложенной литературы темы устного сочинения, размышления о прочитанном, на преодоление «психологической» инерции).

Проблемные уроки считаю удачными, если

1. ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов;

2. ученики смогли установить связи между явлениями;

3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;

4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.

Часто после такого проблемного урока дома предлагаю письменно оформить свое мнение по проблеме. Эта работа имеет для старшеклассников большое значение, т.к. именно такие умения требуются на экзаменах в новой форме.

На примере одного из уроков я хочу показать использование технологии проблемного обучения в преподавании литературы в 8 классе.

Тема урока: Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока: рассмотреть глубину личности Пугачёва, рассмотреть его как историческую фигуру и как литературного героя.

• обучающие: Выявить основные черты образа Пугачёва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», суть взаимоотношений Пугачева и Гринева и постараться ответить на вопрос: Кто же такой Пугачев?

• развивающие: развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом; развивать навыки аргументированного устного выступления, умения задавать вопросы, отвечать на вопросы, возражать, дополнять.

• воспитывающие: помочь ученикам правильно оценивать поступки людей, помочь им определиться в нравственных ориентирах, способствовать пониманию таких нравственных категорий, как «честь», «милость», «добро», «благородство».

Тип урока: комбинированный

Методы и приёмы: исследовательский, проблемно-поисковый, репродуктивный; работа с учебником, в парах, группах.

Технологии: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, здоровьесбережения, ИКТ-технологии, ЭОР.

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация материалов урока, ЭОР:

1. Просмотр видеофрагмента «Пугачев в Белогорской крепости» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c68a1bbd-a4f4-4056-8f71-4d379b3ca978/?from=efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13&interface=catalog&class=50&subject=10;

2.Аудиозапись калмыцкой сказки.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/efb933dc-d58d-48db-aa7f-ed9926480d13/116541/?interface=catalog&class=50&subject=10;

Ребята, согласитесь, что в наши дни книга уже не единственный источник знаний. Она перестала быть и развлечением: телевизор, компьютер не требуют душевного напряжения для создания виртуальных миров. А вот книга – это инструмент душевной работы, без которой становление личности уродливо и бедно.

Книга – письмо, адресованное всем и каждому, хранящее жар души автора. Но заговорит она тогда, когда встретится с теплом души читателя, и заживут, задвигаются и задышат, начнут страдать и любить, жить и умирать – в который раз! – хранимые книгой образы.

Не всегда легко, а иногда невероятно трудно, расшифровать это послание, а потом и понять, что важного и нужного оно говорит.

Сегодня мы будем анализировать, расшифровывать образы “Капитанской дочки” А. С. Пушкина.

ИТАК, 10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.

2. Мотивация и целеполагание.

Пушкин изображает Пугачёва как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом.Все эти черты дают нам облик подлинного Пугачёва. (С.М.Петров)

-Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка

— Как бы вы сформулировали тему урока: (» Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Слайд №1

Запись в тетрадях темы урока.

— Попробуйте сформулировать цели урока.

(Исследовать историческую эпоху, показанную А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка», выявить основные черты образа Пугачёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв – народный защитник или злодей?)

(По ходу урока составляется таблица по образу Емельяна Пугачёва)

3. Практическая часть.

1. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. В 1762 году произошел еще один переворот: был свергнут с престола, а затем тайно убит император Петр3. На трон взошла его жена-Екатерина2.

Подробнее об этом времени, о причинах крестьянского бунта нам расскажут «историки». (Выступление учащихся с индивидуальным заданием.)

(Крестьянская война под предводительством Пугачева – одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением.

Недовольство народа – главная причина восстания.

Крестьяне были возмущены своим бесправным положением. Их могли продавать, проигрывать в карты, отдавать без их согласия для работы на завод и т.п. Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков. Присоединенные национальности (чуваши, башкиры, удмурты, татары, калмыки, казахи) были недовольны притеснением их веры, изъятием их земель и строительством на их территориях военных сооружений. Казакам тоже не нравилось, что ущемляют их свободу, ограничивают их права. Государство также установило монополию на соль, что подорвало экономику казаков. Дело в том, что казаки в основном жили за счет продажи рыбы и икры, а соль играла важную роль в увеличении их срока годности.

Наконец, казачье войско отказалось от погони за калмыками, которая была приказана им сверху. Правительство отправило отряд с целью усмирить казаков. На это казаки ответили только новым восстанием, которое было жестоко подавлено. Люди были в ужасе от наказаний главных зачинщиков и были напряжены.

К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель. Эти не подтвержденные ничем слова держали крестьян в напряжении, которое было готово вылиться в восстание.

Также говоря о причинах восстания, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только Пугачев смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности. Слайд №3

(Выступление учащихся с индивидуальным заданием.)

(Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. По происхождению казак; грамоте обучен не был.

В семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне. «За отличную проворность» он взят полковником в ординарцы.

1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего за храбрость (младший казачий офицерский чин).

1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи.

Конец 1772 года – Пугачев пробирается на Яик, к казакам. Здесь он пытается подбить людей на восстание, но его снова арестовывают и доставляют в тюрьму Казани. Он обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II – пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога.

После побега Пугачев скрывается в Яицких степях, где встречается с участниками неудачного крестьянского восстания 1772 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *